ПРАВО И ПРАВОСУДИЕ
© Коренева Ю. С., 2005
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В развитых странах, надлежащая социальная защищённость судей является гарантией и главной составляющей принципа их независимости1. Социальная защита судей, разумеется, во многом определяет уровень независимости судейского корпуса и обеспечивает возможность судьям подчиняться в своей деятельности только принципам законности и справедливости. Это установлено и многовековой историей развития судебной власти в России.
В период с IX по XIII века на территории Руси правосудие отправлялось всеми органами и лицами, обладавшими административно-управленческими полномочиями - князьями, посадниками и боярами. Судебное дело было одним из главных составляющих их труда. Пошлина, которую оплачивали спорящие стороны, потерпевшие и обвиняемые, подлежала передаче лицу, осуществлявшему правосудие. Не менее половины всех доходов князей формировались благодаря таким пошлинам. «Первые судьи» освобождались от уплаты податей, за ними закреплялись различные привилегии. Благодаря их материальному и социальному благополучию, был обеспечен «скорый и правый суд» согласно представлениям того времени2. Принципы и правила организации правосудия были заимствованы народами, населявшими территорию Древней Руси, у греков, римлян и византийцев3.
Важно отметить, что до 1864 года (а в некоторых местностях и до начала XX века) большинство чиновников - управленцев в рамках своей компетенции совмещали административные функции с судебной работой. Однако с XII -XIII веков пошлины уже не поступали в их доход в полном объёме.
Позднее правосудие осуществлялось различными чиновниками. Всех государственных наместников того периода, вершивших суд, условно можно разделить на две группы. Первую группу составляли чиновники, назначаемые на должность княжеским (государевым) указом, в тексте которого определялись непосредственно, территория подведомственная им, объём их полномочий, жалованье и иные виды привилегий социального характера. Социальную защиту представителей правосудия в этот период времени можно охарактеризовать как сдержанноумеренную. Им полагались «кормления» - материальное и социальное обеспечение, размер и объёмы предоставления которого были индиви-дуальны4.
Ко второй группе служащих, занимавшихся судопроизводством, относились те, кто был избран на свой пост из числа дворян и зажиточных крестьян (старосты, земские старосты, целовальники). Исполнение их функций считалось
очень почётной обязанностью, поэтому большого вознаграждения за этот труд предусмотрено не было, как впрочем, и иных мер материального обеспечения в натуре. Такой порядок существовал вплоть до начала XVIII века5. Аналогичные правила применялись и в отношении мировых судей Англии.
Низкий уровень дохода и социальной защищённости судебных чиновников стал основной причиной коррумпирования, волокиты и низкого качества судопроизводства на Руси. К сожалению, в этой сфере жизни общества ни чего не менялось в лучшую сторону до середины XIX века.
Реформа судебной системы, осуществлённая Петром I в начале XVIII столетия, была нацелена на изменение структуры судебной системы на территории Российской Империи. Вопросам социальной защиты судей было уделено мизерное внимание6. До 70-х гг. XIX века, то есть до времени реализации судебной реформы 1864 года, судьи могли довольствоваться только копеечным содержанием. В связи с этим на занятие судейских должностей претендовали неграмотные либо малограмотные граждане Российской Империи. Правосудие в России было скорее «фикцией, жалкой карикатурой»7.
Судебная реформа 1864 года была направлена на создание независимого судейского корпуса, состоявшего из судей, подчинявшихся в своей деятельности только закону, и осуществляющих в качестве своей профессиональной деятельности исключительно судейское дело. Независимость судей в первую очередь обеспечивалась при помощи грамотной социальной политики государства. Учреждением судебных установлений8 для всех судей и членов их семей было определено высочайшее, по тем временам, материальное обеспечение и не менее высокое социальное обеспечение. Впервые в качестве субъекта социальной защиты судей были упомянуты члены их семей.
Следует признать, что судебная реформа 1864 года существенно повысила социальный статус профессии судьи. Эта специальность становится по-настоящему престижной, востребованной и уважаемой в Российской Империи. В результате такой «социальной революции» судебная система была сформирована лучшими представителями научной интеллигенции - «новым дворянством»9. Многовековая идея о честном, быстром и профессиональном суде получила своё реальное воплощение. Судьи того периода, были, действительно, независимы в своей деятельности и осуществляли правосудие в строгом соответствии с общим разумом закона. Такие колоссальные результаты явились пря-
мым следствием абсолютно правильной социальной политики государства, направленной на обеспечение высокой социальной защиты судей и работников аппаратов судов.
