Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА И РОЛИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ В КУЛЬТУРЕ ЗДОРОВЬЯ'

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА И РОЛИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ В КУЛЬТУРЕ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
44
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ФИЛОСОФИЯ ЗДОРОВЬЯ / ПЕДАГОГИКА ЗДОРОВЬЯ / ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ХРУПКОЕ ГОСУДАРСТВО / СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Треушников Илья Анатольевич, Мухина Татьяна Геннадьевна, Треушников Алексей Ильич

Цель: определить спектр проблем в определении места и роли системы ценностей в педагогических моделях культуры здоровья. Методы: информационный подход как один из основных методов исследования научного направления «информационная культурология». Данный метод применяется как эффективный инструментарий исследования явлений современной цифровой культуры. Методы анализа, обобщение, сравнение. Результаты: Модель культуры здоровья разрабатывается в различных областях научного знания: здравоохранении, экологии, педагогике и др. Наибольшие дискуссии вызывает определение места системы ценностей в данных моделях. Педагогические науки оказываются наиболее перспективными в разработке методик и моделей формирования культуры здоровья. Однако чаще всего при определении места и роли системы ценностей в получаемых моделях и структурах авторы ориентируются именно на тренды в здравоохранении, а не на общенаучные и культурологические подходы. В результате мотивационная составляющая в системе культуры здоровья приобретает в большей степени практико-ориентированный характер, в ущерб теоретической составляющей. Связано это с тем, что при изучении феномена культуры здоровья основными дисциплинами, в рамках которых она формируется в ходе образовательного процесса, являются основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура, экологические и медицинские курсы и предметы, в которых особое внимание уделяется именно формированию практических навыков здоровье сбережения. Однако с точки зрения культурологического подхода феномен культуры здоровья оказывается более эффективным, т.к. дает возможность представить целостную систему культуры, охватывающий и теоретический и практический аспекты. Исходя из понимания того, что любой вид культуры формируется только в рамках педагогического процесса (формального или неформального), систему культуры здоровья можно представить как совокупность трех элементов: информационной подсистемы, праксиологической подсистемы и аксиологической подсистемы. Тогда знания, навыки и ценностные установки всех сфер общественной жизни, отвечающих за процесс формирования культуры, будут интегрированы на едином основании. Система ценностей как важнейший элемент аксиологической составляющей культуры здоровья будет охватывать все, входящие в нее элементы: экологические, социальные, медицинские, педагогические и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Треушников Илья Анатольевич, Мухина Татьяна Геннадьевна, Треушников Алексей Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH CULTURE AS AN ACTUAL PROBLEM OF MODERN PEDAGOGICAL KNOWLEDGE

Objective: to determine the range of problems in determining the place and role of the value system in pedagogical models of health culture. Methods: information approach as one of the main research methods of the scientific direction "information culturology". This method is used as an effective tool for studying the phenomena of modern digital culture. Methods of analysis, generalization, comparison. Results: The model of health culture is being developed in various fields of scientific knowledge: health care, ecology, pedagogy, etc. The greatest discussion is about the definition of the place of the value system in these models. Pedagogical sciences are the most promising in the development of methods and models for the formation of a health culture. However, most often, when determining the place and role of the value system in the resulting models and structures, the authors focus on trends in healthcare, and not on general scientific and cultural approaches. As a result, the motivational component in the system of health culture becomes more practice-oriented, to the detriment of the theoretical component. This is due to the fact that when studying the phenomenon of health culture, the main disciplines in which it is formed during the educational process are the basics of life safety, physical culture, environmental and medical courses and subjects in which special attention is paid to the formation of practical skills of health savings. However, from the point of view of the cultural approach, the phenomenon of health culture is more effective, since it makes it possible to present a complete system of culture, covering both theoretical and practical aspects. Based on the understanding that any kind of culture is formed only within the framework of the pedagogical process (formal or informal), the system of health culture can be represented as a combination of three elements: the information subsystem, the praxiological subsystem and the axiological subsystem. Then the knowledge, skills and values of all spheres of public life responsible for the process of culture formation will be integrated on a single basis. The value system as the most important element of the axiological component of the health culture will cover all its elements: environmental, social, medical, pedagogical, etc.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА И РОЛИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ В КУЛЬТУРЕ ЗДОРОВЬЯ»

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ГРЯЗНОВА Елена Владимировна и другие ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА И РОЛИ...

