Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РИСКИ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЦИФРОВАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Кочнева Елена Михайловна

Цифровая культура сегодня является феноменом, который охватывает все сферы общественной жизни. Как известно, культура человека формируется на основе трех механизмов педагогической деятельности образования, обучения и воспитания. При этом формирование ее длиться в течение большей части жизни человека. Особое место в становлении личности занимает такой этап социализации как индивидуализация. Именно на этом этапе человек получает знания, навыки и ценностные установки, необходимые ему встраивания в социальную систему как личности. Цифровая культура требует от современного человека высоких адаптационных способностей, умений использовать информационный потенциал общества для собственного развития. На этапе индивидуализации основная задача, стоящая перед человеком - максимально раскрыть все свои способности, таланты и дарования. Цифровые технологии предоставляют широкие возможности в данном направлении. Однако они оказывают и негативное влияние на психо-физиологическое здоровье подрастающего поколения. Авторы приходят к мнению о том, что в условиях интенсивного внедрения цифровых технологий во все сферы образования требуется проведение серьезных исследований, направленных на разработку мер для нивелирования возможных негативных последствий цифровой социализации личности. В настоящий момент таких исследований в сфере психолого-педагогических наук явно недостаточно, они носят фрагментарный и разрозненный характер. Многие методы исследования проблем цифровой социализации заимствованы из зарубежного опыта и слабо адаптированы к условиям применения в образовательном пространстве нашей страны. Необходима выработка единых методик, позволяющих проводить мониторинг результатов внедрения цифрового образования на основе системы критериев, охватывающих различные аспекты психологического здоровья подрастающего поколения в условиях цифровой культуры России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Кочнева Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUALIZATION IN THE INFORMATION SPACE OF THE DIGITAL CULTURE: PROBLEMS AND PROSPECTS

Digital culture today is a phenomenon that covers all spheres of public life. As you know, human culture is formed on the basis of three mechanisms of pedagogical activity of education, training and upbringing. At the same time, its formation will last for most of a person's life. A special place in the formation of personality is occupied by such a stage of socialization as individualization. It is at this stage that a person receives the knowledge, skills and values necessary for him to integrate into the social system as a person. Digital culture requires a modern person to have high adaptive abilities, the ability to use the information potential of society for their own development. At the stage of individualization, the main task facing a person is to maximize all their abilities, talents and talents. Digital technologies provide a wide range of opportunities in this area. However, they also have a negative impact on the psycho-physiological health of the younger generation. The authors come to the conclusion that in the conditions of intensive introduction of digital technologies in all spheres of education, serious research is required aimed at developing measures to neutralize the possible negative consequences of digital socialization of the individual. At the moment, such studies in the field of psychological and pedagogical sciences are clearly insufficient, they are fragmented and fragmented. Many methods of studying the problems of digital socialization are borrowed from foreign experience and are poorly adapted to the conditions of application in the educational space of our country. It is necessary to develop common methods that allow monitoring the results of the introduction of digital education on the basis of a system of criteria that cover various aspects of the psychological health of the younger generation in the digital culture of Russia.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ГРЯЗНОВА Елена Владимировна и другие ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ...

УПК 159 9 \ss iTi,® I ©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

Г-Г -1 ^ ^ • ^ (ее) IPCS) This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1003-0087 ------------г"'------"»

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© Автор(ы) 2021 AuthorlD: 304930 SPIN: 9134-1861 ResearcherlD: V-5351-2018 ORCID: 0000-0003-3093-2602 ScopusID: 57205748389

ГРЯЗНОВА Елена Владимировна, доктор философских наук, профессор кафедры «Философии и теологии» Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: egik37@yandex.ru) SPIN: 2927-9310, AuthorlD: 354785 ScopusID: 57191404933 ResearcherID: AAY-7906-2020 ORCID: 0000-0003-1581-3867

