Научная статья на тему 'Эффективность государственно-правового регулирования в сфере физической культуры и спорта в современной России'

Эффективность государственно-правового регулирования в сфере физической культуры и спорта в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1410
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / PUBLIC POLICY / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / PHYSICAL CULTURE AND SPORT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Валиев Рустам Наилевич

Рассмотрена проблема эффективности государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта в современной России. Предлагается решение данной проблемы через персонализацию ответственности государственных служащих, конкретизацию целей и задач законодательства в сфере физической культуры и спорта, пересмотра спектра спортивных правоотношений, регулируемых спортивным законодательством Российской Федерации, а также порядка финансирования спортивных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Валиев Рустам Наилевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effectiveness of State and Legal Regulation in the Sphere of Physical Culture and Sports in Modern Russia

The problem of efficiency of state regulation in the sphere of physical culture and sport in modern Russia. The solution of that problem through the personalisation of responsibility of public servants, specifying the goals and objectives of the legislation in the sphere of physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «Эффективность государственно-правового регулирования в сфере физической культуры и спорта в современной России»

СПОРТИВНОЕ ПРАВО

SPORTS LAW

УДК 372 ББК Ч51.3.1

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Р. Н. Валиев

Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан,

Уфа, Россия

Рассмотрена проблема эффективности государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта в современной России. Предлагается решение данной проблемы через персонализацию ответственности государственных служащих, конкретизацию целей и задач законодательства в сфере физической культуры и спорта, пересмотра спектра спортивных правоотношений, регулируемых спортивным законодательством Российской Федерации, а также порядка финансирования спортивных мероприятий.

Ключевые слова: эффективность, финансирование, государственная политика, физическая культура и спорт.

Актуальность. События в сфере спорта и физической культуры в последнее время оказывают значительное влияние на общественные, социальные, экономические и политические процессы. Спортивные скандалы по поводу использования допинга на соревнованиях международного уровня, доклады Международного антидопингового агентства (WADA) ставят органы государственной власти и российское общество в целом перед осознанием необходимости выработки рационального государственного регулирования системы физической культуры и спорта и проведения эффективной государственной политики в данной сфере.

Цель и задачи: изучение особенностей государственной политики в сфере физической культуры и спорта; выработка предложений, направленных на повышение эффективности государственной политики в сфере физической культуры и спорта.

Материалы и методы исследования. Материалом для исследования послужили нормативно-правовые акты Российской Федерации и отдельных зарубежных стран, содержащие нормы, непосредственно регулирующие отношения в сфере

физической культуры и спорта, научные доклады исследователей. Методами исследования являются анализ норм права, прогнозирование, сравнение, дедукция, анализ российского законодательства и законодательства зарубежных стран.

Результаты исследования и их обсуждение. Эффективность государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации является показателем социально-экономической политики страны. Органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют деятельность в области физической культуры и спорта в соответствии с целями и задачами государственной и муниципальной политики в рассматриваемой сфере общественных отношений.

Прежде чем рассматривать вопрос об отдельных направлениях деятельности и полномочиях государственных органов в области физической культуры и спорта, составляющих их компетенцию, необходимо провести сравнительно-правовой анализ целей и задач государственной политики Российской Федерации и зарубежных государств.

Очевидна необходимость определения целей и задач государственной политики в области физической культуры и спорта и закрепления их в соответствующих нормативных актах.

Понятие «вовлечённости» государства в спорт являлось предметом изучения многих исследователей. Безусловно, современное состояние государственного регулирования в области физической культуры и спорта требует совершенствования. В научном кругу эта проблема не является новой. Так, значительное внимание вопросам совершенствования правового регулирования уделялось в статьях Л. А. Копенкиной, А. А. Смирнова и др. [17]. Правовые проблемы деятельности спортивных школ рассматривались в трудах С. В. Алексеева [8-11]. Особенности государственного регулирования в области физической культуры и спорта изучались в работах У Ш. Гусейнова, Т. Д. Садовской [14], И. В. Иванова [16], Н. М. Табылдиева [19], Е. А. Дементьева [15] и др.

