Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ / ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СЕМЬЯ / ПРАВОСЛАВНАЯ СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / RELIGION / RELIGIOUS VALUES / EDUCATION / SPIRITUAL EDUCATION / FAMILY / ORTHODOX FAMILY / FAMILY VALUES / ORTHODOX PEDAGOGY / SPIRITUALITY / MORALITY / MORAL VALUES / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Гончарук Алексей Геннадьевич, Плаксин Виктор Александрович, Белов Олег Сергеевич

В статье рассматриваются основные проблемы современной семьи в связи с меняющимися общепринятыми представлениями о моральных нормах. Кроме того, представлен краткий исторический срез учения православной Церкви о семье и особенностях воспитания детей. Также затрагивается вопрос о необходимости формирования в светском обществе устойчивых представлений о важности семьи как ячейки общества, основанных на православном понимании норм семейной жизни. Сегодня мы переживаем сложный, неоднозначный в истории нашего государства период. На фоне грандиозных экономических, политических и социальных потрясений в сознании миллионов людей произошло трагическое смешение ценностей, развились бездуховность, отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма. Современные люди остались без нравственного стержня, утратили жизненные ориентиры, оказались беззащитными и слабыми перед суровыми реалиями нашего непростого бытия. В течение 70-ти лет отучаемый антирелигиозной пропагандой искать спасительной помощи у Бога, Святой Церкви, наш народ лишился духовного окормления, стал аморфным, перестал четко различать границы между добром и злом. Острый духовный голод привел к разрушению человеческой личности, разрыву связи времен, утраты духовных корней, чрезвычайно усилилась пропаганда разврата, насилия, жестокости. Основной причиной такой испорченности и нравственной распущенности молодого поколения и подростков является отсутствие религиозного воспитания. Авторы приходят к выводу о необходимости интеграции светского и духовного воспитания с целью сохранения духовного потенциала страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Гончарук Алексей Геннадьевич, Плаксин Виктор Александрович, Белов Олег Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN THE ORTHODOX FAMILY: HISTORY AND MODERNITY

The article deals with the main problems of the modern family in connection with changing generally accepted ideas about moral norms. In addition, a brief historical section of the Orthodox Church's teaching about the family and the peculiarities of raising children is presented. The question of the need to form stable ideas about the importance of the family as a social unit in secular society, based on the Orthodox understanding of the norms of family life, is also touched upon. Today we are going through a difficult and ambiguous period in the history of our state. Against the backdrop of tremendous economic, political and social upheavals, millions of people experienced a tragic confusion of values, developed a lack of spirituality, a rejection of national traditions and culture, and patriotism. Modern people are left without a moral core, have lost their life guidelines, and are defenseless and weak in the face of the harsh realities of our difficult existence. For 70 years, weaned by anti-religious propaganda to seek saving help from God, the Holy Church, our people lost their spiritual care, became amorphous, and ceased to clearly distinguish the boundaries between good and evil. Acute spiritual hunger led to the destruction of the human personality, the severance of the connection of times, the loss of spiritual roots, and the propaganda of debauchery, violence, and cruelty increased enormously. The main reason for this depravity and moral debauchery of the young generation and adolescents is the lack of religious education. The authors conclude that it is necessary to integrate secular and spiritual education in order to preserve the spiritual potential of the country.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

Gryaznova Elena Vladimirovna, Goncharuk Aleksey Gennadievich, Plaksin Viktor Aleksandrovich and others SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN THE ORTHODOX FAMILY ...

pedagogical sciences

УДК 37.017.93

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0902-0015

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

© 2020

AuthorlD: 304930 SPIN: 9134-1861 ResearcherlD: V-5351-2018 ORCID: 0000-0003-3093-2602 ScopusID: 57205748389

Грязнова Елена Владимировна, доктор философских наук, заведующая кафедрой

«Философии и теологии»

AuthorlD: 986720 SPIN: 7653-2535 ResearcherlD: V-4241-2018 ORCID: 0000-0003-2825-9404 ScopusID: 57211808151

