Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МЕСТА РЕЛИГИОЗНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

АНАЛИЗ МЕСТА РЕЛИГИОЗНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
116
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ВОЦЕРКОВЛЕННОСТЬ / РУССКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / RELIGION / RELIGIOSITY / YOUTH / EDUCATION / RELIGIOUS EDUCATION / SPIRITUALITY / SPIRITUAL VALUES / SPIRITUAL EDUCATION / SOCIOLOGICAL RESEARCH / CHURCH ORIENTATION / RUSSIAN WORLDVIEW

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Березкин Сергей Николаевич, Ершов Дмитрий Ильич, Москаленко Владислав Владимирович

В современной России религия начинает занимать особое положение в системе общественных отношений. С одной стороны, происходит возрождение религиозных традиций, сложившихся исторически, с другой же стороны, данный процесс реализуется в иных условиях, нежели те, в которых он формировался. После периода атеистического мировоззрения в стране новое поколение россиян начинает по иному относиться к религии и воспринимать ее каноны. Кроме того, место и роль религиозных институтов в современном обществе не оправдывает ожидания людей, в сознании которых представление о религии не всегда соответствует действительности. Сейчас проводится достаточно много исследований различных аспектов религиозных отношений в России, появляются интересные факты, позволяющие выйти на определение закономерностей и специфики формирования религиозности у молодого поколения россиян в условиях современного информационного социокультурного пространства. Тем не менее, явно не хватает исследований, которые были бы направлены именно на качественный анализ религиозности, на системные исследования этого феномена, который принципиально отличается от явлений, существовавших в России в предшествующие эпохи. Проведенное исследование показало, что изучение религиозности как феномена современного общества необходимо дополнить анализом сущности этого феномена, причин его существования и закономерностей развития. Об этом свидетельствуют результаты многочисленных социологических исследований, из которых следует, что одного лишь возрождения религиозных институтов и организаций, духовных образовательных учреждений и т.д. явно недостаточно для формирования религиозного мировоззрения в том качестве, в котором оно способно одухотворить жизнь и поведение современного человека. На данном этапе религиозность воспринимается молодыми людьми автоматически, неосознанно, в силу недостаточного духовного образования современная молодежь не видит истинной ценности в религиозных традициях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Березкин Сергей Николаевич, Ершов Дмитрий Ильич, Москаленко Владислав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PLACE OF RELIGIOSITY IN THE YOUTH ENVIRONMENT OF MODERN RUSSIA

In modern Russia, religion begins to occupy a special position in the system of public relations. On the one hand, there is a revival of religious traditions that have developed historically, on the other hand, this process is implemented in different conditions than those in which it was formed. After a period of atheistic worldview in the country, a new generation of Russians begins to treat religion differently and perceive its canons. In addition, the place and role of religious institutions in modern society does not meet the expectations of people in whose minds the idea of religion does not always correspond to reality. Currently, a lot of research is being conducted on various aspects of religious relations in Russia, and interesting facts are emerging that allow us to determine the patterns and specifics of the formation of religiosity among the younger generation of Russians in the modern information socio-cultural space. Nevertheless, there is clearly a lack of research that would be aimed specifically at qualitative analysis of religiosity, at systematic studies of this phenomenon, which is fundamentally different from the phenomena that existed in Russia in previous eras. The study showed that the study of religiosity as a phenomenon of modern society must be supplemented by an analysis of the essence of this phenomenon, the reasons for its existence and patterns of development. This is evidenced by the results of numerous sociological studies, from which it follows that the mere revival of religious institutions and organizations, spiritual educational institutions, etc. is clearly not enough to form a religious worldview in the quality in which it is able to spiritualize the life and behavior of modern man. At this stage, religiosity is perceived by young people automatically, unconsciously, because of insufficient spiritual education, modern youth does not see the true value in religious traditions.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МЕСТА РЕЛИГИОЗНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

Gryaznova Elena Vladimirovna, Berezkin Sergey Nikolaevih, Yershov Dmitry Ilyich and others ANALYSIS OF THE PLACE OF RELIGIOSITY IN THE YOUTH ENVIRONMENT ...

pedagogical sciences

УДК 37.017.93

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0902-0004

АНАЛИЗ МЕСТА РЕЛИГИОЗНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

© 2020

AuthorID: 304930 SPIN: 9134-1861 ResearcherID: V-5351-2018 ORCID: 0000-0003-3093-2602 ScopusID: 57205748389

