Научная статья на тему 'РОССИЯ И КИТАЙ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С ДОПИНГОМ'

РОССИЯ И КИТАЙ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С ДОПИНГОМ Текст научной статьи по специальности «Право»

183
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СУЩЕСТВУЮЩЕЕ В РОССИИ И В КНР / СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРАВООТНОШЕНИЯ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / БОРЬБА С ДОПИНГОМ / НЕЗАКОННОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ / НАКАЗАНИЕ / SPORT OF RECORDS / LEGISLATION EXISTING IN RUSSIA AND THE PRC / SUBJECTS OF INTERNATIONAL SPORTS ACTIVITIES / LEGAL RELATIONS / LIABILITY / THE FIGHT AGAINST DOPING / ILLEGAL USE / PUNISHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Литовченко В. В.

Спорт высших достижений является отражением экономического и политического влияния на международном уровне. Россия со времен СССР, являясь одним из мировых лидеров, занимала ведущие позиции в мировом спорте. Вместе с тем последние события в сфере крупных международных соревнований, серьёзные допинг-скандалы, отстранение ведущих спортсменов от соревнований показывают, что успех в современном спорте высших достижений неизменно связан с правильной трактовкой и реализацией на национальном уровне международноправовых норм, связанных с допингом. Особую роль занимает уголовно-правовая охрана «чистоты» спорта от преступных посягательств в сфере использования и оборота допинговых средств. Автором проанализированы основы законодательства Российской Федерации и Китайской Народной Республики в области противодействия применению запрещённых препаратов в спорте. Осуществлена оценка национального законодательства двух стран в контексте их соответствия международно-правовым договорам и соглашениям. Проведён сравнительный анализ действующих административных и уголовно-правовых норм. Систематизированы основные положения и подходы в правовом регулировании данной сферы в России и Китае. Отдельно рассмотрены нормы, регламентирующие уголовную ответственность за преступные деяния, в которых допинг является предметом преступления. Также в работе уделяется внимание уголовной политике в сфере борьбы с использованием допинга национальными спортсменами. Автор приходит к выводу, что две страны - на правильном пути, модифицируя нормы, касающиеся допинга, в соответствии с текущими реалиями спорта высших достижений. Несмотря на необходимость внесения некоторых изменений, в дальнейшем принятые меры в России и Китае должны дать положительный результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Литовченко В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA AND CHINA: IMPROVING ANTI-DOPING LEGISLATION

The sport of records reflects the economic and political influence at the international level. Since the times of the USSR, Russia has been one of the world leaders, holding leading positions in world sports. At the same time, the latest events in the sphere of large international competitions, serious doping scandals, banishment of the leading athletes from the competitions demonstrate that a success in modern sports of the highest achievements is inevitably connected with the correct interpretation and implementation of international legal norms related to doping at the national level. A special role is played by criminal legal protection of sport "cleanliness" from criminal encroachments in the sphere of use and circulation of doping means. The author analyzed the basics of legislation of the Russian Federation and the People's Republic of China in the sphere of counteraction to the use of prohibited drugs in sport. National legislation of the two countries was assessed in the context of their compliance with international legal treaties and agreements. A comparative analysis of existing administrative and criminal legal norms was made. The main provisions and approaches to legal regulation in this area in Russia and China were systematized. The norms regulating criminal liability for criminal acts in which doping is a subject of crime are considered separately. Also, attention is paid to criminal policy in the sphere of struggle against doping by national sportsmen. The author comes to the conclusion that the two countries are on the right track by modifying the norms concerning doping according to the current realities of the high-performance sport. Despite the necessity to make some changes in the future, the measures taken in Russia and China should give positive results.