VTTR" 47 l/~\ iTiiiTi I ©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

■> A14 J ' |(сс) IfCg TEis is an open access article under the CC BY-NC 4.0 ltcense

DOI' 10 26140/anip-2021-1004-0016 iMth^m(https://creatavecommons.org/ircenses/by-nc/4.o/)

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА И РОЛИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ В

КУЛЬТУРЕ ЗДОРОВЬЯ

© Автор(ы) 2021 AuthorlD: 304930 SPIN: 9134-1861 ResearcherlD: V-5351-2018 ORCID: 0000-0003-3093-2602 ScopusID: 57205748389

ГРЯЗНОВА Елена Владимировна, доктор философских наук, профессор кафедры «Философии и теологии»

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: egik37@yandex.ru) SPIN: 1529-4681 AuthorlD: 453873 ResearcherID: C-4537-2013 ORCID: 0000-0003-3506-9078 ScopusID: 57209575342

ТРЕУШНИКОВ Илья Анатольевич, доктор философских наук, начальник кафедры философии, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Российского государственного университета

правосудия, Приволжский филиал

Нижегородская академия МВД России (603144, Россия, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3, e-mail: treushnikovilya@mail.ru) SPIN: 2976-1335 AuthorID: 390925 ResearcherID: J-9166-2017 ORCID: 0000-0002-3104-2460 ScopusID: 57192161376

МУХИНА Татьяна Геннадьевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной безопасности и гуманитарных технологий Национального государственного исследовательского Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского

Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии

Российской Федерации, Новосибирск (603022, Россия, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23, e-mail: tg-muhina@yandex.ru) AuthorID: 1005687 SPIN: 8094-0797 ORCID: 0000-0001-7112-0470

ТРЕУШНИКОВ Алексей Ильич, аспирант

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, (603950, Россия, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23, e-mail: aleshatru@mail.ru) Аннотация. Цель: определить спектр проблем в определении места и роли системы ценностей в педагогических моделях культуры здоровья. Методы: информационный подход как один из основных методов исследования научного направления «информационная культурология». Данный метод применяется как эффективный инструментарий исследования явлений современной цифровой культуры. Методы анализа, обобщение, сравнение. Результаты: Модель культуры здоровья разрабатывается в различных областях научного знания: здравоохранении, экологии, педагогике и др. Наибольшие дискуссии вызывает определение места системы ценностей в данных моделях. Педагогические науки оказываются наиболее перспективными в разработке методик и моделей формирования культуры здоровья. Однако чаще всего при определении места и роли системы ценностей в получаемых моделях и структурах авторы ориентируются именно на тренды в здравоохранении, а не на общенаучные и культурологические подходы. В результате мотивационная составляющая в системе культуры здоровья приобретает в большей степени практико-ориентированный характер, в ущерб теоретической составляющей. Связано это с тем, что при изучении феномена культуры здоровья основными дисциплинами, в рамках которых она формируется в ходе образовательного процесса, являются основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура, экологические и медицинские курсы и предметы, в которых особое внимание уделяется именно формированию практических навыков здоровье сбережения. Однако с точки зрения культурологического подхода феномен культуры здоровья оказывается более эффективным, т.к. дает возможность представить целостную систему культуры, охватывающий и теоретический и практический аспекты. Исходя из понимания того, что любой вид культуры формируется только в рамках педагогического процесса (формального или неформального), систему культуры здоровья можно представить как совокупность трех элементов: информационной подсистемы, праксиологической подсистемы и аксиологической подсистемы. Тогда знания, навыки и ценностные установки всех сфер общественной жизни, отвечающих за процесс формирования культуры, будут интегрированы на едином основании. Система ценностей как важнейший элемент аксиологической составляющей культуры здоровья будет охватывать все, входящие в нее элементы: экологические, социальные, медицинские, педагогические и т.д.

Ключевые слова: здоровье, культура здоровья, философия здоровья, педагогика здоровья, психология здоровья, здоровье сберегающие технологии, сферы общественной жизни, человеческий капитал, хрупкое государство, система здравоохранения, педагогическая деятельность, система ценностей.

