Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЬЕ: СИСТЕМА ПРОБЛЕМ'

ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЬЕ: СИСТЕМА ПРОБЛЕМ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
63
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО / ДУХОВНАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Пономарева Екатерина Сергеевна

Институт семьи является одним из основных социальных организмов в обществе. Он меняется исторически вместе с культурными изменениями. Однако семья имеет особую инертность, по сравнению с технологиями, которые меняются быстрее, особенно в условиях информационного общества. Если технологии, и культуру можно разделить на эпохи архаическую, аграрную, индустриальную, информационную, то и типологию семьи можно также проводить по данному основанию. Тем не менее, меняясь, институт семьи сохраняет незыблемые ценности и традиции вплоть до информационной эпохи. Сегодня в условиях цифрового общества и цифровизации общественных отношений мы наблюдаем трансформацию института семьи и изменение его роли и места в системе общественных отношений. Особую тревогу у исследователей психолого-педагогических наук вызывает проблема снижения ответственности у современных старшеклассников к семье, семейным отношениям и ценностям. Причина подобной деформации носит системный характер и требует выработки новых моделей и методик ее исследования. Авторы проводят анализ мнений психологов и педагогов на проблемы формирования ответственного отношения старшеклассников к семье и приходят к выводу о том, что модели по их решению следует строить на основе системного подхода, позволяющего увидеть не только причины возникающих проблем в системе общественных сфер жизни, но их взаимосвязь. Такой подход позволит вырабатывать новые решения в сохранении традиционных семейных ценностей в мировоззрении современного молодого поколения, социализирующегося в условиях цифрового общества, которое задает иные стандарты семейных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Пономарева Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A RESPONSIBLE ATTITUDE OF HIGH SCHOOL STUDENTS TO THE FAMILY: PROBLEM SYSTEM

The institution of the family is one of the main social organisms in society. It changes historically along with cultural changes. However, the family has a special inertia, compared to technologies that change faster, especially in the information society. If technology and culture can be divided into archaic, agricultural, industrial, and informational epochs, then the typology of the family can also be carried out on this basis. Nevertheless, changing, the institution of the family retains unshakable values and traditions until the information age. Today, in the context of a digital society and the digitalization of public relations, we are witnessing the transformation of the institution of the family and a change in its role and place in the system of public relations. Of particular concern to researchers of psychological and pedagogical sciences is the problem of reducing the responsibility of modern high school students to the family, family relations and values. The reason for this deformation is systemic and requires the development of new models and methods for its study. The authors analyze the opinions of psychologists and teachers on the problems of forming a responsible attitude of high school students to the family and come to the conclusion that models for their solution should be based on a systematic approach that allows us to see not only the causes of problems in the system of public spheres of life, but their relationship. This approach will allow us to develop new solutions to preserve traditional family values in the worldview of the modern young generation, socializing in a digital society that sets different standards for family relations.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЬЕ: СИСТЕМА ПРОБЛЕМ»

GRYAZNOVA Elena Vladimirovna and other FORMATION OF A RESPONSIBLE ATTITUDE..

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

VTTk" ISO o-^lfi f\ I r-\ iTi 02021 Контент доступен по липеюни СС BY-NC 4.0

У /JA IJi'.i'.JiO.O |(сс) кУ<$) iTfnsis an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1003-0091 iMmtw(https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЬЕ:

СИСТЕМА ПРОБЛЕМ

© Автор(ы) 2021 AuthorlD: 304930 SPIN: 9134-1861 ResearcherlD: V-5351-2018 ORCID: 0000-0003-3093-2602 ScopusID: 57205748389

ГРЯЗНОВА Елена Владимировна, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой

«Философии и теологии» Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: egik37@yandex.ru) ORCID: 0000-0002-0052-5355

