Научная статья на тему 'О некоторых особенностях способа преступления как важного элемента криминалистической характеристики преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств'

О некоторых особенностях способа преступления как важного элемента криминалистической характеристики преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
582
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / СПОСОБ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / РАССЛЕДОВАНИЕ / ДОРОЖНОТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / FORENSIC CHARACTERIZATION / METHOD OF CRIME / INVESTIGATION / ROAD TRAFFIC OFFENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дудниченко Анна Николаевна

В статье рассматриваются особенности способа совершения преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Автор анализирует взаимосвязи способа преступления данной категории с другими элементами криминалистической характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some features of the method of the crime as an important element of the criminalistics characteristics of crimes related to violation of traffic rules and operation of vehicles

The article discusses the features of the method of committing crimes related to violation of traffic rules and operation of vehicles. The author analyzes the relationship of method of the crime in this category with the other elements of criminalistics characteristics.

Текст научной работы на тему «О некоторых особенностях способа преступления как важного элемента криминалистической характеристики преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»

Криминалистика, криминология, оперативно-разыскная деятельность

УДК 343.985.7:343.346 ДУДНИЧЕНКО Анна Николаевна

Адъюнкт кафедры криминалистики и оперативно-разыскной деятельности

Ростовского юридического института МВД России Адрес: Россия, 344015, Ростов-на-Дону, ул. Еременко, д. 83 Тел.: +7 (928) 603-96-76. E-mail: [email protected]

DUDNICHENKO Anna Nikolaevna

Adjunct in a military academy ofgraduate military course, Federal Public State Educational Institution of the Higher Education " Rostov law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation", mayor of police.

Address: Russia, 344015, Rostov-on-Don, Eremenko St., 83 Ph: +7 (928)603-96-76, [email protected]

О некоторых особенностях способа преступления как важного элемента криминалистической характеристики преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Some features of the method of the crime as an important element of the criminalistics characteristics of crimes related to violation of traffic rules and operation of vehicles

В статье рассматриваются особенности способа совершения преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Автор анализирует взаимосвязи способа преступления данной категории с другими элементами криминалистической характеристики.

Ключевые слова: криминалистическая характеристика, способ преступления, расследование, дорожно-транспортные преступления.

The article discusses the features of the method of committing crimes related to violation of traffic rules and operation of vehicles. The author analyzes the relationship of method of the crime in this category with the other elements of criminalistics characteristics.

Keywords: forensic characterization, method of crime, investigation, road traffic offence.

Происходящие в настоящее время социально-экономические преобразования в нашей стране, а также в странах ближнего зарубежья, сопряжены с изменениями в системе дорожно-транспортного движения. Миграционные процессы, увеличение потока грузо-и пассажирских перевозок, рост количества транспортных средств на дорогах, скоростные возможности современных автомобилей, наряду с имеющимися недостатками улично-дорожной сети, влекут за собой загруженность автомобильных дорог — одну из составляющих, способствующих совершению дорожно-транспортных преступлений. Однако, проблема смертности на автомобильных дорогах, негативная ситуация с дорожно-транспортным травматизмом характерны для многих цивилизованных государств.

Дефиниция понятия «преступления против безопасности дорожного движения» законодательно не закреплена, несмотря на то, что Уголовный кодекс Российской Федерации содержит правовые нормы, предусматривающие наступление ответственности за преступления данной категории. Теоретический уровень познания подразумевает осмысление всего, что известно о преступлениях против безопасности дорожного движения, формирует понимание о них как о явлении, раскрывает взаимосвязи с другими общественными явлениями, способствующими совершению преступлений данной

категории. Всякое уголовно-наказуемое деяние имеет ряд особенностей, касающихся способа его совершения и сокрытия, также данных о личности преступника, потерпевшего, особенностях их поведения. Качество и объективность расследования преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, наряду с разработкой направлений по совершенствованию процесса предварительного расследования преступлений данной категории, напрямую зависят от знания характерных условий и обстоятельств, сопутствующих совершению дорожно-транспортных преступлений. Отражая механизм преступного деяния, информационная модель преступления выступает в виде научной категории — криминалистической характеристики преступления, познание которой обеспечивает системный подход в расследовании преступлений, повышает его эффективность, а также позволяет разработать комплекс мер направленных на предупреждение совершения уголовно-наказуемых деяний и создание эффективной системы противодействия данной категории преступлений.

