Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ТЕОЛОГИИ'

ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ТЕОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТИ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ТЕОЛОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парамонова Анна Евгеньевна

В статье представлена модель цифровой компетентности преподавателя-теолога как неотъемлемую часть цифровизации образования, в том числе и теологического. Показано, что процесс цифровизации теологического образования связан с объективными условиями развития социальных отношений, и обусловлен использованием дистанционных технологий в системе образования. Рассматривая общие проблемы цифровой грамотности преподавателя, автор выделяет основные цифровые навыки преподавателя высшей школы: фотовизуальные навыки, навыки воспроизведения, навыки ветвления, навыки информации, социально-эмоциональные навыки, навык мышления в реальном времени. Последовательно раскрываются факторы, влияющие на индивидуальную траекторию развития цифровой компетентности перподавателя-теолога: новые функции преподавателя в условиях цифровизации теологического образования: навигационная, мотивационная фасилитационная.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL COMPETENCE OF A THEOLOGY TEACHER

The article presents a model of the digital competence of a theologian teacher as an integral part of the digitalization of education, including theological education. It is shown that the process of digitalization of theological education is associated with objective conditions for the development of social relations, and is conditioned by the use of distance technologies in the education system. Considering the general problems of digital literacy of a teacher, the author identifies the main digital skills of a high school teacher: photo-visual skills, reproduction skills, branching skills, information skills, socioemotional skills, real-time thinking skills. The factors influencing the individual trajectory of the development of the digital competence of a theologian are consistently revealed: new functions of a teacher in the conditions of digitalization of theological education: navigation, motivational facilitation.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ТЕОЛОГИИ»

Цифровая компетентность преподавателя теологии

Парамонова Анна Евгеньевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теологии Миссионерского института E-mail: [email protected]

В статье представлена модель цифровой компетентности преподавателя-теолога как неотъемлемую часть цифровиза-ции образования, в том числе и теологического. Показано, что процесс цифровизации теологического образования связан с объективными условиями развития социальных отношений, и обусловлен использованием дистанционных технологий в системе образования. Рассматривая общие проблемы цифровой грамотности преподавателя, автор выделяет основные цифровые навыки преподавателя высшей школы: фотовизуальные навыки, навыки воспроизведения, навыки ветвления, навыки информации, социально-эмоциональные навыки, навык мышления в реальном времени. Последовательно раскрываются факторы, влияющие на индивидуальную траекторию развития цифровой компетентности перподавателя-теолога: новые функции преподавателя в условиях цифровизации теологического образования: навигационная, мотивационная фасилита-ционная.

Ключевые слова: цифровизация, цифровизация образования, компетентности, цифровые компетентности, теологическое образование, преподаватель-теолог.

Современная педагогическая наука пытается осмыслить новые явления в образовательном процессе. Появляются такие понятия как цифровая социализация, цифровая идентичность, цифровой след и другие. Исследователи сталкиваются с противоречиями между необходимости формирования системой образования новых цифровых навыков у обучающихся и «размытостью» данных навыком у педагогов; быстрыми темпами цифровизации социально-экономических отношений и консервативностью образования как социального института; погруженностью и «зависимостью» от цифровых технологий обучающихся и психологической неготовностью педагогов к цифровым формам взаимодействия. В этих условиях переосмысления образования как процесса и результата, мы не можем не использовать цифровые технологии, однако важно, чтобы образование сохранило свою человекотворческую функцию, обеспечило передачу традиционной системы ценностей. По словам академика РАО М. Стриха-нова «эйфории по поводу удобств цифровизации быть не должно: погружение в виртуальный мир сулит нам, как минимум, много неожиданностей, а может, и проблем. Думаю, академическое сообщество должно плотно задуматься о футуристических угрозах этой новой ситуации и осмыслить роль теологии как лестницы обратно, в реальный мир» [5].

Тем не менее теологическое образование, не смотря на свою специфику, развивается в соответствии с учетом новых вызовов и требований ФГОС 3 ++, который включает в себя освоение информационно-коммуникационных технологии для дальнейшей профессиональной деятельности. И, таким образом, мы возвращаемся к противоречию, связанному с цифровой компетентностью преподавателей как субъектов теологического образования.