ПОНОМАРЕВА Екатерина Сергеевна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: okhl-kate2010@yandex.ru) Аннотация. Институт семьи является одним из основных социальных организмов в обществе. Он меняется исторически вместе с культурными изменениями. Однако семья имеет особую инертность, по сравнению с технологиями, которые меняются быстрее, особенно в условиях информационного общества. Если технологии, и культуру можно разделить на эпохи архаическую, аграрную, индустриальную, информационную, то и типологию семьи можно также проводить по данному основанию. Тем не менее, меняясь, институт семьи сохраняет незыблемые ценности и традиции вплоть до информационной эпохи. Сегодня в условиях цифрового общества и цифровизации общественных отношений мы наблюдаем трансформацию института семьи и изменение его роли и места в системе общественных отношений. Особую тревогу у исследователей психолого-педагогических наук вызывает проблема снижения ответственности у современных старшеклассников к семье, семейным отношениям и ценностям. Причина подобной деформации носит системный характер и требует выработки новых моделей и методик ее исследования. Авторы проводят анализ мнений психологов и педагогов на проблемы формирования ответственного отношения старшеклассников к семье и приходят к выводу о том, что модели по их решению следует строить на основе системного подхода, позволяющего увидеть не только причины возникающих проблем в системе общественных сфер жизни, но их взаимосвязь. Такой подход позволит вырабатывать новые решения в сохранении традиционных семейных ценностей в мировоззрении современного молодого поколения, социализирующегося в условиях цифрового общества, которое задает иные стандарты семейных отношений.

Ключевые слова: семья, семейные ценности, старшеклассники, социализация, информационная культура, цифровое общество, духовная сфера, социальная сфера, политическая сфера, экономическая сфера.

FORMATION OF A RESPONSIBLE ATTITUDE OF HIGH SCHOOL STUDENTS TO THE FAMILY:

PROBLEM SYSTEM

© The Author(s) 2021

GRYAZNOVA Elena Vladimirovna, Doctor of Philosophy, Head of the Department of Philosophy and

Theology

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov str., 1, e-mail: egik37@yandex.ru) PONOMAREVA Ekaterina Sergeevna, Master's Student, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov str., 1, e-mail: okhl-kate2010@yandex.ru) Abstract. The institution of the family is one of the main social organisms in society. It changes historically along with cultural changes. However, the family has a special inertia, compared to technologies that change faster, especially in the information society. If technology and culture can be divided into archaic, agricultural, industrial, and informational epochs, then the typology of the family can also be carried out on this basis. Nevertheless, changing, the institution of the family retains unshakable values and traditions until the information age. Today, in the context of a digital society and the digitali-zation of public relations, we are witnessing the transformation of the institution of the family and a change in its role and place in the system of public relations. Of particular concern to researchers of psychological and pedagogical sciences is the problem of reducing the responsibility of modern high school students to the family, family relations and values. The reason for this deformation is systemic and requires the development of new models and methods for its study. The authors analyze the opinions of psychologists and teachers on the problems of forming a responsible attitude of high school students to the family and come to the conclusion that models for their solution should be based on a systematic approach that allows us to see not only the causes of problems in the system of public spheres of life, but their relationship. This approach will allow us to develop new solutions to preserve traditional family values in the worldview of the modern young generation, socializing in a digital society that sets different standards for family relations.

Keywords: family, family values, high school students, socialization, information culture, digital society, spiritual sphere, social sphere, political sphere, economic sphere.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема ответственного отношения современных старшеклассников к семье является сегодня достаточно часто обсуждаемой в научной психолого-педагогической литературе [1,2].

Данный вопрос связан со многими серьезными трансформациями социальной системы информационного общества. Прежде всего, речь идет о резком изменении организации социальных систем, социальных

институтов и отношений. Если традиционное общество формировало институт семьи на основе системы ценностей, построенной на определенных религиозных догматах и практиках, той или иной идеологии, национальной культуре и т.д., то информационное общество представляет собой поликультурное пространство, наполненное широчайшим спектром разных систем ценностей [3,4].

Сложившаяся культурная ситуация приводит к тому, что феномен семьи трансформирует свои статусы и роли

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; в-КВЫ: 2712-8474

ГРЯЗНОВА Елена Владимировна и другие ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ...

как субъект социального взаимодействия и приобретает новые, ранее не свойственные ему в традиционном обществе. Исследователи называют ряд основных тенденций и проблем, выявленных в специфике развития российских семей в 21 веке. Во-первых, это социальная незащищенность современной семьи [5,6]. Государство, лишенное единой идеологии и не желающее принимать поддержку со стороны церкви, разрушившее культурные центры и систему образования, наносит удар, прежде всего, по своим фундаментальным основам - семье [7,8]. Как следствие, родители занимают пассивную позицию в воспитании детей, перекладывая ответственность на социальные институты. Сам институт родительства меняет свои функции по отношению к семье.

