Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационные технологии при организации соревновательной деятельности в общеобразовательной школе'

Информационно-коммуникационные технологии при организации соревновательной деятельности в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
урок физической культуры / шахматы онлайн / интернет портал https://lichess.org / «Skype» / «Viber». / physical education lesson / online chess / internet portal https://lichess.org / «Skype» / «Viber».

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балуев Станислав Анатольевич

Представлен вариант использования информационно-коммуникационных технологий при организации и проведении соревнований по шахматам в общеобразовательной школе. Учащиеся участвуют в соревнованиях дистанционно посредством интернет портала https://lichess.org и программы, обеспечивающей видеосвязь, «Skype» или «Viber».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балуев Станислав Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information and communication technologies in the organization of competitive activities in secondary school

A variant of the use of information and communication technologies in the organization and conduct of chess competitions in a comprehensive school is presented. Students participate in competitions remotely via the https://lichess.org web portal and a video calling program, Skype or Viber. Organizing and conducting chess competitions in a comprehensive school, the teacher faces many problems: the lack of chess equipment at the school, the waste of the teacher’s personal time, the time of students, and the energy costs of the school. The use of information and communication technologies (ICT) helps to avoid these problems and contributes to the popularization of chess sports. The research objective is to describe the use of ICT in organizing and conducting chess competitions in the comprehensive school. Findings and their discussion. One of the main trends in the popularization of chess sports through mass communication technologies should be active work in the Internet telecommunications space. Conclusion. Information and communication technologies can be used for competitions in a comprehensive school.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационные технологии при организации соревновательной деятельности в общеобразовательной школе»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ_

PEDAGOGICAL EXPERIENCE

УДК 796/799 DOI 10.24411/2500-0365-2019-14325

ББК 75

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

С. А. Балуев

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, экономическая школа № 145, Россия, Пермь

Представлен вариант использования информационно-коммуникационных технологий при организации и проведении соревнований по шахматам в общеобразовательной школе. Учащиеся участвуют в соревнованиях дистанционно посредством интернет портала https://lichess.org и программы, обеспечивающей видеосвязь, «Skype» или «УЛег».

Ключевые слова: урок физической культуры, шахматы онлайн,интернет портал https://lichess.org, «Skype», «^^Г».

Актуальность. Многие авторы работают над вопросом внедрения информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ) в соревновательную деятельность. Так, в работе М. В. По-роховской использование ИКТ описано как осуществление оперативного сбора, передачи, хранения и обработки большого количества информации, передача данных о результатах соревнований через сеть Интернет, статистическая обработка результатов соревнований [7, с. 105].

В работе авторов Н. Т. Новиковой, Т. Е. Коваль, И. Б. Черкасовой информационно-коммуникативные технологии используется как активный обмен информацией [5, с. 50].

Некоторые авторы в своих работах описывают использование ИКТ для создания наглядных пособий по обучению двигательным действиям и освещения тем теоретического материала предмета физическая культура при помощи программы Microsoft Office PowerPoint [6. C. 126].

В рамках использования информационно-коммуникационных технологий в сфере физической культуры и спорта авторы А. В. Уварин и Ю. В. Могильников считают, что процессы организации и сопровождения соревновательной деятельности должны быть автоматизированы [8, с. 158].

Практический вариант использования ИКТ в соревновательной деятельности учащихся обще-

образовательной школы, в свою очередь, на данный момент освещен достаточно поверхностно.

При организации и проведении соревнований по шахматам в общеобразовательной школе учитель сталкивается с множеством проблем: отсутствие в школе большого количества инвентаря для игры в шахматы, трата личного времени учителя, времени учащихся и энергозатраты школы. Использование информационно-коммуникативных технологий помогает избежать данных проблем и способствует популяризации шахматного спорта.

Цель работы. Описать вариант использования ИКТ при организации и проведении соревнований по шахматам в общеобразовательной школе.

Результаты и их обсуждение. В связи с многократным усложнением социальной структуры современным обществом предъявляются особые требования к личности. От уровня развития индивидуумов, составляющих общество, зависит его эффективность. Повышение интеллектуальной емкости повседневной и профессиональной жизни происходит вследствие сложности социальной структуры, информационного кризиса, выражающегося в росте количества информации, нужной человеку для успешного нахождения в существующем мире [2, с. 39].