Грязнова Елена Владимировна, доктор философских наук, заведующая кафедрой

«Философии и теологии» Березкин Сергей Николаевич, магистрант кафедры «Философии и теологии» Ершов Дмитрий Ильич, магистрант кафедры «Философии и теологии» Москаленко Владислав Владимирович, магистрант кафедры «Философии и теологии» Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: vladislav-m@mail.ru) Аннотация. В современной России религия начинает занимать особое положение в системе общественных отношений. С одной стороны, происходит возрождение религиозных традиций, сложившихся исторически, с другой же стороны, данный процесс реализуется в иных условиях, нежели те, в которых он формировался. После периода атеистического мировоззрения в стране новое поколение россиян начинает по иному относиться к религии и воспринимать ее каноны. Кроме того, место и роль религиозных институтов в современном обществе не оправдывает ожидания людей, в сознании которых представление о религии не всегда соответствует действительности. Сейчас проводится достаточно много исследований различных аспектов религиозных отношений в России, появляются интересные факты, позволяющие выйти на определение закономерностей и специфики формирования религиозности у молодого поколения россиян в условиях современного информационного социокультурного пространства. Тем не менее, явно не хватает исследований, которые были бы направлены именно на качественный анализ религиозности, на системные исследования этого феномена, который принципиально отличается от явлений, существовавших в России в предшествующие эпохи. Проведенное исследование показало, что изучение религиозности как феномена современного общества необходимо дополнить анализом сущности этого феномена, причин его существования и закономерностей развития. Об этом свидетельствуют результаты многочисленных социологических исследований, из которых следует, что одного лишь возрождения религиозных институтов и организаций, духовных образовательных учреждений и т.д. явно недостаточно для формирования религиозного мировоззрения в том качестве, в котором оно способно одухотворить жизнь и поведение современного человека. На данном этапе религиозность воспринимается молодыми людьми автоматически, неосознанно, в силу недостаточного духовного образования современная молодежь не видит истинной ценности в религиозных традициях.

Ключевые слова: религия, религиозность, молодежь, образование, религиозное образование, духовность, духовные ценности, духовное образование, социологические исследования, воцерковленность, русское мировоззрение.

ANALYSIS OF THE PLACE OF RELIGIOSITY IN THE YOUTH ENVIRONMENT

OF MODERN RUSSIA

© 2020

Gryaznova Elena Vladimirovna, Doctor of Philosophy, Head of the Department of Philosophy and Theology Berezkin Sergey Nikolaevih, Master student of the Department of Philosophy and Theology Yershov Dmitry Ilyich, Master student of the Department of Philosophy and Theology Moskalenko Vladislav Vladimirovih, Master student of the Department of Philosophy and Theology Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov str., 1, e-mail: vladislav-m@mail.ru) Abstract. In modern Russia, religion begins to occupy a special position in the system of public relations. On the one hand, there is a revival of religious traditions that have developed historically, on the other hand, this process is implemented in different conditions than those in which it was formed. After a period of atheistic worldview in the country, a new generation of Russians begins to treat religion differently and perceive its canons. In addition, the place and role of religious institutions in modern society does not meet the expectations of people in whose minds the idea of religion does not always correspond to reality. Currently, a lot of research is being conducted on various aspects of religious relations in Russia, and interesting facts are emerging that allow us to determine the patterns and specifics of the formation of religiosity among the younger generation of Russians in the modern information socio-cultural space. Nevertheless, there is clearly a lack of research that would be aimed specifically at qualitative analysis of religiosity, at systematic studies of this phenomenon, which is fundamentally different from the phenomena that existed in Russia in previous eras. The study showed that the study of religiosity as a phenomenon of modern society must be supplemented by an analysis of the essence of this phenomenon, the reasons for its existence and patterns of development. This is evidenced by the results of numerous sociological studies, from which it follows that the mere revival of religious institutions and organizations, spiritual educational institutions, etc. is clearly not enough to form a religious worldview in the quality in which it is able to spiritualize the life and behavior of modern man. At this stage, religiosity is perceived by young people automatically, unconsciously, because of insufficient spiritual education, modern youth does not see the true value in religious traditions.

