Научная статья на тему 'О текущих результатах деятельности по достижению целевого уровня безопасности дорожного движения в регионах России'

О текущих результатах деятельности по достижению целевого уровня безопасности дорожного движения в регионах России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / "ВОДИТЕЛЬ-АВТОМОБИЛЬ-ДОРОЖНАЯ СРЕДА" / СОЦИАЛЬНЫЙ РИСК ГИБЕЛИ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ / ОДНОУРОВНЕВЫЕ ПЕРЕКРЕСТКИ (ПЕРЕСЕЧЕНИЯ) ДОРОГ / ROAD TRAFFIC SAFETY / DRIVER VEHICLE ROAD ENVIRONMENT SYSTEM / SOCIAL RISK OF DEATH IN ROAD TRAFFIC ACCIDENTS / AT-GRADE ROAD INTERSECTIONS (CROSSINGS)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плотников А. М., Жанказиев С. В., Гурин Д. О.

В статье представлены текущие результаты деятельности субъектов РФ по достижению ими целевого показателя социального риска с погибшими на дорогах РФ за 2018 год. Согласно «Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы» этот показатель не должен превышать 4 чел. погибших на 100 тыс. населения к концу 2024 г. Приведены контрастирующие оценки усредненного целевого показателя, полученные для субъектов РФ. По данным на начало 2019 года в мегаполисах целевой уровень безопасности дорожного движения (БДД) почти достигнут, а в регионах РФ он недостижим даже к 2024 г. Показан пример применения опробованной в Санкт-Петербурге технологии снижения ДТП с погибшими на одноуровневых регулируемых и нерегулируемых светофорами перекрестках дорог, которая позволяет решить задачу выхода российской практики на нормативный показатель безопасности дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the current results of activities for reaching the target level of traffic safety in Russia’s territorial subjects

The paper presents current results of activities of Russian Federation’s territorial subjects for reaching target level of social risk marker of number of people killed in the roads of the Russian Federation in 2018. According to the Strategy for Safety of Road Traffic in the Russian Federation for 2018-2024, by 2024, the figure should not exceed four fatalities per 100,000 of the population. Contrasting estimates of averaged target value, produced for Russia’s territorial subjects, are provided. According to data for early 2019, the target level of road traffic safety was almost reached in the megalopolises but it is not achievable in Russia’s regions even by 2024. The example of application of the technology for reducing fatal traffic accidents at at-grade intersections with or without traffic lights, which was tested in St Petersburg, is outlined. The technology allows solving the problem of reaching the performance standard of road traffic safety in Russia’s practice.

Текст научной работы на тему «О текущих результатах деятельности по достижению целевого уровня безопасности дорожного движения в регионах России»

О текущих результатах деятельности по достижению целевого уровня безопасности дорожного движения в регионах России

А. М. Плотников,

д.т.н., профессор Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ) и Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения

С. В. Жанказиев,

д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)

Д. О. Гурин,

ведущий специалист Управления информационных систем и технологий СПбГАСУ

Согласно «Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы» (далее - Стратегия) в субъектах Российской Федерации (РФ) должны выполняться мероприятия по достижению целевого показателя «социального риска» с погибшими на дорогах. В статье представлены текущие результаты этой деятельности за 2018 год. Показан пример применения опробованной в Санкт-Петербурге технологии снижения ДТП с погибшими на одноуровневых регулируемых и нерегулируемых светофорами перекрёстках дорог, которая позволяет решить задачу выхода российской практики на нормативный показатель безопасности дорожного движения.

Стратегия определила задачи повышения безопасности дорожного движения (БДД) — достижение в качестве целевого ориентира на 2024 год уровня «социального риска», составляющего не более четверых погибших на 100 тыс. населения с выходом его к 2030 году на нулевую смертность [1] в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП).