HEALTH CULTURE AS AN ACTUAL PROBLEM OF MODERN PEDAGOGICAL KNOWLEDGE

© The Author(s) 2021

GRYAZNOVA Elena Vladimirovna, Doctor of Philosophy, Professor of the Department of "Philosophy and Theology"

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov str., 1, e-mail: egik37@yandex.ru) TREUSHNIKOV Ilya Anatolyevich, Doctor of Philosophy, Head of the Department for Philosophy, Professor of _the Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines Russian State University of Justice,_

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002; 130008 63

GRYAZNOVA Elena Vladimirovna and others HEALTH CULTURE AS AN ACTUAL PROBLEM OF...

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

Privolzhsky branch, Nizhny Novgorod Nizhniy Novgorod academy of the Ministry of the Interior of Russia, Nizhny Novgorod (603144, Russia, Nizhny Novgorod, Ankudinovskoe shosse, 3, e-mail: treushnikovilya@mail.ru) MUKHINA Tatyana Gennadyevna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Social Security and Humanitarian Technologies of the Lobachevsky National State Research University

of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod Novosibirsk Military Institute named after General of the Army I. K. Yakovlev of the National Guard of the

Russian Federation, Novosibirsk (603022, Russia Gagarin Ave. 23, Nizhny Novgorod,e-mail: tg-muhina@yandex.ru) TREUSHNIKOV Alexey Ilyich, post-graduate student Nizhny Novgorod state University. N. I. Lobachevsky (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Gagarina Ave., 23, e-mail: aleshatru@mail.ru) Abstract. Objective: to determine the range of problems in determining the place and role of the value system in pedagogical models of health culture. Methods: information approach as one of the main research methods of the scientific direction "information culturology". This method is used as an effective tool for studying the phenomena of modern digital culture. Methods of analysis, generalization, comparison. Results: The model of health culture is being developed in various fields of scientific knowledge: health care, ecology, pedagogy, etc. The greatest discussion is about the definition of the place of the value system in these models. Pedagogical sciences are the most promising in the development of methods and models for the formation of a health culture. However, most often, when determining the place and role of the value system in the resulting models and structures, the authors focus on trends in healthcare, and not on general scientific and cultural approaches. As a result, the motivational component in the system of health culture becomes more practice-oriented, to the detriment of the theoretical component. This is due to the fact that when studying the phenomenon of health culture, the main disciplines in which it is formed during the educational process are the basics of life safety, physical culture, environmental and medical courses and subjects in which special attention is paid to the formation of practical skills of health savings. However, from the point of view of the cultural approach, the phenomenon of health culture is more effective, since it makes it possible to present a complete system of culture, covering both theoretical and practical aspects. Based on the understanding that any kind of culture is formed only within the framework of the pedagogical process (formal or informal), the system of health culture can be represented as a combination of three elements: the information subsystem, the praxiological subsystem and the axiological subsystem. Then the knowledge, skills and values of all spheres of public life responsible for the process of culture formation will be integrated on a single basis. The value system as the most important element of the axiological component of the health culture will cover all its elements: environmental, social, medical, pedagogical, etc.

Keywords: health, health culture, health philosophy, health pedagogy, health psychology, health saving technologies, spheres of public life, human capital, fragile state, health system, pedagogical activity, value system.

ВВЕДЕНИЕ

Культура здоровья - сегодня становится одной из актуальнейших государственных проблем в нашей стране [1-3]. Если раньше в России говорили в основном о физической культуре, в рамках которой сохранение и профилактика здоровья подразумевались как основные составляющие, то сегодня речь идет о здоровье, как отдельно взятом сложнейшем феномене, внимание которому уделяется не только со стороны системы здравоохранения, но и педагогики [4-6]. Педагогические науки, ставят перед собой задачу формирования мотивации молодого поколения к ведению здорового образа жизни при подготовке кадров всех специальностей. Особенно это касается подготовки медицинских кадров. В системе здравоохранения в современной России существует целый спектр нерешенных проблем, которые не позволяют на должном уровне проводить работу по формированию кадрового потенциала - представителей здорового поколения, знающих, что такое культура здоровья и владеющих навыками ее формирования и развития [7-9].

