УРОВЕНЬ И ХАРАКТЕР РЕЛИГИОЗНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ГОРОДЕ КУРСКЕ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)
THE LEVEL AND NATURE OF RELIGIOUS STUDENTS IN KURSK (SOCIOLOGICAL ANALYSIS)
Резюме
В статье проводится анализ уровня, степени и характера религиозности учащихся и студентов города Курска, на основе проведённого в 2015 году социологического опроса. Рассматриваются особенности религиозного сознания и поведения студенческой молодёжи, их отношение к положению религии в российском обществе. Ключевые слова
Религия, религиозность, религиозное поведение, трудная жизненная ситуация, студент
Summary
The article analyzes the level, extent and nature of religious students and students of Kursk, based on 2015 poll. The peculiarities of religious consciousness and behavior of student's youth, their attitude to the situation of religion in Russian society. Keywords
Religion, religiosity, religious behavior, difficult life situation, a student
Вячеслав Петрович Кузьмин, кандидат социологических наук
Николай Семёнович Степашов, кандидат социологических наук
Vyacheslav Petrovich Kuzmin, Candidate of Sociological Sciences
Nikolai Semenovich Stepashov, Candidate of Sociological Sciences
| Введение
Верующие люди составляют подавляющее большинство населения Земли. Многообразие их религиозной жизни, если брать только её внешнюю сторону, проявляется в сложнейшей системе исторически сложившихся традиционных религий и нетрадиционных вероучений, в разнообразии форм церковных организаций и объединений.
В Российской Федерации по числу религиозных организаций, зарегистрированных (25541) на 1 января 2014 года первое место составляет Русская православная церковь (14522); на втором - Ислам (4627); третье место занимают протестантские организации - Христиане веры евангельской, пятидесятники (1247), Евангельские христиане-баптисты (837), Евангельские христиане (691) и другие [2; С. 35]. В Курской области на 01.01.2014 зарегистрировано 335 единиц религиозных организаций [3; С. 15].
В России религиозность населения в целом уже давно является предметом пристального внимания социологов. Результаты их исследований подтверждают, что к началу XXI в. религия входит в повседневную жизнь российского общества.
Однако процессы, происходящие в религиозной сфере после многих десятилетий советского времени, противоречивы и нелинейны. Это связано, прежде всего, с попытками религии занять надлежащее ей место в обществе, которое переживает непростой период реформирования и перехода к новым социально-экономическим отношениям. М. Вебер в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» показал, что существует прямая зависимость хозяйственных ориентаций от религиозных, культурных, этических ценностей общества [4; С. 75].
В изменившихся экономических условиях появилась настоятельная потребность найти адекватный «духовный» ответ на вызов нового, развивающегося хозяйственного уклада. Будущее России становится все более зависимым от духовных ориентиров в виде религиозных, культурных, мировоззренческих идеалов и
ценностей. Складывающаяся ситуация непосредственно влияет на религиозность и во многом объясняет те сдвиги, которые происходят в молодёжном сознании в этой сфере.
Цель исследования: определение уровня религиозности студенческой молодёжи.
Метод исследования: анкетирование.
I Результаты исследования и их обсуждении.
В 2015 году нами была предпринята попытка сравнительного исследования отношения молодёжи к религии в городе Курске. В опросе принимали участие студенты Курского государственного медицинского университета, факультетов социальной работы, клинической психологии, лечебного, медико-профилактического; учащиеся Курского музыкального колледжа-интерната слепых и Медико-фармацевтического колледжа. Было опрошено 290 респондентов. Из них: мужчины - 29,473% человек, женщины - 70,52% человек.
Центральным понятием нашего исследования является «религиозность». Под ней понимают социальное качество индивида и группы, выражающееся в совокупности их религиозных свойств (признаков) [6; С. 31].
