Научная статья на тему 'ДИАЛЕКТИКА СВЕТСКОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ: ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСИХ ИССЛЕДОВАНИЙ'

ДИАЛЕКТИКА СВЕТСКОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ: ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
152
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛЕКТИКА / СВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА / РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / ДЕСЕКУЛЯРИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ВОСПИТАНИЕ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ТЕОЛОГИЯ / DIALECTICS / SECULAR CULTURE / RELIGIOUS CULTURE / PEDAGOGY / EDUCATION / MEDIA SPACE / DESECULARIZATION PROCESSES / VALUE SYSTEM / SPIRITUAL CULTURE / MASS MEDIA / THEOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Чудина Екатерина Геннадьевна, Федоренко Ирина Евгеньевна, Котов Антон Евгеньевич

В современных условиях развития информационного общества становится доступным диалог множества культур. Это касается не только культуры определенного народа, но и культуры личности, культуры различных сфер общественной жизни и т.д. В подобные отношения вступают и два наиболее значимых вида культуры, такие как светская и религиозная. В таком диалоге возникают различного рода противоречия, порождая как положительные, так и отрицательные последствия. Особый интерес вызывает в этой связи диалектика двух видов культур в поле педагогических исследований. Связано это, прежде всего, с тем, что совсем недавно в сферу научных специальностей была внесена теология. Она становится сегодня официально признанной образовательной программой в вузах. Следовательно, происходит на новом уровне интеграция науки, образования и теологии. Для педагогических исследований теологическое образование достаточно новое явление для современной России. Его специфика проявляется в том, что данный вид образования развивается в достаточно сложных, противоречивых условиях социокультурного информационного пространства. Готовых моделей его развития и исследований пока не сложилось. Чтобы предложить варианты их построения необходимо обратится к диалектике светского и религиозного как основе, на которой развивается теологическое образование в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Чудина Екатерина Геннадьевна, Федоренко Ирина Евгеньевна, Котов Антон Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALECTICS OF SECULAR AND RELIGIOUS CULTURE: CHOICE AND JUSTIFICATION OF PEDAGOGICAL RESEARCH MODEL

In modern conditions of development of information society the dialogue of many cultures becomes available. This applies not only to the culture of a certain people, but also to the culture of the individual, the culture of various spheres of social life, etc. The two most important types of culture, such as secular and religious, enter into such relations. In such a dialogue, various kinds of contradictions arise, generating both positive and negative consequences. Of particular interest in this regard is the dialectic of two types of cultures in the field of pedagogical research. This is primarily due to the fact that theology has recently been introduced into the sphere of scientific specialties. It is now officially recognized as an educational program in universities. Consequently, there is a new level of integration of science, education and theology. For pedagogical research theological education is quite a new phenomenon for modern Russia. Its specificity is manifested in the fact that this type of education develops in quite complex, contradictory conditions of the socio-cultural information space. Ready models of its development and research has not yet developed. To offer variants of their construction it is necessary to address to dialectics secular and religious as a basis on which theological education in our country develops.

Текст научной работы на тему «ДИАЛЕКТИКА СВЕТСКОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ: ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

педагогические науки

Грязнова Елена Владимировна, Чудина Екатерина Геннадьевна, Федоренко Ирина Евгеньевна и другие ДИАЛЕКТИКА СВЕТСКОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ: ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ...

УДК 37.017.93

DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0070

ДИАЛЕКТИКА СВЕТСКОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ: ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

© 2020

SPIN-код: 9134-1861 AuthorID: 304930 ResearcherID: V-5351-2018 ORCID: 0000-0003-3093-2602

Грязнова Елена Владимировна, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и теологии

ResearcherID: S-8271-2018 ORCID: 0000-0003-3716-1353

Чудина Екатерина Геннадьевна, преподаватель кафедры философии и теологии Федоренко Ирина Евгеньевна, магистрант кафедры философии и теологии

