Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
536
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Уразалин Нур Бимаганович, Демеш Владимир Павлович, Кипрушина Ирина Игоревна, Кривощеков Вячеслав Георгиевич

Цель исследования - рассмотреть вопросы правового регулирования физической культуры и спорта в Российской Федерации. Сфера физической культуры и спорта содержательно и полно регулируется действующим законодательством. Однако исследователи и ученые полагают, что большое количество действующих нормативно-правовых актов в сфере регулирования физической культуры несет за собой лишнюю бюрократизацию данной сферы. Решением данной проблемы является создание специализированного кодекса Российской Федерации - Спортивного кодекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Уразалин Нур Бимаганович, Демеш Владимир Павлович, Кипрушина Ирина Игоревна, Кривощеков Вячеслав Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION AND STATE SUPPORT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN THE RUSSIAN FEDERATION

The purpose of the research is to consider the issues of legal regulation of physical culture and sports in the Russian Federation. The sphere of physical culture and sports is fully regulated by the current legislation. However, researchers and scientists believe that a large number of existing legal acts in the field of regulation of physical culture is unnecessary bureaucratization of this area. The solution to this problem is to create a specialized code of the Russian Federation - the Sports code.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

10. Tyutyukov, V.G. and Borodin, P.V. (2021), "Training students in entrepreneurship through the implementation of the educational project "Startup as a diploma"", Science. Education. Practice :proceedings of the International University Science Forum, (Canada, Toronto), February 10, 2021, Part 2, Infinity Publishing, pp. 38-45.

Контактная информация: Borodinpetr@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.02.2021

УДК 796.01

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нур Бимаганович Уразалин, кандидат юридических наук, Владимир Павлович Демеш,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии; Ирина Игоревна Ки-прушина, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; Вячеслав Георгиевич Кри-вощеков, старший преподаватель, Военный институт (инженерно-технический) Военной академии МТО им. Генерала армии А.В. Хрулева

Аннотация

Цель исследования - рассмотреть вопросы правового регулирования физической культуры и спорта в Российской Федерации. Сфера физической культуры и спорта содержательно и полно регулируется действующим законодательством. Однако исследователи и ученые полагают, что большое количество действующих нормативно-правовых актов в сфере регулирования физической культуры несет за собой лишнюю бюрократизацию данной сферы. Решением данной проблемы является создание специализированного кодекса Российской Федерации - Спортивного кодекса.

Ключевые слова: спорт, физическая культура, правовое регулирование, Российская Федерация, нормативное регулирование.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p337-342

LEGAL REGULATION AND STATE SUPPORT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN THE RUSSIAN FEDERATION

Nur Bimaganovich Urazalin, the candidate of legal sciences, Vladimir Pavlovich Demesh, the

candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Department chair, St. Petersburg V.B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy; Irina Igorevna Kiprushina, the candidate of

pedagogical sciences, senior lecturer, The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg; Vyacheslav Georgievich Krivoshchekov, the senior teacher, Military Institute (Engineering and Technical) of the Military Academy of Logistics General of the Army A.V.

Khruleva

Abstract

The purpose of the research is to consider the issues of legal regulation of physical culture and sports in the Russian Federation. The sphere of physical culture and sports is fully regulated by the current legislation. However, researchers and scientists believe that a large number of existing legal acts in the field of regulation of physical culture is unnecessary bureaucratization of this area. The solution to this problem is to create a specialized code of the Russian Federation - the Sports code. Keywords: sports, physical culture, legal regulation, Russian Federation.

ВВЕДЕНИЕ

В XX веке изменился подход к восприятию физической культуры (ФК) и спорта в нашей стране. Ученые смогли доказать, что занятие спортом помогает улучить здоровье

нации, продлить продолжительность жизни населения, что воспринималось как особая ценность в советском обществе. Сегодня очень значима роль здорового образа жизни в укреплении адаптивных возможностей организма студенческой молодежи [13, с. 85]. В современной России, нацеленной на решение демографического кризиса, восстановления народонаселения, государственная поддержка физической культуры является одной из приоритетных задач внутренней политики государства.