Характер религиозности можно определить, как качественную и количественную особенность, специфику черт религиозности индивида, группы, населения. Религиозность фиксируется с помощью критериев (индикаторов): религиозная идентичность, состояние сознания, поведения, включенность в религиозную
УДК: 291.12-057.87 (470.323)
DOI: dx.doi.org/10.21626/innova/2016.1/10
URL: http://innomagazine.ru/issues/2016-1-2/files/10.pdf
Для корреспонденции: Кузьмин Вячеслав Петрович, [email protected]
I1 ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава
России / Kursk State Medical University, Russia
I 39
Таблица 2. Причины вероисповедания обучающейся молодёжи (в % к числу опрошенных)
№ Причина вероисповедания Студенты КГМУ Учащиеся фарм. колледжа Учащиеся музыкального колледжа-
интерната слепых
1. Религия тесно связана с национальной 51,97368 47,36842 54,545454
культурой и историей моей Родины.
2. Традиционная религия моей семьи. 31,578 36,842 22,72
3. Мой самостоятельный выбор (после рели- 12,5 5,263157 18,18
гиозных исканий).
Щ4. Модно. 1,9736 5,26315 4,545
Таблица 1. Типология студентов по отношению к религии
№ Уровень религиозности Количество опрошенных (%)
1. Глубоко верующий 4,736842105
2. Верующий 86,31578947
3. Неверующий 4,736842105
4. Атеист 4,210526316
жизнь.
Общим признаком религиозного сознания является религиозная вера. Она включает знание и принятие религиозных идей, догматов, и уверенность в существовании гипостазированных существ. В анкете, разработанной для опроса, основным критерием была выбрана религиозная идентичность, личная вера, вера в Бога и загробную жизнь, в качестве вспомогательных критериев -представление о боге, причины вероисповедания.
Однако учитывать лишь признаки религиозного сознания недостаточно. Необходимо было использовать показатели религиозного поведения. Религиозное поведение - это совокупность взаимосвязанных действий индивида или группы, реализующих религиозные предписания [1; С. 95]. Существует культовое и внекультовое религиозное поведение. Среди критериев культового религиозного поведения были отобраны: частота посещения богослужений, молитва, празднование религиозных праздников, религиозный обряд приобщения. Внекультовое включает - обращение к гаданиям, астрологии, хиромантии и др.
Третий критерий религиозности был посвящён исследованию проблем взаимодействия общества и религии, влиянию религии на общество, значимость религиозной помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации.
Гипотезами исследования определены: 1. В религиозном поведении студентов сочетаются традиционный и формальный типы религиозности. 2. Семья является важным фактором религиозной социализации студентов.
Для идентификации обучающейся молодёжи по критерию религиозности мы предлагаем использовать следующую типологию студентов (учащихся):
1. Тип с доминантной религиозной ориентацией, считающий себя верующим и демонстрирующим высокую степень религиозности сознания, доминирующей в его мотивационной сфере деятельности. В исследовании мы определяем такого респондента категорией - «глубоко верующий».
2. Тип с подчинённой религиозной ориентацией, считающий себя верующим и демонстрирующий религиозность сознания, которая лишь отчасти воздействует на мотивацию его деятельности. Данный тип респондентов нами определяется - «верующий».
3. Тип индифферентный - не обнаруживает какой-либо ориентации в отношении к религии и религиозности, не имеет религиозной веры, не верит в истинность положений вероучения,
не относит себя к религиозной общности. Его деятельность стимулируется нерелигиозными мотивами. Это «неверующий» человек.
4. Тип атеист не верит в положения вероучений, не обладает религиозной верой, религиозных действий не совершает. В деятельности принимает во внимание атеистические мотивы. Возможно негативное отношение к религиозным ценностям и нормам поведения [5; С. 222].
В соответствии с выделенной типологией получено следующее распределение данных (см. таблицу 1, в % к числу опрошенных).
Таблица 1 показывает очень высокий уровень религиозности студентов при самоопределении. Подавляющее большинство опрошенных считают себя верующими. Меньше всего выявлено среди респондентов глубоко верующих, неверующих и атеистов.
