Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СВЕТСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ И ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СВЕТСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ И ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СВЕТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛА / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Козлова Татьяна Александровна, Федоренко Ирина Николаевна, Белов Олег Сергеевич

Воспитание как особый социальный институт развивается в системе педагогической деятельности и эволюционирует вместе с культурой. Основные цели воспитания - это подготовка человека к жизни в социуме по его законам, моральным и правовым нормам, а также согласно принципам духовности. Иными словами, воспитание, в большей степени отвечает за формирование аксиологической подсистемы человеческой культуры. Исторически воспитанием подрастающего поколения занимаются различные субъекты социализации: семья, образовательные учреждения, общественные организации и др., в числе которых особое место занимает церковь. В нашей стране в силу сложившихся социальных обстоятельств церковь на долгие годы была отлучена от участия в образовательном процессе. Сегодня, государство и общественность, понимая, какой духовный урон России был нанесен за годы существования СССР, перестройки, а затем и духовного кризиса, пытается восстановить утраченные традиции участия церкви в деле воспитания подрастающего поколения. Взаимодействие религиозного и светского воспитания имеет свои каноны, механизмы, траектории развития. Но в новых условиях информационного общества, в условиях потери целого поколения людей, хранящих данные традиции и способных их передать подрастающему поколению, возобновление такого взаимодействия сталкивается с определенным спектром проблем и трудностей. Авторы данного исследования изучили наиболее актуальные и дискуссионные работы современных ученых, педагогов, теологов, посвященных вопросам интеграции светского и религиозного воспитания в современных условиях. Исследование показало, что институт светского воспитания не готов к созданию базы для такого взаимодействия, а религиозный институт не сможет справиться в одиночку с данной задачей. Объясняется это многими факторами и причинами, требующих отдельного исследования, что и станет предметом наших дальнейших работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Козлова Татьяна Александровна, Федоренко Ирина Николаевна, Белов Олег Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERACTION OF SECULAR AND RELIGIOUS EDUCATION: A TOPICAL AND CONTROVERSIAL ISSUES

Education as a special social institution develops in the system of pedagogical activity and evolves along with culture. The main goals of education are to prepare a person for life in society according to its laws, moral and legal norms, as well as according to the principles of spirituality. In other words, education is more responsible for the formation of the axiological subsystem of human culture. Historically, the upbringing of the younger generation is engaged in various subjects of socialization: the family, educational institutions, public organizations, etc., among which the Church occupies a special place. In our country, due to the prevailing social circumstances, the Church was excluded from participation in the educational process for many years. Today, the state and the public, realizing the spiritual damage that Russia suffered during the years of the USSR, perestroika, and then the spiritual crisis, are trying to restore the lost traditions of the Church's participation in the upbringing of the younger generation. The interaction of religious and secular education has its own canons, mechanisms, and development trajectories. But in the new conditions of the information society, in the conditions of the loss of a whole generation of people who keep these traditions and are able to pass them on to the younger generation, the resumption of such interaction faces a certain range of problems and difficulties. The authors of this study have studied the most relevant and controversial works of modern scientists, teachers, and theologians on the integration of secular and religious education in modern conditions. The study showed that the Institute of secular education is not ready to create a basis for such interaction, and the religious Institute can not cope with this task alone. This is explained by many factors and reasons that require separate research, which will be the subject of our further work.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СВЕТСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ И ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ»

GRYAZNOVA Elena Vladimirovna and others

THE INTERACTION OF SECULAR AND RELIGIOUS .

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

УДК 373

DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0017

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СВЕТСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ И ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ

© Автор(ы) 2021 AuthorID: 304930 SPIN: 9134-1861 ResearcherID: V-5351-2018 ORCID: 0000-0003-3093-2602 ScopusID: 57205748389

ГРЯЗНОВА Елена Владимировна, доктор философских наук, заведующий кафедрой «Философии и теологии»

AuthorID: 899005 SPIN: 5193-2579 ResearcherID: V-5228-2018 ORCID: 0000-0001-8614-781X

