Научная статья на тему 'Законодательные пробелы и противоречия в формировании судебной системы'

Законодательные пробелы и противоречия в формировании судебной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1079
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СУДЬЯ / МИРОВОЙ СУДЬЯ / АППАРАТ СУДА / СЛУЖБА В СУДЕБНЫХ ОРГАНАХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антонченко Ирина Владимировна

Предметом исследования в настоящей статье являются: юридическое содержание судебной власти, правовой статус судьи, вопросы, связанные с правовым статусом работников аппарата суда, действующее федеральное законодательство, содержащее основы судебной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legislative gaps and contradictions in the formation of the judicial system

The subject of study in this article are: the legal content of the judicial power, the legal status of judges, issues related to the legal status of employees of the court, the current Federal legislation containing the principles of the judicial power.

Текст научной работы на тему «Законодательные пробелы и противоречия в формировании судебной системы»

2.38. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЕЛЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

Антонченко Ирина Владимировна, магистрант. Место учебы: Российский государственный университет Правосудия. Подразделение: кафедра государственно -правовых дисциплин. E-mail: antonchenko83@mail.ru

Аннотация: предметом исследования в настоящей статье являются: юридическое содержание судебной власти, правовой статус судьи, вопросы, связанные с правовым статусом работников аппарата суда, действующее федеральное законодательство, содержащее основы судебной власти.

Ключевые слова: судебная власть, судебная система, федеральный судья, мировой судья, аппарат суда, служба в судебных органах.

LEGISLATIVE GAPS AND CONTRADICTIONSIN THE FORMATION OF THE JUDICIAL SYSTEM

Antonchenko Irina Vladimirovna, master student. Place of study: Russian State University of Justice. Department: state legal disciplines chair. E-mail: antonchenko83@mail.ru

Annotation: The subject of study in this article are: the legal content of the judicial power, the legal status of judges, issues related to the legal status of employees of the court, the current Federal legislation containing the principles of the judicial power.

Keywords: judicial power, judicial system, Federal judge, magistrate, court staff, service in the judiciary.

В настоящее время Российская Федерация находится на очередном этапе своего развития, предстоят правовые реформы. Постановлениями Правительства утверждаются новые федеральные целевые программы по развитию административной и судебной систем. В процессе формирования особую актуальность приобретает создание эффективно функционирующей системы судебных органов. Одним из основных ее институтов должен стать вопрос правового обеспечения службы в судебных органах. В этой связи вопрос об основных проблемах и факторах, влияющих на эффективность работы в судебных органах как самих судей, наделенных специальным статусом, так и работников аппарата суда, необходимо учитывать при формировании системы правового обеспечения данной сферы отношений.

Законодательная база о судебной системе является многоплановой и многообразной, отсутствует систематизация, в связи с чем имеется достаточное количество пробелов и противоречий в правовом регулировании, наличие которых уменьшает самостоятельность судебной власти.

В соответствии со ст.10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Судебной власти отведена глава 7 Конституции РФ, которая закрепляет, что судебная власть представляет собой разновидность государственной власти.

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996г. №1 - ФКЗ «О судебной системе РФ» устанавливает судебную систему РФ. Он же различает федеральные суды и суды субъектов РФ, суды общей и специальной юрисдикции. Должность судьи федерального суда включена в реестр государственных должностей РФ,

утвержденным Указом Президента №32 от 11.01.1995г. «О государственных должностях в РФ». К первому уровню судов общей юрисдикции относятся мировые судьи.

Статья 1 Федерального закона от 17.12.1998г. «О мировых судьях в РФ» устанавливает, что мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и включены в единую судебную систему.

Материально - техническое обеспечение деятельности мировых судей возложено на субъекты Федерации, что прямо предусмотрено частью 3 статьи 10 Федерального закона от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", которая гласит: «материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации». Во многих регионах между органами исполнительной власти субъектов и управлениями судебного департамента заключены соглашения о передаче функций организационного обеспечения мировых судей органами Судебного департамента. По этим соглашениям организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляют подразделения по организационному обеспечению деятельности мировых судей, создаваемые при управлении судебного департамента.

С другой стороны, частью 1 статьи 10 этого же закона устанавливается, что обеспечение ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения мировых судей, других выплат, осуществляемых за счет средств фонда оплаты труда, социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, а также обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. То есть, финансирование мировых судов можно назвать двухуровневым: федеральным и региональным, в связи с чем возникают вопросы зависимости от органов исполнительной власти.

Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей определен статьей 6 и 7 закона «О мировых судьях в Российской Федерации». Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Кроме этого, должность мирового судьи долгое время оставалась совсем без внимания, хотя по своей правовой природе должна относится к реестру должностей государственной службы субъекта Федерации. Так, например, такая должность, как должность - мировой судья не входила в реестр государственных должностей Ростовской области, утвержденным Законом Ростовской области от 26 июля 2005 года N 345-зс «О реестре государственных должностей Ростовской области и реестре должностей государственной гражданской службы». Такая должность, как позиция введена Областным законом от 04.05.2010 N 400-ЗС, то есть спустя 12 лет существования института мировых судей, а все это время они были попросту забыты.