По конфессиональной ориентации студенческая среда в г. Курске в значительной степени однородна. Подавляющее большинство студентов (89,4736%) отнесли себя к православию. Сторонники других вероисповеданий составляют 2,6315%. Среди которых протестантов — 1,052%, мусульман — 0,526315%. В графе «другое» 7,894% респондентов указали, что они не считают себя верующими.
На характер религиозности влияют причины вероисповедания человека и отношение к богу. Нами было выявлено, что практически для половины опрошенных студентов, религия тесно связана с национальной культурой и историей их Родины (51,813%). Около трети респондентов (31,08%) указали на то, что это «традиционная религия моей семьи». Меньше всего, на причину вероисповедания опрошенных студентов оказывает самостоятельный выбор (после религиозных исканий) - 12,435%, и мода на религию (2,072%). 2,59067% респондентов указали «другие» ответы по причине отсутствия какой-либо веры.
В исследовании мы разбили респондентов на три группы:
1 группа - студенты высшего учебного заведения.
2 группа - учащиеся среднего профессионального заведения.
3 группа - учащиеся специального среднего профессионального заведения - интерната, имеющие группу инвалидности.
В зависимости от вида учебного заведения были выявлены следующие причины вероисповедания (см. таблицу 2).
Таблица 2 показывает, что не зависимо от учебного заведения, состояния здоровья около половины респондентов указали на связь национальной культуры и религии; на большое влияние семьи. Самостоятельный выбор религии характерен больше для опрошенных учащихся инвалидов по зрению.
Одним из показателей религиозности обучающейся молодёжи является представление о боге. На вопрос «Что есть Бог в христианстве?» были получены следующие ответы.
Из таблицы 3 следует, что для большинства учащейся молодёжи независимо от учебного заведения Бог-это «Троица» (на первом месте). Для четверти студентов КГМУ и учащихся бог-это «любовь» (на втором месте). Для 23% незрячих учащихся, Бог - это не столько
Таблица 3. Представление учащейся молодёжи о боге(в % к числу опрошенных)
№ Бог это Студенты КГМУ Учащиеся фарм. колледжа Учащиеся музыкального
колледжа-интерната слепых
2. Любовь 18,4713375 21,052631 15,384615
3. Сверхъестественная сила 6,36942675 10,526315 23,076923
4. Высший разум 12,738853 10,526315 11,538461
5. Мировая душа 10,191082 10,526315 11,538461
6. Нравственный закон 7,00636942 0,1 3,8461538
1. Совесть 4,4585987 0,1 4,4585987
8. Другое 3,1847133 5,2631578
_________i
ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «INNOVA» 2016 №1 (2)
lnnova-journal.ru
Глгш
Таблица 4. Представление молодёжи о влиянии религии на человека
№ В религии люди обретают в % к числу опрошенных Ранг
1. Очищение души, покаяние. 25,991 1
2. Моральные нормы поведения в повседневной жизни. 20,264 3
3. Облегчение душевных переживаний и боли. 22,46 2
4. Смысл жизни. 7,929 4
5. Спасение души, путь к вечной жизни. 7,929 5
6. Объединение с единомышленниками. 3,08 7
7. Примирение со смертью. 0,44 11
8. Пищу для предрассудков, суеверий. 0,88 10
9. Ничего существенного религия не даёт, но и особого вреда от неё нет. 2,64 8
10. Самообман невежественных людей. 1,76 9
11. Уход от реального мира в иллюзорный. 6,60 6
традиционно представляемый образ антропоморфной реально существующей личности, сколько духовное начало, сверхъестественная сила (второе место). На третьем месте занимают ответы: для студентов КГМУ Бог-это «высший разум»; учащихся фармацевтического колледжа - «сверхъестественная сила», «высший разум», «мировая душа» (по 10,52%); учащихся музыкального колледжа интерната слепых - «любовь».