КОЧНЕВА Елена Михайловна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой

«Практической психологии» Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: e.m.kochneva@yandex.ru Аннотация. Цифровая культура сегодня является феноменом, который охватывает все сферы общественной жизни. Как известно, культура человека формируется на основе трех механизмов педагогической деятельности образования, обучения и воспитания. При этом формирование ее длиться в течение большей части жизни человека. Особое место в становлении личности занимает такой этап социализации как индивидуализация. Именно на этом этапе человек получает знания, навыки и ценностные установки, необходимые ему встраивания в социальную систему как личности. Цифровая культура требует от современного человека высоких адаптационных способностей, умений использовать информационный потенциал общества для собственного развития. На этапе индивидуализации основная задача, стоящая перед человеком - максимально раскрыть все свои способности, таланты и дарования. Цифровые технологии предоставляют широкие возможности в данном направлении. Однако они оказывают и негативное влияние на психо-физиологическое здоровье подрастающего поколения. Авторы приходят к мнению о том, что в условиях интенсивного внедрения цифровых технологий во все сферы образования требуется проведение серьезных исследований, направленных на разработку мер для нивелирования возможных негативных последствий цифровой социализации личности. В настоящий момент таких исследований в сфере психолого-педагогических наук явно недостаточно, они носят фрагментарный и разрозненный характер. Многие методы исследования проблем цифровой социализации заимствованы из зарубежного опыта и слабо адаптированы к условиям применения в образовательном пространстве нашей страны. Необходима выработка единых методик, позволяющих проводить мониторинг результатов внедрения цифрового образования на основе системы критериев, охватывающих различные аспекты психологического здоровья подрастающего поколения в условиях цифровой культуры России.

Ключевые слова: цифровая культура, информационная социализация, индивидуализация, психолого-педагогические исследования, цифровое образование, цифровые технологии, риски цифрового образования, проблемы цифровой социализации, информационное общество, цифровая педагогика.

INDIVIDUALIZATION IN THE INFORMATION SPACE OF THE DIGITAL CULTURE: PROBLEMS

AND PROSPECTS

© The Author(s) 2021

GRYAZNOVA Elena Vladimirovna, Doctor of Philosophy, Professor of the Department of

«Philosophy and Theology» Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov str., 1, e-mail: egik37@yandex.ru) KOCHNEVA Elena Mikhailovna, PhD in Psychological Sciences, Associate Professor, Head of the

Department of Practical Psychology Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov str., 1, e-mail:kuimova_nataliy@mail.ru)

Abstract. Digital culture today is a phenomenon that covers all spheres of public life. As you know, human culture is formed on the basis of three mechanisms of pedagogical activity of education, training and upbringing. At the same time, its formation will last for most of a person's life. A special place in the formation of personality is occupied by such a stage of socialization as individualization. It is at this stage that a person receives the knowledge, skills and values necessary for him to integrate into the social system as a person. Digital culture requires a modern person to have high adaptive abilities, the ability to use the information potential of society for their own development. At the stage of individualization, the main task facing a person is to maximize all their abilities, talents and talents. Digital technologies provide a wide range of opportunities in this area. However, they also have a negative impact on the psycho-physiological health of the younger generation. The authors come to the conclusion that in the conditions of intensive introduction of digital technologies in all spheres of education, serious research is required aimed at developing measures to neutralize the possible negative consequences of digital socialization of the individual. At the moment, such studies in the field of psychological and pedagogical sciences are clearly insufficient, they are fragmented and fragmented. Many methods of studying the problems of digital socialization are borrowed from foreign experience and are poorly adapted to the conditions of application in the educational space of our country. It is necessary to develop common methods that allow monitoring the results of the introduction of digital education on the basis of a system of criteria that cover various aspects of the psychological health of the younger generation in the digital culture of Russia.

Keywords: digital culture, information socialization, individualization, psychological and pedagogical research, digital education, digital technologies, risks of digital education, problems of digital socialization, information society, digital pedagogy_

ГРНТИ: 150000. Психология; ВАК: 190001; 190005 343

GRYAZNOVA Elena Vladimirovna and other INDIVIDUALIZATION IN THE INFORMATION...

