ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 629.33 ББК 39.3
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АВТОМОБИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА» В ФОРМИРОВАНИИ У ОБУЧАЕМЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ВИТАЛИЙ ФЕЛИКСОВИЧ ГОЛЬЧЕВСКИЙ,
начальник кафедры автотехнической экспертизы и автоподготовки ФГКОУ ВО «Восточно-Сибирский институт МВД России», кандидат технических наук, доцент E-mail: gvf.65@mail.ru
Научная специальность 05.20.03 - технологии и средства технического
обслуживания в сельском хозяйстве; СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ДУМНОВ, доцент кафедры автотехнической экспертизы и автоподготовки ФГКОУ ВО «Восточно-Сибирский институт МВД России», кандидат технических наук, доцент E-mail: serg-dum@rambler.ru Научная специальность 05.20.03 - технологии и средства технического
обслуживания в сельском хозяйстве; НАТАЛИЯ ЮРЬЕВНА ГОЛЬЧЕВСКАЯ, ученый секретарь ФГКОУ ВО «Восточно-Сибирский институт МВД России»,
доктор технических наук, профессор E-mail: popova5757@mail.ru Научная специальность 25.00.13 - обогащение полезных ископаемых
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены некоторые профессиональные компетенции выпускников по специальности правовое обеспечение национальной безопасности, порядок их формирования в ходе изучения дисциплины «Автомобильная подготовка» и значение при расследовании уголовных дел, возбужденных по ст. 264 УК РФ.
Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, закон, следователь, расследование, уголовная ответственность, компетенции.
Annotation. The article deals with some professional competences of postgraduates-specialists in legal maintenance of national security, the order of their formation in the course of studying discipline «Automotive Training» and the value in the investigation of criminal cases initiated according section 264 of Criminal Code of the RF.
Keywords: traffic accident, law, investigator, investigation, criminal responsibility, competence.
Ежегодно в мире в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) погибают и получают ранения более 50 млн. человек. По данным Всемирного банка глобальные экономические потери составляют более 500 млрд. долл. США в год. Всемирная организация здравоохранения свидетельствует, что на долю ДТП приходится более 30% смертельных исходов от всех несчастных случаев. В ХХ в. автомобиль стал причиной смерти около 30 млн. человек. В России потери, связанные с ДТП, в несколько раз превышают ущерб от
железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Из 100 пострадавших в ДТП в России погибает в 3 раза больше, чем в Великобритании, Канаде, США. Следует также отметить, что каждым десятым пострадавшим в ДТП является ребенок.
По данным ГИБДД в России ежегодно происходит около 200 тыс. ДТП, в которых погибает порядка 25 тыс. человек и получают ранения до 250 тыс. В г. Иркутске и Иркутской области обстановка с ДТП из года в год остается стабильно напряженной (табл. 1).
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Таблица 1
Данные о дорожно-транспортных происшествиях в Иркутской области
Характер ДТП 2010 2011 2012 2013 2014
ДТП всего 3435 4468 4400 3415 3448
ДТП с пострадавшими 2469 2661 2525 2569 2578
Погибло 487 536 529 528 496
Ранено 4322 4468 4400 4300 4234
В среднем за неделю в г. Иркутске происходит несколько крупных ДТП. Почти в каждом гибнут люди - водители, их пассажиры или пешеходы.
К основным видам ДТП можно отнести: столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на гужевой транспорт, падение пассажира из транспортного средства и прочие ДТП [1].
По ДТП в Иркутской области на основании ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» в течение 2014 г. возбуждено 650 уголовных дел, что составляет 1.2% от общего количества возбужденных уголовных дел по всем видам преступлений. К уголовной ответственности в течение года привлечено 478 человек и осуждено 212 человек. На первый взгляд, показатели не большие и особых опасений не вызывают. В тоже время, как отмечается в [2] уголовные дела о нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, оконченные районными (городскими) судами по своему количеству сопоставимы с нагрузкой, выпадающей на суды по таким делам, как убийства.