Основным понятийным аппаратом в данной сфере являются следующие определения:

1. Физическое воспитание, под которым понимается такая деятельность человека, которая направленна на воспитание личности, совершенствование своих физических возможностей и качеств, получение им умений и знаний в сфере физической культуры и спорта для последующего формирования здоровья человека с высоким уровнем физической культуры.

2. Физическая подготовка, то есть процесс, направленный на развитие и совершенствование физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека.

3. Спорт, представляющий комплексы упражнения, связанные с развитием и укреплением организма и здоровья человека в целом, а также систематическая организация и проведение различных спортивных мероприятий в различных областях физической культуры [6, с. 347].

Цель исследования - анализ вопросов правового регулирования физической культуры и спорта в Российской Федерации.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Источниками теоретических подходов к разрешению проблемной ситуации стали законодательные и нормативно-правовые документы, материалы научных исследований в области изучения и профилактики правового регулирования и государственной поддержки в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, а также электронные ресурсы сети «Интернет», в частности официальный сайт Правительства Российской Федерации. Решение задач исследования осуществлялось с использованием сравнительного анализа и обобщения данных научно-методической литературы и взглядов ученых на эту проблему.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В статье 41. п. 2 Конституции Российской Федерации [3] подчеркивается: в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта...». В Федеральном законе РФ от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [11] указано, что законодательство по физической культуре и спорте основывается на Конституции Российской Федерации и данном Федеральном законе, других ФЗ и правовых актах субъектов РФ, если их правовые нормы не противоречат настоящему Федеральному закону.

К иным федеральным законам, которые регулируют деятельность способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта относится, в частности, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [12], содержащий, например, нормы об особенностях реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта (ст. 84). Так, нормы, закрепленные в данной статье, определяют несколько видов образовательных программ в области физической культуры. Эти образовательные программы можно разделить на программы основного общего образования (школьного) и программы для вузов.

Занятия физической культурой поддерживаются также на международном уровне: 21 ноября 1978 г. в Париже была подписана Международная хартия физического воспи-

тания и спорта [5], подчеркивающая, что возможность заниматься спортом и физической культурой - основное право каждого человека [6, с. 346]. Международное и Российское право определяют занятие физической культурой и спортом как право на свободное распоряжение своими физическими, спортивными способностями, правом свободного доступа к спортивным объектам для занятия физической культурой, право на членство в спортивных группах, клубах и организациях, право на собрание спортивных группы и тд.

В современной правовой системе Российской Федерации установлено своеобразное взаимодействие международных договоров, принятых и ратифицированных Российской Федерацией, и нормами внутригосударственного законодательства, поэтому в соответствии с п. 4 Статьи 4 Федерального закона № 329 установлено, что в случае противоречия между нормами данного закона и положениями международного договора применяются правила международного договора Российской Федерации [11]. Например, одним из важнейших договоров является Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте (принятая в Париже 19 октября 2005 г.), целью которой является содействие предотвращению применения допинга в спорте и борьбе с ним в интересах его искоренения и установления справедливости участия в спортивных состязаниях.

Конвенция ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года регулирует ряд вопросов, связанных с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в культурной жизни, проведении досуга и отдыха и занятии спортом. В соответствии со статьей 30 данного документа, государства-участники обязуются принять все необходимые меры, чтобы наделить инвалидов и других лиц возможностью участвовать наравне с другими в спортивных мероприятиях.

Президент Российской Федерации, как высшее должностное лицо страны, и глава исполнительной власти, может принимать и утверждать указы и распоряжения, которые призваны дополнять и конкретизировать действующее законодательство о физической культуре и спорте (например, Указ Президента Российской Федерации «О награждении государственными наградами Российской Федерации спортсменов, тренеров, работников физической культуры и спорта») [9].

