Научная статья на тему 'Физическая культура и спорт в современной России: статистические факты и тенденции'

Физическая культура и спорт в современной России: статистические факты и тенденции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1538
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФЕДЕРАЛЬНОЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ / ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ / ТРЕНЕРСКИЙ СОСТАВ / ЦЕНА УСЛУГИ / ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН / SPORT / PHYSICAL EDUCATION / FEDERAL STATISTICAL OBSERVATION / FINANCING / THE FED-ERAL BUDGET / BUDGET OF A CONSTITUENT ENTITY OF THE RUSSIAN FEDERATION / PERSONNEL POLICY / SPORTS FACILITIES / LIFE EXPECTANCY / COACHING STAFF / PRICE OF SERVICES / CONSUMER PRICE INDEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерошкина Светлана Борисовна

В настоящее время руководство нашей страны уделяет особое внимание развитию физической культуры и спорта. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта направлена на формирование культуры занятий спортом у населения, но при этом необходимо, чтобы эта политика была эффективной. В работе проанализированы текущие тенденции в сфере физической культуры и спорта за последние годы и выявлены путем экономико-статистического анализа факторы, влияющие на вовлеченность граждан Российской Федерации в занятия физической культурой и спортом. Кроме того, дана оценка реального состояния сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ерошкина Светлана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN MODERN RUSSIA: STATISTICAL FACTS AND TRENDS

Currently, the leadership of our country pays special attention to the development of physical culture and sports. State policy in the field of physical culture and sports is aimed at shaping a culture of sports among the population, but it is necessary that this policy be effective. The paper analyzes the current trends in the field of physical culture and sports and identified by economic and statistical analysis of factors affecting the involvement of citizens of the Russian Federation in physical education and sports, based on the analysis of data for recent years. In addition, an assessment is made of the real state of the sphere of physical culture and sports in the Russian Federation at present.

Текст научной работы на тему «Физическая культура и спорт в современной России: статистические факты и тенденции»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СТАТИСТИЧЕСКИЕ ФАКТЫ И ТЕНДЕНЦИИ

С.Б. ЕРОШКИНА, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК

Аннотация

В настоящее время руководство нашей страны уделяет особое внимание развитию физической культуры и спорта. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта направлена на формирование культуры занятий спортом у населения, но при этом необходимо, чтобы эта политика была эффективной. В работе проанализированы текущие тенденции в сфере физической культуры и спорта за последние годы и выявлены путем экономико-статистического анализа факторы, влияющие на вовлеченность граждан Российской Федерации в занятия физической культурой и спортом. Кроме того, дана оценка реального состояния сферы физической культуры и спорта

в Российской Федерации в настоящее время.

Ключевые слова: спорт, физическая культура, федеральное статистическое наблюдение, финансирование, федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, кадровая политика, спортивные сооружения, продолжительность жизни, тренерский состав, цена услуги, индекс потребительских цен.

PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN MODERN RUSSIA: STATISTICAL FACTS AND TRENDS

S.B. EROSHKINA, FSBIFSC VNIIFK

Abstract

Currently, the leadership of our country pays special attention to the development of physical culture and sports. State policy in the field of physical culture and sports is aimed at shaping a culture of sports among the population, but it is necessary that this policy be effective. The paper analyzes the current trends in the field of physical culture and sports and identified by economic and statistical analysis of factors affecting the involvement of citizens of the Russian Federation in physical education and sports, based on the analysis of data for recent years. In addition, an assessment is made of the real state of the sphere of physical culture and sports in the Russian Federation at present.

Keywords: sport, physical education, federal statistical observation, financing, the federal budget, the budget of a constituent entity of the Russian Federation, personnel policy, sports facilities, life expectancy, coaching staff,

price of services, consumer price index.

Введение

Физическая культура и спорт (ФКиС) - одна из самых быстро развивающихся за последние десятилетия отраслей социальной сферы во всем мире. По данным отечественных и зарубежных ученых, здоровье человека только на 10-15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения. Спорт выполняет множество социальных и политических функций, и в большинстве стран над ним осуществляется государственный контроль путем принятия соответствующих нормативных правовых актов, реализации программ и выделения финансирования [3]. Руководство нашей страны также уделяет особое внимание развитию ФКиС. Данному вопросу посвящены государственная программа Российской Федерации «Раз-

витие физической культуры и спорта» [1] и «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» от 07.08.2009 № 1101-р, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации [2].