Понятие «компетенция» прочно вошло в орбиту теоретико-практических проблем высшей школы. Один из основных моментов в характеристики компетенций - не просто фиксация определенного уровня знания или опыта, а способность человека развиваться и совершенствоваться, реагируя на изменения окружающего мира. В этой связи компетенции преподавателя, в том числе преподавателя теологических дисциплин - это не просто средство демонстрации достигнутых результатов, но и дальнейшая основа развития личности с целью освоения социально-культурных изменений, в том числе в образовательной среде. Преподаватель-теолог должен готовить себя к новой эре образования, совершенствую свою педагогическую культуру, профессионализм и отдель-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

CJ

oj о см

ные компетенции. Цифровая среда, в которую погружается педагог и студент может быть определена как интегрированная коммуникационная среда, в которой цифровые устройства обмениваются данными, управляют содержимыми, действиями в нем.

Цифровая компетентность преподавателя-теолога является неотъемлемой составляющей цифровой культуры и включает цифровые здания, умения и их грамотное применение в образовательном процессе, а также готовность к технологическим и цифровым вызовам, и непрерывный процесс развития цифровых компетенций. Отметим, что овладение преподавателем-теологом цифровами компетенциями - это еще и процесс овладения формирующийся методикой преподавания теологических дисциплин с использованием цифровых технологий.

Болгова В.В., Гаранин М.А., Краснова Е.А., Хри-стофорова Л.В, рассуждая о вынужденном переходе к дистанционному формату обучения, вызванному распространением новой короновирусной инфекции COVID-19, отмечают, «вузовская система была готова лишь отчасти». Несмотря на наличие электронно-информационной образовательной среды в каждом высшем учебном заведении, научно-педагогические работники восприняли переход на новые образовательные рельсы болезненно, испытывая сложность перехода от очного формата взаимодействия со студентами к дистанционному. Отметим, что опыт взаимодействия с образовательными организациями, где реализуется программа направления подготовки 48.00.00 Теология (как уровня бакалавриата и магистратуры, так и подготовки кадров высшей квалификации -аспирантуры) показал неготовность преподавателей теологических дисциплин к переходу на новый формат обучения. За этим очевидным фактом скрывается неготовность всей структуру вуза к новым условиям. Вывод, который можно сделать, исходя из сложившейся ситуации нарастания влияния электронных технологий обучения, в том числе и в теологическом образовании - в каком бы формате мы не готовили теологов в будущем, цифровая грамотность, определенный уровень владения цифровыми инструментами и навыками их формирования будут объективно необходимыми требованиями к квалификации каждого научно-педагогического работника, задействованного в реализации образовательной программы.

Цифровая компетентность - это одна из новых концепций, которая описывает навыки, связанные с технологиями. В последние годы несколько терминов применялись для описания навыков и умений использования цифровых технологий, такие как «информационная грамотность», «цифровая грамотность», «цифровые навыки». Эти термины также часто используются как синонимы, например, «цифровая компетентность» и «цифровая грамотность».

Понятие «цифровая грамотность» является более ранним. Данный термин предполагает спо-

собность человека эффективно выполнять задачи в цифровой среде. «Цифровая» означает информацию, представленную в числовой форме и в основном представленную через электронно-информационные ресурсы, а «грамотность» включает в себя способность читать, воспроизводить и интерпретировать мультимедиа с помощью цифровых манипуляций, а также оценивать и применять новые знания, полученные из цифровой среды.

Исследователи В.И. Колыхматов, Кубруш-ко П.Ф., Назарова Л.И., Симан А.С. отмечают, что цифровая грамотность преподавателя состоит из пяти основных цифровых навыков: фотовизуальные навыки («чтение» инструкций из графических дисплеев); навыки воспроизведения (использование цифрового воспроизведения для создания новых значимых материалов из существующих); навыки ветвления (построение знаний из нелинейной, гипертекстовой навигации); навыки информации (оценка качества и достоверности информации); социально-эмоциональные навыки (понимание «правил», преобладающих в Интернет-пространстве, и применение этого понимания в онлайн-коммуникации); навык мышления в реальном времени (способность обрабатывать и оценивать большие объемы информации в режиме реального времени).

В свою очередь цифровые компетенции преподавателя-теолога включают в себя набор способностей, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий в различных контекстах (работа, досуг, обучение) с целью повышения результативности деятельности. Цифровые компетенции включает в себя: технические навыки использования цифровых технологий; умения осмысленно использовать цифровые технологии для работы, учебы и повседневной жизни в целом; умения критически оценивать цифровые технологии; мотивацию к участию в цифровой культуре.