Федеральной целевой программой развития образования на 2015—2020 гг. определено приори-

тетное значение современных образовательных ИКТ в условиях информационно-коммуникационной среды [2, с. 39].

В настоящее время страны во всех частях земного шара продолжают сталкиваться с насущными и трудно решаемыми проблемамианфо рша-тизации школы. Эти проблемы возникают из-за стремительного развития технологий, недостатон-ных финансовых вложений, из-за отсутствия ясного видения роли учителей, которыеаспоьизуют мощь ИКТ для трансформации образовательного процесса в школе и за ее предесашт [-, с. 394].

Для преобразований в реальном мире под влиянием ИКТ недостаточно, чтобы теанологлигльста существовали. Необходимое условие заключается в том, что люди должны знать лнлн,ьдостзтонб ное — в том, чтобы хотеть и иметь возможность их осознанно использовать для достижения нового качества или новых результатов [3, с. 394].

ИКТ играет важную роль как средство поддержки и управления учебнымпразьасол,ыук средство создания, хранения и доставки учебного контента и средство обеспечешм вззимоназствия между его участниками [3, с. 395].

Целесообразно отбирать и творчески иснолу-зовать средства ИКТ, необходимые для решения задач избранного вида физкульмурноыеоьтианнй деятельности [1, с. 91].

Шахматный спорт предсталляетсомаз стб-ственную соревновательную деятельность, которая направлена на создание шахмаыных партий, в которой посредством отбора выявляются максимальные показатели интеллектуальных возможностей людей; целью шахматного спорта является определение и повышение максимальных показателей этих возможностей в результате спортивного отбора [4, с. 137].

Основным содержанием шахмат как вида спорта является активная мыслительная деятельность в форме интеллектуального единоборства, способность оперировать мысленными пространственными образами и схемами, гармонично используя компоненты науки, искусства и абстрактно-логической игры [4, с. 135].

А. Е. Карпов так характеризовал шахматную игру: «Что такое шахматы: спорт, искусство или наука? Для меня и то, и другое, и третье. На сегодня шахматы, это, конечно, в первую очередь спорт» [4, с. 134].

Одной из основных тенденций в популяризации шахматного спорта посредством технологий массовых коммуникаций должна стать активная работа в пространстве сети Интернет [9. С. 43].

Для оррлннзациа и пнаведсния сор е взоьаниЛ по шахматам в общеобразовательной школе учи-телеыбизическо« культуры разрабнтываатсяеф-ложение о проведении первенства школы по шахматам в режиме онлайн, где четко прописывается гцогфемма софевноватиЛ. Поаожруие навержда-ется директором образовательного учреждения. УснтетьУшсичеыыоР бультуты фнаанрафуцунт положение о соревнованиях и публикует его в созданнуюв начале учебиого гефа груптувпнбз грамме «Viber» — «Школа 145 — спорт» для ин-фонуирлванулулсщихси шлолыу ррохоулщзх соревнованиях. В этой группе состоят учащиеся, кткорые ясаяются фзеорга—ф от клмсльв.

В мобильном приложении «Viber», установ-зенузсонз магазниов ерилижеии^ОоаУ еР1лу», «AppStore» для смартфонов или для других мобильных устройств, учителем физической ку ь-туры создается группа под названием «Шахматы 145» для общения и информирования участников еоревнаауний. Учитель физичееноР ьмлатуры становится администратором этой группы, устанавливает правила общения внутри группы и следит за информацией, публикуемой участниками со-ЛTвнoьрний.Bзтoбглйипe н^^^х^^^юнс^сцеол1^-таты встреч первенства.

Каянуш з^чьст^ннл сореннованрй дон—ен именю выход в И нтернет и стабильное интернет-со-

УтИнЗНТе,щОСТуП К пртцоженнн) ЛMЯMOбмЛЬФЫH

устройств «Viber», программу, обеспечивающую видeесзыза«SkyбУ» шшвУШьг», пpeдoциaбйть свой контактный телефон для добавления в список участников группы «Шахматы 145» (рис. 1).

Рис. 1. Снимок экрана со списком участников группы

В назначенное учителем время проводится жеребьевка участников соревнований, где участ-никивытаскиваютвыпавшийимпорядковыйно-мер. Учитель физической культуры при помощи программы Microsoft Office Excel создает список участников, где рядом с фамилией и именем участника в отдельной ячейке указывает номер, который он вытащил при жеребьевке (рис. 2).