Гончарук Алексей Геннадьевич, кандидат философских наук, старший преподаватель

кафедры «Философии и теологии» Плаксин Виктор Александрович, магистрант кафедры «Философии и теологии» Белов Олег Сергеевич, магистрант кафедры «Философии и теологии» Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: v.plaksin.90@yandex.ru) Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы современной семьи в связи с меняющимися общепринятыми представлениями о моральных нормах. Кроме того, представлен краткий исторический срез учения православной Церкви о семье и особенностях воспитания детей. Также затрагивается вопрос о необходимости формирования в светском обществе устойчивых представлений о важности семьи как ячейки общества, основанных на православном понимании норм семейной жизни. Сегодня мы переживаем сложный, неоднозначный в истории нашего государства период. На фоне грандиозных экономических, политических и социальных потрясений в сознании миллионов людей произошло трагическое смешение ценностей, развились бездуховность, отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма. Современные люди остались без нравственного стержня, утратили жизненные ориентиры, оказались беззащитными и слабыми перед суровыми реалиями нашего непростого бытия. В течение 70-ти лет отучаемый антирелигиозной пропагандой искать спасительной помощи у Бога, Святой Церкви, наш народ лишился духовного окормления, стал аморфным, перестал четко различать границы между добром и злом. Острый духовный голод привел к разрушению человеческой личности, разрыву связи времен, утраты духовных корней, чрезвычайно усилилась пропаганда разврата, насилия, жестокости. Основной причиной такой испорченности и нравственной распущенности молодого поколения и подростков является отсутствие религиозного воспитания. Авторы приходят к выводу о необходимости интеграции светского и духовного воспитания с целью сохранения духовного потенциала страны.

Ключевые слова: религия, религиозные ценности, воспитание, духовное воспитание, семья, православная семья, семейные ценности, православная педагогика, духовность, нравственность, моральные ценности, духовно-нравственное воспитание.

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN THE ORTHODOX FAMILY: HISTORY AND MODERNITY

© 2020

Gryaznova Elena Vladimirovna, Doctor of Philosophy, Head of the Department of Philosophy and Theology Goncharuk Aleksey Gennadievich, Candidate for Philosophical Sciences, Senior Lecturer of the Department of Philosophy and Theology Plaksin Viktor Aleksandrovich, Master student of the Department of Philosophy and Theology Belov Oleg Viktorovih, Master student of the Department of Philosophy and Theology Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov str., 1, e-mail: v.plaksin.90@yandex.ru) Abstract. The article deals with the main problems of the modern family in connection with changing generally accepted ideas about moral norms. In addition, a brief historical section of the Orthodox Church's teaching about the family and the peculiarities of raising children is presented. The question of the need to form stable ideas about the importance of the family as a social unit in secular society, based on the Orthodox understanding of the norms of family life, is also touched upon. Today we are going through a difficult and ambiguous period in the history of our state. Against the backdrop of tremendous economic, political and social upheavals, millions of people experienced a tragic confusion of values, developed a lack of spirituality, a rejection of national traditions and culture, and patriotism. Modern people are left without a moral core, have lost their life guidelines, and are defenseless and weak in the face of the harsh realities of our difficult existence. For 70 years, weaned by anti-religious propaganda to seek saving help from God, the Holy Church, our people lost their spiritual care, became amorphous, and ceased to clearly distinguish the boundaries between good and evil. Acute spiritual hunger led to the destruction of the human personality, the severance of the connection of times, the loss of spiritual roots, and the propaganda of debauchery, violence, and cruelty increased enormously. The main reason for this depravity and moral debauchery of the young generation and adolescents is the lack of religious education. The authors conclude that it is necessary to integrate secular and spiritual education in order to preserve the spiritual potential of the country.

Keywords: religion, religious values, education, spiritual education, family, Orthodox family, family values, Orthodox

pedagogy, spirituality, morality, moral values, spiritual and moral education._

64 Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 2(31)

педагогические науки

Грязнова Елена Владимировна, Гончарук Алексей Геннадьевич, Плаксин Виктор Александрович и другие ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬЕ ...

ВВЕДЕНИЕ

Проблему воспитания в семье по праву можно считать сегодня одной из самых животрепещущих. Постсоветская эпоха в нашей стране стала временем крушения идеалов, на которых основывалась как мировоззрение, так и поведение граждан нашей страны. Перед каждой современной семьей сегодня стоит проблема выбора мировоззренческих установок из существующих вариантов, либо устроения своей собственной системы морально - нравственных идеалов. Строительным материалом в данном случае является либо современная идеология «общества потребления» с его культом «мамоны», культом наживы и самоутверждения, либо остатки коммунистической идеологии с ее сухой партийной моралью. Есть и такие семьи в нашем обществе, которые решают осуществлять процесс воспитания детей по христианским канонам. Но и здесь они сталкиваются с целым рядом проблем и сложностей.

Во-первых, это проблема невоцерковленности самих родителей. Большинство современных представителей средней возрастной группы выросли в условиях коммунистического строя и впитали в себя идеалы ушедшей советской эпохи.