Котов Антон Евгеньевич, магистрант кафедры философии и теологии Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, улица Ульянова, 1, e-mail: magistrant18@yandex.ru) Аннотация. В современных условиях развития информационного общества становится доступным диалог множества культур. Это касается не только культуры определенного народа, но и культуры личности, культуры различных сфер общественной жизни и т.д. В подобные отношения вступают и два наиболее значимых вида культуры, такие как светская и религиозная. В таком диалоге возникают различного рода противоречия, порождая как положительные, так и отрицательные последствия. Особый интерес вызывает в этой связи диалектика двух видов культур в поле педагогических исследований. Связано это, прежде всего, с тем, что совсем недавно в сферу научных специальностей была внесена теология. Она становится сегодня официально признанной образовательной программой в вузах. Следовательно, происходит на новом уровне интеграция науки, образования и теологии. Для педагогических исследований теологическое образование достаточно новое явление для современной России. Его специфика проявляется в том, что данный вид образования развивается в достаточно сложных, противоречивых условиях социокультурного информационного пространства. Готовых моделей его развития и исследований пока не сложилось. Чтобы предложить варианты их построения необходимо обратится к диалектике светского и религиозного как основе, на которой развивается теологическое образование в нашей стране.

Ключевые слова: диалектика, светская культура, религиозная культура, педагогика, образование, медиапро-странство, десекуляризационные процессы, воспитание, система ценностей, духовная культура, средства массовой информации, теология.

DIALECTICS OF SECULAR AND RELIGIOUS CULTURE: CHOICE AND JUSTIFICATION

OF PEDAGOGICAL RESEARCH MODEL

© 2020

Gryaznova Elena Vladimirovna, Doctor of Philosophy, Professor, Head of the Department

of Philosophy and Theology Chudina Ekaterina Gennadevna, Lecturer of the Department of Philosophy and Theology Fedorenko Irina Evgenyevna, Master Student of the Department of Philosophy and Theology Kotov Anton Evgenyvih, Master Student of the Department of Philosophy and Theology Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov street, 1, e-mail: magistrant18@yandex.ru) Abstract. In modern conditions of development of information society the dialogue of many cultures becomes available. This applies not only to the culture of a certain people, but also to the culture of the individual, the culture of various spheres of social life, etc. The two most important types of culture, such as secular and religious, enter into such relations. In such a dialogue, various kinds of contradictions arise, generating both positive and negative consequences. Of particular interest in this regard is the dialectic of two types of cultures in the field of pedagogical research. This is primarily due to the fact that theology has recently been introduced into the sphere of scientific specialties. It is now officially recognized as an educational program in universities. Consequently, there is a new level of integration of science, education and theology. For pedagogical research theological education is quite a new phenomenon for modern Russia. Its specificity is manifested in the fact that this type of education develops in quite complex, contradictory conditions of the socio-cultural information space. Ready models of its development and research has not yet developed. To offer variants of their construction it is necessary to address to dialectics secular and religious as a basis on which theological education in our country develops.

Keywords: dialectics, secular culture, religious culture, pedagogy, education, media space, desecularization processes, education, value system, spiritual culture, mass media, theology.

ВВЕДЕНИЕ

Взаимодействие светской и религиозной культуры, их отношения и противоречия изучаются в научной литературе достаточно активно [1-4].

Нас интересует выбор и обоснование модели исследования диалектического отношения двух феноменов: религиозной и светской культуры. Как известно, суть диалектики выражается в ее законах, центральным из которых является закон единства и борьбы противоположностей. Диалектика предполагает умение видеть единство в полярностях. Но здесь важно еще и уме-

ние выделить эти полярности, точнее целый их спектр. Системность, всесторонность исследования и заключается в этом [5,6].

Так если в качестве полярностей брать два вида культуры, то необходимо рассматривать все возможные отношения, которые возникают между ними. Но должно быть и третье понятие, которое обеспечивает единство противоположностей, снимающее полярности. От выбора этих компонентов и будет зависеть результат исследования, его направление, полнота и системность. Например, можно исходить из тройки понятий:

Gryaznova Elena Vladimirovna, Chudina Ekaterina Gennadevna, Fedorenko Irina Evgenyevna DIALECTICS OF SECULAR AND RELIGIOUS CULTURE: CHOICE AND JUSTIFICATION ..

pedagogical sciences

■ Культура

Религиозная культур a

' Светская культура

При таком варианте мы должны понимать, что культура - это единство религиозного и светского. Если проводить исследование такого диалектического отношения, то следует рассматривать все возможные отношения, которые возникают в данной тройке:

1. Отношение религии к культуре

2. Отношение культуры к религии

3. Отношение культуры к светской культуре

4. Отношение светской культуры к культуре в целом

5. Отношение религиозной культуры к светской культуре

6. Отношение светской культуры к религиозной культуре и т.д.

