Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РЕЛИГИОЗНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ'

К ВОПРОСУ О РЕЛИГИОЗНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
215
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / PEDAGOGICAL UNIVERSITY / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / RELIGIOSITY / ВЕРА / FAITH / РЕЛИГИЯ / RELIGION / СТУДЕНТ / STUDENT / РЕЛИГИОЗНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / RELIGIOUS BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Мальцева Светлана Михайловна, Булганина Анастасия Евгеньевна, Комарова Анна Николаевна

Работа связана с проблемой религиозности студенческой молодежи. Именно она в будущем определит религиозную ситуацию в нашей многоконфессиональной стране. Образование в России является светским, однако данные проведенного опроса и сравнительный анализ предшествующих исследований показывают, что растет не только интерес к религиям среди современных студентов, но и их религиозность. Авторы констатируют размытость религиозного сознания современных студентов, что делает их более уязвимыми перед столкновением с мифологическими и псевдонаучными учениями. Изучение религиозности студентов педагогических вузов особенно важно, так как именно они продолжат традицию передачи культурного опыта, в том числе религиозного, следующим поколениям. В итоге авторы приходят к мысли о необходимости введения в вузовские программы обучения, в частности в педагогических вузах, дисциплин теологической направленности. Данные показывают, что интерес к этой области у студентов присутствует, остается проблема методологической разработки соответствующих курсов и подготовки для них квалифицированных преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Мальцева Светлана Михайловна, Булганина Анастасия Евгеньевна, Комарова Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF RELIGIOSITY OF MODERN STUDENTS

The work is connected with the problem of religiosity of students. It will determine the religious situation in our multi-confessional country in the future. Education in Russia is secular, but the data of the survey and comparative analysis of previous studies show that not only the interest in religions among modern students is growing, but also their religiosity. The authors state the blurring of the religious consciousness of modern students, which makes them more vulnerable to collision with mythological and pseudoscientific teachings. The study of the religiosity of students of pedagogical universities is especially important, as they will continue the tradition of transmitting cultural experience, including religious, to the next generations. As a result, the authors come to the idea of the need to introduce theological disciplines into higher education programs, in particular in pedagogical universities. The data show that interest in this area is present among students, there is a problem of methodological development of appropriate courses and training of qualified teachers for them.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РЕЛИГИОЗНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ»

Gryaznova Elena Vladimirovna, Maltceva Svetlana Michailovna, Bulganina Anastasia Evgenievna and others ON THE QUESTION OF RELIGIOSITY OF MODERN ...

pedagogical sciences

УДК 37013.8

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0901-0006

К ВОПРОСУ О РЕЛИГИОЗНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

© 2020

AuthorlD: 304930 SPIN: 9134-1861 ResearcherlD: V-5351-2018 ORCID: 0000-0003-3093-2602

Грязнова Елена Владимировна, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедры философии и теологии

AuthorlD: 736254 SPIN: 9502-6593 ResearcherlD: V-1952-2018 ORCID: 0000-0002-7273-1852

Мальцева Светлана Михайловна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и теологии

AuthorlD: 1004486 SPIN: 7336-8091

Булганина Анастасия Евгеньевна, студент

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: maltsewasvetlana@yandex.ru) AuthorlD: 495516 SPIN: 2966-4665

Комарова Анна Николаевна, доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры общеобразовательных и профессиональных дисциплин Самарский государственный университет путей сообщения (443066, Россия, Самара, ул. Свободы, 2в, e-mail: komaranna@yandex.ru) Аннотация. Работа связана с проблемой религиозности студенческой молодежи. Именно она в будущем определит религиозную ситуацию в нашей многоконфессиональной стране. Образование в России является светским, однако данные проведенного опроса и сравнительный анализ предшествующих исследований показывают, что растет не только интерес к религиям среди современных студентов, но и их религиозность. Авторы констатируют размытость религиозного сознания современных студентов, что делает их более уязвимыми перед столкновением с мифологическими и псевдонаучными учениями. Изучение религиозности студентов педагогических вузов особенно важно, так как именно они продолжат традицию передачи культурного опыта, в том числе религиозного, следующим поколениям. В итоге авторы приходят к мысли о необходимости введения в вузовские программы обучения, в частности в педагогических вузах, дисциплин теологической направленности. Данные показывают, что интерес к этой области у студентов присутствует, остается проблема методологической разработки соответствующих курсов и подготовки для них квалифицированных преподавателей.

Ключевые слова: образование, педагогический вуз, религиозность, вера, религия, студент, религиозное поведение.