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ВВЕДЕНИЕ

Современная культура имеет очень сложную структуру. Она включает в себя не только культурный потенциал, накопленный тысячелетиями, но и новый элемент - информационную культуру [1,2]. С одной стороны, культура сохраняет традиции и культурные ценности, а с другой стороны, в ней присутствует феномен поликультурности [3]. Он проявляется в том, что в ходе социализации личности индивид впитывает не только нормы и ценности социума, в котором происходит его становление, но и ценности других культур. Происходит это благодаря цифровизации как сфер общественной жизни, так и культуры в целом, результаты чего имеют не только положительный, но и отрицательный характер [3]. Информационное пространство цифровой культуры позволяет преодолевать границы и культурные барьеры, обогащая социальный опыт молодого человека, входящего в мир взрослых [4]. Это явление имеет амбивалентные свойства. Оно позволяет ускорить процесс социализации и адаптации к быстро меняющимся социальным условиям, при этом лишает человека четких ориентиров и опоры в выборе стратегии жизненного пути. Богатство выбора и альтернатив способов накопления социального опыта в данных условиях граничит с вседозволенностью и беспределом. Причина такой ситуации кроется в отсутствии четкой направляющей линии, которую может задавать традиционная культура, идеология, религия и другие формы духовной жизни и государственного устройства [5-7].

МЕТОДОЛОГИЯ

В качестве основных методов исследования в работе использовался метод аналитического обзора, анализ, сравнение, обобщение. Индивидуализация в информационной культуре как этап социализации личности изучался на основе методологии информационной социализации личности [8,9].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Исследование информационной социализации личности проводится во многих направлениях социально-гуманитарного знания: социальная философия, социальная педагогика и психология, социология и др. [10-12].

Цифровая культура как этап информатизации общества изучается сегодня так же достаточно активно [13,14]. Этап индивидуализации включает в себя период жизни человека, в котором он формирует свою индивидуальность, т.е. особые отличительные черты каждой личности, характеризующие ее особенность, неповторимость. Этот этап охватывает годы учебы в образовательных учреждениях: школы, вузы и др. В самом общем виде информационная социализация определяется как второй этап социализации. Он охватывает примерные возрастные рамки от 6-7 лет до 25. Эти цифры очень условны и не могут быть жестко заданы. В определении временных границ индивидуализации важную роль играет скорее не возраст, а деятельность человека по раскрытию собственной индивидуальности. Не секрет, что некоторые люди раскрывают и развивают таланты уже с трех или четырех лет и к шестнадцати годам вступают в фазу активной реализации своих способностей и возможностей, т.е. к этапу персонализации. В современном обществе характерным становится и так называемая «социальная незрелость» молодых людей, когда и после 25 лет они не способны самостоятельно реализовать свой потенциал. Есть еще один нюанс современного общества - это активное включение взрослых людей в систему непрерывного и дополнительного образования, что существенно продлевает процесс индивидуализации, который в этом случае может проходить параллельно с процессом пер-сонализации. Однако сущность индивидуализации при этом не меняется. Более того, взрослый человек с окрепшей психикой подвергается меньшему воздействию негативных проявлений цифровой культуры. Поэтому в исследованиях проблем цифровой социализации личности авторы все же больше внимания уделяют учащейся

молодежи.

Задача субъектов социализации на данном этапе заключается в том, чтобы помочь человеку раскрыть эти черты. Изучение различных точек зрения исследователей на проблемы индивидуализации как этапа информационной социализации личности в эпоху цифровой культуры мы проводили на основе выделения двух основных позиций: положительных и отрицательных последствий для детей и подростков.

Первая группа мнений содержит положения о том, что во время индивидуализации применение цифровых технологий в образовании способствует повышению его доступности и качества для каждого человека: «Массовость и открытость онлайн-обучения имеют высокую социальную значимость, поскольку обеспечивают качество электронных образовательных ресурсов, позволяют снизить или нивелировать экономическое и географическое неравенство, уравнивая в возможности получить качественный образовательный контент экономически независимых субъектов и субъектов из отдаленных регионов, а также субъектов с ограниченными возможностями здоровья» [15, с.3]. С данной позицией сложно спорить. Этот факт предсказывался еще в первых трудах об информационном обществе Э.Тоффлера, Д.Белла, М. Кстельса и др. Цифровые технологии сделали прорыв в плане ускорения и уплотнения процесса социализации.

К положительным тенденциям применения цифровых технологий на этапе получения высшего образования авторы относят и следующие положения: «... а) овладение обучающимися, заранее отобранным содержанием; б) достижение обучающимися внешне формируемых и самостоятельно отобранных целей; в) поддержку и развитие способности обучаемых к учению, формирование их учебной самостоятельности, порождение и развитие их личностной идентичности в процессе овладения как социально заданным, так и самостоятельно отобранным содержанием» [16, с.76]. Действительно, цифровое образование помогает раскрыть индивидуальность, позволяя студенту выбирать индивидуальные траектории обучения, темпы и направление развития собственных способностей.