В послереволюционный период и в советское время судьи относились к низкооплачиваемой категории служащих государственного аппа-рата10. Представители этой профессии находились на самом низком уровне всеми видами социального и материального обеспечения. Низкий уровень социальной защиты судей в СССР был обусловлен известной значимостью деятельности суда в советский период. Законодательство в это время было максимально упрощено, а правосудие, как правило, вершилось партийными органами и товарищескими судами по законам «коммунистического сознания». Государство того периода не нуждалось в судебной власти, сформированной независимыми юристами высокого класса.
С появлением нового государства РФ роль коммунистической партии и исполнительной власти в разрешении различного рода конфликтных ситуаций в области юриспруденции фактически была нивелирована. Страна очень быстро перешла в новую экономическую формацию. Общество «пришло к пониманию того, что суд -важнейший институт благоустроенного государ-ства»11. В связи с чем руководящему аппарату РФ в его регулятивной деятельности была жизненно необходима сильная судебная система, сформированная юристами с большой буквы. Именно качественно новый судейский корпус должен был способствовать скорейшему становлению России как правового государства. Для успешного достижения этой цели законодательная и исполнительная ветви власти в начале 90х годов прошлого века абсолютно правильно выбрали методы её достижения. Так, в короткий период времени, благодаря приоритетной материальной поддержке представителей судебной системы со стороны государства, среди прочих юридических профессий судейское дело приобретает огромную экономическую и социальную привлекательность в глазах юристов и общества в целом, повышается престиж суда. С этого времени судьями становится интеллектуальная юридическая элита с безупречной репутацией, обладающая высокими моральными качествами. В законодательство возвращается дореволюционный термин «высокий статус судьи», который обусловливает особое отношение государства и общества к этой категории государственных служащих. Согласно пункту 1 ст. 9 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», судьям предоставляется за счёт государства материальное и социальное обеспечение, соответствующее их высокому статусу12.
В законодательство возвращается дореволюционный термин «высокий статус судьи», который обуславливает особое отношение государства и общества к этой категории государственных служащих. Судебная система становится по настоящему независимой ветвью власти. Вряд ли это было возможно без соответствующей опеки государства по отношению к указанной группе служащих.
Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ч. 1 ст. 120 Конституции РФ). Важнейший принцип осуществления правосудия в РФ раскрывается через предписания федерального законодательства, развивающие конституционные начала.
Согласно указаниям Европейской хартией о статусе судей «целью статуса судьи является обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности, которые каждый гражданин вправе ожидать от судебных инстанций и от судей в отдельности, которым доверена защита его прав. Статус исключает возможность принятия и применения любых нормативных положений и процедур, способных поколебать доверие к их компетентности, независимости и беспри-
13
страстности» .
В российских условиях для обеспечения реальной независимости судьи, гарантии осуществления в отношении него особых мер социальной защиты, часть из которых распространяется на период его пребывания в отставке, имеют немаловажное значение. Этот факт общеизвестен. Тем не менее возникают определённые сложности в идентификации таких мер, что вызвано крайне нелогичным и непоследовательным построением нормативной базы по этому вопросу.
Так, согласно ряду законов независимость судьи обеспечивается посредством предоставления ему за счет государства материального и социального (социально-бытового) обеспечения, соответствующего его высокому статусу14. При этом вопросы социального обеспечения судьи отнесены как к материальному обеспечению судей, так и к социальной защите. К примеру, в ст. 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 года №3132-1 (в ред. от 5 апреля 2005 г.) 15, озаглавленной как «Материальное обеспечение судей» помимо заработной платы, разрешаются ещё и проблемы предоставления жилых помещений судьям, выплаты единовременных пособий и обеспечения проездными документами. Хотя эта проблематика является предметом исследования социального обеспечения и, соответственно, социальной защиты16.
