Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ФИЛИАЛА РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ)'

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ФИЛИАЛА РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
113
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ГРАЖДАН / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дудус Александр Николаевич, Сергеева Анна Геннадьевна, Сергеев Валерий Борисович

В статье рассматривается значение физической культуры при обучении в вузе лиц с ограниченными возможностями. Проводится анализ основных федеральный нормативных актов, регулирующих обеспечение прав граждан в области физической культуры и спорта. Рассматривается специфика регулирования адаптивной физической культуры на примере Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дудус Александр Николаевич, Сергеева Анна Геннадьевна, Сергеев Валерий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF TEACHING PHYSICAL CULTURE TO PEOPLE WITH DISABILITIES (ON THE EXAMPLE OF ST. PETERSBURG BRANCH OF THE RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY)

The article discusses the importance of physical culture in teaching people with disabilities at the university. The analysis of the main federal regulations regulating the provision of citizens’ rights in the field of physical culture and sports is carried out. The specifics of the regulation of adaptive physical culture are considered on the example of the St. Petersburg branch of the Russian Customs Academy

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ФИЛИАЛА РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ)»

Проблемы обучения физической культуре .

УДК 37.09

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ФИЛИАЛА РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ)

Дудус Александр Николаевич

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры физической подготовки, канд. пед. наук, доцент, e-mail: [email protected]

Сергеева Анна Геннадьевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры физической подготовки, e-mail: [email protected]

Сергеев Валерий Борисович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры физической подготовки, e-mail: [email protected]

В статье рассматривается значение физической культуры при обучении в вузе лиц с ограниченными возможностями. Проводится анализ основных федеральный нормативных актов, регулирующих обеспечение прав граждан в области физической культуры и спорта. Рассматривается специфика регулирования адаптивной физической культуры на примере Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии

Ключевые слова: адаптивная физическая культура и спорт; инклюзивное образование; нормативно-правовое регулирование и обеспечение прав граждан; здоровьесбережение; образовательный процесс

PROBLEMS OF TEACHING PHYSICAL CULTURE TO PEOPLE WITH DISABILITIES (ON THE EXAMPLE OF ST. PETERSBURG BRANCH OF THE RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY)

Dudus Alexander N.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Assistant Professor of the Department of Physical Training, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, e-mail: [email protected]

Sergeeva Anna G.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lector of the Department of Physical Training, e-mail: [email protected]

Sergeev Valeri B.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lector of the Department of Physical Training, e-mail: valeri0153@ mail.ru

The article discusses the importance of physical culture in teaching people with disabilities at the university. The analysis of the main federal regulations regulating the provision of citizens' rights in the field of physical culture and sports is carried out. The specifics of the regulation of adaptive physical culture are considered on the example of the St. Petersburg branch of the Russian Customs Academy

Keywords: adaptive physical culture and sports; inclusive education; regulatory and legal regulation and ensuring the rights of citizens; health care; educational process

Для цитирования: Дудус А.Н., Сергеева А.Г., Сергеев В.Б. Проблемы обучения физической культуре лиц с ограниченными возможностями (на примере Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии) // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 2 (82). С. 97-100.

Физическая культура является неотъемлемой частью культуры общества в целом. Отличительной особенностью физической культуры является ее направленность на сохранение и укрепление здоровья человека, а также распространение знаний о здоровом образе жизни. Обучение физической культуре является важным элементом образовательного процесса в каждом современном вузе. Однако не все студенты в силу физических и психических особенностей здо-

ровья могут беспрепятственно освоить образовательную программу вуза по данному курсу без создания специальных для того условий.

Согласно данным статистики за последние несколько лет общее число лиц с ограниченными возможностями в России постепенно снижается. Вместе с тем растут показатели детской инвалидности, что, в свою очередь, актуализирует проблему внимания со стороны общества к вопросам социализации, реабилитации, а также создания

специальных условий для лиц с особенными потребностями [1].

В качестве одного из ключевых инструментов инклюзивного образования, реализуемого в рамках высшего учебного заведения, можно выделить адаптационную программу по предмету «Физическая культура», в компонентный состав которой входят не только физические нагрузки, но и важный психолого-педагогический аспект.

Адаптивная физическая культура представляет собой совокупность мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию обучающегося с ограниченными возможностями к социальной среде, преодоление им психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни [2, с. 215].

К основным задачам адаптивной физической культуры в вузе можно отнести:

1. Восстановление и формирование мышечной деятельности людей с ограниченными возможностями.

2. Предоставление эмоционального удобства людям с ограниченными возможностями.

3. Сохранение физических сил людей с ограниченными возможностями [3, с. 253].