ON THE QUESTION OF RELIGIOSITY OF MODERN STUDENTS

© 2020

Gryaznova Elena Vladimirovna, doctor of philosophy, Professor, head Department of "Philosophy and theology" Malteeva Svetlana Mfchailovna, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Philosophy and Theology Bulganina Anastasia Evgenievna, student Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov St., 1, e-mail: maltsewasvetlana@yandex.ru) Komarova Anna Nikolaevna, associate Professor, candidate of philosophical sciences, associate Professor of General and professional disciplines Samara State University of Railway Engineering (443066, Russia Samara, Svobody street, 2B, e-mail: komaranna@yandex.ru) Abstract. The work is connected with the problem of religiosity of students. It will determine the religious situation in our multi-confessional country in the future. Education in Russia is secular, but the data of the survey and comparative analysis of previous studies show that not only the interest in religions among modern students is growing, but also their religiosity. The authors state the blurring of the religious consciousness of modern students, which makes them more vulnerable to collision with mythological and pseudoscientific teachings. The study of the religiosity of students of pedagogical universities is especially important, as they will continue the tradition of transmitting cultural experience, including religious, to the next generations. As a result, the authors come to the idea of the need to introduce theological disciplines into higher education programs, in particular in pedagogical universities. The data show that interest in this area is present among students, there is a problem of methodological development of appropriate courses and training of qualified teachers for them. Keywords: education, pedagogical University, religiosity, faith, religion, student, religious behavior.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. На протяжении всей истории религия является одним из главных факторов влияния на формирование человеческого мировоззрения. На данный момент возникает острейшая необходимость более тщательного изучения религии и церкви, чтобы наметить пути решения существующих общекультурных проблем современности, в частности

выявить, теряет ли религия свою популярность среди молодежи в современном мире. Как известно, религия - это вера людей в сверхъестественные силы, которая включает в себя обряды, культы, духовные убеждения и многое другое [1]. Религия хоть и играет немаловажную роль в жизни человека, но в светском государстве является независимой. Человек обращается к церкви именно в те моменты, когда ищет моральной поддержки со стороны [2]._

педагогические науки

Грязнова Елена Владимировна, Мальцева Светлана Михайловна, Булганина Анастасия Евгеньевна и другие

К ВОПРОСУ О РЕЛИГИОЗНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ...

Для начала следует рассмотреть религию и веру в отдельности как два разных понятия. Вера - это внутреннее состояния человека, причем не всегда она заключается в веру в сверхъестественные силы. В какой-то степени можно сказать, что именно она отвечает за доверие высшим силам. А религия, в свою очередь, является внешнем выражением, включает в себя особые принципы, соблюдение каких-либо норм и правил, а также многое другое. Именно поэтому ее можно назвать формой общественного сознания. Ведь человек может иметь веру внутри себя, но при этом не относить себя ни к одной из религий. Как и наоборот, человек, посещающий церкви и принимающий участия в богослужениях, является религиозным лишь внешне, хоть внутренне он и не имеет собственной веры во что-либо [3, 4, 5].

Объективная оценка роли религии является невозможной. Религия претерпевает изменения на данный момент в современном мире. На нее все больше и больше оказывают влияние государство, политика и наука. В настоящее время, в связи с появлением огромного количества социальных проблем в мире, главной задачей религии является восстановление общественно-социальной ситуации в странах и повышение уровня нравственности у народа. Ведь как бы не была независима религия от государства, она всегда может оказывать огромное влияние на сам народ, тем самым играя важную роль непосредственно в государстве. В последние десятилетия стало значительно больше религиозных педагогов [6, 7, 8].

Однако в последнее десятилетие модернизация и интенсификация системы отечественного образования привела к тому, что из вузовских курсов практически исчезли такие важные общекультурные дисциплины, как культурология, религиоведение, история мировых цивилизаций [9, 10, 11]. Школьный же курс «Основы религиозной культуры и светской этики» выстроен по модульному принципу и не позволяет сформировать представления о конфессиональных сходствах и различиях. В итоге мы получаем поколение людей, в сознании которых перемешаны обрывки информации религиозного характера из самых разных источников, не сформированы основы религиозной культуры личности. Как следствие подобный синкретизм ведет к тяготению к мифологическим формам мировоззрения [12], магии, оккультизму, сектам и т.п.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Рассмотреть отношение студенческой молодежи к религии как форме культуры.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Авторы опираются на диалектико-метафи-зический принцип познания, а также используют метод опроса и интерпретации полученных данных.