Оценивая пределы возможностей обеспечения безопасного движения автотранспортных средств в каждом звене системы «водитель - автомобиль - дорожная среда» (ВАДС) с учетом ее принципиальных изменений в системах автономного вождения [2] и вплоть до достижения «нулевой смертности» к 2030 году, можно утверждать, что для решения задачи необходимы исследования [3, 4] процессов возникновения ДТП по каждому из звеньев системы ВАДС. Пространство факторов, влияющих на уровень обеспечиваемой БДД, по каждому звену ВАДС различно по числу и содержанию, что вносит контраст в статистику ДТП в субъектах РФ [5, 6].

Например, в первом звене системы — водитель — доминирует фактор «нигилизма» и демотивации, т. е. склонности к нарушению правил дорожного движения РФ в части обеспечения скоростного режима, осуществления обгона с выездом на встречную полосу движения, проезда на запрещающий сигнал светофора, несоблюдения требований дорожных знаков, разметки и пр. Во втором звене системы

ВАДС — автомобиль — к основным факторам относят специфику конструкции и ее техническое состояние, качество проводимых технических осмотров и технологий текущей профилактической деятельности и др. Третье звено ВАДС — дорожная среда, включающая и улично-дорожные сети (УДС) городов, имеет свою специфику инфраструктуры дорог с разнообразными видами одноуровневых перекрестков (пересечений дорог) и вносит существенный вклад в «генерацию» ДТП. Это выяснено в ходе комплексных исследований [7], которые проводились по случайной выборке, содержащей 77 действующих Х- и Т-образных регулируемых перекрёстках (РП) в Санкт-Петербурге с разными методиками оценки безопасности движения [8, 9], а также с разработанными (авторскими) уточненной и диагностической оценками уровней требований к безопасности движения (УТБД) [3, 4]. Указанные исследования привели к неожиданным результатам — число погибших в ДТП составило 22 % от среднегодовых статистических потерь со смертельным исходом на исправно работающих РП.

Было установлено, что неожиданность полученных результатов может быть объяснена тщательностью исследования текста «Правил дорожного движения» (ПДД РФ) [10]. Последний позволил обнаружить скрытый в нём смысл, неиспользуемый в действующей практике обеспечения БДД. Правила регламентируют механизм безопасного проезда перекрестков и тер-

минологию, которые изложены в соответствующих пунктах 13.1 и 13.3 — раздел 13: «При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает» и «Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым. При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета». Пункты 13.1 и 13.3 относятся как к регулируемым, так и нерегулируемым перекресткам.

При тщательном исследовании ПДД РФ удалось установить новые элементы «физики» движения на перекрестках, где сегодня число лево- и правоповоротных транспортных средств составляет 6-10 ед. вместо допустимых 2 ед. в течение трехсе-кундного промежуточного такта (желтого сигнала светофора) [3, 4, 9]. Поэтому на перекрестках аккумулируются причины, формируемые трансформацией факторов в среде дорожного движения, которые способны «генерировать» тяжкие ДТП. Последние создаются недисциплинированными водителями транспортных средств, нарушающих ПДД РФ при «просачиваниях» в поворотных маневрах (направо и налево) через имеющие приоритет потоки транспорта и пешеходов. Результаты указанных исследований и статистика ДТП [11, 12] подтвердили вышеизложенные рассуждения о том, что тяжкие ДТП со смертельным исходом, происходящие только на РП (при желтом сигнале светофора—длительностью 3 с) достигает 22 % от общего числа ДТП. «Генерация» ДТП на одноуровневых нерегулируемых перекрестках (НП) достигает 28 %, при поворотных маневрах с «просачиванием» в движущихся потоках «транспорт-транспорт» и «транспорт-пешеход». Таким образом, тщательные исследования ПДД РФ позволяют строго обосновать механизм возникновения причин ДТП на одноуровневых РП и НП и разработать средства их подавления.