В большинстве случаев научное сообщество представляет отрицательные стороны проведения государственной политики в сфере ФКиС. Однако, во-первых, авторы, как правило, затрагивают отдельные составляющие государственной политики; во-вторых, практически отсутствуют работы, в которых приводятся статистически обоснованные выводы. В настоящем исследовании проведен всесторонний анализ данных в сфере ФКиС в динамике

е»)

и по структуре. За основу взяты данные годовых форм федерального статистического наблюдения 1-ФК «Сведения о физической культуре и спорте» и 5-ФК «Сведения по организациям, осуществляющим спортивную подготовку» [4], а также данные официальной статистики.

Финансовое обеспечение

Многие авторы отмечают недостаточное финансирование системы ФКиС как на федеральном, так и на региональном уровнях. Так, С.А. Яковитов [5] отмечает, что бюджетное финансирование не обеспечивает в полной мере как потребности спорта высших достижений, так и развитие спорта для всех, а для инвесторов, готовых вкладывать средства в физическую культуру и спорт, не созданы соответствующие условия. Е.Н. Корнеева в своем исследовании [6] выявляет проблемы с финансированием только в спорте высших достижений. Рассмотрим реальное положение дел.

Система финансирования спорта в России изменилась в 2011 г. Именно тогда в федеральном бюджете у физкультуры и спорта появилась отдельная строка. Выделение отдельной строки в федеральном бюджете

сделало спорт полноценной отраслью государственной политики [7]. Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [8] определено, за счет средств каких бюджетов бюджетной системы РФ осуществляются различные виды расходов на физическую культуру и спорт. Рассмотрим финансирование сферы ФКиС из федерального бюджета за 2005-2010 гг. (по данным Высшей школы экономики) [9]. Информация по данному направлению представлена в табл. 1.

За период с 2005 г. расходы федерального бюджета на физическую культуру и спорт в фактически действовавших ценах возросли в 12,5 раза. По нашему мнению, учитывая достаточно серьезное изменение цен и тарифов с 2005 г., наиболее информативным будет показатель увеличения объема расходов федерального бюджета в реальном выражении. Для расчета реального изменения объема расходов федерального бюджета в ценах 2005 г. необходимо определить индекс физического объема расходов федерального бюджета (2017 г. в % к 2005 г.). Расчет представлен на рис. 1.

Таблица 1

Финансирование сферы физической культуры и спорта из федерального бюджета, уточненная сводная бюджетная роспись (млрд руб.)

Наименование статьи расходов федерального бюджета Год

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Физическая культура и спорт, итого 8,2 12,2 23,4 22,9 29,7 34,1 44,9 46,1 68,5 71,5 74,6 67,2 102,4

Физическая культура 7,3 10,6 20,2 22,4 28,9 33,1 0,2 2,5 2,6 2,5 4,6 5,7 4,0

Массовый спорт 13,8 13,0 13,8 9,2 11,8 4,8 6,5

Спорт высших достижений 29,6 27,5 50,6 57,6 56,6 55,2 90,0

Прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта 0,1 0,1 0,1 0,2 0,3 0,3 0,5 0,4 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3

Другие вопросы в области физической культуры и спорта 0,8 1,5 3,1 0,3 0,5 0,7 0,8 2,7 1,2 1,9 1,3 1,2 1,6

Темп роста объема расходов

Индекс физического федерального бюджета

объема расходов (2017/2005, %)

федерального бюджета Индекс потребительских цен

(2017/2005, %) на товары и услуги

(2017/2005, %)

Рис. 1. Расчет индекса физического объема расходов федерального бюджета (2017/2005 г.)

Индекс потребительских цен на товары и услуги в сфе- (в ценах 2005 г.) увеличились в 4,7 раза. По аналогии ре ФКиС 2017 г. к 2005 г. составляет 267,3% или 2,7 раза. получаем изменение финансирования в ценах 2010 г. -Индекс физического объема расходов федерального бюд- в 1,8 раза.

жета - 467,7% или 4,7 раза. Одновременно с этим обратим внимание на ежегодное

Таким образом, расходы федерального бюджета на изменение финансирования из федерального бюджета. физическую культуру и спорт в реальном выражении Темпы прироста показателя представлены в табл. 2.

