Уголовный процесс
ISSN 1999-9917. ЧЕЛОВЕК: преступление и наказание. 2010. № 2 (69)
E.V. ZUBENKO*
УДК343.985.7 ББК 67.523.11 З—91
ROAD AND TRANSPORT CRIMES CONNECTED WITH LEAVING INJURED PEOPLE IN DANGER: COMMITMENT AND CONCEALMENT
Аннотация: в статье рассматриваются способы совершения и сокрытия дорожно-транспортных преступлений, связанных с оставлением пострадавших лиц, находящихся в опасном для их жизни или здоровья состоянии.
Ключевые слова: дорожно-транспортное преступление, оставление в опасности, транспортное средство.
Annotation: the article deals with commitment and concealment of road and transport crimes connected with leaving injured people in life or health threat.
Keywords: road and transport crime, leaving injured people in danger, a vehicle.
ЕВГЕНИИ
ВЛАДИМИРОВИЧ
ЗУБЕНКО*
О СПОСОБАХСОВЕРШЕНИЯ И СОКРЫТИЯ ДОРОЖНОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОСТАВЛЕНИЕМ В ОПАСНОСТИ
Жизнь современного человека трудно представить без автомобиля Для многих наличие в семье такого транспортного средства стало естественной потребностью, без которой уже трудно обойтись. При этом автомобилю, являющемуся источником повышенной опасности, самому по себе какие-либо криминальные начала не присущи Криминальное, уголовно наказуемое проявление является исключительной привилегией человека, управляющего транспортным средством, а также лиц, ответственных за их техническое состояние. Пренебрегая требованиями Правил дорожного движения РФ, водитель в определенных случаях совершает дорожнотранспортное происшествие (ДТП), либо оно происходит по не зависящим от него причинам (при отсутствии технической возможности избежать аварии и т. п.). Однако ДТП угрожают тем, что нередко их участники оставляют пострадавших в опасном для жизни или здоровья состоянии, не оказывают им необходимой помощи, тем самым совершая преступление, предусмотренное ст. 125 УК РФ.
В ходе разработки криминалистической методики расследования данных преступлений особое внимание следует уделить такому элементу криминалистической характеристики, как способ их совершения. Как всякий акт человеческого поведения, преступление в целом и способы его осуществления определяются взаимодействием различных причин и условий, поэтому способ совершения преступления является результатом совокупного действия значительного числа факторов. Чем больше они отобразятся в его общественно опасном деянии, тем больше следов оставит преступник, что увеличит объем информации, которой будет располагать следователь или дознаватель для выдвижения следственных версий.
* Преподаватель кафедры уголовного права и уголовного процесса (Дальневосточный филиал Кузбасскогоинститута ФСИН России). E-mail: Zubenko@1978.
В литературе под способом совершения преступления с криминалистической точки зрения понимается система действий по подготовке, совершению и сокрытию преступления, детерминированная условиями внешней среды и психофизиологическими свойствами личности1. При этом часть криминалистов сокрытие преступления выводят за пределы способа его совершения, образуя по отношению к нему в рамках преступления самостоятельный комплекс действий. В результате этого способ совершения преступления понимается в широком (подготовка совершение и сокрытие преступления) и узком смысле (подготовка и совершение преступления)2.
Полагаем, что в понятие «способ совершения дорожно-транспортных преступлений, связанных с оставлением в опасности» следует включать способы его совершения и сокрытия, так как это позволит выделить устойчивые и повторяемые факторы, присущие рассматриваемым противоправным деяниям.
Лицо, оставляющее пострадавшего в опасном для его жизни или здоровья состоянии, поступает умышленно. Тогда может ли он заниматься подготовкой к совершению этого преступления? На данный вопрос следует ответить отрицательно. Оставлению в опасности предшествует дорожно-транспортное происшествие или преступление (в зависимости от степени тяжести вреда здоровья потерпевшего), которое совершается по неосторожности. Причем преступник может нарушать требования Правил дорожного движения РФ умышленно, например, превышать скоростной режим, управлять автомобилем в состоянии опьянения. По отношению к последствиям в виде причинения вреда здоровью потерпевшего его вина проявляется исключительно в форме неосторожности. Последствия возникают по причине легкомыслия или небрежности со стороны водителя, когда он самонадеянно рассчитывает на предотвращение аварийной ситуации, приводящей к ДТП, либо не предвидит ее, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности мог и должен был предвидеть. На этом основании можно констатировать, что в исследуемых преступлениях отсутствуют действия по подготовке к совершению ДТП.
В случаях, когда преступник умышленно использовал транспортное средство в целях причинения вреда здоровью потерпевшего и потом оставил его в опасном состоянии, могут содержаться подготовительные действия. Однако содеянное квалифицируется как преступление против личности3. Кроме того, Верхов-
ный Суд РФ указывает; что лицо, причинившее потерпевшему вред здоровью умышленно, не может нести ответственность за оставление потерпевшего в опасности4. В исследуемых преступлениях умысел лица заключается в нежелании оказать помощь пострадавшему
Анализ судебно-следственной практики расследования преступлений в Дальневосточном федеральном округе позволил нам выделить следующие виды способов оставления в опасности:
1) водитель, совершивший ДТП; оставляет пострадавшего, скрываясь на своем транспортном средстве (61 %). Данный способ наиболее распространен. Он характеризуется стремлением виновника остаться незамеченным и не быть задержанным на месте преступления вне зависимости о того, имеются ли очевидцы или их нет.
Необходимо отметить, что указанный способ совершения преступления типичен не только при наезде на пешехода, но и при падении пассажира, например, в маршрутном автобусе когда водитель применяет экстренное торможение. Нередки случаи, когда преступник высаживает пострадавшего на остановке, не оказывая ему помощи, и продолжает движение.