Затем полученный список участников при помощи сортировки данных сортируется по «но-

А В С D

1 Жеребьевка

2

3 Фамилия Имя (класс) номер

4 1 Участник 1 (5А) 1

5 2 Участник 2 (5Б) 21

6 3 Участник 3 (БА) 13

7 4 Участник 4 (ББ) 15

8 5 Участник 5 (7А) 19

Э S Участник 6 (6В) 21

10 7 Участник 7(7Б) 35

11 S Участник 8 (9А) 5

12 9 Участник Э (5А) 19

13 10 Участник 10 (7Б) 12

14 11 Участник 11 (10А) 2

15 12 Участник 12 [11 А) 10

16 13 Участник 13(961 43

17 14 Участник 14 [11А) 55

18 15 Участник15 [БВ) а

19 16 Участник 16 (8Б) 3

н ■ ■ Жеребьевка Протокол

Рис.2. Снимок экрана со списком участников соревнований

меру» (столбец «С»), в котором указан номер, который вытащил участник при жеребьевке по возрастанию значения (рис. 3).

Таким образом составляются пары для проведения игр и формируется турнирная таблица (рис. 4).

В полученном списке участников после проведения сортировки учащиеся могут оказаться с номерами, которые идут не по порядку (рис. 2). Это связано с тем, что какой-то номер не был вытащен в процессе жеребьевки (пример: первый

А В С □

1 Жеребьевка

2

3 Фамилия Имя (класс) номер

4 1 Участник 1 (5А) 1

S 2 Участники {10А) 2

6 3 Участник 16 (8Б) 3

7 4 Участник 8 (9А) £

8 5 Участник 12 (11 А) 10

9 6 Участник 10 (7Б) 12

10 7 Участник 3 (6А) 13

11 8 Участник 4 (6Б) 15

12 9 Участник 5 [7А) 19

13 10 Участник 9 [5А) 19

14 11 Участник 2 (5Б) 21

15 12 Участник 6 (6В) 21

16 13 Участник 7 (7Б) 35

17 14 Участник 15 (6В) 42

18 15 Участник13[9Б) 43

19 16 Участник 14 (11 А) 55

< I

Пии.О. Онимокэпрана с отсормироеанным мписком участников соревнований

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫ ВСТРЕЧИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ 1/32 1/16

I I I I I

! I I

I ! *»стаиЕ 1 {5А> 1 1

I I

I I I

1 1 Уиктнш 11(ОД> 1 2

1

1 1 1 1

1 1 Ластик с !6{ББ} | S

1 1

I I

1 1 1 4

1 1

1 ! 12 {It А) 1 5

1 1

i I I

1 1 ViütTKKE «Н7Й 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 1

1 ! У^ИСТКИЕ 3 1 7

Рис. 4. Снимок экрана таблицы турнира

номер играет со вторым, третий с пятым, так как четвертый номер никто не вытащил).

Игры проводились по принципу системы с выбыванием (олимпийская система, нокаут-система). Такой способ проведения турниров предусматривает, что участник, которой потерпел поражение, выбывает из соревнования, если организатором не предусмотрены дополнительные игры между участниками, уступившими финалистам. В случае ничьей встреча играется повторно.

Система с выбыванием позволяет провести турнир с большим числом участников в сжатые сроки. Поэтому она часто применяется в массовых соревнованиях. Однако, система с выбыванием дает возможность определить только сильнейшего участника соревнования, так как второй по силе участник может встретиться с сильнейшим задолго до последнего тура [12].

Следующим шагом является обязательное приведение количества участников соревнованийк числу, которое должно быть степенью двойки (2, 4, 8, 16, 32 и т. д.). Если количество участников другое, то проводится одна или несколько предварительных встреч, по итогу которых общее количество участников уменьшается доблпжай-шей степени двойки. Двоичный логарифм числа участников определяет число количества встреч (туров): для 2 участников — одна, для 4 — две, для 8 — три, для 16 — четыре.ВсекежбоЖычжо называются по количеству пар участников: для 1 пары — «финал» (он определяет победжтеляб, для 2 пар — «полуфинал», для 4 пар — «четвертьфинал», для 8 пар — «% финалт>,рле16 пар — «716 финала» и т. д.