Статья 20 приведённого закона посвящена мерам социальной защиты судей, к которым отнесены только страхование жизни, здоровья и имущества судьи, а также часть пенсионных вопросов. Таким образом, меры социальной защиты сведены к узкому понимаю социального обеспечения, что представляется совершенно неприемлемым.
Кроме того, сложность ситуации заключается ещё и в том, что законодательство о статусе судей не содержит развёрнутых определений таких понятий, как «материальное обеспечение судьи», «социальное обеспечение судьи», «социально-бытовое обеспечение судьи», «социальная защита судей».
Представляется целесообразным заменить все термины о социально-правовых гарантиях судей на один - «социальная защита судей», который, я полагаю, более универсален, по-
скольку включает в себя все меры их социальноправовой защиты .
Обозначенному подходу соответствуют положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.)1 . Настоящий нормативный акт в качестве дополнительных гарантий социальной защиты судей предусматривает меры, которые в соответствии с предыдущим законом относятся к социальному и материальному обеспечению. Это и стандарты при исчислении заработной платы, и денежные компенсации за найм и под-найм жилья, и гарантии выплат пожизненного содержания. Скорее всего, авторы указанного закона восприняли положительный теоретический опыт, накопленный специалистами в области права социального обеспечения и учли социальное и материальное обеспечение судей, как составные части их социальной защиты.
В этой связи, немаловажно определить степень соотношения понятий «социальная защита судей» и «гарантии социальной защиты судей». В общем смысле гарантиями является система условий, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод18. Однако гарантии можно рассматривать и как первичные источники социальной защиты судей, поскольку они служат основанием для образования неограниченного количества норм, постановлений, предписаний с соответствующими им толкованиями и изъяснениями19. Успешное выполнение профессиональных обязанностей судей обеспечивается благодаря системе гарантий правового, экономического, социального и иного характера.
Социальная защита судей в настоящее время как комплексное образование отвечает признакам, которые присущи объектам, относящимся к классу систем. Несомненно, она представляет собой, во-первых, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, во-вторых, и в-третьих, образующих определённую целостность20.
Структура системы социальной защиты судей включает в себя в качестве компонентов (элементов): денежные средства; субъекты -предоставляющие обеспечение, осуществляющие защиту и опекаемые; нормативно-правовые акты; комплекс мер, направленных на её осуществление. Поэтому систему социальной защиты судей можно определить как систему взаимосвязанных и взаимодействующих следующих структурных элементов: нормативно правовых актов, финансовых фондов, органов и учреждений, субъектов обеспечения и мер обеспечения.
Весь комплекс гарантий независимости судей, включая меры их правовой защиты, материального и социального обеспечения, устанавливается только федеральным и региональным законодательством. В отношении судей Конституционного Суда РФ, федеральных, военных и мировых судей - Законодательным собранием РФ, Президентом РФ и Правительством РФ21; в отношении судей конституционных (уставных)
судов субъектов РФ и частично мировых судей -представительными органами и руководителями исполнительной власти субъектов РФ22.
При исследовании вопроса о субъектах социальной защиты судей их условно можно разделить на две группы. Первую группу составляют государственные органы, как правило, входящие в судебную систему РФ, одна из основных функций которых заключается в формировании и осуществлении мер социальной защиты судей. Вторую группу (группу опекаемых) - составляют судьи и члены их семей.
Неподчинение судьи в своей деятельности гражданам и юридическим лицам возможно лишь тогда, когда материальное и социальное обеспечение, иные виды социальной защиты осуществляются определёнными структурами судебной системы. В качестве таких субъектов можно выделить:
■ Аппараты Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ23. Применяют меры социальной защиты судей в отношении сотрудников этих судебных учреждений.
■ Судебный Департамент при Верховном Суде РФ4 является федеральным государственным органом, осуществляющим обеспечение деятельности в области социальной защиты судей верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, мировых судей.
Социальная защита судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ25 реализуется, как правило, при помощи аппаратов этих судов.
И, безусловно, финансирование конституционного (уставного) суда субъекта РФ производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ, а финансирование Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей осуществляется на основе утвержденных федеральным законом нормативов и указывается отдельными строками в федеральном бюджете.
Получатели указанных денежных средств самостоятельно распоряжаются ими, придерживаясь указаний собственного бюджета, проект которого был представлен органам исполнительной и представительной ветвей власти в ходе разработки федерального или регионального бюджетов.