Текст научной работы на тему «РОССИЯ И КИТАЙ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С ДОПИНГОМ»

УДК 351.855.3:796.071(470+510) https://doi.org/10.24866/1813-3274/2020-3/157-166

В. В. Литовченко1, Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Хабаровск, Россия E-mail: nigaz-969@mail.ru

РОССИЯ И КИТАЙ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С ДОПИНГОМ

Аннотация. Спорт высших достижений является отражением экономического и политического влияния на международном уровне. Россия со времен СССР, являясь одним из мировых лидеров, занимала ведущие позиции в мировом спорте. Вместе с тем последние события в сфере крупных международных соревнований, серьёзные допинг-скандалы, отстранение ведущих спортсменов от соревнований показывают, что успех в современном спорте высших достижений неизменно связан с правильной трактовкой и реализацией на национальном уровне международно-правовых норм, связанных с допингом. Особую роль занимает уголовно-правовая охрана «чистоты» спорта от преступных посягательств в сфере использования и оборота допинговых средств. Автором проанализированы основы законодательства Российской Федерации и Китайской Народной Республики в области противодействия применению запрещённых препаратов в спорте. Осуществлена оценка национального законодательства двух стран в контексте их соответствия международно-правовым договорам и соглашениям. Проведён сравнительный анализ действующих административных и уголовно-правовых норм. Систематизированы основные положения и подходы в правовом регулировании данной сферы в России и Китае. Отдельно рассмотрены нормы, регламентирующие уголовную ответственность за преступные деяния, в которых допинг является предметом преступления. Также в работе уделяется внимание уголовной политике в сфере борьбы с использованием допинга национальными спортсменами. Автор приходит к выводу, что две страны - на правильном пути, модифицируя нормы, касающиеся допинга, в соответствии с текущими реалиями спорта высших достижений. Несмотря на необ-

1 Виталий Витальевич Литовченко, адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии Дальневосточного юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Хабаровск, Россия.

Для цитирования: Литовченко В. В. Россия и Китай: совершенствование законодательства в области борьбы с допингом // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2020. № 3. С. 157-166. https://doi.org/10.24866/1813-3274/2020-3/157-166.

© Литовченко В. В., 2020

ходимость внесения некоторых изменений, в дальнейшем принятые меры в России и Китае должны дать положительный результат.

Ключевые слова: спорт высших достижений, законодательство, существующее в России и в КНР, субъекты международной спортивной деятельности, правоотношения, ответственность, борьба с допингом, незаконное употребление, наказание.

V. V. Litovchenko1, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs

of the Russian Federation, Khabarovsk, Russia

E-mail: nigaz-969@mail.ru

RUSSIA AND CHINA: IMPROVING ANTI-DOPING LEGISLATION

The sport of records reflects the economic and political influence at the international level. Since the times of the USSR, Russia has been one of the world leaders, holding leading positions in world sports. At the same time, the latest events in the sphere of large international competitions, serious doping scandals, banishment of the leading athletes from the competitions demonstrate that a success in modern sports of the highest achievements is inevitably connected with the correct interpretation and implementation of international legal norms related to doping at the national level. A special role is played by criminal legal protection of sport "cleanliness" from criminal encroachments in the sphere of use and circulation of doping means. The author analyzed the basics of legislation of the Russian Federation and the People's Republic of China in the sphere of counteraction to the use of prohibited drugs in sport. National legislation of the two countries was assessed in the context of their compliance with international legal treaties and agreements. A comparative analysis of existing administrative and criminal legal norms was made. The main provisions and approaches to legal regulation in this area in Russia and China were systematized. The norms regulating criminal liability for criminal acts in which doping is a subject of crime are considered separately. Also, attention is paid to criminal policy in the sphere of struggle against doping by national sportsmen. The author comes to the conclusion that the two countries are on the right track by modifying the norms concerning doping according to the current realities of the high-performance sport. Despite the necessity to make some changes in the future, the measures taken in Russia and China should give positive results.

1 Vitaly Vitalievich Litovchenko, postgraduate student of the Criminal law and Criminology Department, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Khabarovsk, Russia. For citing: Litovchenko V. V. Russia and China: Improving Anti-Doping Legislation // PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law. 2020. No. 3. P. 157-166. https://doi.org/10.24866/1813-3274/2020-3/157-166.

Keywords: sport of records, legislation existing in Russia and the PRC, subjects of international sports activities, legal relations, liability, the fight against doping, illegal use, punishment.

К числу субъектов международного спортивного права, оказывающих огромное воздействие на международную спортивную систему, относятся государства. Каждое государство в международном спортивном движении имеет:

- общий международно-правовой статус, т.е. определённый в целом международным правом, его принципами набор прав и обязанностей, присущих в равной степени всем государствам;

- специальный международно-правовой статус, т.е. набор прав и обязанностей, определённый специфическим положением государства, особыми договорами, например, статус члена Совета Европы;

- индивидуальный международно-правовой статус, т.е. совокупность прав и обязанностей конкретного государства.