В соответствии с ч.1 ст.2 ФЗ «О статусе судей в РФ» все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Однако, правовое положение мировых судей свидетельствует об обратном. Учитывая, что должность федерального судьи включена в реестр госу-

ФОРМИРОВАНИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

Антонченко И.В.

дарственных должностей, а должность мирового судьи в реестр государственных должностей субъекта, то указанные должности относятся к разным правовым институтам, в связи с чем на лицо неравенство правового положения судей.

В соответствии со ст.32 ФКЗ «О судебной системе» аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда. Работники аппарата суда являются государственными гражданскими служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания.

Исходя из основных понятий, определяющих специфику судебной власти, можно говорить о том, что служба в судебных органах представляет собой профессиональную деятельность лиц, замещающих государственные должности и реализующих судебную власть в пределах своих полномочий. Однако, правовой статус как самих судей, так и работников аппарата суда является разно уровневым.

В этой связи, необходимо создание особого правового регулирования, регламентирующего именно государственную службу в судебных органах.

Назрела необходимость создания на федеральном уровне нормативно-правового акта о «Государственной службе в судебных органах», который должен включать в себя уровни судебной службы, такие как федеральный, региональный и местный (мировой). Более того, необходимо привести в соответствие с уровнями судебных органов реестры государственных должностей, то есть разграничить по уровням: федеральный, региональный, местный. Также необходимо классифицировать должности работников аппарата судов с учетом специфики их деятельности, а именно в органах судебной власти.

Вопросы финансирования также требуют определенных изменений, в частности необходимо создание единого финансового органа в судебной системе - казначейства, полномочного осуществлять финансирование органов судебной власти всех уровней и по всем статьям расходов, тем самым исключить участие органов исполнительной власти.

Финансовая и кадровая независимость судебной системы будет являться важнейшей гарантией самостоятельности судов и судей. А разделение судебной системы на федеральную, региональную и местную отразили бы федеративное устройство Российской Федерации. В этой связи нельзя не согласиться с мнением А.И. Бабкина, высказанным в своей работе «Совершенство судоустройства»: «Федеративное устройство российской судебной системы вытекает из требований Конституции Российской Федерации, в которой указано, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом; полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом (часть 3 статьи 118). Иначе говоря, Конституция проводит различие между судебной системой в целом (родовое понятие) и федеральной судебной системой (видовое понятие) как ее частью. В Федеральном конституционном законе от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" также различаются федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации (статья 4)». Существующая судебная система не является федеративной, судебные системы субъектов РФ отсутствуют. К ним возможно, но совершенно условно, отнести Конституционные (уставные) суды субъекта РФ, однако их подве-

домственность весьма специфична. Мировые судьи, несмотря на то, что назначаются на должность представительным органом субъекта РФ, по существу составляют низшее звено федеральной системы судов общей юрисдикции.

На необходимость выделения судебной службы в отдельный вид государственной службы, было обращено должное внимание Совета судей РФ. В Постановлении Совета судей от 04.12.2014 №339 «О ходе подготовки проекта федерального закона о введении судебной службы, как отдельного вида государственной службы» подняты вопросы финансирования мировых судов, а также вопросы по оплате труда работников аппарата суда, которые продолжают оставаться на низком уровне. В Постановлении Совета судей от 04.12.2014 №339 отмечается «заработная плата работников аппарата суда не соответствует высокому статусу суда и не обеспечивает достойных условий жизни. Указанные проблемы не позволяют заполнить даже имеющуюся численность судов». Особое внимание уделяется принципам судебной службы, вопросы оплаты труда служащих судебной службы, основные и дополнительные государственные гарантии служащих судебной службы. Должностной оклад служащего федеральной судебной службы предлагается установить в процентном соотношении к должностному окладу Председателя Конституционного Суда Российской Федерации. То есть проект закона предполагает разграничение судебной службы по должностям. Однако, вопросы касательно самих федеральных судей не затронуты. Несмотря на предпринятые попытки закрепления государственной службы в судебных органах, как самостоятельный вид государственной службы, данный законопроект до настоящего времени не нашел своего законодательного закрепления.

Кроме этого, Закон о службе в судебных органах должен содержать такие правовые институты, которые будут затрагивать вопросы формирования кадрового состава аппарата суда и формирование самого судейского корпуса, а также будут четко обозначены правовые положения каждого государственного служащего судебного органа. В связи с эти нельзя не согласиться с мнением Г.Т. Ермошина, высказанным в своей работе «Статус судьи как организационно-правовая форма обеспечения его независимости», в которой он выделяет несколько направлений карьерного роста судьи в течение его профессиональной деятельности. Им выделена административная карьера - движение по иерархии судейских должностей. Служебная лестница, по которой может продвигаться судья федерального суда, имеет очень мало ступенек: рядовой судья -член президиума суда - председатель судебного состава - заместитель председателя суда - председатель суда. Кроме этого, инстанционная карьера судьи -движение по иерархии судейских инстанций (судья в суде 1 -ой судебной инстанции - в суде 2-ой судебной инстанции - в суде 3-ей судебной инстанции - в суде надзорной инстанции).