На протяжении нескольких десятилетий учеными -криминалистами разрабатывались и предлагались различные определения криминалистической характеристики преступлений, однако, общей дефиниции, как

и единого мнения, относительно составляющих криминалистическую характеристику элементов на сегодняшний день не сформулировано. Одно из первых определений данной научной категории принадлежит Л.А. Сергееву, который к его содержанию отнес такие элементы, как способ совершения преступления, особенности обстановки и условия при которых совершаются преступные деяния, обстоятельства, взаимосвязанные с объектами посягательств, субъекты преступлений и субъективную сторону, взаимосвязи с другими преступлениями и правонарушениями, а также между вышеперечисленными группами обстоятельств. Дефиниция «криминалистической характеристики преступлений» также упоминалась в работах А.Н. Колесни-ченко в виде «системы сведений (информации) о криминалистически значимых признаках преступления данного вида, отражающих закономерные связи между ними и служащих построению и проверке следственных версий для решения конкретных задач расследования» [1, с. 16]. Поддерживаем определение криминалистической характеристики преступлений, как научной абстракции, отражающей систему криминалистически значимых признаков определенной группы или вида преступлений, закономерно связанных между собой [2, с. 28-31].

Также подвергались анализу понятие и элементы данной научной категории. Однако большинством ученых одним из основополагающих составляющих методики расследования преступлений принято рассматривать именно криминалистическую характеристику преступлений. Имея сложную структуру, данная категория у различных видов преступлений может отличаться количеством составляющих ее элементов. На наш взгляд заслуживает внимания позиция, согласно которой «взаимосвязи между элементами криминалистической характеристики преступления, имеющие стабильный и системный характер и образующие коррелятивные зависимости, относятся к функциональной составляющей криминалистической характеристики как системного образования» [3, с. 12-13].

Рассуждая о структуре криминалистической характеристики преступлений, предусмотренных статьей 264 Уголовного кодекса Российской Федерации, к её взаимосвязанным элементам, нами отнесены подсистемы типовых сведений: о способах совершения преступления и их особенностях, способах сокрытия и приемах иного противодействия расследованию преступлений; сведений о лице, совершившем преступление, особенностях его поведения; сведений о личности потерпевшего; о механизме следообразования; о времени и месте (обстановке) совершения преступления; о последствиях совершения преступления; о причинах, способствовавших совершению дорожно-транспортного преступления.

Поддерживая традиционное для теории криминалистики суждение о выделении в структуре криминалистической характеристики в качестве неотъемлемой составляющей способа совершения преступления, считаем необходимым остановиться на нем более подробно. В толковом словаре С.И. Ожегова значение слова «способ» определяется как «действие или система действий, применяемых при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь» [4]. В криминалистической науке сформировались два мнения относительно способа совершения преступления. Приверженцы первого (В.Г. Танасевич, Э.Д. Куранов, В.В. Афо-нов, А.Г. Филиппов) считают, что поскольку преступле-

ния, предусмотренные ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации, относятся к категории неосторожных преступлений, к числу элементов их криминалистической характеристики нельзя отнести предмет преступного посягательства и способ совершения преступлений. В противоположность данному мнению В.Н. Кудрявцев определяет способ преступления в качестве «объективной характеристики действия, которая не зависит от того, с какой формой вины оно совершается. Исходя из этого, как умышленным, так и неосторожным преступным деяниям присущ тот или иной способ совершения преступления. [5, с. 24].

Полноструктурный способ совершения преступлений, характерный для умышленных преступлений, в отличие от усеченного включает три вида действий лица, совершившего преступление. К ним относятся действия по подготовке, совершению и сокрытию преступного деяния. При этом некоторыми учеными способ сокрытия предлагается рассматривать отдельно от способа совершения преступления. Так, например, В.П. Колмаков к способу совершения преступления относит действия, направленные на совершение общественно-опасных деяний, исключая действия по сокрытию из способа преступления. По мнению А.Н. Васильева при различных условиях действия по сокрытию преступления могут быть либо включены в структуру способа совершения преступления, либо рассматриваться обособлено.

Наличие, либо наоборот отсутствие какого-либо из указанных выше составляющих криминалистической характеристики преступлений, предусмотренных статьей 264 Уголовного кодекса Российской Федерации, позволяет нам говорить об особенностях способа их совершения. На наш взгляд, способом совершения преступлений данной категории является совокупность действий (бездействия) участников дорожного движения, выразившихся в несоблюдении Правил дорожного движения Российской Федерации и эксплуатации транспортных средств, результатом которых стало причинение тяжкого вреда здоровью человека, наступление смерти одного или более лиц. При этом данные действия (бездействие) вызвали изменения в окружающей обстановке в виде таких материальных и идеальных следов, с помощью которых возможно воссоздать механизм преступления, получить сведения о поведении и личности преступника.

