Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ'

КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
428
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ФИЛОСОФИЯ ЗДОРОВЬЯ / ПЕДАГОГИКА ЗДОРОВЬЯ / ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ХРУПКОЕ ГОСУДАРСТВО / СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Треушников Илья Анатольевич, Мухина Татьяна Геннадьевна, Треушников Алексей Ильич

Цель: обосновать актуальность исследований феномена культура здоровья в педагогическом знании. Методы: информационный подход как один из основных методов исследования научного направления «информационная культурология». Данный метод применяется как эффективный инструментарий исследования явлений современной цифровой культуры. Методы анализа, обобщение, сравнение. Результаты: Культура здоровья как понятие и как явление исследуется во многих направлениях научного знания, например, в социологии, педагогике, психологии, философии, экологии и др. Для педагогического знания теоретические и практические аспекты изучения культуры здоровья занимают сегодня одну из ключевых позиций. Это обосновывается тем, что здоровье нации в нашей стране поставлено под угрозы, вызванные экологическим и экономическим кризисом, утратой культурных и духовных ценностей, ослаблением социальной защищенности граждан, неудовлетворительным качеством работы системы здравоохранения и образования. Педагогическая деятельность направлена на формирование общей культуры человека, в которой культура здоровья играет важнейшую роль. В условиях образовательных реформ, проходящих в нашей стране, цифровизации образования, увеличивается востребованность в разработке новых методик и технологий, образовательных программ, направленных на формирование знаний, навыков и ценностных установок для возможности осуществления грамотного подхода к сохранению и бережному отношению каждого члена общества к своему здоровью как важному элементу человеческого капитала. Педагогическая деятельность нуждается в механизмах интеграции по решению проблем сохранения здоровья нации со всеми сферами жизни общества. Сегодня наблюдается разрыв между научной теорией и практикой культуры здоровья, между тем, какую подготовку дает система образования человеку в плане овладения культурой здоровья и социальной, экономической, управленческой политикой государства, не обеспечивающей условия для поддержания здоровья человека на протяжении всей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Треушников Илья Анатольевич, Мухина Татьяна Геннадьевна, Треушников Алексей Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH CULTURE AS AN ACTUAL PROBLEM OF MODERN PEDAGOGICAL KNOWLEDGE

Purpose: to substantiate the relevance of research on the phenomenon of health culture in pedagogical knowledge. Methods: information approach as one of the main research methods of the scientific direction "information culturology". This method is used as an effective tool for studying the phenomena of modern digital culture. Methods of analysis, generalization, comparison. Results: Health culture as a concept and as a phenomenon is studied in many areas of scientific knowledge, for example, in sociology, pedagogy, psychology, philosophy, ecology, etc. For pedagogical knowledge, the theoretical and practical aspects of the study of health culture occupy one of the key positions today. This is justified by the fact that the health of the nation in our country is threatened by the environmental and economic crisis, the loss of cultural and spiritual values, the weakening of social protection of citizens, the unsatisfactory quality of the health and education system. Pedagogical activity is aimed at the formation of a general human culture, in which the culture of health plays a crucial role. In the context of educational reforms taking place in our country, the digitalization of education, the demand for the development of new methods and technologies, educational programs aimed at the formation of knowledge, skills and values for the possibility of implementing a competent approach to the preservation and careful attitude of each member of society to their health as an important element of human capital is increasing. Pedagogical activity needs mechanisms of integration to solve the problems of preserving the health of the nation with all spheres of society. Today, there is a gap between the scientific theory and practice of health culture, between the training provided by the education system to a person in terms of mastering the culture of health and the social, economic, managerial policy of the state, which does not provide conditions for maintaining human health throughout life.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ»

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ГРЯЗНОВА Елена Владимировна и другие КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ КАК АКТУАЛЬНАЯ...

