Научная статья на тему 'ТЕОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ТЕОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОЛОГИЯ / ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА / ЦИФРОВАЯ ТЕОЛОГИЯ / ЦИФРОВАЯ ПЕДАГОГИКА / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ РЕЛИГИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Шалатонов Александр Сергеевич, Шалатонова Валентина Николаевна

Цель: определить спектр проблем перспектив теологии в системе современного образования. Методы: аналитический обзор, анализ, сравнение, обобщение, информационная культурология. Данный метод применяется для изучения явлений современной цифровой культуры. Результаты : в ходе исследования был выявлен спектр проблем развития теологического образования. Первая наиболее важная из них - это противоречия теологического образования и цифрового социокультурного пространства. Проявляется оно в размывании конфессиональных границ, утрате религиозных ценностей. Вторая проблема зарождается на основе противоречий между теологическим образованием как системой традиций и наукой, проявляясь в том, что научный статус теологии находится на стадии острых дискуссий. Третья проблема заключается в том, что теологическое образование вступает в противоречие с системой образования, особенно высшего. Связано этот с тем, что на современном этапе образование является прогрессивной, стремящейся к универсализации на мировом уровне системой, развиваясь согласно перспективным научным тенденциям. Теология же, оставаясь традиционной, испытывает сложности при включении ее в систему светских отношений цифрового образования. В нашей стране происходят перемены, которые направлены на нивелирование указанных проблем: утвержден паспорт теологии как научной специальности, разработаны новые образовательные стандарты. Чтобы теологическое образование гармонично вписалось в новые реалии цифровой культуры и выполняло свои функции духовного наставника и проводника в сохранении традиций, культуры, толерантного отношения и мира между людьми, необходимы научно-педагогические исследования для выработки механизмов его развития в новых условиях техногенного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Шалатонов Александр Сергеевич, Шалатонова Валентина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEOLOGY IN EDUCATION: PROBLEMS AND PROSPECTS

Purpose: to determine the range of problems of theology perspectives in the system of modern education. Methods: analytical review, analysis, comparison, generalization, information cultural studies. This method is used to study the phenomena of modern digital culture. Results: the study revealed a range of problems in the development of theological education. The first and most important of them is the contradictions of theological education and the digital socio-cultural space. It manifests itself in the blurring of confessional boundaries, the loss of religious values. The second problem arises on the basis of contradictions between theological education as a system of traditions and science, manifested in the fact that the scientific status of theology is at the stage of acute discussions. The third problem is that theological education comes into conflict with the system of education, especially higher education. This is due to the fact that at the present stage education is a progressive system striving for universalization at the world level, developing according to promising scientific trends. Theology, while remaining traditional, is experiencing difficulties when it is included in the system of secular relations of digital education. Changes are taking place in our country that are aimed at leveling these problems: the passport of theology as a scientific specialty has been approved, new educational standards have been developed. In order for theological education to fit harmoniously into the new realities of digital culture and fulfill its functions as a spiritual mentor and guide in preserving traditions, culture, tolerant attitude and peace between people, scientific and pedagogical research is needed to develop mechanisms for its development in the new conditions of a technogenic society.

Текст научной работы на тему «ТЕОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ГРЯЗНОВА Елена Владимировна и другие ТЕОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ...

VTTR" 47 l/~\ iTiiíTi I ©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

■> A14 J ' |(сс) IfCg This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1004-0014 »Мтш^(https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ТЕОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© Автор(ы) 2021 AuthorID: 304930 SPIN: 9134-1861 ResearcherID: V-5351-2018 ORCID: 0000-0003-3093-2602 ScopusID: 57205748389

ГРЯЗНОВА Елена Владимировна, доктор философских наук, профессор кафедры «Философии и теологии» Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: egik37@yandex.ru) ORCID: 0000-0002-1432-1177

ШАЛАТОНОВ Александр Сергеевич, магистрант кафедры «Философии и теологии» Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: magistrant18@yandex.ru) ORCID: 0000-0002-4263-7128

ШАЛАТОНОВА Валентина Николаевна, магистрант кафедры «Философии и теологии»

