Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРИТЕРИЕВ ДЛЯ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРИТЕРИЕВ ДЛЯ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
154
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
шахматы / социальная эффективность / критерии эффективности / спортивная общественная организация / chess / social efficiency / criteria of efficiency / sports public organization

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ткачев Григорий Александрович, Максаковская Наталья Сергеевна

Определены основные характеристики и ключевые показатели эффективной реализации проекта «Шахматы в школах». Предложен организационный менеджмент Тульской областной федерации шахмат. Выявлены интересы и потребности детей, родителей и организаторов проекта. Разработан и экспериментально обоснован комплекс мероприятий по повышению социальной эффективности деятельности спортивной общественной региональной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ткачев Григорий Александрович, Максаковская Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DETERMINING CRITERIA FOR EVALUATING THE SOCIAL EFFECTIVENESS OF A SPORTS PUBLIC REGIONAL ORGANIZATION

The main characteristics and key indicators of the effective implementation of the "Chess in Schools" project have been determined. The organizational management of the Tula Regional Chess Federation is characterized. The interests and needs of children, parents and organizers of the project were identified. A set of measures to improve the social efficiency of a sports public regional organization has been developed and experimentally substantiated.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРИТЕРИЕВ ДЛЯ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 796.06:33.796 DOI: 10.24411/2305-8404-2021-10218

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРИТЕРИЕВ ДЛЯ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Г.А. Ткачев, Н.С. Максаковская

Определены основные характеристики и ключевые показатели эффективной реализации проекта «Шахматы в школах». Предложен организационный менеджмент Тульской областной федерации шахмат. Выявлены интересы и потребности детей, родителей и организаторов проекта. Разработан и экспериментально обоснован комплекс мероприятий по повышению социальной эффективности деятельности спортивной общественной региональной организации.

Ключевые слова: шахматы, социальная эффективность, критерии эффективности, спортивная общественная организация.

Ткачев Григорий Александрович, магистрант, [email protected], Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК),

Максаковская Наталья Сергеевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)

Деятельность общественных спортивных организаций является важной составляющей культуры общества, так как именно на этих организациях в первую очередь лежит ответственность по популяризации и развитию видов спорта. Поскольку вопросы увеличения числа занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью, числа спортивных сооружений, повышения интереса и моды к темам спорта и здорового образа жизни (далее - ЗОЖ) являются одними из актуальнейших в современном информационном обществе, то повышается значимость деятельности спортивных общественных организаций. Задачи популяризации и развития вида спорта в регионах являются одними из наиболее сложных вопросов в современной России. На это оказывает влияние множество факторов - от невысокого экономического уровня развития многих регионов до сложной социально-демографической ситуации. Тем не менее, такие вопросы стоят перед региональными обще-

PROBLEMS OF DETERMINING CRITERIA FOR EVAL UA TING THE SOCIAL EFFECTIVENESS OF A SPORTS PUBLIC REGIONAL ORGANIZATION

Tkachev G.A., master student, chessintula@, mail.ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism,

Maksakovskaya N.S., candidate of pedagogical sciences, associate professor, furman50@ hotmail.com, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism

The main characteristics and key indicators of the effective implementation of the "Chess in Schools" project have been determined. The organizational management of the Tula Regional Chess Federation is characterized. The interests and needs of children, parents and organizers of the project were identified. A set of measures to improve the social efficiency of a sports public regional organization has been developed and experimentally substantiated.

Key words: chess, social efficiency, criteria of efficiency, sports public organization.

ственными спортивными организациями и являются приоритетными в их виде деятельности. В большинстве случаев подобные задачи решаются реализацией разнообразных проектов, направленных на тот или иной общественный слой, возраст, вид спорта и т. д.

Таким примером служит проект «Шахматы в школах», реализуемый Тульской областной федерацией шахмат (далее - ТОФШ) в рамках всероссийского проекта, созданного Федерацией шахмат России (далее -ФШР) и благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко (далее -Фонд). Целью проекта является не только развитие и популяризация шахмат как вида спорта среди широких слоев населения, но и помощь детям в развитии своих когнитивных и психоэмоциональных способностей, а также дополнительная социализация детей посредством спорта.

