Цифровая компетентность преподавателя теологии
Парамонова Анна Евгеньевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теологии Миссионерского института E-mail: [email protected]
В статье представлена модель цифровой компетентности преподавателя-теолога как неотъемлемую часть цифровиза-ции образования, в том числе и теологического. Показано, что процесс цифровизации теологического образования связан с объективными условиями развития социальных отношений, и обусловлен использованием дистанционных технологий в системе образования. Рассматривая общие проблемы цифровой грамотности преподавателя, автор выделяет основные цифровые навыки преподавателя высшей школы: фотовизуальные навыки, навыки воспроизведения, навыки ветвления, навыки информации, социально-эмоциональные навыки, навык мышления в реальном времени. Последовательно раскрываются факторы, влияющие на индивидуальную траекторию развития цифровой компетентности перподавателя-теолога: новые функции преподавателя в условиях цифровизации теологического образования: навигационная, мотивационная фасилита-ционная.
Ключевые слова: цифровизация, цифровизация образования, компетентности, цифровые компетентности, теологическое образование, преподаватель-теолог.
Современная педагогическая наука пытается осмыслить новые явления в образовательном процессе. Появляются такие понятия как цифровая социализация, цифровая идентичность, цифровой след и другие. Исследователи сталкиваются с противоречиями между необходимости формирования системой образования новых цифровых навыков у обучающихся и «размытостью» данных навыком у педагогов; быстрыми темпами цифровизации социально-экономических отношений и консервативностью образования как социального института; погруженностью и «зависимостью» от цифровых технологий обучающихся и психологической неготовностью педагогов к цифровым формам взаимодействия. В этих условиях переосмысления образования как процесса и результата, мы не можем не использовать цифровые технологии, однако важно, чтобы образование сохранило свою человекотворческую функцию, обеспечило передачу традиционной системы ценностей. По словам академика РАО М. Стриха-нова «эйфории по поводу удобств цифровизации быть не должно: погружение в виртуальный мир сулит нам, как минимум, много неожиданностей, а может, и проблем. Думаю, академическое сообщество должно плотно задуматься о футуристических угрозах этой новой ситуации и осмыслить роль теологии как лестницы обратно, в реальный мир» [5].
Тем не менее теологическое образование, не смотря на свою специфику, развивается в соответствии с учетом новых вызовов и требований ФГОС 3 ++, который включает в себя освоение информационно-коммуникационных технологии для дальнейшей профессиональной деятельности. И, таким образом, мы возвращаемся к противоречию, связанному с цифровой компетентностью преподавателей как субъектов теологического образования.
Понятие «компетенция» прочно вошло в орбиту теоретико-практических проблем высшей школы. Один из основных моментов в характеристики компетенций - не просто фиксация определенного уровня знания или опыта, а способность человека развиваться и совершенствоваться, реагируя на изменения окружающего мира. В этой связи компетенции преподавателя, в том числе преподавателя теологических дисциплин - это не просто средство демонстрации достигнутых результатов, но и дальнейшая основа развития личности с целью освоения социально-культурных изменений, в том числе в образовательной среде. Преподаватель-теолог должен готовить себя к новой эре образования, совершенствую свою педагогическую культуру, профессионализм и отдель-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
CJ
oj о см
ные компетенции. Цифровая среда, в которую погружается педагог и студент может быть определена как интегрированная коммуникационная среда, в которой цифровые устройства обмениваются данными, управляют содержимыми, действиями в нем.
Цифровая компетентность преподавателя-теолога является неотъемлемой составляющей цифровой культуры и включает цифровые здания, умения и их грамотное применение в образовательном процессе, а также готовность к технологическим и цифровым вызовам, и непрерывный процесс развития цифровых компетенций. Отметим, что овладение преподавателем-теологом цифровами компетенциями - это еще и процесс овладения формирующийся методикой преподавания теологических дисциплин с использованием цифровых технологий.