Мотивация к овладению культурой здоровья формируется обеими сферами общества - здравоохранением и педагогикой. Особенно актуальным данный вопрос стал в период пандемии, которая вот уже третий год вынуждает молодежь обучаться дистанционно даже физической культуре. При этом цифровизация системы здравоохранения и образования сталкиваются с рядом трудностей [10-13]. Основные проблемы, которые приходится решать - это проблемы готовности педагогических и медицинских кадров к удаленной деятельности, готовность молодых людей реализовывать удаленно деятельность по сохранению и восстановлению здоровья. В этом случае формирование системы ценностей как составляющей культуры здоровья оказывается наиболее сложной в образовательном пространстве, особенно когда речь идет о дошкольном и школьном образовании [14,15].

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Целью исследования является анализ проблем определения места и роли системы ценностей, как мотива-

ционной подсистемы культуры здоровья в условиях педагогической деятельности современных учебных заведений.

Педагогические науки достаточно серьезно занимаются разработкой методик разработки и реализации здоровье сберегающих технологий [16,17]. Результатом инновационной деятельности в направлении формирования культуры здоровья в сфере педагогических наук стало появление таких направлений как психология и педагогика здоровья [18,19]. В данных направлениях феномен культуры здоровья изучается на основе современных достижений в сфере здравоохранения. Как известно сегодня работа по формированию культуры здоровья начинается уже с дошкольного возраста [20,21]. Понятие «культура здоровья» приобретает достаточно много интерпретаций и концепций. В научных публикациях можно встретить различные взгляды на структуру данного феномена. Чаще всего она строится по схеме выделения двух основных компонентов - субъективной и объективной составляющей: «Важным звеном культуры здоровья человека, на наш взгляд, является знание своего здоровья, т.е. его субъективная оценка» [22, с.57]. Такой подход очень важен для формирования общей культуры здоровья человека, но он отражает только один его аспект. Для нас актуально выделить именно мотивационную составляющую культуры здоровья, определить ее место и роль в формировании мировоззрения молодого человека и влиянии ее на дальнейшую осознанную работу каждого человека по сохранению данного природой здоровья.

МЕТОДОЛОГИЯ

В качестве основных методов исследования в работе использовался метод аналитического обзора, анализ, сравнение, обобщение. При изучении проблем применения здоровье сберегающих технологий и формирования культуры здоровья в условиях информатизации и циф-ровизации общества использовалась методология исследования цифрового здравоохранения [23] и построения моделей информационной культуры и дистанционной педагогики [24-27].

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; в-КВЫ: 2712-8474

ГРЯЗНОВА Елена Владимировна и другие ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА И РОЛИ...

РЕЗУЛЬТАТЫ

Культура здоровья как категория педагогических наук разрабатывается на основе интеграции различных областей знания. Например, в одной из работ можно видеть следующее определение: «... культура здоровья личности представляет собой интегративное личностное качество, которое формирует устойчивое здоровье сберегающее поведение (устоявшийся здоровый образ жизни) человека в обществе» [28, с.69]. Можно заключить, что автор исходит из положения о том, что культура здоровья, это, прежде всего вид культуры. Следовательно, при определении культуры здоровья необходимо опираться на научные подходы, разработанные в культурологии, педагогике, здравоохранении, философии и др. наук, занимающихся вопросами исследования культурных феноменов.

Второй наиболее часто используемый подход при определении понятия культура здоровья мы находим в сфере педагогических наук в области работ по направлению физической культуры [29,30]. Такой подход сложился исторически. Тем не менее, несмотря на то, что физической культуре в дошкольных и школьных учреждениях уделяется серьезное внимание, при поступлении в высшие учебные заведения здоровье молодых людей оказывается на очень низком уровне. В одном из исследований состояния здоровья бывших школьников, поступивших в вуз, показаны неутешительные результаты: «... у 47% первокурсников наличие заболеваний различной тяжести. Преобладающими были нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы и заболевание органов зрения. В сумме они составляют 53% от всех заболеваний. Количество первокурсников, страдающих нарушениями физического развития и опорно-двигательного аппарата, составило 14%. У 20% студентов зафиксированы нарушения в деятельности пищеварительной и выделительной систем. Значительно реже наблюдаются заболевания эндокринной системы, кожи, крови, аллергии. Они составили13% от общего числа заболеваний» [31, с. 3]. Причин такому положению несколько. Наиболее часто называемой из них оказывается отсутствие разработок по созданию методик и системы мониторинга уровня и качества здоровья молодого поколения. Не менее важной проблемой в данном случае оказывается низкий уровень мотивации к формированию данного вида культуры [33,34].