Проект начал реализовываться в качестве пилотного в 2014 году в Псковской области. На сегодняшний момент в проекте принимают участие 14 регионов, среди которых Тульская область. Основное руководство про -екта осуществляется региональными федерациями шахмат, в том числе и оценка эффективности проекта в конкретном регионе.

В результате анализа деятельности ТОФШ выявлено противоречие между текущим уровнем социальной эффективности деятельности ТОФШ и требуемым от ФШР и жителей региона.

Цель исследования - повышение социальной эффективности деятельности Тульской областной федерации шахмат за счет реализации проекта «Шахматы в школах».

Исходя из цели, были сформированы следующие задачи исследования:

1) определить основные характеристики и ключевые показатели для реализации проекта «Шахматы в школах»;

2) охарактеризовать организационный менеджмент ТОФШ, выявить интересы и потребности детей, родителей и организаторов проекта «Шахматы в школах»;

3) разработать и экспериментально обосновать комплекс мероприятий по повышению социальной эффективности деятельности ТОФШ.

В ходе анализа литературы при решении первой задачи исследования возник ряд трудностей, связанных с неоднозначной интерпретацией термина «социальная эффективность», а соответственно, с неоднозначностью критерия оценки социальной эффективности в целом и в спорте в частности.

Для начала надо отметить, что термин «социальная эффективность» интерпретируется по-разному: от широкого до узкоспециализированного смысла. В классической работе болгарского ученого М. Маркова указано, что «эффективным является то, что в результате приводит к эффекту» [3].

В.К. Терзиев, Е.Н. Стоянов понимали под социальной эффективностью «влияние на занятость, создание новых рабочих мест, образования и обучения, самообразования, здоровья и качества жизни, общения в социальных группах и между ними, социальной сплоченности и социальной сегрегации в пределах локальной территориальной общности» [4].

Анализируя множество подходов к определению социальной эффективности, была выведена схема основных составляющих социальной эффективности, которые находят свое отражение в определении данного термина (рисунок).

Составляющие социальной эффективности

Исходя из представленной схемы, можно сделать вывод о многогранности данного понятия.

Например, В.К. Терзиев и Е.Н. Стоянов подчеркивают, что «говоря об эффективности как ключевом понятии любой общественно-экономической деятельности традиционно акцент делается на экономическую эффективность» [7]. Поскольку общественные спортивные организации располагают ограниченными ресурсами, оценка их эффективности все больше сводится к такой же, что используют чисто коммерческие организации: соотношение расходов (затрат) и эффектов (выгод).

В зарубежной исследовательской практике накоплен определенный опыт в области измерения социальной эффективности в рамках прогнозной оценки социальных последствий научно-технических проектов, экономических и социальных программ. Так, в США в начале семидесятых годов XX века было создано самостоятельное направление исследований в области оценки «социальных воздействий» (SIA-Social Impact Assessment), или, точнее говоря, интегральных социальных последствий при реализа-

ции различных проектов и программ развития [5]. Задачей данной организации и ей подобных является определение актуальных и точных критериев для оценки эффективности программ социальной, научно-технической и экологической направленностей. Однако даже при этом акцент делается на то, что реализация той или иной программы будет влиять на экономику общества или отдельно взятой сферы экономики или отдельно взятого региона / компании.

Большинство авторов сходятся во мнении, что эффективность спортивных организаций не может сводиться чисто к социальной, она всегда представляет собой симбиоз социальной и экономической эффективности [1, 6].

К элементам экономической эффективности относят все количественные показатели (то есть те, которые можно получить из официальных источников, документов, не производя сложных расчетов):

• численность коллективов физкультуры, спортивных клубов;

• численность занимающихся в секциях и группах по видам

спорта;

• количество спортивных сооружений, находящихся в федеральной / региональной / муниципальной / частной собственности;

• численность занимающихся спортом (численность регулярно занимающихся спортом человек, процент занимающихся от общей численности населения, количество организаций, предоставляющих физкультурно-оздоровительные услуги) [2, 4].

