Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА / КОГНИТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ПРАКСИОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Локтионова Елизавета Александровна

В условиях развития цифровой культуры происходит смена парадигмы социального взаимодействия в обществе. Это означает, что в коммуникационную деятельность человека включаются новые виды субъективности и посредники общения и деятельности. Изменения происходят не только в сфере экономики, но и в сфере образования, как в сфере деятельности, готовящей кадры. Педагог в современных условиях оказывается одним из самых главных и ответственных участников педагогического процесса. Именно от него зависит, как будет встраиваться, и адаптироваться новое поколение в стремительно меняющиеся социальные условия информационного общества. Дошкольное образование, закладывает фундамент социального опыта подрастающего поколения. Именно поэтому гибкость и готовность к инновационной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений является одной из основных его профессиональных компетенций. Исследований в данном направлении ведется достаточно много. Однако не хватает работ, в которых бы разрабатывались модели мониторинга готовности педагога к инновационной деятельности на основе выявления системы проблем с возможностью их нивелирования. Необходимы исследования существующих подходов и методик мониторинга готовности педагога ДОУ к инновационной деятельности, их обобщения и выработки единой стратегии повышения эффективности управления разработкой и внедрением новых решений в педагогический процесс дошкольного образования в условиях цифровой информационной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Локтионова Елизавета Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS OF PRESCHOOL TEACHERS TO INNOVATE: PROBLEMS AND PROSPECTS

In the context of the development of digital culture, the paradigm of social interaction in society is changing. This means that new types of subjectivity and intermediaries of communication and activity are included in the human communication activity. Changes are taking place not only in the economy, but also in the field of education, as in the field of training personnel. The teacher in modern conditions is one of the most important and responsible participants in the pedagogical process. It depends on him how the new generation will integrate and adapt to the rapidly changing social conditions of the information society. Preschool education, lays the foundation for the social experience of the younger generation. That is why the flexibility and readiness for innovative activities of teachers of preschool educational institutions is one of his main professional competencies. There is a lot of research in this direction. However, there are not enough works that would develop models for monitoring the teacher's readiness for innovation based on identifying a system of problems with the possibility of leveling them. It is necessary to study the existing approaches and methods for monitoring the readiness of a pre-school teacher for innovation, generalize them and develop a unified strategy for improving the effectiveness of managing the development and implementation of new solutions in the pedagogical process of preschool education in the digital information culture.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

GRYAZNOVA Elena Vladimirovna and other READINESS OF PRESCHOOL TEACHERS...

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

VTTk" Ч7Ч 9 IH iTl 10,202.1 Контент доступен по липеюни СС BY-NC 4.0

-'A14 J |(сс) iTfnsis an open accessarticle under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1003-0020 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© Автор(ы) 2021 AuthorlD: 304930 SPIN: 9134-1861 ResearcherlD: V-5351-2018 ORCID: 0000-0003-3093-2602 ScopusID: 57205748389

ГРЯЗНОВА Елена Владимировна, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой

«Философии и теологии» Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: egik37@yandex.ru) ORCID: 0000-0002-3907-6921

ЛОКТИОНОВА Елизавета Александровна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова,, e-mail: Liza-produn@mail.ru) Аннотация. В условиях развития цифровой культуры происходит смена парадигмы социального взаимодействия в обществе. Это означает, что в коммуникационную деятельность человека включаются новые виды субъективности и посредники общения и деятельности. Изменения происходят не только в сфере экономики, но и в сфере образования, как в сфере деятельности, готовящей кадры. Педагог в современных условиях оказывается одним из самых главных и ответственных участников педагогического процесса. Именно от него зависит, как будет встраиваться, и адаптироваться новое поколение в стремительно меняющиеся социальные условия информационного общества. Дошкольное образование, закладывает фундамент социального опыта подрастающего поколения. Именно поэтому гибкость и готовность к инновационной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений является одной из основных его профессиональных компетенций. Исследований в данном направлении ведется достаточно много. Однако не хватает работ, в которых бы разрабатывались модели мониторинга готовности педагога к инновационной деятельности на основе выявления системы проблем с возможностью их нивелирования. Необходимы исследования существующих подходов и методик мониторинга готовности педагога ДОУ к инновационной деятельности, их обобщения и выработки единой стратегии повышения эффективности управления разработкой и внедрением новых решений в педагогический процесс дошкольного образования в условиях цифровой информационной культуры.