Но, к сожалению, имеют место случаи, когда уголовные дела, возбужденные по ст. 264 УК РФ, возвращаются прокурором в соответствии со ст. 221 УПК РФ на дополнительное расследование.
Основной причиной возвращения уголовных дел на дополнительное расследование являются нарушения уголовно-процессуального закона в ходе досудебного производства, поскольку они имеют специфические, присущие только данной категории дел особенности и требуют определенных знаний отраслевых норм и стандартов. К таковым следует отнести «Правила дорожного движения РФ» (ПДД), Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», ФЗ «О безопасности дорожного движения», «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация», «Автомобильные дороги и улицы», «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», «Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ», утвержденная органами исполнительной власти (Постановлениями Правительства РФ, приказами Министерства транспорта РФ), и другие специальные нормы.
Низкое качество предварительного расследования уголовных дел, поступающих в суды, не только влечет вынесение оправдательных приговоров, но и зачастую не позволяет принять по делу законное и обоснованное решение.
Объективная сторона преступления может выражаться в нарушении правил дорожного движения, либо в нарушении правил эксплуатации транспортных средств, или в нарушении одновременно и тех и других.
Установление причинно-следственной связи является компетенцией судебно-следственных органов. На стадии предварительного расследования должны быть установлены и доказаны факты нарушения соответствующих норм, факты наступления их последствий, предусмотренных диспозицией уголовной нормы, и причинная связь между нарушением норм и наступившими последствиями.
Наиболее часто встречающимися нарушениями ПДД, являются: управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения; превышение установленной скорости движения; проезд на запрещающий сигнал светофора; выезд на полосу, предназначенную для встречного движения; нарушение правил обгона; нарушение правил проезда перекрестков; нарушение ПДД уступить дорогу пешеходам. Это далеко не полный перечень нарушений ПДД, в результате которых гибнут люди и наносится серьезный материальный ущерб.
В ПДД, как и во многих других законодательных актах, имеются свои тонкости, которые должен знать следователь и дознаватель. Рассмотрим только некоторые из них.
В правилах дорожного движения применяются такие понятия и определения, которых либо нет в данном нормативном акте или даются неточные формулировки. Вследствие этого участники дорожного движения могут нарушить ПДД не по своей вине, что может стать причиной административной ответственности. В лучшем случае это будет штраф, а в худшем - лишение свободы. В соответствии с ПДД, постановлением правительства Российской Федерации от 2 апреля 2015 г. № 315» О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации» введены следующие понятия и термины, которые в вводят в затруднение вследствие их отсутствия в правилах дорожного движения.
1. Поворот.
Что считать поворотом и какие условия, необходимы для его совершения?
2. Разворот.
Каким образом совершается разворот? Будет ли считаться разворотом смена направления движения транспортного средства посредством въезд на пере-крестк с круговым движением? При движении по дороге с разделительной полосой является ли смена направления движения транспортного средства разворотом или это совершение два левых поворота?
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
3. Крайнее положение на проезжей части.
Чем различается положение транспортного средства левое или правое на проезжей части от крайнего левого или правого ряда?
4. Мост.
Что считается мостом, а также как и где располагаются его границы? Если руководствоваться только правилами дорожного движения, то вообще непонятно, где мост начинается, а где заканчивается. Так как такое понятие, как мост не закреплено в ПДД и не существует специальных обозначений моста в качестве дорожного знака. Не зная определения моста и его границ, водитель не может знать в каком месте обгон запрещен, а в каком нет. В соответствии с п. 11.4 правил дорожного движения, обгон запрещен на мостах, путепроводах, эстакадах, а также в тоннелях. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях за нарушение данного правила дорожного движения установлена ответственность в виде лишения права управления транспортным средством на срок от четырех до шести месяцев.
5. Дворовая территория.
