Научная статья на тему 'Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений, сопряженных с оставлением потерпевших в опасности'

Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений, сопряженных с оставлением потерпевших в опасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1006
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / ОСТАВЛЕНИЕ В ОПАСНОСТИ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ (ПРЕСТУПЛЕНИЕ) / ДОРОГА / ВОДИТЕЛЬ / CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS / LEAVING IN A DANGER / ROAD AND TRANSPORT ACCIDENT (CRIME) / ROAD / DRIVER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зубенко Е.В.

В статье исследуются вопросы криминалистической характеристики такого специфического вида преступлений, как оставление в опасности в ходе совершенного дорожно-транспортного преступления (происшествия). Выделяются и рассматриваются элементы данной характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Criminological Characteristics of the Road and Transport Crimes Interfaced to the Victims Leaving in Danger

The questions of the criminological characteristics of a such specific crimes’ type as leaving in a danger during been made a road and transport crime (ancident) are explored in the article. Elements of this characteristics are highlight and considered.

Текст научной работы на тему «Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений, сопряженных с оставлением потерпевших в опасности»

Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений, сопряженных с оставлением потерпевших в опасности

Е. В. ЗУБЕНКО,

старший преподаватель кафедры специальных дисциплин,

кандидат юридических наук (ВФ ФГКОУ ВПО ДВЮИ МВД России)

The Criminological Characteristics of the Road and Transport Crimes Interfaced to the Victims Leaving in Danger

E. V. ZUBENKO,

Candidate of Law,

Senior Lecturer at the Department of Special Disciplines (Vladivostok Branch of the Federal State Official Educational Institution for the Higher Professional Education of the Far East Juridical Institute of the Interior Ministry of Russia)

УДК 343.346

В статье исследуются вопросы криминалистической характеристики такого специфического вида преступлений, как оставление в опасности в ходе совершенного дорожно-транспортного преступления (происшествия). Выделяются и рассматриваются элементы данной характеристики.

Криминалистическая характеристика, оставление в опасности, дорожно-транспортное происшествие (преступление), дорога, водитель.

The questions of the criminological characteristics of a such specific crimes' type as leaving in a danger during been made a road and transport crime (ancident) are explored in the article. Elements of this characteristics are highlight and considered.

Criminological characteristics, leaving in a danger, road and transport accident (crime), road, driver.

Особенность расследования любой категории уголовных дел требует специальной подготовки. Успешно раскрыть преступление, выполнить все задачи расследования, определенные уголовно-процессуальным законом, а также в установленные сроки закончить расследование практически невозможно, не руководствуясь в своей работе специальными научно разработанными системами методов производства расследования и предупреждения преступлений. В связи с этим, криминалистическая характеристика преступления «...выступает в роли информационной базы, обеспечивающей первоначальный, наиболее общий уровень познания произошедшего события, является результатом накопления прошлых опытов познания и суммирующая их» [1].

Заслуживает внимания верное, как нам видится, утверждение, высказанное А. Г. Филипповым, что типовая криминалистическая характеристика вида или группы преступлений, разработанная без учета специфических особенностей конкретного, достаточно узкого региона, существенного практического значения не имеет [14]. Поэтому мы в данной статье ставим цель рассмотреть криминалистическую характеристику определенного вида преступлений, имеющих существенный криминальный аспект, опираясь на определенный регион — Дальневосточный федеральный округ, учитывая его особенности, географическое положение, количество совершенных преступлений и процент их раскрываемости. Речь пойдет о дорожно-

транспортных преступлениях, сопряженных с оставлением потерпевших в опасности.

Так, лишь в Приморском крае (одном из 9-ти субъектов Дальневосточного федерального округа) состоит на учете 1 019 198 транспортных средств, 933 384 принадлежит физическим лицам [10]. Численность населения края по данным Госкомстата России составляет 1 923 116 человек [15]. Приведенные данные свидетельствуют, что на двух жителей Приморского края приходится в среднем одно транспортное средство. Данное обстоятельство в совокупности с недостаточно развитой дорожной инфраструктурой снижает транспортную безопасность региона, о чем свидетельствует значительное количество совершаемых дорожно-транспортных преступлений и связанных с ними оставлений в опасности. Только с января по август 2017 г. на территории Приморского края произошло 157 случаев оставления в опасности в ходе дорожно-транспортного происшествия [10].