Болгова В.В., Гаранин М.А., Краснова Е.А., Хри-стофорова Л.В, рассуждая о вынужденном переходе к дистанционному формату обучения, вызванному распространением новой короновирусной инфекции COVID-19, отмечают, «вузовская система была готова лишь отчасти». Несмотря на наличие электронно-информационной образовательной среды в каждом высшем учебном заведении, научно-педагогические работники восприняли переход на новые образовательные рельсы болезненно, испытывая сложность перехода от очного формата взаимодействия со студентами к дистанционному. Отметим, что опыт взаимодействия с образовательными организациями, где реализуется программа направления подготовки 48.00.00 Теология (как уровня бакалавриата и магистратуры, так и подготовки кадров высшей квалификации -аспирантуры) показал неготовность преподавателей теологических дисциплин к переходу на новый формат обучения. За этим очевидным фактом скрывается неготовность всей структуру вуза к новым условиям. Вывод, который можно сделать, исходя из сложившейся ситуации нарастания влияния электронных технологий обучения, в том числе и в теологическом образовании - в каком бы формате мы не готовили теологов в будущем, цифровая грамотность, определенный уровень владения цифровыми инструментами и навыками их формирования будут объективно необходимыми требованиями к квалификации каждого научно-педагогического работника, задействованного в реализации образовательной программы.
Цифровая компетентность - это одна из новых концепций, которая описывает навыки, связанные с технологиями. В последние годы несколько терминов применялись для описания навыков и умений использования цифровых технологий, такие как «информационная грамотность», «цифровая грамотность», «цифровые навыки». Эти термины также часто используются как синонимы, например, «цифровая компетентность» и «цифровая грамотность».
Понятие «цифровая грамотность» является более ранним. Данный термин предполагает спо-
собность человека эффективно выполнять задачи в цифровой среде. «Цифровая» означает информацию, представленную в числовой форме и в основном представленную через электронно-информационные ресурсы, а «грамотность» включает в себя способность читать, воспроизводить и интерпретировать мультимедиа с помощью цифровых манипуляций, а также оценивать и применять новые знания, полученные из цифровой среды.
Исследователи В.И. Колыхматов, Кубруш-ко П.Ф., Назарова Л.И., Симан А.С. отмечают, что цифровая грамотность преподавателя состоит из пяти основных цифровых навыков: фотовизуальные навыки («чтение» инструкций из графических дисплеев); навыки воспроизведения (использование цифрового воспроизведения для создания новых значимых материалов из существующих); навыки ветвления (построение знаний из нелинейной, гипертекстовой навигации); навыки информации (оценка качества и достоверности информации); социально-эмоциональные навыки (понимание «правил», преобладающих в Интернет-пространстве, и применение этого понимания в онлайн-коммуникации); навык мышления в реальном времени (способность обрабатывать и оценивать большие объемы информации в режиме реального времени).
В свою очередь цифровые компетенции преподавателя-теолога включают в себя набор способностей, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий в различных контекстах (работа, досуг, обучение) с целью повышения результативности деятельности. Цифровые компетенции включает в себя: технические навыки использования цифровых технологий; умения осмысленно использовать цифровые технологии для работы, учебы и повседневной жизни в целом; умения критически оценивать цифровые технологии; мотивацию к участию в цифровой культуре.
Понимая цифровую культуру как совокупность компетенций, характеризующих способность использовать информационно-коммуникативные технологии для комфортной жизни в цифровой среде, взаимодействия с обществом и решения цифровых задач в профессиональной деятельности, выделим ряд факторов, влияющих на процесс освоения цифровых компетенций преподавателя.
Важным фактором освоения цифровых компетенций является владения компьютером на уровне пользователя, т.е. умение технически верно и целесообразно использовать возможности компьютера для создания дидактических единиц. Так, например, при создании презентаций - это программы PowerPoint (наиболее используемая), Keynote, Smart Notebook, Sketching, Prezi, Sway, средства для контроля знаний включают: Plickers, LearningApps, ClassFlow. Данные цифровые продукты помогают создать и использовать образовательный контент, организовать систему опроса, тестирования, игры, аттестации студентов и др.