Государства могут быть равны в обладании правосубъектностью, но её объём будет неодинаков. Так, все они в равной степени могут заключать международные договоры по вопросам спорта и физической культуры, однако не у всех государств количество таких договоров одинаково, а соответственно и набора прав и обязанностей.

Одной из основных групп межгосударственных правоотношений в спортивной сфере являются правоотношения, имеющие в качестве предмета внутренние правовые режимы, в которых взаимодействуют между собой субъекты международной спортивной деятельности.

В рамках таких правоотношений государства согласовывают те или иные изменения во внутреннем законодательстве в одностороннем, двустороннем, многостороннем или универсальном порядке. Тем самым происходит некая унификация внутренних правовых режимов. Например, если государства-участники Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте (Париж, 19 октября 2005 г.) устанавливают единый перечень запрещённых препаратов, тем самым они юридически унифицируют подходы в одном из самых острых вопросов международного спорта.

Каждое государство обладает спортивной функцией, т.е. осуществляет деятельность по обеспечению функционирования и развития сферы физической культуры и спорта соответствующим набором инструментов и методов, с учётом государственных интересов.

Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность в зарубежных странах - это органичное сочетание и соединение усилий государства, его органов управления, различных общественных и частных организаций, учреждений, институтов.

Отметим, что примерно до 1960-х годов роль государства в развитии спорта во многих странах была отнесена к номинальной, но после того как советский спорт и советские спортсмены, благодаря помощи государства, заняли ведущие позиции во многих видах спорта, роль государства в ряде стран Европы и Восточной Азии (Германия, Финляндия, Франция, Швеция, Япония, КНР) начала в 1970-е гг. постепенно преобразовываться. Импульсом для таких изменений стало прежде всего финансирование спорта высших достижений из государственного бюджета.

Мотивы вовлечения государства в спорт довольно разнообразны и зависят от множества факторов. Можно выделить следующие:

- функция обеспечения потребностей индивида (поддержание здоровья нации);

- экономическая и трудовая функция;

- правоохранительная и социализирующая функция (поддержание общественного порядка);

- функция политического воспитания в духе господствующей идеологии;

- функция укрепления национального престижа;

- законодательная функция;

- функция развития международных отношений.

Государственная заинтересованность и поддержка в КНР способствовали развитию профессионального футбола в 90-х гг. Активное участие государства было подкреплено ещё и финансовой поддержкой спонсоров. Акцент был сделан на развитие отдельных видов спорта с целью их перерастания в профессиональные виды. В ходе реформ была поставлена задача создания механизма, который способствовал бы, с одной стороны, статусу и роли спорта в китайском обществе, с другой - роли рынка в системе современного профессионального спорта.

Говоря о законодательном закреплении основ регулирования профессионального спорта, важно, чтобы законодательство и спорт не вступали в противоречие [см.: 9, с. 351-356].

Рассмотрим особенности систем спортивного законодательства, существующего в России и КНР.

Российская Федерация достаточно долго шла по пути цивилизованной борьбы с применением запрещённых препаратов профессиональными спортсменами до скандала в 2016 г. на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро. До этого момента правовую регламентацию запрета употребления допинга составляли, как правило, нормативные акты, которые были признаны международным сообществом. Более пристально проблема с применением допинговых препаратов нашла отклик после 2006 г. На сегодняшний день основу её составляют следующие нормативно-правовые акты:

1. Приказ Министерства спорта Российской Федерации № 947 от 09 августа 2016 г. «Об утверждении Общероссийских антидопинговых правил» [7];

2. Федеральный закон № 329-Ф3 от 04 декабря 2007 года «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте[2];

3. Статьи 230.1 и 230.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, принятые Федеральным законом № 392-Ф3 22.11.2016 г. Устанавливают уголовную ответственность за склонение спортсмена к использованию субстанций и (или) методов, запрещённых для использования в спорте; использование в отношении спортсмена субстанций и (или) методов, запрещённых для использования в спорте [3];

4. Статья 6.18 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, введена Федеральным законом № 413-ФЗ от 06.12.2011 г. Устанавливает административную ответственность за нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним [4];