Особое место в данной группе мнений занимает система дополнительного, непрерывного, неформального образования [17,18]. Здесь ученные и педагоги подчеркивают преимущества цифровых технологий, позволяющих человеку развивать свои таланты и дарования эффективно и гибко.

Вторая группа объединяет в себе мнения ученых, в которых высказываются опасения при интенсивном использовании цифровых технологий на этапе формирования индивидуальности личности [19-25]. Основные положения достаточно хорошо отражены в работе, в которой изложены результаты социологических исследований возможных рисков цифрового образования:

«. - от человека требуется не столько прочное владение профессиональными знаниями и навыками, сколько умение получить доступ к нужной информации через компьютер;

- до абсурда доведен принцип индивидуализации в обучении (цифровое образование становится не столько средством обучения, сколько его целью);

- забывается, что информация и знания - не одно и то же;

- девальвируется ценность общения, живого слова, а также происходит нивелирование личности в условиях сетевой социализации, идентификация за пределами системы образования, оцифровка сознания - клиповое мышление, изменение психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления, речи);

- упрощается возможность знакомства с асоциальными программами, появляются интернет-зависимость, селфизм и др.» [26, с. 33].

Как можно видеть, основные опасения исследовате-

344

OECD: 5.01 Psychology; ASJC: 3204; WoS Subject Categories: VI

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ГРЯЗНОВА Елена Владимировна и другие ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ...

лей и педагогов заключаются в том, что индивидуализация в информационном пространстве цифровой культуры может проходить бесконтрольно. Это приводит к рассогласованию в мировоззрении молодых людей системы ценностей, уход от ответственности за свои поступки, трансформация психических функций.

ОБСУЖДЕНИЕ

Таким образом, амбивалентность индивидуализации в информационном пространстве цифровой культуры проявляется в нескольких плоскостях. Укрупненное деление положительных и отрицательных последствий на две группы эффективно только в целях анализа и обобщения сложившейся картины. Для более углубленного изучения возможных негативных ситуаций и их нивелирования необходимо проведение серьезных психолого-педагогических исследований на основе методов социологии. Педагогический эксперимент по внедрению цифровых технологий в образование, который проводится сегодня на базе школ, вузов и других учебных заведений без должных предварительных исследований, показывает, что негатива пока существует не меньше, чем позитива. Негативные последствия есть и будут всегда, в любых инновациях. Однако когда речь идет о разрушении психики у детей, подростков и юношей, закрывать глаза на такие последствия нельзя. Необходима активная разработка программ и методик, защищающих подрастающее поколение от негативных воздействий цифрового пространства. Цифровая педагогика как новое явление образовательного пространства, как новое научное направление педагогики должно включать такой аспект как методология исследования. Именно он направлен на разработку методов и технологий проведения исследований проблемного поля той или иной отрасли научного знания.

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование проблем и перспектив индивидуализации в условиях цифровой культуры показало, что индивидуализация в информационном пространстве цифровой культуры имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Качественное сравнение рисков и последствий, которые уже наблюдаются в итоге информационной социализации провести крайне сложно, т.к. они находятся в разных плоскостях, имеют не сравниваемые между собой критерии. К сожалению не достаточно активно и повсеместно проводятся психолого-педагогические исследования перехода к цифровому образованию в школах и вузах, не выстроена единая система и методология таких исследований. В своих дальнейших работах мы поставим задачу разработки критериев и методики психолого-педагогического исследования по сопровождению детской индивидуальности в условиях реализации цифрового образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Грязнова Е.В. Информационная культурология как научное направление: философско-методологический анализ//Философия и культура. 2016. № 3 (99). С. 452-458.

2. Афанасьев С. В. Обоснование актуальности разработки субстратно-атрибутивной модели информационной культуры в рамках философии культуры//Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 3 https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-3-10

3. Захаров М.Ю., Старовойтова И.Е., Шишкова А.В. Цифровая культура - исторический этап развития информационной культуры общества//Вестник университета. 2020. № 5. С. 200-205.