Проанализировав субъектов социальной защиты судей, отмечу, что к субъектам обеспечения относятся судьи, формирующие судебную систему РФ, и члены их семей26. В эту систему государственной власти РФ не включены постоянно действующие третейские суды и третейские суды, образованные сторонами для разрешения конкретного спора. Вопросы социальной защиты третейских судей могут быть урегулированы в ходе составления третейского соглашения или разъяснены локальным нормативным актом предприятия, при котором создан постоянно
27
действующий третейский суд .
Следует отметить, что законодательство РФ предусматривает возможность создания специализированных судов (ювенальные, административные и тому подобные суды), которые будут входить в судебную систему РФ28. Следовательно, в случае их введения на территории РФ, судьи этих специализированных судов также будут относиться к субъектам обеспечения социальной защиты судей.
Социальная защита судей осуществляется при помощи целенаправленных действий по реализации мер социально-экономического и организационного характера, обеспечивающих осуществление социальных прав и успешное исполнение служебных обязанностей данной категории работников.
Всё многообразие этих мер можно классифицировать по различным направлениям, факторам, признакам и содержанию.
В зависимости от источников финансирования меры социальной защиты можно подразделить на:
■ финансируемые из федерального бюджета;
■ финансируемые из бюджетов субъектов РФ.
В зависимости от круга лиц, на которых
распространяются меры социальной защиты судей, на:
■ меры, установленные для федеральных и мировых судей РФ, а также членов их семей;
■ меры, установленные для военных судей РФ и членов их семей;
■ меры, установленные для судей Конституционного Суда РФ и членов их семей;
■ меры, установленные для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ;
■ меры, индивидуальной социальной ад-
ресной защиты судей, необходимыми для смягчения негативных последствий какой-либо неординарной ситуации
(смерть близких родственников, срочное дорогостоящее лечение).
На федеральных и мировых судей распространяются так называемые общие гарантии социальной защиты судей в РФ, предусмотренные в частности Законом о статусе судей, ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации».
В лучшем положении находятся военные судьи. Согласно ст. ст. 26, 29, 30, 31 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»29 в отношении этой категории судейского корпуса и членов их семей применяются специальные меры, заключающиеся в сочетании социальной защиты судей и социальной защиты военнослужащих офицерского состава. В некоторых случаях, эти меры применяются совместно, а иногда раздельно по выбору военного судьи или членов его семьи. Это объясняется тем, что кандидат на должность военного судьи кроме соблюдения прочих условий должен иметь офицерское звание и при вступлении в должность обязан заключить контракт о прохождении военной службы. Военные судьи обладатели смешанного по сво-
ему характеру статуса - они и судьи, и военнослужащие.
Самой объёмной по своему содержанию является социальная защита судей Конституционного Суда РФ и членов их семей. Она состоит из мер социальной защиты судей общей юрисдикции и мер социальной защиты, направленных на обеспечение материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда РФ. По общему правилу социальная защита судей Конституционного Суда РФ и членов их семей устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством РФ для судей прочих высших федеральных судов. В случаях, если другими правовыми актами для судей Конституционного Суда РФ предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, применяются положения этих актов30. Так, в последние несколько лет неоднократно вносились изменения в федеральное законодательство, регламентирующее вопросы социальной защиты судей РФ, которые понизили уровень их социальной защищённости. Судей же Конституционного Суда РФ эти «новшества» не коснулись, поскольку не претерпел изменений Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 года № 941 «О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации»31. Текст этого нормативного документа наполовину закрепляет отменённые нормы о социальной защите судей и устанавливает более высокие гарантии их социальной защиты по отношению к прежнему и нынешнему законодательству.
В зависимости от сроков выполнения, социальную защиту судей можно разделить на два вида:
■ меры, осуществляемые в рамках долгосрочных социально-экономических программ;
■ меры, осуществляемые в рамках краткосрочных социально-экономических программ.