Третий подход в определении понятия культуры здоровья заключается в том, что оно становится элементом экологической культуры. В этом случае выделяют три основных фактора, влияющих на ее формирование: «объективного (экология, наследственность и др.); личностного (латентного фактора отношения к жизни для хорошего здоровья); фактора образа жизни (социальные практики и нормы)» [35, с. 789]. Однако в данном подходе мы не находим мотивационной подсистемы культуры здоровья как отдельного структурного элемента, который можно выделить для изучения и анализа.

Более продуктивным с точки зрения определения ценностного компонента в культуре здоровья оказывается подход в рамках направления безопасность жизнедеятельности. Это научное направление занимается не только исследованием здоровье сберегательных технологий, но и представлено широким спектром учебных дисциплин на всех уровнях образования [36]. Именно в этом направлении актуальной проблемой является проблема формирования готовности всех участников педагогической деятельности к ведению здорового образа жизни, формированию мотивации к овладению знаниями и навыками культуры здоровья.

ОБСУЖДЕНИЕ

Аналитический обзор публикаций по вопросам определения понятия «культура здоровья» и места в ней мо-тивационной составляющей показало, что однозначного подхода к решению данной проблемы в отечественной литературе пока не сложилось. В целом можно видеть

несколько основных моделей определения системы ценностей в структуре культуры здоровья. Условно их можно разделить на группы по принципу того, в какой сфере жизнедеятельности формируется сама концепция культуры здоровья.

Во-первых, это медицинская сфера общества. Она, пожалуй, по роду своей деятельности отвечает за сохранение и восстановление здоровья населения. С точки зрения наук из области здравоохранения культура здоровья понимается как феномен, который формируется на основе двух основных составляющих - внешней и внутренней. Мотивационная подсистема такого вида культуры здесь также имеет два основания - субъективное и объективное. Однако для обычного человека, эта составляющая культуры здоровья, скорее всего, остается на периферии, т.к. общая культура сохранения здоровья в нашей стране находится на достаточно низком уровне. Причин такому положению несколько, но самая важная из них это низкий уровень обслуживания населения со стороны медицинских учреждений.

Во-вторых, это экологическая сфера общества. В этом направлении мотивационная составляющая культуры здоровья формируется не только под воздействием развития экологических наук, но и в результате тесного ее взаимодействия с педагогическими науками. Само по себе научное обоснование актуальности формирования системы ценностей как элемента культуры здоровья было бы мало эффективным, если бы оно не взаимодействовало с системой здравоохранения и педагогикой. Именно благодаря тому, что с некоторых пор в нашей стране экологическое воспитание было внесено в образовательные программы на всех уровнях обучения, культура молодого поколения по охране здоровья формируется методично и последовательно. При экологическом подходе мотивационная подсистема культуры здоровья определяется как система ценностей, которая формируется одновременно с системой знаний и умений по сохранению здоровья.

В-третьих, это физкультурная сфера общества. Именно в ней формируется мотивация каждого человека к деятельности по сохранению здоровья. Она, также как и экологическая деятельность осуществляется в нашей стране систематично и имеет хорошие фундаментальные основы. Однако ее существеннее вне педагогической и медицинской деятельности окажется бессмысленной. Дело в том, что привитие культуры здоровья должно опираться на осознание человеком данной необходимости. Только благодаря тому, что физическая культура вплетена в образовательный процесс, современная молодежь имеет возможность планомерного включения в сферу физической культуры. В данной области культура здоровья - это неотъемлемая часть физической культуры. Но мотивационная ее подсистема имеет ряд проблем при формировании. Связано это, прежде всего, с тем, что физкультурная деятельность имеет в большей степени практический характер, особенно на первых ступенях образования. Теоретический, а тем более научный аспект формируется в более позднем возрасте, а значит и осознанное осмысление необходимости формировать систему ценностей и убеждений о необходимости развивать культуру здоровья в этой области крайне сложно.

В-четвертых, это педагогическая сфера общества. Она, как следует из предыдущих рассуждений, является базовой. Именно она интегрирует в себе знания, умения и установки формирования культуры здоровья во всех других сферах общественной системы. В педагогических науках сложилось наибольшее количество подходов к определению структуры культуры здоровья. Однако как показал проведенный анализ различных точек зрения по данному вопросу, чаще всего модели исследования культуры здоровья строятся на основе смежных для педагогической деятельности областей - медицины, экологии, физической культуры.