К способам совершения преступлений, рассматриваемой категории, мы отнесли:

а) столкновения транспортных средств (лобовое, боковое, касательное, заднее), согласно статистическим данным за январь — ноябрь 2016 года в Российской Федерации совершено 65039 таких ДТП, в которых погибли 7721, получили травмы 99873 человека [6];

б) опрокидывания (как правило, вследствие неправильно выбранной скорости движения) согласно статистическим данным за январь — ноябрь 2016 года совершено 13320 ДТП данного вида, в которых погибли 2162, получили ранения 17212 человек [6];

в) совершение наезда на стоящее транспортное средство или на препятствие (неподвижный предмет) за январь — ноябрь 2016 года совершено 15033 ДТП в которых погибли 2089, получили ранения 19666 человек [6];

г) совершение наезда на пешехода или велосипедиста (на проезжей части, на тротуаре) согласно статистическим данным за январь — ноябрь 2016 года совершено 51436 ДТП в которых погибли 5624, получили ранения 48477 человек [6];

г) иные дорожно-транспортные происшествия (падение с путепроводов, мостов; падение груза и др.).

В результате изучения уголовных дел данной категории преступлений к факторам, оказывающим влияние на формирование способа совершения преступлений указанной категории, нами отнесены обстоятельства, воздействующие на поведение и действия субъекта как вовремя предшествовавшее преступлению, так и в момент его совершения, а также направленные на предотвращение преступления, во-первых - субъективные факторы:

- качество полученного в автошколе образования;

- водительский стаж и опыт вождения;

- время нахождения за рулем;

- состояние здоровья (в т. ч. утомляемость, наличие опьянения, возрастные особенности);

- степень личной дисциплинированности и выполнение требований, предписанных правилами дорожного движения.

Во-вторых - факторы, влияющие на дорожную обстановку и не зависящие от воли и действий лица, совершившего преступление:

- дорожные условия (состояние дорожного покрытия, наличие дорожной разметки, дорожных знаков, светофорных объектов);

- особенности дороги (уклон, радиус поворота, наличие объектов, ограничивающих обзор);

- интенсивность дорожного движения;

- погодные условия: наличие осадков, состояние видимости, время суток;

- состояние транспортного средства.

При этом при расследовании дорожно-транспортных преступлений данные обстоятельства необходимо рассматривать во взаимосвязи со скоростью, с которой водитель управлял транспортным средством, поскольку п. 10.1. Правил дорожного движения Российской Федерации устанавливает, что «водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля над движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».

В-третьих, на наш взгляд, в особую группу факторов можно выделить действия иных участников дорожного движения, влияющих на создание аварийной ситуации: нарушение правил дорожного движения со стороны пешеходов (сюда же следует отнести неиспользование светоотражающих элементов в темное время суток), ведение дорожных работ без соблюдения требований безопасности, а также опасное вождение.

Данный термин введен в Правила дорожного движения Российской Федерации (п. 2.7.) с 7 июня 2016 г. и обозначает «неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом действий, к которым относятся:

- невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения;

- перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота

налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия;

- несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства;

- несоблюдение безопасного бокового интервала;

- резкое торможение, в случаях, если указанный маневр производится не в целях предотвращения дорожно-транспортного происшествия;

- препятствование обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба. [7]. При этом, в рассматриваемых нами случаях, водители, совершившие действия, характеризующиеся как опасное вождение, создают аварийную ситуацию для других участников дорожного движения и, как правило, скрываются.

Особого внимания, на наш взгляд, также заслуживают и такие обстоятельства как соблюдение мер личной безопасности водителями и пассажирами транспортных средств (использование ремней безопасности, наличие защитной экипировки у водителей мото- вело-транспорта, использование автолюлек и автокресел различных категорий в зависимости от роста и массы ребенка-пассажира), поскольку данные приспособления предназначены для минимизации степени причинения вреда жизни и здоровья указанных категорий участников дорожного движения и в том числе от их использования (либо не использования) зависит степень тяжести последствий, наступающих в результате преступного нарушения правил дорожного движения и как следствие, квалификация совершенного деяния.

В свою очередь способ совершения преступления оказывает влияние на такие составляющие криминалистической характеристики преступлений, как механизм следообразования и преступные последствия.