VTTR" 47 l/~\ iTiiiTi I ©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

■> A14 J ' |(сс) IfCg TEis is an open access article under the CC BY-NC 4.0 ltcense

DOI' 10 26140/anip-2021-1003-0072 iMth^m(https://creatavecommons.org/ircenses/by-nc/4.o/)

КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

© Автор(ы) 2021 AuthorlD: 304930 SPIN: 9134-1861 ResearcherlD: V-5351-2018 ORCID: 0000-0003-3093-2602 ScopusID: 57205748389

ГРЯЗНОВА Елена Владимировна, доктор философских наук, профессор кафедры «Философии и теологии»

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: egik37@yandex.ru) SPIN: 1529-4681 AuthorlD: 453873 ResearcherID: C-4537-2013 ORCID: 0000-0003-3506-9078 ScopusID: 57209575342

ТРЕУШНИКОВ Илья Анатольевич, доктор философских наук, начальник кафедры философии, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Российского государственного университета правосудия, Приволжский филиал, Нижний Новгород

Нижегородская академия МВД России (603144, Россия, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3, e-mail: treushnikovilya@mail.ru) SPIN: 2976-1335 AuthorID: 390925 ResearcherID: J-9166-2017 ORCID: 0000-0002-3104-2460 ScopusID: 57192161376

МУХИНА Татьяна Геннадьевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной безопасности и гуманитарных технологий Национального государственного исследовательского Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского

Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии

Российской Федерации (603022, Россия, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23, e-mail: tg-muhina@yandex.ru) AuthorID: 1005687 SPIN: 8094-0797 ORCID: 0000-0001-7112-0470

ТРЕУШНИКОВ Алексей Ильич, аспирант

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (603950, Россия, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23, e-mail: aleshatru@mail.ru) Аннотация. Цель: обосновать актуальность исследований феномена культура здоровья в педагогическом знании. Методы: информационный подход как один из основных методов исследования научного направления «информационная культурология». Данный метод применяется как эффективный инструментарий исследования явлений современной цифровой культуры. Методы анализа, обобщение, сравнение. Результаты: Культура здоровья как понятие и как явление исследуется во многих направлениях научного знания, например, в социологии, педагогике, психологии, философии, экологии и др. Для педагогического знания теоретические и практические аспекты изучения культуры здоровья занимают сегодня одну из ключевых позиций. Это обосновывается тем, что здоровье нации в нашей стране поставлено под угрозы, вызванные экологическим и экономическим кризисом, утратой культурных и духовных ценностей, ослаблением социальной защищенности граждан, неудовлетворительным качеством работы системы здравоохранения и образования. Педагогическая деятельность направлена на формирование общей культуры человека, в которой культура здоровья играет важнейшую роль. В условиях образовательных реформ, проходящих в нашей стране, цифровизации образования, увеличивается востребованность в разработке новых методик и технологий, образовательных программ, направленных на формирование знаний, навыков и ценностных установок для возможности осуществления грамотного подхода к сохранению и бережному отношению каждого члена общества к своему здоровью как важному элементу человеческого капитала. Педагогическая деятельность нуждается в механизмах интеграции по решению проблем сохранения здоровья нации со всеми сферами жизни общества. Сегодня наблюдается разрыв между научной теорией и практикой культуры здоровья, между тем, какую подготовку дает система образования человеку в плане овладения культурой здоровья и социальной, экономической, управленческой политикой государства, не обеспечивающей условия для поддержания здоровья человека на протяжении всей жизни.

Ключевые слова: здоровье, культура здоровья, философия здоровья, педагогика здоровья, психология здоровья, здоровье сберегающие технологии, сферы общественной жизни, человеческий капитал, хрупкое государство, система здравоохранения, педагогическая деятельность, образование.

