Научная статья на тему 'Исследование религиозной идентичности студентов мегаполиса в контексте христианских ценностей'

Исследование религиозной идентичности студентов мегаполиса в контексте христианских ценностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
71
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ / СТУДЕНТЫ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьмичева А.А., Пономарева Д.И.

В статье изложены результаты пилотажного исследования особенностей восприятия христианских ценностей современными молодыми людьми, имеющими статус студентов технического университета. Актуальность данной научной работы обусловлена, с одной стороны, недостаточной изученностью проблемы религиозного влияния на современную студенческую молодежь, а с другой стороны, объективной потребностью теоретического обоснования религиозности с философско-психологических позиций. В настоящей работе приводятся данные выявленной взаимосвязи индивидуального стиля религиозности и личностных качеств студентов мегаполиса. Была подтверждена гипотеза о том, что субъективная оценка уровня религиозности самими студентами может не совпадать с индивидуальным стилем религиозности обучающихся, определяемым объективным способом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузьмичева А.А., Пономарева Д.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование религиозной идентичности студентов мегаполиса в контексте христианских ценностей»

(Исследование религиозной идентичности студентов мегаполиса в контексте христианских ценностей

Кузьмичева А.А., Пономарева Д.И.

В статье изложены результаты пилотажного исследования особенностей восприятия христианских ценностей современными молодыми людьми, имеющими статус студентов технического университета. Актуальность данной научной работы обусловлена, с одной стороны, недостаточной изученностью проблемы религиозного влияния на современную студенческую молодежь, а с другой стороны, объективной потребностью теоретического обоснования религиозности с фи-лософско - психологических позиций. В настоящей работе приводятся данные выявленной взаимосвязи индивидуального стиля религиозности и личностных качеств студентов мегаполиса. Была подтверждена гипотеза о том, что субъективная оценка уровня религиозности самими студентами может не совпадать с индивидуальным стилем религиозности обучающихся, определяемым объективным способом.

Ключевые слова: нравственность, христианские ценности, студенты, религиозность, религиозная идентичность, духовность, самосознание личности.

Kuzmicheva A.A., Ponomareva D.I.

The study of the religious identity of students of the megapolis in the context of Christian values

The article presents the results of a pilot study of the features of the perception of Christian values by modern young people who have the status of students of a technical University. The relevance of this research work is due, on the one hand, to the lack of study of the problem of religious influence on the modern student youth, and on the other hand, the objective need for theoretical justification of religiosity from philosophical and psychological positions. This paper presents the data of the identified relationship between the individual style of religiosity and personal qualities of students of the metropolis. It was confirmed the hypothesis that the subjective assessment of the level of religiosity by the students themselves does not coincide with the individual style of religiosity of students determined by the objective method. Keywords: morality, Christian values, students of the megapolis, religiosity, religious identity, spirituality, self-identity.

Проблематика религиозности в современном мире обширна и многогранна. В большинстве европейских стран христианские ценности являются фундаментальным мировоззренческим основанием цикла социально-гуманитарных дисциплин. Изучение религиозной идентичности находится в поле зрения зарубежных и отечественных исследователей в области философии, социологии и психологии религии. В последнее десятилетие можно наблюдать резкое возрастание интереса специалистов к изучению проявлений феномена религиозности в социальном поведении. Отметим, что психология религии как отдельная область исследований, возникшая на рубеже XIX-XX вв., в настоящее время приобретает не только научную, но и новую социо-гуманитарную значимость [1; 2; 10; 19]. Так, в течение трех последних десятилетий было издано большое количество обстоятельных качественных монографий и хрестоматий, посвященных данной проблематике [3; 5; 16; 17]. Пилотажные и комплексные исследования регулярно публикуются в специализированных авторитетных журналах («The International Journal for Psychology of Religion»; «Religion»; «Journal of Social Issues» и др.). К настоящему времени в этой области собран интересный эмпирический материал, посвященный изучению влияния религии на психологическое благополучие, способность справляться со стрессом, мотивацию и эмоции, семейные отношения, межкультурное взаимодействие, ментальное здоровье и клиническую практику [4; 6; 11]. Изучены особенности индивидуальных различий в степени безопасности привязанности для религиозного развития в подростковом возрасте: надежной привязанности к религиозным опекунам как основу религиозной стабильности ("путь соответствия") и ненадежной - как основу регуляции страданий через религию ("путь компенсации") [15]. Вместе с тем, на наш взгляд, проблема религиозного влияния на самосознание современной студенческой молодежи в условиях мегаполиса изучена еще недо-

статочно полно и представляет научный интерес с точки зрения социальной психологии и социологии личности [7; 8; 9].