КОЗЛОВА Татьяна Александровна, преподаватель кафедры «Философии и теологии» ФЕДОРЕНКО Ирина Николаевна, магистрант кафедры «Философии и теологии» БЕЛОВ Олег Сергеевич, магистрант кафедры «Философии и теологии» Нижегородский педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: v.plaksin.90@yandex.ru) Аннотация. Воспитание как особый социальный институт развивается в системе педагогической деятельности и эволюционирует вместе с культурой. Основные цели воспитания - это подготовка человека к жизни в социуме по его законам, моральным и правовым нормам, а также согласно принципам духовности. Иными словами, воспитание, в большей степени отвечает за формирование аксиологической подсистемы человеческой культуры. Исторически воспитанием подрастающего поколения занимаются различные субъекты социализации: семья, образовательные учреждения, общественные организации и др., в числе которых особое место занимает церковь. В нашей стране в силу сложившихся социальных обстоятельств церковь на долгие годы была отлучена от участия в образовательном процессе. Сегодня, государство и общественность, понимая, какой духовный урон России был нанесен за годы существования СССР, перестройки, а затем и духовного кризиса, пытается восстановить утраченные традиции участия церкви в деле воспитания подрастающего поколения. Взаимодействие религиозного и светского воспитания имеет свои каноны, механизмы, траектории развития. Но в новых условиях информационного общества, в условиях потери целого поколения людей, хранящих данные традиции и способных их передать подрастающему поколению, возобновление такого взаимодействия сталкивается с определенным спектром проблем и трудностей. Авторы данного исследования изучили наиболее актуальные и дискуссионные работы современных ученых, педагогов, теологов, посвященных вопросам интеграции светского и религиозного воспитания в современных условиях. Исследование показало, что институт светского воспитания не готов к созданию базы для такого взаимодействия, а религиозный институт не сможет справиться в одиночку с данной задачей. Объясняется это многими факторами и причинами, требующих отдельного исследования, что и станет предметом наших дальнейших работ.

Ключевые слова: религия, воспитание, духовное воспитание, светское воспитание, религиозное воспитание, школа, высшее учебное заведение, образование, социализация личности, информационное общество, информационная культура.

THE INTERACTION OF SECULAR AND RELIGIOUS EDUCATION: A TOPICAL AND CONTROVERSIAL ISSUES

© The Author(s) 2021

GRYAZNOVA Elena Vladimirovna, Doctor of Philosophy, Head of the Department

of Philosophy and Theology KOZLOVA Tatyana Aleksandrovna, teacher of the Department of Philosophy and theology FEDORENKO Irina Nikolaevna, master's student of the Department of Philosophy and theology BELOV Oleg Viktorovih, master's student of the Department of Philosophy and theologies Nizhny Novgorod pedagogical University K. Minina (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov str., 1, e-mail: v.plaksin.90@yandex.ru) Abstract. Education as a special social institution develops in the system of pedagogical activity and evolves along with culture. The main goals of education are to prepare a person for life in society according to its laws, moral and legal norms, as well as according to the principles of spirituality. In other words, education is more responsible for the formation of the axiological subsystem of human culture. Historically, the upbringing of the younger generation is engaged in various subjects of socialization: the family, educational institutions, public organizations, etc., among which the Church occupies a special place. In our country, due to the prevailing social circumstances, the Church was excluded from participation in the educational process for many years. Today, the state and the public, realizing the spiritual damage that Russia suffered during the years of the USSR, perestroika, and then the spiritual crisis, are trying to restore the lost traditions of the Church's participation in the upbringing of the younger generation. The interaction of religious and secular education has its own canons, mechanisms, and development trajectories. But in the new conditions of the information society, in the conditions of the loss of a whole generation of people who keep these traditions and are able to pass them on to the younger generation, the resumption of such interaction faces a certain range of problems and difficulties. The authors of this study have studied the most relevant and controversial works of modern scientists, teachers, and theologians on the integration of secular and religious education in modern conditions. The study showed that the Institute of secular education is not ready to create a basis for such interaction, and the religious Institute can not cope with this task alone. This is explained by many factors and reasons that require separate research, which will be the subject of our further work.

Keywords: religion, education, spiritual education, secular education, religious education, school, higher education institution, education, socialization of the individual, information society, information culture._

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; в-^Ы: 2712-8474

ГРЯЗНОВА Елена Владимировна и другие ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СВЕТСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ...