Ключевые слова: инновационная деятельность, дошкольное образование, готовность педагога, информационная культура, цифровая культура, когнитивная культура, праксиологическая культура, аксиологическая культура, педагогическая деятельность, цифровое образование.

READINESS OF PRESCHOOL TEACHERS TO INNOVATE: PROBLEMS AND PROSPECTS

© The Author(s) 2021

GRYAZNOVA Elena Vladimirovna, Doctor of Philosophy, Head of the Department of

Philosophy and Theology Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov str., 1, e-mail: egik37@yandex.ru) LOKTIONOVA Elizaveta Alexsandrovna., Master's Student Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov str., 1, e-mail: Liza-produn@mail.ru) Abstract. In the context of the development of digital culture, the paradigm of social interaction in society is changing. This means that new types of subjectivity and intermediaries of communication and activity are included in the human communication activity. Changes are taking place not only in the economy, but also in the field of education, as in the field of training personnel. The teacher in modern conditions is one of the most important and responsible participants in the pedagogical process. It depends on him how the new generation will integrate and adapt to the rapidly changing social conditions of the information society. Preschool education, lays the foundation for the social experience of the younger generation. That is why the flexibility and readiness for innovative activities of teachers of preschool educational institutions is one of his main professional competencies. There is a lot of research in this direction. However, there are not enough works that would develop models for monitoring the teacher's readiness for innovation based on identifying a system of problems with the possibility of leveling them. It is necessary to study the existing approaches and methods for monitoring the readiness of a pre-school teacher for innovation, generalize them and develop a unified strategy for improving the effectiveness of managing the development and implementation of new solutions in the pedagogical process of preschool education in the digital information culture.

Keywords: innovative activity, preschool education, teacher readiness, information culture, digital culture, cognitive culture, praxiological culture, axiological culture, pedagogical activity, digital education.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях развития информационной культуры от педагогов всех уровней и форм образования требуется владение широким спектром компетенций педагогической деятельности [1,2].

Информационная культура сегодня во многих странах мира достигла новой стадии своего развития, которую в научной литературе определяют как этап цифровой культуры [3,4].

Цифровая культура имеет в своей основе более высокий уровень информационных технологий, чем те,

которые имели место на предыдущих этапах развития информатизации всех сфер общественной жизни. Основные специфические черты цифровых технологий нового поколения применительно к системе дошкольного образования заключаются в том, что от участников педагогического процесса требуется освоение новых видов деятельности. Наиболее актуальными являются компетенции в сфере овладения и применения инновационных технологий в образовательном и воспитательном процессе [5,6].

В дошкольных образовательных учреждениях данная

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; в-КВЫ: 2712-8474

ГРЯЗНОВА Елена Владимировна и другие ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО...

проблема является наиболее актуальной, т.к. имеет ряд аспектов и противоречий. Во-первых, сами учреждения должны быть готовы технически к внедрению инновационной деятельности. Если в крупных муниципалитетах этот вопрос решается, то в отдаленных от крупных городов районах, особенно в сельской местности, чаще всего данный вопрос отсеется открытым [7,8].

Во-вторых, инновационная деятельность требует ряда новых подходов в управлении, особенно на уровне дошкольного образования [9,10].

В-третьих, существует проблема подготовки кадров к инновационной деятельности в дошкольном образовании. Здесь основное противоречие заключается в том, что с одной стороны наблюдается низкий уровень кадрового потенциала в дошкольных учреждениях, неудовлетворительный уровень готовности педагогов к инновационной деятельности, а с другой стороны, нет единых критериев, методик и стратегий для определения проблем в данном направлении [11-13].