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: derevnina.valentina@yandex.ru) Аннотация. Цель: определить спектр проблем перспектив теологии в системе современного образования. Методы: аналитический обзор, анализ, сравнение, обобщение, информационная культурология. Данный метод применяется для изучения явлений современной цифровой культуры. Результаты: в ходе исследования был выявлен спектр проблем развития теологического образования. Первая наиболее важная из них - это противоречия теологического образования и цифрового социокультурного пространства. Проявляется оно в размывании конфессиональных границ, утрате религиозных ценностей. Вторая проблема зарождается на основе противоречий между теологическим образованием как системой традиций и наукой, проявляясь в том, что научный статус теологии находится на стадии острых дискуссий. Третья проблема заключается в том, что теологическое образование вступает в противоречие с системой образования, особенно высшего. Связано этот с тем, что на современном этапе образование является прогрессивной, стремящейся к универсализации на мировом уровне системой, развиваясь согласно перспективным научным тенденциям. Теология же, оставаясь традиционной, испытывает сложности при включении ее в систему светских отношений цифрового образования. В нашей стране происходят перемены, которые направлены на нивелирование указанных проблем: утвержден паспорт теологии как научной специальности, разработаны новые образовательные стандарты. Чтобы теологическое образование гармонично вписалось в новые реалии цифровой культуры и выполняло свои функции духовного наставника и проводника в сохранении традиций, культуры, толерантного отношения и мира между людьми, необходимы научно-педагогические исследования для выработки механизмов его развития в новых условиях техногенного общества.

Ключевые слова: теология, теологическое образование, высшее образование, цифровая культура, цифровая теология, цифровая педагогика, духовные ценности, виртуальная реальность, цифровая религия, цифровизация.

THEOLOGY IN EDUCATION: PROBLEMS AND PROSPECTS

© The Author (s) 2021

GRYAZNOVA Elena Vladimirovna, Doctor of Philosophy, Professor of the Department of

«Philosophy and Theology» Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov str., 1, e-mail: egik37@yandex.ru) SHALATONOV Alexandr Sergeevich, student magistrant of the Department of «Philosophy and Theology»

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov str., 1, e-mail: magistrant18@yandex.ru) SHALATONOVA Valentina Nikolaevna, student magistrant of the Department of «Philosophy and Theology»

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov str., 1, e-mail: derevnina.valentina@yandex.ru) Abstract. Purpose: to determine the range of problems of theology perspectives in the system of modern education. Methods: analytical review, analysis, comparison, generalization, information cultural studies. This method is used to study the phenomena of modern digital culture. Results: the study revealed a range of problems in the development of theological education. The first and most important of them is the contradictions of theological education and the digital socio-cultural space. It manifests itself in the blurring of confessional boundaries, the loss of religious values. The second problem arises on the basis of contradictions between theological education as a system of traditions and science, manifested in the fact that the scientific status of theology is at the stage of acute discussions. The third problem is that theological education comes into conflict with the system of education, especially higher education. This is due to the fact that at the present stage education is a progressive system striving for universalization at the world level, developing according to promising scientific trends. Theology, while remaining traditional, is experiencing difficulties when it is included in the system of secular relations of digital education. Changes are taking place in our country that are aimed at leveling these problems: the passport of theology as a scientific specialty has been approved, new educational standards have been developed. In order for theological education to fit harmoniously into the new realities of digital culture and fulfill its functions as a spiritual mentor and guide in preserving traditions, culture, tolerant attitude and peace between people, scientific and pedagogical research is needed to develop mechanisms for its development in the new conditions of a technogenic society.

Keywords: theology, theological education, higher education, digital culture, digital theology, digital pedagogy, spiritual values, virtual reality, digital religion, digitalization.

ВВЕДЕНИЕ рубежом является не только научной специальностью,

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- но и традиционно входит в систему образования [1-3]. ными научными и практическими задачами. Теология за В Росси теология вошла в список научных специально-

GRYAZNOVA Elena Vladimirovna and others THEOLOGY IN EDUCATION: PROBLEMS...

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

стей совсем недавно. Причем ведутся активные дискуссии по поводу определения ее формулы, описывающей основные направления исследования [4-6]. Теология вернулась в систему российского образования, потеряв свой значительный потенциал в период советской эпохи в нашей стране. В современных условиях, включаясь в систему образования, теология столкнулась с целым рядом проблем. Она, оставшись в традиционных рамках дореволюционной России, оказалась в условиях модернизированной системы образования. В результате в пространстве цифровой культуры вступают в противоречие два феномена - традиционная русская теология и цифровое образование [7-9]. Это противоречие порождает ряд серьезных проблем.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Во-первых, возникает проблема перестройки самого теологического образования. Теология как традиционное знание изменяться не должно. Поэтому меняются формы, способы передачи и освоения этого знания. Так, например, за рубежом активно развивается такое направление как цифровая теология [10-13]. При этом возникают проблемы этического характера, проблемы манипуляции сознанием, проблемы искажения религиозных истин и т.д. [14]. Во-вторых, что касается непосредственно теологического образования, то в этом случае одной из основных проблем оказывается проблема подготовки педагогических кадров, готовых и способных преподавать теологические дисциплины с помощью цифровых технологий [15].