Приведение к кратному чивлрвтоводвтся в начале соревнований в результате встреч между участниками, оказавшихся внизу таблицы согласно жеребьевке (рис. 5).

В следующий тур из каждой пары выходит победитель, а проигравший вырылает из сорев. нований, если организатором не предусмотрены дополнительные игры между участниками, уступившими финалистам.

Выигравший последний тур участниб,оЛъявляе ется победителем, а соперник, с которым он играл последнюю встречу, занимает второе место. Чтл-бы определить участника, который занимает третье место, организуются дополнительные встречи между участниками, уступившими финалистам, или проводится только дополнителчнаявстреча между двумя участниками, проигравшими в двух полуфиналах [10].

I I -

I I I I -4 '!=—i—

1 1 1 1 -i—- -

1 1 1 1 . „2T -3=- i н—i—1—

-ni 1 щ 1-Г

1-H-

II

H™-1 *

... 1_

1

-^

—--. — — --------— |

п П11 Жеребьевка ] Протокол /Ц .

Рис. 5. Снимок экрана приведения к кратному числу участников соревнований

В созданной группе «Шахматы 145» в мобильном приложении «^Ьег» организатором выкладывается файл в формате MicгosoftOfficeExcel, где отображены результаты жеребьевки и турнирная таблица (рис. 6).

( Протокол шахматы.х^

С? Щ 132,5 КВ

22:08 --х

1/16 ИГРАЕМ ДО 22.00 ПОНЕДЕЛЬНИКА(11 МАРТА) И ОТПРАВЛЯЕМ РЕЗУЛЬТАТЫ МНЕ ЛИЧНО!

22:09

Рас. 6. Снимок экрана с отображением

результатов жеребьевки и турнирной таблицы

Участники соревнований, посмотрев результаты жеребьевки и турнирную таблицу, узнают информацию о проходящем туре, о своем сопернике и самостоятельно договариваются об игре в удобное для них время.

Участники могут столкнуться с такой проблемой, что невозможно определить, с кем они играют, тавс кки не все укастнвнн при ревисттацжи 15 программе «^Ьег» указывают свое настоящее имя жфамилию. 15 свбскк иччеткеиив вщ'три гряпиы отображается только номер телефона и прозвище усастнила, коточов оспррцуоелсебе три уевие'фа-ции в программе «^Ьег». В этом случае учитель физииескос н'льлура! объявлсет вгптри аруппы перекличку — написать и отправить сообщение, в сотодомуиазаныфарилтч и имя сппрааиче.гм.

Все сообщения, отправляемые внутри группы, сохраняются и те, участники, которые в данный момент не находились внутри группы онлайн, могут прочитать их позже.

Другой вариант — это когда учитель физической культуры сам отправляет участникам контакты их противников через личные сообщения в программе <^Ьег».Во время жеребьевки и создания группы «Шахматы 145» в программе «^Ьег» участники предоставляют свой контактный телефон, который учитель записывает в свой список контактов программы «^Ьег», но под настоящим именем и фамилией участника, в результате чего учитель знает настоящее имя и фамилию каждого участника группы (рис. 1).

Учитель физической культуры отправляет в группу сообщение о проведении предварительных встреч или начале следующего тура, в котором указывает точные временные границы, за которые участники должны сыграть между собой (см. рис. 6). Если оба участника не договаривались об игре в определенные учителем физической культуры временные границы, то они считаются проигравшими. Если один из участников пытался договориться об игре с соперником, а другой проигнорировал эти сообщения, то проигравшим считается тот, кто не отвечал на сообщения, но эту ситуацию нужно доказать снимком экрана ^сгее^^О (рис. 7).

Игрок 28

Ф Сообщения, которые вьютирлапяслк? в этот чат защищены шифрованием \^Ьег Пчдрв^ни,

Катя, я игрок номер 28 Мы д тобой сегодня должны сыграть

10:25

Рис. 7. Снимок экрана с отображением вызова игрока

В таких случаях учитель физической культуры, перед тем как объявить победителя, отправляет сообщение с предупреждением другому участнику из пары, и если он не отвечает в течение нескольких часов, то он считается проигравшим.