Также имеются различные вариации подобных критериев: суммарная и конкретная площадь спортивных сооружений, пропускная способность спортивной инфраструктуры, предполагаемая и фактическая загруженность спортивной инфраструктуры и т. п.

К социальным критериям деятельности спортивных организаций относят следующие:

• влияние физической культуры и спорта на состояние здоровья;

• заболеваемость и продолжительность жизни;

• влияние на структуру использования свободного времени;

• влияние на сближение социально-экономических условий жизни городского и сельского населения;

• влияние на процесс формирования и развития ЗОЖ;

• уровень физического развития совокупного общественного работника [7].

Вышеперечисленные критерии и их производные (уровень спортивной грамотности, уровень преступности среди разных слоев населения, количество людей с алкогольной и наркотической зависимостями и т. д.) трудно определяемы, так как сбор информации по данным критериям проходит в ходе социальных исследований (изучение общественного мнения,

опросы, анкетирования, фокус-группы и т. д.), имеющих высокую степень погрешности и невысокую степень достоверности.

Основной проблемой при определении критериев социально-экономической эффективности является определение социальных критериев, так как на их динамику оказывает влияние не только деятельность региональной или всероссийской спортивной организации, но и множество других факторов [8]. Вот лишь некоторые из них:

• деятельность региональных и всероссийских спортивных организаций по другим видам спорта;

• деятельность благотворительных организаций;

• деятельность социальных программ (например, рекламная социальная кампания «Все равно?»);

• экономическое положение страны;

• социально-демографическая политика;

• спортивные результаты на международной арене и др.

Анализ реализации аналогичных спортивных социальных проектов (например, «Добрый лед» Фонда Елены и Геннадия Тимченко) показал, что в каждом проекте используют свои критерии. Например, в проекте «Добрый лед» критериями оценки эффективности служили:

1) прямые результаты: количественные показатели массовости занимающихся хоккеем по статистическим данным региона;

2) отложенные (долгосрочные) результаты: качественные показатели доступности хоккея (путем социологических исследований);

3) социальные эффекты: изменения социокультурной среды (на примере контрольной и экспериментальной групп путем социологического исследования и экспертной оценки).

Таким образом, 2/3 результатов проекта «Добрый лед» имеют невысокую степень достоверности, а также влияние субъективного фактора исследователя и исследуемых (при проведении социологических исследований для определения отложенных результатов и социальных эффектов).

Выводом по результатам анализа литературы является то, что наиболее перспективным при реализации проектов спортивными общественными организациями типа ТОФШ является определение количественных и качественных показателей проекта.

В ходе исследования нами был проведен экспертный опрос директоров школ, участвующих в проекте, а также учителей шахмат данных школ (36 школ Тульской области). На основе данных экспертного опроса, а также данных, полученных в ходе эксперимента по апробации проекта в школах Тульской области, были установлены следующие критерии оценки эффективности деятельности ТОФШ:

1) количество детей, постоянно занимающихся шахматами в России;

2) количество детей, начавших заниматься шахматами благодаря участию в программе «Шахматы в школе»;

3) количество детей с ограниченными возможностями, занимающихся шахматами благодаря программе «Шахматы в школе»;

4) количество учителей, тренеров и преподавателей, повысивших свою квалификацию благодаря программе «Шахматы в школе»;

5) количество соревнований по шахматам, проведенных за конкретный период в регионе;

6) академическая успеваемость - средний балл за год учебы;

7) дисциплина в исследуемых школах - по результатам опроса директоров школ и учителей;

8) дисциплина членов сборных команд по шахматам - по экспертной оценке тренеров и учителей шахмат;

9) уровень знаний шахмат у учащихся - на основе пособия ФШР «Шахматная школа».

Данные критерии могут использоваться для составления программы оценки и/или мониторинга эффективности проектов спортивных общественных организаций, однако для каждого реализуемого проекта необходимо их уточнение и коррекция в соответствии с целями проекта и особенностями его реализации.

