Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОЧЕРЕДНОСТИ ПРОЕЗДА НА РЕГУЛИРУЕМЫХ ПЕРЕКРЕСТКАХ'

ПРОБЛЕМЫ ОЧЕРЕДНОСТИ ПРОЕЗДА НА РЕГУЛИРУЕМЫХ ПЕРЕКРЕСТКАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
220
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕГУЛИРОВЩИК / ОЧЕРЕДНОСТЬ ПРОЕЗДА / СИГНАЛЫ РЕГУЛИРОВЩИКА / РЕГУЛИРУЕМЫЙ ПЕРЕКРЕСТОК / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / АВАРИЙНАЯ СИТУАЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ткаченко Егор Валерьевич, Лейбович Михаил Васильевич

Перекресток является одним из аварийных участков улично-дорожной сети. Нормативно-правовые акты должны разъяснять поведение каждого участника дорожного движения в случае, когда траектории их движения пересекаются и вероятность столкновения повышается, во избежание аварийных ситуаций. В текущей редакции Правил дорожного движения Российской Федерации встречаются моменты, где очередность движения не оговорена. В настоящей статье будут раскрыты данные неточности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE SEQUENCE OF TRAVELING AT CONTROLLED CROSSROADS

The intersection is one of the emergency sections of the road network. Regulations should clarify the behavior of each road user when their paths intersect or are close to collision in order to avoid accidents. In the current version of the traffic rules, there are moments where the sequence of traffic is still not specified. This article will disclose these inaccuracies.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОЧЕРЕДНОСТИ ПРОЕЗДА НА РЕГУЛИРУЕМЫХ ПЕРЕКРЕСТКАХ»



УДК 656.054.1 DOI 10.53039/2079-4401.2021.6.4.002

ББК 39.808.020.3 © Е.В. Ткаченко, М.В. Лейбович, 2021

Научная специальность: 05.22.10 - Эксплуатация автомобильного транспорта

ПРОБЛЕМЫ ОЧЕРЕДНОСТИ ПРОЕЗДА НА РЕГУЛИРУЕМЫХ ПЕРЕКРЕСТКАХ

Егор Валерьевич Ткаченко,

технолог АО «Дальэнергомаш», магистрант Тихоокеанского государственного университета

E-mail: egor.tkachenko@mail.ru

Михаил Васильевич Лейбович,

доцент кафедры промышленного и гражданского строительства, доцент кафедры эксплуатации автомобильного транспорта Тихоокеанского государственного университета, кандидат технических наук, доцент E-mail: 000274@pnu.edu.ru

Аннотация. Перекресток является одним из аварийных участков улично-дорожной сети. Нормативно-правовые акты должны разъяснять поведение каждого участника дорожного движения в случае, когда траектории их движения пересекаются и вероятность столкновения повышается, во избежание аварийных ситуаций. В текущей редакции Правил дорожного движения Российской Федерации встречаются моменты, где очередность движения не оговорена. В настоящей статье будут раскрыты данные неточности.

Ключевые слова: регулировщик, очередность проезда, сигналы регулировщика, регулируемый перекресток, правила дорожного движения, организация дорожного движения, аварийная ситуация, безопасность дорожного движения, регулирование движения

PROBLEMS OF THE SEQUENCE OF TRAVELING AT CONTROLLED CROSSROADS

Egor V. Tkachenko,

technologist of the Joint Stock Company «Dalenergomash», master student Pacific National University

Mikhail V. Leibovich,

associate professor at the department of industrial and civil engineering, associate professor of the department of road transport operation

Pacific National University, candidate of technical sciences, associate professor

Abstract. The intersection is one of the emergency sections of the road network.Regula-tions should clarify the behavior of each road user when their paths intersect or are close to collision in order to avoid accidents. In the current version of the traffic rules, there are moments where the sequence of traffic is still not specified. This article will disclose these inaccuracies.