Изложение основного материала исследования с обоснованием полученных научных РЕЗУЛЬТАТОВ. Как известно, все религиозные идеи оказывают огромное влияние на мировоззрение всего человечества и, в первую очередь, особому влиянию подвергается молодежь. Если раньше религия воспринималась молодежью лишь как феномен духовной культуры, то в современном мире, среди узких кругов она признается как основа духовной жизни [13, 14, 15]. В основе всего происходит отожествление религии с нравственностью, самым главным в религии видится моральный аспект. Однако если обращаться к некоторым исследованиям то стоит отметить, что молодые люди в возрасте до 25 лет лишь в 30 % относят себя к одной из обще признаваемых религий, также около 40 % находятся на этапе неопределённости, метясь между верой и атеизмом. Полностью неверующих и утверждающих свое отторжение от религии около 23 %, а оставшаяся часть молодых людей относят себя к нетрадиционным религиям, иными словами, популярными среди молодежи, так называемым сектам [16]. Большинство из людей данной возрастной категории де-

лают упор на науку, которая, в свою очередь, ставит под сомнение существование Бога. Но несмотря на огромный скачок в развитии, существуют и те, кто до сих пор относит себя к какой-либо религии. Разумеется, в число тех, что не определился со своей верой, входят и те, кто предполагает существование Бога, но все чаще сомневается в этом [17]. Таким образом, можно сказать, что одна четвертая часть от всей молодежи скорее относит себя к нетрадиционной религии, и с каждым годом это число только возрастает. Все это оказывает влияние на их социализацию и на всю культуры молодежи в целом.

Как ни странно, но огромная часть среди молодых людей не отрицают существование мистики и верят, что существует возможность общения с духами, в гадания, знахарей и колдовство. Чаще всего влияние на это оказывает эзотерическая и оккультная литература, которая пользуется популярностью среди молодежи и женщин, которые общаются к нетрадиционной, мистической деятельности [18].

Отмечен рост религиозности молодежи, в том числе студенческой: в конце 1990-х гг. верующими себя называли 44,6 % студентов и столько относили себя к колеблющимся (в Гродненском госуниверситете считают себя верующими 63,3 % студентов). Но впоследствии происходит только упадок традиционной веры и появление множественных разветвлений [19].

С целью изучения отношения современной молодёжи к религии был проведён опрос в мае 2019 году (с помощью Google-формы). Выборка составила 170 студентов Мининского университета (разных групп и национальностей) в возрасте от 17 до 20 лет. Следует отметить, что это вуз педагогической направленности, в котором обучаются студенты различных стран, что делает обозначенную выше проблематику формирования грамотного отношения к религии особенно важной. Результаты опроса показали следующее.

Рисунок 1 - Отношение к религии

Задавая вопрос «Считают ли Вы себя религиозным человеком?», получено, что 47,1% процентов ответили «Да», 52,9% - «Нет», вариант «Да, очень» не выбрал ни один человек (рис. 1), что говорит, что практически каждый второй респондент задумывается о вопросах религии, но, возможно, не обладает должной информацией о правилах религиозной жизни.

Рисунок 2 - Соблюдение традиций

Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 1(30)

35

Gryaznova Elena Vladimirovna, Maltceva Svetlana Michailovna, Bulganina Anastasia Evgenievna and others ON THE QUESTION OF RELIGIOSITY OF MODERN ...

pedagogical sciences

На вопрос «Соблюдаете ли Вы традиции вашей религии?», только 5,9% опрошенных ответили, что всегда соблюдают традиции, 52,9% соблюдают иногда, и 41,2% не соблюдают (рис. 2). Причем нужно отметить, что по результатам опроса есть люди, которые не считают себя верующими, но соблюдают традиции своей религии.

В рамках исследования хотелось узнать, спорят ли студенты о религии с кем-либо, результаты распределились следующим образом: большинство респондентов ответили, что они не спорят о религии ни с кем (52,9%), со сверстниками спорят около 35,3% опрошенных, с людьми старше себя 29,4%, с людьми младше себя 11,8% (рис. 3).

да с людьми старше себя да, с лвдьми младше

D

Рисунок 3 - Споры молодежи о религии

Нужно отметить, большинство из опрошенных студентов (75%) интересуются религией, традициями и обычаями, которые присущи другим народам, при этом 25% опрошенных не интересуются культурами других людей.