В результате возникает третья серьезная проблема -это падение статуса семейного человека. В современном обществе становится престижным быть свободным от обязательств семейственности, иметь несколько семей, не неся ответственности ни перед одной из них, переносить семейные отношения в виртуальное пространство и т.д. [11-13]. Отсюда мы имеем отход от традиционной семьи, выражающийся в росте неполных семей, нетрадиционных семей или фиктивных семейных отношений.

Особое внимание исследователи уделяют проблеме отношений подростков к институту семьи [14,15]. Именно формирование ответственного отношения к семье в старшем школьном возрасте является основной задачей всех социальных институтов, принимающих участие в социализации личности. Изучение данного вопроса требует системных исследований с целью выявления назревших противоречий в развитии института семьи и выявлении основных проблем, ими порождаемых, особенно относительно детей и подростков, как субъектов семейных отношений.

МЕТОДОЛОГИЯ

Целью статьи является изучение спектра проблем и противоречий в развитии ответственного отношения старшеклассников к институту семьи и их систематизация.

Основными методами исследования является метод аналитического обзора, диалектические принципы, анализ, сравнение, систематизация и обобщение, сферный и деятельностный подходы в исследовании социальных систем [16,17].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение вопросов, связанных с формированием ответственного отношения подростков и старшеклассников к институту семьи показало, что спектр их достаточно широк. Мы считаем, что все обсуждаемые проблемы в данной области, необходимо разделить на группы, которые, в последствие могут стать основанием для построения системы проблем и противоречий. Наиболее удачным, на наш взгляд, будет деление по видам сфер общественной деятельности. Это обусловлено тем, что институт семьи является фундаментальной основой любой социальной системы. В частности, можно выделить четыре основные сферы общественной жизни: экономическая, духовная, социальная и политическая.

Проблемы формирования ответственного отношения старшеклассников к семье в экономической сфере рассматривается чаще всего в аспектах профессиональной ориентации и экономического статуса семьи [18,19]. В частности, исследователи отмечают, что формирование ответственного отношения подростков к семье зависит от качества профориентационной работы педагогического коллектива в школе. Именно педагог является связующим звеном между различными экономическими социальными институтами и старшеклассником в выборе им будущей профессии. Однако без участия семьи данная деятельность оказывается малоэффективной. Именно старшее поколение является основным примером в выборе жизненного пути подростка. Пример родителей, которые несут ответственность за то, каким образом их дети будут встраиваться в экономические отношения, ГРНТИ: 150000. Психология; ВАК: 190001; 190005

является основой в экономической социализации подростка. Равно как и наоборот, отсутствие такого примера, как правило, способствует слабой адаптационной способности подростка в экономических отношениях.

Особую проблему, которую выделяют исследователи можно обозначить как трансформацию экономических ценностей современных подростков, выражающуюся в смещении мотивации в достижении экономической эффективности в будущем и ценностей обеспечивать и содержать семью на ценности быстрого обогащения и наживы. Именно поэтому особая роль в формировании ответственного экономического отношения к семье отводится взаимодействию семьи и школы.

В политической сфере роль семьи всегда играла важную роль. Эта тенденция сохранилась и до сих пор. Действительно, если человек умеет эффективно управлять семьей, то справится с этой ролью и в других социальных отношениях. Однако правовая и политическая социализация личности должна курироваться не только органами власти, но и субъектами образования и семьи [20].

Негативные тенденции в политической системе отрицательно сказываются и на взглядах подростков на отношение их к нормативно-правовым основам института семьи. И здесь, пожалуй, роль государства важнее, чем роль других участников социализации. Если подросток живет в благополучной семье, получает качественное образование, но при этом наблюдает со стороны государства действия, приводящие к социальной незащищенности членов общества и собственной семьи, к безнаказанному нарушению законов со стороны представителей власти, к утрате гражданами уверенности в завтрашнем дне, то все положительные посылы со стороны семьи и школы по поводу важности ответственного отношения к семье будут бессмысленными. Именно поэтому формирование правовой ответственности к семье у старшеклассников должно формироваться не только со стороны образовательных организаций и семьи, но и со стороны органов управления и власти.