На уровне Российской Федерации общие цели и задачи правового регулирования спорта и физической культуры в случае их нормативного закрепления обретают общеобязательный характер для всех субъектов Федерации. При этом необходимо определить границы их самостоятельной компетенции в данной сфере. На федеральном уровне для определения целей и задач политики огромное значение имеет форма государства. В частности, такой её элемент, как форма государственного устройства, имеет первостепенное значение. В этом нельзя не согласиться с мнением С. Н. Братановского, который утверждал, что «исторические традиции, политические и социально-экономические условия, система общественных и культурных ценностей, демографические и образовательные характеристики» также имеют первостепенное значение [12]. В условиях Российской Федерации эта позиция уместна с учётом её применения к субъектам Федерации.

Под эффективностью государственно-правового регулирования в сфере физической культуры и спорта нами предлагается понимать соотношение между достигнутым результатом в виде повышения степени развития физической культуры и спорта и использованными для этого ресурсами. Результатом эффективности государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта на уровне Российской Федерации является развитие всех видов спорта и физической культуры на всей территории России. К ресурсам, которыми

располагает государство для достижения данной цели, можно отнести финансовые, политические, кадровые и др.

Важнейший инструмент, влияющий на развитие физической культуры и спорта в регионах и в стране в целом, — финансовый. Сегодня вопросы финансирования физической культуры и спорта закреплены за всеми тремя уровнями бюджетной системы, но основная нагрузка приходится на бюджеты субъектов Федерации [18. С. 66]. Таким образом, можно говорить о низкой степени вовлечённости федеральных органов исполнительной власти в финансирование спорта и физической культуры в стране, при том что они определяют основные направления государственной политики в данной сфере, обязательные, в том числе для субъектов Федерации. Считаем, что это является препятствием для повышения эффективности государственной политики по данному направлению.

Анализ финансовых источников показывает также наличие серьёзных диспропорций в финансировании спорта, направленного на укрепление и развитие здоровья каждого члена общества в целом. На наш взгляд, детский и юношеский спорт в настоящее время финансируется в недостаточном объёме. Громкие коррупционные скандалы в области спорта высших достижений свидетельствуют о наличии серьёзных финансовых нарушений. Для повышения эффективности государственно-правового регулирования в сфере физической культуры и спорта необходимо пересмотреть порядок финансирования проведения спортивных мероприятий с учётом повышения персонализации ответственности их исполнителей за нецелевое расходование выделенных денежных средств. Пересмотр порядка финансирования должен проводиться на всех уровнях бюджетной системы страны с участием экспертов, государственных и муниципальных органов власти и самоуправления, с дальнейшим внесением выработанных изменений в действующее законодательство. В полномочия органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта следует включить возможности определения приоритетных направлений спорта и физической культуры, а также выработку рекомендаций по объёму выделения денежных средств данным видам спорта и физической культуры.

На данный момент специальный уполномоченный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта в соответствии со ст. 6 Федерального закона «О физической культуре

и спорте в Российской Федерации» осуществляет обеспечение государственной политики в рассматриваемой сфере общественных отношений [5]. При этом закон не конкретизирует направления государственной политики в сфере спорта и физической культуры, что является одной из причин низкой эффективности законодательства, а также государственной и муниципальной политики в сфере спорта и физической культуры.

Ранее действовавшие Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте в ст. 2 определяли цели и задачи законодательства Российской Федерации, а следовательно, и государственной политики в рассматриваемой области общественных отношений. Согласно этой норме целью законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте являлось «всестороннее развитие человека, утверждение здорового образа жизни, формирование потребности в физическом и нравственном совершенствовании, создание условий для занятий любыми видами физической культуры и спорта, организация профессионально-прикладной подготовки, профилактика заболеваний, вредных привычек и правонарушений» [6].

Пришедший на замену Основам Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в п. 1 ст. 1 определил цель правового регулирования рассматриваемых общественных отношений лишь как создание условий для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы на различных предприятиях, в учреждениях, организациях и с различными категориями населения [5].

Подобный подход был заимствован из зарубежного законодательства, в частности, во Франции предусмотрено стимулирование и развитие физической и спортивной деятельности в качестве цели правового регулирования рассматриваемой сферы общественных отношений [18]. На наш взгляд, это значительно сужает понимание необходимости правовой регламентации максимально возможного числа общественных отношений в области физической культуры и спорта в сложных условиях российской действительности.