HEALTH CULTURE AS AN ACTUAL PROBLEM OF MODERN PEDAGOGICAL KNOWLEDGE

© The Author(s) 2021

GRYAZNOVA Elena Vladimirovna, Doctor of Philosophy, Professor of the Department of "Philosophy and Theology"

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov str., 1, e-mail: egik37@yandex.ru) TREUSHNIKOV Ilya Anatolyevich, Doctor of Philosophy, Head of the Department for Philosophy, Professor of the Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines Russian State University of Justice,

Privolzhsky branch Nizhniy Novgorod Academy of the Ministry of the Interior of Russia

_(603144, Russia, Nizhny Novgorod, Ankudinovskoe shosse, 3, e-mail: treushnikovilya@mail.ru)_

GRYAZNOVA Elena Vladimirovna and other HEALTH CULTURE AS AN ACTUAL PROBLEM OF...

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

MUKHINA Tatyana Gennadyevna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Social Security and Humanitarian Technologies of the Lobachevsky National State Research University

of Nizhny Novgorod

Novosibirsk Military Institute named after General of the Army I. K. Yakovlev of the National Guard of the

Russian Federation

(603022, Russia, Nizhny Novgorod, Gagarin Ave. 23, e-mail: tg-muhina@yandex.ru) TREUSHNIKOV Alexey Ilyich, post-graduate student Nizhny Novgorod state University. N. I. Lobachevsky (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Gagarina Ave., 23, e-mail: aleshatru@mail.ru) Abstract. Purpose: to substantiate the relevance of research on the phenomenon of health culture in pedagogical knowledge. Methods: information approach as one of the main research methods of the scientific direction "information culturol-ogy". This method is used as an effective tool for studying the phenomena of modern digital culture. Methods of analysis, generalization, comparison. Results: Health culture as a concept and as a phenomenon is studied in many areas of scientific knowledge, for example, in sociology, pedagogy, psychology, philosophy, ecology, etc. For pedagogical knowledge, the theoretical and practical aspects of the study of health culture occupy one of the key positions today. This is justified by the fact that the health of the nation in our country is threatened by the environmental and economic crisis, the loss of cultural and spiritual values, the weakening of social protection of citizens, the unsatisfactory quality of the health and education system. Pedagogical activity is aimed at the formation of a general human culture, in which the culture of health plays a crucial role. In the context of educational reforms taking place in our country, the digitalization of education, the demand for the development of new methods and technologies, educational programs aimed at the formation of knowledge, skills and values for the possibility of implementing a competent approach to the preservation and careful attitude of each member of society to their health as an important element of human capital is increasing. Pedagogical activity needs mechanisms of integration to solve the problems of preserving the health of the nation with all spheres of society. Today, there is a gap between the scientific theory and practice of health culture, between the training provided by the education system to a person in terms of mastering the culture of health and the social, economic, managerial policy of the state, which does not provide conditions for maintaining human health throughout life.

Keywords: health, health culture, health philosophy, health pedagogy, health psychology, health saving technologies, spheres of public life, human capital, fragile state, health system, pedagogical activity, education.

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье нации - сегодня одна из актуальнейших государственных проблем современной России [1-3]. Связано это не только с тем, что в обязанности государства входит функция охраны и сбережения здоровья граждан, но и с тем, что в сфере здравоохранения сегодня в России сложилась достаточно сложная ситуация [4-6]. Основные проблемы, о которых пишут исследователи вопросов здравоохранения в нашей стране - это проблема низкого качества работы медицинских учреждений, недостаточно высокий уровень квалификации медицинских работников, нехватка медицинских кадров в удаленных от центральных районов муниципалитетах, низкая грамотность населения в вопросах профилактики и сохранения здоровья. Эти и многие другие проблемы здравоохранения в России не позволяют создавать должный уровень человеческого капитала, подрывая тем самым устойчивое развитие государства как социального организма [7-9].

Особое место в спектре проблем здравоохранения занимают вопросы информатизации и цифровизации медицинской сферы общества [10-13]. В этом плане основные проблемы - это вопросы готовности медицинских кадров к информационной медицинской деятельности в условиях цифровой медицины и готовность населения к информационному взаимодействию с субъектами здравоохранения. В этой связи особое место занимает проблема работы с молодежью в плане приобретения ими знаний и навыков применения здоровье сберегающих технологий в условиях цифрового образования и информационной культуры [14,15].

