Научная статья на тему 'Правовое регулирование физкультуры и спорта в Российской Федерации'

Правовое регулирование физкультуры и спорта в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8696
1248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ПРАВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / PHYSICAL CULTURE / SPORTS / LAW / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Валентин Дмитриевич, Бардина Марина Юрьевна

В настоящее время спорт приобретает всё большее значение в системе культурных ценностей общества и становится важным фактором повышения здоровья граждан и их социальной адаптации в современном мире. Необходимо чёткое и как можно более полное правовое регулирование отношений в сфере физической культуры и спорта. Этот особый вид общественных отношений представляет собой самостоятельный предмет регулирования комплексной отрасли спортивного права. Авторы дают краткую характеристику и оценку основной нормативно-правовой базы в сфере физкультуры и спорта, а также обозначают главные проблемы, существующие в данной сфере, анализируют различные точки зрения на пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Regulation of Physical Culture and Sports in the Russian Federation

Currently, sport is becoming increasingly important in the system of cultural values of society and is becoming an important factor in improving the health of citizens and their social adaptation in the modern world, it is necessary to have a fairly clear and as complete as possible legal regulation of relations in the field of physical culture and sports. This special type of social relations is an independent subject of regulation of the complex branch of sports law. The authors give a brief description and assessment of the basic legal framework in the field of physical culture and sports, as well as to identify the main problems existing in this area, analyze different points of view on the way to solve them.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование физкультуры и спорта в Российской Федерации»

СПОРТИВНОЕ ПРАВО

SPORTS LAW

УДК 796:342 ББК Х401.12

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В. Д. Иванов, М. Ю. Бардина

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

В настоящее время спорт приобретает всё большее значение в системе культурных ценностей общества и становится важным фактором повышения здоровья граждан и их социальной адаптации в современном мире. Необходимо чёткое и как можно более полное правовое регулирование отношений в сфере физической культуры и спорта. Этот особый вид общественных отношений представляет собой самостоятельный предмет регулирования комплексной отрасли спортивного права. Авторы дают краткую характеристику и оценку основной нормативно-правовой базы в сфере физкультуры и спорта, а также обозначают главные проблемы, существующие в данной сфере, анализируют различные точки зрения на пути их решения.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, право, законодательство.

Российская Федерация, провозглашая себя правовым и социальным государством (ст. 1 и 7 Конституции РФ) [7], признаёт права и свободы человека и гражданина высшей ценностью и берёт на себя обязательства проводить такую социальную политику, которая направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека. Исходя из этого должны признаваться, соблюдаться и гарантироваться права человека во всех сферах общественной жизни, в том числе и в области физкультуры и спорта.

Если рассматривать понятие достойной жизни, то одним из его составляющих является право каждого на охрану своего здоровья, которое может быть обеспечено в том числе и посредством занятий физкультурой и спортом. Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь [7].

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта [7]. Свободное развитие человека невозможно себе представить без его права на выбор рода своей деятельности, в том числе занятий спортом.

В связи с тем, что в настоящее время спорт приобретает всё большее значение в системе культурных ценностей общества и становится важным фактором повышения здоровья граждан и их социальной адаптации в современном мире, необходимо чёткое и как можно более полное правовое регулирование отношений в сфере физической культуры и спорта. Этот особый вид общественных отношений представляет собой самостоятельный предмет регулирования комплексной отрасли спортивного права.

Цель задачи статьи: дать характеристику и оценку основной нормативно-правовой базы в сфере физкультуры и спорта, а также обозначить главные проблемы, существующие в данной сфере; проанализировать различные точки зрения и пути их решения по вопросам правового регулирования физической культуры в России.

Если рассматривать законодательство в сфере физкультуры и спорта в советский период, то можно сказать, что оно полностью отвечало тем целям и задачам, которые стояли тогда перед государственной властью. Это, во-первых, использование средств физкультуры и спорта для подготовки военных кадров, а в послевоенные годы для восстановления народного хозяйства и, во-вторых, развитие физкультуры и спорта для развёртывания

борьбы за мировое первенство по важнейшим видам спорта [9].