Безусловно, опыт зарубежных государств и всего мирового сообщества должен учитываться в нормотворческом и законотворческом процессе Российской Федерации касательно сферы спортивных отношений. Россия является участницей более 200 международных соглашений и конфе-

ренций, но вместе с тем считаем, что ряд норм отдельных конвенций и соглашений должны носить исключительно рекомендательный характер. Имплементации международно-правовых норм в сфере спорта и физической культуры предлагается подвергать только те нормы, которые имеют абсолютно положительный эффект апробации опыта зарубежных государств.

К примеру, нормы Европейской конвенции о насилии и недостойном поведении зрителей на спортивных мероприятиях [1], являющейся результатом координации усилий государств-членов Совета Европы и принятой Советом Европы в 1985 г. с целью «предупреждения и обуздания насилия и недостойного поведения зрителей», могут найти своё отражение в действующем спортивном законодательстве России путём выработки и реализации специальных мер юридического характера [13]. Этот и подобные ему документы, принятые международным сообществом, непосредственно направлены на обеспечение должной профилактики правонарушений в области физической культуры и спорта, необходимость которой признана в качестве одной из важнейших целей правового регулирования физической культуры и спорта. Кроме того, этические принципы и моральные ценности, провозглашённые Олимпийской хартией [3], Международной хартией спорта и физического воспитания ЮНЕСКО [2], Спортивной хартией Европы [4], несомненно, должны обеспечиваться путём закрепления во внутринациональном законодательстве их достижения в качестве его цели. В российском законодательстве этические принципы и моральные ценности должны найти не только своё закрепление, но и гарантии их реализации.

Неудачен, на наш взгляд, и подход к определению задач регулирования физической культуры и спорта в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», поскольку из положений таких общепризнанных международно-правовых актов, как Международная хартия физического воспитания и спорта 1978 г., Спортивная хартия Европы 1992 г., следует, что основной задачей внутринационального законодательства в рассматриваемой сфере общественных отношений должно быть гарантирование права граждан на занятие физической культурой и спортом, а также функционирование системы реализации этого права, что было закреплено в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте. Даже при наличии

закрепления этих прав в российском законодательстве гарантиям их реализации отводится огромное значение при оценке эффективности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта.

В то же время следует отметить вполне естественность того факта, что в законодательных актах отдельных субъектов Российской Федерации вопрос о целях и задачах государственной политики разработан более детально, чем в федеральном законодательстве.

Например, в Саратовской области принят Закон «О физической культуре и спорте» [8], который относит к целям государственной политики в сфере физической культуры и спорта обеспечение здорового образа жизни граждан, создание условий для занятий физической культурой и спортом, а к задачам — защиту прав граждан на занятия физической культурой и спортом; создание правовых и экономических гарантий для функционирования и развития системы физической культуры и спорта в области; обеспечение безопасности граждан при занятиях физической культурой и спортом; а также условий для занятий физической культурой и спортом в целях профилактики заболеваний и правонарушений.

В Самарской области Закон «О физической культуре и спорте» [7] относит к задачам обеспечение и защиту прав граждан на занятия физической культурой и спортом, создание правовых гарантий для функционирования и развития системы физической культуры и спорта, определение прав, обязанностей и ответственности физических и юридических лиц в области физической культуры и спорта, а также правовое регулирование соответствующих общественных отношений [6].

С учётом вышеизложенного напрашивается вывод, что существует определённая взаимосвязь эффективной реализации компетенции государственных органов в сфере физической культуры и спорта с законодательно определёнными целями и задачами государственной политики в рассматриваемой области общественных отношений, поэтому положения Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», по нашему мнению, нуждаются в серьёзной корректировке [5].

Предлагаем ст. 1 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» изложить в следующей редакции: «настоящий федеральный закон устанавливает политико-пра-

вовые, организационные, социально-экономические и культурные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы и цели законодательства, а также задачи государственной и муниципальной политики в сфере физической культуры и спорта».

В этих целях необходим анализ источников информации о состоянии физической культуры и спорта в Российской Федерации и её субъектах, предоставляющие данные о степени их развития по различным видам спорта, сайты федераций спорта, выкладывающих статистику о количественных и качественных характеристиках, достижениях и развитии конкретного вида спорта. У каждой федерации спорта России и её субъектов функционируют свои сайты1.

Анализ структуры и содержания данных сайтов позволяет выявить следующие особенности:

1. Сайты федераций спорта, как правило, содержат сведения о контактах, структуре управления, истории, о планируемых и прошедших мероприятиях и другую информацию. Тем не менее ими слабо отражается взаимосвязь и взаимодействие государственных органов власти и органов местного самоуправления.