Keywords: traffic controller, sequence of passage, traffic controller signals, controlled intersection, traffic rules, traffic organization, emergency, traffic safety, traffic regulation

Для цитирования: Ткаченко Е.В., Лейбович М.В. Проблемы очередности проезда на регулируемых перекрестках // Современная наука, 2021. № 4. С. 16-20. DOI: 10.53039/2079-4401.2021.6.4.002

Как известно, существует два типа перекрестков: регулируемые и нерегулируемые. Согласно п. 13.3 Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД РФ, или Правила) перекресток называется регулируемым при наличии светофора, работающего в штатном режиме, или регулировщика [1]. Следовательно, при проезде любого регулируемого перекрестка между участ-

никами дорожного движения не должно возникнуть спорных моментов и любое взаимодействие между ними должно оговариваться правилами, при этом каждый участник должен понимать, как ему действовать.

Проанализируем перекрестки, очередность движения на которых определяется сигналами регулировщика.

open Q access НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БДД open Q access

Регулировщик - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных ПДД РФ, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование.

В настоящее время регулировщик - довольно редкое явление на дорогах. К такому регулированию прибегают в основном при серьезном дорожно-транспортном происшествии (далее - ДТП) или если светофорное регулирование не может разгрузить транспортные потоки.

Согласно п. 6.10 ПДД РФ существует три основных сигнала регулировщика: правая рука поднята вверх; руки опущены или направлены в стороны; правая рука вытянута вперед.

Как правило, безрельсовые транспортные средства при таком регулировании не конфликтуют. Но все же есть один жест регулировщика, при котором может возникнуть опасная ситуация вплоть до ДТП.

Обратимся к экзаменационным билетам для

Рис. 1. Экзаменационный билет № 5 вопрос 13

Кандидатов в водители спрашивают об их действиях при развороте. Официальный комментарий, утвержденный ГИБДД, на данный вопрос гла-

сит, что сигнал регулировщика разрешает движение обоим транспортным средствам (п. 6.10 ПДД РФ), при этом очередность движения не оговаривается. Поэтому руководствоваться необходимо п. 8.9 ПДД РФ и уступить дорогу транспортному средству, которое приближается справа. Таким образом, по завершении разворота мы должны уступить дорогу синему автомобилю.

Примечание: билет № 36 вопрос 13 [7; 8] имеет схожую формулировку, но уже со стороны другого водителя.

Для детального анализа процитируем пункт 8.9 ПДД РФ, на который идет ссылка в комментарии к билету: «В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа» и пункт 13.3 ПДД РФ: «Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым».

В данной ситуации мы видим противоречие между двумя пунктами Правил. Перекресток регулируется регулировщиком, а значит, очередность проезда должна быть определена, но при этом в случае выполнения разворота возникает ситуация, что очередность проезда не оговаривается.

Возможно, эта недосказанность возникла в результате неоднократной редакции ПДД РФ, в более ранних версиях которых сигналы регулировщика имели иное значение. Попробуем сравнить.

Сведем в таблицу описание значений сигналов регулировщика Н. Юмашева [4].

Таблица 1

Описание значений сигналов регулировщика

Описание сигнала Разрешенные направления движения для нерельсовых транспортных средств

Регулировщик обращен к водителю правым или левым боком и руки опущены вниз Прямо и направо

Регулировщик поднял руку вверх Данный сигнал соответствует желтому сигналу светофора

Регулировщик обращен к водителю грудью или спиной и руки опущены вниз Движение запрещено

Регулировщик с вытянутой вперед правой рукой обращен к водителю грудью Направо

Регулировщик обращен к водителю левым боком и вытянул вперед правую руку Во всех направлениях

Регулировщик обращен к водителю спиной или правым боком и вытянул вперед правую руку Движение запрещено

Сигналы регулировщика, приведенные в Правилах дорожного движения 1980 г. (раздел 7) [5], а также в Правилах дорожного движения 1987 г. (п. 7.2) [6], не отличаются от описанных Н. Юмашевым и имеют те же значения. В пособии Г.И. Клинковштейна и Н.Н. Юмашева [3] сигналы регулировщика имеют те же значения.

Таким образом, мы видим, что на протяжении более 50 лет значения сигналов регулировщика не изменились. Поэтому пока сложно говорить о возникновении недочета в результате редактирования ПДД РФ.