Сегодня теологическому образованию посвящается все больше научных исследований, как в педагогических, так и в теологических науках [16,17]. Как и за рубежом в нашей стране активно развивается направление «цифровая религия» [18,19]. В этом направлении исследователи поднимают такие проблемы как перенос религиозных отношений в цифровую среду. В частности, отмечается возможность искажения вероучений, взаимопроникновение религий, формирование новых форм религиозных учений, искажение самой сущности отношений между представителями религиозных общностей [20,21].

Особое место в научных дискуссиях о проблемах теологического образования занимают вопросы его коммерциализации [22,23]. Как в нашей стране, так и за рубежом проблемы в теологическом образовании возникают в связи с увеличивающимся количеством беженцев, мигрантов и снижением качества жизни населения [24,25].

Тем не менее, одними из важнейших вопросов теологического образования остаются проблемы его встраивания в систему высшего образования, его роль в воспитательной работе при подготовке будущих педагогов всех специальностей, а также в воспитательном процессе обучающихся в условиях цифровой культуры [26-28].

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Целью исследования является анализ проблем развития теологического образования в условиях цифровой культуры.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В качестве основных методов исследования в работе использовался метод аналитического обзора, анализ, сравнение, обобщение. При изучении проблем теологического образования в условиях информатизации и цифровизации общества использовалась методология исследования цифрового образования и построения моделей информационной культуры и дистанционной педагогике [29-33].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Изучение научных дискуссий о проблемах теологического образования показало, что сегодня можно выделить ряд наиболее актуальных из них. Во-первых, проблема встраивания традиционного теологического

образования конкретной конфессии в систему высшего образования, переходящего на путь мирового уровня и универсализации. Во-вторых, проблема цифровизации теологического образования, связанная с подготовкой педагогических кадров, разработкой цифрового контента, готовности педагогов и учащихся работать в дистанционном формате. В-третьих, это проблемы сохранения традиций теологического образования, ограждение его от влияния систем ценностей культур, противоречащих духовным основаниям определенной религиозной культуры.

ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Что касается развития теологического образования в системе высшего образования, то здесь стоит обсудить наиболее актуальные проблемы, с которыми столкнулась Россия. Во-первых, при попытке возродить теологию в нашей стране, возникло ряд трудностей, которые не преодолены до сих пор. Как правило, вузовская наука всегда взаимосвязана с научными направлениями, которые развиваются в обществе согласно социальному заказу и выходят на практику. Интеграция между образованием, наукой и производством - это та база, на которой должна строиться и развиваться система высшего образования. В советский период развития нашей страны данная схема была хорошо отлажена, что и способствовало высокому уровню развития высшего образования. Однако в нем не находила своего места теология. В процессе перестройки всего российского общества, модернизации системы образования и экономики произошли коренные изменения в связке наука, образования, производство. Коммерциализация стала приоритетным направлением, прежде всего в экономике, затем в науке и далее в образовании. Теология, как духовная практика, встраиваясь в данную коммерческую схему, подвергается серьезным трансформациям, вызывая к жизни явления, противоречащие самой ее духовной сущности. Эти серьезные проблемы обозначены во многих современных публикациях.

Во-вторых, теология как наука получает второе рождение в России буквально в течение нескольких последних лет 21 века. Если за рубежом теология сохранила исторические корни и традиции и сумела выработать механизмы взаимодействия с образованием и наукой, то в нашей стране из-за большого временного перерыва в развитии теология вернулась в науку как набор знания в рамках религиоведения, философии религии, религиозной философии, истории религии и т.д. В таком не-сформированном виде в качестве научного направления она была встроена в систему высшего образования. В результате, не имея четкого представления о теологии как науке, методисты и педагоги разрабатывали учебные планы и программы при отсутствии понимания предмета и методов исследования теологии, ее роли и назначения для общества. В результате сегодня при введении очередного поколения образовательных стандартов и отсутствии профессиональных стандартов по теологии разработчики новых образовательных программ вновь сталкиваются с проблемами как готовить теологов, зачем они нужны, в каком количестве и в каких профессиональных направлениях они востребованы?