ВВЕДЕНИЕ

Воспитание как важнейший элемент социализации личности всегда зависит от личностей и коллективных субъектов, передающих социальный опыт подрастающему поколению. Церковь исторически, особенно в России принимала непосредственное участие в деле воспитания и просвещения. Сегодня ситуация в корне изменилась. В современной культуре исчезают традиционные механизмы воспитания и им на смену приходят новые технологии. Информационная культура современного общества позволяет человеку обращаться к различным духовным практикам. Традиционно в России просвещение и воспитание осуществлялось при тесном взаимодействии школы и церкви. Сегодня пути этих социальных институтов разошлись. Государство делает попытки возобновления данного взаимодействия. Но этот процесс сталкивает с рядом проблем и трудностей, исследование которых и является предметом данной статьи.

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основными методами исследования являются метод аналитического обзора, анализ, сравнение, обобщение, принципы диалектики

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Положение Русской Православной Церкви в современной России достаточно устойчиво. В нашей культуре еще имеют силу религиозные традиции, хотя для молодого поколения они не являются предметом системы ценностей. Укреплению позиции церкви в обществе способствует государство. Православная вера является для нашей страны частью русской культуры, составляет ее ядро. Исторически церковь является социальным институтом, который регулирует общественные отношения, в которых принимают участие практически все слои общества, любой человек, желающий приобщиться к церковным канонам и вере.

Особую роль в России церковь всегда играла в деле воспитания подрастающего поколения. Традиционно на службы ходили всей семьей, где дети приобщались к религиозным традициям и ценностям, посещали воскресные школы. Сегодня роль церкви в воспитании детей не так активна. Это связано, в первую очередь, с утратой многих духовных ценностей в современном обществе. Со стороны светских образовательных институтов не ведется необходимая работа по приобщению молодежи к взаимодействию с церковными организациями. Представители религиозной общественности, понимая, что без духовного религиозного воспитания выйти из духовного кризиса страна не сможет, призывают приобщать детей к жизни церкви, восстановить связь между светским и духовным образованием. Приведем слова из проповеди Патриарха Кирилла по данному вопросу: «... если мы хотим, чтобы нам на смену пришли люди целостные, крепкие духом, мужественные, сильные, любящие тех, кто их окружает, и, самое главное, любящие родителей, любящие Отечество свое, мы должны помнить: религиозное воспитание, посещение храма, действие Божией благодати являются надежными факторами, обеспечивающими такое становление человеческой личности» [1].

Сегодня происходят заметные позитивные изменения в плане укрепления взаимоотношений между светским и религиозным образованием. Ярким примером тому может служить введение учебных религиоведческих предметов в школьные программы. Многие специалисты отмечают положительный эффект от данного нововведения [2].

Однако дискуссии о целесообразности введения данного предмета не утихают [3,4].

Одним из немаловажных проблемных вопросов является содержание и качество учебников по предметам религиозной культуры. Исследователи отмечают, что чаще всего учебники написаны не с целью просвещения детей и формирования у них необходимых представлений о религиях и культуре, а с целью пропаганды

определенного вероисповедания. Так, например, В.А. Шнирельман отмечает, что ряд учебников являются: «.пропагандирующими религиозную веру, вероучение и обрядность, причем это в большей мере касалось учебников ОПК» [5, с.111]. Данная проблема отмечается и другими исследователями [6,7].

Ученые высказывают озабоченность в том, что при введении религиоведческих курсов в школах православная культура оказывается в них доминирующей, ущемляя другие религиозные культуры. О.А. Блинкова пишет: «А православная культура становится специфически национальной, связанной с мощью и величием государства, что непосредственно влечет к риску развития т.н. конфессионального патриотизма, полностью нарушающего представления о свободе совести, т.к. «совпадение национальных и религиозных интересов, выраженное в РО (прим. авт.: религиозное образование), несет в себе опасность идентификации конкретной религии с одной этнической группой» [8, с. 50]. В других публикациях эта проблема обсуждается достаточно активно [9,10].