На данный момент законодательство о физической культуре и спорте основывается на Конституции РФ [7] и состоит из Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [14], других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Кроме того, муниципальные образования также могут принимать нормативные правовые акты по вопросам деятельности в сфере физкультуры и спорта. Закон предусматривает и принятие иных правовых актов, то есть актов органов исполнительной власти и Президента РФ. Все выше перечисленные правовые акты не могут противоречить Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», из чего следует вывод, что этот закон является главным юридическим документом, регулирующим отношения в данной сфере. К иным федеральным законам относится, в частности, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», содержащий, например, нормы об особенностях реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта (ст. 84) [15].

Как известно, в правовой системе РФ установлен приоритет международных договоров РФ над нормами внутригосударственного законодательства, поэтому в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона № 329 установлено, что в случае противоречия между нормами данного закона и положениями международного договора применяются правила международного договора Российской Федерации [14]. Примером такого договора является Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте (Париж, 19 октября 2005 г.), целью которой является содействие предотвращению применения допинга в спорте и борьбе с ним в интересах его искоренения [8]. Конвенция ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. касается некоторых вопросов, связанных с участием инвалидов в культурной жизни, проведении досуга и отдыха и занятии спортом. В соответствии со ст. 30 данного документа государства-участники обязуются принять все необходимые меры, чтобы наделить инвалидов возможностью участвовать наравне с другими в спортивных мероприятиях [6].

Президент РФ может принимать указы и распоряжения, которые призваны дополнять и конкретизировать основное законодательство о физкуль-

туре и спорте. Таковым, например, является, Указ Президента РФ «О награждении государственными наградами Российской Федерации спортсменов, тренеров, работников физической культуры и спорта». Правительство РФ, в свою очередь, издаёт приказы, утверждающие стандарты спортивной подготовки по различным видам спорта, а также правила видов спорта. Эту деятельность осуществляет в первую очередь Министерство спорта РФ. Иные уполномоченные на то Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти (например, различные федеральные агентства) также осуществляют государственную политику в сфере физкультуры и спорта. Например, ныне упразднённое, Федеральное агентство по физической культуре и спорту издало Всероссийский реестр видов спорта, который систематизирует виды спорта и спортивные дисциплины, культивируемые на территории Российской Федерации [3].

В целом отношения в указанной сфере регулируются нормами различных отраслей права. Так, например, нормы гражданского законодательства утверждают порядок заключения договоров, к которым относятся, в частности, и договор аренды теннисного корта (спортивной площадки), договор на оказание спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг и др. Нормами трудового права регулируются особенности трудовой деятельности спортсменов и тренеров. Этому вопросу посвящена целая глава Трудового кодекса РФ — гл. 54.1 [13]. Она устанавливает положения, связанные с медицинским осмотром спортсменов, с отстранением их от участия в спортивных соревнованиях, с регулированием труда спортсменов в возрасте до 18 лет.

Изучая основной законодательный акт, регулирующий отношения в сфере физкультуры и спорта, можно заметить, что он имеет ряд достоинств по сравнению с предыдущими актами. В новом федеральном законе введены такие понятия, как массовый спорт, национальные виды спорта, паралимпийское и сурдлимпийское движения, правила видов спорта, спортивная дисциплина, спортивная федерация, спорт высших достижений, спортивные сооружения [9]. Чётко определяются права, обязанности и ответственность организаторов физкультурных и спортивных мероприятий, полномочия Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований в области физической культуры и спорта. Определён статус Олимпийского, Паралимпийского и Сурдолимпийского комитетов

России и Специальной олимпиады России, порядок организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий. Выстроена система создания местных, региональных и общественных российских спортивных федераций, которая позволит развивать спорт на всех уровнях. Кроме того, впервые на законодательном уровне прописан порядок формирования сборных команд по видам спорта, порядок разработки и утверждения правил видов спорта и положений о соревнованиях [12].

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что данный законодательный акт вполне подробно освещает практически все аспекты физкультуры и спорта, но в нём, тем не менее, имеется ряд недостатков. Заместитель председателя Арбитражного суда Московской области А. А. Соловьёв считает, что даже несмотря на все достоинства данного закона, в нём всё-таки остаются определённые пробелы: нельзя сказать, что он охватывает абсолютно все вопросы, касающиеся физкультуры и спорта, большинство его норм носит декларативный характер в ущерб правовым механизмам их реализации [6].