4. Маркова Н.Г. О формировании поликультурной личности//Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 2 (65). С. 76-78.

5. Сташис В.О. Проблема демократических оснований цифровой культуры//Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. Педагогические науки. 2020. № 7. С. 103-109.

6. Грязнова Е.В. «Хрупкое» государство: критерии определения// Политика и общество. 2013. № 1 (97). С. 57-65.

7. Левашов В.К., Гребняк О.В. Цифровая культура российского общества и государства//Социологические исследования. 2020. № 5. С. 79-89.

8. Грязнова Е.В., Скопинцева-Седаш О.Ю. Дистанционная педагогика как научное направление в философии образования//Педагогика и просвещение. 2015. № 1. С. 59-66.

9. Грязнова Е.В. Идентификация человека в информационной реальности//Психология и психотехника. 2013. № 4 (55). С. 371-379. Грязнова Е.В. Методы познания и категории философии науки/МВ:

Педагогика и просвещение. 2014. № 3. С. 49-68.

10. Буракова И.С., Княженко Л.П. Влияние современного информационного пространства на социализацию подростков// Профессиональное образование. Столица. 2018. № 7. С. 35-37.

11. Герасимов А.В. Проблема социализации молодежи в информационном обществе: социально-философский аспект//Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2019. Т. 5 (71). № 1. С. 13-21.

12. Молчан Э.М. Социализация субъектов взаимодействия в условиях информационной глобализации//Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки.

2019. № 1. С. 86-95.

13. Набок О.А. Цифровая культура. Механизмы формирования цифровой культуры//Digital. 2021. Т. 2. № 1. С. 6.

14. Грязнова Е.В. Модель информационной культуры управления образованием муниципалитета: предупреждение рисков неэффективного использования достижений информатизации//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2 (23). С. 18.

15. Малушко Е.Ю., Лизунков В.Г. Система электронного образования как инструмент повышения конкурентоспособности специалиста в условиях цифровой экономики//Вестник Мининского университета.

2020. Т. 8. № 2 (31). С. 3. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42902484

16. Шибаева Н.А., Воронкова Л.В. Применение цифровых технологий в системе высшего образования как социальная инновация современного информационного общества//Друкеровский вестник. 2020. № 2 (34). С. 70-80.

17. Авдошина О.М. Внедрение и применение цифровых технологий в системе дополнительного образования (на примере работы в исполнительских классах ДМШ)//Наука и образование сегодня. 2020. № 6-1 (53). С. 69-71.

18. Коняева О.В. Индивидуально-дифференцированный подход в образовании в контексте реалий «цифровой эпохи»//Студенческий вестник. 2020. № 21-1 (119). С. 78-79.

19. Строков А.А. Цифровизация образования: проблемы и перспек-тивы//Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 2 (31). С. 15. https://elibrary. ru/item.asp?id=42902496

20. Байдин Д.И. Проблемы, риски и перспективы цифровой экономики в развитии сферы образования//Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Экономика. 2019. № 1 (19). С. 111-118.

21. Шаповалова Г.М. Искусственный интеллект - технологии будущего человечества: «цифровая культура» в контексте «цифровой этики» догмат в решении этических проблем // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 402-406.

22. Амбросенко Н.Д. Цифровая образовательная среда университета: направления развития, опыт, проблемы и риски //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2020. Т. 9. № 1 (49). С. 43-48.

23. Иванова Т.Н., Симонян А.В. Культурная цифровая среда как форма семейного досуга в массовом обществе // Revista ¡tiinftficä progresiva. 2020. Т. 3. № 2 (4). С. 16-20.

24. Зубренкова О.А., Лисенкова Е.В., Зубенко Д.П., Косс Е.А. Информационные технологии как необходимый элемент организации учебного процесса образовательных учреждений // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 172-175.

25. Горностаева Т.Н., Горностаев О.М., Коляда О.И. Цифровая трансформация образования: проблемы и риски//Школа будущего. 2020. № 4. С. 98-109.

26. Перминова Л.М. Цифровое образование: ожидания возможности, риски//Педагогика. 2020. № 3. С. 28-37.

Статья поступила в редакцию 30.03.2021 Статья принята к публикации 27.08.2021

ГРНТИ: 150000. Психология; ВАК: 190001; 190005

345

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.