Думается, что определение криминалистической характеристики преступлений и ее элементов, в частности, оставления в опасности в результате совершенного дорожно-транспортного преступления (происшествия), должно отражать те стороны преступления, которые необходимо учитывать в целях его выявления и установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, согласно ст. 73 УПК РФ путем использования криминалистических методов, приемов и средств. При этом криминалистически значимые сведения выходят за пределы предмета доказывания, могут иметь оперативно-розыскное значение, носить характер промежуточных фактов. Предмет доказывания носит сугубо общий для всех преступлений процессуальный характер, связанный с процессом доказывания в ходе предварительного и судебного следствия [2]. Для определения элементов криминалистической характеристики должны учитываться особенности уголовно-правовой характеристики преступления, т. к. только при выявлении всех признаков состава преступления можно говорить о виновности лица.

А. Ю. Головин в числе используемых в процессе разработки криминалистической характеристики преступлений классификационных систем выделяет криминалистические классификации преступлений, способы их совершения и сокрытия, личности преступника и потерпевших, обстановки совершения преступлений и др. [3].

Полагаем, что целесообразно выделить следующие элементы криминалистической характеристики оставления в опасности при дорожно-транспортном происшествии:

— типичная исходная информация о преступлении;

— данные о способе совершения и сокрытия оставления в опасности потерпевших от дорожно-транспортного преступления;

— сведения о личности преступника и потерпевших;

— данные об обстановке совершения преступления;

— причины и условия, способствующие совершению преступления.

Если охарактеризовать первый элемент предложенной криминалистической характеристики, то «типичная исходная информация о преступлении» представляет собой широкое понятие, включающее в себя как теоретические знания о преступлении, так и первоначальную информацию о конкретном событии преступления: сведения о месте совершения ДТП и о его виде (наезд, столкновение, опрокидывание и т. д.), о нахождении пострадавшего в опасном для жизни или здоровья состоянии в момент его оставления и наступивших последствиях.

Некоторые исследователи не учитывают данный элемент в криминалистической характеристике преступлений, считая, что он «по своему содержанию представляет не что иное, как первоначальные данные о других элементах — способе, месте, времени» [11]. Однако благодаря полноте и объему сведений, содержащихся в первичной информации, происходит выбор той или иной программы расследования. Выдвигаются версии, которые определяют направление поиска необходимых доказательств путем производства намеченных следственных действий.

В широком понимании «способ совершения преступления» состоит из трех этапов — подготовки, совершения и сокрытия [6]. Применительно к рассматриваемой категории преступлений первоначальный этап, т. е. подготовка, отсутствует, поскольку совершение дорожно-транспортного преступления (происшествия), в результате которого виновный оставляет пострадавшего в опасности, происходит по неосторожности. Таким образом, способ совершения данного преступления состоит из совершения непосредственного оставления в опасности пострадавшего, а также сокрытия преступления [12].

Проведенный нами анализ судебно-след-ственной практики расследования преступлений позволил выделить следующие виды способов совершения оставления в опасности при дорожно-транспортном происшествии (автором было изучено 217 уголовных дел, расследованных и рассмотренных в Дальневосточном федеральном округе за период с 2005 г. по 2017 г., а также учи-

тывался собственный опыт расследования данной категории уголовных дел в качестве следователя, начальника следственного подразделения ОМВД России по г. Уссурийску Приморского края):

1) Водитель, совершивший ДТП, оставляет пострадавшего, не останавливая свое транспортное средство, скрывается на нем — 61 %.

В состоянии алкогольного или наркотического опьянения, действуя указанным способом, 15 % виновных, скрываясь, совершают еще одно ДТП. Как правило, это столкновение с попутным транспортным средством или наезд на препятствие. Боязнь ответственности за содеянное и неминуемое лишение права управления автомобилем за вождение в состоянии опьянения усиливают их желание быстрее скрыться с места происшествия путем увеличения скорости. Такое обстоятельство приводит к полной потере контроля и совершению очередного происшествия.

2) Водитель после совершения ДТП останавливается, оценивает обстановку, не оказывая помощи пострадавшему, скрывается на своем транспортном средстве — 17 %.

Данный способ является разновидностью первого и отличается тем, что виновный убеждается в совершении, например наезда на пешехода, который оказывается в беспомощном состоянии. В его сознании происходит борьба мотивов: оказать помощь пострадавшему и обратиться в органы правопорядка — значит быть подвергнутым уголовному преследованию либо не оказывать помощи и скрыться, избежав ответственности.

Такие способы совершения преступления происходят, как правило, в темное время суток и в отсутствие граждан, могущих быть очевидцами происходящего.

3) Водитель, совершивший ДТП, оставляет пострадавшего в беспомощном состоянии и покидает свое транспортное средство — 22 %. Анализ практики показывает, что подобного рода способ оставления в опасности обычно возникает вследствие объективных причин невозможности дальнейшего движения транспортного средства: при столкновении сдругим автомобилем; опрокидывании; наезде на препятствие (ограждение, бордюрный камень и др.). В этих ситуациях виновники вынуждены оставлять автомобиль на месте происшествия.

