Научная статья на тему 'О формировании опыта гибкой алгоритмизации действий у кандидатов в водители транспортных средств'

О формировании опыта гибкой алгоритмизации действий у кандидатов в водители транспортных средств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
профессиональное обучение / методика профессионального обучения / подготовка водителей транспортных средств / алгоритмы действий / формирование умений и навыков / практический опыт / качество профессионального обучения. / professional training / methods of professional training / training of drivers of vehicles / algorithms of actions / formation of skills / practical experience / quality of professional training.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блохин Антон Дмитриевич, Ерсулов Антон Леонидович, Чибаков Анатолий Сергеевич

В статье исследуется проблема качества подготовки водителей транспортных средств в современных условиях. Анализируются данные официальной статистики и на этом основании делается вывод о необходимости формирования у кандидатов в водители опыта гибкой алгоритмизации действий при разрешении дорожных ситуаций. В качестве материала выбраны правила проезда регулируемых перекрестков. Авторы выделяют подготовительный, исполнительский и рефлексивный этапы действий при движении по таким перекресткам. В силу многих условий, определяющих порядок действий водителя в конкретной ситуации, обосновывается значимость умений гибко перестраивать алгоритмы безопасного управления автомототранспортом. Называются факторы, обеспечивающие эффективное формирование водительского опыта в период профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Блохин Антон Дмитриевич, Ерсулов Антон Леонидович, Чибаков Анатолий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT FORMATION OF EXPERIENCE OF FLEXIBLE ALGORITHMIZATION OF ACTIONS IN CANDIDATES FOR DRIVERS OF VEHICLES

The article examines the problem of quality of training of drivers of vehicles in modern conditions. The data of official statistics are analyzed and on this basis it is concluded that candidates for drivers need to develop experience in flexible algorithmization of actions in resolving traffic situations. The rules for driving at regulated intersections are selected as the material. The authors distinguish the preparatory, performing and reflexive stages of actions when driving at such intersections. Due to many conditions that determine the order of actions of the driver in a particular situation, the importance of the ability to flexibly rebuild algorithms for safe management of motor vehicles is justified. The factors that ensure the effective formation of driving experience during professional training are given.

Текст научной работы на тему «О формировании опыта гибкой алгоритмизации действий у кандидатов в водители транспортных средств»

УДК 377.3; 377.4; 377.5

Блохин Антон Дмитриевич, Ерсулов Антон Леонидович Студенты 3 курса Яранского технологического техникума Научный руководитель: Чибаков Анатолий Сергеевич Кандидат педагогических наук, Яранский технологический техникум Яранск, Кировская область Р01: 10.24411/2520-6990-2019-11247 О ФОРМИРОВАНИИ ОПЫТА ГИБКОЙ АЛГОРИТМИЗАЦИИ ДЕЙСТВИЙ У КАНДИДАТОВ В

ВОДИТЕЛИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Blokhin Anton Dmitrievich, Ersulov Anton Leonidovich

3rd year students of Yaransk technological College Scientific supervisor: Chibakov Anatolii Sergeyevich

Candidate of pedagogics Yaransk technological College Yaransk, Kirov region

ABOUT FORMATION OF EXPERIENCE OF FLEXIBLE ALGORITHMIZATION OF ACTIONS IN

CANDIDATES FOR DRIVERS OF VEHICLES

Аннотация

В статье исследуется проблема качества подготовки водителей транспортных средств в современных условиях. Анализируются данные официальной статистики и на этом основании делается вывод о необходимости формирования у кандидатов в водители опыта гибкой алгоритмизации действий при разрешении дорожных ситуаций. В качестве материала выбраны правила проезда регулируемых перекрестков. Авторы выделяют подготовительный, исполнительский и рефлексивный этапы действий при движении по таким перекресткам. В силу многих условий, определяющих порядок действий водителя в конкретной ситуации, обосновывается значимость умений гибко перестраивать алгоритмы безопасного управления автомототранспортом. Называются факторы, обеспечивающие эффективное формирование водительского опыта в период профессионального обучения.