Наиболее эффективным механизмом судейской карьеры, на мой взгляд, стало бы ее начало на стадии получения образования гражданина, желающего в будущем получить статус судьи. Уже на этой стадии у гражданина РФ необходимо вырабатывать личностные качества, ведь многие права и обязанности судей связаны с судейским усмотрением, которое так отрицательно воспринимается обществом, граждане боятся произвола, связанного с его применением, и соответственно выступают против чрезмерности, ставят в

зависимость от него основных прав гражданина. На основании полученного соответствующего образования станет возможным формировать аппарат суда, тем самым повысить эффективность его работы. Формирование судейского корпуса станет достойным только лишь с корпуса аппарата суда.

Обусловлено это тем, что в последнее время, желание стать судьями выражают и адвокаты, сотрудники прокуратуры, нотариусы. Однако, названные юридические специальности обладают своими особенностями, связанные со спецификой вида деятельности, то есть это уже сформировавшиеся личности со специфическим правовым сознанием, в связи с чем такие кандидаты на должность судьи могут усугубить недоверие общества к судьям.

Резюмируя вышеизложенное представляется целесообразным предложить следующие меры по оптимизации судебной системы:

создание на федеральном уровне нормативно-правового акта о «Государственной службе в судебных органах», который должен включать в себя уровни службы в судебных органах, такие как федеральный, региональный и местный, а также предусмотреть формирования кадрового состава аппарата суда и формирование самого судейского корпуса;

разработка особого реестра государственных должностей применительно к судебной системе;

для гарантии самостоятельности судов необходимо создание единого финансового органа в судебной системе - судебного казначейства, полномочного осуществлять финансирование органов судебной власти всех уровней и по всем статьям расходов.

В заключении хотелось бы отметить, что в своем выступлении на совещании судей 16 февраля 2016 года, Президент В.В. Путин коротко подвел некоторые итоги судебной реформы и отметил следующее: «...реформа должна прежде всего способствовать повышению качества и доступности правосудия. Она была предпринята как раз ради решения именно этих задач - для эффективной защиты прав, достоинства, собственности граждан нашей страны, для того, чтобы росло их доверие к суду и к судьям».

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1; Собрание законодательства РФ. 2014. № 6. Ст. 551.

3. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «О статусе судей в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // Российская газета. 1992. 29 июля.

4. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ (ред. от 21.07.2014) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»// Российская газета. № 29. 2011; Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 898.

5. Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О мировых судьях в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 1998. № 51.

Ст. 6270; Собрание законодательства РФ. 2016. № 15. Ст. 2065.

6. Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1406 (ред. от 10.04.2017) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 1. Ст. 13.

7. Указ Президента РФ от 11.01.1995 № 32 (ред. от 26.01.2017) «О государственных должностях Российской Федерации»// Российская газета. 1995. 17 января //Собрание законодательства РФ. 2017. № 5. Ст. 777.

8. Постановление Совета судей РФ от 04.12.2014 № 339 «О ходе подготовки проекта Федерального закона о введении судебной службы как отдельного вида государственной службы»//СПС «Консультант Плюс»

9. Областной закон Ростовской области от 26 июля 2005 года № 345-зс «О реестре государственных должностей Ростовской области и реестре должностей государственной гражданской службы»// Официальный портал правовой информации Ростовской области |1Йр://р^о^о№1а1№1.ш, 27.02.2015.

10. Изварина А.Ф. Судебная система России: концептуальные основы организации, развития и совершенствования: монография. - Москва: Проспект, 2014. - 304 с.

11. Михайловская И.Б. «Суды и судьи: независимость и управляемость - Москва: Проспект, 2010. -128 с.

12. Научно-практический комментарий к Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. № 1 -ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (постатейный) / Е.А. Григорьева, М.А. Беляев, Н.А. Бочкарева и др.; под ред. В.А. Дмитриева. М.: Юс-тицинформ, 2016. 152 с.

13. Бабкин А.И. Реформирование судебной системы не завершено. Совершенствование судопроизводства // Российский судья. 2016. № 4. С. 3 - 6.

14. Ермошин Г.Т. Статус судьи как организационно-правовая форма обеспечения его независимости // Российский судья. 2012. N 6. С. 10 - 16; № 7. С. 10 - 16.

Материал выверен, цифры, факты, цитаты сверены с первоисточником. Материал не содержит сведений ограниченного распространения. Статья проверен в системе «Антиплагиат»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.