Дополнительным подтверждением к изложенному служит и то, что ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» переведен из рекомендуемых в статус

Погибшие на 100 тыс. в города миллионерах РФ

7,0 ----------

Рис. 1. Достигнутый уровень значений показателя «социального риска» (число погибших на 100 тыс. населения) в городах-миллионерах РФ

обязательного применения (см. список изменяющихся документов в ред. распоряжения Правительства РФ от 29.10.2018 N 2334-р). В пункте 7.1.2 этого ГОСТа с 2014 г. содержится важное, но не выполняемое до настоящего времени, дополнение: «не допускается пересечение транспортных и пешеходных потоков в одной фазе светофорного цикла регулирования». Для реализации указанного дополнения целесообразно внедрить в формате форс-мажор малозатратную диагностику (аудит) цифровых оценок уровней требований к безопасности движения (УТБД) на всех действующих и модернизируемых одноуровневых РП и НП дорог в городах и населенных пунктах РФ [3, 4, 13-15]. Цель внедрения диагностики (аудита) — провести малозатратную паспортизацию по оценкам УТБД на одноуровневых РП и НП с ранжированием их по вероятности генерации аварий, позволяющую обеспечить планирование первоочередных работ на дорогах России по снижению смертности в ДТП вплоть до уровня нулевой смертности, запланированного Стратегией на 2030 г.

Малозатратность паспортизации указанных оценок определяется тем, что она может быть осуществлена на любом одноуровневом РП или НП и не требует трудоемких полевых работ снятия статистики по интенсивности движения транс-портно-пешеходных потоков, как это регламентировано в ГОСТ Р 52289-2004 (раздел 7.2.14 по условиям 1-4) [11, 12].

Проведенный системный анализ имеющейся статистики ДТП [16] и численно-

сти населения [17] за 2018 г. в субъектах РФ (мегаполисах, федеральных округах, регионах, столицах регионов и в двух районах Московской и Ленинградской областей) позволили разработать и представить для них в нижеследующей последовательности соответствующие гистограммы значений показателя социального риска с числом погибших на 100 тыс. населения.

На рис. 1 для 15-ти мегаполисов РФ представлен достигнутый уровень значений показателей социального риска.

Из данных, приведенных на рис. 1, следует, что в 7-ми мегаполисах (городах-миллионерах) РФ намеченное Стратегией на 2024 г. целевое значение показателя достигнуто (оно не превышает 4 чел.) или почти достигнуто (в Санкт-Петербурге 4.1 чел., в Красноярске 4,2 чел.) в 2018 г. Относительно остальных городов-миллионеров можно утверждать, что для достижения необходимой величины потребуется значительно меньше времени, чем запланировано Стратегией.

Результат анализа статистических данных в федеральных округах РФ за 2018 г. текущего уровня значений показателя социального риска представлен на рис. 2.

Значения показателя на рис. 2 существенно отличается от таковых показателей в мегаполисах РФ (рис. 1). Достигнутый уровень значений показателя социального риска в регионах (рис. 3) и в столицах регионов (рис. 4) представляет собой еще более контрастную картину, что может быть следствием недостатка знаний о причинах ДТП и связанных с этим объемах финансирования необходимых работ.

Рис. 2. Текущий уровень состояния показателя «социального риска» (число погибших на 100 тыс. населения) в федеральных округах РФ

Для визуализации различий в уровнях значений показателя социального риска в регионах и их столицах рис. 3 и 4, результат представлен на рис. 5.

На основании представленных данных (рис. 3-5) выбраны столицы регионов, где плановое значение показателя социального риска (число погибших до 4-х чел. на 100 тыс. населения за 2018 г.) уже получено, а в их областях (значения в скобках) выполнение плана в намеченный Стратегией срок этого показателя проблематично (кроме Тюменской обл.): Белгород — ~2 чел. (~10); Иваново —3 чел. (~7.5); Кострома —3,6 чел. (~10); Красногорск (Моск. обл.) —3,8 чел. (~13); Ярославль —3,5 чел. (~13); Сыктывкар —2 чел. (~12); Архангельск —2,6 чел. (~12); Калининград —2,9 чел. (~11,5); Мурманск —3,2 чел. (~7,8); Великий Новгород — ~4,0 чел. (~17,5); Псков — ~1,5 чел. (~18); Элиста — ~3,9 чел. (~30); Симферополь —2,0 чел. (~17); Йошкар-Ола — ~3,0 чел. (~17,3); Казань — ~3,0 чел. (~9,0); Ижевск — ~3,0 чел. (~10,2); Пермь — ~3,8 чел. (~11,2); Оренбург — ~1,8 чел. (~13,8); Самара —3,8 чел. (~11); Саратов —3,8 чел. (~13); Екатеринбург —3 чел. (~7,5);