Не менее важным документом, решающим вопросы проведения государственной политики в области физкультуры и спорта, является утверждённая распоряжением Правительства РФ в 2009 г. «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» [10]. Стратегия определяет основные проблемы, существующие в данной сфере. Это, например, ухудшение здоровья и физического развития граждан, отсутствие эффективной системы детско-юношеского спорта, усиление глобальной конкуренции в спорте высших достижений и т. д. Для решения указанных проблем авторами стратегии предлагается:

1) создание новой национальной системы физ-культурно-спортивного воспитания населения;

2) разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;

3) модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования.

В целом реализация данной стратегии может, по мнению А. П. Алексеевой, привлечь к систематическим занятиям физкультурой и спортом большие слои населения и улучшить качество здоровья граждан [1. С. 273].

Что касается вопросов несения ответственности за нарушение законодательства о физкультуре и спорте, то чаще всего при таком нарушении возникает дисциплинарная ответственность (например, за нарушение антидопинговых правил) в соответствии с Трудовым кодексом РФ, однако здесь могут вступать в силу и нормы административного, а иногда даже уголовного права. По мнению И. М. Амирова, ответственность за нарушение правил видов спорта носит юридический характер, и указывает на необходимость выделения особого вида юридической ответственности — спортивно-соревновательной [2. С. 121]. Все споры, которые имеют отношение к спорту, разрешает международный арбитражный орган — Спортивный арбитражный суд. При нарушении правил поведения зрителями при проведении официальных спортивных соревнований суд может наложить административный запрет на посещение таких мероприятий в дни их проведения на срок от шести месяцев до семи лет в соответствии со ст. 3.14 КоАП [5].

Уголовный кодекс также относит ряд деяний, связанных со спортом, к числу преступных. Согласно ст. 230.1 склонение спортсмена к использованию субстанций и (или) методов, запрещённых для использования в спорте, наказывается штрафом либо ограничением свободы и предусматривает возможность применения дополнительного наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью [16 ].

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что отношения в сфере физкультуры и спорта регулируются российским законодательством достаточно содержательно и подробно, освещаются практически все моменты относительно данных социально-культурных категорий. Вопросы в сфере физкультуры и спорта регулируются большим количеством законов, а также различными подзаконными актами, международными договорами и в целом соответствуют ситуации, существующей на данный момент в обществе. Но тем не менее ряд проблем в законодательстве на данный момент всё-таки имеет место.

А. А. Соловьёв, например, полагает, что такое большое количество нормативно-правовых актов в области физкультуры и спорта вызывает неразбериху в их применении, а некоторые нормы законов дублируют друг друга, другие же явля-

ются устаревшими и малоэффективными. В связи с этим он предлагает разработать и принять кодифицированный нормативно-правовой акт в области спорта, который призван будет решить указанные проблемы — Спортивный кодекс. Помимо этого необходимо разделить спорт и физическую культуру в нормативном правовом регулировании, поскольку стремление смешать в одно разные явления, пусть и тесно связанные, не способствует развитию спортивного права, существенно размывая его предмет [11].

Говоря о регламентации рассматриваемых отношений на конституционном уровне, нельзя не согласиться с мнением В. И. Журавлёва о целесообразности закрепления в Конституции РФ обязанности государства поддерживать развитие физкультуры и спорта как важнейших сфер общественной жизни [4. С. 237].

Список литературы

1. Алексеева, А. П. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: достоинства и недостатки / А. П. Алексеева // Общество и право. — 2012. — № 3 (40). — С. 271-273.

2. Амиров, И. М. Особенности юридической ответственности в сфере спорта: к постановке проблемы / И. М. Амиров // Общество и право. — 2010. — № 4 (31). — С. 120-127.

3. Всероссийский реестр видов спорта // Википедия — свободная энциклопедия. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Всероссийский_реестр_ видов_спорта.

4. Журавлёв, В. И. Развитие физической культуры и спорта — конституционная обязанность современного Российского государства / В. И. Журавлёв // Вестн. Сарат. гос. юрид. акад. — 2012. — № 6 (89). — С. 235-238.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ (ред. от 5 дек. 2017 г.) // Собр. законодательства РФ. — 2002. — 7 янв. № 1 (ч. 1).

Поступила в редакцию 10 февраля 2019 г.

6. Конвенция о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006) // Собр. законодательства РФ. — 2013. — 11 февр. № 6.

7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собр. законодательства РФ. — 2014. — 4 авг. № 31.

8. Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте (заключена в г. Париже 19.10.2005) // Собр. законодательства РФ. — 2007. — 11 июня. № 24. Ст. 2835.

