Научная статья на тему 'Новый взгляд на изучение ПДД'

Новый взгляд на изучение ПДД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВИЛА / ЗНАКИ / УСТУПИ / ДОРОГА / СВЕТОФОР / RULES / SIGNS / ROAD / TRAFFIC LIGHTS / MAKE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов М. И., Коробецкий Н. А.

Рассматривается вопрос облегчения усвоения некоторых положений ПДД. К ним относятся: изучение общих положений, как правильно читать Правила, особенности дорожных знаков, обобщенные правила проезда перекрестков, недостатки в пропаганде правил перехода проезжей части.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов М. И., Коробецкий Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A NEW PERSPECTIVE ON STUDY OF SDA

Dealt with facilitating the absorption of some of the provisions of the TRAFFIC REGULATIONS. These include: a study of the General provisions Rules, how to read the road signs, especially generalized rules of travel intersections, shortcomings in the promotion of transition rules.

Текст научной работы на тему «Новый взгляд на изучение ПДД»

8. Иодко А. Г. Формирование у учащихся исследовательской деятельности процессе обучения химии: Автореф. дисс... канд. пед. наук. М., 1983. 17 с.

9. Казанцева Л. А. Дидактические основы применения исследовательского метода в условиях гуманизации образования: Автореф. дисс ... д-ра пед. наук. Казань, 1999. 46 с.

10. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие.М.: Педагогика, 1989. 416 с.

11. Леонтович А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся. учашцхся [Текст] / А. В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. - 2003. - № 2. - 130 - 136 с.

12. Леонтович А. В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся. // Сб. статей «Развитие исследовательской деятельности учащихся». М.: «Народное образование», 2001. 130 - 136 с.

13. Матюшкин A. M. Проблемная ситуация в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 168 с.

14. Машура Е. А., Семчук Н. М. Организация интерактивного обучения на уроках биологии // Образование и саморазвитие. 2011. № 1 (23). С. 66 - 70.

15. Опросник для учащихся «Умеете ли Вы.» по Муравьеву Е.М. [Электронный ресурс ] : rudocs.exdat.com>docs/index-338036.html

16. Поддъяков А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Просвещение, 2000. 45 с.

17. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект. (Стандарты второго поколения). М.: Просвещение, 2011. 54 с.

18. Программа элективного курса научно-исследовательской деятельности школьников [Электронный ресурс]: http://www.school32.ru.

19. Румбешта Е. А., Козлова Г. М. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках физики / Сб. науч. тр. «Развитие мышления в процессе обучения физике». Выпуск 6. Омск: Изд. «Полиграфический центр КАН», 2010. С. 99 - 103.

20. Савенков А. И. Психология исследовательского поведения и исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников, 2003, №2. С. 39 - 49.

21. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского поведения школьников. М.: Сентябрь, 2003. 204 с.

22. Савенков А. И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: методическое пособие для школьных психологов. М.: Генезис, 2005. 203 с.

23. Семчук Н. М., Смирнова В. А. Организация научно-исследовательской работы школьников по биологии // Альманах современной науки и образования, 2008, № 11. С. 48 - 54.

24. Семчук Н. М., Смирнова В. А. Методика организации научно-исследовательской работы в процессе обучения биологии // Школа будущего, 2008, № 6. С. 68 - 72.

25. Толпекина Н.В. Методика организации учебных исследований при обучении учащихся решению уравнений, неравенств и

их систем с параметрами: Автореф. дисс...канд.пед.н. Омск, 2002. 19 с.

26. Трубецкая Н. В. Исследовательские методы в общем среднем образовании. М.:Просвещение, 2006. 114 с.

27. Тягловая Е. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 612 с.

28. Файн Т. А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников // Сб. «Практика административной работы в школе». М.:«Сентябрь», 2004. С. 42 - 46.

29. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. [Электронный ресурс]:

http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=10060

30. Френе С. Избранные педагогические сочинения [Электронный ресурс]: http://www.twirpx.com/file/120983/

31. Чечель И. Д. Управление исследовательскою деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М.: «Сентябрь», 1999. С.144

32. Чуйков Ю. С., Чуйкова Л. Ю., Семчук Н. М. Изучение регионально значимых экологических проблем в школе на примере курса «Биоразнообразие Каспия» // Биология в школе, 2012, № 3. С. 46 - 52.

Иванов М.Н1, Коробецкий НА.2

'Кандидат технических наук, доцент, преподаватель, 2директор колледжа, Орловский технический колледж

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ИЗУЧЕНИЕ ПДД

Аннотация

Рассматривается вопрос облегчения усвоения некоторых положений ПДД. К ним относятся: изучение общих положений, как правильно читать Правила, особенности дорожных знаков, обобщенные правила проезда перекрестков, недостатки в пропаганде правил перехода проезжей части.

Ключевые слова: Правила, знаки, уступи, дорога, светофор

Ivanov M.I.01, Korobeckij N.A.02

1 Сandidate of technical sciences, Associate Professor, 2 Director of College, Orlovsky technical college A NEW PERSPECTIVE ON STUDY OF SDA

Abstract

Dealt with facilitating the absorption of some of the provisions of the TRAFFIC REGULATIONS. These include: a study of the General provisions Rules, how to read the road signs, especially generalized rules of travel intersections, shortcomings in the promotion of transition rules.

Keywords: rules, signs, traffic lights, road, make

То, что Уставы Вооруженных Сил и Правила дорожного движения написаны кровью людей, сегодня знают все.

Потери от ДТП в людских ресурсах и материальных ценностях так велики, что данной проблемой не могли не озаботиться руководители государства. Поэтому в 2006 году была разработана федеральная программа по уменьшению смертей на дорогах в

1.5 раза. Ее реализация закончилась в 2012 году. Но проблема так значима, что была разработана вторая

федеральная программа с целью уменьшения количества жертв на дорогах примерно на 30 %.

В рамках широкого спектра задач федеральных программ одной их небольших задач является качественное изучение правил поведения людей на дороге и грамотное использование этих правил.

В первую очередь изучение ПДД требует внимательного чтения каждого слова, предложения с последующим его анализом и «впитыванием» вложенного в него смысла. Например, определение дорожного движения включает в себя не столько перемещение по дорогам грузов и людей, сколько делает акцент на отношениях между участниками дорожного движения. Анализ показывает, что благополучие на дорогах (дорожное движение) зависит от поведения людей, их конфликтности и человеческих качеств, соблюдения правил, не только писаных, но и подсказанных совестью. А все это суть совокупности общественных отношений.

23

Поэтому понятие дорожного движения значительно шире, чем можно подумать вначале. Примерно такого же анализа и восприятия требуют все положения Правил.

Раздел 1 Правил «Общие положения» является объемным и в то же время фундаментальным. На этом разделе базируются остальные разделы, так как в нем даются основные понятия и термины. Даются они в алфавитном порядке, что несколько затрудняет их восприятие. Для облегчения восприятия при изучении целесообразно их озвучить в порядке, который подчиняется логике дорожного движения. Например:

- дорожное движение;

- где осуществляется движение (дорога, разделительная полоса, проезжая часть, полоса движения, тротуар, обочина, перекресток, пешеходный переход, железнодорожный переезд, прилегающая территория; парковка; препятствие, автомагистраль; главная дорога; населенный пункт);

- кто участвует в дорожном движении (участник дорожного движения, водитель, пешеход, пассажир, регулировщик, организованная транспортная колонна, организованная пешая колонна);

- на чём перемещаются участники дорожного движения (транспортное средство, механическое транспортное средство, мопед, мотоцикл, велосипед, прицеп, маршрутное транспортное средство, автопоезд);

- что перемещается в процессе дорожного движения (опасный груз, организованная перевозка группы детей);

- другие определения (перестроение, опережение, обгон, остановка, стоянка, преимущество, вынужденная остановка, дневные ходовые огни, недостаточная видимость, темное время суток, ограниченная видимость, опасность для движения, разрешенная максимальная масса, уступить дорогу).

Из опыта изучения Правил, как наиболее сложные для усвоения, можно выделить «Дорожные знаки» и «Проезд перекрестков».