2. Не все сайты федераций спорта содержат доступ к нормативно-правовым актам, регламентирующим их деятельность. Положительным примером для всех федераций спорта является, например, то, что на сайте РФС содержится информация об учредительных документах данной организации — Устав Общероссийской общественной организации «Российский футбольный союз».

3. Недостаточное внимание уделено актуальному на данный момент виду деятельности государственных органов — патриотическому воспитанию молодёжи. Важно отметить, что субъекты Федерации выполняют основной объём мероприятий по развитию отдельных видов спорта в Российской Федерации. Например, деятельность Федерации национальной борьбы курэш реализуется в Татарстане, Башкортостане и Крыму.

Считаем, что проведённый анализ позволит в последующем разработать сценарии развития конкретного вида спорта, построить прогнозы

1 Федерация хоккея — http://www.fhr.ru, Федерация спортивной борьбы — http://www. wrestrus.ru, Федерация футбола — http://www.rfs. ги, Федерация футбола и мини-футбола Республики Башкортостан — http://www.ffrb.su.

по развитию вида спорта в различных субъектах России. Информация о состоянии развития и уровне взаимосвязи спортивных федераций и государственных органов является определяющим фактором повышения уровня эффективности физической культуры и спорта и составляющим элементом механизма правовой защиты субъектов спортивных правоотношений. Важно также учитывать, что несмотря на то, что в век информационных технологий стремительно развивается общество, наука и техника, всё больше людей вовлекается в сферу спорта и физической культуры.

Процессы обработки, хранения и предоставления информации о развитии спорта и физической культуры занимают важное место в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Обеспечение доступа к информационным ресурсам органов власти посредством сети Интернет позволяет обеспечить бо'л ьшую степень стабильности и эффективности государственного управления в сфере физической культуры и спорта и снизить уровень коррупции во властных структурах, обеспечивающих развитие спорта и физической культуры.

Информационное обеспечение является необходимым элементом мониторинга СМИ за состоянием развития физической культуры и спорта в Российской Федерации и её субъектах. В российском законодательстве закреплены возможности осуществления взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам развития спорта и физической культуры. Во многом благодаря тому, что существуют как государственные, так и независимые аналитические структуры, можно проводить широкий научный анализ факторов, связанных с развитием физической культуры и спорта — политических связей, социально-политической ситуации, демографических факторов и т. п.

Информационная активность сайтов администраций субъектов Федерации, на наш взгляд, находится на должном уровне. В полном объёме освещаются спортивные мероприятия, раскрываются их результаты. Вместе с тем слабо освещаются проблемы финансирования, отсутствия должного медицинского контроля за здоровьем обучающихся спортсменов, контроля за соблюдением антидопингового законодательства и других вопросов. Средства массовой информации являются не только средством для распространения информации о спортивных мероприятиях и физи-

ческой культуре, но и мощным инструментом для профилактики различного рода правонарушений в сфере спорта и физической культуры. Например, по сообщениям о коррупционных скандалах в средствах массовой информации должностные лица получают основания для возбуждения уголовных дел в отношении виновных лиц.

Получение оперативной информации о состоянии физической культуры и спорта в государстве даёт картину (образ) того, какие процессы происходят с молодёжью, населением, обществом и государством в целом. Чем полнее, достовернее и объективнее информация, тем лучше можно на её основании делать выводы о проблемах физической культуры и спорта и принимать правильные управ -ленческие решения на государственном уровне.

Для органов государственной власти правильный анализ базы данных помогает в построении моделей, прогнозов, в выработке рекомендаций. Моделирование процессов развития физической культуры и спорта позволяет выявить роль её основных факторов, ограничений и угроз. Представленные модели позволят показать значение изменений социальной политики, влияющих на развитие физической культуры и спорта.

Выводы. Эффективность государственной политики зависит от многих факторов: от логичности и рациональности структуры законодательства, регулирующего отношения в сфере физической культуры и спорта, от формы государства, экономической ситуации в стране и в мире, иных политических и экономических факторов внешнего и внутреннего характера.

Спортивное законодательство, а именно ст. 1 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» требует корректировки, изложенной в результатах исследования. Не менее актуальным остаётся вопрос о пересмотре порядка финансирования спортивных мероприятий с учётом рекомендаций органов государственной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации.