Ответы были связаны с определёнными знаниями православной догматики. Уровень знаний теологии у опрошенных студентов и учащихся хороший. Большинство респондентов знают главный догмат православия: Бог-Троица (37,62%) и Бог-Любовь (18,31%).
Религия оказывает влияние на личность сообразно своим специфическим чертам, отражённым в вероучении, культе, организации, этике, правилах отношения к миру. В соответствии с этим мы изучили результат влияния религии на человека. Он выражается в: 1) очищении души, покаянии; 2) моральных нормах поведения в повседневной жизни: 3) облегчение душевных переживаний и боли; 4) смысле жизни; 5) спасении души, пути к вечной жизни; 6) объединении с единомышленниками; 7) примирении со смертью; 8) пище для предрассудков, суеверий; 9) бесполезности и отсутствии вреда; 10) самообмане невежественных людей; 11) уходе от реального мира в иллюзорный.
С учётом того, что выбор критериев при опросе был ограничен 3 вариантами, получилось такое распределение данных (см. таблицу 4).
Таблица 4 достаточно наглядно показывает, что, по мнению большинства опрошенных, в религии люди обретают: «очищение души, покаяние» (первое ранговое место); «облегчение душевных переживаний и боли» (второе ранговое место); «моральные нормы поведения в повседневной жизни» (третье ранговое место).
Для 22,458% респондентов религия даёт возможность получить: «смысл жизни», «спасение души, путь к вечной жизни», «уход от реального мира в иллюзорный».
Наименьшее количество опрошенных студентов и учащихся считает, что религия даёт: «примирение со смертью», «пищу для предрассудков, суеверий», «самообман невежественных людей».
2,64 % молодёжи указывают, что ничего существенного религия не даёт, но и особого вреда от неё нет.
Следующим аспектом нашего исследования было изучение религиозного поведения студентов и учащихся. Оно выражается, прежде всего, в соблюдении критериев: частоте посещения храмов, совершении религиозных обрядов, соблюдении постов, отношении к молитве, чтении Библии [6; С. 31].
На вопрос: «Как часто Вы посещаете церковные службы?», были получены следующие ответы.
Из таблицы 5 видно, что около половины опрошенных учащихся посещают церковные службы несколько раз в год по большим праздникам независимо от вида учреждения и получаемой профессии.
Таблица 5. Частота посещения церковной службы обучающейся молодёжи_
№ Показатель посещения церковной в % к числу опро-
службы шенных
1. Раз в месяц и чаще 14,210526
2. Несколько раз в год по большим празд- 44,2105263
никам
3. Раз в год 10
4. Реже, чем раз в год 13,157894
5. Практически никогда 18,421052
Таблица 6. Характер религиозности обучающейся молодёжи
№ Верят в в % к числу опрошенных Ранг
1. Ангелов 15,18 2
2. Бессмертие души 10,36 3
3. Религиозные чудеса 17,5 1
4. Колдовство и магию 2,65 10
5. Страшный суд 7,22 7
6. Приход спасителя 9,63 5
7. Переселение душ 1,92 11
8. Воскресение человека 1,2 13
9. Близкий Конец Света 0,09 16
10. «Вещие сны» 10,12 4
11. Приметы 7,46 6
12. Ясновидение 2,89 9
13. Гадания 1,68 12
14. Астрологию 0,96 14
15. Хиромантию 0,72 15
16. Ни во что 6,5 8
17. Другое 2,89 ----
Посещения богослужений молодёжью не являются устойчивыми и периодичными, а характеризуются случайностью. У значительной части молодых людей вообще отсутствует подобного рода религиозное поведение (18,42%). Систематичность посещения религиозных богослужений присуща 14,21% молодых людей.
Религиозное поведение проявляется также в участии в таинствах и обрядах. Говоря о распространённости среди молодёжи таинств исповеди и причастия, отметим не частоту участия в этих таинствах, а участие хотя бы однократное в течение жизни.