Со своей стороны, мы считаем, что строить систему

65

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002; 130008

GRYAZNOVA Elena Vladimirovna and others HEALTH CULTURE AS AN ACTUAL PROBLEM OF...

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

культуры здравья с целью определения в ней места мо-тивационной подсистемы, необходимо с позиции культурологии и философии. Именно в этих науках накоплен богатый опыт в плане исследования феноменов культуры. Так, например, наиболее распространённой моделью культуры с точки зрения ее человекомерного характера является выделение в ней трех основных элементов: информационная подсистема, праксиологическая подсистема и аксиологическая подсистема культуры. Данная схема опирается именно на педагогический аспект, выделяя в ней три основных составляющих педагогической деятельности: образование, обучение и воспитание. Данный подход целесообразен еще и потому, что с общих философско-культурологических позиций вся человеческая культура формируется на основе этих трех механизмов социализации личности. Поэтому и культуру здоровья, как элемент общей культуры человека следует рассматривать именно в рамках данного подхода.

ВЫВОДЫ

Актуальность проблемы исследования мотивацион-ной подсистемы культуры как совокупности системы ценностей культуры здоровья в сфере педагогических наук очевидна. Система ценностей, как важнейший элемент воспитания является неотъемлемым элементом именно педагогической деятельности. Она оказывается составной частью и всех других видов деятельности, которые формируют культуру здоровья. Поэтому при разработке педагогических моделей формирования культуры здоровья следует исходить из ее трех основных компонентов: системы знаний (информационная подсистема), системы умений (праксиологическая подсистема) и системы ценностных установок (аксиологическая подсистема).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дистанова А.А., Хадеев Я.Р., Толмачев ДА. Ответственность государства за здоровье нации/fModern Science. 2019. № 11-2. С. 153156.

2. Кутафина Н.Н., Грудцына Л.Ю. Государственное планирование в сфере здравоохранения и ответственность государства за здоровье граждан России//Образование и право. 2020. № 10. С. 67-75.

3. Казанцева О.Л. О роли государства в обеспечении права на охрану здоровья и медицинскую помощь, гарантированного конституцией российской федерации/Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2017. № 17-2. С. 282-286.

4. Грязнова Е.В., Шкирнюк П.Г. Здравоохранение в России и качество жизни населения/ZNB: Экономика, тренды и управление. 2014. № 4. С. 72-85.

5. Карпов О.Э., Махнев ДА. Модели систем здравоохранения разных государств и общие проблемы сферы охраны здоровья населе-ния//Вестник Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова. 2017. Т. 12. № 3. С. 92-100.

6. Куделина О.В., Киллякова Е.Ю. Проблемы управления и развития кадровых ресурсов системы здравоохранения. Международный опыт//Экология человека. 2018. № 8. С. 17-26.

7. Захаров И.К., Шушунова Т.Н. Анализ проблем развития социального капитала в социальной политике государства/Успехи в химии и химической технологии. 2020. Т. 34. № 10 (233). С. 22-24.

8. Грязнова Е.В. «Хрупкое» государство: критерии определения// Политика и общество. 2013. № 1 (97). С. 57-65.

9. Бекишиева С.Р., Карибов Р.М. Проблемы взаимодействия институтов гражданского общества и государства в обеспечении права граждан на охрану здоровья/Юридический вестник ДГУ. 2019. Т. 32. № 4. С. 18-20.

10. Грязнова Е.В. Информационная культура медицинских учреждений: проблемы и перспективы/Человек и культура. 2015. № 1. С. 92-111.

11. Тихомирова А.А., Котиков П.Е., ДоховМ.А. Цифровое здравоохранение в России: современное состояние, проблемы и направления их решения//Медицина: теория и практика. 2019. Т. 4. № S. С. 538-539.

2

12. Месропян М.Г. Понятие цифрового здравоохранения в российском обществе: предпосылки и актуальные проблемы//Социология. 2019. № 3. С. 107-112.

13. Aksenova E.I. Problems of using distance learning for training specialists for medicine and healthcare. Labour and Social Relations Journal. 2020. № 5. С. 110-116.