Abstract

The article examines the problem of quality of training of drivers of vehicles in modern conditions. The data of official statistics are analyzed and on this basis it is concluded that candidates for drivers need to develop experience in flexible algorithmization of actions in resolving traffic situations. The rules for driving at regulated intersections are selected as the material. The authors distinguish the preparatory, performing and reflexive stages of actions when driving at such intersections. Due to many conditions that determine the order of actions of the driver in a particular situation, the importance of the ability to flexibly rebuild algorithms for safe management of motor vehicles is justified. The factors that ensure the effective formation of driving experience during professional training are given.

Ключевые слова: профессиональное обучение, методика профессионального обучения, подготовка водителей транспортных средств, алгоритмы действий, формирование умений и навыков, практический опыт, качество профессионального обучения.

Key words: professional training, methods ofprofessional training, training of drivers ofvehicles, algorithms of actions, formation of skills, practical experience, quality ofprofessional training.

Профессия водителя транспортных средств относится к числу наиболее опасных. Аварии на дорогах ежегодно уносят тысячи жизней. По информации научного центра безопасности дорожного движения в 2018 году в стране произошло 168099 дорожно-транспортных происшествия (далее ДТП), в которых погибло 18214 человек. Главной причиной ДТП называется нарушение установленных правил дорожного движения (ПДД) водителями транспортных средств. Всего ими совершено 148142 ДТП, что составило 88,1 % от их общего количества, с числом жертв - 15297 человек или 84 %.

Виновниками ДТП среди водителей часто становились лица, управляющие легковыми автомобилями: 119177 ДТП или 80,4 %.

Основным видом нарушений водителями ПДД стало несоблюдение очередности при проезде перекрестков: 27932 ДТП или 18,9 %. Количественно данное значение почти вдвое превосходит показатели по другим наиболее распространенным видам нарушений водителями ПДД, приводившим к авариям на дорогах, а именно: выезд на полосу, предназначенную для встречного движения (13905 ДТП или 9,4 %); превышение или несоответствие скорости движения реальным условиям (13536 ДТП или 9,1 %) [1, с. 3-7]. Всего из-за неправильного проезда

РЕБАСООГСАЬ 8С1Е1ЧСЕ8 / «Ш11ШетУМ~^©УГМа1>#2(114)),2©2©

136

перекрестков погибло 998 участников движения или 5,5 %. По числу жертв этот вид ДТП расположился не третьей строчке трагического списка. Следовательно, подготовка водителей требует формирования прочных знаний и понимания принципов организации дорожного движения на перекрестках, умений и навыков по применению теоретических положений в решении практических задач, качеств личности оперативно и правильно принимать решения в реальных ситуациях на дорогах. В этой связи научно-практический интерес вызывает проблема формирования опыта у кандидатов в водители по мысленному построению алгоритмов действий при проезде перекрестков в соответствии с ПДД.

Разные аспекты подготовки кандидатов в водители транспортных средств рассмотрены в психолого-педагогической литературе, в том числе на страницах периодических изданий. Среди вышедших из них за последние 5 лет, заслуживают внимания следующие: общие проблемы организации, методики обучения и качества подготовки [2-6 и др.]; содержание и практика реализации образовательных программ [7-11 и др.]; изучение зарубежного опыта [12-15 и др.]; формирование представлений, становление умений принимать решения, прогнозировать возможные риски, развитие практических навыков [16-19 и др.]; использование технических средств и учебных тренажеров [20-22 и др.]; вопросы профессионально-личностной психологии [23-27 и др.].

Формирование умений алгоритмизировать действия при движении автомототранспортных средств по перекресткам происходит на аудиторных занятиях и закрепляется во время практического вождения в условиях населенного пункта. Совокупность всех действий образует последовательность из трех основных этапов: подготовительный, исполнительский и рефлексивный. Рассмотрим содержание каждого из них.