В целях подтверждения теории неполноты ПДД РФ в части регулирования проезда перекрестков попробуем сопоставить значения сигналов регулировщика и сигналов светофора типа Т.1. [2] в ситуации, когда при светофорном регулировании на перекрестке разрешено движение нескольким транспортным средствам, движущимся с пересекаемых направлений (рис. 2).

1. Сигнал «правая рука поднята вверх» соответствует красному сигналу светофора с выключенными дополнительными секциями.

2. Сигнал «руки опущены или вытянуты в стороны»:

для водителей, находящихся со стороны груди, соответствует красному сигналу светофора с выключенными дополнительными секциями;

для водителей, находящихся со стороны бока, соответствует зеленому сигналу светофора с включенной дополнительной секцией направо и отключенной дополнительной секцией налево.

3. Сигнал «правая рука вытянута вперед»:

Приоритет при раз1

для водителей, находящихся со стороны левого бока, соответствует зеленому сигналу светофора с включенными обеими дополнительными секциями;

для водителей, находящихся со стороны груди, соответствует красному сигналу светофора с включенной дополнительной секцией направо и отключенной дополнительной секцией налево;

для водителей, находящихся со стороны спины или правого бока, соответствует красному сигналу светофора с выключенными дополнительными секциями.

В целях анализа суждений водителей проведены опросы, в ходе которых рассмотрено несколько ситуаций. Участники дорожного движения выполняют один и тот же маневр, отличается лишь способ регулирования перекрестка (рис. 2). Результаты опросов приведены в таблице 2.

Рис. 2. Сопоставление ситуации с сигналом светофора и регулировщика

Таблица 2

на перекрестке

Варианты ответов В какой ситуации вы обязаны уступить дорогу разворачивающемуся автомобилю?

Опрос № 1 1 Опрос № 2

Количество проголосовавших участников (на момент написания статьи)

3742 человека 596 человек

В ситуации 1 494 (13,2%) 38 (6,38%)

В ситуации 2 1620 (43,3%) 309 (51,85%)

В обеих ситуациях 1104 (29,5%) 170 (28,52%)

Ни в одной ситуации 524 (14%) 70 (11,74%)

Другой вариант ответа - 9 (1,51%)

Как видно, большинство участников считают, что уступить дорогу необходимо в ситуации 2, когда движение через перекресток определяется сигналами светофора. Действительно, пункт 13.5 ПДД РФ обязывает это сделать.

В случае с регулировщиком участники опроса, ссылаясь на п. 8.9 ПДД РФ, указали, что в процессе разворота будут находиться справа от разворачивающегося транспорта, как и написано в экзаменационных билетах.

open Q access НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БДД open 9 access

В следующей ситуации рассмотрена очередность проезда перекрестка трамваем и автомобилем. В данном случае очередность движения также определяется сигналами светофора и регулировщика (рис. 3). Результаты опросов представлены в таблице 3.

Рис. 3. Очередность проезда автомобиля и трамвая

При анализе проблемы неполного распределения очередности проезда между безрельсовыми транспортными средствами выявлены разногласия в восприятии водителями пункта 13.6 ПДД РФ. Согласно данному пункту трамвай не имеет преимущества, если движется по сигналу дополнительной секции с запрещающим сигналом основной секции.

Таким образом, при написании ПДД РФ и при определении очередности проезда была учтена ситуация, что при сигнале регулировщика траектории безрельсового транспорта и трамваев могут пересечься.

Очередность проезда

Еще раз обратимся к ПДД СССР.

Правила дорожного движения 1980 г. (раздел 14) [5] также не учитывают ситуацию, что траектории движения автомобилей при регулировщике могут пересекаться. Текст пункта 14.2 Правил 1980 г. аналогичен пункту 13.6 ПДД РФ.

Правила дорожного движения 1987 г. (раздел 14) [6] не определяют очередность проезда безрельсовых транспортных средств, движущихся по сигналу регулировщика. Пункт 14.3 данных Правил определяет очередность движения трамваев и безрельсовых транспортных средств.

Текст Правил редактировался, менялась нумерация, но с самого начала определена очередность движения трамваев и автомобилей, если регулировщик допускает одновременное движение, но при этом очередность между автомобилями не установлена.