14. Madzhuga A.G., Fortova L.K., Afanasiev V.V., Dorofeev A.V., Yudina A.M., Fabrikov M.S., Filatova O.V., Maslova A.I. Motivational and value attitude of university students to their health as a basis for the implementation of health-repelling function of education//Ponte. 2020. Т. 76. № 3. С. 275-281.

15. Zaretsky V.K., Kholmogorova A.B. Relationship between education, development & health from cultural-historical perspective// Cultural-Historical Psychology. 2020. Т. 16. № 2. С. 89-106._

16. Tkachenko V. Peculiarities of Future Physical Education Teachers' Health Saving Skills Formation. 2017. Science and Education: Academic Journal of Ushynsky University 23 (8):34-38.

17. 'What is Inconvenient for You is Life-Saving for Me': How Health Inequities Are Playing Out During the COVID-19 Pandemic.Vicki Xafis. 2020. Asian Bioethics Review 12 (2):223-234.

18. Колесникова М.Г. Школы здоровья Санкт-Петербурга как реализация идей педагогики здоровья//Непрерывное образование. 2020. № 2 (32). С. 33-36.

19. Шишкова И.М. Тревога о здоровье у детей как новое направление исследований в области психологии здоровья//Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. Т. 8. № 3 (30). С. 319-326.

20. Белова Т.В., Ефимова Е.А., Захаров А.В. Формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста//Обзор педагогических исследований. 2021. Т. 3. № 3. С. 157-161.

21. Латыговская О.В. Научно-методические основы формирования культуры здоровья детей младшего дошкольного возраста// Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогика. Психология. Филология. 2020. № 1 (103). С. 32-36.

22. Шмойлова Н.А. Культура здоровья как часть общей культуры современного человека//Бюллетень медицинской науки. 2020. № S1 (17). С. 57-58.

23. Гретченко А.И., Горохова И.В., Гретченко А.А. Актуальные проблемы цифровой трансформации здравоохранения в России// Экономика и предпринимательство. 2020. № 11 (124). С. 144-148.

24. Грязнова Е.В. Информационная культурология как научное направление: философско-методологический анализ//Философия и культура. 2016. № 3 (99). С. 452-458.

25. Афанасьев С. В. Обоснование актуальности разработки субстратно-атрибутивной модели информационной культуры в рамках философии культуры//Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 3 https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-3-10

26. Грязнова Е.В., Скопинцева-Седаш О.Ю. Дистанционная педагогика как научное направление в философии образования//Педагогика и просвещение. 2015. № 1. С. 59-66.

27. Грязнова Е.В. Модель информационной культуры управления образованием муниципалитета: предупреждение рисков неэффективного использования достижений информатизации//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2 (23). С. 18.

28. Латыговская О.В. Содержание и синтез понятий «культура» и «здоровье»//Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2019. Т. 13. № 3. С. 65-70.

29. Батистов А.В. Формирование культуры здоровья младших школьников на уроках физической культуры//Теория и практика современной науки. 2021. № 1 (67). С. 405-409.

30. Бондин В.И., Степанова Т.А., Белавкина М.В. Мотивация к занятиям физической культурой и спортом как основа формирования культуры здоровья в студенческой среде//Теория и практика физической культуры. 2020. № 1. С. 27-28.

31. Хонелидзе Д.С., Родин Ю.И., Сорокоумова С.Н. Состояние физического и психического здоровья студентов на начальном этапе обучения в вузе//Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 4. С. 9. https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1156

32. Русинова Н.Л., Сафронов В.В. Ценности, культура и различия в здоровье: обзор западных исследований/Петербургская социология сегодня. 2020. № 13-14. С. 108-131.

33. Борисов А.Я. Личностно-ориентированный подход к приобщению студентов к ценности «здоровье» в рамках дисциплины «физическая культура»//Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2018. № 3. С. 182-191.

34. Поздеева Е.Г., Евсеева Л.И. От экологической культуры - к культуре здоровья: взгляд на здоровье студентов//Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2019. Т. 14. № 2. С. 784-791.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. Гун Г.Е., Шаваринский Б.М. Традиции кафедры безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья по формированию культуры сохранения и укрепления здоровья//Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2017. № 1. С. 48-52.

Статья поступила в редакцию 26.05.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.