Понимая цифровую культуру как совокупность компетенций, характеризующих способность использовать информационно-коммуникативные технологии для комфортной жизни в цифровой среде, взаимодействия с обществом и решения цифровых задач в профессиональной деятельности, выделим ряд факторов, влияющих на процесс освоения цифровых компетенций преподавателя.

Важным фактором освоения цифровых компетенций является владения компьютером на уровне пользователя, т.е. умение технически верно и целесообразно использовать возможности компьютера для создания дидактических единиц. Так, например, при создании презентаций - это программы PowerPoint (наиболее используемая), Keynote, Smart Notebook, Sketching, Prezi, Sway, средства для контроля знаний включают: Plickers, LearningApps, ClassFlow. Данные цифровые продукты помогают создать и использовать образовательный контент, организовать систему опроса, тестирования, игры, аттестации студентов и др.

Отметим, что один из приоритетных и современных способов общения со студентами в цифровом формате - социальные сети (VKontakte, Instagram, Telegram, Facebook, Twitter и др.).

Важным фактором формирования цифровой компетентности преподавателя-теолога является психологическая готовность осуществлять профессиональную деятельность в условиях цифровой среды. Речь идет не только о личностных качествах, желания или нежелания самого преподавателя овладеть на соответствующем уровне цифровыми технологиями в организации процесса обучения, а о уже, к сожалению, сложившейся практики общения со студентами, не видя их лица. Как правило, это происходит из-за отсутствия веб-камер у студентов или просто из-за нежелания их включать в видеорежиме. Поэтому преподавателю-теологу, непосредственно работавшему со студентами, приходится общаться с «черным» экраном компьютера, не имея возможности получать информацию о студентах через средства невербальной связи.

Овладевая новыми цифровыми компетенциями, преподаватель-теолог выстраивает свою собственную траекторию развития, которая, в свою очередь, определяется следующими факторами:

Фактор эргономики электронно-информационной среды вуза и доступность теологического контента. Ориентируясь в электронно-информационной среде вуза и в целом, Интернет пространстве, преподаватель-теолог может правильно распределить свое время; выбирать только те источники, которые гарантируют качественный материал; экономить время с помощью применения в своей работе различных готовых интерактивных заданий или создавать свои;

Мотивация студентов. Современный студент-теолог как правило готов к освоению новых информационных технологий. Следовательно, использование в теологическом образовании цифровых инструментов эффективно и целесообразно, так как это понятно и доступно современному поколению студентов и стимулирует их вовлеченность в изучаемый предмет. Кроме того, студенты на основе использованных преподавателем ресурсов, могут, например, заинтересоваться созданием собственных сайтов, цифровых продуктов необходимы для катехизаторско-просветительной деятельности на приходе, благочинии или в епархиальных структурах.

Ведущая роль преподавателя-теолога в освоении богословских дисциплин. Сегодня уже очевидным становиться, что цифровизация образовательного процесса неизбежна. Поэтому профессионально успешным и готовым к диалогу со студентами будет такой преподаватель-теолог, который обладает цифровыми компетенциями.

Все это влечет за собой овладение научно-педагогическими работниками новой методикой преподавания теологических дисциплин, в основе которой цифровая дидактика, создание валидных электронных оценочных средств, владение эле-

ментами педагогического дизайна, применения технологий геймификации, использования платформ онлайн-обучения, методических рекомендаций по организации онлайн-аттестации и т.д. Иными словами, не могут «цифровых студентов» учить «нецифровые преподаватели».

Цифровизация образования заставляет преподавателя теологических дисциплин не только «технически» овладеть новыми технологиями, но и меняет его роль. Передача знаний о религиозной жизни, вероучении Церкви, ее живого опыта всегда носило характер субъект-субъектных отношений, живое взаимодействие усиливало передачу ценностного аспекта теологических дисциплин, давало возможность «прочувствовать веру», освоить культурный код религиозной практики. В условиях цифровизации образования преподаватель-теолог перестает быть носителем «сакрального знания»: студент может получить к нему доступ в онлайн-библиотеке, электронных журналах, видео платформах и т.д. Поэтому преподаватель начинает выполнять функцию сопровождения будущего специалиста-теолога на пути его профессионального становления. Можно выделить новые функции преподавателя в условиях цифровизации теологического образования: навигационная, т.е. формирование у обучающихся понимания того, где и каким образом можно найти интересующие знания, актуальную информацию. Указанная функция позволяет выстроить информационный маршрут, отвечающий особенностям православного вероучения, находить нужный контент, выстраивать индивидуальную траекторию обучения; мотивационная - поддержка у студентов постоянного интереса к новым знаниям, учебному процессу и актуальным вопросам жизни Церкви; фаси-литационная - организация учебного процесса, в котором ведущая роль в выработке и принятии решений за их выполнение принадлежит группе обучающихся