В-третьих, остается острой и нерешенной проблемой подготовки педагогических кадров для подготовки теологов в системе высшего образования. Если вузы не имеют ориентиров в определении научности теологии, квалификационных требований к выпускнику, то остается традиционный путь - подготовка священнослужителей. Однако эта задача слишком узкая для системы высшего образования. Да, это вполне правомерно, если речь идет не о светских вузах. Однако, как известно в России теология как специальность введена именно в светские вузы. Это значит, что выпускники получают дипломы о светском образовании и имеют право на занимаемую должность не только в системе церковных организаций

58

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ГРЯЗНОВА Елена Владимировна и другие ТЕОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ...

и епархии, но и в государственных учреждениях, организациях, органах власти и т.д. Усложняется данная проблема еще и требованиями современного высшего образования к подготовке педагогических кадров к работе в условиях цифровизации.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Проведенный анализ проблем развития теологического образования в условиях цифровой культуры показал, что как за рубежом, так и в нашей стране существует ряд проблем, требующих решения. Если зарубежные исследователи решают проблемы последствий цифровизации теологического образования, то наши ученые, теологи и педагоги сталкиваются с проблемами развития теологического образования как элемента высшего образования в условиях цифровой культуры. Сегодня первостепенной задачей является разработка новых образовательных программ по теологии, соответствующих социальному заказу общества. Для этого необходимо сделать основной упор на определение научного статуса теологии, который и должен стать основанием для разработки профессиональных стандартов и образовательных теологических программ.

Существующие образовательные программы по теологии требуют серьезного пересмотра в плане возможности подготовки педагогических кадров, как для высшего, так и других уровней образования. Важно отметить, что существует возможность и необходимость развития непрерывного теологического образования в нашей стране, которое становится сегодня востребованным в деле просвещения и воспитания современного молодого поколения на основе высоких духовных ценностей.

Теологическое образование должно стать фундаментальной основой в деле сохранения традиций культурного наследия народа, нации, страны и т.д. Светское образование без теологической составляющей может не справиться с данной задачей, т.к. оно подвержено трансформациям в ходе цивилизационного развития. Новые цифровые технологии требуют формирования в культуре нового вида идеала - техногенного. Образование не может игнорировать данное требование полностью, и вынуждено соответствовать этим тенденциям. Мы уже стали свидетелями быстрого развития цифрового дошкольного, школьного и высшего образования, что приводит к утрате духовных ценностей в обществе, формированию общества клиповой культуры и потребления. Возможно, теологическое образование и станет сдерживающим элементом негативного проявления цифровой культуры.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Разработка новых образовательных программ по теологии согласно стандартам, принятым в 2020 году требует изучения педагогического опыта организации данного вида образования, что и станет следующим этапом исследований в данном направлении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Towey Anthony. Grammar of Dissent? Theology and the Language of Religious Education. 2020. New Blackfriars 101 (1092):135-152.

2. Macdonald Jr Paul A. Christian Theology and the Secular University. 2017. London, UK and New York, NY: Routledge.

3. Moore Gerard. Religious Education and Theology: Separate Sails in the One Breeze. 2020. The Australasian Catholic Record 97 (2):227.

4. Грязнова Е.В., Мальцева С.М., Бушуева А.А. Проблемы теологии как научной специальности в вузе//Современные исследования социальных проблем. 2019. Т. 11. № 4-3. С. 66-70.

5. Грыжанкова М. Ю. Православная теология, ее место и роль в развитии современной науки // Теология и образование. 2018. № 1. С. 447-455.

6. Орлов М. О. Полохов Д. Н., Петрова К. Ю. Теология в системе гуманитарных наук: особенности предмета и методологии //Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2019. Т. 20. № 4. С. 313-323. -DOI 10.25991/VRHGA.2020.20.4.025.

7. Шмонин Д. В. Теология в системе образования современной России: точки роста // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2018. Т. 19. № 4. С. 355-363.

8. Лапкин В. С. Перспективы цифровизации традиционных предметов образования на примере «Основ православной культуры / Теологии» //Молодой ученый. 2019. № 25(263). С. 422-425.

9. Горбачев А. Л. Теология в современном западном опыте взаимодействия религиозного и светского в образовании // Инновации в образовании. 2019. № 11. С. 4-16._

10. Ngumba Lelo J., Mutula Stephen & Arbuckle Katherine. Learning of Catholic Theology in the Digital Age. 2019. Hts Theological Studies 75 (4):1-8.

