Научная статья на тему 'Отношение к религии в среде студенческой молодежи'

Отношение к религии в среде студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5198
438
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / РЕЛИГИЯ / RELIGION / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ВЕРА / FAITH / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / RELIGIOSITY / ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ / ATTITUDE TOWARDS RELIGION / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / WORLDVIEW

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Щербакова Е. В.

В статье обобщаются результаты эмпирического социологического исследования, проведенного автором по проблеме отношения к религии в среде студенческой молодежи. Для социологического опроса использована анкета с «закрытыми» вопросами, разработанная в результате обсуждения отношения к религии в фокус-группе из представителей студенческой молодежи с разными точками зрения. Показано распределение ответов респондентов на вопросы, касающиеся представлений о душе и природе человека, отношения к Богу, отношения к религии в современном обществе, представлений о религиозных конфессиях. Выявлено преобладание идеалистических представлений над материальным мировоззрением большинство студентов признает существование души, даже не декларируя веры в Бога. Обнаружено доминирование представления о глубинной общности религиозных конфессий и толератно-нейтрального отношения студенческой молодежи к другим конфессиям. В сопоставлении с результатами ранее проведенных исследований сделано заключение о повышение религиозности в студенческой среде. Показана неоднозначность мнения студентов об отношении к религии в обществе, что отражает противоречивые тенденции, существующие в российском социуме, в том числе усиление роли религии и распространение религиозной тематики в различных сферах социальной жизни как «моды на религию» и непосредственного «возрождения духовности». Обнаружено отсутствие единства в разных аспектах отношения к религии, свидетельствующее о размытости и эклектичности религиозных представлений студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attitude to religion among students

This article investigates the problems of attitudes to religion in the sphere of student youth and summarizes the results of empiric sociological research conducted by the author. As a sociological survey the author has used the form with «closed» questions; this form was developed in the result of discussion with student focusgroup with different viewpoints. The paper shows distribution of the answers concerning representations about spirit and nature of human, attitude to the God, attitude to religion in the modern society, representation about religious confessions. It is exposed the dominance of idealistic representations over material outlook: the most part of students believe in spirit’s existence without declaration of faith in the God. The dominant representation about deep generality of religious confessions and tolerant-neutral attitude of student youth to other confessions were discovered. In comparison with the previous results the conclusion is made that religiousness is growing up in the student sphere. The article shows ambiguity of students’ opinions to religion in society, reflecting controversial tendencies which exist in Russian society; it also includes growing role of religion and presence of religious themes in different spheres of social life in facts as «fashion for religion» and «renaissance of spirituality». The author has found an absence of unity in different aspects of attitude to religion which indicate about blur and eclectic religious representations of students.

Текст научной работы на тему «Отношение к религии в среде студенческой молодежи»

Моц^мдй9П1ц ДИСКУССИЯ t

IN_ О \0 I ) IVIMl/l ¿U |Э журнал научных публикаций *

Е.В. Щербакова, канд. психол. наук, доцент, кафедра экономики, управления и предпринимательства, Чайковский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета, г. Чайковский, Россия, sher-elena@mail.ru

ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ В СРЕДЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье обобщаются результаты эмпирического социологического исследования, проведенного автором по проблеме отношения к религии в среде студенческой молодежи. Для социологического опроса использована анкета с «закрытыми» вопросами, разработанная в результате обсуждения отношения к религии в фокус-группе из представителей студенческой молодежи с разными точками зрения. Показано распределение ответов респондентов на вопросы, касающиеся представлений о душе и природе человека, отношения к Богу, отношения к религии в современном обществе, представлений о религиозных конфессиях. Выявлено преобладание идеалистических представлений над материальным мировоззрением — большинство студентов признает существование души, даже не декларируя веры в Бога. Обнаружено доминирование представления о глубинной общности религиозных конфессий и толератно-нейтрального отношения студенческой молодежи к другим конфессиям. В сопоставлении с результатами ранее проведенных исследований сделано заключение о повышение религиозности в студенческой среде. Показана неоднозначность мнения студентов об отношении к религии в обществе, что отражает противоречивые тенденции, существующие в российском социуме, в том числе усиление роли религии и распространение религиозной тематики в различных сферах социальной жизни как «моды на религию» и непосредственного «возрождения духовности». Обнаружено отсутствие единства в разных аспектах отношения к религии, свидетельствующее о размытости и эклектичности религиозных представлений студентов.