Преподаватель-теолог сегодня получил неограниченную возможность для развития своего профессионального-методического уровня. Несмотря на огромный потенциал цифровых технологий, развития цифровой дидактики, преподаватель использует его не в полной мере. Постоянное совершенствование цифровой культуры преподавателя богословских дисциплин позволит качественно изменить теологическое образование, актуализировать его в современных цифровых реалиях.

Литература

1. Болгова В.В., Гаранин М.А., Краснова Е.А., Христофорова Л.В. Образование после пандемии: падение или подготовка к прыжку? // Высшее образование в России. 2021. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-posle-pandemii-padenie-ili-podgotovka-k-pryzhku (дата обращения: 20.09.2021).

2. Колыхматов В.И. Цифровая грамотность и навыки современного педагога // Ученые запи-

сэ о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ски университета Лесгафта. 2020. № 8 (186). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-gramotnost-i-navyki-sovremennogo-pedagoga (дата обращения: 01.10.2021).

3. Колыхматов В.И. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования // Ученые записки университета Лесгафта. 2019. № 8 (174). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/professionalnoe-razvitie-pedagoga-v-usloviyah-tsifrovizatsii-obrazovaniya (дата обращения: 01.10.2021).

4. Кубрушко П.Ф., Назарова Л.И., Симан А.С. Подготовка преподавателей к инновационной педагогической деятельности в условиях цифро-визации аграрного образования // Агроинже-нерия. 2019. № 5 (93). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/podgotovka-prepodavateley-k-innovatsionnoy-pedagogicheskoy-deyatelnosti-v-usloviyah-tsifrovizatsii-agrarnogo-obrazovaniya (дата обращения: 01.10.2021).

5. Эксперты обсудили роль теологии в системе цифрового образования https://na.ria. ru/20200429/1570720278.html

DIGITAL COMPETENCE OF A THEOLOGY TEACHER

Paramonova A.E.

Missionary Institute

The article presents a model of the digital competence of a theologian teacher as an integral part of the digitalization of education,

including theological education. It is shown that the process of digitalization of theological education is associated with objective con-

ditions for the development of social relations, and is conditioned by the use of distance technologies in the education system. Considering the general problems of digital literacy of a teacher, the author identifies the main digital skills of a high school teacher: photo-visual skills, reproduction skills, branching skills, information skills, socio-emotional skills, real-time thinking skills. The factors influencing the individual trajectory of the development of the digital competence of a theologian are consistently revealed: new functions of a teacher in the conditions of digitalization of theological education: navigation, motivational facilitation.

Keywords: digitalization, digitalization of education, competencies, digital competencies, theological education, teacher-theologian.

References

1. Bolgova V.V., Garanin M.A., Krasnova E.A., Khristoforo-va L.V. Education after a pandemic: falling or preparing for a jump? // Higher education in Russia. 2021. No.7. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-posle-pandemii-padenie-ili-podgotovka-k-pryzhku (accessed: 09/20/2021).

2. Kolykhmatov V.I. Digital literacy and skills of a modern teacher // Scientific notes of Lesgaft University. 2020. No. 8 (186). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-gramotnost-i-navyki-sovremennogo-pedagoga (accessed: 01.10.2021).

3. Kolykhmatov V.I. Professional development of a teacher in the conditions of digitalization of education // Scientific notes of Lesgaft University. 2019. № 8 (174). URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/professionalnoe-razvitie-pedagoga-v-usloviyah-tsifrovizatsii-obrazovaniya (accessed: 01.10.2021).

4. Kubrushko P.F., Nazarova L.I., Siman A.S. Preparation of teachers for innovative pedagogical activity in the conditions of digitalization of agricultural education // Agroengineering. 2019. No.5 (93). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-prepodavateley-k-innovatsionnoy-pedagogicheskoy-deyatelnosti-v-usloviyah-tsifrovizatsii-agrarnogo-obrazovaniya (accessed: 01.10.2021).

5. Experts discussed the role of theology in the digital education system https://na.ria.ru/20200429/1570720278.html

о с

u

CM

о

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.