Автор статьи предлагает следующие конкретные рекомендации:

1. Усилить отражение взаимосвязи и взаимодействия государственных органов власти и местного самоуправления на сайтах федераций спорта.

2. В целях обеспечения законности, правовой ясности и обоснованности деятельности спортивных федераций, администраций субъектов Федерации в обязательном порядке обеспечить

доступ к нормативно-правовым актам, регулирующим спортивные правоотношения.

3. В информационном плане требуется координация спортивных мероприятий в целях патриотического воспитания молодёжи.

Список литературы

1. Европейская конвенция о насилии и недостойном поведении зрителей на спортивных мероприятиях и особенно во время футбольных матчей [Электронный ресурс]. — URL: http://lib.sportedu.ru/ GetText.idc? TxtID=1546

2. Международная хартия спорта и физического воспитания [Электронный ресурс] // UNESCO. — URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002354/235409r.pdf

3. Олимпийская хартия (в действии с 9 сентября 2013 г.) // Олимпийский комитет России. — URL: http://www.olympic.ru/upload/documents/about-committeecharter/charter_09_09_2013.pdf

4. Спортивная хартия Европы [Электронный ресурс]. — URL: http://lib.sportedu.ru/GetText. idc?TxtID =1542

5. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: https://zakonbase.ru/content/part/1064814

6. Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте // Ведомости Съезда нар. депутатов РФ и Верхов. Совета РФ. — 1993. — № 22. — Ст. 784.

7. Закон Самарской области от 8 декабря 2014 г. № 123-ГД «О физической культуре и спорте в Самарской области» // Волж. коммуна. — 2014. — 09 дек.

8. Закон Саратовской области «О физической культуре и спорте» от 23 июля 2008 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/ online.cgi?req=doc&base=RLAW358&n=28266#0

9. Алексеев, С. В. Спортивное право России : учебник / С. В. Алексеев ; под ред. П. В. Крашенинникова. — М., 2013. — 695 с.

10. Алексеев, С. В. Правовые проблемы деятельности спортивных школ / С. В. Алексеев // Спорт: экономика, право, упр. — 2016. — № 2. — С. 11-13.

11. Алексеев, С. В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий / С. В. Алексеев ;

Поступила в редакцию 8 августа 2017 г.

под ред. П. В. Крашенинникова. — М., 2014. — 687 с.

12. Братановский, С. Н. Государство, право и спорт (теоретико-правовое исследование) : монография / С. Н. Братановский, И. Б. Воробьёв. — М., 2013. — 229 с.

13. Гончарова, Е. А. Государственно-правовое регулирование управления объектами физической культуры и спорта на принципах государственно-частного партнёрства / Е. А. Гончарова // Состояние и перспективы развития экономики в условиях неопределённости : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. — Уфа, 2014. — С. 59-62.

14. Гусейнов, У Ш. Особенности государственно -го регулирования и саморегулирования в области профессионального спорта / У Ш. Гусейнов, Т. Д. Садовская // APRIORI. Серия: Гуманитар. науки. — 2013. — № 1. — С. 29.

15. Дементьев, Е. А. Общетеоретические проблемы государственно-правового воздействия на отношения в сфере спорта / Е. А. Дементьев // Вестн. Владимир. юрид. ин-та. — 2009. — № 2. — С. 74-79.

16. Иванов, И. В. Государственное регулирование в области профессионального спорта / И. В. Иванов // Евразийс. юрид. журн. — 2016. — № 6 (97). — С. 43-44.

17. Копенкина, Л. А. Правовое регулирование сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации нуждается в совершенствовании / Л. А. Ко-пенкина, А. А. Смирнов, Р. В. Фомин // Олимпийский спорт и спорт для всех : материалв XX Междунар. науч. конгресса. — СПб., 2016. — С. 107-111.

18. Спортивный кодекс Франции (Законодательная часть) по состоянию на 31 августа 2009 г. [Электронный ресурс] // Центр по научному обеспечению уголовно-правового воздействия на преступления в сфере спорта. — URL: http://sportscrime.ru/files/ library/Sportivnyi_kodeks_Frantsii.pdf

19. Султанова, Л. Ф. Теория и практика формирования и функционирования бюджетной системы Российской Федерации в условиях реформирования местного самоуправления / Л. Ф. Султанова // Развитие финансовой системы в условиях кризиса : монография / под ред. Ф. С. Исхаковой. — Уфа : РИЦ Баш-ГУ, 2009. — С. 66-92.