Изучение существующих методик и подходов к определению готовности педагога дошкольного образования является актуальным вопросом для выявления существующих проблем и перспектив в данном направлении развития педагогической деятельности в условиях информационной и цифровой культуры.

Исследования готовности педагога дошкольного образования к инновационной деятельности отражено в достаточно большом количестве научных работ последних лет. Основная особенность таких исследований заключается в том, что они чаще посвящены изучению качества и уровня готовности педагогов к инновационной деятельности в конкретном образовательном учреждении. Так, например, авторы одной из таких работ приводят результаты исследований, проведенных на базе одного из дошкольных образовательных учреждений [14].

В частности, они выделяют ряд аспектов готовности педагогов к инновационной деятельности: проблемно-ориентированный компонент, ценностный компонент, информационный компонент, технологический компонент, организационно-деятельностный компонент.

Для сравнения приведем модель развития профессиональной готовности к инновационной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации в другой работе, авторы которой считают, что: «Структурными компонентами профессиональной готовности к инновационной деятельности у педагогов дошкольной образовательной организации являются мо-тивационный, когнитивный, деятельностный и личностный» [15, с. 30].

В целом можно видеть, что предлагаемые модели отличаются не только количеством выделяемых компонентов, но и их содержанием. Если учесть, что каждый автор вкладывает разный смысл в определение содержания выделяемых компонентов, то и результаты в каждом конкретном случае будут разными.

В ряде работ сделан акцент на роль информационных технологий в формировании готовности педагога ДОУ к инновационной деятельности. В этом случае авторы строят модели или алгоритмы подготовки педагогов к инновационной деятельности, включающие определенные ее этапы: «1 этап. Ознакомление с существующими инновациями, изучение их по описаниям и путем наблюдения. 2 этап. Включение в существующую инновационную деятельность, самостоятельное действие по применению известных инноваций. 3 этап. Создание педагогических инноваций, самостоятельное проектирование и их исполнение» [16, с. 80].

В другой работе выделяются аналогичные этапы: «... адаптивно-ориентационный (формирование представлений об инновациях в образовании и инновационных технологиях в выбранной специальности), познавательно-рефлексивный (формирование навыков прогностической деятельности, опора на анализ собственной инновационной деятельности), креативно-продуктивный

(формирование навыков системной организации работы с инновационными средствами и технологиями)» [17, с. 351].

При акцентировании в изучении готовности педагогов к инновационной деятельности роли информационных технологий авторы отождествляют ее с деятельностью информационной. Однако при этом в работах очень мало уделяется внимания проблеме формирования информационной и цифровой культуры, ее специфике, роли и месте в инновационной культуре педагога.

МЕТОДОЛОГИЯ

Целью статьи является изучение опыта исследований готовности педагога ДОУ к инновационной деятельности и выявление существующих проблем и перспектив в построении ее модели в условиях развития информационной культуры.

