УДК 343.98.068
Моховая Татьяна Александровна
преподаватель кафедры криминалистики Кубанского государственного аграрного университета [email protected]
Tatiana A. Mokhovaya
Kuban Agrarian State University teacher of criminalistics department [email protected]
Особенности способа
совершения преступлений против безопасности дорожного движения как элемента криминалистической характеристики
Method crime
commission features against traffic safety as an element of criminalistic characteristic
Аннотация. В данной статье идет речь об одном из наиболее информативных элементов криминалистической характеристики преступлений против безопасности дорожного движения - способе их совершения. Также дана классификация видов преступлений и в зависимости от этого виды предусмотренных наказаний. Криминалистическая характеристика позволяет выдвигать обоснованные версии относительно неустановленных обстоятельств совершенного противоправного действия и включает совокупность данных, позволяющих проследить устойчивые корреляционные связи между её отдельными элементами. В статье также находит свое отражение и характеристика исследуемых нами уголовно-наказуемых противоправных деяний против безопасности дорожного движения.
Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, криминалистическая характеристика, безопасность дорожного движения.
Annotation. The article is devoted to the most informative element of the criminalistic characteristic of crimes against traffic safety - to the way of their commission. It is given the types of crimes classification and the corresponding ways of punishments. Criminalistic characteristic allows to put forward reasonable versions of circumstances of an illegal event and includes a data set, allowing to track stable correlation relations between its separate elements. It is also said about the reflection of the characteristic of the penal illegal acts investigated by us against traffic safety.
Keywords: car incident, tic, traffic safety.
criminalistic characteris-
В раскрытии и расследовании любого преступления, в том числе, против безопасности дорожного движения, важную роль играет криминалистическая характеристика преступлений, которая должна включать в себя совокуп-, -
,
категории деяний.
Криминалистическая характеристика позволяет выдвигать обоснованные версии относительно неустановленных обстоятельств совершенного
противоправного события и включает совокуп-, -
чивые корреляционные связи между её отдельными элементами.
, -
формативных элементов криминалистической характеристики преступлений против безопасности дорожного движения можно считать способ их совершения.
Самое удачное определение способа соверше-, ,
. . , « -
,
условиями внешней среды и психофизическими свойствами личности преступника, ситуационно повторяющихся действий по подготовке, совершению и сокрытию преступления, которые осуществляются в определенном порядке и направлены на достижение преступной цели» [1]. Это определение наиболее полно отражает характеристику исследуемых нами уголовно-наказуемых
противоправных деяний против безопасности .
Под преступлениями против безопасности дорожного движения нами предлагается понимать
предусмотренные законодательством обще, - -
ленные деяния одного или нескольких лиц, направленные против безопасности дорожного .
нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК) и нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 264.1 УК).
Первая рассматриваемая группа преступлений относится к совершенным по неосторожности. Вторая группа деяний может быть совершена только с прямым умыслом. Несмотря на то, что вопрос о существовании способа преступления с неосторожной формой вины является дискуссионным, нам представляется, что он присущ и умышленным, и неосторожным преступлениям, поскольку входит в объективную сторону состава .
мнением В.Р. Гайнельзянова, что способ совершения неосторожного преступления обычно характеризует лишь волевое поведение преступника в момент самого события преступления [2].
Анализ изученных уголовных дел показывает, что по способам совершения преступлений против безопасности дорожного движения можно выделить следующие:
1. По вине водителей, управляющих транспортом. Согласно правилам дорожного движения (далее по тексту - ПДД) водитель - это лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо, а также обучающий вождению. В 2014 году по данным ГИБДД МВД России на дорогах России произошло 199 720 ДТП, в которых погибло 26 963 человека. За первое полугодие 2015 года произошло 79 199 происшествий; из-за нарушений ПДД водителями транспортных средств случилось 68 412 ДТП, в которых погибло 8 208 человек, ранено 89 936.
К данной группе относится совершение преступ-:
а) в состоянии опьянения. За 2014 год по вине пьяных водителей погибло 3 420 человек; с января по конец июня 2015 года - погибло 1 157 человек, ранено 7 914[4].
, -
ным средством в состоянии опьянения является одним из грубых нарушений ПДД. Это связано с тем, что «опьяневший субъект значительно переоценивает свои интеллектуальные и физиче-, -
рительность, а также способность к прогнозированию негативных последствий своего противоправного поведения». При этом алкоголь значительно снижает возможность творческого подхода к экстремальной ситуации, активизирует у , -
.
- - -
мально способствует повышению аварийности среди такого рода лиц в условиях дорожного .
В настоящее время согласно изменениям, внесенным в ст. 19 Федерального закона «О без-
опасности дорожного движения», законодатель установил полный запрет на употребление веществ, приводящих в состояние опьянения.