4. Побуждение индивида к духовно-моральному развитию и осмыслению собственного вклада и участия в реабилитации и социализации.

Физическая культура не только направлена на поддержание физической активности, она включает в себя важный духовно-моральный компонент, когда человек физически развивается и начинает чувствовать себя более сильным, более развитым, более уверенным.

«Адаптивная физическая культура (АФК) - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, сконцентрированных на реабилитацию и приспособление к естественной социальной среде людей с ограниченным потенциалом, преодоление психологических барьеров, мешающих жить полноценной жизнью, а также осознанию необходимости своего личного вклада в общественное формирование общества. Адаптивная физическая культура представляет собой деятельность, которая приносит социально и индивидуально важные результаты по созданию условий для всестороннего развития человека с отклонениями в состоянии здоровья, адаптации его к общественной жизни. Основной целью АФК является улучшение и гармонизация всех сторон и свойств человека с отклонениями (например: физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических и т. и.), и реабилитация, и социализация его личности с поддержкой физических упражнений и медицинских факторов. Выпускник, получивший подготовку по адаптивной физической культуре, имеет возможность осуществить свои знания и умения в различных сферах деятельности» [4].

В Конституции Российской Федерации, определяя базовые положения прав и свобод человека

и гражданина, провозглашается право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Более того, исходя из принципа социального государства, заложенного ст. 7, а также положения ст. 41, наглядно видно, что охрана и укрепление здоровья населения, путем поощрения деятельности, способствующей развитию физической культуры и спорта, является одной из ключевых задач российского государства [4]. Таким образом, можно говорить о реализации прав всех граждан, в том числе лиц с ограниченными возможностями.

Поскольку главная цель адаптивной культуры состоит в развитии организма с отклонениями, находящегосяв болезненном состоянии, необходимо четко регулировать методы и способы достижения поставленной цели. Данную деятельность регламентирует Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [5].

В данном законе (ст. 31) четко разграничена деятельность специальных органов медицинского учреждения и способы повышения уровня развития организма с отклонениями: «Адаптивная физическая культура, физическая реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Спорт инвалидов». Более того, в данном законе закрепляется принцип доступности занятий с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья для лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в соответствующих образовательных организациях. Важно отметить, что в ст. 31 также устанавливаются меры по исполнению предусмотренных положений. Благодаря этому, образовательные организации обладают правом создавать филиалы, отделения, структурные подразделения по адаптивному спорту, а также обязуются способствовать интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической культуры, физического воспитания и спорта посредством физкультурно-спортивных организаций.

В рамках исследуемой темы также необходимо отметить Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в котором ст. 9 данного нормативно-правового акта дает определение понятия «реабилитация инвалидов», а также раскрывает его структуру. Так, в качестве одного из важнейших элементов реабилитации инвалидов, помимо социально-средовой, социально-психологической и социокультурной реабилитации, выделяют социально-педагогическую реабилитацию, физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт [6], что в очередной раз подчеркивает их ключевую роль.

Важно подчеркнуть, что ежегодно в России увеличивается число лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют равное конституционное право на образование, как и их сверстники.

Проблемы обучения физической культуре

Однако в отличие от полностью здоровых детей, которые включены в основную группу по предмету «Физическая культура», к особым детям нужен особый подход, этот подход обязателен и для обучающихся в вузе. Как уже ранее отмечалось, речь идет об инклюзивном образовании, предполагающем разработку и применение программ, которые позволят каждому человеку равноправно участвовать в занятиях физической культурой [7, с. 119].

Адаптивная физическая культура и спорт являются важнейшим средством реабилитации лиц с ограниченными возможностями, а также способствуют их интеграции в современную социальную среду, при этом правовое регулирование физической культуры и спорта для лиц с ограниченными возможностями непрерывно совершенствуется.

К сожалению, на сегодняшний день сохраняются тенденции несоответствия законодательства реальной жизни. В силу этого при обучении в вузе особое внимание следует уделить анализу положений Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании). В соответствии с п. 5 ст. 5 этого закона для обеспечения реализации конституционного права каждого человека на получение полноценного образования устанавливаются определенные нормы, обязательные для федеральных государственных органов власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления по созданию необходимых условий для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. Данные нормы позволяют своевременно осуществлять:

- коррекцию нарушений развития и социальной адаптации;

- раннюю коррекционную педагогическую помощь;

- применять методы и способы общения и обеспечивать условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности;

- социальное развитие, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья [8].

В п. 1 ст. 79 Закона об образовании содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой реабилитации инвалидов. Более того, согласно п. 4 той же статьи образовательный процесс для лиц с ограниченными возможностями может быть организован как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность [8].