20. Табылдиев, Н. М. Спорт как социальный институт и объект государственного управления / Н. М. Табылдаев // Наука, новые технологии и инновации. — 2010. — № 5. — С. 265-268.

Для цитирования: Валиев, Р. Н. Эффективность государственно-правового регулирования в сфере физической культуры и спорта в современной России / Р. Н. Валиев // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 4. — С. 105-112.

Сведения об авторе

Валиев Рустам Наилевич — магистрант Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан. Уфа, Россия. Valrus90@mail.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2017, vol. 2, no. 4, pp. 105-112.

Effectiveness of State and Legal Regulation in the Sphere of Physical Culture and Sports in Modern Russia

R. N. Valiev

Bashkir Academy of Public Administration and Management under the Head of the Republic of Bashkortostan, Ufa, Russia. Valrus90@mail.ru

The problem of efficiency of state regulation in the sphere of physical culture and sport in modern Russia. The solution of that problem through the personalisation of responsibility of public servants, specifying the goals and objectives of the legislation in the sphere of physical culture and sports.

Keywords: efficiency, public policy, physical culture and sport.

References

1. Yevropeyskaya konventsiya o nasilii i nedostoy-nom povedenii zriteley na sportivnykh meropriyatiyakh i osobenno vo vremya futbol'nykh matchey [European Convention on Violence and Unruly Behaviour of Spectators at Sporting Events and Particularly at Football Matches]. Tsentral'naya otraslevaya biblioteka po fizicheskoy kul 'ture i sportu [Central Library for Physical Culture and Sport]. Available at: http://lib.sportedu.ru/ GetText.idc? TxtID=1546 (In Russ.).

2. Mezhdunarodnaya hartiya sporta i fizicheskogo vospitaniya [International Charter of Sport and Physical Education]. UNESCO. Available at: http://unes-doc.unesco.org/images/0023/002354/235409r.pdf (In Russ.).

3. Olimpiyskaya hartiya [The Olympic Charter]. Olimpiyskiy komitet Rossii [The Russian Olympic Committee]. Available at: http://www.olympic.ru/upload/doc-uments/about committeecharter/charter_09_09_2013. pdf (In Russ.).

4. Sportivnaya hartiya Evropy [Sports Charter Europe]. Available at: http://lib.sportedu.ru/GetText.idc? TxtID=1542 (In Russ.).

5. Federal'nyy zakon ot 4 dekabya 2007 goda № 329-FZ «O fizicheskoy kul'ture i sporte v Rossiyskoy Federatsii» [Federal Law from Desember 4, 2007m no. 329-®3 "On Physical Culture and Sport in the Russian Federation"]. Available at: https://zakonbase.ru/content/ part/1064814 (In Russ.).

6. Osnovy zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii

0 fizicheskoy kul'ture i sporte [Bases of the Legislation of the Russian Federation on Physical Culture and Sports]. Vedomosti S''yezda narodnykh deputatov RF

1 Verkhovnogo Soveta RF [Gazette of the Congress of People's Deputies of the Russian Federation and the Supreme Council of the Russian Federation], 1993, June 3. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Zakon Samarskoy oblasti ot 8 dekabrya 2014 goda № 123-GD «O fizicheskoy kul"ture i sporte v Samarskoy oblasti» [The Law of the Samara Region from Decemer

8, 2014, No. 123-^0, "On Physical Culture and Sports in the Samara Region"]. Volzhskaya kommuna [Volga Commune], 2014, December 9, 2014. (In Russ.).

8. Zakon Saratovskoy oblasti «O fizicheskoy kul'ture i sporte» ot 23 iyulya 2008 goda [The Law of Saratov Region "On Physical Culture and Sport» from July 23, 2008]. Available at: http://www.consultant.ru/regbase/ cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW358&n=28266#0 (In Russ.).

9. Alekseyev S.V. Sportivnoye pravo Rossii [Sports Law in Russia]. Moscow, 2013. 695 p. (In Russ.).

10. Alekseyev S.V. Pravovyye problemy deyatel'nosti sportivnykh shkol [Legal Problems of Activities of Sports Schools]. Sport: ekonomika, pravo, upravleniye [Sports: Economics, Law, Management], 2016, no. 2, pp. 11-13. (In Russ.).