Само понятие опьянения раскрыто в ст. 23 УК РФ, где указано, что состояние опьянения может быть вызвано употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ. При расследовании исследуемых преступлений необходимо отличать обычное опьянение от патологического. При последнем у лица возникает болезненное состояние, обусловленное употреблением даже незначительного коли, ,
физического или психического утомления. Совершение общественно опасных действий (бездействия) в таком состоянии исключает уголовную ответственность, тж. этот вид опьянения медицина признает разновидностью временного психического расстройства наравне с белой горячкой, алкогольным галлюцинозом, алкоголь, .
Следует также отметить, что с целью ужесточения уголовной ответственности Федеральным законом от 31.12.2014 г. № 528-ФЗ была криминализирована норма (ст. 264.1 УК), предусматривающая ответственность за нарушение дорожного движения
лицом, подвергнутым административному наказа-( ,
другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на
состояние опьянения либо имеющим судимость за
,
ч.ч. 2, 4 или 6 ст. consultantplus:// offline/ ref= 6ED 1CAE10440098C913426C95621BECE203CE155477 AE941C07E65B014A9C410F5CB16A391 B863F6w7c DS264 УК РФ либо ст. consultantplus:// offline/ ref= 6ED1CAE10440098C913426C95621BECE203CE155 477AE941C07E65B014A9C410F5CB16A391B863F6 w7cDS264.1 УК РФ);
6) в состоянии сильного утомления. Управление автомобилем в состоянии усталости, без необходимых для отдыха перерывов приводит к снижению внимательности и увеличению време-.
Признавая это состояние существенной проблемой, для безопасности дорожного движения,
ст. 8 Конвенции «О дорожном движении» указы,
«
»,
«быть знаком ... с такими факторами, которые могут повлиять на его поведение, как усталость, прием лекарственных препаратов ...».
Опасность такого состояния подтверждается и проведенными исследованиями, которые показали, что вероятность ДТП возрастает, если время вождения превышает 6 часов. При продолжительности управления до 10 часов риск может возрастать на 10-80 %, а при увеличении
продолжительности труда свыше 10 часов - на 100-150 % по отношению к средним показателям. Максимально опасным является увеличение рабочего времени при управлении автомобилем в ночное время.
По исследуемым нами материалам уголовных
,
, .
в) при несоблюдении правил маневрирования (нарушение правил при обгоне, объезде препятствия или неровности на дороге, неожиданном выезде из своего ряда, в том числе? на полосу встречного движения, при необходимости уклониться от столкновения или наезда) (выявлено в 26 % преступлений).
Под маневрированием согласно п. 8 ПДД следует понимать требования подать сигнал перед
, , ,
разворотом или остановкой; перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении; разворот или
движение задним ходом в местах, где такие ма-; -
, -
ным правом движения; ) -
ростного режима при обгоне (по изученным уголовным делам совершено более 48 % преступлений). Разрешенная скорость движения транспортных средств регламентирована ст. 10 . , -туации приводит нарушение правил обгона в зоне ограниченной видимости, особенно на подъемах, спусках, в том числе на нерегулируемых перекрестках (примыкание второстепенной ( ) ), , -
жущегося по второстепенной дороге, при пере-( )
зона видимости и он не имеет возможности
«обозревать» обгоняемый автомобиль. )
перекрестков (гавершено 6 % преступлений). )
( 11 % ). -гласно п. 9.10 ПДД безопасной дистанцией движения транспортных средств является такая, которая позволяла бы даже при резкой остановке идущей машины избежать столкновения, а также необходимого бокового интервала, обеспечивающего безопасность движения.
Неписаные правила здесь таковы: если скорость движения транспортных средств, движущихся в попутном направлении, равна 60 км/ч, то безопасный интервал составляет 33 м, то есть не
меньше половины значения скорости в км/ч. Од,
смешанном транспортном потоке и неудовлетворительных условиях движения (дождь, снег, ) ,
взгляд, должен равняться по величине как ми-
: 25 / - 25 ;
60 / - 60 . .
обычно пренебрегают правилом о соблюдении , .
ж) ослепление светом фар (гавершено 5 %
).
з) неподчинение сигналам светофора, дорожным знакам и указателям (отвершено 4 % пре-
).
2) -дов:
Такими действиям могут быть: а) неожиданное появление; б) непредсказуемое поведение; в) выход на проезжую часть в запрещенном месте.
По данным ГИБДД МВД России только за первое полугодие 2015 года с участием пешеходов было совершено 28 404 ДТП. Из них 15 319 было совершено по вине водителей автотранспортных средств, в 11 974 случаях были виноваты сами пешеходы; из-за наезда на пешеходов на пешеходных переходах - 7 888, погибло 473, ранено 7 833. , ,
получивший травмы в ДТП, а также каждый шестой погибший были сбиты в зоне пешеходного перехода. Основными причинами ДТП с участием пешехода по изученным уголовным делам были: неожиданное появление пешехода на дороге (10 %); нарушение правил движения по (12 %)
запрещенном месте (78 %) [4].
,
совершаются не одним из указанных способов, а .