Большинство молодых людей (99 %) принимали участие в церковных таинствах. 62,4% респондентов являлись крещёнными. Хотя бы один раз в жизни исповедовались около 3% и причащались 33,1% опрошенных молодых людей.
Интересно, что, например, во всех учебных заведениях причастие совершалось большим количеством молодых людей, чем исповедь, хотя по канонам наоборот, невозможно причащаться без исповеди, но можно исповедоваться без причастия.
Обряды исповеди и причастия совершают раз в месяц и чаще только 4,73% респондентов. 28,4% - несколько раз в год по большим праздникам. 19,4% - реже, чем раз в год. 11,5% студентов - раз в год. 35,7% респондентов - вообще никогда не совершают обряды исповеди и причастия. Таким образом, ясно, что даже те, кто причащался и исповедовался, делали это нерегулярно.
Анализ следующего аспекта религиозного поведения — знакомства со Священным Писанием — показывает, что 32,63% студентов читали его; 50,5% респондентов читали частично, 16,8% студентов вообще не читали.
Наибольший интерес к чтению Библии проявляют студенты КГМУ (61,3%), наименьший незрячие учащиеся (18,1%).
В каждой религиозной системе есть свои определённые правила, которые должен выполнять верующий. Каждый мусульманин должен пять раз в день совершать молитву, христианин должен в определённое время поститься, молиться и т.п. Соблюдение подобных предписаний также характеризует религиозную деятельность молодых граждан в России.
По данным нашего исследования соблюдают пост в предписанные дни недели 1,57% молодых людей, соблюдают «иногда» - 27,3 респондентов. Подавляющее большинство опрошенных молодых людей не соблюдают пост, что вполне вписывается в общую картину нецерковности опрашиваемой аудитории.
С другой стороны, мы изучили мотивацию обучающейся молодёжи в отношении молитвы. Было выявлено, молодые люди обращаются к молитве, прежде всего, в случае наличия трудной
I 41
Таблица 7. Тип помощи обучающейся молодёжи в трудной жизненной ситуации_
№ Тип помощи в % к числу опрошенных
1. Родственный 58,6
2. Дружеский 13,77
3. Самостоятельный 17,77
4. Религиозный 4,4
5. Психологический 1,33
6. Социальный 0,8
11. Вненаучный 1,33
жизненной ситуации - 42,6% (первое место); на втором месте - на богослужении (16,9%); на третьем - перед сном (14,78%). Менее всего, молятся «всегда» (10%), «по традиции» (2,1%), «на всякий случай» (4,7%). Никогда не молятся 8,69% респондентов.
Нами было учтено, что в студенческой среде получили практическую реализацию не только христианские элементы мировоззренческой установки, но и дохристианские «магические» и другие компоненты.
В соответствии с этим мы выделили 3 группы признаков веры человека: христианские, языческие и оккультные.
Рассматривая влияние характер религиозности студентов и учащихся, были получены следующие результаты (см. таблицу 6).
Таблица 6 показывает, что для большинства опрошенных (53,16%) характерна вера в религиозные чудеса, ангелов, бессмертие души и «вещие сны». Немаловажное значение имеет вера в приход спасителя, приметы, страшный суд. Меньше всего, курская молодёжь обращает внимание на ясновидение, колдовство, магию, переселение душ, гадания, воскресение человека, астрологию. 6,5% вообще ни во что не верят. Имелись и «другие» ответы (2,89%): вера «в собственные силы», «в хороший исход», «в божью помощь».
Исследования показали особенности веры в зависимости от учебного заведения, так для большинства студентов КГМУ характерна вера в ангелов, религиозные чудеса и бессмертие души; для учащихся фармацевтического колледжа - в «вещие сны», религиозные чудеса, приметы; для учащихся музыкального колледжа -интерната слепых - в приметы, ангелов, колдовство и магию.
Следующий блок вопросов относится к изучению влияния трудной жизненной ситуации на религиозность студентов и учащихся. «Трудная жизненная ситуация» определяется как «ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно» [7; С. 27].