Подобный подход к анализу диалектики светского и религиозного является наиболее разработанным и часто применяемым в современной научной литературе [7,8].

Так, по мнению Э.А. Николаева внутри культуры как большой и самоорганизующейся системы существует дифференциация на ядерную и периферическую сферы [8].

Ядро религиозной культуры соотносится с областью сверхъестественного, тогда как ядро светской культуры - с областью «естественного». Что же касается периферии, то в своем объективном измерении она едина у обеих культур и относится к сфере реальности. Именно поэтому, в силу этих принципиальных отличий светской и религиозной культуры, первая никогда не может заменить вторую, поэтому они могут сосуществовать только на условиях взаимодополняемости, выраженном в диалоге культур.

Как можно видеть, данная модель предоставляет возможность анализировать диалектику двух культур, обращаясь к понятию культуры в целом. При таком варианте необходимо будет особое внимание уделить содержанию понятия «культура» и его соотношению с понятиями, обозначающими ее два вида - светскую и религиозную культуры.

Возможен и другой вариант построения модели диалектического взаимоотношения светского и религиозного. Этот подход требует обращения к трактовке понятий «светская культура» и «религиозная культура» с позиции духовности. Действительно, духовность как понятие шире понятия религия и светскость. Более широким оказывается и понятие «духовная культура». В понятие «светская культура» входит и наука, и искусство, и творчество и др. Если идти по этому пути, то мы получим следующую диалектическую тройку:

На основе такой модели мы увидим и ряд отношений, которые будут отличаться от отношений в предыдущей модели. Теперь нам важно будет рассмотреть взаимоотношения уже не феномена культуры и ее разновидностей (светской и религиозной), а отношения духовности и религиозной культуры, духовности и светской культуры и т.д. В этом случае необходимо особое внимание уделить содержанию понятия «духовность» или «духовная культура» [9-12].

В этом случае оба вида культуры - религиозная и светская, образуют единство именно как элементы духовной культуры. «Религия как духовная традиция крайне важна и не только для человека верующего, но и для неверующего, который уважительно относится к своей цивилизационной идентичности, не отрывает себя от корней своей национальной культуры» [13].

В современных работах встречаются модели, которые рассматривают диалектику взаимоотношений не феномена светской и религиозной культуры в целом, а

отдельных их элементов, например, государства и религиозных организаций. Так, например, Л.В. Терещенко использует диалектическую модель, в которой третьим понятием, снимающим полярности «религиозная культура» и «государство» является понятие «постмодерн»

[14]. В частности автор рассматривает такие отношения как: влияние плюрализма и полистилистики постмодерна на российскую культуру, на выработку культурного полифонизма, снятие под его влиянием острых противоречий, адаптацию друг к другу разнородных художественных установок постсоветской культуры, что, несомненно, способствует преодолению кризисной ситуации в духовной жизни страны. В его работе мы находим и анализ диалектического взаимовлияния государства и религиозной культуры, выражающееся в том, что государство апеллирует к сфере религиозной, способной оказать необходимое влияние на общество, взамен осуществляя десекуляризационные процессы.

Аналогичная модель диалектики религиозной культуры и государства, как одного из институтов светской культуры используется и в работе О.Н. Сенюткиной

[15].

В этом случае автор рассматривает специфику отношений религиозной культуры и светской как факт того, что признанные обществом и властью представители основных конфессий напрямую и активно участвуют в разрешении проблем нравственности, наркомании, этнической, национальной и религиозной розни, работают с группами риска и т.д.