Социальная сфера общества представлена широким спектром социальных институтов и отношений. К ней относятся взаимодействия между различными социальными институтами и их компонентами. Пожалуй, данная сфера играет одну из ключевых позиций в формировании ответственного отношения подростков и старшеклассников к семье. Сюда следует включить проблемы взаимоотношения людей, групп, коллективов, сообществ и т.д. В своих исследованиях проблем отношений старшеклассников к созданию семьи ученые особое внимание уделяют вопросам коммуникации в условиях цифровизации социального пространства [21].

Основные проблемы, которые обозначают исследователи - это проблемы переноса семейных отношений в виртуальную среду. Именно цифровое виртуальное пространство позволяет не нести ответственности за создаваемую семью. Сегодня становится распространенной тенденция гостевых или незарегистрированных браков. Современные технологии позволяют не только создавать условия для жизни вне семьи, но и возможность дистанционного участия в ее существовании. Со стороны информационного медиа пространства как социального института современной молодежи навязывается безответственное и свободное отношение к семейным ценностям.

Духовная сфера общества является «зеркалом души» социума. Она является хранителем традиций и ценностей в обществе. В условиях духовного кризиса, по мнению ученых, происходит утрата духовных ценностей, среди которых ценности семейные занимают особое место [22-29].

Основные проблемы, обсуждаемые в данном аспекте - это вопросы воспитания будущих родителей, формирование духовной составляющей ответственности в семейных отношениях. Кроме того, особое место в дан-

GRYAZNOVA Elena Vladimirovna and other FORMATION OF A RESPONSIBLE ATTITUDE...

ной сфере занимает проблема разрыва межпоколенных связей, вызванная тем, что современная молодежь существует в иной реальности, нежели поколение, ответственное за ее социализацию.

Таким образом, можно говорить о четырех видах ответственного отношения к семье: экономическом, социальном, политическом и духовном. Каждый вид ответственности формируется в рамках соответствующего вида социализации личности и может структурироваться по элементам деятельности. Это выводит на построение многомерной модели формирования ответственного отношения старшеклассников к семье, в которой система образования и институт семьи не являются единственными субъектами семейной социализации, а встроены в структуру общественных отношений.

ОБСУЖДЕНИЕ

Проблема формирования ответственного отношения старшеклассников к семье и семейным отношениям оказывается в плоскости всего спектра общественных отношений. Применение деятельностного подхода расширяет инструментарий систематизации данных проблем. Деление существующих проблем на группы по видам основных сфер общественной жизни позволяет выделить субъекты семейной социализации: субъектов экономической, духовной, политической и социальной деятельности. Это могут быть как отдельно взятые личности, так и коллективы, социальные институты и т.д. Кроме того, каждый вид деятельности позволяет определить и средства, цели, результаты, условия и др. компоненты семейной социализации.

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование проблем формирования ответственного отношения старшеклассников к семье показало, что их изучение только в рамках психолого-педагогических наук явно недостаточно. Требуется системный подход, позволяющий увидеть взаимосвязь между множеством факторов, влияющих на формирование позитивного отношения к семье у подрастающего поколения. Психолого-педагогические науки вырабатывая механизмы работы с подростками, развивая методики, нивелирующие существующие проблемы, должны, прежде всего, исходить из поиска причин их возникновения. Причины трансформации отношения молодого поколения к семье кроются в социальной системе в целом. Поэтому необходима разработка моделей формирования ответственного отношения подростков к семье, позволяющая вскрыть противоречия между социальными институтами и социальными субъектами, участвующими в общественных отношениях, касающихся семейной социализации в условиях развития информационного общества. Данному вопросу будут посвящены следующие этапы исследования авторов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Наумова Н.В. Семья как фактор деструктивного поведения старшеклассников//Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2016. № 24 (43). С. 155-160.

2. Бурина Е.А., Кудинова А.Е. Особенности современной российской семьи в условиях социально-исторических изменений института родительства//Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 1 (30). С. 6. https://elibrary.ru/item.asp?id=42620376

3. Грязнова Е.В. Информационная культурология как научное направление: философско-методологический анализ//Философия и культура. 2016. № 3 (99). С. 452-458.

4. Кисляков П.А., Меерсон А.Л.С., Егорова П.А. Институт семьи в новых условиях, как и любой социальный институт, подвергается трансформациям/Показатели психологической устойчивости личности к социокультурным угрозам и негативному информационному воздействию// Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 2 (31). https://elibrary.ru/item.asp?id=42902492

5. Биккужиева А.А. Проблемы социальной защиты населения, анализ подходов к проблеме социальной защиты семьи и детства// Экономика и социум. 2020. № 1 (68). С. 224-230.