Нельзя не отрицать тот факт, что значительная часть этих ценностей была близка и к христианским идеалам, но в тоже время следует признать и то, что эти ценности рассматривались вне представления о Боге, без опоры на учение Церкви и труды святых отцов.

Мораль мыслилась абсолютной ценностью, мотивы добрых поступков человека основывались не на евангельских принципах, а лишь на том основании, что «так принято в обществе». С другой стороны, родители, в особенности молодые, испытали на себе и всепроникающее развращающее влияние рыночной идеологии общества потребления, в основе которой лежит идеал жизни «для себя» и грубый эгоизм, попирающий христианские ценности.

Во-вторых, всё существеннее встаёт проблема окружающего мира. Среда, в которой существуют православные семьи, отнюдь не отличается любовью к религии и Церкви, более того, она зачастую агрессивна именно к носителям традиционных устоев. Большинство населения России, оставаясь номинально православными, в глубине души склоняются в большей степени к бытовому язычеству.

Не последнюю роль играют и средства массовой информации, пропагандирующие насилие, разврат и поверхностное отношение к жизни. В данной проблемной ситуации одинаково вредны как полная изоляция от враждебной среды, грозящая возможностью нахождения в состоянии прелести, так и постоянное соприкосновение с носителями разрушающих устои мировоззренческих установок, поскольку в такой ситуации вероятно постепенное подмывание основания собственных идеалов.

В-третьих соединение церковных канонов и жизненных реалий является не меньшей проблемой, чем две вышеперечисленные - во всё время существования Церкви, как бы мы не стремились к обратному, стоит глубоко обозначенная ещё апостолом Павлом проблема расхождения теории и практики в жизни всех людей. К сожалению, все мы сталкиваемся с невозможностью воплощения всех своих высоких порывов на практике - испорченная грехом природа всё время тяготит нас к потворству страстям. На этом нелёгком пути борьбы с самим собой возможны крайности, равно отдаляющие от истинного пути, кроме того, в семье очень важно учитывать слабости друг друга и поддерживать в борьбе со своими страстями.

Основная цель данной статьи провести сравнительный анализ основных положений духовно-нравственного воспитания в прошлом и настоящем нашей страны.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве основных методов исследования в работе

использовались метод анализа, аналитического обзора, сравнения, обобщения.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Важность вопроса устроения семьи Церковь подчёркивала во все времена. Сегодня этот вопрос особенно актуален, т.к. происходит утрата семейных ценностей, что выражается в ослаблении института семьи в российском обществе. Проявляется это потому, что государственная идеология уже не может оказывать должного влияния на развитие института семьи, а церковь еще не обрела таковой в российском обществе. Десятилетия безбожия не прошли даром - во многих семьях на протяжение нескольких поколений потеряна традиция практического воплощения христианских норм. Проблема не только в плане разрушения внешних форм и традиций (на то они и традиции, чтобы меняться с условиями жизни) - но в самой глубине благодатной жизни духа. «На ваше время гонений не будет, вы будете в мире жить благополучно. Однако вам будет тяжелей, чем нашему поколению, ибо Дух Божий отходит от мира» [1, с.4].

Почтительное отношение детей к родителям является одним из основных положений апостольской педагогики: «Дети повинуйтесь своим родителям в Господе, что сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь обетования; да будет тебе благо и да будешь долголетен на земле. А вы, отцы не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» [2, с.3].

В творениях Иоанна Златоуста представлены основные положения учения о семье. В нем отражено положение о том, что обязанность родителей заботиться о своих детях не только в плане физического воспитания, но и в плане духовно-нравственного. Так, например, слово «К верующему отцу» гласит: «нерадение о детях больше всех грехов и доходит до самого верха нечестия», а растление их имеет свои корни и восходит к «безумной привязанности к житейскому» у родителей, которые тем самым оказываются «хуже детоубийц», ибо последние «отделяют тело от души, а эти ту и другую вместе ввергают в огонь геенский» [3, с.34]. По мнению святителя, основная цель воспитания заключается не в борьбе с душевными пороками, а предупреждение этого, что возможно только в постоянной работе взрослых над формированием такого образа мыслей у детей, который открывает путь к добродетели.

Православная педагогика до сих пор является традиционной для Русской Церкви. Так, например, в проповедях святителя Филарета актуальнейшими являются мысли о воспитании детей: «Вы обрабатываете в детях будущих граждан, воинов, словесников, письмоводцев, художников, промышленников; хорошо. Но блюдите, да не презрите, не пренебрегите того, что еще лучше, того самого, обрабатывании чего хотят помочь вам Ангелы, их, Которые на Небесах всегда видят лице Отца вашего Небесного, не пренебрегите образования в них сынов Церкви, приготовления будущих граждан неба» [4, с.25].