5. Глава 54.1 Трудового кодекса Российской Федерации, введена Федеральным законом № 13-ФЗ от 28.02.2008 г. Её положения регулируют трудовые отношения с работниками, функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и участии в спортивных соревнованиях по определённым виду или видам спорта [5];

6. Постановление Правительства Российской Федерации № 339 от 28.03.2017 г. «Об утверждении перечня субстанций и (или) методов, запрещённых для использования в спорте, для целей статей 230.1 и 230.2 Уголовного кодекса Российской Федерации» [6];

7. Приказ Министерства спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации № 293 от 13.05.2009 г. «Об утверждении порядка проведения допинг-контроля». Определяет мероприятия и процедуру проведения допинг-контроля в спорте [8];

8. Федеральный закон № 240-ФЗ от 27.12.2006 г. «О ратификации международной конвенции о борьбе с допингом в спорте» [1].

Из приведённых выше нормативных актов можно констатировать, что Российская Федерация установила несколько видов ответственности за правонарушения и преступления в сфере применения допинга. Выраженной проблемой на сегодняшний день является отсутствие правоприменительной практики.

В КНР, к сожалению, меры по борьбе с подобными проявлениями достаточно скудны. Первый в истории КНР «Закон о физической культуре и спорте» был принят Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП) в 1995 г. Закон обязал государство предупреждать и пресекать применение запрещённых препаратов и средств в спорте.

В 2004 г. Госсовет КНР принял «Положение о борьбе с допингом в спорте». Он закреплял порядок проведения антидопингового контроля и ответственность за употребление запрещенных препаратов.

В 2006 г. КНР была подписана Международная конвенция по борьбе с допингом в спорте. Это означало, что Китай идёт по пути сотрудничества и согласования норм в области антидопингового контроля во время соревнований и тренировок.

В дальнейшем, после выявленных фактов массового употребления допинга китайскими спортсменами, Верховный народный суд КНР опубликовал судебное разъяснение от 18 ноября 2019 г. Разъяснение (2019) № 16 [10]. Оно содержит толкование применения уголовного законодательства по допинговым делам «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении уголовных дел, связанных с контрабандой, незаконным оборотом / продажей и употреблением допинговых средств / веществ». Нижеследующие положения вступили в силу с 1 января 2020 г.

В разъяснении указывается, что наказание за контрабанду, незаконную продажу и незаконное употребление допинга назначается в целях обеспечения справедливого и равного проведения спортивных соревнований, а также защиты здоровья спортсменов и назначается в соответствии с нормами УК КНР и УПК КНР.

1. Действия спортсменов, обслуживающего персонала, связанные с контрабандой веществ, установленных в Перечне допинговых средств, а также незаконное использование другими лицами таких средств в целях контрабанды, т.е. контрабанда предметов, веществ и грузов, запрещённых государством к ввозу/вывозу, квалифицируются по ч. 3 ст. 151 УК КНР (контрабанда редких растений и изделий, препаратов из них и иных запрещённых государством к импорту и экспорту товаров, грузов, предметов, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет или кратковременным арестом и денежным штрафом либо только денежным штрафом (как самостоятельное наказание), а при наличии отягчающих обстоятельств - наказывается лишением свободы на срок свыше пяти лет и денежным штрафом, таких как:

1. Совершение указанных действий, если ранее в течение года два и более раз был подвергнут административной ответственности за совершение таких действий;

2. Использование (этих средств / веществ) или подготовка к использованию (этих средств / веществ) для несовершеннолетних спортсменов или спортсменов с ограниченными возможностями здоровья;

3. Использование (этих средств / веществ) на важнейших спортивных соревнованиях внутри страны или на важнейших международных соревнованиях;

4. Если действия привели к тяжёлой общественной обстановке, вызвали большой общественный резонанс, (предыдущий пункт (п .4) применяется в случаях, когда вещества / товары не являлись запрещёнными к ввозу / вывозу из

страны (т. е. те вещества, которые разрешены к ввозу / вывозу), но имело место уклонение (т. е. неуплата налога) от уплаты налога суммой 10 000 юаней (100 000 руб.) на эти объекты, или если ранее в течение года два и более раз был подвергнут административной ответственности за совершение таких действий с указанными объектами.