Keywords: religion, religiosity, youth, education, religious education, spirituality, spiritual values, spiritual education, sociological research, Church orientation, Russian worldview.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня достаточно серьезно изучается феномен религиозности со стороны социологических наук. Это вполне понятно, ибо это пока самый надежный инструмент выявления позиции и мнений людей с которого

начинается первый этап изучения мыслей, намерений и поведения человека. Интересные исследования в этом плане проводит Всероссийский центр исследования общественного мнения. В частности им были проведены исследования, направленные на изучение отношения

педагогические науки

Грязнова Елена Владимировна, Березкин Сергей Николаевич, Ершов Дмитрий Ильич и другие АНАЛИЗ МЕСТА РЕЛИГИОЗНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ ...

россиян к церкви, патриарху, оценку гражданами отношений церкви и государства [1]. Социологов интересуют и роль конфессий в социальной, политической и культурной жизни общества, изучается мнение граждан по вопросу гендерных религиозных дифференциаций [2,3].

Приведем обобщенные результаты этих и других исследований, показывающие изменения религиозных отношений в нашей стране за последние четверть века. Так, в работах Ж.Т. Тощенко отмечается, что почти 26% опрошенных считают себя верующими. При этом около 4% называют себя атеистами, а 47,4% утверждают, что являются верующими, но не соблюдающими церковные практики [4]. Исследователи указывают на то, что часто религиозность в сознании людей отождествляется с национальной принадлежностью и культурой, в рамках которой происходит социализация личности.

Поэтому социологические исследования не дают полной картины об изучаемом феномене. Однако они важны для понимания самой ситуации, определения направлений дальнейших исследований. В данном случае они помогли выяснить, что в сознании молодого поколения россиян религиозность имеет иной смысл, нежели он определяется учеными, религиоведами, теологами и др. Какова же специфика религиозности современной молодежи? Поиск ответов на данный вопрос является целью данной работы.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве основных методов исследования были использованы методы анализа результатов статистических данных, аналитический обзор научной литературы, сравнение, обобщение.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализируя результаты социологических исследований понимания религиозности современной молодежью, можно видеть, что оно зависит от специфики социальной группы, к которой принадлежат молодые люди. Кроме того, достаточно сильное влияние на формирование религиозности и отношения к ней оказывают и такие факторы как пол, возраст, социальный статус, социальное и культурное окружение [5]. Исследователи отмечают, например, что у молодежи наблюдается нетерпимость к представителям иной веры, даже не смотря на то, что сами молодые люди могут и не являться истинно верующими [6,7].

Выяснению специфики гендерных особенностей религиозности студенческой молодежи посвящены работы Г.С. Широкаловой, О.К. Шиманской и А.В. Аникиной. Как оказалось, современная молодежь к практикам религиозных институтов относится в большей степени прагматично, понимая функцию религии как некую психотерапевтическую деятельность [3]. Такой подход мог сформироваться на базе той картины мира и системы ценностей, которая сейчас присутствует в информационном социокультурном пространстве. Не секрет, что оно отличается именно фрагментарными, разрозненными ценностными ориентирами, основными из которых являются потребительство, практичность, эгоизм.

Данный вывод подтверждается и результатами зарубежных исследований феномена религиозности в современном обществе. Так, например, не смотря на то, что зарубежные страны имеют богатый, и что немаловажно, продолжительный и непрерывный опыт развития религиозного мировоззрения, зарубежные авторы отмечают, что «... сегодня затруднена передача религиозных ценностей и традиций от старшего поколения к младшему в связи с демократизацией культуры и общества; концепты веры и религиозной практики не связаны в сознании молодежи; религиозное мировоззрение может быть сформировано и «работать» только в группе, на уровне отдельной личности оно утрачивает силу; религиозность перестает играть роль в жизни молодежи, поэтому «меньшинство молодых людей в большинстве стран Запада идет в церковь» [8]._

Приведем результаты еще одного серьезного и масштабного социологического исследования религиозности современной молодежи в России, проводимого на базе нескольких вузов нашей страны. Среди опрошенных студентов - 43% считают религию важным для себя культурным феноменом. Второй вопрос, который интересовал исследователей - это отношение к браку с представителями разных конфессий. Оказалось, что 45% респондентов толерантно относятся к данному вопросу, а 26% - отрицают такие отношения. Верующими себя считают 46% [9]. Считать данные результаты абсолютно верными нельзя. Для получения достоверной картины религиозности молодежи необходимы более глубокие и тщательные исследования. Однако сам факт того, что почти половина молодежи считает себя верующими, говорит о положительной динамике развития религиозных отношений в обществе.