В осмыслении богословских и философских основ христианского брака и семейного воспитания неоценимая роль принадлежит поколению церковных мыслителей и ученых конца XIX - начала XX века.

Особое место занимают работы И.А. Ильина (18831954) - одного из наиболее ярких философов русского возрождения, в его известной книге «Путь духовного обновления». В частности, в его работе подчеркивается важность духовного воспитания с первых лет жизни ребенка в семье: «на первых порах жизни ребенка укрепление его воли и сил души, привитие религиозной и гражданской ответственности через примеры отца и матери, а затем во взрослые годы перенос накопленного во внешнюю плоскость социальной и хозяйственной активности» [5].

Сегодня воспитание ребенка в соответствии с нормами традиционных религиозных ценностей, в атмосфере православной церковности - задача сверхсложная.

Gryaznova Elena Vladimirovna, Goncharuk Aleksey Gennadievich, Plaksin Viktor Aleksandrovich and others pedagogical

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN THE ORTHODOX FAMILY ... sciences

Перед современными родителями неизбежно возникает вопрос, как оградить ребенка от негативного потока, культивирующего самые низменные страсти и пороки? И возможно ли это? Как научить детскую душу чувствовать подлинную красоту и радость духовной жизни в противовес низменным радостям жизни плотской? Однозначных ответов на эти вопросы нет. Безусловно, педагогическое наследие религиозных мыслителей актуально сегодня, особенно значим опыт христианского воспитания детей.

Однако в условиях современного общества данный опыт реализовать оказывается достаточно сложно. Причин здесь несколько. Это и внешнее окружение, которое не соответствует семейному укладу согласно религиозным канонам, отсутствие в общественном сознании представлений о нормах духовного воспитания в семье, низкий уровень духовной культуры современных родителей, который считается нормой, отсутствие системы духовно-нравственного просвещения и воспитания, как детей, так и взрослых.

Причина распада института семьи тесно взаимосвязана с духовным кризисом в современном обществе. Данная двуединая проблема выглядит порочным кругом - без повсеместного распространения христианских норм на мировоззренческом уровне невозможно налаживание крепких, основанных на православной традиции здоровых семей. Однако, православные идеалы без опоры на семьи не предстанут широко единой новой традицией, оставшись лишь выбором отдельных индивидов.

Сегодня государство без помощи общественных организаций и Православной церкви не в силах возродить утраченные традиционные семейные ценности. Кроме того, сегодня большую роль в передаче системы ценностей играет СМИ и сетевые технологии. Именно в новом информационном социокультурном пространстве современная молодежь, будущие родители черпают негативную информацию, направленную на нравственное растление, пропаганду насилия и неуважения к семейным отношениям и ценностям, о приоритетах различного рода извращений перед ценностями праведного образа жизни. И в этом случае защитить детей от подобного рода влияний может только семья. Еще Алексий II предупреждал о том, что уничтожение народа начинается с распада семьи: «Если Церковь будет укреплять семью, а зачатых детей спасет от почти закономерного убийства, мы спасем Русь, а по-христиански воспитывая детей, обеспечим будущее христианства на нашей земле...» [6].

О проблемах утраты семейных ценностей духовно-нравственного воспитания пишут сегодня исследователи различных научных направлений: психологи и педагоги, социологи и философы и др. [7-11]. Все больше появляется работ, в которых ученые обосновывают необходимость возрождения семьи в традициях православной культуры [12-14].

Основные вопросы, на которые ученые и педагоги обращают внимание - это факт того, что в современных условиях в педагогическом процессе становится все сложнее выстроить единую линию норм и ценностных ориентаций. Дело в том, что в детских образовательных учреждениях воспитание проводится по государственным стандартам, которые подвергаются контролю при разработке и мониторингу при реализации. Однако попадая в семью, ребенок сталкивается с расхождением в том, чему его учат в образовательном учреждении и тем, что прививается в семье. Поэтому духовно-нравственное воспитание должно быть системным и вестись всеми социальными институтами, которые отвечают за него комплексно.