2. Действия, совершённые в нарушение государственных правил, связанные с несанкционированным распоряжением допинг-веществами (стимулирующими веществами), торговый оборот которых установлен нормами законодательства, в том числе нормами административного права, дезорганизующие структуру рынка, квалифицируются в соответствии со ст. 225 УК КНР и считаются незаконной предпринимательской деятельностью. Наказываются лишением свободы на срок до пяти лет или кратковременным арестом и штрафом либо только штрафом в размере от однократного до пятикратного размера незаконно полученного дохода или конфискацией имущества.

3. Незаконное употребление несовершеннолетними лицами и лицами с ОВЗ (инвалидами) на спортивных соревнованиях допинга (стимулирующих веществ) в результате воздействия на этих лиц их опекунов, попечителей, законных представителей (т. е. опекуны, попечители или законные представители вовлекают, заставляют употреблять допинг-вещества своих подопечных, которые участвуют в соревнованиях), при наличии одного из следующих обстоятельств, квалифицируется по ст. 260.1 УК КНР, наказывается лишением свободы на срок до трёх лет или кратковременным арестом, если:

1. Имеет место принуждение несовершеннолетнего лица или инвалида;

2. Длительное вовлечение (заманивание), обман несовершеннолетнего или инвалида;

3. Имеет место наступление иных тяжких последствий, серьёзного вреда здоровью несовершеннолетнего, инвалида.

4. Организация незаконного употребления допинга (стимулирующих веществ) при прохождении вступительных спортивных испытаний, порядок организации и проведения которых юридически установлен, при зачислении в вуз или на службу в государственное или муниципальное учреждение, квалифицируется по ст. 284.1 УК КНР как нарушение установленного порядка проведения экзамена, наказывается лишением свободы на срок от трёх до семи лет и штрафом.

Действия лиц, осведомлённых о совершении вышеуказанных преступных деяний и предоставляющих допинг-вещества, также квалифицируются по вышеуказанной статье.

5. Уголовная ответственность за производство и сбыт веществ, перечисленных в Перечне допинговых средств и продуктов, содержащих такие вещества, установлена ст. 133 и ст. 134 УК КНР и квалифицируется как производство, сбыт

продуктов / веществ, не соответствующих требованиям национальной безопасности, и производство, сбыт продуктов, содержащих ядовитые / токсичные, вредные вещества, наказывается лишением свободы на срок от трёх до семи лет; оставление места ДТП, повлекшее смерть человека, наказывается лишением свободы на срок свыше семи лет.

6. Злоупотребление служебными полномочиями или халатное отношение к своим служебным обязанностям работников и сотрудников государственных органов, осуществляющих антидопинговый контроль, повлекшее серьёзные нарушения процесса антидопингового контроля, нанесшие серьёзный ущерб репутации государства или повлекшие осложнение общественной обстановки, квалифицируется по ст. 397 УК КНР как злоупотребление служебными полномочиями, халатное отношение. Наказывается лишением свободы на срок до трёх лет или кратковременным арестом; при наличии отягчающих обстоятельств - лишением свободы на срок от трёх до семи лет, если иное не предусмотрено настоящим Законом. Вышеперечисленные действия, совершённые работниками / сотрудниками частных организаций, квалифицируются также;

7. Совершение действий, перечисленных в настоящем Разъяснении, с веществами, которые относятся к наркотическим или ядовитым, и образующих состав преступления, квалифицируются по соответствующим статьям УК КНР.

«Данный шаг крайне важен для борьбы с допингом в Китае», - указал глава Антидопингового центра при Главном государственном управлении КНР по делам физкультуры и спорта Чэнь Чжиюй. «Китай добился значительного прогресса в борьбе с допингом, но мы осознавали, что наказания за грубые нарушения антидопинговых норм недостаточны», - отметил он.

«Новое судебное толкование теперь поможет пресечь допинг в зародыше и защитить здоровье населения», - подчеркнул Чэнь Чжиюй [10]. Об этом сообщает «Рамблер».

Рассмотренные положения нормативного документа в области противодействия применению допинга позволяют сделать вывод о том, что КНР всерьёз отреагировала на массовые обвинения в попытках применения допинга профессиональными спортсменами. Наконец установлена уголовная ответственность именно за деяния, связанные с допингом. В частности, она охватывает контрабанду, незаконный оборот, продажу, употребление допинговых средств, принуждение к употреблению, организацию употребления, производство запрещённых средств.