В нашей стране на сегодняшний день реализуется концепция, направленная на повышение религиозной осведомленности в обществе с целью укрепления нравственных основ светского образования и воспитания. В частности, согласно распоряжению правительства РФ от 28 января 2012 г. № 84-р, утверждён план мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для образовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики». В Москве с 2010 года успешно реализуется проект строительства православных храмов модульного типа под рабочим названием «Программа-200», согласно которому выделяются земельные участки на территории города для строительства двухсот православных храмов в шаговой доступности. При этом в каждом построенном храме осуществляется образовательная деятельность в форме воскресной школы, открыты молодёжные центры, отделы социальной помощи населению и приюты. Всё вышесказанное ставит перед исследователями задачу объективно оценить религиозное (и прежде всего, христианское) влияние на личность молодых людей, проживающих в условиях мегаполиса, изучить феномен религиозности в образовательной среде.

Религиозность и духовность - разные термины. Религия семантически более близка по отношению к духовности, существуя в форме социального института, но при этом не охватывает все многообразие духовной сферы человека [13; 18]. Религия наделяет идеологическим контекстом духовные стремления человека, обличает в конкретную форму его состояния, сознание и поведение, устанавливает пределы человеческих возможностей. Религиям как системам духовного воспитания присущи свои образцы личности - модификации примеров эталонного поведения, которые опираются на предположение, что это в прошлом - реально существовавшие люди (пророки, мессии, святые мученики) и служат ориентиром для формирования религиозности как личностной характеристики. Данные образцы наделяются субъектнос-тью, им приписываются конкретные личностные черты, индивидуальность поведения и мыш-

ления. Набор личностных характеристик религиозного образца зависит от того, какая идеология подкрепляет конкретную религиозную догматику и практику. Итак, под религиозностью мы будем понимать совокупность специфических личностных качеств и характеристик, которые формируются в рамках определенных религиозных систем. Религиозность в данном случае выступает как уникальное качество, формируемое в соответствующей деятельности. Синонимом религиозности является термин «набожность», который обозначает истинную внутреннюю убежденность в существовании Творца и предполагает неукоснительное следование всем христианским нормам и предписаниям. Религиозность формируется в процессе социально-психологической адаптации субъекта к конкретной религиозной системе, а следовательно, к определённому идеалу и модификациям поведения. Процесс формирования религиозности - это стремление адепта к нравственному идеалу, а также модификации образцовой личности в конкретной религиозной системе путем приобщения человека к проявлению его индивидуальной и социальной активности в духовной сфере [12; 14].

Стратегическая цель исследования заключалась в выявлении взаимосвязи религиозной идентичности (как компонента индивидуального стиля религиозности) и личностных характеристик обучающихся (студентов инженерных специальностей). Участниками эксперимента стали 50 человек, относящих себя к христианскому вероисповеданию - из них 28 респондентов мужского и 22 респондента женского пола в возрасте 19-20 лет. В исследовании принимали участие студенты двух технических факультетов Московского авиационного института. Проверка экспериментальной гипотезы осуществлялась с помощью следующих методов: методики определения индивидуального стиля религиозности ТОР (автор Ю.В.Щербатых); методики субъективного определения уровня религиозности И.С.Шемет (УСР); математико-ста-тистических методов обработки данных. Оценка степени связи определялась по характеристике корреляционной связи с применением коэффициента корреляции Пирсона.