Основой обеспечения занятий по физической культуре для студентов является учебная программа по данной дисциплине. В Санкт-Петербургском

филиале Российской таможенной академии регулирование вопросов, связанных с проведением дисциплин по физической культуре и спорту регулируется Приказом от 29.01.2021 № 36 «Об утверждении Порядка реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту по программам бакалавриата, программам специалитета в государственном казенном образовательном учреждении высшего образования Российская таможенная академия» [10]. Согласно данному приказу порядок освоения дисциплин по физической культуре и спорту для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья основан на принципах здоровьесбережения и адаптивной физической культуры и осуществляется по группам в зависимости от результатов медицинского заключения [10].

Для групп адаптивной физической культуры предусмотрены подвижные занятия адаптивной физкультурой в специально оборудованных спортивных тренажерных залах, в которых всё спортивное оборудование отвечает требованиям доступности, надежности, прочности, удобства. Занятия проводятся и на открытом воздухе непосредственно под руководством профессорско-преподавательского состава, имеющего соответствующую подготовку и квалификацию. Также предусмотрены занятия по настольным, в том числе интеллектуальным, видам спорта и лекционные занятия [10]. Стоит также отметить, что по объективным причинам занятия могут проводиться с применением дистанционных образовательных технологий.

Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии располагает спортивными объектами, в том числе приспособленными для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, для проведения учебных занятий по дисциплине «Физическая культура» и занятий в соответствии с «Комплексным планом социальной и воспитательной работы» [11], в частности, спортивным залом, оборудованным пандусом и табличками Брайля при входе, в качестве площадки для проведения учебных занятий [12].

На основании вышесказанного можно сделать следующие вывод, что физкультура и спорт играют большую роль в жизни каждого человека, в данном случае - студентов Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, однако особое значение физическая культура имеет для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Более того, побуждение индивида к физическому развитию, путем оказания морально-психологической помощи, которая выражается в осмыслении их собственного вклада и участия в реабилитацию, вносит существенный вклад в социализацию и интеграцию такого обучающегося в повседневную жизнь.

Следует отметить, что структурированное нормативное закрепление и регулирование адаптивной физической культуры позволяет обеспечить равные права студентов Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии в данной

сфере. Вместе с тем следует подчеркнуть необходимость постоянного совершенствования данного

процесса.

Библиографический список:

1. Общая численность инвалидов по группам инвалидности // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https:// rosstat.gov.ru/folder/13964?pri№t=1 (дата обращения: 29.03.2022).

2. Лифинская А.А. Сущность адаптивной физической культуры // Поколение будущего: Взгляд молодых ученых - 2019. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. С. 215-219.

3. Митрохин Е.А. Адаптивная физическая культура и спорт // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2019. № 5. С. 251-255.

4. Адаптивная физическая культура и ее роль в жизни человека // Алын паруса - проект для одаренный детей. URL: https://nsportal.ru/ap/ library/drugoe/2017/11/19/samokontrol-pri-zanyatii-fizicheskimi-uprazhneniyami-i-sportom-0

5. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Официальный сайт правовой информации: URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc body=&№d=102118584 (дата обращения: 31.03.2022).

6. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Официальный сайт правовой информации: URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc body&№d=102038362 (дата обращения: 31.03.2022).

7. Пястолова Н.Б. Инклюзивная физическая культура: состояние, проблемы, перспективы // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2021. № 1. С. 118-124.

8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Официальный сайт правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&№d=102 162745 (дата обращения: 01.04.2022)

9. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 24.08.2015 № 825 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере физической культуры и спорта, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publicatio№.pravo.gov.ru/Docume№t/ View/0001201511060014 (дата обращения: 01.04.2022).

10. Приказ от 29.01.2021 № 36 «Об утверждении Порядка реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту по программам бакалавриата, программам специалитета в государственном казенном образовательном учреждении высшего образования Российская таможенная академия» // Официальный сайт Российской таможенной академии: URL: https://spbrta.customs.gov.ru/storage/ docume№t/docume№t_file/2022-01/12/36.pdf (дата обращения: 01.04.2022)

11. Объекты спорта, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья // Официальный сайт Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии. URL: https://spbrta.customs. gov.ru/svede№/vaca№t/ovz/ob-ekty-sporta,-v-tom-chisle-prisposoble№№ye-dlya-ispol-zova№iya-i№validami-i-liczami-s-ogra№iche№№ymi-vozmozh №ostyami-zdorov-ya (дата обращения: 01.04.2022)

12. Доступная среда официальный сайт Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии: URL: https://spbrta.customs.gov.ru/svede№/ ovz (дата обращения: 01.04.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.