На подготовительном этапе водитель выполняет действия, которые обусловлены приближением к пересечению дорог. Выбирает положение управляемого средства на проезжей части, исходя из количества полос и планируемого направления движения, требований установленных дорожных знаков и нанесенной разметки. Производит перестроения на проезжей части. Пользуется указателями поворотов. Управляет скоростью движения. Пользуется при необходимости стояночной тормозной системой. Определяет или воспроизводит из прошлого опыта вид перекрестка: регулируемый или нерегулируемый (равнозначный или неравнозначный). Далее рассуждения поведем применительно к регулируемым перекресткам.

Предварительным признаком регулируемого перекрестка может быть установленный на нормативном расстоянии предупреждающий знак 1.8 «Светофорное регулирование». Подтверждающим признаком такого вида перекрестка является режим функционирования транспортного светофора (за исключением мигающего желтого сигнала) или исполнение прямых обязанностей регулировщиком.

На регулируемом светофором перекрестке циклично подаются цветовые сигналы (... ^ зеленый ^ мигающий зеленый ^ желтый ^ красный ^ сочетание красного и желтого ^ ...). Важно выяснить форму сигналов светофора (круглое окно или стрелка) и применение дополнительных секций. Регулирование движения транспорта и пешеходов регулировщик, которого отличает форменная одежда или экипировка, производит с помощью трех сигналов: рука поднята вверх (может быть согнута в локте); правая рука вытянута вперед (левая опущена или направлена в сторону), руки вытянуты в стороны (могут быть опущены). В случае, когда водители и пешеходы получают сигналы одновременно от светофора и регулировщика, руководствоваться следует указаниями регулировщика.

Кроме того, необходимо установить наличие на границе перекрестка дорожных знаков, а на самом перекрестке дорожной разметки. Их присутствие может вводить дополнительные или временные требования. Хотя их действие (знаки приоритета) может отменяться сигналами светофора или регулировщика. Все это позволяет при необходимости скорректировать направление движения по перекрестку. Если ситуация требует технологической остановки, то нужно наметить место для прекращения движения - перед краем пересекаемой проезжей части, перед стоп-линией, перед знаком 6.16 «Стоп-линия», на безопасном расстоянии до находящегося впереди транспортного средства. Наличие трамвайных путей или выделенной полосы для маршрутных транспортных средств требует учета правил, связанных с порядком использования попутными путями, сигналами Т-образного 4-хсекционного светофора с сигналами бело-лунного цвета.

Исполнительский этап связан с непосредственным движением по перекрестку. Если приходится начинать движение после остановки, то к нему можно приступать только убедившись, что транспорт и пешеходы, по направлениям которых движение теперь стало запрещено, покинули пересечение проезжих частей. Вместе с тем, главные действия водителя, безусловно, связаны с установлением очередности движения. На основной разрешающий сигнал на 4-хстороннем Х-образном перекрестке первыми уверенно движутся транспортные средства в прямом направлении. При любых поворотах требуется уступить дорогу пешеходам, переходящим пересекаемую дорогу, а при повороте налево также встречному транспорту, идущему прямо или направо. Одновременный поворот налево или разворот со встречным транспортным средством производится с разъездом правыми бортами относительно центра перекрестка. Выполнение левого поворота и разворота требует большого внимания водителя к транспорту, движущемуся встречно по любой полосе. Их видимость или видимость их указателей поворотов может быть ограничена.

На сигнал дополнительной секции, включенной с основным запрещающим сигналом, можно приступить к движению, только уступая дорогу транспорту других направлений. Перед трамваем у

безрельсового транспортного средства при пересечении траекторий на регулируемом перекрестке существует преимущество в двух случаях: 1) когда движение трамваю запрещено сигналом регулировщика или Т-образным светофором, а безрельсовому средству движение сигналом разрешено; 2) когда трамвай движется на сигнал дополнительной секции в сочетании с включенной запрещающей секцией, а безрельсовое средство - на основной разрешающий сигнал. В других случаях преимущество остается за трамваем.