Перед тем как начать игру, участники устанавливают видеосвязь между собой посредством программы «Skype» или «Viber», чтобы видеть своего соперника — это является обязательным условием соревнований во избежание нечестной игры.

Один из участников заходит на интернет-портал https://lichess.org и создает игру по заданным параметрам соревнований. Пример:«создать игру с другом в классические шахматы; контроль времени — по часам; минут на партию — 40; добавление секунд на ход — 30; выбор цвета фигур — случайный» (рис. 8).

«Личес» (https://lichess.org) — это шахматный интернет-сервер, основным направлением которого является игра в шахматы в режиме онлайн или посредством переписки против других игроков с применением разнообразных вариаций контроля времени. На сайте отсутствует реклама и он является абсолютно бесплатным [11; 13].

Заданные правилами соревнований параметры учитель публикует в группе перед началом соревнований.

Участник, создававший игру, получает интернет-ссылку и отправляет ее своему сопернику в личном сообщении в программе «Viber» для игры между ними (рис. 9).

Другой участник получает интернет-ссылку от соперника, переходит по ней и играет для определения победителя этой пары.

Результат игры между соперниками публикуется победителем в группе «Шахматы 145» (лучше предоставлять снимок экрана) для информирования участников соревнования о выходе его в следующий тур,а также для подведения итогов первенства (рис. 10).

После проведения предварительных встреч или окончания определенного тура учитель физической культуры выкладывает отредактированный файл в формате Microsoft Office Excel, где отображены результаты проведенного тура и турнирная таблица с результатами участников, вышедших в следующий тур (рис.6).

Если у учащегося нет возможности участвовать в соревнованиях при помощи ИКТ, но он изъявляет желание принять участие в них, то ему предоставляется возможность играть со своим противником в школе, используя классический инвентарь. В нашем случае это оказался один учащийся, так как у него возникли технические причины — отсутствие Интернета.

По такому принципу проходят все туры соревнования, а затем подводятся итоги с обязательной публикацией результатов в группах «Шахматы

С А https://lichess.org

Й 0

^ ^ и Щ

1_1сЬе55 — свободный

сервер с открытым исходным кодом, бесплатный и бе рекламы. О lichess.org...

1 +0

Сыграть с другом

Вариант Классические шахматы т

Контроль времени | По часам * |

I

Минут на партию: 40

Добавление секунд на ход: 30

Создать игру

Сыграть с другом

Сыграть с компьютером

Рис. 8. Снимок экрана с отображением меню создания игры на портале https://lichess.org

ИГРА ОБУЧЕНИЕ ПРОСМОТР СООБЩЕСТВО ИНСТРУМЕНТЫ

lichess.org

Вызвать на игру

Чтобы пригласить друга, отправьте ему эту ссылку:

https://lichess.org/Xti рУпТу

с>

С вами сыграет первый, кто перейдёт по этой ссылке.

о. $ =

ш

Классические шахматы • Товарищеская

0 ¿10+30

Рис. 9. Снимок экрана с отображением ссылки для отправки сопернику на портале https://lichess.org

Игрок 1 Игрок 2 Победа 19:33

Победа кого? 19:45 ^

Игрок 1 20:50

Рис. 10. Снимок экран ас отображением результата партии между соперниками

145» и «Школа 145 — спорт». Награждение победителей осуществляется на торжественной линейке в школе.

Выводы. Представленный вариант использования ИКТ при организации и проведении соревнований по шахматам в общеобразовательной школе позволяет учителю экономить личное время, время учащихся и энергозатраты школы, провести соревнования с большим количеством участников дистанционно при отсутствии в школе большого количества инвентаря для игры в шахматы.

Информационно-коммуникационные технологии можно использовать при проведении соревнований в общеобразовательной школе по шахматам.

Список литературы

1. Данильчук, Е. В. Модель формирования информационной компетентности бакалавров по физической культуре в процессе обучения ин-форматическим дисциплинам / Е. В. Данильчук, А. Ю. Илясова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2015. — №5 (100). — С. 90—96.

2. Джалалова, Г. П. Особенности использования информационно-коммуникационной среды в формировании научно-исследовательской деятельности будущих магистров / Г. П. Джалало-ва // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. — 2016. — Т. 10. — № 3. — С. 39—42.