11. Mpofu Buhle. Transversal Modes of Being a Missional Church in the Digital Context of COVID-19. 2021. HTS Theological Studies 77 (4):1-6.

12. Jun Guichun. Virtual Reality Church as a New Mission Frontier in the Metaverse: Exploring Theological Controversies and Missional Potential of Virtual Reality Church. 2020. Transformation: An International Journal of Holistic Mission Studies 37 (4):297-305.

13. Jackelen A. Technology, Theology, and Spirituality in the Digital Age. 2021. Zygon 56 (1):6-18.

14. Ramirez E. J. & La Barge S. Real moral problems in the use of virtual reality. Ethics and Information Technology (4). Р.249-263 (2018).

15. Грязнова Е.В., Жерихова Н.А. Проблема снижения социального статуса профессии педагога// Образование и проблемы развития общества. 2020. № 3 (12). С. 128-136.

16. Pillay Jerry. Theological Education and Missional Formation in the South African Context. 2018. Transformation: An International Journal of Holistic Mission Studies 35 (3):179-191.

17. Шапошников Л. Е. Философско-педагогические взгляды Т.И. Филиппова //Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9. № 1(34). С. 10. -DOI 10.26795/2307-1281-2021-9-1-10.

18. Иванов А. В. Цифровая религия //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18. № 4. С. 377-381. -DOI 10.18500/1819-7671-2018-18-4-377381.

19. Володина Н. В. Необходимость совершенствования конституционно-правового регулирования деятельности религиозных объединений и новых цифровых религий при использовании виртуального пространства в условиях информатизации современного российского общества // Современное право. 2021. № 3. С. 31-36. DOl 10.25799/ NI.2021.90.97.005.

20. Davis Derek L. & Hardy Douglas S. Re-Engaging the Wesleyan-Holiness Tradition in Response to Diversification and Fragmentation in Theological Education: Christian Spiritual Formation Teaching and Practice at Nazarene Theological Seminary. 2018. Journal of Spiritual Formation and Soul Care 11 (2):141-162.

21. Шкаев Д. Г. Вирусы разума, цифровая религия и мифология девиаций: социально-философское сопоставление // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3: Философия. Реферативный журнал. 2020. № 3. С. 49-54.

22. Magezi Vhumani & Banda Collium Christian. Ministry and Theological Education as Instruments for Economic Survival in Africa. -2017 - Hts Theological Studies 73 (3).

23. Извеков А. И. После теологии: проблема духовной свободы в «постматериальных» обществах // Научное мнение. 2020. № 10. С. 10-17. DOI 10.25807/PBH.22224378.2020.10.10.17.

24. Gordon E. Dames A. Dangerous Pedagogy of Discomfort: Redressing Racism in Theology Education. 2019. Hts Theological Studies 75 (4):1-11.

25. Idialu Raphael Akhijemen. The Refugee Crisis / Internally Displaced Persons and Theological Education. 2018. Transformation: An International Journal of Holistic Mission Studies 35 (2):124-132.

26. Cross Anthony R. The Place of Theological Education in the Preparation of Men and Women for the British Baptist Ministry Then and Now. 2018. Perichoresis 16 (1):81-97.

27. Фролова С. В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9. № 2(35). DOI 10.26795/2307-1281-2021-9-2-4.

28. Дунаева Н. И., Егорова П. А. Сопротивляемость личности трудностям в период обучения в дистанционном формате// Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9. № 2(35). DOI 10.26795/23071281-2021-9-2-8.

29. Грязнова Е.В. Информационная культурология как научное направление: философско-методологический анализ//Философия и культура. 2016. № 3 (99). С. 452-458.

30. Грязнова Е.В., Скопинцева-Седаш О.Ю. Дистанционная педагогика как научное направление в философии образования//Педагогика и просвещение. 2015. № 1. С. 59-66.

31. Иванов А.А. Синергетика дистанционного образования // Синергетика природных, технических и социально-экономических систем. 2020. № 17. С. 124-130.

32. Горелик О.М., Григорова К., Малышева Е.Ю. Моделирование процесса обучения по интегрированным образовательным программам // Информационные системы и технологии: управление и безопасность. 2016. № 4. С. 7-16.

33. Грязнова Е.В. Модель информационной культуры управления образованием муниципалитета: предупреждение рисков неэффективного использования достижений информатизации//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2 (23). С. 18.

Статья поступила в редакцию 16.06.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.