Основными методами исследования является метод анализа, сравнения и обобщения.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Информационная культура как феномен современного общества имеет свою специфику и предъявляет определенные требования к субъектам педагогического процесса. Мы считаем, что изучение проблем и тенденций в развитии готовности педагогов ДОУ к инновационной деятельности следует строить, учитывая особенности цифровизации системы образования, а также системы его управления [18,19]. Проведенный аналитический обзор работ, посвященных этой тематике, показал, что основные проблемы, о которых говорят педагоги и ученые, можно условно разделить на три группы. Первая группа проблем объединяет в себе вопросы формирования определенной системы знаний педагога об инновационной деятельности в ДОУ. Сюда можно отнести такие аспекты как общая подготовка, включающая в себя знания об инновационной деятельности как таковой, ее специфике именно в условиях ДОУ, требования к ее реализации в условиях традиционных и дистанционных форм педагогической деятельности, о включении в нее всех субъектов этой деятельности (педагогов, руководителей, органы управления, родителей, детей). Сферу таких знаний можно объединить под общим названием «Когнитивная культура инновационной деятельности педагога ДОУ». Вторая группа проблем может быть объединена на основе методологического аспекта инновационной деятельности. Она включает проблемы методологической готовности педагогов к внедрению инноваций в педагогический процесс. Речь идет о разработке методик и программ, необходимых для работы с инновационными технологиями. Педагог ДОУ должен не только знать, что использовать в своей деятельности, но и владеть инструментами для ее реализации. Разработка методологического аппарата инновационной деятельности сегодня является достаточно часто обсуждаемой слабо решенной проблемой [20]. Методологические основы в применении и управлении инновационной деятельностью обеспечивают праксис последней. Эти вопросы можно объединить в понятии «Праксиологическая культура инновационной деятельности педагога ДОУ». И, наконец, третья группа проблем может быть сформирована как совокупность вопросов, носящих мотивационный, ценностный характер [13]. Как известно, даже если педагог овладел информационной и методологической культурой в сфере инновационной деятельности, т.е. знает что и как применять, но не имеет системы ценностных установок и убеждений в необходимости применения и развития инноваций, то целостной системы культуры инновационной деятельности не получиться. Имеющиеся знания и опыт останутся не востребованными. Поэтому данный аспект проблем можно объединить в группу под названием «Аксиологическая культура инновационной деятельности педагога ДОУ».

ОБСУЖДЕНИЕ

Таким образом, мы получаем модель готовности педагога дошкольного образования, состоящую из трех под-

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002; 130008

87

GRYAZNOVA Elena Vladimirovna and other READINESS OF PRESCHOOL TEACHERS...

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

систем инновационной культуры: когнитивной, праксиологической и аксиологической. Такой подход позволит видеть основные противоречия, возникающие в данной системе. Например, противоречия между тремя основными элементами: знаю, умею и хочу. Эти противоречия порождают самые серьезные проблемы, требующие решения. Скажем, если педагог имеет знания и владеет практикой инновационной деятельности, но не мотивирован к данной деятельности, то следует искать причины отсутствия мотивации. Тогда мы получаем возможность выстраивать матрицу проблем для выработки стратегии их решения. Для этого можно применить структурно-де-ятельностный подход и анализировать уже подсистему аксиологической культуры как совокупность элементов: субъект, объект, средства и т.д. Есть и другие варианты готовности, например, педагог мотивирован, он хочет участвовать в инновационной деятельности и у него есть опыт, но нет соответствующего образования. Тогда руководитель имеет возможность восполнить данные проблемы, направив сотрудника на курсы, дополнительное образование и т.д. Аналогично решаются и проблемы при отсутствии другой составляющей или их совокупности. Конечно, если нет ни одной из них, то это уже проблемы иного порядка. Но и этого явно недостаточно. Далее предлагаемая модель дает возможность увидеть и противоречия элементов этой подсистемы культуры с двумя другими. Например, противоречие между элементами когнитивной и аксиологической культуры и т.д. Тогда все частные случаи, описываемые в исследованиях готовности педагогов к инновационной деятельности, впишутся в структуру предлагаемой модели, и гораздо легче будет найти причины их возникновения.

Предлагаемая модель готовности педагога дошкольного образования к инновационной деятельности позволит руководителям составлять мониторинг по трем основаниям, а также рассматривать их на следующих структурных уровнях, беря за основу элементы каждой из подсистем и их взаимодействие.

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование проблем и перспектив развития готовности к инновационной деятельности педагога дошкольного образования в условиях информационной культуры показало, что сегодня существует широкий спектр проблем в данном направлении. Систематизация этих проблем и противоречий позволяет определить тенденции развития профессиональной подготовки педагога в трех основных направлениях: когнитивный, праксиологический и аксиологический. Полученные результаты дают возможность в последующем разработать модель мониторинга готовности педагога дошкольного образования к инновационной деятельности в условиях цифровой культуры, что и станет предметом нашего дальнейшего исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Малушко Е.Ю., Лизунков В.Г. Система электронного образования как инструмент повышения конкурентоспособности специалиста в условиях цифровой экономики//Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 2 (31). С. 3. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42902484

2. Палагин Н.В. Кадры для цифровой экономики как элемент цифровой трансформации российской федерации/Наука XXI века: актуальные направления развития. 2020. № 1-1. С. 511-514.