Возникают данные проблемы, прежде всего, в связи с тем, что в образовательных стандартах четко не прописаны стратегии разработки данных курсов. Стандарты должны учитывать возможные изменения в отношениях общества к религиозной культуре. Так, например, если еще десять лет назад вопрос о религиозном воспитании и просвещении большинством родителей игнорировался или поддерживался не очень активно, то сегодня ситуация меняется. Все больше родителей высказываются за необходимость участия церкви в воспитании подрастающего поколения и введение в школьные курсы соответствующих предметов [11,12].

Однако эта тенденция неустойчива и может меняться в зависимости от множества факторов, требующих изучения и учета.

Другая причина, вызывающая трудности для эффективного взаимодействия светского и религиозного образования кроется в том, что многими представителями светского общества активное внедрение церкви и ее представителей в современные школы и вузы рассматривается как грубая экспансия. Вероятно, что это связано с общим представлением о священнослужителях в современной России: «В священнике, переступающем порог учебного заведения, сразу видели потенциального инквизитора, превращающего детей в религиозных фанатиков» [13].

Как со стороны государства, так и со стороны церкви необходима выработка иной стратегии взаимодействия. Необходима разработка программ взаимодействия, основанных на понимании того, что светское общество и религиозная общественность стоят не на разных полюсах в борьбе за духовность и духовное воспитание, а на одном. Для этого следует формулировать единые цели духовного воспитания и просвещения.

Разная интерпретация понятий дух, душа, духовность в светском и религиозном дискурсах приводит к непониманию сторон друг друга. С одной стороны, в научных концепциях духовного воспитания и религиозных речь идет о морали и нравственности, о воспитании души человека, его лучших качеств, правилах и нормах поведения и совместного проживания. Они не разняться в содержании и очень близки друг другу. Разнится кроется в понимании источников духовности, что и приводит к вере, или же наоборот уводит от нее. Важно суметь грамотно, без ущемления обеих сторон выработать стратегию духовного воспитания. В этом плане справедливо отмечено в работе А.А. Стерехова о том, что: «... формирование нравственных качеств как внутренней основы личности возможно в совокупности путём приобщения детей и к духовной, и к народной, и к интеллектуальной культуре» [14, с. 119].

Разрыв данной преемственности и сотрудничества в деле воспитания церкви и школы в советские годы и годы перестройки в нашей стране - это еще одна при-

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002; 130008

75

GRYAZNOVA Elena Vladimirovna and others

THE INTERACTION OF SECULAR AND RELIGIOUS .

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

чина трудностей в восстановлении данного взаимодействия в современной России. «В результате, - отмечают Т. С. Пронина и А. С. Казеннов, - получаем не знания о религиозной культуре, а ущербное знание о традиции и нивелирование религиозного чувства» [15, с. 169].

О проблемах трансформации института семьи, берущих начало в этот же период, пишут многие исследователи [16-19].

Проблему выстраивания гармоничных отношений светского и религиозного образования поможет решить введение теологических и религиоведческих факультетов в педагогические вузы [20,21]. Но данный вопрос также усложняется в связи с информатизацией образования [22-25].

С одной стороны, информатизация позволяет упростить социальные отношения и коммуникацию, сделать доступными и светское и религиозное образование для широкого круга людей. С другой же стороны, информационная культура наполняется сегодня не только объектами традиционных религиозных культур, но и опасными тенденциями и стилями поведения, несущими разрушительный характер для воспитания молодого поколения.

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование проблем взаимодействия религиозного и светского воспитания показало, что в современной ситуации культурного развития нашей страны произошла серьезная духовная катастрофа. Духовный кризис в качестве приводит к тому, что новое поколение, отвечающее за светское воспитание подрастающего поколения не готово к взаимному сотрудничеству в этом процессе с институтами церкви. Церковь со своей стороны может предложить программы по возобновлению утраченных традиций религиозного воспитания, но они не всегда соответствуют требованиям современного общества. Поэтому для сохранения традиций духовного воспитания необходимо налаживание продуктивного взаимодействия светского и религиозного воспитания при участии передовых научных педагогических технологий и церковной духовной практики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля // Официальный сайт Московского Патриархата. 4 декабря 2019: http://www.patriarchia.ru/db/text/5541260.html

2. Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность: Пятые Покровские образовательные чтения //Под ред. В.А. Беляевой, Ю.В. Орловой. Рязань, 2007. 301 с.