МЕТОДОЛОГИЯ

Анализ литературы, посвященной построению моделей диалектики светской и религиозной культуры, показал, что существует масса различных вариантов исследования диалектики двух видов культуры, где третьим понятием выступает, например, человек, общество, социокультурное пространство, медиапространство и т.д. Для педагогических исследований необходим выбор модели, раскрывающей специфику такого диалога в образовательном пространстве.

Основными методами исследования являются диалектика и ее принципы, аналитический обзор научной литературы, анализ, обобщение.

РЕЗУЛЬТАТЫ

На наш взгляд, в современных условиях глобализации и информатизации общества наиболее актуальными являются модели анализа диалектики религиозной и светской культуры в педагогических исследованиях, модели, где в качестве снимающего понятия выступает медиапространство [16,17].

«Медиареальность является специфическим порождением социореальности, обладающим собственными онтологическими особенностями. Медиатехнологии, ставшие ее фундаментом, развиваются в нарастающем темпе, что детерминирует специфику медиальной тем-порологии, а также роль и место человека в системе массовой коммуникации» [18, с. 11].

С точки зрения секулярного сознания в условиях поиска национальной идеи и идентичности, светские СМИ затрагивают духовные аспекты жизни общества, связанные с религией, в качестве социального и культурного института. Таким образом, светские СМИ выступают в качестве участников духовного производства, связывая религию с идеологическое, моральными, художественно-эстетическими аспектами жизни общества.

Одним из ключевых принципов диалектики культур в современном обществе является их взаимодополняемость, которая проявляется в частности и в лингвистическом содержании контроверз светской и религиозной культуры. Смежные смысловые поля светской и церковной лексики в медиапространстве исследуется довольно часто. Анализу лексики, используемой главным представителем православной религиозной культуры Патриархом Кириллом посвящено исследование Е.М. Морозова и В.Ю. Мулявина [19, 20]._

педагогические науки

Грязнова Елена Владимировна, Чудина Екатерина Геннадьевна, Федоренко Ирина Евгеньевна и другие ДИАЛЕКТИКА СВЕТСКОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ: ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ...

Диалектика светского и религиозного может проявляться и во взаимоотношениях между социальными институтами, например, науки и образования. Поле их взаимодействия преумножаются в условиях десекуляриза-ции, касающейся влияния на искусство, право, политику, мораль и т.п. Ярким примером взаимодополняемости светской и религиозной культуры является появление кафедры теологии в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» в 2013 г. Широкую огласку получил вопрос о передаче государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Русской православной церкви, в частности сотрудники музея и выразили опаснение, что РПЦ не сможет надлежащим образом поддерживать сохранность Исаакиевский собора, который является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО» [21].

Медиопространство в современном обществе является площадкой для диалога культур, в том числе основой для единства религиозной и светской культуры. В России на центральном телевидении регулярно выходят передачи, в которых принимают участие представители религиозных организаций, преимущественно Русской православной церкви: «Церковь и мир» на телеканале «Россия24», «Слово пастыря» на «Первом канале» и т.д. Зачастую производятся трансляции богослужений, широкое освещение в СМИ получают и Праздники мусульман, в основном Ураза-байрам. Существуют и специализированные религиозные каналы, например «Союз», «Спас», «Радонеж», спутниковый телеканал Islam Channel, евангелистский телеканал «TBN Россия» и т.д. Не только на телевидении, но и в рамках светских печатных СМИ встречаются религиозные рубрики, например в Российской газете, в Независимой газете и др.; на Радио России, радио Маяк и др. Т.о. взаимопроникновение светской и религиозной культур проявляется на поле медиапространства, являющимся ретронслятором культуры, что позволяет религиозной культуре входить в светские институты, благодаря чему религиозные организации упрочивают свой социальный и правовой статус, расширяют социальную и культурную основу влияния религиозных институтов. Данные процессы десекуляризации способствуют развитию религиозно-философской традиции. Десекуляризация является следствием изменения религиозного мировоззрения общества, общественных институтов, это комплексный нелинейный процесс изменения положения религии.