Способы сокрытия данного преступления можно разделить на два вида:

1) сокрытие виновным факта совершения дорожно-транспортного происшествия (преступления);

2) сокрытие виновным своего участия в совершении дорожно-транспортного происше-

ствия (преступления).

Подтверждением ДТП и, следовательно, последующего оставления в опасности является наличие характерных следов контакта на транспортном средстве (деформированные выступающие части кузова, биологические следы пострадавшего, волокна его одежды и т. д.). Поэтому виновник стремится как можно быстрее удалить их либо в последующем оправдать появление следов перед своими близкими либо сотрудниками полиции. Способы удаления следов зависят от умений самого лица. Биологические следы затираются, замываются в первые же сутки после совершения преступления.

Наличие гаража, навыков кузовных работ способствует самостоятельной замене или восстановлению водителем поврежденных деталей транспортных средств. При отсутствии таких условий он обращается в автомастерские, к частным мастерам, состоящим с ним в приятельских или дружеских отношениях. Повреждения автомобиля этим лицам водитель объясняет совершением наезда на дерево или на животного (как правило, собаку) [7].

Кроме того, преступник может перевезти пострадавшего и оставить его в другом не связанном с ДТП месте. В результате установить фактическое место совершения преступления будет проблематично. Редко, но встречаются такие случаи, когда пострадавшего в непосредственной близости от места происшествия прячут в канаве или кювете, забрасывая ветками или картонными коробками. Как правило, пострадавший в такой ситуации находится в бессознательном состоянии. Если он при таких условиях погибает, то труп может быть обнаружен спустя продолжительное время.

Включение в криминалистическую характеристику оставления в опасности при дорожно-транспортном происшествии сведений о личности преступника и потерпевших обусловлено тем, что в обоих случаях субъектом является человек. Его личностные индивидуальные особенности оказывают непосредственное влияние на способ совершения преступления, его механизм, а также на складывающийся психологический климат при расследовании [5]. На основе анализа расследованных уголовных дел возможно получение информации о социальных, психологических, демографических особенностях личности преступника и пострадавших. Наличие такой информации способствует не только выбору возможного круга подозреваемых, но и предсказанию дальнейшего поведения подозреваемого (обвиняемого), избранию тактических приемов производства следственных действий, направленных на изобличение преступника.

Выделение четвертого элемента криминалистической характеристики — «данные об обстановке места совершения преступления» — служит корреляционной связью между другими элементами криминалистической характеристики. Они не только способствуют установлению личности преступника, но и влияют на выявление мотивов его поведения.

Наиболее типичным местом оставления в опасности являются: дорога (88 % изученных уголовных дел) и прилегающая территория (12 %). Термин «прилегающая территория» означает территорию, непосредственно прилегающую к дороге и не предназначенную для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное) [9].

Дороги, расположенные в населенных пунктах, становятся местом совершения преступления в 74 % случаев. Такой высокий процент объясняется тем, что во многих ситуациях потерпевшими являются пешеходы. Нахождение на дороге связано с местом их проживания в населенных пунктах. Вне населенных пунктов на автотрассах федерального значения оставляют пострадавших в опасном состоянии в 7 % случаях, краевого — 5 %, районного — 2 %. При этом место преступления за редким исключением располагается в непосредственной близости от населенного пункта. Этим и объясняется появление пешеходов на трассе.

Прилегающая территория, на которую приходится 12 % оставления в опасности, расположена также на территории населенных пунктов. При этом во дворах и жилых массивах происходит 7 % преступлений и 5 % в иных местах — автостоянках, АЗС, свалках и т. д.

Следующим элементом обстановки является время совершения рассматриваемых преступлений, включающее такие параметры, как часы, сутки, дни недели, месяц, период года и иные временные характеристики. Обобщение практики показало, что в большинстве случаев оставление в опасности происходит в светлое время суток — 53 %, в темное время — 47 %. Однако в вечернее время с 16 до 24 часов совершается 43 % преступлений, а с 8 до 16 часов — 34 %, с 0 до 8 часов — 23 %.

Приведенные данные можно объяснить следующим образом. В утренние и вечерние часы на дорогах усиливается автомобильное движение, т. к. граждане соответственно следуют на работу и обратно домой. Увеличение автомобилей и пешеходов приводит к совершению дорожно-транспортных происшествий и росту оставления в опасности пострадавших. В темное время суток автомобильный поток снижа-

ется, но ухудшается состояние видимости. При этом для водителя появляется больше возможностей, будучи незамеченным, скрыться после совершенного им ДТП, оставив пострадавшего в опасном для жизни или здоровья состоянии.