Ключевые слова: духовность, религия, молодежь, студенты, общество, вера, религиозность, отношение к религии, мировоззрение.

Религия — важный компонент духовной жизни, оказывающий влияние на все сферы общества и во многом определяющий его нравственный уровень и содержание общественного сознания в целом.

Представляется, что вопросы, связанные с духовно-нравственной сферой бытия, актуальны для молодых людей, так как молодость — это период активного формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и социокультурной идентификации. В свою очередь, ценностные ориентации, социальные нормы и установки молодежи определяют тип сознания, специфику потребностей и интересов общества в целом. Современные студенты вузов — это социальная группа, в значительной степени определяющая картину

общественного сознания в будущем. В связи с этим исследование религиозности в среде студенческой молодежи представляется особенно актуальным.

Согласно социологическому словарю, «религиозность (англ. religiosity) — это характеристика сознания и поведения отдельных людей, их групп и общностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему»1. В личностном плане религиозность предполагает включение в институциональные структуры («воцерковление») и воспроизведение догматов в сознании и поведении.

В социологии религии выделяют объективные и субъективные критерии религиозности, возможность их измерения в количественном и качественном аспекте.

дискуссия

журнал научных публикаций

Однако необходимо отметить, что понятие религиозности недостаточно инструмента-лизировано. В последние годы в исследованиях, основанных на традиционно принятом сочетании субъек- = тивных и поведенческих критериев для определения религиозности, получены противоречивые результаты: люди, считающие себя верующими, не посещают церковь, а респонденты, называющие себя неверующими, ходят в храм (исследования Д. Фурмана и К. Каариайне-на2). В связи с парадоксальностью подобных заключений, вопрос о спорности применяемых критериев религиозности поднимался неоднократно, что, по мнению ряда авторов, свидетельствует о «кризисе парадигмы»3.

В эмпирических исследованиях религиозность определяется по-разному, например, через самоидентификацию по отношению к вере и религиозной конфессии, знание догматов, соблюдение религиозных обрядов, степень воцерковленности и т. д. — в зависимости от контекста. Различиями в критериях, используемых разными авторами, объясняются в том числе значительные расхождения в оценках уровня религиозности общества и отдельных групп.

В данном исследовании затрагивается субъективный компонент религиозности — эмоционально-оценочное отношение к основным категориям религии, религиозным конфессиям, духовности современного общества.

Для выявления отношения молодежи к религии был проведен опрос среди студентов Чайковского филиала Пермского национального исследовательского политехнического университета. Исследование проводилось в марте — апреле 2014 года в несколько этапов. На первом этапе была сформирована фокус-группа из восьми представителей студенческой молодежи с разными точками зрения на религиозность. Отбор участников основывался на предварительных интервью. На втором этапе в фокус-группе было проведено обсуждение отношения к рели-

В последние годы в исследованиях, основанных на традиционно принятом сочетании субъективных и поведенческих критериев для определения религиозности, получены противоречивые результаты: люди, считающие себя верующими, не посещают церковь, а респонденты, называющие себя неверующими, ходят в храм.

гии в нескольких аспектах: представления о душе и природе человека, отношения к Богу, к Церкви, отношения к духовности в обществе, представлений о религиозных конфессиях.

По результатам дискуссии была разработана анкета с «закрытыми» вопросами, предполагающими выбор одного варианта ответа из предложенных. Формулировка ответов в анкете соответствовала высказываниям участников обсуждения по затронутым темам.

На третьем этапе было проведено анкетирование среди студентов 4-5-х курсов, обучающихся по техническим и гуманитарным специальностям. Количество опрошенных составило 160 человек.

Распределение ответов респондентов на вопрос об отношении к Богу представлено в таблице 1.

Таблица 1

Позиции студентов в отношении веры в Бога

Вы верите в Бога?/ Вариант ответа Доля (%)

Да, конечно 42

Наверное, да 14

Что-то такое есть.... 10

Нет 10

Верю, но только в сложных ситуациях 7

Не задумывался об этом 17

По данным таблицы можно констатировать, что 56% студенческой молодежи верит в Бога в большей или меньшей степени, 17% студентов занимают промежуточную позицию — колеблются между верой и безверием (ответы: «что-то такое есть» и «верю в сложных ситуациях»). Явно атеистическую позицию занимают 10% студентов.