В случае поворота или разворота, следует правильно занимать место в полосах движения при съезде с перекрестка: при повороте направо - в крайнюю правую полосу, налево и развороте - в любую полосу (но в крайнюю третью или далее полосу въезжать и задерживаться можно не нарушая соответствующих правил). Нужно также учитывать наличие (отсутствие) разделительной полосы, обозначенных стоп-линий, количество пересечений проезжих частей и направление движения транспорта по ним. Сразу после выполнения маневра требуется выключать указатели поворота.

Рефлексивный этап предполагает осмысление и оценочные действия, извлечение полезной аналитической информации из разрешившейся ситуации. Особую значимость такая деятельность имеет во время практического обучения вождению, в первоначальный период самостоятельного управления мотоциклом или автомобилем, а также при проезде по незнакомому сложному перекрестку даже для опытного водителя. Диалог с инструктором должен протекать объективно, тактично и доверительно. Выявленные и разобранные ошибки должны быть осознаны кандидатом в водители, а работа над ними должна способствовать становлению самокритичности. Эффективным является показ наставником приемов действий при проезде перекрестков. Закрепление правильных действий достигается в ходе решения учебных задач и проезда перекрестков на учебном автомототранспорте с разной интенсивностью и организацией движения до наступления уверенности и автоматизма.

Таким образом, подготовительный, исполнительный и рефлексивный этапы составляют взаимосвязанное содержательное единство, в которое входят все действия водителя, обеспечивающие безопасное управление автомобилем (мотоциклом, автобусом). На этой основе, организуется учебная деятельность, отличающаяся оптимальным набором и правильной последовательностью действий, гибким и оперативным реагированием, внесением необходимых корректив и перестроением алгоритмов в мышлении кандидатов в водители, как результат проявления обратной связи на развитие дорожной ситуации.

Позитивное влияние на формирование опыта гибкой алгоритмизации действий у будущих водителей автомототранспортных средств оказывают использование: элементов проблемного обучения; приемов схематизации и структурирования учебного материала; видеозаписывающих средств для последующего разбора действий в реальных до-

рожных ситуациях [5; 28; 29 и др.]. Исключительную пользу представляют электронные обучающие и тренирующие программы, ресурсы сети Интернет, позволяющие усвоить новый и повторить ранее изученный учебный материал, решить задачи в режиме диалога с компьютером, иногда с возможностью выбора уровня сложности заданий и оцениванием результатов контроля знаний машиной [30]. Вместе с тем, ценным является ступенчатое выстраивание требований при проверке качества профессиональной подготовки кандидатов в водители, когда критерии оценок текущего зачета выше, чем на внутреннем экзамене в учебном заведении, а на нем, в свою очередь, выше, чем на квалификационном экзамене в регистрационно-экзаменационном отделе инспекции безопасности дорожного движения [6]. Отметим также и то, что у нас в техникуме реализуется образовательная программа, отличающаяся от примерной программы увеличенным количеством часов на изучение основ законодательства в сфере дорожного движения [11]. А наши студенты, проявляющие склонность к исследовательской деятельности, включаются в активный совместный творческий процесс с педагогическим работниками [31], в том числе по изучению вопросов качества подготовки и совершенствования мастерства водителей транспортных средств [32; 33; 34].

В целом, система подготовки водителей автомобилей в нашем учебном заведении показывает свою эффективность на протяжении уже более 10 лет. Мы можем быть тому свидетелями, поскольку в прошлом году успешно прошли обучение по программе подготовки водителей транспортных средств категории «В», а в настоящее время осваиваем программу подготовки водителей категории «С». Статистические данные за последние несколько лет подтверждают наши выводы: процент сдачи теоретического экзамена в РЭО ГИБДД с первого предъявления более 98, практического экзамена - выше 60, в то время как в среднем по стране, соответственно, 65.75 и 40.50 %.

Литература

1. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2018 года. Информационно-аналитический обзор. - М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2018, 18 с.