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Целью исследования является анализ проблем формирования культуры здоровья в условиях цифрового образования и обоснование актуальности совершенствования данной сферы педагогической деятельности.

Здоровье сберегающие технологии являются сегодня предметом исследования многих отраслей педагогического знания [16,17]. Появляются новые парадигмы и научные направления педагогики, такие как педагогика здоровья, психология здоровья [18,19]. Эти факты говорят о том, что работа по сохранению и укреплению здоровья молодого поколения поднимается на высокий научный уровень.

Педагоги и ученые рассматривают вопросы изучения технологий по сохранению здоровья на различных уровнях образования, начиная с дошкольного [20,21]. В целом здоровье сберегающие технологии направлены на формирование культуры здорового образа жизни и сохранения здоровья, что можно объединить в концепции «культура здоровья» Данное направление в педагогике получает развитие, разрабатывается новый категориальный аппарат и методики исследования. Так, например, в одной из работ автор отмечает, что: «Важным звеном культуры здоровья человека, на наш взгляд, является знание своего здоровья, т.е. его субъективная оценка» [22, с.57]. Такой подход очень важен для формирования общей культуры здоровья человека, но он отражает только один его аспект.

МЕТОДОЛОГИЯ

В качестве основных методов исследования в работе использовался метод аналитического обзора, анализ, сравнение, обобщение. При изучении проблем применения здоровье сберегающих технологий и формирования культуры здоровья в условиях информатизации и циф-ровизации общества использовалась методология исследования цифрового здравоохранения [23] и построения моделей информационной культуры и дистанционной педагогики [24-27].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Широкий и системный взгляд на культуру здоровья представлен в работе О.В. Латыговской: «... культура здоровья личности представляет собой интегративное личностное качество, которое формирует устойчивое здоровье сберегающее поведение (устоявшийся здоровый образ жизни) человека в обществе» [28, с.69]. В частности автор отмечает, что данный вид культуры формируется как культурологический, педагогический, медицинский, социологический феномен.

Культура здоровья наиболее активно рассматривается как часть дисциплины физическая культура [29,30]. Данный предмет ведется на всех уровнях образования, формирование культуры здоровья входит в его цели и задачи. Однако до недавнего времени культура здоровья не выделялась как отдельная сфера знаний, а входило в понятие физической культуры. Сегодня ситуация со здоровьем молодого поколения изменилась не в лучшую сторону. Так, например, исследование состояние

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ГРЯЗНОВА Елена Владимировна и другие КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ КАК АКТУАЛЬНАЯ...

здоровья школьников, поступивших в вуз, дало следующие результаты: «... у 47% первокурсников наличие заболеваний различной тяжести. Преобладающими были нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы и заболевание органов зрения. В сумме они составляют 53% от всех заболеваний. Количество первокурсников, страдающих нарушениями физического развития и опорно-двигательного аппарата, составило 14%. У 20% студентов зафиксированы нарушения в деятельности пищеварительной и выделительной систем. Значительно реже наблюдаются заболевания эндокринной системы, кожи, крови, аллергии. Они составили13% от общего числа заболеваний» [31, с. 3]. Исследователи отмечают, что одним из важнейших факторов данного положения является отсутствие разработок по созданию методик и системы мониторинга формирования уровня и качества культуры здоровья в молодежной среде.

Достаточно активно культура здоровья как феномен рассматривается в рамках экологической культуры. Социологические исследования показывают, что на формирование культуры здоровья влияют три основных фактора: «объективного (экология, наследственность и др.); личностного (латентного фактора отношения к жизни для хорошего здоровья); фактора образа жизни (социальные практики и нормы)» [32, с. 789]. Иными словами, речь идет не только о субъективной составляющей культуры здоровья, но и об объективных факторах, на которые человек не всегда может оказать влияние.