Существуют несколько источников поддержки людей в трудной жизненной ситуации. Мы выделили 7 типов социальной поддержки в зависимости от её источника:
1) родственный (прежде всего родители);
2) дружеский (друзья);
3) самостоятельный (предполагает опору молодого человека только на себя);
4) религиозный (к священнику/духовному наставнику);
5) психологический (обращение к психологу);
6) социальный (обращение к специалисту социальной работы);
7) вненаучный (обращение к экстрасенсу или астрологу).
О степени их популярности и привлекательности для учащихся и студентов свидетельствуют наши данные. На вопрос: «К кому бы Вы обратились за помощью в трудной ситуации?» получены следующие ответы.
Из таблицы 7, видно, что больше половины респондентов указывают на родственный тип социальной поддержки. Около четверти, опрошенных стали решать проблему самостоятельно. 13,77% в трудной ситуации обратились к друзьям. Менее всего, молодые люди рассчитывают на священников, психологов, специалистов социальной работы, астрологов, экстрасенсов.
Следующий блок вопросов нашего исследования посвящён проблемам взаимодействия общества и религии. Это обусловливается на наш взгляд двумя показателями: 1) влияние религии на государство; 2) влияние религии на общество.
Таблица 8. Роль религии в государстве
№ Критерии в % к числу опрошенных Ранг
1. Все религии должны быть равны перед законом, независимо от вероучения и истории. 42,26 1
2. Религия не должна вмешиваться в дела государства. 31,958 2
3. Православие должно стать государственной религией в России, а православная церковь пользоваться государственными льготами. 14,948 3
4. Конфессии должны активно участвовать в общественно-политической жизни общества. 3,6 5
5. Конфессии - новая идеология, укрепляющая духовность и нравственность в обществе. 4,12 4
6. Нужно ограничить деятельность конфессий только религиозной сферой. 2,56 6
7. Следует отменить все религии. 0,51 7
Первый показатель включает следующие критерии:
1. Все религии должны быть равны перед законом;
2. Религия не должна вмешиваться в дела государства;
3. Православие должно стать государственной религией в России, а православная церковь пользоваться государственными льготами;
4. Конфессии должны активно участвовать в общественно-политической жизни общества;
6. Конфессии - новая идеология, укрепляющая духовность и нравственность в обществе;
7. Ограничение деятельности конфессий только религиозной сферой;
8. Отмена всех религий.
С учётом данных критериев, получены следующие результаты (см. таблицу 8).
Таблица 8 показывает, что большая часть молодёжи независимо от вида учебного заведения поддерживает идею равноправия религий перед законом (первое ранговое место). Для многих опрошенных религия не должна вмешиваться в дела государства (второе место). Третье ранговое место занимает мнение - «православие должно стать государственной религией в России, а православная церковь пользоваться государственными льготами».
Менее всего, молодые люди считают: «конфессии должны активно участвовать в общественно-политической жизни общества»; «конфессии - новая идеология, укрепляющая духовность и нравственность в обществе»; «нужно ограничить деятельность конфессий только религиозной сферой». Только 0,51% опрошенных за отмену всех религий.
| Выводы
Проведённое исследование показывает наличие в сознании курской молодёжи синтетического соединения традиционной и формальной религиозности, что вполне соответствует состоянию переходного периода. С одной стороны, налицо ориентация на традиционное мировоззрение, с точки зрения которого вера, православие непосредственно связаны с восприятием этнической самоидентификации. Традиционная религиозность представлена достаточно традиционными способами: поголовное (невыбирае-мое) крещение, связи с национальной культурой, историей своей Родины, традиционной религией своей семьи.
Отсутствие реальной церковной практики и низкий уровень конкретных религиозных знаний актуализирует переход традиционной религиозности в формальную.
Формальная религиозность не обогащена ни чувствами, ни обрядами, ни знаниями, которые могли бы стать началом приобщения к подлинной (внутренней) религиозности молодёжи.