Тюмень —4 чел. (~5); Горно-Алтайск — ~3,8 чел. (~13); Красноярск — ~3,9 чел. (~13); Кемерово —3,2 чел. (~11,2). В неупомянутых столицах других регионов (где число погибших на 100 тыс. населения превышает 4 чел. за 2018 г.) тренд контрастности уровней значений показателя социального риска погибнуть в ДТП с их аналогичными областными показателями сохраняется (рис. 5).

Вследствие недостатка статистических данных на рис. 6 представлены достигнутые уровни значений показателя социального риска с погибшими на 100 тыс. населения не по всем районам Московской области. В шести районах, представленных в левой части горизонтали, достигнут уровень «нулевой смертности».

Достигнутые уровни значений показателя «социального риска» в районах Ленинградской области приведены на рис. 7. Неоднородность данных на рис. 6 и 7 подтверждает принятую версию о различных подходах к планированию и финансированию деятельности в системе «водитель - автомобиль - дорожная среда» в районах и столицах регионов,

а также об отрицательном влиянии такого подхода на величину показателя «социального риска», намеченную в Стратегии.

«Локомотивом» в существенном снижении числа тяжких ДТП (как минимум на одноуровневых регулируемых перекрестках УДС, на 22 %) может служить внедрение в третьем звене ВАДС (дорожной среде) указанной выше инновационной технологии обеспечения безопасности движения на аварийных одноуровневых РП [4]. Дополнительный вклад способны внести и одноуровневые НП. Численность последних на дорогах РФ в несколько раз больше чем одноуровневых РП, поэтому их научно обоснованный перевод в регулируемые перекрестки по малозатратной технологии позволит снизить смертность в ДТП до 28 % от общей смертности на одноуровневых НП [12].

Имеющиеся резервы в повышении БДД на одноуровневых РП и НП дорог (до 50 %) показывают, что для субъектов РФ необходима дифференцированная корректировка принятого в Стратегии ориентира — уровня социального риска погибнуть в ДТП (чел.) на 100 тыс. населения с учётом показателей достигнутых мировым опытом еще в 2016 году в передовых странах Европы: Швеция — 2,7; Германия 3,9; Великобритания -2,8 [18].

Результаты исследования статистики ДТП и численности населения в субъектах РФ позволили получить гистограммы достигнутого уровня текущих значений показателя социального риска по числу погибших граждан России за 2018 г. и обеспечили возможность визуального сравнения с его целевым уровнем — не более 4 погибших на 100 тыс. населения. Результат анализа оказался неутешительным. Полученные оценки в различных субъектах РФ весьма контрастны относительно требуемого уровня показателя социального риска. В конце 2018 года наме-

Рис. 3. Достигнутый уровень значений показателя «социального риска» (число погибших на 100 тыс. населения) в регионах РФ

Рис. 5. Достигнутый уровень значений показателя «социального риска» в регионах и столицах регионов РФ

Рис. 6. Достигнутый уровень значений показателя «социального риска» (число погибщих на 100 тыс. населения) в некоторых районах Московской области

Рис. 7. Достигнутый уровень значений показателей «социального риска» (число погибших на 100 тыс. населения) в районах Ленинградской области

ченное значение показателя социального риска в основном получено в мегаполисах, а в регионах он не будет достигнут к установленному сроку — 2024 г. Для выхода из сложившейся ситуации целесообразно реализовать апробированную в Санкт-Петербурге малозатратную технологию, обеспечивающую существенное повышение БДД в сегменте дорожной среды с охватом одноуровневых регулируемых и нерегулируемых перекрестков (РП и НП) дорог. Технология создает возможности:

• провести во всех регионах РФ оперативный аудит (т. е. инвентаризацию) любых одноуровневых РП и НП дорог по их диагностическим оценкам уровней требований к безопасности движения (УТБД) в целях паспортизации полученных оценок. Эти оценки выявляют перекрестки, «генерирующие» ДТП, в том числе НП, требующие переоснащения в РП;

• существенно (до 50 %) снизить смертность в ДТП на одноуровневых РП и НП дорог, чтобы приблизиться к целевому ориентиру Стратегии БДД на 20182024 годы;

• для практической реализации работ по паспортизации оценок УТБД на одноуровневых РП и НП дорог в РФ их целесообразно включить, например, в федеральный проект «Безопасность дорожного движения» и предусмотреть необходимое малозатратное финансирование;

• целесообразно пересмотреть и скорректировать действующие варианты финансирования городов-миллионеров, столиц субъектов РФ и их районов, т. е. применить к ним дифференцированный подход к планированию контрольных показателей с увязкой финансирования. □

Литература

1. URL: https://government.consultant.ru/ documents/№ 1-р от 8 января 2018 г.

2. Жанказиев С. В., Нгуен Х. М., Вдыхал-кин В. Н. и др. Применение интеллектуальных систем для снижения тяжести последствий ДТП // Наука и техн. в дор. отрасли. 2019. № 2 (88). С. 2-9.

3. Плотников А. М. Управление безопасностью дорожного движения на одноуровневых перекрестках: теория и практика. - СПб. : Эксперт. решения, 2014. - 404 с.

4. Плотников А. М. Методология обеспечения безопасности движения на регулируемых пересечениях улично-дорожных сетей мегаполисов: дис. ... д-ра техн. наук. СПб., 2016. 475 с. -URL: http://dis.spbgasu.ru/specialtys/ personal/plotnikov-anatoliy-mihaylovich

5. URL: http://www.1gai.ru/publ/522047-gibdd-opublikovala-godovuyu-statistiku-dtp-za-2018-god.html

6. Кравченко П. А., Плотников А. М., Оле-щенко Е. М. О цифровых технологиях обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации // Транспорт РФ. 2018. № 4 (77). С. 12-16.

7. Госконракт КРТИ № НИР-29 от 10.09.2014 г. «Анализ эффективности действующих схем организации движения на одноуровневых регулируемых перекрестках, оценке уровня безопасности дорожного движения на каждом из них и формирование предложений по его повышению для нужд Санкт-Петербурга».

8. Лобанов Е. М. Транспортная планировка городов. - М. : Транзит, 1990. - 240 с.

9. Организация дорожного движения в городах / под общ. ред. Ю. Д. Шелкова. - М. : Науч.-исслед. центр ГАИ МВД России, 1995. - 143 с.

10. Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2019 г. № 1171.

11. Плотников А. М. Диагностическая цифровая оценка безопасности дорожного движения на пересечениях дорог // Вестн. гражд. инженеров. 2018. № 4 (69). С. 204-209.

12. Плотников А. М. Методика оценки безопасности дорожного движения на одноуровневых пересечениях дорог // Там же. 2018. № 6 (71). С. 201-207.

13. Plotnikov A. Methods for numerical estimation of the traffic safety level at at-grade intersections // Transport. Res. Proced. 2018. Vol. 36. Р. 591-596.

14. Плотников А. М. Диагностическая оценка безопасности дорожного движения на одноуровневых перекрестках. Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ № 2019613158. Зарег. 12.03.2019.

15. Плотников А. М., Баландин Д. О. Расчетная оценка безопасности движения на одноуровневых пересечениях // Транспорт РФ. 2019. № 2 (81). С. 36-39.

16. Показатели состояния безопасности дорожного движения. ГИБДД. - URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 13 мая 2019 г.).

17. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2018 года. Росстат. Федеральная служба Государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru/free_ doc/doc_2018/bul_dr/mun_obr2018.rar (дата обращения 13 мая 2019 г.).

18. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/3526919 (дата обращения: 29 августа 2019 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.