Правительство Российской Федерации, в свою очередь, издаёт приказы, утверждающие стандарты физической и спортивной подготовки по различным видам спорта, а также правила видов спорта на территории страны. Эту деятельность осуществляет, в первую очередь, Министерство спорта Российской Федерации. Иные уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (например, различные федеральные агентства) также осуществляют государственную политику в сфере физкультуры и спорта. В целом, отношения в указанной сфере регулируются нормами различных отраслей права.

Нормами трудового законодательства регулируются особенности трудовой деятельности спортсменов и тренеров на различных объектах - глава 54.1 ТК РФ [8]. Она устанавливает положения нормы регулирования, связанные с медицинским осмотром спортсменов и тренеров, с отстранением их от участия в спортивных соревнованиях, в случае нарушения ими российского законодательства, с регулированием труда спортсменов в возрасте до 18 лет. В РФ чётко определяются права, обязанности и ответственность организаторов физкультурных и спортивных мероприятий, полномочия Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований в области физической культуры и спорта. Также в соответствии с действующим законодательством, определён статус Олимпийского, Паралимпийского и Сурдлимпийского комитетов России и Специальной олимпиады России, порядок организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий. Функционирует развитая система создания местных, региональных и общественных российских спортивных федераций и комитетов на местных, муниципальных и федеральных уровнях. Кроме того, на законодательном уровне прописан порядок формирования сборных команд по видам спорта, порядок разработки и утверждения

правил видов спорта и положений о соревнованиях.

Все споры, которые имеют отношение к спорту, разрешает международный арбитражный орган - Спортивный арбитражный суд с штаб-квартирой в швейцарском Лозанне. При нарушении правил поведения зрителями при проведении официальных спортивных соревнований суд может наложить административный запрет на посещение таких мероприятий в дни их проведения на срок от шести месяцев до семи лет в соответствии со ст. 3.14 КоАП [4]. УК РФ также относит ряд деяний, связанных со спортом, к числу преступных. Согласно ст. 230.1 склонение спортсмена к использованию субстанций и (или) методов (допингом), запрещённых для использования в спорте, наказывается штрафом либо ограничением свободы и предусматривает возможность применения дополнительного наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью [10].

Органом, регулирующим вопросы физической культуры и спорта, является совет по развитию физической культуры и спорта при Президенте РФ. Его главной целью является обеспечение взаимодействия между федеральными органами государственной власти по различным вопросам в сфере государственной политики в области ФК и спорта. Совет собирается несколько раз в год на тематическое заседание [2]. Президент РФ В. В. Путин 6 октября 2020 г. провел заседание Совета по развитию физической культуры и спорта, на котором поручил Правительству РФ доработать Стратегию развития физкультуры и спорта до 2030 г. и принять этот документ до конца 2020 г. [7].

На заседании Совета было отмечено, что многие целевые показатели, прописанные в Стратегии 2020 г., были выполнены:

- более 20% граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов вовлечены в физическую культуру,

- с 2011 г. в 2,5 раза вырос уровень обеспеченности муниципалитетов объектами спорта, было возобновлено движение «Готов к труду и обороне», в котором сегодня участвуют около 13 млн. человек, была реформирована система спортивной подготовки [7].

Будущая Стратегия до 2030 г. должна быть адаптирована к реалиям современного мира, в которых оказался профессиональный и любительский спорт из-за пандемии ко-ронавируса. В ходе заседания Совета было рассмотрено предложение посвятить 2021 г. массовому спорту и здоровому образу жизни [7].