Принятые в России и Китае меры однозначно дадут положительный результат. Необходимо лишь выработать грамотный механизм по методике расследования таких преступлений.

Список литературы

1. О ратификации международной конвенции о борьбе с допингом в спорте : Федеральный закон от 27 декабря 2006 г. № 240-ФЗ. - URL: http://base.garant.ru/12151266/ (дата обращения: 20.08.2020).

2. О физической культуре и спорте в Российской Федерации :. Федеральный закон от 04 декабря 2007 г. № 329-Ф3. - URL: http://www.consultant.ru/docu ment/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения: 20.08.2020).

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 08 июня 2020). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_10699/ (дата обращения: 20.08.2020).

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 23 июня 2020 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04 июля 2020). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_34661/ (дата обращения: 20.08.2020).

5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 25 мая 2020 г.). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_34683/ (дата обращения: 29.08.2020).

6. Об утверждении перечня субстанций и (или) методов, запрещённых для использования в спорте, для целей статей 230.1 и 230.2 Уголовного кодекса Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации № 339 от 28 марта 2017 г. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc /71543416/ (дата обращения: 29.08.2020).

7. Об утверждении Общероссийских антидопинговых правил : приказ Министерства спорта Российской Федерации № 947 от 09 августа 2016 г. - URL: http://docs.cntd.ru/document/456012975 (дата обращения: 29.08.2020).

8. Об утверждении порядка проведения допинг-контроля : приказ Министерства спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации № 293 от 13 мая 2009 г. - URL: http://base.garant.ru/12169718/ (дата обращения: 29.08.2020).

9. Алексеев, С. В. Международное спортивное право : учебник для студентов вузов / С. В. Алексеев ; под ред.. П. В. Крашенинникова. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 895 с.

10. Китай ввел уголовную ответственность за допинговые преступления. -URL: https://sport.rambler.ru/other/43185940-kitay-vvel-ugolovnuyu-otvetstvennost-za-dopingovye-prestupleniya/ (дата обращения: 29.08.2020).

References

1. On the ratification of the international convention against doping in sport: Federal Law of December 27, 2006 No. 240-FZ. Available at: http://base.garant.ru/12 151266/ (accessed 20 August 2020). (In Russian).

2. About physical culture and sports in the Russian Federation:. Federal Law of December 4, 2007 No. 329-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/con s_doc_LAW_73038/ (accessed 20 August 2020). (In Russian).

3. The Criminal Code of the Russian Federation of June 13, 1996 No. 63-FZ (as amended on June 08, 2020). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_do c_LAW_10699/ (accessed 20 August 2020). (In Russian).

4. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of December 30, 2001 No. 195-FZ (as amended on June 23, 2020) (as amended and supplemented, entered into force on July 04, 2020). Available at: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_34661/ (accessed 20 August 2020). (In Russian).

5. Labor Code of the Russian Federation of December 30, 2001 No. 197-FZ (as amended on May 25, 2020). Available at: http://www.consultant.ru/document/co ns_doc_LAW_34683/ (accessed 29 August 2020). (In Russian).

6. On approval of the list of substances and (or) methods prohibited for use in sports for the purposes of Articles 230.1 and 230.2 of the Criminal Code of the Russian Federation: Resolution of the Government of the Russian Federation No. 339 dated March 28, 2017. Available at: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71543416/ (accessed 29 August 2020). (In Russian).

7. On the approval of the All-Russian Anti-Doping Rules: Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation No. 947 dated August 09, 2016. Available at: http://docs.cntd.ru/document/456012975 (accessed 29 August 2020). (In Russian).

8. On approval of the procedure for conducting doping control: Order of the Ministry of Sports, Tourism and Youth Policy of the Russian Federation No. 293 dated May 13, 2009. Available at: http://base.garant.ru/12169718/ (accessed 29 August 2020 ). (In Russian).

9. Alekseev S.V. Mezhdunarodnoe sportivnoe pravo: uchebnik dlya studentov vuzov [International sports law: a textbook for university students]. Moscow: UNITY-DANA Publ., 2013.895 p.

10. China has criminalized doping crimes. Available at: https://sport.ramb ler.ru/other/43185940-kitay-vvel-ugolovnuyu-otvetstvennost-za-dopingovye-prestupleniya/ (accessed 29 August 2020). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.