Понимание процесса десекуляризации как цикличного явления позволяет объяснить изменение религиозного мировоззрения россиян и воздействие роли Церкви на культуру и общественную жизнь России. Также это помогает спрогнозировать сохранность влияния православия в качестве ведущей религиозной традиции и РПЦ как значимого общественного института в российской культуре в среднесрочный период. В ХХ и начале ХХ1 в. в условиях глобализации происходит приватизация и субъективизация религии. Сегодня рынок религиозных символов принял глобальный характер, и человек может выбирать компоненты любой религиозной практики, что отражает характер культуры постмодерна [18]. Для современной России свойственно развитие в российском светском государстве религиозных институтов, что выражается в росте религиозности, увеличении числа религиозных организаций, избирательном отношением власти на федеральном и региональном уровнях в выборе предпочтительных религиозных организаций для со-работничества в социальной и духовной сферах жизни общества; политизация и коммерциализация религии. Вышеперечисленные явления являются признаками де-секуляризации.

Современные исследователи, использующие в диалектической модели религиозной и светской культуры в качестве третьего понятия медиапространство, анализируют не только положительные моменты в отношениях данной системы, но и отрицательные. В частности, они

акцентируют внимание на возможности диалога культур: «Идеи диалога культур, этноконфессионального консенсуса, толерантности и т.д. возникли в ответ на резко обозначившуюся потребность в необходимости «снятия» противостояния государств, политик, религий, культур и всего того многообразия противоречий, присутствующих в настоящее время и присутствовавших в человеческом сообществе на протяжении тысячелетий его существования» [22, с. 11].

Возрождение влияния религии на общественную жизнь как явление имеет двойственный характер, т.к. традиционные религии имеют весомое культурное, историческое, социальное, политическое значение, но в то же время противоречия между традиционными и новыми религиозными движениями, между религией и светским обществом обостряются, что порождает опасность актуализации межконфессиональных противоречий, религиозной нетерпимости, религиозного экстремизма и фундаментализма [23].

В современных условиях исторический вклад религии в становлении и развитие российской культуры обесценивается. На смену ему приходит формат взаимодействия двух социальных институтов, и разделения на две сферы (религиозную и светскую) достаточно сложно [24-25].

ВЫВОДЫ

Отношения светской и религиозной культуры вступают в фазу обострения противоречий, что порождает ряд проблем в сфере социальных отношений, массовой культуры, ценностных ориентиров личностного развития. Наглядным примером подобных противоречий является противостояние религиозной культуры и постмодернизма через процесс десекуляризации. Один из возможных вариантов разрешения данного противоречия заключается в возвращении к диалогу светской и религиозной культур в рамках образовательной системы.

В педагогических исследованиях медиапростран-ство играет важнейшую роль. Несмотря на кажущуюся инертность, система образования сегодня принципиально отличается от традиционной системы, прежде всего, тем, что ее образовательное пространство формируется на основе медиапространства. Мы получаем сложнейшую модель диалога двух культур, в которой образование играет ключевую позицию. Поэтому исследование должно проходить на основе построения диалектических взаимосвязей всех элементов этой сложной системы. Следующим этапом наших исследований станет построение диалектической модели светского и религиозного образования как элемента диалога светской и религиозной культуры в современном медиапространстве.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Акчурин Т.Ф Российское государство и принцип светскости (аналитический обзор) //Пространство и Время, 2011. №3(5). С. 5565

2. Багаева К.А. Динамика «светского» и «религиозного» в обществе // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, 2013, Том 10, № 4. С. 59-62.

3. Гучетль Т.А. Взаимодействие религиозного и светского в современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, 2009, №3. С. 128-130.

4. Лебедев С.Д. Религиозная и светская культуры как типы систем социального знания. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.socionav.narod.rU/monograf/glava2.htm#lzk (дата обращения 13.10.2019).

5. Грязнова Е.В. Методы познания и категории философии науки //^: Педагогика и просвещение, 2014. №3. — С. 49-68.

6. Грязнова Е.В. Предмет философии науки // ^: Философские исследования, 2013. №6. С. 514-529.

7. Яхьяев М.Я., Камышова Е.Г. Светское и религиозное в современном обществе //Исламоведение, 2011. № 3. — С. 39- 45.

8. Николаев Э.А. Религиозная и светская культуры: проблема взаимоотношений (православный дискурс) / Э. Николаев // Власть, 2010. №3. С. 87-90.