Традиционным аспектом культура здоровья является и для предмета безопасность жизнедеятельности, который также преподается на всех уровнях образования [3336]. В этом ключе авторы отмечают особую проблему - готовность всех участников педагогической деятельности к формированию культуры здоровья: педагогов, учеников, родителей и др.

ОБСУЖДЕНИЕ

Аналитический обзор научной литературы, посвященный исследованию вопросов формирования культуры здоровья в системе современного образования, показал, что актуальность данной проблемы продиктована рядом положений. Во-первых, имеет место низкий качественный показатель охраны здоровья в нашей стране как результат деятельности медицинской сферы общества. Медицинская сфера общества в условиях экономического кризиса оказалась в бедственном положении. Государство активно поддержало данную область в период пандемии, т.е. практически в чрезвычайном положении. Однако, бросив все силы на борьбу с коронови-русом, государство не смогло поднять само медицинское обслуживание в стране на должный уровень. Во-вторых, нездоровая экологическая ситуация в стране, особенно в крупных городах и промышленных центрах. Для каждого человека данный фактор является объективным и в этом случае роль государства по стабилизации экологической обстановки является основной. В-третьих, низкая мотивация населения в плане волевой работы над формированием культуры здоровья. Социальная незащищенность граждан страны, низкий материальный доход делают малодоступными для большинства граждан медицинское обслуживание в целях получения знаний о профилактических мерах по сбережению здоровья, оздоровительные центры. В-четвертых, имеющиеся трудности методического и дидактического характера в системе образования для мониторинга культуры здоровья учащихся создают серьезные проблемы в предоставлении образовательных услуг в сфере навыков и знаний о технологиях здоровье сбережения. В-пятых, со стороны государства не созданы должные экономические условия для развития культуры здорового образа жизни в массовом порядке. В-шестых, культура здоровья как предмет научных исследований не имеет единого основания и распадается на различные сферы, становясь фрагментарным знанием для целого спектра наук. В-седьмых, культура здоровья слабо изучается как важнейший элемент

системы социального управления и государственной политики. В-восьмых, культура здоровья и физическая культура как феномены должны иметь не только единую практическую основу, но и теоретическую.

Сведя воедино эти восемь аспектов культуры здоровья, мы получаем систему, состоящую из восьми сфер общественной жизни, в каждой из которых должен формироваться свой аспект: экологическая, экономическая, научная, педагогическая, управленческая, социальная, медицинская, физкультурная. Педагогическая сфера несет основную нагрузку по формированию культуры здоровья, т.к. именно она создает когнитивную, аксиологическую и праксиологическую составляющие культуры здоровья. Однако без теории и практики развития и реализации культуры здоровья со стороны остальных сфер система образования окажется бессильной. Экологическая и экономическая сферы должны разрабатывать на основе своего взаимодействия практику бережного отношения к здоровью человека как важнейшей составляющей человеческого капитала. Интеграция медицинской и физкультурной деятельности позволит разрабатывать систему профилактики, поддержания и восстановления здоровья. Научная и педагогическая деятельность направлены на разработку теоретических и практических основ формирования культуры здоровья для человека на протяжении всей жизни. Управленческая и социальная сферы должны обеспечивать условия для развития культуры здоровья, ее доступности для каждого гражданина общества.

Проведенное исследование феномена культуры здоровья как важнейшего элемента педагогического знания в системе образования показало, что его изучение является сегодня актуальнейшей проблемой. Культура здоровья должна стать неотъемлемой частью общей культуры человека. За ее формирование несет ответственность в первую очередь система образования. Именно она является одним из социальных институтов, который сопровождает человека с момента рождения. В современных условиях реализации непрерывного и дополнительного образования педагогическая деятельность получает возможность оказывать влияние на формирование культуры здоровья в течение всей жизни человека.