Таблица 2

Темпы прироста финансового обеспечения сферы физической культуры и спорта из федерального бюджета с 2011 по 2017 год

Наименование статьи расходов федерального бюджета Темп прироста цепной

2012 г. в % к 2011 г. 2013 г. в % к 2012 г. 2014 г. в % к 2013 г. 2015 г. в % к 2014 г. 2016 г. в % к 2015 г. 2017 г. в % к 2016 г.

Физическая культура и спорт, итого 1,0 48,8 4,4 4,3 -9,9 52,4

Физическая культура 12,5 4,0 -3,8 84,0 23,9 -29,8

Массовый спорт 0,9 6,2 -33,3 28,3 -59,3 35,4

Спорт высших достижений 0,9 84,0 13,8 -1,7 -2,5 63,0

Прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта 0,7 -14,3 0,0 0,0 0,0 0,0

Другие вопросы в области физической культуры и спорта 3,4 -55,6 58,3 -31,6 -7,7 33,3

Таблица 3

Финансирование сферы физической культуры и спорта из бюджетов субъектов Российской Федерации

(уточненная сводная бюджетная роспись, млрд руб.)

Наименование статьи расходов бюджета Год

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Физическая культура и спорт (итого) 168,5 182,4 191,1 208,8 209,8 226,0 269,4

в том числе:

физическая культура 42,3 43,1 47,2 54,8 53,2 60,1 82,4

массовый спорт 47,9 49,2 58,5 54,2 51,6 44,2 50,8

спорт высших достижений 54,5 67,4 64,2 76,5 84,5 92,0 115,3

Прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта 0,6 0,08 - - 0,06 0,05 0,05

Другие вопросы в области физической культуры и спорта 23,2 22,6 21,2 23,3 20,4 29,6 20,8

Анализируя данные табл. 2, можно сделать вывод о неравномерности темпов увеличения финансирования ФКиС, а иногда и сокращении. Так, наибольший прирост отмечается на спорт высших достижений в 2013 и 2017 гг. Увеличение финансирования из федерального бюджета на спорт высших достижений обусловлен проведением в 2014 г. XXII Олимпийских зимних игр в Сочи и подготовкой к проведению чемпионата мира по футболу РПЛ-2018 в России и Кубка Конфедераций Р1РЛ-2017. Финансирование прикладных научных исследований в области физической культуры и спорта последние 5 лет вообще не изменялось. При этом именно наука двигает вперед развитие как массового спорта, так и спорта высших достижений.

Финансирование сферы ФКиС из бюджетов субъектов Российской Федерации представлены в табл. 3. Анализируя эти данные, отмечаем неравномерность финансирования бюджетов субъектов Российской Федерации по годам, сходную с ситуацией по расходам федерального бюджета. Финансирование расходов только по одной статье, а именно на физическую культуру и спорт, стабильно растут. Финансирование спорта высших достижений имеет также тенденцию к увеличению, что обусловлено проведением мероприятий международного уровня (о них упомянуто выше). При этом финансирование расходов на массовый спорт с 2011 г. практически не менялось, колеблясь в пределах 50 млрд руб. в год.

По итогам рассмотрения данных о финансировании отрасли ФКиС можно сделать вывод о тенденции к увеличению расходной части на всех уровнях бюджетов бюджетной системы РФ. Считаем, что вопросы последовательного финансирования и обеспечения оптимальной структуры расходов, организации эффективного мониторинга и контроля целевого использования средств являются весьма актуальными.

Кадровая политика

Состояние кадрового обеспечения, способного выполнять профессиональные задачи и отвечать современным вызовам, является определяющим фактором развития отрасли. Модернизация системы подготовки спортивного резерва и развития массовой физической культуры практически полностью зависит от кадровой политики. Для того чтобы отрасль ФКиС оформилась как таковая, должна быть выстроена система воспроиз-

По данным формы федерального статистического наблюдения 5-ФК «Сведения по организациям, осуществляющим спортивную подготовку», число тренеров неуклонно сокращается. Так, за период с 2014 по 2017 г. число тренеров в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, сократилось более чем на 4 тыс. чел. (на 4,1%). При этом число штатных сотрудников возросло на 849 чел. (на 1,2%) [4].