Список литературы

1. Бауэр В.Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России // Теория и практика физической культуры. 2001. № 1. С. 9-14.

2. Гончарова Н.Ю., Калинчук А.В. Оценка эффективности деятельности государственных и муниципальных органов власти в развитии массового спорта (как фактора благоприятного социального климата района) // Бюллетень науки и практики. 2016. № 6 (7). С. 12-19.

3. Доев В.К. Социально-экономическая эффективность физической культуры и спорта // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 9. С. 54-58.

4. Кузин В.В. Экономика массового спорта. М.: Физическая культура, 2005. 247 с.

5. Магомедов Р.М. Критерии эффективности функционирования региональной системы физического воспитания молодежи (на примере Республики Дагестан) // Вестник Адыгейского государственного университета. Педагогика и психология. 2013. №2 (117). С. 45-49.

6. Солнцев И.В. Эффективность деятельности спортивных организаций // Федерализм. 2017. № 3. С. 50-65.

7. Терзиев В.К., Стоянов Е.Н. Социальная эффективность как мера деятельности в социуме // Инновационная наука. 2016. № 3-1 (15). С. 225234.

8. Шедько Ю.Н. Устойчивое развитие социо-эколого-экономиче-ской системы «Регион» (подсистема: физическая культура и массовый спорт) // Вуз XXI век. 2015. № 1 (47). С. 188-201.

References

1. Bauer V.G. Social'naya znachimost' fizicheskoj kul'tury i sporta v sovremennyh usloviyah razvitiya Rossii [Social significance of physical culture and sport in modern conditions of development of Russia] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2001. No. 1. P. 9-14.

2. Goncharova N.Yu., Kalinchuk A.V. Ocenka effektivnosti deyatel'nosti gosu-darstvennyh i municipal'nyh organov vlasti v razvitii massovogo sporta (kak faktora blago-priyatnogo social'nogo klimata rajona) [Assessment of the effectiveness of the activities of state and municipal authorities in the development of mass sports (as a factor of a favorable social climate in the area)] // Byulleten' nauki i praktiki [Bulletin of science and practice]. 2016. No. 6 (7). P. 12-19.

3. Doev V.K. Social'no-ekonomicheskaya effektivnost' fizicheskoj kul'tury i sporta [Socio-economic efficiency of physical culture and sport] // Ekonomicheskij analiz: teoriya i praktika [Economic analysis: theory and practice]. 2012. No. 9. P. 54-58.

4. Kuzin V.V. Ekonomika massovogo sporta [The economy of mass sports]. M.: Physical culture, 2005. 247 p.

5. Magomedov R.M. Kriterii effektivnosti funkcionirovaniya regional'noj sistemy fi-zicheskogo vospitaniya molodezhi (na primere Respubliki Dagestan) [Criteria for the effectiveness of the functioning of the regional system of physical education of young people (on the example of the Republic of Dagestan)] // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo univer-siteta. Pedagogika i psihologiya [Bulletin of the Adyghe State University. Pedagogy and psychology]. 2013. No. 2 (117). P. 45-49.

6. Solncev I.V. Effektivnost' deyatel'nosti sportivnyh organizacij [The effectiveness of sports organizations] // Federalizm [Federalism]. 2017. No. 3. P. 50-65.

7. Terziev V.K., Stoyanov E.N. Social'naya effektivnost' kak mera deyatel'nosti v so-ciume [Social efficiency as a measure of activity in society] // Innovacionnaya nauka [Innovative Science]. 2016. No. 3-1 (15). P. 225-234.

8. Shed'ko Yu.N. Ustojchivoe razvitie socio-ekologo-ekonomicheskoj sistemy «Region» (podsistema: fizicheskaya kul'tura i massovyj sport) [Sustainable development of the socio-ecological-economic system "Region" (subsystem: physical culture and mass sports)] // Vuz XXI vek [University XXI century]. 2015. No. 1 (47). P. 188-201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.