С 1 июля 2015 г. поправками в Уголовный кодекс Российской Федерации введен новый вид преступления — «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию» (статья 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации). На наш взгляд, способом совершения преступлений данной категории является совокупность действий водителя транспортного средства, как участника дорожного движения, выразившихся в управлении транспортным средством в состоянии опьянения и не повлекших последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью и (или) смерти человека.

Особенностью преступлений данной категории является отсутствие преступных последствий. Необходимо отметить и тот факт, что преступление считается совершенным с момента начала движения транспортного средства под управлением лица, находящегося в состоянии опьянения, независимо от того, в течение какого времени происходило управление. Для данного вида преступления такой элемент криминалистической характеристики, как способ совершения преступления, необходимо рассматривать в неразрывной взаимосвязи с личностью преступника. Законодательно установлено, что субъектом преступления в данном случае, как и при совершении преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств может быть только вменяемое лицо, управляющее транспортным средством, достиг-

шее 16-летнего возраста. В отлнчне от преступлений, предусмотренных статьей 264 Уголовного кодекса Российской Федерации - нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию, является умышленным преступлением.

Уголовная ответственность при этом наступает при наличии определенных обстоятельств.

Во-первых, состояние опьянения лица, управляющего транспортным средством, должно быть установлено по результатам освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а наличие в организме такого лица наркотических средств или психотропных веществ — по результатам химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения, проведенных в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации, либо по результатам судебной экспертизы, проведенной в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации [8].

Во-вторых, необходимым условием для признания действий лица подлежащими уголовной ответственности является и тот факт, что водитель на момент управления транспортным средством должен быть:

а) подвергнут административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения (части 1 или 3 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (статья 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);

б) имеет судимость за совершение преступления, предусмотренного частями 2, 4 или 6 статьи 264 или статьей 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Рассматривая дискуссионные вопросы, ставшие предметом научной полемики, считаем, что для расследования преступления недостаточно знание его уголовно-правовой характеристики, которая определяет правовую характеристику элементов преступления (субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона) выражает общественную опасность, противоправность деяния. В процессе расследования преступления знание его криминалистической характеристики позволяет познать исследуемое событие, выявить взаимосвязи установленных фактов, их роль и место в механизме преступления и содействует процессу раскрытия и расследования преступления, выявлению причин, способствующих его совершению. Совокупность сведений о личности преступника, создает предпосылки для установления обстоятельств совершенного преступления, в том числе причин и мотивов совершения преступных действий (бездействия), способа совершения преступления. Взаимосвязь сведений о личности подозреваемого и способа совершения преступления проявляется также в том, что в способе совершения преступления, как элементе криминалистической характеристики находят отражение отдельные свойства личности подозреваемого. Проведенный нами анализ су-дебно-следственной практики показал, что при определении степени вины обвиняемого, главным остается выявление факта (либо фактов) нарушения им правил дорожного движения и установление причинно-следственной связи между действиями обвиняемого и наступившими преступными последствиями. Именно во взаимосвязи всех элементов криминалистической характеристики устанавливается виновность обвиняемого.

Список литературы:

1. Колесниченко А.Н. Теоретические проблемы криминалистической характеристики//Криминалистическая характеристика преступлений. - М., 1984.

2. Айвазова О.В., Варданян A.B. Теоретические основы криминалистической характеристики преступлений, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ в учреждениях системы здравоохранения II Юристъ-Правоведъ. - 2012. - № 4.

3. Варданян A.B., Ларионов И.А. Научные основы формирования криминалистической характеристики преступлений, связанных с организацией незаконной миграции//Известия Тульского государственного университета, экономические и юридические науки. 2015. - № 4-2.

4. Сайт «Толковый словарь Ожегова». [Эл. ресурс].- URL: http://slovariki.org/search?did=tolkovyj-clovar-oze-gova&word=Cnoco6 (дата обращения 25.01.2017).

5. Кудрявцев В.Н. Объективная сторона преступления. —М.: Госюриздат, i960.

6. Сайт «Госавтоинспекция Российской Федерации». [Эл. ресурс].- Режим доступа URL: http:// www.gibdd.ru/stat/, (дата обращения 03.02.2017).

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 г. N 477 г. Москва "О внесении изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации". [Эл. ресурс]. - URL: https://rg.ru/2016/05/31/pdd-site-dok.html (дата обращения 01.02.2017).

8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.05.2016 г. № 22 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения». Российская газета. Федеральный выпуск 2016. - 1 июня. - № 6985 (117).

© Дудниченко А.Н., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.