На первом этапе респондентам было предложено заполнить анкету определения уровня индивидуальной религиозности ТОР (по мето-

дике Ю.В.Щербатых), которая включает в себя 40 вопросов, касающихся социально-психологических и философских аспектов отношения к вере. Все вопросы сгруппированы в 8 категориальных субшкал. По результатам данной методики средний балл по всем группам респондентов составил 7 (по шкале от 0 до 10), что соответствует среднему значению индивидуального уровня религиозности (согласно методике Ю.В.Щербатых). Это обстоятельство позволило сделать предварительное предположение о том, что респонденты находятся под умеренным религиозным влиянием, что дало возможность приступить ко второму этапу проведения исследования.

Описание субшкал опросника ТОР. Первая субшкала опросника ТОР отражает гносеологическую суть религиозности и склонность к идеалистической философии («ФИЛ»); вторая направлена на выяснение субъективного отношения к магическим культам и ритуалам («МАГ»); третья субшкала определяет склонность личности искать в религии прежде всего поддержку и утешение («ПОД»), с помощью четвертой шкалы мы пытались выявить наличие внешних атрибутов религиозности («ВНЕ»); с помощью пятой субшкалы определялся интерес респондентов к так называемой «псевдонауке» - необъяснимым, странным и непостижимым с точки зрения атеистического мировосприятия явлениям, в трактовке которых вера играет значительно боль-шую роль, чем знание («пСн»). Шестая шкала выявляет тенденцию верить в единого Бога (Творца) и/или признавать существование высшей силы, создавшей мир («ВЫС»); с помощью седьмой субшкалы выяснялось наличие у респондентов религиозного самосознания, внут-ренней потребности в религиозном веровании («САМ»); с помощью восьмой субшкалы определялось отношение студентов к религии как образцу морально-нравственных нормативов и регуляторов поведения («МОР»).

Кроме основного теста ТОР, испытуемые получали бланк уровня самооценки религиозности (УСР), с помощью которого они должны были определить свой индивидуальный уровень религиозности по десятибалльной шкале, где 1 балл соответствовал абсолютному атеизму, а 10 - искренней и глубокой вере в Бога.

Результаты проведенного исследования показали, что тест-опросник индивидуальной ре-

лигиозности (ТОР) значимо коррелировал с уровнем религиозности, получен-ным путем самооценки (г= 0,682; р -< 0,01). Однако вклад различных субшкал опросника ТОР в интегральную картину индивидуальной религиозности оказался неодинаковым. Максимальную положительную корреляцию с общим индексом религиозности да-вали шкалы «ВНЕ» (0,682) и «САМ» (0,661). Таким образом, эти две субшкалы теста («ВНЕ» и «САМ ») можно выделить в отдельный блок, поскольку их показатель выше о,6.

Остальные субшкалы показали картину корреляционных связей меньше 0,6 и были также выделены в отдельную категорию. Очевидно, что у данной категории опрашиваемых значимыми являются внешние признаки религиозности и наличие религиозного самосознания, то есть внут-ренней потребности в религиозном веровании (наибольшие коэффициенты корреляции). Учитывая, что достоверность корреляции всех этих шкал была выше 0,01, можно предположить: внешние признаки религиозности, отражающие большей частью степень христианского конформизма обследуемых респондентов, оказались в приоритете их религиозной идентичности.

Несколько меньший вклад в общую картину религиозности респондентов вносили субшкалы «ПОД» (0,573 ) и «ВЫС» (0,541). Третья субшкала («ПОД») определяла тенденцию личности искать в религии поддержку и утешение. Шестая субшкала («ВЫС») определяла наличие тен-ден-ции верить в Творца и признавать существование высшей силы, создавшей мир; основу интег-раль-ной религиозности в исследуемой группе составили потребности в поддержке и утешении со стороны предполагаемых высших сил.