Приложение «Дорожные знаки» имеет не только большой объем, около 150 знаков, но и знаки, требования которых нельзя увидеть из их графического изображения. Эти знаки нуждаются в особом отношении к ним и ниже приведены в таблице.

Таблица Дорожные знаки, имеющие особенности

Дорожный знак [11 Особенность дорожного знака

2 Знаки приоритета

2.4 Уступите дорогу Останавливаемся только тогда, когда на пересекаемой дороге есть движение

2.5 Движение без остановки запрещено Останавливаемся даже при отсутствии движения на пересекаемой дороге

2.6 и 2.7 Преимущество... Эти знаки устанавливаются на одной дороге, которая имеет сужение. Деление одной дороги на главную или второстепенную бессмысленно

3 Запрещающие знаки

3.4 Движение грузовых автомобилей запрещено Разрешено движение грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей

3.7 Движение с прицепом запрещено Разрешено движение легковых автомобилей с прицепом

3.12 Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства Как рассчитывается доля общей массы, приходящейся на каждую ось. Обратить внимание, что имеется в виду масса фактическая

3.17.2 Опасность Это единственный в Правилах знак, который запрещает движение всех без исключения транспортных средств

3.18.1 Поворот налево запрещен Разворот разрешен

3.19 Разворот запрещен Поворот налево разрешен

3.30 Стоянка запрещена по четным числам месяца Требует пояснения время перестановки и для чего это сделано

3.2, 3.3-3.8, 3.28-3.30 Большая группа знаков, не действует на почтовый транспорт и легко запоминается. Затем из нее легко получить другие группы знаков для других транспортных средств

4 Предписывающие знаки

Семейство знаков 4.1.1-4.1.6 Действуют только на первое пересечение проезжих частей. Не действуют на маршрутные транспортные средства

4.1.1 Движение прямо При установке в начале участка дороги разрешает въезд на прилегающие справа к дороге территории и дворы. Действует до следующего перекрестка

4.4 Велосипедная дорожка По велосипедной дорожке могут двигаться пешеходы

4.5 Пешеходная дорожка Здесь не могут двигаться велосипеды и мопеды

5 Знаки особых предписаний

5.8 Реверсивное движение Требует пояснения термин реверсивное движение

5.23.1 и 5.13.2 Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств Знак состоит из двух частей. Одна часть знака предписывает направление движения маршрутным транспортным средствам, другая -остальным транспортным средствам

5.15.1 и 5.15.2 Направление движения по полосам Действуют на весь перекресток и разрешают поворот налево, разрешают и разворот, но только с крайней лавой полосы

5.27; 5.29; 5.31 и 5.33 Зона. Зона - это участок дороги во всю ширину (территория), а не только проезжая часть данного направления. Причем, зона действия знаков ограничивается только знаками «Конец зоны.»

6 Информационные знаки

6.3.1 Место для разворота Здесь место только для разворота. Поворот налево запрещен. Не путать со знаком 3.19 «Разворот запрещен», там поворот налево разрешен

24

Продолжение таблицы

6.15.1-6.15.3 Направления движения для грузовых автомобилей Только рекомендуют

8 Знаки дополнительной информации (таблички)

8.1.1 Расстояние до объекта 8.2.1 Зона действия Различаются содержанием изображения знака

8.4.1 Вид транспортного средства Распространяет действие не только на грузовики разрешенной максимальной массой более 3.5 т, но и на грузовики с прицепом

Способ постановки транспортного средства на стоянку 8.6.1 8.6.2-8.6.9 Действует на все транспортные средства Действует только на легковые автомобили и мотоциклы

Раздел «Проезд перекрестков» значительно проще будет изучать, если определение «Главная дорога» изложить так: «Главная дорога - дорога, на которой горит зеленый сигнал светофора или, если нет светофора или он не работает, обозначена знаками 2.1, 2.3.1-2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий». Иначе говоря,

существенными признаками главной дороги в случае проезда перекрестков считать:

- зеленый сигнал светофора;

- если нет светофора, наличие соответствующего знака;

- если светофоров и знаков приоритета нет, твердое покрытие.