Рассматривая полученные результаты в контексте ранее проведенных исследований, можно сделать вывод об усилении религиозности в молодежной среде. Так, в конце 1990-х годов, по данным общероссийского опроса Российского независимого института социальных и национальных проблем, верующими себя назвали 32,1% опрошенных; колеблющимися между верой и неверием — 27; безразличными к ре-

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

лигии — 13,9 и неверующими — 14,6 %. В целом, за последние десятилетия религиозность молодежи возросла: в 1997 году С.А. Григоренко представил данные о 39— 40% процентах верующей молодежи, в 2006 году Н.В. Клинецкая — о 58,2%4.

Очевидно, что само по себе признание существования Бога не свидетельствует о степени религиозности. Для действительно верующего человека нет сомнений в духовной сущности человека. Мнения студентов о природе человека отражает таблица 2.

Таблица 2

Представления студентов о природе человека

Вариант ответа Доля (%)

Человек — это результат развития общества 32

Человек — это социальное животное 23

Человек — это биологический вид 23

Человек — это духовное существо 20

Распределение ответов в таблице 2 не позволяет говорить об истинной (последовательной) религиозности в студенческой среде — только 20% считают, что человек это прежде всего духовное существо. Большинство студентов, для которых на первом плане стоит социальная характеристика человека, как и 23% опрошенных, считающих, что человек — это биологический вид, в явной мере не разделяют религиозных представлений о сущности человека. С позиций же ре-

лигиозных догматов бесспорна духовная природа человека.

В то же время большинство респондентов согласно с тем, что у человека есть душа (таблица 3)

Таблица 3

Представления студентов о существовании души человека

У человека есть душа?/Вариант ответа Доля (%)

Да, конечно 81

Наверное, да 15

Затрудняюсь ответить (неизвестно) 4

Нет 0

Обращает внимание факт, что лишь 4% затрудняются ответить на вопрос о существовании души, и ни один из опрошенных не считает что души нет, притом что 10% опрошенных не верят в Бога и 17 — не задумывались об этом. Таким образом, даже те студенты, которые дают ответ, что не верят в Бога, не придерживаются сугубо материалистических позиций, признавая существование некой духовной реальности. Такая ситуация соответствует выделению в современных опросах общественного мнения разных групп — «верящих в Бога» и «верящих в сверхъестественные силы», «духовных, но не верующих».

В конкретном исследовании идеалистичность мировоззрения опрошенных молодых людей можно объяснить условиями

дискуссия

журнал научных публикаций

формирования индивидуального сознания: детство сегодняшних студентов пришлось на 90-е годы, в которых российское общество прошло через своего рода «бум сверхъестественного» — в средствах массовой информации, литературе, кино, мультипликации. Именно в 90-х появились и приобрели огромную популярность мистические передачи, специализированные паранормальные издания, а «профессиональные» колдуны, ясновидящие, целители, гадалки, «потомственные ведьмы» стали частью повседневной жизни. Безусловно, такая социальная среда не способствовала развитию у подрастающего поколения материалистического мировоззрения.

Расхождение в представлениях студентов о Боге, душе и природе человека можно интерпретировать как свободу от каких-либо религиозных догматов, проявление «религиозного творчества» — при отсутствии религиозного воспитания и жизни вне определенной культурной традиции каждый создает собственную картину духовного мира. Западная социология религии фиксирует разрыв в современном обществе между религиозной традицией и индивидуальным духовным выбором, обозначаемый Бергером как «религиозная еретичность». Более того, по мнению П. Бергера, свободный выбор и конструирование духовной реальности из многих религиозных традиций и культов является требованием времени — это так называемый «еретический императив5. Результаты нашего исследования отчасти доказывают проявление этого феномена в студенческой среде.

Разнородность индивидуальных представлений студентов об отношении к религии в современном обществе показана в таблице 4.

Таблица 4

Представления студентов об отношении к религии в современном обществе

Вариант ответа Доля (%)

Молодежь не знает даже азов своей религии 40

Современное общество антирелигиозно 26

В современном обществе сейчас «мода» на религию 17

В обществе идет возрождение духовности 10

В обществе идет возрождение язычества 7

В целом опрошенные студенты согласны с тем, что «молодежь не знает даже азов своей религии» (40%), и большинство респондентов не считает, что в современном обществе идет возрождение духовности. Представления же об отношении к религии достаточно противоречивы: 26% студентов считают что «современное общество антирелигиозно» и 17 — считают, что в обществе существует «мода на религию»; 10% опрошенных полагают, что «в обществе идет возрождение духовности» и 7 — что «в обществе идет возрождение язычества». Такие результаты фиксируют противоречивые тенденции, существующие в российском социуме одновременно, в более широком контексте — столкновение в общественном сознании религиозной и секулятивной морали.