Первая группа указанных мер носит стратегический характер. Это крупномасштабные компании общегосударственного уровня, рассчитанные на длительный период исполнения (от пяти лет и более). К их числу можно отнести достижение уровня материального, бытового и социального обеспечения судей, соответствующего возлагаемой на них ответственности. Впервые скоординированные программы реформирования судебной системы, и в частности, социальной защиты судей, начали разрабатываться и исполняться на территории России в период царствования Петра I32. Впоследствии многие российские монархи предпринимали аналогичные попытки, однако самой результативной, как и самой длительной, можно признать судебную реформу 1864 года. Её реализация была поэтапной и заняла более 30 лет. Тем не менее практически все цели и задачи, задуманные её создателями, были достигнуты и решены33. Время начала современной судебной реформы следует исчислять с принятия Верховным советом РСФСР 24
октября 1991 года Постановления «О концепции судебной реформы»34.
Судебная реформа в РФ, в части усовершенствования системы социальной защиты судей, осуществляется при помощи мер тактического характера. Они применяются в рамках краткосрочных государственных программ, планируемых на срок от одного года до пяти лет. В период с 2002 по 2006 годы установлен график выполнения государственной программы, способствующий совершенствованию системы социальной защиты судей35. В декабре 2004 года VI Всероссийский съезд судей решил обратиться к Правительству РФ с предложением разработать и утвердить федеральную целевую программу по вопросам укрепления и дальнейшего развития судебной системы на 2007-2012 гг.36.
В зависимости от способов оказания, меры социальной защиты судей делятся:
■ денежные выплаты;
■ натуральные выдачи;
■ услуги.
В результате глубокого анализа содержания мер социальной защиты судей, можно подразделить их на:
■ меры материального обеспечения;
■ меры социального обеспечения;
■ меры по охране труда.
В зависимости от функциональной нагрузки меры социальной защиты судей целесообразно систематизировать в следующем порядке:
■ компенсационного характера, направленные на возмещение ограничений, установленных в связи с вступлением в должность, и на вознаграждение за особые условия труда;
■ стимулирующие меры социальной защиты, призваны заинтересовывать кандидатов в судьи приложить все усилия к вступлению в должность судьи, а судей - как можно дольше и лучше выполнять свои профессиональные обязанности.
■ Социальные меры, имеют своей основной задачей предупреждение, смягчение, нейтрализацию и устранение негативных жизненных ситуаций и состояний.
■ Защитные меры, предназначены для защиты здоровья, жизни и имущества судей и членов их семей от любых посягательств и от наступления неблагоприятных жизненных состояний, к примеру, болезней или инвалидности.
■ Восстановительные меры, состоят в восстановлении физического и психологического здоровья судей, а также в компенсации уничтоженного или повреждённого имущества судей.
На основании изложенного, социальную защиту судей РФ можно охарактеризовать как деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую за счёт средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, заключающаяся в реализации определённого законодательством комплекса мер, которые направлены на обеспечение независимости судей от всякого рода внешних факторов и воздействий, на сохранение высокого уровня материальной обеспеченности судей и членов их семей, на компенсацию ограничений
установленных по службе и на обеспечение успешного выполнения ими своих профессиональных обязанностей.
К сожалению, наметившийся ещё несколько лет назад подъём в сфере социальной защиты судей близок к провалу. Этому способствует несколько причин, во-первых, установленные ранее гарантии социальной защиты судей либо отменяются вообще либо изменяются в сторону ухудшения37. Во-вторых, законодательство о социальной защите судей в РФ разрозненно -отчасти противоречиво, декларативно, чрезмерно поверхностно. В большинстве случаев, гарантии социальной защиты судей не воплощаются в жизнь. Нормы, устанавливающие гарантии и меры социальной защиты судей, являясь первичными источниками, не предусматривают процедуры реализации таковых мер и гарантий, и соответственно, содержат отсылки по этим вопросам к вторичным источникам права (устанавливающим взаимные правопритязания и правообя-занности). Вторичные же источники права по данной тематике ещё не находятся даже в стадии разработки. Отсутствует единый кодифицированный нормативный правовой акт о возможности полноценного обеспечения принципа независимости судей, что делает сложным процесс идентификации социальной защиты судей РФ и мер её реализации. В-третьих, не установлены меры юридической ответственности за невыполнение норм о социальной защите судей в отношении органов государственной власти и должностных лиц, участвующих или способствующих реализации социально-правовых гарантий судей.