К рассматриваемому элементу криминалистической характеристики также будет относиться способ сокрытия преступления, а также приемы иного противодействия расследованию. Сокрытие преступником следов содеянного и своей причастности к нему может выполняться на любой стадии совершения преступления. Однако, учитывая специфику рассматриваемого вида преступлений, сокрытие возможно только после совершения преступления, а также в период следствия и рассмотрения уголовного дела в суде.
Способы сокрытия преступления могут быть самыми разными: а) преступник скрывается с места происшествия; б) скрывается с места происшествия и устраняет материальные следы пре-(
, -
,
т.д.); в) оставляет транспортное средство и заявляет о его угоне; г) осуществляет подкуп сви-.
В период проведения расследования преступник может выдвигать различные версии, перекладывая вину за случившееся на потерпевшего. Также возможны ситуации, когда по просьбе виновных лиц лжесвидетели, не являвшиеся очевид-,
виновного к преступлению.
В заключение изложенного мы приходим к выводу о том, что под способом совершения преступлений в сфере безопасности дорожного движения нужно понимать систему действий (бездействий) лица в связи с нарушением им правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также ,
транспорта, повлекших по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью, либо смерть чело-
Литература:
1. Зуйков ГГ. Поиск преступников по признакам способов совершения преступления. М., 1970. С. 86.
2. Гайнельзянова В.Р. Особенности криминалистической характеристики преступлений в сфере нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Евразийский юридический журнал. 2010.№ 8(27). С. 37.
3. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 30.06.2015) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности до») // . 227,
23.11.1993.
4. Статистика аварийности за 2014-2015 гг.. Официальный сайт ГИБДД России. Режим доступа URL: http://www.gibdd.ru
5. . . - -ческие состояния лиц, совершивших преступления и общественно опасные деяния : Монография. М., 2001. С. 176.
6. . .
расследования преступлений / Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, В.Е. Эминов. М., 1996. С. 49.
7. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (^д. от 13.07.2015) «О безопасности дорожного движения» // Российская газета. № 245, 26.12.1995.
8. . . -
// , -- . 2009 // .
9. Собрание законодательства РФ, 05.01.2015, № 1 (часть I), ст. 81.
10. Конвенция о дорожном движении (Затючена в г. Вене 08.11.1968) (с изм. и доп. от 03.03.1992) // Treaty Series. Volume 1732. New York: United Nations, 1999. P. 396-587.
11. . . -
телей автомобилей как фактор безопасности
:
//
мир. 2010. № 1. С. 21-23.
12. Завидов БД. Расследование дорожно-транс-
// .
2002.
13. Официальный сайт ГИБДД России. URL: http://www.gibdd.ru
века, а также меры, направленные на противодействие расследованию. Особенности и характеристики способа совершения преступлений против безопасности дорожного движения как элемента криминалистической характеристики необходимо учитывать при выдвижении версий относительно
неустановленных обстоятельств совершенного , -
.
Literature:
1. Zuikov G.G. Search of criminals in signs of ways of commission of a crime. M., 1970. Page 86.
2. Gaynelzyanova V.R. Features of the criminalistic characteristic of crimes in the sphere of violation of the rules of traffic and operation of vehicles // the Euroasian legal magazine 8 (27). 2010. Page 37.
3. The resolution of the Government of the Russian Federation of 23.10.1993 No. 1090 (an edition of 30.06.2015) «About Traffic regulations» (together with «Basic provisions according to the admission of vehicles to operation and an obligation of officials for traffic safety») // the Russian messages, № 227, 23.11.1993.
4. Accident rate statistics for 2014-2015. Official site of traffic police of Russia. URL: http:// www.gibdd.ru
5. Nazarenko G.V. Criminal and relevant mental conditions of the persons who committed crimes and socially dangerous acts : Monograph. M, 2001. Page 176.
6. Antonyan Yu.M. Psychology of the criminal and investigation of crimes / Yu.M. Antonyan, M.I. Eni-keev, V.E. Eminov. M., 1996. Page 49.
7. The federal law of 10.12.1995 № 196-FZ (an edition of 13.07.2015) «About traffic safety» // the Russian newspaper, № 245, 26.12.1995.
8. Chuchayev A.I. The comment to the Criminal code of the Russian Federation//KONTRAKT, INFRA-M. 2009 // Union of Right Forces the Consultant Plus.
9. Collection of the legislation of the Russian Federation, 05.01.2015, № 1 (part I), Art. 81.
10. The convention on traffic (It is concluded in Vienna 08.11.1968) (with amendment and additional of 03.03.1992) // Treaty Series. Volume 1732. New York: United Nations, 1999. P. 396-587.
11. Voytenkov E.A. Work-rest schedule of drivers of cars as factor of traffic safety: legal and practical aspects of use of tachographs // Legal world. 2010. № 1. P. 21-23.
12. Zavidov B.D. Investigation of road accidents // Union of Right Forces Consultant Plus. 2002.
13. Official site of traffic police of Russia. URL: http://www.gibdd.ru