2. С.В. Ананьев. Актуальные проблемы подготовки водителей в военных вузах // Развитие военной педагогики в XXI веке: Материалы V межвузовской научно-практической конференции / под ред. С.В. Костарева, И.И. Соколовой, Н.В. Ершова.— СПб.: ВАС, 2018. - С. 245-249.

3. Воронина Е.Е. Критерии и показатели качества образования в организациях, осуществляющих подготовку водителей // Вестник НЦБЖД. - 2016. -№ 4 (30). - С. 42-48.

4. Климова Г.Н., Артемов А.Ю., Стеганцев А.В. О повышении качества подготовки и переподготовки водителей // Воронежский научно-технический вестник. - 2015. - № 4 (14). - С. 71-76.

5. Чибаков А.С. Обеспечение качества подготовки водителей транспортных средств к движению в условиях населенных пунктов // Вестник Череповецкого государственного университета. -2016. - № 2. - С. 123-129.

PEDAGOGICAL SCIENCES / <<ШУШетУМ~^©У©Ма1>>#2(1!4)),2©2©

138

6. Чибаков А.С. Опыт и предложения по совершенствованию подготовки водителей транспортных средств категории «С» при реализации образовательного стандарта в учреждении среднего профессионального образования // Перспективы науки и образования. - 2018. - № 2 (32). - С. 92-103.

7. Ясенков Е.П., Парфенова Л.А. Результаты внедрения новых примерных программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств в Российской Федерации за 2015 - 2018 годы // Механики XXI веку. 2019. № 18. С. 220-228.

8. Ковалев В.В. Вербилов А.Ф., Ковалев Т.В. Актуальные проблемы подготовки и допуска начинающих водителей к управлению транспортным средством // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2016. -№ 14-2. - С. 182-183.

9. Коваленко В.В. Некоторые аспекты организации обучения курсантов ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России по программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В» // Вестник Пермского института ФСИН России. - 2015. - № 4 (19). - С. 66-70.

10. Слышалов И.В. Актуальные проблемы реализации программ профессионального обучения водителей транспортных средств // Гуманитарные исследования. - 2017. - № 3 (16). - С. 165-168.

11. Чибаков А.С., Крылов Д.А., Комелина В.А. Реализация программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств на основе интенсивного обучения // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 4. - С. 753-757; URL: http://www.top-

technologies.ru/pdf/2015/2015 12 4.pdf

12. Заостровцев А.В., Катальников С.В. Начинающий водитель: понятие, факторы риска, пути решения проблемных вопросов // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД РФ. 2016. № 3 (39). С. 83-91.

13. Ковалев В.В., Вербилов А.Ф. Зарубежный опыт выдачи водительских удостоверений начинающим водителям (на примере Японии) // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2015. № 1 (28). С. 81-83.

14. Михеева К.В., Лизунов А.В. Сравнительный анализ подготовки водителей-любителей в разных странах // Вестник КГУ. - 2015. - № 3. - С. 105107.

15. Стерхова Н.С. Аксентьева Л.Н. Обучение управлению автомобилем в России и за рубежом: учебное пособие. - М.: ЗАО «Университетская книга», 2018. - 202 с.

16. Стерхова Н.С. Формирование у водителей психомоторных навыков управления автомобилем // С. 69-76.

17. Чекотин Р.С., Вербицкая Н.О. Методика обучения предвидению рисков дорожного движения в системе профессиональной подготовки водителей России // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 1. - С. 29.

18. Чибаков А.С. Формирование понятийных и образных представлений при изучении основ законодательства в сфере дорожного движения // Современные наукоемкие технологии.- 2016. - № 4-1. - С. 191 - 195; URL: http://www.top-technolo-gies.ru/ru/article/view?id=3 5802

19. Чибаков, А.С. Формирование умений принимать решения у кандидатов в водители автомобиля при изучении правил дорожного движения / А.С. Чибаков, Д.А. Крылов // Перспективы науки. - Тамбов: ТМБпринт. - 2016. - № 8 (83). - С. 81-87.