Следовательно, на основании изложенного, можно полагать в целях построения логической взаимосвязи нормативных актов о статусе судей в РФ, представляется необходимым провести кодификацию в этой области законодательства. В первую очередь, необходимо в ходе тесного сотрудничества органов судейского сообщества РФ и Министерства экономического развития и торговли РФ, а также Министерства финансов РФ разработать проект Федерального закона «О социальной защите судей в Российской Федерации» и принять все усилия для введения в действие. С целью совершенствования законодательства с технико-юридической точки зрения, на основании исследования законодательства РФ о социальной защите судей, предлагается отразить в проекте этого федерального закона следующие моменты:
■ дать легальное разъяснение понятия «социальная защита судей» согласно приведённому выше определению;
■ применять словосочетания «материальное и социальное обеспечение судей» исключительно как составляющие понятия «социальная защита судей»;
■ определить субъектов социальной защиты судей, а также лиц способствующих реализации мер социальной защиты судей;
■ предусмотреть компетенцию федеральных и региональных органов государственной власти в области социальной защиты судей;
■ разработать комплекс мер, направленных на обеспечение социальной защиты судей и произвести их градацию в зависимости от статуса судьи, его субъективных особенностей;
■ установить точный порядок реализации мер социальной защиты судей;
■ предусмотреть механизмы организации контроля за осуществлением деятельности по социальной защите судей в РФ;
■ установить меры юридической ответственности за нарушение указанных в законе правил;
■ дублировать все действующие нормы РФ о гарантиях, о мерах и о способах реализации социальной защиты судей, не противоречащие основным законным положениям о независимости судей в РФ.
После создания нового, систематизированного нормативно-правового акта, необходимо будет признать утратившими силу все нормативные документы, отчасти повторяющие его положения.
На наш взгляд, участие в разработке предложенного законопроекта обозначенных федеральных министерств, сделает экономически возможным применение этого нормативного документа на практике в полном объёме, без каких-либо изъятий, сразу после его принятия.
□ □ □ □ □
1 Судебная система США : сб. тезисов // Вашингтон: [Б. И.]., 2003. С.4.
2 Судебная власть России: история, документы / общ. ред. О. Е. Кутафин, В. М. Лебедев, Г. Ю. Семагин. М., 2003. Т. I. С. 61-62.
3 Кечекьян, С. Т. Государство и право Древней Греции / С. Т. Кечекьян. М., 1963. С. 9, 15-17, 39, 41, 43-45. Липшиц, Е. С. Право и суд в Византии (М^Ш века) / Е. С. Липшиц. Л., 1976. С. 174, 178 .
4 Троцина, К. История судебных учреждений в России / К. Троцина. СПб., 1851. С. 15-30.
5 Там же. С. 27-40
6 Судебная власть России: история, документы / общ. ред. О. Е. Кутафин, В. М. Лебедев, Г. Ю. Семагин. М., 2003. Т. II. С. 138-139.
7 Судебная реформа / общ. ред. И. В. Гессена. СПб., 1905. С. 9.
8 Учреждение судебных установлений // Судебные уставы, Высочайше утверждённые 20 ноября 1864, с разъяснениями их по решениям Кассационных Департаментов Правительствующего Сената. М., 1869.
9 Административно-судебная система Восточной Сибири конца XIX - начала XX века в лицах и документах / сост. В. Г. Вишневский. Иркутск, 2004. С. 61.
10 Судебная реформа / общ. ред. Т. Г. Моршакова. М., 1990. С. 57.
11 Первая сессия Верховного Совета СССР. Бюл. № 48 совместного заседания Совета Союза и Совета Национальностей. М., 1989. С. 10.
12 О статусе судей в Российской Федерации: Закон РФ от 26 июня 1992г. № 3231-1 (с изм. и доп. вступившими в силу 5 апреля 2005 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1792.
13 Европейская хартия о статусе судей (Страсбург, 8-10 июля 1998 г.) // Сборник нормативных актов о суде и статусе судей РФ. М., 2004. Кн. 2. С. 257.