В контексте пандемии Глава Олимпийского комитета России (ОКР) С. А. Поздняков особо отметил, что подготовка к ближайшим Играм в 2021 и 2022 гг. продолжается согласно плану. Президент Всероссийской федерации художественной гимнастики (ВФХГ) И. А. Винер-Усманова подчеркнула, что РФ имеет огромный человеческий потенциал в сфере профессионального спорта, и результаты на Олимпиаде могут быть и более высокими. Чтобы занять вершину пьедестала государство должно обеспечить максимально комфортные условия подготовки по каждому виду спорта. Также Президентом ВФХГ было предложена инициатива, как можно скорее вернуть тренерам статус педагога, поскольку для формирования успешного спортсмена основополагающее значение имеет не только его спортивная подготовка, но и моральное, духовное и личностное воспитание спортсмена с детского или юношеского возраста. В рамках реализации данной инициативы Президент РФ поручил разработать проект комплекса центров раннего физического развития для детей (начиная с 2 лет) [7].

Президент ОКР внес предложение обсудить проблемы в антидопинговой сфере. В декабре 2019 г. исполком Всемирного антидопингового агентства (WADA) признал Российское антидопинговое агентство (РУСАДА) не соответствующим антидопинговому кодексу и отстранил российских спортсменов на четыре года от участия в крупных международных соревнованиях, включая Олимпийские и Паралимпийские игры. В рамках решения данной проблемы И. А. Винер-Усманова предложила создать единый центр Фе-

дерального медико-биологического агентства ФМБА России, который мог бы помочь в противостоянии с допинговыми скандалами и на базе, которого РФ могла бы проводить свои исследования. Подводя итог заседанию Совета, Президент РФ отметил, чтобы решать все стоящие перед РФ вопросы в сфере развития ФК и спорта, нужно эффективно работать и в правовом поле, защищая российских спортсменов и обеспечивая им все условия для развития в профессиональной деятельности [1].

ВЫВОДЫ

Таким образом, все отношения в сфере физкультуры и спорта регулируются российским законодательством достаточно содержательно и подробно, стоит также отметить тот факт, что для регулирования правоотношений в сфере физической культуре Россией ратифицирован ряд международных договоров. Тем не менее, перед РФ стоит ряд вызовов. Некоторые исследователи полагают, такое большое количество нормативно-правовых актов в области физкультуры и спорта вызывает неразбериху в их применении, часто нормы законов дублируют друг друга, являются устаревшими и малоэффективными. В данный момент рассматривается инициатива создания кодифицированного нормативно-правового акта в области спорта, - Спортивного кодекса [6]. Необходимо разделять спорт и физическую культуру в нормативном правовом регулировании, поскольку они требуют разного уровня подготовки, регулирования, финансирования, и объединение их в одну отрасль не способствует развитию спортивного права. Государство обязано поддерживать развитие физкультуры и спорта как важнейших сфер общественной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Развитие физической культуры и спорта : государственная программа // Официальный сайт Правительства РФ : [сайт]. - URL: http://government.ru/rugovclassifier/838/events/ (дата обращения: 18.11.2020).

2. О национальных целях и стратегических задачах развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2024 года и на последующий период : доклад // Официальный сайт министерства спорта РФ: [сайт]. URL: https://sportunros.ru/admin/Доклад%20к%20заседанию%20Совета%20при%20Президенте%20РФ%2 0по%20развитию%20физической%20культурь1%20и%20спорта.р11£ (дата обращения: 18.11.2020).

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // КонсультантПлюс : [справочно-правовая система].- URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/8c815f376c72a61b3df7905bb5aae9f144d2cb0 d (дата обращения:18.11.2020).

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020, с изм. от 16.10.2020) // КонсультантПлюс : [справочно-правовая система].- URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 18.11.2020).

5. Международная хартия физического воспитания и спорта, принятая на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций 21 ноября 1978 г [Электронный ресурс] - URL: http://docs.cntd.ru/document/1900833 (дата обращения: 18.11.2020).

6. Онучин Л.А. Правовые основы физической культуры и спорта в современной России/ Л.А. Онучин // Молодой ученый. - 2019. - № 47. - С. 346-349.

7. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года // Официальный сайт министерства спорта РФ: [сайт]. - URL: https://minsport.gov.ru/activities/proekt-strategii-2030/ (дата обращения: 18.11.2020).

8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2020) // КонсультантПлюс: [справочно-правовая система]. - URL: http://www.consultant.ru/document-cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 18.11.2020).

9. О награждении государственными наградами Российской Федерации спортсменов, тренеров, работников физической культуры и спорта : указ Президента РФ // КонсультантПлюс: [справочно-правовая система]. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base-

EXP&n=212083#016824912501638378 (дата обращения: 18.11.2020).

10. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020). // КонсультантПлюс: [справочно-правовая система]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 18.11.2020).

11. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (последняя редакция). // КонсультантПлюс: [справочно-правовая система]. -URL.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038 (дата обращения: 18.11.2020).

12. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). // КонсультантПлюс: [справочно-правовая система]. - URL.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 18.11.2020).

13. Формирование элементов здорового образа жизни у студентов в процессе занятий физической культурой / Л.В. Ярчиковская, В.Н. Коваленко, О.В. Миронова, А.В. Токарева, О.Н. Устинова // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 2. - С. 85-87.

REFERENCES

1. State program (2020), "Development of physical culture and sports", available at: http://government.ru/rugovclassifier/838/events/ (data accessed: 18/11/2020).

2. Report (2020), "On national goals and strategic objectives for the development of physical culture and sports in the Russian Federation until 2024 and beyond", available at https://sportanros.rUadmin/Докладo/o20кo/o20заседаниюo/o20-

Совета20при%20Президенте%20РФ%20по%20развитию%20физической%20культуры%20и%20спо рта^^ (data accessed: 18/11/2020).

3. Supreme Normative Legal Act of the Russian Federation (2020), "Constitution of the Russian Federation", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/8c815f376c72a61b3df7905bb5aae9f144d2cb0 d/, (data accessed: 18/11/2020).

4. Federal Law of the Russian Federation (2020), "Code of the Russian Federation on administrative offenses", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/, (data accessed: 18/11/2020).

5. International legal act (2020), International Charter for physical education and sport, adopted by the United Nations General Assembly, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/, (data accessed: 18/11/2020).

6. Onuchin, L.A. (2019) "Legal foundations of physical culture and sports in modern Russia", Young scientist, No. 47, рр. 346-349.

7. Strategy (2020), "Development of physical culture and sports in the Russian Federation until 2030"», available at: https://minsport.gov.ru/activities/proekt-strategii-2030/, (data accessed: 18/11/2020).

8. Federal Law of the Russian Federation (2020), "Labor code of the Russian Federation", available at: http://www.consultant.ru/document-cons_doc_LAW_34683/, (data accessed: 18/11/2020).

9. Decree of the President of the Russian Federation (2020), "Оп awarding state awards of the Russian Federation to athletes, coaches, physical culture and sports workers", available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi-req=doc&base-EXP&n=212083#016824912501638378, (data accessed: 18/11/2020).

10. Federal Law of the Russian Federation (2020), "Criminal code of the Russian Federation", available at: http://www.consultant.ru/document/cons-doc_LAW_10699/, (data accessed: 18/11/2020).

11. Federal Law of the Russian Federation (2020), "Оп physical culture and sports in the Russian Federation", available at: http://wwwxonsultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/, (data accessed: 18/11/2020).

12. Federal Law of the Russian Federation (2020), "On education in the Russian Federation", of 29.12.2012 N 273-FZ (latest version), available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

13. Yarchikovskaya, L.V., Kovalenko, V.N., Mironova, O.V., Tokareva, A.V. and Ustinova, O.N. (2018) "Healthy lifestyle promotion in academic physical education process", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 85-87.

Контактная информация: mironova.olga2014@gmail.com

Статья поступила в редакцию 15.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.