Соответственно, второстепенная дорога та, на которой горит желтый или красный сигнал светофора с дополнительной секцией, а если нет светофора или он не работает, имеются дорожные знаки 2.4 или 2.5 либо дорога грунтовая. Равнозначный перекресток тот, где горит желтый мигающий сигнал светофора, или его нет либо он не работает, может быть обозначен знаком

1.6 или без знаков, но с одинаковым покрытием.

При таких допущениях, правила проезда перекрестков можно сформулировать следующим образом:

- уступи дорогу транспортным средствам с включенными синим и/или красным проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом;

- затем приступают к движению водители, находящиеся на главной дороге;

- потом разъезжаются водители, находящиеся на второстепенной дороге.

Но при равных правах на проезд, т.е. водители безрельсовых транспортных средств находятся на однотипной дороге (на главной или на второстепенной или на равнозначной), должны быть соблюдены следующие правила:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- трамвай имеет преимущество, поэтому уступай дорогу трамваю;

- правило правой руки: уступай помехе справа;

- при повороте налево или развороте уступай дорогу транспортным средствам встречного направления, движущимся прямо или направо.

При разъезде трамваев меж собой на однотипной дороге они также должны учитывать помеху справа и встречные трамваи.

Соблюдая эти правила, которые легко запоминаются, водитель существенно уменьшит вероятность ДТП.

Кроме того, необходимо отметить, что водители уже привыкли к использованию ремней безопасности и к необходимости уступать дорогу пешеходам на пешеходных переходах. Но нельзя не заметить перекос в пропаганде положения уступать дорогу пешеходам. В процессе пропаганды необоснованно забыт пункт 4.5 ПДД: «На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен...... Пока нет у пешеходов психологической наработки по поводу «убедится, что

переход будет для них безопасен» на нерегулируемом переходе, они безоглядно смело ступают на проезжую часть даже при приближении сорокатонного транспортного средства, забывая о том факте, что даже человек не может остановиться мгновенно, он тоже не может игнорировать наличие инерции, которая прямо пропорциональна массе физического тела. И из-за этого недостатка в пропаганде гибнут и становятся инвалидами пешеходы, а водители несут уголовную ответственность.

При изучении любого предмета, в том числе и Правил дорожного движения, материал делится на тот, который изучается на аудиторном занятии и на тот, который изучается на самоподготовке. При делении материала необходимо знать особенности аудитории и учитывать степень усвояемости ею положений Правил.

В каждом разделе Правил есть требования, которые нуждаются в пояснении и акцентировании внимания, а также в выделении основной идеи, которая заложена в раздел. Например, основной идеей, заложенной в расположение транспортных средств на проезжей части, на наш взгляд, является принцип «держись правее», в движение по автомагистралям - «тихоходам здесь не место», а в движение по жилым зонам - «автотранспорт здесь не желателен».

При подготовке к занятию необходимо основываться только на степени усвояемости и помнить, что нет основных и неосновных положений - все требования Правил основные, так как за ними стоит человеческая жизнь.

Используя изложенный подход к изучению ПДД мы можем внести свой небольшой вклад в реализацию второй федеральной программы по повышению безопасности на автомобильных дорогах.

Литература

1 Правила дорожного движения. М.: Атберг, 2013. 64 с.

Наурызбаева Р.Н.

Доктор педагогических наук, доцент.Казахстан. Филиал АО «НЦПК «врлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Кызылординской области

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье рассмотрены дидактические цели эвристического обучения учащихся художественно-творческой деятельности. Работа проводилась на синтезе средств народного искусства. Определены задачи исследования.

Ключевые слова: художественно-творческая деятельность, эвристическое обучение, учащиеся.

Nauryzbaeva R.N.

Doctor of pedagogical sciences, associate professor. Branch of JSC «NCPD «Orleu» institute for professional development of

Kyzylorda region

DIDACTIC AIMS OF HEURISTIC EDUCATING STUDENTS ARTISTICALLY TO CREATIVE ACTIVITY

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.