Однако истинные причины такой ситуации могут быть не в том, что сознание молодежи формируется на основе духовных и религиозных ценностей. Действительно ли правильно понимаются они молодыми людьми?

Как показывают исследования данного вопроса, достаточно длительный период атеизма в нашей стране сформировал определенный взгляд на религию в сознании людей, который передавался в семьях из поколения в поколение [10-12]. В основном понимание религии строилось на противопоставлении ее с социализмом и коммунизмом. Отсюда складывалась позиция о том, что религия - это плохо, а коммунизм - хорошо. Но при анализе основных позиций обеих идеологий оказывается, что в целом они имеют практически одинаковые положения о том, как должны вести себя люди. В лозунгах коммунизма и заповедях религии можно найти много общего и положительного. Например, в детских организациях и образовательных учреждениях при социализме детей приучали к порядку, уважению взрослых, к труду, к уважению товарищей и коллектива, к стремлению к самосовершенствованию, ну, и конечно, к любви КПСС. Другое дело, что реализация данных лозунгов и целей сильно разняться и далеко не в пользу социалистической идеологии государства. После развала СССР в нашей стране на фоне негатива социалистического прошлого, религия с ее канонами и практиками становиться практически единственной идеологией, направленной на спасение духовности. За годы перестройки и кризисов в нашей стране, отсутствия какой либо единой генеральной идеи государства, произошла интеграция ценностей прошлой социалистической идеологии и религии. Вероятно, поэтому сегодня религиозные ценности и моральные ценности отождествляются в мировоззрении современного молодого поколения.

В русской культуре православие выступает ее неотъемлемой частью, внося многие религиозные ценности в ее базовую аксиологическую систему. Но сегодня светское государство вырабатывает свои принципы жизни, продиктованные процессами глобализации. Так, принципы толерантности, патриотичности, национальной идентичности - это основные черты либеральной культуры западной цивилизации. Православие выражает данные позиции в иных категориях. В мировоззрении современного молодого поколения светские категории и нормы поведения укореняются быстрее и воспринимаются легче, нежели религиозные.

Анализ исследований религиозности современной молодежи показал, что ученые отмечают негативность по отношению к религии в мировоззрении студентов. На фоне светских конституционных прав и свобод, религиозные ценности менее интересны и привлекательны молодым людям.

Объясняется это тем, что любые ценности формируются в процессе социализации на протяжении всей жизни человека. Чтобы религиозные ценности смогли стать частью мировоззрения, необходимо развитие системы

Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2(31)

25

Gryaznova Elena Vladimirovna, Berezkin Sergey Nikolaevih, Yershov Dmitry Ilyich and others ANALYSIS OF THE PLACE OF RELIGIOSITY IN THE YOUTH ENVIRONMENT ...

pedagogical sciences

теологического образования с самых первых ее этапов. Причем делать это следует не путем принуждения, а путем убеждения. Чтобы возродить духовность, религиозность нельзя навязывать молодым людям, бессмысленной окажется и необоснованная декларация духовных ценностей [13].

Здесь необходимо развитие диалога светового и религиозного образования. Интеграция двух видов образования усложняется спецификой современного информационного социокультурного пространства. Современная молодежь получила в свое распоряжение такой инструмент для коммуникации как сетевые технологии. Жизнь в Интернет-пространстве оказывает сильное влияние на формирование мировоззрения молодежи, являясь достаточно мощным источником формирования мотивов деятельности как отрицательных, так положительных [14-21].

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование религиозности современной российской молодежи показало, что она принципиально отличается от данного феномена до революционной России. В частности, религиозность вступает в противоречие со светским образом жизни современного поколения.

Сегодня, благодаря активизации развития теологического образования в России, наша страна получает возможность сохранить традиционные религиозные ценности [22-24]. Теологическое образование могут получить все желающие, а не только истинно верующие. Возникает вопрос: будет ли это способствовать формированию религиозного мировоззрения у большего числа молодых людей? Каков дальнейший путь развития теологического образования и его целей в нашей стране? Для поиска ответов на эти и многие другие вопросы необходимо изучение образовательных программ по теологии, практики их реализации в светских и духовных образовательных учреждениях, что и станет предметом наших дальнейших исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Обыденный сексизм: существует ли в России равноправие полов // http://www.levada.ru/ 2016/04/13/obydennyj-seksizm-sushhestvuet-li-v-rossii-ravnopravie-polov.