Отметим, что один из приоритетных и современных способов общения со студентами в цифровом формате - социальные сети (VKontakte, Instagram, Telegram, Facebook, Twitter и др.).
Важным фактором формирования цифровой компетентности преподавателя-теолога является психологическая готовность осуществлять профессиональную деятельность в условиях цифровой среды. Речь идет не только о личностных качествах, желания или нежелания самого преподавателя овладеть на соответствующем уровне цифровыми технологиями в организации процесса обучения, а о уже, к сожалению, сложившейся практики общения со студентами, не видя их лица. Как правило, это происходит из-за отсутствия веб-камер у студентов или просто из-за нежелания их включать в видеорежиме. Поэтому преподавателю-теологу, непосредственно работавшему со студентами, приходится общаться с «черным» экраном компьютера, не имея возможности получать информацию о студентах через средства невербальной связи.
Овладевая новыми цифровыми компетенциями, преподаватель-теолог выстраивает свою собственную траекторию развития, которая, в свою очередь, определяется следующими факторами:
Фактор эргономики электронно-информационной среды вуза и доступность теологического контента. Ориентируясь в электронно-информационной среде вуза и в целом, Интернет пространстве, преподаватель-теолог может правильно распределить свое время; выбирать только те источники, которые гарантируют качественный материал; экономить время с помощью применения в своей работе различных готовых интерактивных заданий или создавать свои;
Мотивация студентов. Современный студент-теолог как правило готов к освоению новых информационных технологий. Следовательно, использование в теологическом образовании цифровых инструментов эффективно и целесообразно, так как это понятно и доступно современному поколению студентов и стимулирует их вовлеченность в изучаемый предмет. Кроме того, студенты на основе использованных преподавателем ресурсов, могут, например, заинтересоваться созданием собственных сайтов, цифровых продуктов необходимы для катехизаторско-просветительной деятельности на приходе, благочинии или в епархиальных структурах.
Ведущая роль преподавателя-теолога в освоении богословских дисциплин. Сегодня уже очевидным становиться, что цифровизация образовательного процесса неизбежна. Поэтому профессионально успешным и готовым к диалогу со студентами будет такой преподаватель-теолог, который обладает цифровыми компетенциями.
Все это влечет за собой овладение научно-педагогическими работниками новой методикой преподавания теологических дисциплин, в основе которой цифровая дидактика, создание валидных электронных оценочных средств, владение эле-
ментами педагогического дизайна, применения технологий геймификации, использования платформ онлайн-обучения, методических рекомендаций по организации онлайн-аттестации и т.д. Иными словами, не могут «цифровых студентов» учить «нецифровые преподаватели».
Цифровизация образования заставляет преподавателя теологических дисциплин не только «технически» овладеть новыми технологиями, но и меняет его роль. Передача знаний о религиозной жизни, вероучении Церкви, ее живого опыта всегда носило характер субъект-субъектных отношений, живое взаимодействие усиливало передачу ценностного аспекта теологических дисциплин, давало возможность «прочувствовать веру», освоить культурный код религиозной практики. В условиях цифровизации образования преподаватель-теолог перестает быть носителем «сакрального знания»: студент может получить к нему доступ в онлайн-библиотеке, электронных журналах, видео платформах и т.д. Поэтому преподаватель начинает выполнять функцию сопровождения будущего специалиста-теолога на пути его профессионального становления. Можно выделить новые функции преподавателя в условиях цифровизации теологического образования: навигационная, т.е. формирование у обучающихся понимания того, где и каким образом можно найти интересующие знания, актуальную информацию. Указанная функция позволяет выстроить информационный маршрут, отвечающий особенностям православного вероучения, находить нужный контент, выстраивать индивидуальную траекторию обучения; мотивационная - поддержка у студентов постоянного интереса к новым знаниям, учебному процессу и актуальным вопросам жизни Церкви; фаси-литационная - организация учебного процесса, в котором ведущая роль в выработке и принятии решений за их выполнение принадлежит группе обучающихся
Преподаватель-теолог сегодня получил неограниченную возможность для развития своего профессионального-методического уровня. Несмотря на огромный потенциал цифровых технологий, развития цифровой дидактики, преподаватель использует его не в полной мере. Постоянное совершенствование цифровой культуры преподавателя богословских дисциплин позволит качественно изменить теологическое образование, актуализировать его в современных цифровых реалиях.