9. Правовые основы физической культуры и спорта в России: история и современность // Политобра-зование: информ.-аналит. журн. — URL: http://www. netslova. ru/schmidt/ liternet. html

10. Распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 г.» // Собр. законодательства РФ. — 2009. — 17 авг. № 33. Ст. 4110.

11. Соловьёв, А. А. Быть или не быть Спортивному кодексу России? / А. А. Соловьёв // Официальный сайт редакции журнала «Национальные интересы»: сайт. — URL: https://www.ni-joumal.ru/archive/2008/ n5_2008/1cdfd818/b07c07f2/index.htm.

12. Спортивное право // Studfiles: файловый архив студентов. — URL: https://studfiles.net/ preview/2852453/.

13. Трудовой кодекс РФ : федерал. закон от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 27 ноября 2017 г.) // Собр. законодательства РФ. — 2002. — 7 янв. № 1 (ч. 1).

14. Федеральный закон от 4 дек. 2007 № 329-ФЗ (ред. от 5 дек. 2017 г.) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. — 2007. — 10 дек. № 50.

15. Федеральный закон от 29 дек. 2012 № 273-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.) «Об образовании в Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. — 2012. — 31 дек. № 53 (ч. 1).

16. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26 авг. 2017) // Собр. законодательства РФ. — 1996. — 17 июня. № 25.

Для цитирования: Иванов, В. Д. Правовое регулирование физкультуры и спорта в Российской Федерации / В. Д. Иванов, М. Ю. Бардина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2019. — Т. 4, № 2. — С. 122-127.

Информация об авторах

Иванов Валентин Дмитриевич — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и спорта. Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. vdy-55@mail.ru

Бардина Марина Юрьевна — старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. marinasport2015@yandex.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2019, vol. 4, no. 2, pp. 122-127.

Legal Regulation of Physical Culture and Sports in the Russian Federation

1Ivanov V.D., 2Bardina M.Y.

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia 1 vdy-55@mail.ru, 2marinasport2015@yandex.ru

Currently, sport is becoming increasingly important in the system of cultural values of society and is becoming an important factor in improving the health of citizens and their social adaptation in the modern world, it is necessary to have a fairly clear and as complete as possible legal regulation of relations in the field of physical culture and sports. This special type of social relations is an independent subject of regulation of the complex branch of sports law. The authors give a brief description and assessment of the basic legal framework in the field of physical culture and sports, as well as to identify the main problems existing in this area, analyze different points of view on the way to solve them.

Keywords: physical culture, sports, law, legislation.

References

1. Alekseyeva A.P. Strategiya razvitiya fizicheskoy kul'tury i sporta v Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda: dostoinstva i nedostatki [The Strategy of development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2020: advantages and disadvantages]. Obshchestvo i parvo [Society and law], 2012, no. 3 (40), pp. 271-273. (In Russ.).

2. Amirov I.M. Osobennosti yuridicheskoy otvetst-vennosti v sfere sporta: k postanovke problem [The specific of the legal liability in sport: defining the problem]. Obshchestvo i parvo [Society and law], 2010, no. 4 (31), pp. 120-127. (In Russ.).

3. Vserossiyskiy reyestr vidov sporta [The all-Russia register of sports]. Vikipediya — svobodnaya entsiklope-diya [Wikipedia - the free encyclopedia]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/BcepoccHHCKHH_peecTp_ BHgoB_cnopTa, accessed 20.11.2017. (In Russ.).

4. Zhuravlyov V.I. Razvitiye fizicheskoy kul'tury i sporta — konstitutsionnaya obyazannost' sovremen-nogo Rossiyskogo gosudarstva [The development of physical culture and sports — constitution duty of the modern Russia]. Vestnik Saratovskoy gosudarstvennoy yuridicheskoy akademii [Bulletin of the Saratov State Law Academy ], 2012, no. 6 (89), pp. 235-238. (In Russ.).

5. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativ-nykh pravonarusheniyakh ot 30.12.2001 no. 195-FZ (red. ot 05.12.2017) [Code of the Russian Federation about administrative offences from 30.12.2001 № 195-FZ (as amended on 05.12.2017)]. Sobraniye zakonodatel'stva RF. 07.01.2002. no.1 (ch. 1). St. 1 [Collected legislation of the Russian Federation. 07.01.2002. № 1 (part 1)]. (In Russ.).