Исследований культуры здоровья как системного явления в современной научно-педагогической литературе крайне мало. Как показало исследование, они носят узко-специализированный характер и мало коррелируют с другими отраслями научного знания. Педагогические науки в изучении проблем и перспектив развития культуры здоровья должны опираться на имеющиеся знания в данной области в системе экономических, политических, медицинских, социологических, социальных. В целом систему знаний в области культуры здоровья следует выстраивать по принципу многоуровневой системы научного знания и выделять в ней такие уровни, как философский, общенаучный, частно-научный и прикладной.

ВЫВОДЫ

Актуальность проблемы формирования культуры здоровья продиктована необходимостью разработок системы знания, навыков и ценностных установок как базовых механизмов данного вида культуры. Системный подход, применяемый в решении проблем культуры здоровья, как элемента образования позволяет проводить комплексное исследование по восьми направлениям, в основании каждого из которых лежит ключевой вид деятельности: экологическая, экономическая, научная, педагогическая, управленческая, социальная, медицинская, физкультурная. Таким образом, мы получаем сложную систему элементов формирования культуры здоровья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дистанова А.А., Хадеев Я.Р., Толмачев ДА. Ответственность государства за здоровье нации/ZModern Science. 2019. № 11-2. С. 153156.

GRYAZNOVA Elena Vladimirovna and other HEALTH CULTURE AS AN ACTUAL PROBLEM OF...

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

2. Кутафина Н.Н., Грудцына Л.Ю. Государственное планирование в сфере здравоохранения и ответственность государства за здоровье граждан Россий/Образование и право. 2020. № 10. С. 67-75.

3. Казанцева О.Л. О роли государства в обеспечении права на охрану здоровья и медицинскую помощь, гарантированного конституцией российской федерации//Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2017. № 17-2. С. 282-286.

4. Грязнова Е.В., Шкирнюк П.Г. Здравоохранение в России и качество жизни населения/ZNB: Экономика, тренды и управление. 2014. № 4. С. 72-85.

5. Карпов О.Э., Махнев ДА. Модели систем здравоохранения разных государств и общие проблемы сферы охраны здоровья населе-ния//Вестник Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова. 2017. Т. 12. № 3. С. 92-100.

6. Куделина О.В., Киллякова Е.Ю. Проблемы управления и развития кадровых ресурсов системы здравоохранения. Международный опыт//Экология человека. 2018. № 8. С. 17-26.

7. Захаров И.К., Шушунова Т.Н. Анализ проблем развития социального капитала в социальной политике государства/Успехи в химии и химической технологии. 2020. Т. 34. № 10 (233). С. 22-24.

8. Грязнова Е.В. «Хрупкое» государство: критерии определения// Политика и общество. 2013. № 1 (97). С. 57-65.

9. Бекишиева С.Р., Карибов Р.М. Проблемы взаимодействия институтов гражданского общества и государства в обеспечении права граждан на охрану здоровья/Юридический вестник ДГУ. 2019. Т. 32. № 4. С. 18-20.

10. Грязнова Е.В. Информационная культура медицинских учреждений: проблемы и перспективы/Человек и культура. 2015. № 1. С. 92-111.

11. Тихомирова А.А., Котиков П.Е., ДоховМ.А. Цифровое здравоохранение в России: современное состояние, проблемы и направления их решения//Медицина: теория и практика. 2019. Т. 4. № S. С. 538-539.

2

12. Месропян М.Г. Понятие цифрового здравоохранения в российском обществе: предпосылки и актуальные проблемы//Социология.

2019. № 3. С. 107-112.

13. Aksenova E.I. Problems of using distance learning for training specialists for medicine and healthcare. Labour and Social Relations Journal. 2020. № 5. С. 110-116.

14. Madzhuga A.G., Fortova L.K., Afanasiev V.V., Dorofeev A.V., Yudina A.M., Fabrikov M.S., Filatova O.V., Maslova A.I. Motivational and value attitude of university students to their health as a basis for the implementation of health-repelling function of education//Ponte. 2020. Т. 76. № 3. С. 275-281.