Следует отметить, что уровень образования тренерского состава повышается из года в год. Если в 2014 г. штатных специалистов без образования насчитывалось 49,7%, то уже в 2017 г. только 39,6%. Информация об изменениях тренерского состава представлена в табл. 5.

По состоянию на 1 января 2018 г. число тренеров на предприятиях, организациях и учреждениях, осуществляющих спортивную подготовку, составило 95 229 специалистов. 59 834 тренеров (из них штатных 36 497) работают в 17 696 детских спортивных школах, где обучаются 2 183 491 юных спортсменов. Из них в ДЮСШ -53 293 тренера (из них штатных - 36 497), в СДЮСШОР -

водства кадров, их эффективного использования и развития. Современная кадровая политика отрасли ФКиС определяется нормативной правовой базой, в первую очередь Федеральным законом № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [8] и изменениями к нему, майскими указами Президента и стратегией развития отрасли на федеральном и региональном уровнях.

В 2017 г. численность штатных работников ФКиС в России составила 375,4 тыс. чел., на 7,3% больше, чем в 2014 г. При этом нагрузка на штатных работников физической культуры и спорта существенно возросла. Численность занимающихся физической культурой и спортом, приходящихся на одного штатного работника ФКиС в 2017 г., по сравнению с 2014 г., возросла почти на 20% и достигла 133,5 занимающихся [4]. Динамика этого показателя с 2014 по 2017 г. в разрезе федеральных округов представлена в табл. 4.

Таблица 4

6541 (из них штатных - 5439). В центрах спортивной подготовки трудятся 91 793 тренера (из них штатных -1134) [4].

По данным статистического наблюдения (форма 5-ФК), в 2017 г. в Российской Федерации действовали:

- 55 профессиональных образовательных организаций - училищ (техникумов) и колледжей олимпийского резерва;

- 5020 образовательных организаций дополнительного образования, из которых: 403 специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, 635 спортивных школ олимпийского резерва, 693 спортивные школы и 2866 детско-юношеских спортивных школ [10].

Таким образом, рассмотрев реальное положение дел в отношении кадровой политики в отрасли ФКиС, можно сделать вывод о нехватке тренеров в целом по стране и особенно в спорте высших достижений. При этом необходимо отметить положительную тенденцию в отношении образования тренерского состава. Более 70% трене-

Численность занимающихся физической культурой и спортом, приходящихся на одного штатного работника физической культуры и спорта (чел.)

Субъект Российской Федерации Год

2014 2015 2016 2017

Центральный федеральный округ 110,6 121,8 127,2 132,5

Северо-Западный федеральный округ 96,9 99,1 105,0 115,4

Южный федеральный округ 137,7 141,0 145,2 151,4

Северо-Кавказский федеральный округ 96,2 119,3 136,0 145,5

Приволжский федеральный округ 129,0 139,4 146,0 152,4

Уральский федеральный округ 92,2 98,5 103,2 108,7

Сибирский федеральный округ 105,6 112,5 118,4 128,1

Дальневосточный федеральный округ 102,2 108,5 119,4 121,7

Российская Федерация 111,6 120,2 126,6 133,5

ров имеют высшее образование и, соответственно, можно предположить, что все больше специалистов, получающих высшее образование в области ФКиС, стремятся работать тренерами. Это в свою очередь в перспективе может переломить ситуацию с нехваткой специалистов при повышении эффективности, проводимой государством кадровой политики.

Таблица 5

Тренерский состав в организациях, осуществляющих спортивную подготовку за период с 2014 по 2017 г. (чел.)

Тренерский состав Год %% соотношение

2014 2015 2016 2017 2016 г. к 2015 г. 2017 г. к 2015 г. 2017 г. к 2016 г.

Число тренеров (всего) 99 250 98 039 95 848 95 229 -2,2 -2,9 -0,6

в том числе штатных 68 566 68 833 68 990 69 415 0,2 0,8 0,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Имеют образование: 66 146 66 643 67 124 67 772 0,7 1,7 1,0

высшее 54 273 55 305 56 396 57 298 2,0 3,6 1,6

в том числе физкультурное 44 888 46 009 47 854 49 711 4,0 8,0 3,9

среднее 11 873 11 338 10 728 10 474 -5,4 -7,6 -2,4

в том числе физкультурное 6868 6737 6913 7014 2,6 4,1 1,5

Без образования 33 104 31 396 28 724 27 457 -8,5 -12,5 -4,4

Доля тренеров, имеющих высшее или среднее образование, от общего числа тренеров (%) 66,6 68,0 70,0 71,2 2,0 3,2 1,2

Обеспеченность спортивными сооружениями

Важным фактором развития ФКиС является обеспеченность населения спортивными объектами, сооружениями, спортивным инвентарем, использованием указанных объектов с максимальной эффективностью и их доступностью.