Выводы исследования. Таким образом, можно выделить следующее: в современном мире религия для молодых людей является скорее признаком групповой принадлежности, эстетическим занятием, однако есть тенденция к ее восприятию в виде непосредственной духовной потребности. В то же время нельзя не видеть в тенденции к увеличению сторонников нетрадиционных религий стремления защититься от суровой действительности. Из-за значительного многообразия современных взглядов молодежи на религию нельзя дать однозначный ответ, но ясно одно, с развитием мира в целом меняются и религиозные представления молодых людей, которые становятся двигателем современного мира [20, 21]. Хотя значительная часть не только верующих, но и неверующих молодых людей считает себя сторонниками традиционных религий, необходимость формирования понимания различных религиозных культур налицо. Отечественная традиция имеет богатое наследие по сочетанию религиозного и светского начала в культуре, показывает возможности их взаимообогащения. Думается, стоит подумать о введении в обучение некоей комплексной дисциплины теологического характера [22, 23, 24].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Колодный А.М. Николюк Т.А. Религиоведение: учеб.пособие для дистанц. учеб. - М.: Феникс, 2013. - 179-183 с.

2. Мальцева С.М., Комарова А.Н., Строганов Д.А. К вопросу о светском и атеистическом в образовании // Современные исследования социальных проблем. 2019. Т. 11. № 4-3. С. 104-108.

3. Мень А.П. История религии. - М.: Слово, 2011.-56 с.

4. Дзевенис А.А. Философия религии [Электронный ресурс]. Текст научной статьи по специальности «Философия». URL: https://cyberleninka.rU/article/n/filosofiya-religii-1 (Дата обращения 17.12.2019).

5. Мчедлов М.П. Религия и современность. - М.: Издательство политической литературы, 2002.-184 с.

6. Бражникова А.Н. Отношение современной молодежи к религии [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-sovremennoy-molodezhi-k-religii (Дата обращенияА 17.12.2019).

7. Четверткова А.В. Религия в современном мире: характер трансформаций [Электронный ресурс] /URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/religiya-v-sovremennom-mire-harakter-transformatsiy (Дата обращения 04.01.2019)

8. Тимонова А.Ю. О роли религии в современной геополитике [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/o-roli-religii-v-sovremennoy-geopolitike (Дата обращения 04.01.2019)

9. Айснер С.Ю. Роль, место и функции религии в системе культуры [Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/v/rol-mesto-i-funktsii-religii-v-sisteme-kultury (Дата обращенияА 17.12.2019)

10. Мальцева С.М., Гончарук А.Г., Тяпкина В.Б. Духовность как предмет теологии и философии // Современные исследования социальных проблем. 2019. Т. 11. № 1-3. С. 103-107.

11. Грязнова Е.В., Гончарук А.Г. Теология как научная специальность магистратуры: проблемы и перспективы их решения // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С. 1. DOI: 10.26795/23071281-2019-7-3-1.

12. Демидов Г.В. Светскость и религия: трансформация понятия «религиозное образование» в современном мире //Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2016. №4(6). С. 43-60.

13. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 3 (28). С. 4.

14. Гаспаров И.Г. Теология и естественное знание о боге//Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2019. №1(3). С. 44-57.

15. Колесников С.А. Современная теология и современная наука: перспективы сотрудничества // Христианские чтения. 2018. №5. С. 76-83.

16. Зобов Р.А., Клинецкая Н.В. Наука и религия в современном мире //Вестник СПбГУ. 2010. Сер.12. Вып.2. С.57-68.

17. Магомедова М. З. Современная религиозность: основные методы и подходы к ее изучению // Грамота: Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики 2017. № 4(78) C. 130-133.

18. Тихомиров ДА. Особенности религиозности московских студентов // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. 2017. № 3. С. 177—191. DOI: 10.14515.

19. Голов А.А. Религиозность, а также что люди обретают в религии //Левада-Центр. 11 марта 2008.

20. Цеханская К.В. «Россия: тенденции религиозности в XX веке» // Исторический вестник. 2000. №5. С. 20. Религия: за и против // Вциом URL: https://infographics.wciom.ru/theme-archive/society/ religionlifestyle/religious-tolerance/article/ostorozhno-religija.html (дата обращения: 27.05.2019).

21. Захарян Т. Б. Условия формирования личного религиозного опыта // Религия в изменяющейся России. Сообщения и тезисы II Российской научно-практической конференции. Т. 1. Пермь, 2004. -183с.

22. Грязнова Е.В., Треушников И.А., Мальцева С.М. Тревожные тенденции в системе российского образования: анализ мнений ученых и педагогов // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 47-57.

23. Грязнова Е.В., Мальцева С.М., Бушуева А.А. Проблемы теологии как научной специальности в вузе // Современные исследования социальных проблем. 2019. Т. 11. № 4-3. С. 66-70.

24. Meteleva L.A., Bogacheva A.V., Vaganova O.I., Maltseva S.M., Mironov G.S., Aleshugina E.A. Development of educational services in additional education // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. 2019. Т. 8. № 8. С. 2507-2511.

Статья поступила в редакцию 19.12.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.