Рассмотрим ситуацию, касающуюся осуществления передвижения по дворовой территории. В тексте правил дорожного движения не существует точного определения дворовой территории, однако, в правилах дорожного движение есть п. 17.4, в котором говорится, что правила движения по дворовой территории определяются правилами движения в жилых зонах. Термина или определения жилой зоны тоже не существует, она определяется знаками дорожного движения 5.21 и 5.22, которые располагаются на въездах или выездах из жилой зоны (дворовой территории). Знак «жилая зона» устанавливается на дорогах общего пользования очень редко. Исходя из этого, водитель транспортного средства не может определить расположение дворовой территории, вследствие чего допускает правонарушение, например нарушение скоростного режима в жилой зоне.
Каждый из пешеходов любого возраста хоть когда-нибудь переходил дорогу по пешеходному переходу. Что касается пешеходного перехода, располагающегося в населенном пункте, здесь все довольно таки ясно и понятно прописано в нормативно-правовом документе, таком как, ГОСТ Р 52766-2007. Но если обратить внимание на пешеходные переходы, располагающимися вне населенного пункта или по федеральной трассе, то тут возникают некоторые недопонимания: есть ли различия между пешеходными переходами, расположенными в населенных пунктах и вне населенных пунктов. Однако, в ГОСТ Р 52766-2007 сказано то, что пешеходные переходы вне населенных пунктов должны находиться в местах расположения пунктов питания и торговли, медицинских и зрелищных учреждений и других объектов обслуживания движения напротив тротуаров и пешеходных дорожек, ведущих к этим учреждениям. По моему мнению, данной формулировки недостаточно и даже ее требования не всегда соблюдаются в современных условиях строительства федеральных трасс.
Это только небольшой перечень тонкостей и пробелов в законодательстве в сфере обеспечения безопасности дорожного движении, которые необходимо знать сотрудникам ОВД, занимающимся расследование ДТП, а именно следователями и дознавателями.
Образовательный стандарт по специальности Правовое обеспечение национальной безопасности предполагает, что выпускник по данной специальности должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
• способностью анализировать возникающие правоотношения, являющиеся объектами профессиональной деятельности, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства в части юридически правильной квалификации событий и обстоятельств ДТП;
• способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности ;
• способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации в части составления процессуальных документов по фактам правонарушений в сфере безопасности дорожного движения.
Данные компетенции курсанты ВУЗов МВД получают при изучении дисциплины «Автомобильная подготовка», которая по рабочему учебному плану изучается на первом курсе в объеме 144 часов из них 98 час. аудиторные занятия и 46 - самостоятельная работа. Для изучения дисциплины «Автомобильная подготовка» как фактора получения водительского удостоверения этого времени достаточно, а в рамках специальности Правовое обеспечение национальной безопасности необходимо углубленное изучение данной дисциплины. В ФГКОУ ВО «Восточно-Сибирский» институт МВД России практикуется на практических занятиях по дисциплине «Автомобильная подготовка» рассмотрение и анализ реальных ДТП и сопутствующих им факторов. И, на наш взгляд, это вполне логично, поскольку изучение основных дисциплин, обеспечивающих деятельности будущих следователей (уголовный процесс и уголовное право) начинается со второго курса обучения.
Литература:
1. Гольчевский В.Ф. Методика определения скорости движения пешеходов при дорожно-транспортных происшествиях: Монография / В.Ф. Гольчевский, Н.Ю. Жигалов, С.А. Карнович. Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД РФ, 2015. 92 с.
2. http://bazazakonov.ru
References
1. Golchevsky V.F. Methods of determining the speed of movement of pedestrians in traffic accidents: monograph / V.F. Golchevsky, N.Y. Zhigalov, S.A. Karnovich. Irkutsk, FGKOU VPO TNI Interior Ministry, 2015. Р. 92.
2. http://bazazakonov.ru