Принимая во внимание устоявшуюся норму (отсылку к п. 8.9), можно ввести дополнительный пункт правил со следующей формулировкой: «В случаях, когда сигнал регулировщика разрешает движение одновременно нескольким безрельсовым транспортным средствам, движущимся с пересекаемых направлений, уступить дорогу должен водитель, совершающий разворот».

Казалось бы, вопрос на этом будет решен, но поскольку ПДД РФ не определяют траекторию движения при совершении поворота налево, аварийная ситуация может возникнуть в случае, если траектория поворота проходит до центра перекрестка, при этом выполняются требования п. 8.6 (рис. 4).

Таблица 3

этомобиля и трамвая

Варианты ответов В каком случае вы обязаны уступить дорогу обоим трамваям?

Опрос № 1 Опрос № 2

Количество проголосовавших участников (на момент написания статьи)

1574 человек 550 человек

№ 1 442 (28,08%) 170 (30,91%)

№ 2 199 (12,65%) 39 (7,09%)

№ 1 и № 2 799 (50,76%) 285 (51,82%)

Ни в одном случае 134 (8,51%) 30 (5,45%)

Другой вариант ответа - 26 (4,73%)

Рис. 4. Аварийная ситуация при повороте налево

Таким образом, ДТП, произошедшее в результате столкновения двух транспортных средств, движущихся с разных направлений, свидетельствует о пересечении их траекторий движения.

Как проезжать регулировщика при повороте налево (за спиной или не доезжая до него), в ПДД РФ не указано.

В этой ситуации п. 8.9 Правил, как и в случае с разворотом, к водителю легкового автомобиля неприменим, поскольку очередность проезда на регулируемом перекрестке согласно разделу 13 ПДД РФ должна быть оговорена. Использовать этот пункт при определении очередности проезда на регулируемых перекрестках недопустимо.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следовательно, проблема остается, и предложенная ранее формулировка не закроет имеющийся пробел.

Наделять преимуществом транспортное средство, движущееся по дороге справа, небезопасно, если учитывать уже устоявшуюся норму разворота и принять во внимание результаты опросов (примечание: в опросе к рисунку 4 2120 человек из 3456 опрошенных проголосовали за вину легкового автомобиля).

Необходимо изначально определить очередность проезда, чтобы водители еще до подъезда к перекрестку знали как им действовать.

Учитывая все вышесказанное, считаем целесообразным предложить следующую формулировку (п. 13.15. (1):

«В случаях, когда сигнал регулировщика разрешает движение одновременно нескольким без-

рельсовым транспортным средствам, движущимся с пересекаемых направлений, преимущество имеет транспортное средство, движущееся со стороны груди».

Ввод данного пункта полностью закроет пробел в ПДД РФ в части проезда регулируемых перекрестков.

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.03.2021).

2. ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств // URL: https://legalacts.ru/doc/gost-r-52289-2019-natsionalnyi-standart-rossiiskoi-federatsii-tekhnicheskie-sredstva/ (дата обращения: 05.04.2021).

3. Кликовштейн Г.И., Юмашев Н.Н. Пособие по правилам дорожного движения. 3-е изд., пере-раб. и. доп. - М.: Транспорт, 1985. 143 с.

4. Н. Юмашев: Правила и безопасность движения транспорта, издание третье (Печатается по изданию: Н. Юмашев: Правила и безопасность движения транспорта. М., 1967). Хабаровское книжное издательство. Благовещенск, 1970. 240 с.

5. Правила дорожного движения: введены в действие с 1 июня 1980 г. Хабаровское книжное издательство. Амурское отделение. Благовещенск, 1980. 64 с.

6. Правила дорожного движения: Введены в действие с 1 января 1987 г. - М.: Транспорт, 1986. 48 с.

7. Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А», «В», «М» и подкатегорий «А1», «В1» с комментариями (с последними изменениями). Коллектив авторов: А.Ю. Якимов и др. - М.: Рецепт-Холдинг, 2020. 208 с.

8. Экзаменационные билеты для категорий «A», «B», «M» и подкатегорий «А1», «B1» // URL: https://гибдд.рф/mens/avtovladeltsam/abm (дата обращения: 05.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.