3. Манако, А. Ф. Коммуникативные технологии в обучении: взгляд сквозь призму трансформаций / А. Ф. Манако, К. М. Синица // Образовательные технологии и общество. — 2012. — № 3. — С. 392—413.

4. Михайлова, И. В. Шахматы как полноправный вид спорта: современная проблематика и методологические аспекты / В. В. Михайлова, А. С. Махов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгаф-та. — 2015. — № 6 (124). — С. 132—140.

5. Новикова, Н. Т. Информационно-коммуникационные технологии как важная составляющая

Поступила в редакцию 10 мая 2019 г.

инновационного подхода в организации занятий физической культурой и спортом / Н. Т. Новикова, Т. Е. Коваль, И. Б. Черкасова // Физическая культура и спорт в системе высшего образования : материалы науч.-практ. конф. — М. : Перо, 2012. — С. 45—50.

6. Петров, М. Г. Использование Информа-тивно-КоммуникативныхТехнологий на уроках физической культуры / М. Г. Петров // Компе-тентностный подход: современные аспекты развития образования : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. — Саратов : Наука, 2017. — С. 125—126.

7. Пороховская, М. В. Анализ использования информационно-коммуникационных технологий в сфере физической культуры и спорта / М. В. По-роховская // Весшк Вщебскага дзяржаунага ушверсггэта. — 2015. — № 2—3 (86—87). — С. 99—107.

8. Уварин, А. В. Применение информационно-коммуникационных технологий в различных отраслях физической культуры и спортивных соревнованиях / А. В. Уварин, Ю. В. Могильников // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. — Екатеринбург, 2015. — С. 155—159.

9. Харьковская, Е. В. Популяризация спорта посредством технологий массовых коммуникаций (на примере шахмат) / Е. В. Харьковская, А. И. Бикбаев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2017. — № 3—2. — С. 41—44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Олимпийская система // Википедия: свободная энциклопедия. — URL: https://ru.wikipedia. org/?oldid=93693193.

11. Свободный шахматный интернет-сервер. — URL: https://lichess.org.

12. Словарь шахматных терминов. — URL: http://chess.sainfo.ru/dict/svy.html.

13. Lichess — шахматный интернет-сервер // Википедия: свободная энциклопедия. — URL: https://ru.wikipedia.org/?oldid=98569866.

Для цитирования: Балуев, С. А. Информационно-коммуникационные технологии при организации соревновательной деятельности в общеобразовательной школе / С. А. Балуев // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2019. — Т. 4, № 3. — С. 144—152.

Сведения об авторе

Балуев Станислав Анатольевич — аспирант кафедры теории и методики физической культуры и туризма Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, учитель физической культуры экономической школа № 145. Пермь, Россия. baluevst@rambler.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2019, vol. 4, no. 3, pp. 144—152.

Information and communication technologies

in the organization of competitive activities in secondary school

Baluev S.A.

Perm State Humanitarian-Pedagogical University, economic school № 145, Perm, Russia. baluevst@rambler.ru

A variant of the use of information and communication technologies in the organization and conduct of chess competitions in a comprehensive school is presented. Students participate in competitions remotely via the https://lichess.org web portal and a video calling program, Skype or Viber.

Organizing and conducting chess competitions in a comprehensive school, the teacher faces many problems: the lack of chess equipment at the school, the waste of the teacher's personal time, the time of students, and the energy costs of the school. The use of information and communication technologies (ICT) helps to avoid these problems and contributes to the popularization of chess sports.

The research objective is to describe the use of ICT in organizing and conducting chess competitions in the comprehensive school.

Findings and their discussion. One of the main trends in the popularization of chess sports through mass communication technologies should be active work in the Internet telecommunications space.

Conclusion. Information and communication technologies can be used for competitions in a comprehensive school. Keywords: physical education lesson, online chess, internet portal https://lichess.org,«Skype», «Viber».

References

1. Danilchuk E.V., Ilyasova A.Yu. Model formirovaniya informatsionnoy kompetentnosti baka-lavrov po fizicheskoy kulture v protsesse obucheniya informaticheskim distsiplinam [Model of formation of information competence of bachelors in physical culture in the process of teaching information disciplines]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [News of Volgograd state pedagogical University], 2015, no. 5 (100), pp. 90—96. (In Russ.).