Обособленно, по результатам исследований, выделяются две шкалы - «МАГ» и «МОР» с коэффициентами корреляции по отношению к уровню религиозности соответст-венно 0,54 и 0,487. Их включение в общий опросник было обусловлено некоторыми стереотипами, до сих пор распространенными в нашей религиоведческой литера-туре. Во-первых, большинство специалистов в области научного атеизма под-черкивали связь между религией и магией, зачастую обозначая последнюю как своеобразную форму пред-религии. Во-вторых, было интересно выяснить также, насколько прочно вера людей в различные чудесные и таинственные явления, относя-

щиеся к паранормальным фактам, связана с ортодоксальной христианской верой в Бога. Введение шкалы «МОР» (мораль) обусловлено тем, что современная молодежь в большинстве своем понимает важность моральных принципов в качестве векторов социального поведения в рамках христианской религии, но при этом не знает конкретного смыслового и содержательного наполнения этих принципов, в силу чего не готова следовать им на практике.

Сравнивая индекс самооценки религиозности с результатами опросника ТОР, мы установили, что главную роль в структуре индивидуальной религиозности играет вера в наличие высшей силы, управляющей миром, а также осознанная потреб-ность в религиозной вере (уровни корреляции шкал «ВЫС» и «САМ» с показателем УСР равен 0,65 при достоверности 0,01), затем идут шкалы «ПОД» (г=0,60), «ВНЕ» (г=0,52), «МОР» (г=0,49) и «ФИЛ» (г=0,43).

Итак, в результате обработки всех полученных данных, можно сделать следующие практические выводы по различию поведенческих характеристик внутри выборки респондентов:

1) студенты с высокой положительной корреляцией между уровнем индивидуальной религиозности (ТОР) и уровнем религиозности, полученной путем самооценки, характеризуются сочетаниями следующих поведенческих стратегий: активно включены в религиозную деятельность; часто следуют предписаниям, традициям и нормам христианства; демонстрируют приверженность православию через внешнюю атрибутику (носят «Символ веры», соблюдают стиль одежды при посещении церкви и святых мест); постоянно коммуницируют с верующими родственниками и священнослужителями, осуществляют пожертвования в пользу церкви; имеют намерения в будущем приобщать своих детей к религии, соблюдают посты, полностью одобряют, восхваляют церковь, постоянно молятся дома, выполняют бесплатные работы для блага христианской общины. Важно отметить, что данные студенты не признаются перед товарищами о своей активности в духовной жизни, поскольку это не модно в студенческой среде.

2) студенты со средней степенью корреляции между уровнем индивидуальной религиозности (ТОР) и уровнем религиозности полученной путем самооценки, соответственно демонстрируют следующие модели поведения: прояв-

ляют умеренную активность в религиозной деятельности; посещение храмов, соблюдение обрядов и ритуалов носит нерегулярный, эпизодический характер; в данный момент не ориентированы на бескорыстное христианское служение, а также на активное приобщение своих потомков к религии; не соблюдают (или не строго соблюдают) посты, в своём окружении не имеют глубоко верующих людей; не приобщают никого к вере, высказывают нейтральное отношение к церкви. Внешние атрибуты христианства для них важнее с точки зрения имиджа, нежели внутренняя содержательная сторона религии.

3) студенты с низкой степенью корреляции между уровнем индивидуальной религиозности (ТОР) и уровнем религиозности, полученной путем самооценки, характеризуются следующими поведенческими стратегиями: практически не включены в религиозную деятельность; не считают нужным и важным посещение храмов, участие в обрядах и церковных праздниках; не видят духовного смысла в соблюдении постов; не считают необходимым условием христианской идентичности чтение домашних молитв; не принимают участия в благотворительных акциях; как правило, данные студенты не были крещены, а крещенные - в обыденной жизни не приобщены к христианской общине, не намерены вставать на путь христианского служения, не имеют набожных родственников (или не хотят контактировать с ними); не работают в качестве волонтеров в христианских организациях; не разграничивают для себя понятия «вера» и «церковь», часто критикуют церковь как социальный институт.

Итак, мы получили экспериментальное подтверждение предположения о том, что спецификой религиозного самосознания молодежи является неоднозначность принятия христианских ценностей в иерархии приоритетов при выборе стратегий социального поведения. Вместе с тем, не вызывает сомнений факт воздействия внешней атрибутики и внутренней содержательной сущности христианства на творческую активность личности в процессе духовно-нравственного совершенствования. Помимо мотивации профессиональной карьеры, личностной самореализации, самосознание молодежи включает в себя и духовные, нравственные базисные установки, позволяющие гармонизировать различные стороны жизни, передавать традиции воспитания следующим поколениям. Процесс формирования

ценностных ориентаций современной молодежи в духовной сфере зависит не только от официальной политики государства, но также от личностных особенностей, моделей поведения в образовательной среде и других социально-психологических факторов.