9. Осыка Я.М. Человек в пространстве сакрального: философ-ско-культурологическая рефлексия: автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.13 / Осыка Яна Михайловна; [Место защиты: Кур. гос. ун-т]. — Курск, 2014. 18 с.

10. Лобазова О.Ф. Религиозность современного российского обще-

Gryaznova Elena Vladimirovna, Chudina Ekaterina Gennadevna, Fedorenko Irina Evgenyevna DIALECTICS OF SECULAR AND RELIGIOUS CULTURE: CHOICE AND JUSTIFICATION ..

pedagogical sciences

ства: социально-философский анализ : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.11 / Лобазова Ольга Фёдоровна; [Место защиты: Рос. гос. социал. ун-т]. — Москва, 2010. 44 с.

11. Козлова М.В. Духовность общества в условиях глобализации: автореферат дис.... кандидата философских наук : 09.00.11 /Козлова Мария Владимировна; [Место защиты: Сиб. аэрокосм. акад. им. акад. М.Ф. Решетнева]. — Красноярск, 2012. 23 с.

12. Бурняшева Л. А. Духовное пространство в условиях трансформации современного российского общества: автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.11 / Бурняшева Людмила Александровна; [Место защиты: Сев.-Кавказ. федер. ун-т]. — Ставрополь, 2015. 51 с.

13. Сибирева О. Проблемы реализации свободы совести в России в 2015 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. sova-center.ru/religion/publications/2016/03/d34099/ (дата обращения 14.02.2019).

14. Терещенко Л.В. Постмодернизм в российской культуре: Специфика и особенности проявления: автореферат дис. ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств. — Краснодар, 2004. — 22 с.

15. Сенюткина О.Н. Конфессиональное многообразие Нижегородского Поволжья под влиянием государственной управленческой политики //Исповеди в зеркале: Межконфессиональные отношения в центре Евразии (на примере Волго-Уральского региона XVIII-XXI вв.)». — Н. Новгород, 2012. — С. 40-62.

16. Белоусова Ю.В. Медиаобраз в культурной коммуникации: репрезентация религии в медиапространстве: автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.13 /Белоусова Юлия Владимировна; [Местозащиты: Челяб. гос. акад. культуры и искусств]. — Челябинск, 2015. — 26 с

17. Викулов И.Е. Массмедийные образы религии: социально-философские аспекты: автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Викулов Иван Евгеньевич; [Место защиты: ФГАОУ ВО Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова]. — Архангельск, 2019. — 29 с.

18. Данилова Э.В. Десекуляризация в современном обществе: Социально-философский анализ. Автореф. дис. канд филос. наук. — Красноярск, 2003. 24 с.

19. Морозов Е.М, Мулявин В.Ю. Светская лексика в церковном дискурсе (на матариале речи Патриарха Кирилла) //Язык и культура, 2017. № 37. С. 60-69.

20. Мирошникова Е.М. Кооперационная модель государственно-церковных отношений: опыт и проблемы: Моногр. / Е.М. Мирошникова. М.: Институт Европы РАН; Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2007. С. 17-33.

21. Иванов назвал неправильной передачу Исаакия РПЦ без консультаций с петербуржцами [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lenta.ru/news/2017/04/03/ivanov/(дата обращения 14.03.2019).

22. Смольникова Н С. Культура и искусство постмодерна: приоритеты и ценности // Современные социокультурные практики, 2015. — С.10-14.

23. Налетова И.В. Социокультурные особенности современных процессов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2008, выпуск 12(68). — С.44-48.

24. Грязнова Е.В., Гончарук А.Г. Теология как научная специальность магистратуры: проблемы и перспективы их решения //Вестник Мининского университета, 2019, Том 7, № 3. — С. 1.

25. Грязнова Е.В., Мальцева С.М., Каукина А.С. Вопрос о статусе теологии в системе высшего Образования современной России// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. №2 (36). С. 26-32.

26. Груздева М.Л., Тукенова Н.И. Анализ современного состояния исследований и разработок в области построения информационно-образовательных сред высших учебных заведений//Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 2 (27). С. 1.

Статья поступила в редакцию 27.11.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.