По состоянию на 1 января 2018 г. в России насчитывается 305 288 спортивных сооружений, из них 48,3% составляют плоскостные сооружения, 23,8% - спортивные залы, 1,9% - бассейны и 0,6% - стадионы.

Число спортивных сооружений в разрезе федеральных округов по состоянию на 1 января 2018 г. представлено в табл. 6.

Таблица 6

Число спортивных сооружений в разрезе федеральных округов по состоянию на 1 января 2018 года

Субъект РФ Спортивные сооружения

Всего Стадионы Плоскостные спортсооружения Залы Бассейны

Центральный федеральный округ 80 847 414 41 032 16 872 1522

Северо-Западный федеральный округ 25 684 87 10 644 6419 718

Южный федеральный округ 32 054 237 17 038 6989 458

Северо-Кавказский федеральный округ 13 372 101 7646 3881 175

Приволжский федеральный округ 69 590 371 32 461 16 577 1281

Уральский федеральный округ 27 127 133 11 730 7559 631

Сибирский федеральный округ 43 424 292 20 672 10 608 642

Дальневосточный федеральный округ 13 190 94 6249 3764 227

Российская Федерация 305 288 1729 147472 72 669 5654

Общее количество спортивных сооружений в России за 2010-2017 гг. возросло на 57,3 тыс. (на 23,1%). По наличию спортивных сооружений лидируют Центральный и Приволжский федеральные округа [4]. Это обусловлено самодостаточностью данных округов, ВРП которых на протяжении многих лет превышал доходы населения в среднем на 20-40%, в Центральном регионе на территории г. Москвы находятся офисы крупнейших компаний

страны [11]. Данный показатель представлен в динамике с 2010 по 2017 г. в табл. 7.

При определении нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах физической культуры и спорта, кроме городов федерального значения, рекомендуется использовать усредненный норматив единовременной пропускной способности (ЕПСнорм) -122 чел. на 1000 чел. населения. Для городов федераль-

ного значения, учитывая плотность проживающего населения, при определении нормативной потребности в объектах ФКиС рекомендуется использовать усредненный норматив ЕПСнорм - 72 чел. на 1000 населения [12].

По состоянию на 1 января 2018 г. данный норматив составил в целом по России 60,9 чел. на 1000 чел. населения (расчет осуществлен по данным формы федерального статистического наблюдения 1-ФК «Сведения о физической культуре и спорте»).

В разрезе субъектов РФ значения вышеуказанного показателя составляют:

- Центральный федеральный округ -60,9;

- Северо-Западный федеральный округ - 55,8;

- Южный федеральный округ - 61,3;

- Северо-Кавказский федеральный округ - 43,9;

- Приволжский федеральный округ - 71,4;

- Уральский федеральный округ - 60;

- Сибирский федеральный округ - 62,4;

- Дальневосточный федеральный округ - 68,0.

По результатам анализа показателей материально-технического обеспечения отрасли считаем, что проблема существует и является реальностью, особенно на региональном уровне. Эта проблема достаточно сильно связана с организацией финансирования из региональных бюджетов на строительство новых универсальных спортивных площадок и ремонт уже имеющихся. При этом отмечаем, что положительная тенденция уже намечена.

Таблица 7

Количество спортивных сооружений в разрезе федеральных округов за период с 2010 по 2017 г.