2. Dzhalalova G.P. Osobennosti ispolzovani-ya informatsionno-kommunikatsionnoy sredyi v formirovanii nauchno-issledovatelskoy deyatelnosti buduschih magistrov [Features of the use of information and communication environment in the formation of research activities of future masters]. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki [News of Dagestan state pedagogical University. Psychological and pedagogical Sciences], 2016, vol. 10, no. 3, pp. 39—42. (In Russ.).

3. Manako A.F., Sinitsa K.M. Kommunikativnyie tehnologii v obuchenii: vzglyad skvoz prizmu trans-formatsiy [Communicative technologies in education: a look through the prism of modernisations]. Ob-

razovatelnyie tehnologii i obschestvo [Educational technologies and society], 2012, no. 3, pp. 392—413. (In Russ.).

4. Mihaylova I. ., Mahov A.S. Shahmatyi kak pol-nopravnyiy vid sporta: sovremennaya problematika i metodologicheskie aspektyi [Chess as a full-fledged sport: modern problems and methodological aspects]. Uchenyie zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta [Scientific notes of the University. P. F. Lesgaft], 2015, no. 6 (124), pp. 132—140. (In Russ.).

5. Novikova N.T., Koval T.E., I.B. Cherkasova I.B. Informatsionno-kommunikatsionnyie tehnologii kak vazhnaya sostavlyayuschaya innovatsionnogo pod-hoda v organizatsii zanyatiy fizicheskoy kulturoy i sportom [Information and communication technology as an important component of the innovative approach in the organization of physical culture and sport]. Fizicheskaya kultura i sport v sisteme vyisshego obrazovaniya [Physical culture and sport in higher education]. Moscow, 2012. Pp. 45—50. (In Russ.).

6. Petrov M.G. Ispolzovanie IKT na urokah fizicheskoy kulturyi [The use of Informative and communicative Technologies in physical education lessons]. Kompetentnostnyiy podhod: sovremen-nyie aspektyi razvitiya obrazovaniya [Competence

approach: modern aspects of education development]. Saratov, 2017. Pp. 125—126. (In Russ.).

7. Porohovskaya M.V. Analiz ispolzovaniya in-formatsionno-kommunikatsionnyih tehnologiy v sfere fizicheskoy kulturyi i sporta [Analysis of the use of information and communication technologies in the field of physical culture and sports]. Vesnik Vitsebskaga dzyarzhaynaga universiteta [Bulletin of Vitebsk State University], 2015 no. 2—3 (86—87), pp. 99—107. (In Russ.).

8. Uvarin A.V., Mogilnikov Yu.V. Primenenie informatsionno-kommunikatsionnyih tehnologiy v razlichnyih otraslyah fizicheskoy kulturyi i sport-ivnyih sorevnovaniyah [Application of information and communication technologies in various branches of physical culture and sports competitions]. Prob-lemyi razvitiya fizicheskoy kulturyi i sporta v novom tyisyacheletii [Problems of development of physical culture and sport in the new Millennium]. Ekaterinburg, 2015. Pp. 155—159. (In Russ.).

9. Harkovskaya E.V., Bikbaev A.I. Popu-lyarizatsiya sporta posredstvom tehnologiy mass-

ovyih kommunikatsiy (na primere shahmat) [Popularization of sport through mass communication technologies (on the example of chess)]. Mezh-dunarodnyiy zhurnal gumanitarnyih i estestven-nyih nauk [International journal of Humanities and natural Sciences], 2017, no. 3—2, pp. 41—44. (In Russ.).

10. Olimpiyskaya sistema [Olympic system]. Viki-pediya: svobodnaya entsiklopediya [Wikipedia: the free encyclopedia]. Available at: https://ru.wikipedia. org/?oldid=93693193 (In Russ.).

11. Svobodnyiy shahmatnyiy internet-server [Free chess Internet server]. Available at: https://lichess. org (In Russ.).

12. Slovar shahmatnyih terminov [Dictionary of chess terms]. Available at: http://chess.sainfo.ru/dict/ svy.html (In Russ.).

13. Lichess — shahmatnyiy internet-server [Lichess — chess Internet server]. Vikipediya: svobodnaya entsiklopediya [Wikipedia: free encyclopedia]. Available at: https://ru.wikipedia. org/?oldid=98569866 (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.