3. Мариносян Х.Э. Религия в школе. Проект или завершение дис-куссии?//Философские науки. 2011. № 2. С. 5-16.

4. Меньшиков В.М. Зачем изучать религию в общеобразовательной школе?//Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2011. № 4 (23). С. 37-45.

5. Шнирельман В. А. Религиозная культура или приглашение в религию — чему учат новые учебники? // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. №4(35). С. 109-112.

6. Ожиганова А.А. Религия в школе: анализ учебных пособий по курсу «основы религиозной культуры и светской этики»// Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. № 1 (22). С. 82-99.

7. Пронина Т.С., Казеннов А.С. Знание о религии в современной российской школе//Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2017. № 4. С. 160-171.

8. Блинкова А. О. Религиозное образование в российской школе и его «скрытый учебный план» // Международный научный журнал «Символ науки». 2018. №3. С. 48-52.

9. Талапин А.Н. Религия, государство и школа: проблема взаимодействия в современной России//Молодой ученый. 2013. № 8. С. 432434.

10. Пелих А.Л. Актуальность и некоторые проблемы преподавания истории религий в школе (на примере краснодарского края)// Образование в России: история, опыт, проблемы, перспективы. 2015. № 2 (3). С. 33-38.

11. Лебедев С. Д., Склярова В. А. Социальный запрос на знание о религии в современном российском обществе в оценках экспертов // Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5, N 2.С. 33

12. Белхароева Э.Г. К вопросу об актуальности изучения основ религии в общеобразовательных школах//Рефлексия. 2016. № 6. С. 40-42.

13. Волчков А. С. Церковь и школа: перезагрузка // URL: http://www. berestovitskaya.ru/chitatelskiy-dnevnik/tserkov-i-shkola-perezagruzka/

14. Стерехов. А. А. Православная гимназия: качество знаний или

качество веры? //Педагогическое образование в России. 2017. №1. С. 118-121.

15. Пронина Т. С., Казеннов А. С. Знание о религии в современной российской школе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2017. С. 166-170.

16. Бурина Е. А., Кудинова А. Е. Особенности современной российской семьи в условиях социально-исторических изменений института родительства//Вестник Мининского университета. Том 8, № 1. 2020. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-1-6

17. Иванова Т.Н., Устинова М.В. Трансформация супружеских ролей в условиях глобализации // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 148-152.

18. Ефимова Д.В., Макарова П.С. Толерантное отношение в семье или терпимость к моральному разложению общества //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2016. № 4 (32). С. 104-106.

19. Любавина Н.В., Белова Ю.А. Семейные традиции в условиях трансформации института семьи: сравнительный анализ мнений старшего и молодого поколений //Гуманитарные балканские исследования. 2020. Т. 4. № 3 (9). С. 59-63.

20. Ванчугов В.В. Опыт взаимодействия государства и церкви в системе высшего образования: теология в российских университетах XIXв//Теология и образование. 2018. № 1. С. 378-390.

21. Грязнова Е. В., Гончарук А. Г. Теология как научная специальность магистратуры: проблемы и перспективы их решения// Вестник Мининского университета. Том 7, № 3. 2019. https://doi. о^/10.26795/2307-1281-2019-7-3-1

22. Грязнова Е.В., Треушников И.А., Мальцева С.М. Тревожные тенденции в системе российского образования: анализ мнений ученых и педагогов//Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 4757.

23. Грязнова Е.В. Информационная культурология как научное направление: философско-методологический анализ//Философия и культура. 2016. № 3 (99). С. 452-458.

24. Грязнова Е.В., Глазова И.Н., Хоптар В.М., Рязанова М.В. Информационная и религиозная культура: место в системе дошкольного образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 40-42.

25. Грязнова Е.В., Матяева И.Л. Деятельностный подход в исследовании дистанционного образования//Психология и психотехника. 2014. № 3 (66). С. 304-311.

Статья поступила в редакцию 04.10.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.