Субъект Российской Федерации Год

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Число спортивных сооружений, всего 247 955 253 927 261756 265 942 276 652 281 842 290 947 305 288

Центральный федеральный окру 58 905 60 628 65 454 67 017 69 402 71 729 77 725 80 847

Северо-Западный федеральный округ 20 302 20 865 21 289 21 985 22 519 23 457 24 280 25 684

Южный федеральный округ 24 020 24 930 25 268 25 600 29 525 29 890 30 290 32 054

Северо-Кавказский федеральный округ 11 439 11 581 11 962 12 123 12 300 12 551 12 917 13 372

Приволжский федеральный округ 59 877 60 855 61 711 62 022 64 169 65 307 65 945 69 590

Уральский федеральный округ 23 333 23 657 23 966 24 280 24 789 25 375 25 906 27 127

Сибирский федеральный округ 38 211 39 268 39 990 40 560 41 403 40 738 41 200 43 424

Дальневосточный федеральный округ 11 868 12 142 12 116 12 355 12 545 12 795 12 684 13 190

Рис. 2. Зависимость показателя доли занимающихся физической культурой и спортом в общей численности населения от изменения индекса потребительских цен (тарифов) на услуги физической культуры и спорта

Цены на услуги физической культуры и спорта

Следующим немаловажным фактором, влияющим на показатель занимающихся физической культурой и спортом, является цена на услуги ФКиС. Следует отметить, что типичные потребители спортивных услуг - дети, подростки, учащаяся молодежь. Работа с ними признана в качестве приоритетного направления государственной молодежной политики. Однако в большинстве случаев потребляемые услуги оплачиваются не ими, а частично родителями, частично - за счет бюджетных и благотворительных средств, заинтересованных спонсоров, меценатов и т.п. При этом и сами родители готовы заниматься физической культурой и спортом, поскольку на современном этапе развития в условиях качественного преобразования всех сторон жизни общества возрастают и требования к физической подготовленности граждан, необходимой для успешной трудовой деятельности. Но бюджет далеко не каждой семьи выдержит оплату услуг и родителям, и детям. Цены на услуги ФКиС с каждым годом растут, а заработные платы населения индексируются в меньшей степени.

По результатам, полученным в рамках репрезентативного для России исследования ВЦИОМ в феврале 2016 г., уже 65% россиян считают необходимым сократить расходы, максимально откладывая деньги на будущее [13].

Зависимость показателя доли занимающихся физической культурой и спортом в общей численности населения от изменения индекса потребительских цен (тарифов) на услуги ФКиС представлена на рис. 2.

Услуги в сфере ФКиС по-прежнему дорогие. Этот фактор является основным при мотивации активного вовлечения граждан России в занятия физической культурой и спортом наряду с шаговой доступностью спортивной площадки, зала, бассейна и других объектов. При этом проведенный анализ показал, что положительная тенденция есть и она достаточно устойчива, а ее наличие обусловило прирост населения, занимающегося физической активностью.

Заключение

Всесторонний анализ статистических данных отрасли ФКиС показал следующее:

1) Финансовое обеспечение отрасли в основном ориентировано на мероприятия мирового уровня, при этом его нельзя назвать достаточным применительно к массовому спорту. Вместе с тем отмечается устойчивая тенденция к увеличению финансирования из всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2) Современная кадровая политика отрасли ФКиС не решает вопросы по привлечению специалистов для работы с профессиональными спортсменами. Подготовка специалистов в основном ориентирована на работу в частных клубах.

3) Количество спортивных сооружений растет достаточно быстрыми темпами, но при этом далеко не во всех регионах нашей страны.

4) Зависимость между ценой на услуги ФКиС и количеством желающих заниматься прямо пропорциональна. В нашей стране вопрос цены занятий остается злободневным. Однако необходимо отметить замедление темпов роста цен на услуги физической культуры и спорта.

Литература

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта». - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162179/ (Дата обращения: 20.03.2019.)

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года». - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90500/ (Дата обращения: 20.03.2019.)

3. Панов, Е.В., Кравчук, А.И., Паршин, С.А., Сундуков, А.С. Тенденции развития спорта и физической культуры в России. - Научный журнал «Дискус». - 2017. -№ 10 (12). - С. 59-65.

4. Сайт Министерства спорта Российской Федерации. - URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/ physical-culture/statisticheskaya-inf/ (Дата обращения: 21.02.2019.)

5. Яковитов, СА. Современное состояние физической культуры и спорта в России. - URL: https://otherreferats. allbest.ru/sport/00487874_0.html/ (Дата обращения: 21.05.2019.)

6. Корнеева, Е.Н. Проблемы финансирования российского спорта. - URL: https://novainfo.ru/article/4316/ (Дата обращения: 19.05.2019.)

7. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2016 год. -2017: Иллюстрированное информационное издание / Минфин России. - М., 2017 - 144 с.

8. Федеральный закон № 329-ФЗ от 04.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_73038/ (Дата обращения: 21.02.2019.)

9. Романова, В.В., Рудник, Б.Л., Мацкевич, А.В. Показатели бюджетных расходов по отраслям социально-культурной сферы (консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов, федеральный бюджет) // Издательский дом Высшей школы экономики. - 2012. - 86 с.

10. Основные результаты работы Министерства спорта Российской Федерации за 2017 г. - URL: http:// www.government.ru/dep_news/32253/ (Дата обращения: 11.03.2019.)

11. Дубинина, Т.Г. Анализ дифференциации регионов России по уровню социально-экономического развития // Вопросы статистики. - 2014. - № 5. - С. 59-62.

12. Приказ Минспорта России от 21.03.2018 № 244 «Об утверждении методических рекомендаций о применении нормативов и норм при определении потребности субъектов Российской Федерации в объектах физической культуры и спорта». - URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minsporta-rossii-ot-21032018-n-244-ob-utverzhdenii/ (Дата обращения: 05.03.2019.)

13. Александрова, О.А., Ярашева, А.В. Влияние экономических ожиданий на финансовое поведение российского населения // Вопросы статистики. - 2016. -№ 5. - С. 70-79.

References

1. Government of the Russian Federation [Online] (2014), Decree of the Government of the Russian Federation dated April 15, 2014 No. 302 "On approval of the state program of the Russian Federation "Development of physical culture and sport", Online available at: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_162179/ (Accessed 20 March 2019.)

2. Government of the Russian Federation (2009), Decree of the Government of the Russian Federation of August 7,2009 No. 1101-p "On approval of the Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2020", [Online], URL: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_90500/ (Accessed 20 March 2019.)

3. Panov, E.V., Kravchuk, A.I., Parshin, S.A. and Sundu-kov, A.S. (2017), Tendencies of development of sport and physical culture in Russia, Nauchiy jurnal "Discus", no. 10 (12), pp. 59-65.

4. The official website of the Ministry of Sports of the Russian Federation [Online], URL: https://www.minsport. gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (Accessed 21 February 2019.)

5. Yakovitov, S.A. (2014), The current state of physical culture and sports in Russia [Online], URL: https://other-referats.allbest.ru/sport/00487874_0.html (Accessed 21 May 2019.)

6. Korneeva, E.N. (2016), Problems of financing the Russian sport [Online], URL: https://novainfo.ru/article/4316) (Accessed 19 May 2019.)

7. Execution of the federal budget and budgets of the budget system of the Russian Federation for 2016: Illustrated

information edition, Moscow, Ministry of Finance of Russia, 2017, 144 p.

8. Federal Law dated 04.12.2007 no. 329-FZ (last revised) "About Physical Culture And Sport In The Russian Federation", [Online] URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_73038/ (Accessed 21 February 2019.)

9. Romanova, V.V., Rudnik, B.L. and Matskevich, A.V. (2012), Indicators of budget expenditures by branches of the socio-cultural sphere (consolidated budget of the Russian Federation and budgets of state extra-budgetary funds, the federal budget), Moscow, Publishing House of the Higher School of Economics, 86 p.

10. Main results of the work of the Ministry of Sport of the Russian Federation for 2017 [Online], URL: http://www. government.ru/dep_news/32253/) (Accessed 11 March 2019.)

11. Dubynina, T.G. (2014), Analysis of the differentiation of Russian regions in terms of socio-economic development, Nauchniy jurnal "Voprosy statistiki", no. 5, pp. 59-62.

12. Ministry of Sport of the Russian Federation, Order of March 21, 2017, no. 244 "On approval of guidelines on the use of standards and norms in determining the needs of the constituent entities of the Russian Federation in physical culture and sports facilities", URL: http://legalacts.ru /doc/prikaz-minsporta-rossii-ot-21032018-n-244-ob-utverzhdenii/ (Accessed 3 May 2019.)

13. Aleksandrova, O.A. and Yarasheva, A.V. (2016), The influence of economic expectations on the financial behavior of the Russian population, Voprosy statistiki, no. 5, pp. 70-79.

e*)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.