Позиции студентов в отношении религиозных конфессий отображает таблица 5.

Таблица 5

Отношение студентов к религиозным конфессиям

Вариант ответа Доля (%)

Бог один, а религиозные конфессии отражают разные взгляды на него 50

Все конфессии ведут к одному Богу 30

Различия между конфессиями принципиальны 13

Затрудняюсь ответить 7

Таким образом, в среде студенческой молодежи преобладают представления о глубинной общности религиозных конфессий: лишь 13% опрошенных считают, что «различия между конфессиями принципиальны», и еще 7 — затрудняются ответить. Полученные результаты, с одной стороны, свидетельствуют о толерантном отношении студенческой молодежи к религиозным конфессиям, вызванном многовековым опытом совместного проживания «иноверцев» на территории России. С другой стороны, возможно, свидетельствуют о размытой религиозной и конфессиональной идентичности. Не зная сущности различных конфессий (ответы респондентов подтверждают, что молодежь не знает основ своей религии), студенты попадают в «ловушку толерантности», считая, что различия между конфессиями не принципиальны, при этом молодые люди утрачивают культурно-религиозную идентичность.

ДИСКУССИЯ t

журнал научных публикаций Щ

исследования,

Обобщая результаты можно констатировать:

— преобладание идеалистических позиций в мировоззрении студентов (пода вляющее большинство опрошенных признает существование души, даже не декларируя веры в Бога);

— толерантно-ней-тральное отношение студенческой молодежи к религиозным конфессиям;

— отсутствие един- = ства в разных аспектах отношения к религии, свидетельствующее о нечеткости религиозных представлений в студенческой среде и определенной эклектичности их мировоззрения. Аналогичное заключение было неоднократно представлено в исследованиях по сходной тематике6.

В представлениях студентов современное общество не является религиозным, при этом в различных сферах его жизни отражены тенденции усиления роли религии и распространения религиозной тематики как «моды на религию» и непосредственного «возрождения духовности». Большинство опрошенных согласны с тем, что молодежь не знает азов своей религии — что отражает разрыв религиозной традиции, наблюдаемый в российском обществе, и отсутствие направленного религиозного воспитания.

Рассматривая результаты опроса в контексте ранее проведенных исследований (С.А. Григоренко, Н.В. Клинецкая) можно говорить об повышении религиозности в среде студенческой молодежи7. Это связано с бесспорным усилением культурного и политического влияния религии на российское общество за последние 15—20 лет, которое ряд авторов обозначают как «религиозный ренессанс»8, значительным проникновением церкви во все сферы общества — его клерикаризацией. Мировоззрение, в том числе религиозное, формируется в конкретных социально исторических условиях, и позиции студентов в отношении религии отражают российские реалии.

Полученные результаты указывают на противоречивые тенденции, существую-

Не зная сущности различных конфессий, студенты попадают в «ловушку толерантности» -считая, что различия между конфессиями не принципиальны, при этом молодые люди утрачивают культурно-религиозную идентичность.

щие в современном российском обществе, и демонстрируют ряд проблем, обнаруженных ранее социологией религии — «ере-тичность» религиозного мировоззрения, = столкновение секуляризации и религии. Непосредственно в среде студенческой молодежи к потенциальным проблемам можно отнести незнание религиозных основ на фоне идеалистичности мировоззрения и декларируемой веры, что обусловливает эклектичность мировосприятия и может провоцировать уязвимость молодежи при воздействии околорелигиозной и квазирелигиозной пропаганды. (

Литература

1. Религиозность // Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс]. URL: http:// dic.academic.ru/dic.nsf/socio/3450 (дата обращения: 20.04.2015).

2. Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России / под ред. К. Каариайнена, Д. Фурмана. СПб, М.: Летний сад, 2000. 248 с.

3. Лебедев С.Д. Парадоксы религиозности в мире позднего модерна // Социологические исследования. 2010. № 12. С. 85-93.

4. Гиндер И.А. Отношение российской молодежи к религии и теория секуляризации. [Электронный ресурс]. URL: http:// humane.net.ru/content/ отношение-российской-молодежи-к-религии-и-теория-секуляризации (дата обращения: 20.02.2014).

5. Бергер П., Лукман Т Социальное конструирование реальности. М., 1995. С. 228.