Христианские традиции и морально-нравственные принципы распространяются и утверждаются через многочисленные социальные институты (семьи, церкви, государства, системы начального, среднего и высшего образования и воспитания, научные и профессиональные организации и учреждения), через традиции национальной культуры. Субъективная оценка включенности личности в религию, в систему христианских ценностей складывается из параметров религиозной идентичности, проявляемой в различных областях человеческой деятельности: межличностном взаимодействии, профессиональных предпочтениях, семейных отношениях, участии в волонтерских организациях, социальном партнерстве.

Литература

1. Академическое исследование и концептуализация религии в XXI веке: традиции и новые вызовы: сборник материалов Третьего конгресса российских исследователей религии (79.10.2016, Владимир, ВлГУ): в 6 т. - Владимир: Аркаим, 2016. Т. 1. - 242 с.

2. Баринова С.Г. Христианские ценности в современном образовании// Образ Родины: содержание, формирование, актуализация. - М.: МХПИ, 2018. - С.171-173.

3. Гуревич П. С. Религиоведение. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2016. - 573 с.

4. Двойнин А. М., Данилова Г. И. Психологическое исследование религиозности современной православной молодежи//Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. (Серия IV. Педагогика. Психология). 2012, 25(2). С.131-137.

5. Зенько Ю. М. Психология религии: Монография. 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: Центр христианской психологии и антропологии, 2018. - 693 с.

6. Ицкович М.М., Ицкович Т.В. Христианские ценности в мировоззрении современного студенчества// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. №10(54). С.349 - 358.

7. Кузьмичева А.А. Проблема инновационной и научной деятельности студентов учреждения высшего образования//Социология. 2019. №1. С.221-228.

8. Кузьмичева А.А., Почестнев А.А. Проблема профессионального обучения сотрудников, работающих в высокотехнологичной отрасли// Транспортное дело в России. 2016. № 1 ( 122). С.49-53.

9. Пономарева Д.И., Пономарева Е.А. Мотивация профессионального самоопределения студентов технического вуза//Мотивация в современном мире. Материалы международной научно-практической конференции. - М.: Ин-топринт, 2011. - С. 216-223.

10. Пономарева Е.А. Профессиональная психологическая компетентность педагогических кадров в сфере внутришкольного менеджмента/ /Психология образования: психологическое обеспечение "Новой школы". - М.: Федерация психологов образования России, 2010. - С. 47.

11. Смирнов М. Ю. О религиоведении, религии и религиозности//Вестник русской христианской гуманитарной академии. 2008. Т. 9. №

2. С. 62-73.

12. Померанц Г. С., Миркина З. А. Великие религии мира. - 4-е изд., испр. - М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. - 206 с.

13. Яблоков И. Н. Социология религии. Теоретические проблемы. - М.: Макс Пресс, 2014. - 265 с.

14. Belzen J. Methodological concerns in the psychology of religion: Continuities, losses and transforming perspectives // Religion. 2005. 35.

3.- pp.137-165.

15. Bond M.H., Miu-Chi Lun V., Man Wai Li L. Religion and Life Satisfaction of Young Persons around the World// Values, religion and culture in adolescent development. - Publisher: Cambridge University Press, 2012. - pp.123 - 145.

16. Brown LB. Psychology of Religious Belief/ / Religious Studies. 2008. 25. 4. -pp. 543-544.

17. Handbook of the psychology of religion and spirituality / edited by Raymond F. Paloutzian, Crystal L. Park. - New York: The Guilford Press, 2005. - 590 p.

18. Penelhum T. Religion after atheism// Religious Studies. 2013. 49. 2. -pp. 249-255.

19. Silberman I. Religion as system: Implications for the New Millennium // Journal of Social Issues. 2005. 61. 4. - pp.641-663.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.