14 См.: О статусе судей в Российской Федерации: Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 (в ред. от 5 апреля
2005 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1792; О судебной системе в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ (в ред. от 5 апреля 2005 г.) // Собр. законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
15 Там же. Далее по тексту «Закон о статусе судей»
16 Можаев, В. Правовые основы социальной защиты трудящихся / В. Можаев // Социальная защита. 1996. № 1.
17 Собр. законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 144.
18 Теория государства и права : учебник / под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. Екатеринбург, 1996. С.504.
19 Алексеев, Н. Н. Основы философии права / Н. Н. Алексеев. СПб., 1999. С. 165.
20 Философский словарь / под ред И. Т. Фролова. М., 1987. С. 427.
21Установлено п. 1. ст. 2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. № 3132 - 1 (в ред. от 5 апреля 2005 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1792.; Ст. ст. 1, 12 гл. 3 ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 5 апреля 2005 г.) // Собр. законодательства Рф. 1997. № 1. Ст. 1.
22Установлено п.1 ст. 2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 г. № 3132 - 1 (в ред. от 05.04.2005 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1792.; П. 2 ст. 12, п. 2 ст. 27, п. 2. ст. 28 ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 5 апреля 2005 г.) // Собр. законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.; П. 3 ст.
10 Фз «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ (в ред. от 5 апреля 2005 г.) // Собр. законодательства рФ. 1998. № 51. Ст. 6270.
23 Установлено ст. 111 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 5 апреля 2005 г.) // Собр. законодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.; П. 8. ст. 10 ФКЗ «Об Арбитражных Судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 25 марта 2004 г.) // Собр. законодательства РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.; Ст. 30 ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 5 апреля 2005 г.) // Собр. законодательства Рф. 1997. № 1. Ст. 1.
24 Установлено ст. 31 ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 5 апреля 2005 г.) // Собр. законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.; П. 18 ст. 6 фЗ «О Судебном Департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от
8 января 1998 г. № 7-ФЗ (в ред. от 30 ноября 2004 г.) // Собр. законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 223.
25 Установлено п. 2 ст. 27 ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ (в ред. от 5 апреля 2005 г.) // Собр. законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.; п. 2 ст. 20 Закона Иркутской области «Об Уставном Суде Иркутской области» от 1 июня 2000 г. № 32-ОЗ (в ред. от 1 апреля 2004 г.) // Ведомости ЗС Иркутской области. 2000. № 41.
26 Установлено ст. ст. 19, 20 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. № 3132-11 (в ред. от 5 апреля 2005 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1792.; ст. 4 ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ (в ред. от 5 апреля 2005 г.) // Собр. законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1
27 Установлено ст. ст. 15, 16 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3019.
28 Установлено п.3 ст. 4 ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 5 апреля 2005 г.) // Собр. законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
29 О военных судах Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ // Собр. законодательства РФ. 1999. № 26. № 3170.
30 Установлено ст. 13 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 5 апреля 2005 г.) // Собр. законодательства РФ. 1994. № 13. ст. 1447.
31 Собр. законодательства РФ. 1995. № 38. Ст. 3668.
32 Судебная власть России: история, документы / общ. ред. О. Е. Кутафин, В. М. Лебедев, Г. Ю. Семагин. М., 2003. Т. II. С. 120, 126-127.
33 Судебная реформа / общ. ред. И. В. Гессена. СПб., 1905. С. 250.
34 Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1435.
35 О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы»: Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. № 805 (с изм. и доп. вступившими в силу 6 февраля 2004 г.) // Собр. законодательства РФ. 2001. № 49. Ст. 4623.
36 О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его совершенствования: Постановление VI Всероссийского съезда судей от 2 декабря 2004 г. // Вестник ВАС РФ. 2005. № 2 (147). С.15.
37 К примеру, в 1995 году в соответствии с п. в ст. 15 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации о статусе судей в Российской Федерации», жилые помещения передавались в собственность судьи бесплатно. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ гарантия предоставления жилья судьям отменена и не действует с 1 января 2005 года. В настоящее время судьям гарантировано обеспечение жилыми помещения специализированного фонда в период их пребывания в должности или в почётной отставке. Отсюда следует, что судей лишили в качестве компенсационной меры социальной защиты возможностей получать от государства жилые помещения в собственность. Теперь они могут лишь временно пользоваться не своим, а чужым недвижимым имуществом.