6. Konventsiya o pravakh invalidov (zaklyuchena v g. Nyu-Yorke 13.12.2006) [Convention on the rights of persons with disabilities (Concluded in New York 13.12.2006)]. Sobraniye zakonodatelstva RF. 11.02.2013.

no. 6 [Collection of legislation of the Russian Federation.

11.02.2013, no. 6]. (In Russ.).

7. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vsenarodnyim golosovaniem 12.12.1993) [Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993)]. Sobraniye zakonodatel'stva RF. 04.08.2014, no. 31 [Assembly of legislation of the Russian Federation.

04.08.2014, no. 31]. (In Russ.).

8. Mezhdunarodnaya konventsiya o bor'be s dopin-gom v sporte (zaklyuchena v g. Parizhe 19.10.2005) [International Convention against doping in sports (Concluded in Paris 19.10.2005)]. Sobraniye zakonodatel'stva RF. 11.06.2007. no. 24 [Russian Federation Law Collection. 11.06.2007, no. 24]. (In Russ.).

9. Pravovyye osnovy fizicheskoy kul'tury i sporta v Rossii: istoriya i sovremennost' [Legal basis of physical culture and sports in Russia: history and modernity]. Politobrazovaniye: informatsionno-analiticheskiy zhur-nal [Political Education: information and analytical journal]. Availabl at: http://www.netslova.ru/schmidt/ liter-net.html. (In Russ.).

10. Rasporyazheniye Pravitelstva RF ot 7 avgusta 2009 g. no. 1101-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya fizicheskoy kul'tury i sporta v RF na period do 2020 g.» [Order of the Government of the Russian Federation of August 7, 2009 № 1101-R "On approval of the Strategy of development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2020"]. Sobraniye zakonodatelstva RF. 17.08.2009, no. 33 [Meeting of the legislation of the Russian Federation. 17.08.2009, no. 33]. (In Russ.).

11. Solov'yov A.A. Byt' ili ne byt' Sportivnomu kodeksu Rossii? [To be or not to be the Sports code of Russia?]. Ofitsial'nyiy sayt redaktsii zhurnala «Natsional-nyye interesy» [Official website of the journal "National interests"]. Available at: https://www.ni-journal.ru/ archive/2008/n5_2008/1cdfd818/b07c07f2/index.htm. (In Russ.).

12. Sportivnoye pravo [Sports law]. Studfiles: fay-lovyy arkhiv studentov [Studfiles: file archive of students]. Availble at: https://studfiles.net/preview/2852453/. (In Russ.).

13. Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 30.12.2001 no. 197-FZ (red. ot 27.11.2017) [The labour code ofthe Russian Federation from 30.12.2001 № 197-FZ (as amended on 27.11.2017)]. Sobraniye zakonodatel'stva RF. 07.01.2002. no. 1 (ch. 1) [Collected legislation of the Russian Federation. 07.01.2002. № 1 (part 1)]. (In Russ.).

14. Federal'nyy zakon ot 0'4.12.2007 no. 329-FZ (red. ot 05.12.2017) «O fizicheskoy kulture i sporte v Rossiyskoy Federatsii» [Federal law of 04.12.2007 № 329-FZ (ed. of 05.12.2017) "On physical culture and sport in the Russian Federation"]. Sobraniye zakonodatel'stva RF. 10.12.2007. no. 50. St. 6242 [Collection of legislation of

the Russian Federation. 10.12.2007, no. 50]. (In Russ.).

15. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 no. 273-FZ (red. ot 29.07.2017) «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Federal law of 29.12.2012 no. 273-FZ (as amended on 29.07.2017) "On education in Russian Federation"]. Sobraniye zakonodatel'stva RF. 31.12.2012. no. 53 (ch. 1) [Collected legislation of the Russian Federation. 31.12.2012. № 53 (part 1)]. (In Russ.).

16. Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 13.06.1996 no. 63-FZ (red. ot 29.07.2017) (s izm. i dop., vstup. v silu s 26.08.2017) [Criminal code of the Russian Federation from 13.06.1996 № 63-FZ (as amended on 29.07.2017) (with amendments and additions, with effect from 26.08.2017)]. Sobraniye zakonodatel'stva RF. 17.06.1996. no. 25. St. 2954 [Collection of legislation of the Russian Federation. 17.06.1996, no. 25]. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.