20. Белякова А.В., Савельев Б.В. Анализ информационных моделей тренажеров для обучения водителей транспортных средств (обзор) // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. 2019. Т. 16. № 5 (69). С. 558571.

21. Климова Г.Н. и др. Обучение водителей с использованием технических средств / Г.Н. Климова, Е.В. Шаталов, В.А. Зеликов, Г.А. Денисов, Ю.В. Струков // Перспективные направления развития автотранспортного комплекса: сборник статей XII Международной научно-практической конференции / МНИЦ ПГАУ. - Пенза: РИО ПГАУ, 2018. - С. 93-96.

22. Подуремья А.В., Заварзин А.Т., Щербаков Е.Д. Применение автомобильного модульного тренажерного комплекса при подготовке водителей // Наука, образование и инновации в современном мире: материалы национальной научно-практической конференции. - 4.II. -Воронеж: ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I», 2018. - С.

23. Блинова Ю.С. Образы "Я-реального" и "Я-идеального" в профессиональной концепции личности водителя транспортного средства // Психология и психотехника. - 2018. - № 1 (104). - С. 41-47.

24. Дунаева О.Н. Правовые аспекты профессиональной подготовки и психологические качества водителя как факторы обеспечения безопасности дорожного движения // Виктимология. - 2017. -№ 1 (11). - С. 43-48.

25. Кочетова Т.В. Traffic Psychology в системе подготовки преподавателей автошкол и водителей автотранспортных средств: программа дополнительного профессионального образования // Социальная психология и общество. 2015. Том 6. № 1. С. 93-102.

26. Крюков Н.П., Логинова Ю.Ю., Слепов А.А. Роль психологической диагностики в подготовке будущих водителей // Научное обозрение. - 2015. -№ 17. - С. 396-399.

27. Петров В.Е. Психологическая диагностика стиля управления транспортным средством с помощью личностного опросника оценки надёжности водителя // Мир культуры, науки, образования. -2016. - № 6 (61). - С. 319-323.

28. Чибаков А.С. Проблемно-модульная технология в профессиональном обучении высокотехнологичным профессиям и специальностям // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2 http://mir-nauki.com/PDF/10PDMN216.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

29. Чибаков А.С. О проблематизации в профессиональном обучении квалифицированных рабочих, служащих и специалистов как факторе формирования опыта аргументированного принятия решений // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/44PDMN416.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

/ PEDAGOGICAL SCIENCES 30. Свидетельство о государственной реги-

страции программы для ЭВМ RU 2016618724. «Программа для электронного ресурса «Сигналы регулировщика» / А.С. Чибаков, Д.А. Крылов, Н.В. Кузьмин; заявитель и правообладатель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Марийский государственный университет» (RU). -№ 2016613188; завял. 06.04.2016; опубл. 20.09.2016. - 1 с.

31. Чибаков А.С., Крылов Д.А. Дополнительное совместное творческое проектирование обучающихся и педагогов как фактор повышения качества профессионального обучения в техникуме // Вестник Марийского государственного университета. 2017. Т. 11. № 4 (28). С. 43-51.

32. Рокин М.А. Проектирование электронного средства обучения для кандидатов в водители на основе системы лито-контроля // В сборнике: Подготовка педагогических кадров в системе высшего образования: история, современность и перспективы. Материалы региональной научно-практической конференции. 2018. С. 257-265.

33. Титов К.М. Совершенствование мастерства начинающим водителем в самоорганизованной деятельности // В сборнике: Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Редакционная коллегия: В.А. Адольф, О.Н. Тютю-кова (отв. ред.), Л.П. Михалева; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2019. С. 125-128.

34. Федькин М.А. Создание электронной программы-приложения для подготовки водителей транспортных средств // В сборнике: Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Редакционная коллегия: В.А. Адольф, О.Н. Тютюкова (отв. ред.), Л.П. Михалева; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2019. С. 138-141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.