Действуя рассматриваемым способом, 15 % виновных, находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, скрываясь, совершают еще одно ДТП, как правило, столкновение с попутным транспортным средством или наезд на препятствие. Боязнь ответственности за содеянное и неминуемое лишение права управлять автомобилем за вождение в состоянии опьянения усиливаетего желание быстрее скрыться с места происшествия, увеличив скорость. Такое обстоятельство приводит к полной потере контроля и совершению очередного происшествия;
2) водитель после совершения ДТП останавливается, оценивает обстановку, не оказывая помощи пострадавшему, скрывается на своем транспортном средстве (17 %). Данный способ является разновидностью первого и отличается тем, что виновный убеждается в совершении, например, наезда на пешехода, который оказывается в беспомощном состоянии. В его сознании происходит борьба мотивов - оказать помощь пострадавшему и обратиться в органы правопорядка, а значит, быть подвергнутым уголовному преследованию либо не оказывать помощи и скрыться, избежав ответственности Такие способы совершения преступления происходят, как правило, в темное время суток и в отсутствие граждан, могущих быть очевидцами происходящего;
Уголовный процесс
Уголовный процесс
3) водитель, совершивший ДТП, оставляет пострадавшего в беспомощном состоянии и покидает свое транспортное средство (22 %). Анализ практики показывает; что подобного рода способ оставления в опасности обычно возникает вследствие объективных причин невозможности дальнейшего движения транспортного средства - при столкновении с другим автомобилем, опрокидывании, наезде на препятствие (ограждения, бордюрный камень и др.). В этих ситуациях виновники вынуждены оставлять автомобиль на месте происшествия. Необходимо отметить, что данный способ также используется преступниками при неправомерном завладении либо хищении автомобиля и последующем совершении ДТП.
Сокрытие преступления по определению, данному В.П. Лавровым, представляет собой «комплекс (совокупность) умышленных действий пре-ступникаи иных лиц, направленных на воспрепятствование установлению компетентными органами обстоятельств, имеющих значение для предотвращения и расследования преступления»5.
В русском языке слово «скрыть (сокрытие)» означает прятать кого-либо или что-либо от других, хранить в тайне, не давать возможности другим заменить что-либо, что-то утаивать и т. д.6 Относительно рассматриваемых преступлений сокрытие связано с утаиванием виновным события ДТП либо своего участия в нем. Совершение лицом ДТП обязывает его оказать помощь пострадавшим, так как он поставил их в опасное для жизни или здоровья состояние. Водитель должен в соответствии с требованием п. 2.5 Правил дорожного движения РФ «... принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь», а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение. »7. Отсутствие факта ДТП либо неучастие в нем устраняет обязанность лица оказать помощь пострадавшим. Таким образом, способы сокрытия данного преступления можно разделить на два вида: сокрытие виновным факта совершения дорожно-транспортного происшествия (преступления); сокрытие виновным своего участия в совершении дорожнотранспортного происшествия (преступления).
Подтверждением ДТП и, следовательно последующего оставления в опасности является наличие характерных следов контакта на транспортном средстве (деформированные выступающие части кузова; биологические следы пострадавшего, а также волокна его одежды и т. д.). Виновник стремится как можно быстрее удалить их или оправдать появление следов перед своими близкими либо сотрудниками милиции.
Наличие гаража, навыков кузовных работ способствует самостоятельной замене или восстановлению водителем поврежденных деталей транспортных средств. При отсутствии таких условий он обращается в автомастерские, к частным мастерам, состоящим с ним в приятельских или дружеских отношениях.
Кроме того, преступник может перевезти пострадавшего в другое место и оставить его там. В результате установить фактическое место совершения преступления будет проблематично.
Сокрытие виновным своего участия в преступлении происходит путем заявления о хищении транспортного средства либо его угоне. Оно подается в 15 % случаев, чаще всего когда транспортное средство было оставлено на месте ДТП. При этом значительная часть таких лиц была ранее судима за умышленные преступления либо имеет представление о деятельности органов расследования (наличие соответствующего юридического образования, опыт работы в правоохранительных органах или участия в уголовном судопроизводстве). Возникшие в результате аварии телесные повреждения о рулевую колонку или лобовое стекло выдаются как нанесенные неизвестными лицами в момент хищения автомобиля либо полученные в быту.
Таким образом, способы совершения дорожно-транспортных преступлений, связанных с оставлением в опасности, имеют присущие им определенные особенности. В них отсутствуют действия по подготовке к совершению преступления Виновный оставляет потерпевшего в опасности, скрываясь с места происшествия на своем транспортном средстве либо без него. Сокрытие преступления происходит путем утаивания лицом факта совершенного ДТП или создания видимости неучастия в нем.
1 См.: БелкинР.С. Криминалистическая энциклопедия. 2-е изд., доп. М., 2000. С. 215.
2 См.: ЕрмоловичВ.Ф. Криминалистическая характеристикапреступлений. Минск, 2001. С. 42-43.
3 См.: О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. № 25. П. 15 // СПС «Гарант».
4 См.: Постановления и определения по уголовным делам Верховного Суда РСФСР. 1981-1988. М., 1989. С. 11; Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 31 мая 2006 г. № 215-ПО6ПР по делу Б. // СПС «Гарант».
5 Лавров В.П. Некоторые научные аспекты изучения способов сокрытия преступлений // Способы сокрытия следов преступлений и криминалистические методы их установления М., 1984. С. 39.
6 См.: ОжеговС.И. Словарь русскогоязыка. М., 1985. С. 631, 647.
7 Правила дорожного движения Российской Федерации. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Ответственность за нарушение ПДД. М., 2009. С. 6-7.
Уголовный процесс