3. Грязнова Е.В. Информационная культурология как научное направление: философско-методологический анализ//Философия и культура. 2016. № 3 (99). С. 452-458.

4. Мешкова Л.Н. Цифровая культура и цифровое поколение: основные направления взаимодействиям/Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2020. Т. 9. № 3-1. С. 196-206.

5. Сексембаева А.К., Жусупова М.К. Инновационная деятельность педагогов дошкольных организаций//Вестник Северо-Казахстанского государственного университета имени Манаша Козыбаева. 2018. № 2 (39). С. 194-199.

6. Яркова Д.Д., Мухина Т.Г., Малинин В.А., Сорокоумова С.Н. Развитие творческого потенциала педагога в условиях деятельности федеральной инновационной площадки «педагогическое лидерство»// Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 2 (31). С. 14. https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=42902495

7. Вартанова Е.Л., Гладкова А.А. Цифровое неравенство, цифровой капитал, цифровая включенность: динамика теоретических подходов и политических решений//Вестник Московского

Серия 10: Журналистика. 2021. № 1. С. 3-23.

8. Новикова Г.П., Лазарева М.В. Проблемы внедрения инновационных образовательных технологий в педагогический процесс дошкольных образовательных организаций в условиях вариативности образо-вания//Гуманитарные исследования Центральной России. 2019. № 3 (12). С. 66-72.

9. Менажиева Ф.С. Теоретические основы исследования проблемы управления инновационной деятельностью дошкольной образовательной организации//Наука и образование в современной конкурентной среде. 2016. № 1 (3). С. 38-40.

10. Носова Л.А., Павлова Т.А. Исследование готовности педагогов дошкольного образования к инновационной деятельности в период модернизации образования в России//Е-.то. 2019. № 6 (33). С. 396-403.

11. Забровская О.В., Васильева А.В. Проблема развития инновационного потенциала у работников сферы дошкольного образования// Современное образование: традиции и инновации. 2016. № 2. С. 2228.

12. Абдурахимова Д.А., Тожиева Г.Ш. Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности/Молодой ученый. 2016. № 12 (116). С. 811-813.

13. Борисенко Е.Н., Костюкова Н.С., Шинкарева Л.В. Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования: проблемы развития мотивации инновационной деятельности и профессионально-личностного потенциала//Педагогика и психология: Исследования. Инновации. Практика. 2019. № 1. С. 13-16.

14. Мартьянова О. П., Сиденко Е. А. Готовность воспитателя дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности //Эксперимент и инновации в школе. 2014. №4. С. 2-6.

15. Шепилова Н.А. Модель развития профессиональной готовности к инновационной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации// Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. Т.8. №3. С. 30-39.

16. Зотова И. В., Татаурова А. С. Структура готовности будущих педагогов ДОУ к инновационной деятельности средствами информационных технологий// International scientific review. 2019. С.79-80.

17. Равшанжон С. М. Особенности формирования готовности будущих педагогов к инновационной деятельности средствами информационных технологий//Academic research in educational sciences. 2020. Vol.1. №2. Р.349-352.

18. Грязнова Е.В. Модель информационной культуры управления образованием муниципалитета: предупреждение рисков неэффективного использования достижений информатизации//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2 (23). С. 18. https://www. elibrary. ru/query_results.asp

19. Богатко М. Цифровой детский сад - эффективная инновационная модель учреждения дошкольного образования//Пралеска. 2019. № 4 (332). С. 6-7.

20. Чиркова Е.В., Фокина О.В. Методология оценки эффективности и результативности управления дошкольными образовательными учреждениями как инновационный путь развития первого уровня образовательного процесса//European Social Science Journal. 2018. № 10. С. 116-124.

Статья поступила в редакцию 23.03.2021 Статья принята к публикации 27.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.