Литература
1. Болгова В.В., Гаранин М.А., Краснова Е.А., Христофорова Л.В. Образование после пандемии: падение или подготовка к прыжку? // Высшее образование в России. 2021. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-posle-pandemii-padenie-ili-podgotovka-k-pryzhku (дата обращения: 20.09.2021).
2. Колыхматов В.И. Цифровая грамотность и навыки современного педагога // Ученые запи-
сэ о со -а
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
ски университета Лесгафта. 2020. № 8 (186). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-gramotnost-i-navyki-sovremennogo-pedagoga (дата обращения: 01.10.2021).
3. Колыхматов В.И. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования // Ученые записки университета Лесгафта. 2019. № 8 (174). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/professionalnoe-razvitie-pedagoga-v-usloviyah-tsifrovizatsii-obrazovaniya (дата обращения: 01.10.2021).
4. Кубрушко П.Ф., Назарова Л.И., Симан А.С. Подготовка преподавателей к инновационной педагогической деятельности в условиях цифро-визации аграрного образования // Агроинже-нерия. 2019. № 5 (93). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/podgotovka-prepodavateley-k-innovatsionnoy-pedagogicheskoy-deyatelnosti-v-usloviyah-tsifrovizatsii-agrarnogo-obrazovaniya (дата обращения: 01.10.2021).
5. Эксперты обсудили роль теологии в системе цифрового образования https://na.ria. ru/20200429/1570720278.html
DIGITAL COMPETENCE OF A THEOLOGY TEACHER
Paramonova A.E.
Missionary Institute
The article presents a model of the digital competence of a theologian teacher as an integral part of the digitalization of education,
including theological education. It is shown that the process of digitalization of theological education is associated with objective con-
ditions for the development of social relations, and is conditioned by the use of distance technologies in the education system. Considering the general problems of digital literacy of a teacher, the author identifies the main digital skills of a high school teacher: photo-visual skills, reproduction skills, branching skills, information skills, socio-emotional skills, real-time thinking skills. The factors influencing the individual trajectory of the development of the digital competence of a theologian are consistently revealed: new functions of a teacher in the conditions of digitalization of theological education: navigation, motivational facilitation.
Keywords: digitalization, digitalization of education, competencies, digital competencies, theological education, teacher-theologian.
References
1. Bolgova V.V., Garanin M.A., Krasnova E.A., Khristoforo-va L.V. Education after a pandemic: falling or preparing for a jump? // Higher education in Russia. 2021. No.7. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-posle-pandemii-padenie-ili-podgotovka-k-pryzhku (accessed: 09/20/2021).
2. Kolykhmatov V.I. Digital literacy and skills of a modern teacher // Scientific notes of Lesgaft University. 2020. No. 8 (186). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-gramotnost-i-navyki-sovremennogo-pedagoga (accessed: 01.10.2021).
3. Kolykhmatov V.I. Professional development of a teacher in the conditions of digitalization of education // Scientific notes of Lesgaft University. 2019. № 8 (174). URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/professionalnoe-razvitie-pedagoga-v-usloviyah-tsifrovizatsii-obrazovaniya (accessed: 01.10.2021).
4. Kubrushko P.F., Nazarova L.I., Siman A.S. Preparation of teachers for innovative pedagogical activity in the conditions of digitalization of agricultural education // Agroengineering. 2019. No.5 (93). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-prepodavateley-k-innovatsionnoy-pedagogicheskoy-deyatelnosti-v-usloviyah-tsifrovizatsii-agrarnogo-obrazovaniya (accessed: 01.10.2021).
5. Experts discussed the role of theology in the digital education system https://na.ria.ru/20200429/1570720278.html
о с
u
CM
о
CM