6. Большаков Е.А. Отношение к религии студенческой молодежи среднерусского региона: На примере Ивановской области: дис. канд. соц. наук. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/ content/otnoshenie-k-religii-studencheskoi-molodezhi-srednerusskogo-regiona-na-primere-ivanovskoi-ob#ixzz2z36VKOsV (дата обращения: 12.03.2014).

7. Клинецкая Н.В. Религия и молодежь в регионах России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.is-ras.ru/abstract_bank/1209378829.pdf (дата обращения: 15.03.2014).

8. Лебедев С.Д. Отношение учащейся молодежи к религии // Социологические исследования. 2007. № 7. С. 87-97.

ATTITUDE TO RELIGION AMONG STUDENTS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E.V. Scherbakova, Candidate of psychology, Docent, The department of economics, management and entrepreneurship, Tchaikovsky branch of Perm National Research Polytechnic University, Tchaikovsky, Russia, sher-elena@mail.ru

This article investigates the problems of attitudes to religion in the sphere of student youth and summarizes the results of empiric sociological research conducted by the author. As a sociological survey the author has used the form with «closed» questions; this form was developed in the result of discussion with student focus-group with different viewpoints. The paper shows distribution of the answers concerning representations about spirit and nature of human, attitude to the God, attitude to religion in the modern society, representation about religious confessions. It is exposed the dominance of idealistic representations over material outlook: the most part of students believe in spirit's existence without declaration offaith in the God. The dominant representation about deep generality of religious confessions and tolerant-neutral attitude of student youth to other confessions were discovered. In comparison with the previous results the conclusion is made that religiousness is growing up in the student sphere. The article shows ambiguity of students' opinions to religion in society, reflecting controversial tendencies which exist in Russian society; it also includes growing role of religion and presence of religious themes in different spheres of social life in facts as «fashion for religion» and «renaissance of spirituality». The author has found an absence of unity in different aspects of attitude to religion which indicate about blur and eclectic religious representations of students.

Key words: spirituality, religion, youth, students, society, faith, religiosity, attitude towards religion, worldview.

References

1. Religioznost' [Religiosity]. Slovari i entsiklopedii na Akademike [Dictionaries and encyclopaedias on the Academician]. Available at: http://dic.academic.ru/dic. nsf/socio/3450 (accessed 20.04.2015).

2. Starye tserkvi, novye veruiushchie. Religiia v massovom soznanii postsovetskoi Rossii / Pod red. K. Kaariainena, D. Furmana [Old churches, new believers. Religion in the mass consciousness of post-Soviet Russia. Ed. by K. Kaariaynen, D. Furman]. St. Petersburg, Moscow, Letnii sad Publ., 2000. 248 p.

3. Lebedev S.D. Paradoksy religioznosti v mire pozdnego moderna [The paradoxes of religiosity in the world of late modernity]. Sotsiologicheskie issledovaniia — Sociological research, 2010, no. 12, pp. 85—93.

4. Ginder I.A. Otnoshenie rossiiskoi molodezhi k religii i teoriia sekuliarizatsii [The attitude towards religion and the theory of secularization]. Available at: http:// humane.net.ru/content/otnoshenie-rossiiskoi-molodezhi-k-religii-i-teoriia-sekuliarizatsii (accessed 20.02.2014).

5. Berger P., Lukman T. Sotsial'noe konstruirovanie real'nosti [The social construction of reality]. Moscow, 1995. 323 p.

6. Bol'shakov E.A. Otnoshenie k religii studencheskoi molodezhi srednerusskogo regiona: Na primere Ivanovskoi oblasti: dis. kand. sots. nauk [The attitude to religion of the student youth of Central Russia's regions: the example of Ivanovo region. Cand. of soc. sci. diss.]. Available at: http://www.dissercat.com/content/ otnoshenie-k-religii-studencheskoi-molodezhi-srednerusskogo-regiona-na-primere-ivanovskoi-ob#ixzz2z36VKOsV (accessed 12.03.2014).

7. Klinetskaia N.V. Religiia i molodezh' v regionakh Rossii [Religion and youth in the regions of Russia]. Available at: http://www.isras.ru/abstract_bank/1209378829.pdf (accessed 15.03.2014).

8. Lebedev S.D. Otnoshenie uchashcheisia molodezhi k religii [The attitude of students towards religion]. Sotsiologicheskie issledovaniia — Sociologic research, 2007, no. 7, pp. 87-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.