ВЫВОДЫ

На наш взгляд наиболее важным сегодня является акцент на поиск путей интеграции светского и религиозного образования [15-18]. Дело в том, что духовный кризис 66

начинается с распада системы образования. Образование в нашей стране в советские годы было признано одним из лучших. Несмотря на то, что оно не взаимодействовало с церковными организациями, в нем прослеживалась опора на духовные ценности семейного воспитания дореволюционной России. К примеру, в детских образовательных учреждениях воспитанию уделялась огромное значение, принципы которого реализовались системно и методично на всех уровнях: уважение к учителю, родителям, пожилым людям. Семейные отношения раскрывались в детской литературе, любовь к семье прививалась с самых ранних лет. Наиболее важными чувствами и качествами личности, на развитие которых были направлены процессы воспитания, были: уважение, дружба, любовь, патриотизм, совесть, ответственность и др. Если сравнивать приоритеты советского воспитания и православного, то можно найти много общего. Однако годы перестройки, а затем реформ привели к тому, что в обществе были утрачены как ценности советского образования, так и православного. На смену пришло воспитание, основанное на разрозненной системе ценностей, впитанное из чуждых для России культур.

Сейчас необходим поиск концепций воспитания и сохранения семьи. Здесь нельзя впадать в крайности, обращаясь, только к системе светского или религиозного образования. Необходим поиск интеграции этих двух видов образования и воспитания с учетом современных условий информационного социокультурного пространства. Эти вопросы и станут предметом наших дальнейших исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Шполянский М. Христианское воспитание детей в современном мире. М.: Отчий дом, 2004. 206 с.

2. Иоанн Златоуст (Патриарх Константинопольский; 347-407). Нравоучительные уроки из апостольскаго чтения в двадцать пятую неделю по пятидесятнице (Ефес. 4. 1-6) / из творений св. Иоанна Златоуста. Москва : Отдел распространения духовно-нравственных книг, 1894 (Тип. А. И. Снегиревой). 8 с.

3. Владимир (Богоявленский Василий Никифорович; митр. Киевский и Галицкий; 1848-1918). Азбука православного воспитания. М.: Аксиос, 2002. 158 с.

4. Филарет (Дроздов Василий Михайлович; митрополит Московский и Коломенский; 1782-1867). Учение о семейной жизни святителя Филарета Московского. М.: Терирем, 2017. 63 с.

5. Ильин И. А. Путь духовного обновления. Изд. 2-е. М.: Даръ, печ. 2019. 479 с.

6. Сайт Русиново: Алексий II: Против нашего народа ведется война http://rusinovo.ru/news/id/1543/

7. Кочнева Е.М., Гришина А.В. О создании модели психолого-педагогического сопровождения позитивного родительства// Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 3 (28). https://doi. о^/10.26795/2307-1281-2019-7-3-10

8. Акимова Е.А. Духовно-нравственные традиции воспитания в русской семье//Наука и технологии в современном обществе. 2016. № 1 (3). С. 21-25.

9. Полунина Л.И., Баудер Г.А., Татаринцев Е.О. Семья как основа духовно-нравственного воспитания личности//Научный альманах. 2016. № 10-2 (24). С. 160-163.

10. Меджидова Л.С. Роль национально-духовных ценностей в развитии внутрисемейных отношений // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 246-248.

11. Пташко Т.Г. Разрешение семейных конфликтов в деятельности конфликтолога //Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 78-81.

12. Курбатова А.С. Влияние традиционных православных ценностей на воспитание детей в современной семье//Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 (68). С. 1068-1071.

13. Савчишкина А.К. Православная семья как основа духовно-нравственного становления ребенка//Православие. Наука. Образование. 2019. № 1 (7). С. 102-106.

14. Колесников С.А. Православная семья как духовно-религиозное сообщество (по материалам исследований протоиерея Василия Зеньковского)//Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2019. Т. 5. № 4. С. 100-105.

15. Бидюк Г.М. Духовность и нравственность личности в светском и православном контекстах//Наука и образование сегодня. 2019. № 2 (37). С. 93-99.

16. Грязнова Е.В., Гончарук А.Г. Теология как научная специальность магистратуры: проблемы и перспективы их решения// Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 3 (28). https://doi. о^/10.26795/2307-1281-2019-7-3-1

17. Андреева О.В., Андреев А.С., СуховееваА.А. Церковно-светское сотрудничество в духовно-нравственном воспитании молодежи//В сборнике: IXКирилло-Мефодиевские чтения « Человек в пространстве

Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 2(31)

педагогические науки

Грязнова Елена Владимировна, Гончарук Алексей Геннадьевич, Плаксин Виктор Александрович и другие

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬЕ ...

православной культуры»межвузовский сборник научно-методических статей. 2017. С. 65-70.

18. Грязнова Е.В., Мальцева С.М., Азолова Ю.В., Ларинина Т.В. Современные трактовки понятия «воспитание»: семья, патриотизм и социализация//Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 30-32.

Статья поступила в редакцию 12.02.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.