Относительно дней недели данные по оставлению в опасности распределились так: в понедельник — 12,9 %; во вторник — 13 %; в среду — 15,7 %; в четверг — 10 %; в пятницу — 11,4 %; в субботу — 16,7 %; в воскресенье — 13,3 %; в праздничные дни — 7 %. Следовательно, большого различия по дням недели в количестве совершенных преступлений нет. В субботние дни и в середине недели происходит незначительный их всплеск, это объясняется возрастанием активности движения в данный период времени.

Что касается распределения рассматриваемых преступлений по месяцам, то наибольшее их количество совершается в апреле и ноябре — по 9,8 %; в октябре — 9,6 %; в марте и июле — по 9,3 %; в июне — 9 %; в сентябре — 8,3 %; в феврале 7,9 %; в августе 7,6 %; в декабре — 7 % и в январе — 6,3 %. Соответственно, чаще всего преступления совершаются осенью, летом и весной.

При анализе времени совершения оставления в опасности при дорожно-транспортном происшествии можно проследить достаточно устойчивую зависимость между интенсивностью движения и количеством дорожно-транспортных происшествий [8]. Это касается и времени суток, дней недели, месяца и времени года.

Погодные условия также имеют определенное влияние на совершение данных преступлений. Неблагоприятные погодные условия: дождливая погода, снегопад и т. п. — отрицательно сказываются на безопасности дорожного движения, что приводит к совершению ДТП. Кроме того, эти обстоятельства способствуют сокрытию следов происшествия и оставлению в опасности. Так, А. Ю. Головин и А. А. Бибиков, исследовавшие вопросы преодоления противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений, отмечают, что способ и обстановка дорожно-транспортного преступления во многом предопределяет действия преступника по сокрытию следов преступления [4].

Поэтому при наличии неблагоприятных погодных условий, освещенности, при отсутствии вблизи места происшествия возможности появления очевидцев, количество рассматриваемых преступлений увеличивается [13].

В таком элементе криминалистической характеристики, как «причины и условия, способствующие совершению преступления», необходимо выявить закономерности их существования для дальнейшего устранения при проведении профилактических мероприятий. Кроме того, сведения

о них способствуют в определении направления расследования и обнаружении доказательственной информации.

Таким образом, разработка криминалистической характеристики, в частности по оставлению в опасности при дорожно-транспортном происшествии,

имеет существенное значение для практики их раскрытия и расследования, позволяет следователю (или дознавателю) сформулировать мысленную модель преступления и на ее основе составить план мероприятий по расследуемому уголовному делу, выдвинуть обоснованные следственные версии.

Список литературы:

1. Алексеев А. Г. Методика расследования дорожно-транспортных преступлений, совершенных в условиях неочевидности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2001.

2. Бибиков А. А. Противодействие расследованию преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, и криминалистические методы его преодоления: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2005.

3. Головин А. Ю. Теоретические основы и актуальные проблемы криминалистической систематики на современном этапе развития криминалистики: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003.

4. Головин А. Ю., Бибиков А. А. Криминалистические средства и методы преодоления противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений. М., 2010.

5. Дорофеев И. Н., Пестов Н. Н. Факторы, обусловливающие специфику деятельности органов внутренних дел на транспорте в современных условиях // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 2 (42).

6. Ермолович В. Ф. Криминалистическая характеристика преступлений. Минск, 2001.

7. Зубенко Е. В, Оровер В. А. Методика расследования дорожно-транспортных преступлений, сопряженных с оставлением потерпевших в опасности: монография. М., 2014.

8. Кольчурин А. Г. Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений, совершенных в сельской местности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2004.

9. Правила дорожного движения Российской Федерации. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения // Собрание актов Президента и Правительства РФ. М., 1993.

10. Официальный сайт ГИБДД МВД России URL: http://www.gibdd.ru/stat/ (дата обращения: 20.01.2018).

11. Соловьев Л. А. Особенности уголовно-правовой и криминалистической характеристик разбойных нападений на водителей автотранспортных средств на автомагистралях. Смоленск, 1997.

12. Трофимов Д. А. Транспортная безопасность в системе национальной безопасности // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 3 (39).

13. Трофимов Д. А. К вопросу о цели и задачах управлений на транспорте МВД России по федеральным округам как субъектов управления органами внутренних дел на транспорте // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 1 (41).

14. Филиппов А. Г. Некоторые теоретические проблемы современной российской криминалистики. Федеральный правовой портал «Юридическая Россия». URL: http://law.edu.ru/doc/ document.asp?docID=1312562 (дата обращения: 20.01.2018).

15. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года // Федеральная служба государственной статистики (РОССТАТ). М., 2017.

E-mail: zubenko1978@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.