6. Юдина Н.А. Социальная политика государства в сфере семьи: проблемы, тенденции и перспективы//Научный аспект. 2017. № 1-1. С. 64-68.

7. Грязнова Е.В. «Хрупкое» государство: критерии определения// Политика и общество. 2013. № 1 (97). С. 57-65.

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

8. Разоренова Е.Л. Проблемы современной семьи и пути их преодоления в рамках православной парадигмы//Вопросы гуманитарных наук. 2017. № 6 (93). С. 79-81.

9. Во-вторых, сегодня происходит увеличение разрыва взаимодействия между школой, дошкольными учреждениями и семьей [9,10].

10. Чанков Д.Г., Чанкова Г.Г. Проблема взаимодействия семьи и школы//Вестник научных конференций. 2017. № 9-2 (25). С. 121-123.

11. Михнова Л.В., Дзюбан В.В. Проблемы современной семьи в России//Вестник Института мировых цивилизаций. 2019. Т. 10. № 1 (22). С. 53-56.

12. Ицакова Е.А. Трансформация социального института семьи и брака//Вестник научных конференций. 2019. № 9-2 (49). С. 62-63.

13. Исаева А.И. Мать - одиночка как форма трансформации семьи в современном обществе//Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. № 5-2 (33). С. 181-183.

14. Паршина В.В. Гражданский брак как форма трансформации молодой семьи/Экономика, социология и право. 2017. № 1. С. 77-79 [14,15].

15. Мазур Д.Н. Пути решения проблемы формирования ценностного отношения старшеклассников к семье//Форум молодых ученых. 2019. № 2 (30). С. 971-974.

16. Корниенко И.А. Ценностная система старшеклассников в социальной ситуации полной и неполной семьи//Norwegian Journal of Development of the International Science. 2019. № 12-3 (37). С. 58-62.

17. Грязнова Е.В. Информационная реальность и социум. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2010. https://elibrary.ru/item.asp?id=20055842

18. Грязнова Е.В., Скопинцева-Седаш О.Ю. Дистанционная педагогика как научное направление в философии образования//Педагогика и просвещение. 2015. № 1. С. 59-66.

19. Сорокун П.В. Содержание эффективного взаимодействия семьи и школы в профессиональной ориентации старшеклассников// Эпоха науки. 2015. № 1. С. 7.

20. Данилова М.А., Мартынова А.В. Особенности идентичности старшеклассников воспитывающихся в семьях с высоким социально-экономическим статусом (другой взгляд на проблему)//Энигма. 2020. № 21-2. С. 166-171

21. ФабриковМ.С. Роль семьи в формировании правовой культуры старшеклассников//Молодой ученый. 2015. № 14 (94). С. 536-538.

22. Арсентьева В.С., Никитченко И.И. Брак и семья в информационном обществе/ZNovaUm.Ru. 2018. № 15. С. 153-155.

23. Мазаева Н.И. Роль информационных технологий в формировании образа современной семьи//Евразийский юридический журнал. 2019. № 2 (129). С. 490-491.

24. Недбаев Д.Н., Недбаева С.В., Козловский В.А. Детерминанты формирования ценностных ориентаций старшеклассников к семье// Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2016. № 5. С. 81-90.

25. Любавина Н.В., Белова Ю.А. Семейные традиции в условиях трансформации института семьи: сравнительный анализ мнений старшего и молодого поколений //Гуманитарные балканские исследования. 2020. Т. 4. № 3 (9). С. 59-63.

26. Иванова Т.Н., Симонян А.В. Культурная цифровая среда как форма семейного досуга в массовом обществе // Revista ¡tiinfificá progresiva. 2020. Т. 3. № 2 (4). С. 16-20.

27. Ефимова Д.В., Макарова П.С. Толерантное отношение в семье или терпимость к моральному разложению общества //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2016. № 4 (32). С. 104-106.

28. ВинниковаИ.С., КузнецоваЕ.А., ГоринаЕ.Е. Изменение института семьи в аспекте социально-экономического развития страны // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 327-330.

29. Шерис А. Духовно-нравственные особенности трансформации института семьи и семейных отношений//Вестник Белорусского государственного экономического университета. 2018. № 4 (129). С. 108-117.

Статья поступила в редакцию 18.03.2021 Статья принята к публикации 27.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.