Общим свойством религиозности современной молодёжи является её пассивный, нецерковный характер. Это проявляется
низкими показателями в: посещении церковной службы; совершении обрядов исповеди и причастия; соблюдении постов; чтении Библии. Для современной молодёжи характерно сочетание элементов христианского и оккультно-магического мировоззрения.
Такую нецерковную религиозность немецкий социолог Томас Лукман назвал «невидимой», «приватной». В наших условиях она проявляется в том, что молодёжь, выросшая в отрыве от православной традиции, верит в возможность личной веры и общения с
Богом без посредничества церкви и священников. Установка на частную жизнь возобладала и в религиозной сфере. Молодёжь показывает амбивалентное отношение к Церкви. С одной стороны, она высоко оценивает роль религии в обществе, с другой имеет небольшое желание принять помощь от священников в ситуации жизненных затруднений.
| Список литературы
1. Андреева Л. А. Религиозность студенческой молодёжи Опыт сопоставления с религиозностью россиян. Социологические исследования. - 2010. № 9. С. 95-98.
2. Российский статистический ежегодник. 2014: Стат. сб., Росстат. - М., 2014. - 693 с.
3. Статистический ежегодник Курской области. 2014: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. - Курск, 2014. - 445 с
4. Клинецкая Н. В. Религиозность молодёжи в современной России. / / Вестник Санкт -Петербургского университета. Сер.6, - 2004. - вып. 4. - С. 75- 86.
5. Климова С. М. Уровень и характер религиозности студенческой молодёжи Белгу в переходный период (размышления по результатам анкетирования). Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2007. - № 1. - С. 222-246.
6. Мидова З.М. Формирование понятийно-категориального аппарата социологической концепции религиозности молодёжи. Журнал «Социосфера», Пермь. -2010. - С. 31-36.
7. Степашов Н.С. Феномен жизненных затруднений. Монография. - Курск: КГМУ, 2002. -136 с.
| References
1. Andreeva L. A. Religioznost' studencheskoj molodjozhi. opyt sopostavlenija s religioznost'ju rossijan. [Religiosity student youth. Experience in comparison with religious Russians] Moscow: Sociological research. - 2010. № 9. - P. 95-98. [in Russian]
2. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik 2014. [Statistical Yearbook 2014] Moscow: Russian statistics. - 2014. - 693 p. [in Russian]
3. Statisticheskij ezhegodnik Kurskoj oblasti. 2014: Statisticheskij sbornik. Territorial'nyj organ Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Kurskoj oblasti. [Statisticheskij ezhegodnik Kurskoj oblasti. 2014] Kursk: Territorial body of the Federal State Statistics Service in the Kursk region. - 2014. - 445 p. [in Russian]
4. Klineckaja N. V. Religioznost' molodjozhi v sovremennoj Rossii [Religious youth in modern Russia] Moscow: Herald St.-Petersburg University. Ser.6 - 2004 - Vol. 4. - P. 75- 86. [in Russian]
5. Klimova S. M. Uroven' i harakter religioznosti studencheskoj molodjozhi Belgu v perehodnyj period (razmyshlenija po rezul'tatam anketirovanija) [The level and nature of religiosity student youth BSU during the transitional period (reflections on the results of the survey] Belgorod: Scientific statements Belgorod State University. Series: Philosophy. Sociology. Right. - 2007. - № 1. - P. 222-246. [in Russian]
6. Midova Z.M. Formirovanie ponjatijno-kategorial'nogo apparata sociologicheskoj koncepcii religioznosti molodjozhi [Formation of the conceptual-categorical apparatus of the sociological concept of religious youth] Perm: Sociosphere. - 2010. - Р. 31-36. [in Russian]
7. Stepashov N.S. Fenomen zhiznennyh zatrudnenij [The phenomenon of life difficulties] Kursk: KSMU, 2002. - 136 р. [in Russian]