11. Alekseyev S.V. Sportivnyy menedzhment. Regu-lirovaniye organizatsii i provedeniya fizkul 'turnykh i sportivnykh meropriyatiy [Sports Management. Regulation of Organization and Holding of Sports Events]. Moscow, 2014. 687 p. (In Russ.).

12. Bratanovskiy S.N., Vorob'yov I.B. Gosudarstvo, pravo i sport (teoretiko-pravovoye issledovaniye) [The State, Law and Sport (Theoretical and Legal Research)]. Moscow, 2013. 229 p. (In Russ.).

13. Goncharova E.A. Gosudarstvenno-pravovoye regulirovaniye upravleniya ob'yektami fizicheskoy kul'tury i sporta na printsipakh gosudarstvenno-chast-nogo partnyorstva [State-legal Regulation of Management of Objects of Physical Culture and Sport on a Public-Private Partnership]. Sostoyaniye i perspektivy raz-vitiya ekonomiki v usloviyakh neopredelyonnosti [State and Prospects of Development of Economy in Conditions of Uncertainty]. Ufa, 2014. Pp. 59-62. (In Russ.).

14. Guseynov U.Sh., Sadovskaya T.D. Osobennosti gosudarstvennogo regulirovaniya i samoregulirovaniya v oblasti professional'nogo sporta [Peculiarities of State Regulation and Self-regulation in the Field of Professional Sports]. APRIORI. Ceriya: Gumanitarnyye nauki [APRIORI. Series: Humanitarian Sciences], 2013, no. 1, p. 29. (In Russ.).

15. Dement'yev E.A. Obshcheteoreticheskiye prob-lemy gosudarstvenno-pravovogo vozdeystviya na ot-nosheniya v sfere sporta [Theoretical Problems of State and Legal Impact on Relations in the Field of Sports]. Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta [Bulletin of Vladimir Law Institute], 2009, no. 2, pp. 74-79. (In Russ.).

16. Ivanov I.V. Gosudarstvennoye regulirovaniye v oblasti professional'nogo sporta [State Regulation in the Field of Professional Sport]. Yevraziyskiy yuridicheskiy zhurnal [Eurasian Juridical Journal], 2016, no. 6 (97), pp. 43-44. (In Russ.).

17. Kopenkina L.A., Smirnov A.A., Fomin R.V. Pra-vovoye regulirovaniye sferyi fizicheskoy kul'tury i sporta v Rossiyskoy Federatsii nuzhdayetsya v sover-shenstvovanii [Legal Regulation in the Sphere of Physical Culture and Sports in the Russian Federation needs to be improved]. Olimpiyskiy sport i sport dlya vseh: XXMezhdunarodnyy nauchnyy congress [Olympic Sport and Sport for All: XX international scientific Congress]. St. Petersburg. 2016. Pp. 107-111. (In Russ.).

18. Sportivnyy kodeks Frantsii (Zakonodatel'naya

chast') po sostoyaniyu na 31 avgusta 2009 goda [Sports Code of France (Legislative part) as of August 31, 2009]. Tsentr po nauchnomu obespecheniyu ugolovno-pravovogo vozdeystviya na prestupleniya v sfere sporta [Center for Scientific Support of Criminal and legal Impact on Crime in the Sphere of Sport]. Available at: http://sportscrime.ru/files/library/Sportivnyi_kodeks_ Frantsii.pdf (In Russ.).

19. Sultanova L.F. Teoriya i praktika formirovaniya i funktsionirovaniya byudzhetnoy sistemy Rossiyskoy Federatsii v usloviyakh reformirovaniya mestnogo samo-upravleniya [The Theory and Practice of Formation and Functioning of Budgetary System of the Russian Federation in the Conditions of Reforming Local Government]. Razvitiye finansovoy sistemy v usloviyakh krizisa [Development of Financial System in Crisis]. Ufa, 2009. Pp. 66-92. (In Russ.).

20. Tabyldiyev N.M. Sport kak sotsial'nyy institut i ob'yekt gosudarstvennogo upravleniya [Sport as a Social Institution and Object of State Management]. Nauka, novyye tekhnologii i innovatsii [Science, New Technologies and Innovation], 2010, no. 5, pp. 265-268. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.