15. Zaretsky V.K., Kholmogorova A.B. Relationship between education, development & health from cultural-historical perspective// Cultural-Historical Psychology. 2020. Т. 16. № 2. С. 89-106.

16. Tkachenko V. Peculiarities of Future Physical Education Teachers' Health Saving Skills Formation. 2017. Science and Education: Academic Journal of Ushynsky University 23 (8):34-38.

17. 'What is Inconvenient for You is Life-Saving for Me': How Health Inequities Are Playing Out During the COVID-19 Pandemic.Vicki Xafis.

2020. Asian Bioethics Review 12 (2):223-234.

18. Колесникова М.Г. Школы здоровья Санкт-Петербурга как реализация идей педагогики здоровья//Непрерывное образование. 2020. № 2 (32). С. 33-36.

19. Шишкова И.М. Тревога о здоровье у детей как новое направление исследований в области психологии здоровья//Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. Т. 8. № 3 (30). С. 319-326.

20. Белова Т.В., Ефимова Е.А., Захаров А.В. Формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста//Обзор педагогических исследований. 2021. Т. 3. № 3. С. 157-161.

21. Латыговская О.В. Научно-методические основы формирования культуры здоровья детей младшего дошкольного возраста// Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогика. Психология. Филология. 2020. № 1 (103). С. 32-36.

22. Шмойлова Н.А. Культура здоровья как часть общей культуры современного человека//Бюллетень медицинской науки. 2020. № S1 (17). С. 57-58.

23. Гретченко А.И., Горохова И.В., Гретченко А.А. Актуальные проблемы цифровой трансформации здравоохранения в России// Экономика и предпринимательство. 2020. № 11 (124). С. 144-148.

24. Грязнова Е.В. Информационная культурология как научное направление: философско-методологический анализ//Философия и культура. 2016. № 3 (99). С. 452-458.

25. Афанасьев С. В. Обоснование актуальности разработки субстратно-атрибутивной модели информационной культуры в рамках философии культуры//Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 3 https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-3-10

26. Грязнова Е.В., Скопинцева-Седаш О.Ю. Дистанционная педагогика как научное направление в философии образования//Педагогика и просвещение. 2015. № 1. С. 59-66.

27. Грязнова Е.В. Модель информационной культуры управления образованием муниципалитета: предупреждение рисков неэффективного использования достижений информатизации//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2 (23). С. 18.

28. Латыговская О.В. Содержание и синтез понятий «культура» и «здоровье»//Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2019. Т. 13. № 3. С. 65-70.

29. Батистов А.В. Формирование культуры здоровья младших

школьников на уроках физической культуры//Теория и практика современной науки. 2021. № 1 (67). С. 405-409.

30. Бондин В.И., Степанова Т.А., Белавкина М.В. Мотивация к занятиям физической культурой и спортом как основа формирования культуры здоровья в студенческой среде//Теория и практика физической культуры. 2020. № 1. С. 27-28.

31. Хонелидзе Д.С., Родин Ю.И., Сорокоумова С.Н. Состояние физического и психического здоровья студентов на начальном этапе обучения в вузе//Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 4. С. 9.

32. Поздеева Е.Г., Евсеева Л.И. От экологической культуры - к культуре здоровья: взгляд на здоровье студентов//Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2019. Т. 14. № 2. С. 784-791.

33. Гун Г.Е., Шаваринский Б.М. Традиции кафедры безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья по формированию культуры сохранения и укрепления здоровья//Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2017. № 1. С. 48-52.

34. Элипханов М.У., Оказова З.П. Особенности преподавания безопасности жизнедеятельности в высшей школе // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 331-333.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. Цветкова И.В. Подходы к обучению школьников и студентов безопасности жизнедеятельности // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 48-52.

36. Волков С.Н. Восприятие мнимой реальности как субъективная выразительность и ее негативные черты в контексте безопасности жизнедеятельности //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2016. № 2 (30). С. 222-227.

Статья поступила в редакцию 02.04.2021 Статья принята к публикации 27.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.