2. Церковь и государство // http://www.levada.ru/2016/02/19/ tserkov-i-gosudarstvo-2.

3. Широкалова Г.С., Шиманская О.К., Аникина А.В. Существуют ли гендерные особенности религиозности студенческой молодежи? // Социологические исследования. 2016. № 6. С. 77-83.

4. Жизненный мир россиян: 25 лет спустя (конец 1980-х — середина 2010-х гг.) /Под ред. Ж.Т. Тощенко. М, 2016. 405 с.

5. Гараджа В.И. Социология религии. М., 2007, 510 с.

6. Динамика ценностных ориентаций молодежи (2006 - 2014) / Под общ. ред. Е.П. Савруцкой. Нижний Новгород-СПб., 2014, 201 с.

7. Нарбут Н.П., Троцук И.В. Ценностные ориентации и социальное самочувствие студенчества (результаты исследовательского проекта). М., 2017. 135 с.

8. Андреева Л.А., Андреева Л.К. Религиозность студенческой молодежи. Опыт сопоставления с религиозностью россиян// Социологические исследования. 2010. № 9 (317). С. 95-98. Collins-Mayo S. Youth and religion. An international perspective. Theo-Web. Zeitschrift für Religionspädagogik. 2012; 11, P.90

9. Ивлева М.Л., Курилов С.Н., Россман В.И. Религиозные ценности глазами молодежи: опыт социологического исследова-ния//Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2018. Т. 18. № 3. С. 481-493.

10. Помникова А.Ю. Семейная история в дискурсивном простран-стве//Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 9.

11. Данилов Н.А., Седова С.С., Птицын Д.О. Ценности религиозного, православного мировоззрения как источник духовного совершенствования и гармонии жизни российского общества//Научный поиск. 2018. № 2. С. 7-12.

12. Воронова Е.Д. Религиозные ценности современной молодежи как часть приоритетных жизненных ориентации//В сборнике: Молодежная политическая наука в Саратове Ежегодник научных статей по проблемам политической теории и практики студентов, магистрантов, аспирантов саратовских вузов. Саратов, 2018. С. 1822.

13. Курилов С.Н., Андреев А.Л. Рецензия на книгу «Жизненный мир россиян: 25лет спустя (конец 1980-х- середина 2010-хгг.)»//Вопросы философии. 2016. № 8. С.211-222.

14. Грязнова Е.В., Матяева И.Л. Деятельностный подход в исследовании дистанционного образования//Психология и психотехника. 2014. № 3 (66). С. 304-311.

15. Грязнова Е.В. Управление образованием на муниципальном уровне: проблемы и перспективы/МЕ: Административное право и практика администрирования. 2015. № 6. С. 10-21.

16. Грязнова Е.В., Вересова Е.А., Михеева В.В. Проблемы информатизации управления образованием//Социодинамика. 2015. № 11. С. 144-157.

17. Данильчева С.В. Исследование мировоззрения подростков и юношества на основе методики «Метафорический девиз жизни» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 287-290.

18. Рафуллаева С.А.Р. Особенности философского мировоззрения на обыденном уровне //Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 39-42.

19. Зулхарнаева А.В., Винокурова Н.Ф. Методические особенности изучения элективного курса «Человек в географической оболочке» как условие формирования экогуманистического мировоззрения // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 23-25.

20. Алиева Н.М. Следование моде молодежи и подростков как важный фактор воспитания //Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 10-12.

21. Толканюк З.А. Профессиональное самоопределение молодежи как фактор подготовки компетентного специалиста // Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 57-59.

22. Грязнова Е.В., Гончарук А.Г. Теология как научная специальность магистратуры: проблемы и перспективы их решения//Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 3 (28). С. 1.

23. Кимелев Ю.А., Еремеев П., Шмидт В.В. Модель религиоведческого и теологического образования в системе образования России// Евразия: духовные традиции народов. 2012. № 3. С. 39-46.

24. Таланкина М.В. Профили теологического образования: проблемы и решения//Рязанский богословский вестник. 2012. № 1 (6). С. 120155.

Статья поступила в редакцию 08.02.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.