Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ПЕРИОД ЭПИДЕМИИ'

К ВОПРОСУ О ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ПЕРИОД ЭПИДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дудус Александр Николаевич, Бакешин Константин Петрович, Черкасова Алина Викторовна

В статье рассматриваются вопросы дистанционного обучения при преподавании физической культуры в таможенном вузе в условиях пандемии COVID-19. Определены направления использования современных технологий дистанционного обучения и обозначены существующие проблемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дудус Александр Николаевич, Бакешин Константин Петрович, Черкасова Алина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF DISTANCE LEARNING OF PHYSICAL CULTURE OF UNIVERSITY STUDENTS DURING THE EPIDEMIC

The article deals with the issues of distance learning when teaching physical culture at a customs university in the context of the COVID-19 pandemic. The directions of using modern distance learning technologies are determined and the existing problems are identified

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ПЕРИОД ЭПИДЕМИИ»

УДК 378.6

К ВОПРОСУ О ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ПЕРИОД ЭПИДЕМИИ

Дудус Александр Николаевич

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры физической подготовки, канд. пед. наук, доцент, e-mail: [email protected]

Бакешин Константин Петрович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры физической подготовки, канд. пед. наук, доцент, e-mail: [email protected]

Черкасова Алина Викторовна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры физической подготовки, e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются вопросы дистанционного обучения при преподавании физической культуры в таможенном вузе в условиях пандемии COVID-19. Определены направления использования современных технологий дистанционного обучения и обозначены существующие проблемы

Ключевые слова: дистанционное образование; цифровизация образовательной среды; образовательный процесс в период самоизоляции; физическая культура и спорт

ON THE ISSUE OF DISTANCE LEARNING OF PHYSICAL CULTURE OF UNIVERSITY STUDENTS DURING THE EPIDEMIC

Dudus Alexander N.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of the Department of Physical Training, Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, e-mail: [email protected]

Bakeshin Konstantin P.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of the Department of Physical Training, Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, e-mail: [email protected]

Cherkasova Alina V.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior lector of the Department of Physical Training, e-mail: cherar@ mail.ru

The article deals with the issues of distance learning when teaching physical culture at a customs university in the context of the COVID-19 pandemic. The directions of using modern distance learning technologies are determined and the existing problems are identified

Keywords: distance education; digitalization of the educational environment; educational process in the period of self-isolation; physical training and sports

Для цитирования: Дудус А.Н., Бакешин К.П., Черкасова А.В. К вопросу о дистанционном обучении физической культуре студентов вузов в период эпидемии // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 1 (81). С. 100-103.

Начиная с 2019 г. по настоящее время, пандемия COVID-19 оказала значительное влияние на все сферы жизни, в том числе и на образовательную, а именно на преподавание различных дисциплин. Произошли кардинальные изменения: на дистанционное обучение были переведены все образовательные организации. Студенты Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, как и студенты других вузов, были вынуждены часами находиться в zoom, слушая лекции, участвуя в семинарских занятиях, находясь при этом в статичном положении за компьютерами и мобильными устройствами, а оставшуюся часть дня выполнять домашние задания также с применением гаджетов.

Эта достаточно сложная и физиологически, и психологически ситуация не могла не сказаться на здоровье обучающихся. Внедрение даже в таких условиях дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» дает возможность

разнообразить учебный процесс и поддерживать физическую активность. В этой статье авторы предлагают вариативное обучение физической культуре в условиях пандемии коронавируса [1, с. 125].

Традиционные формы и модели образования меняются с течением времени, происходит поиск новых форм, и одной из таких форм стала дистанционная форма обучения.

Быстрое развитие информационных технологий сделало актуальной проблему модернизации и совершенствования системы образования, особенно это стало актуальным в концепции дистанционного образования, перед которой открываются новые возможности и перспективы.

Физическое воспитание - одна из составляющих физического здоровья и системы образования. В связи с нехваткой времени у студентов не всегда есть возможность систематически заниматься физической культурой, а в период пандемии не всегда есть возможность заниматься под руководством

преподавателя, и знаний для самостоятельных занятий у обучающихся не хватает. В таких условиях незаменима дистанционная форма обучения, благодаря которой студент может заниматься в любое время, причем для таких занятий не нужен спортивный зал.

Дистанционное обучение - это обучение в интерактивном режиме в системе преподаватель - студент с помощью использования информационно-коммуникационных технологий. Основным принципом дистанционного обучения является предоставление студенту возможности самостоятельного освоения учебной программы и консультационное сопровождение обучения преподавателем.

На сегодняшний день в нашей академии освоены две формы передачи электронной информации: опНпе-коммуникация в реальном времени и о£Шпе-коммуникация - не в реальном времени. Отсюда дистанционные технологии обучения делятся на опИпе-технологию и о£Шпе-технологию обучения. Примером первой является видеокон-ференцсвязь, а второй - чат или электронная почта [2]. В настоящее время компьютер стал неотъемлемой частью учебного процесса. Однако, как отмечает С.А. Сысоева: «Осознавая, что проблема компьютеризации сегодня стала жизненно необходимой, следует задуматься над тем, не ошибаемся ли мы, не нарушаем соотношения личностно-гуманного и технологического, не подменяем при этом знание информированностью, не разрываем ценные связи учителя и ученика?» [3, с. 87]. Думается, целесообразно творчески сочетать информационно-коммуникативные технологии с традиционными, а именно встречи с преподавателем, живые консультации, в том числе сдачу нормативов, которая очень важна для дисциплины «физическое воспитание».

Направленность обучения на использование информационных компьютерных технологий как высокоэффективного способа обучения не только обеспечивает повышение уровня профессиональной подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту, но и оказывает существенное влияние на их мотивационную сферу, обусловливая формирование приоритетных профессиональных и учебно-познавательных мотивов обучения, обеспечивающих успешность овладения профессиональными знаниями и умениями [4, с. 104]. Исходя из этого, преподавателю физической культуры, повышая свой квалификационный уровень, следует рассматривать использование современных информационно-коммуникативных технологий -эту важную составляющую личной подготовки как квалифицированного специалиста по физической культуре и спорту.

Виртуальная школа представляет собой образовательный процесс, когда с помощью Интернет-технологий происходит передача знаний от преподавателя студенту. Учебные материалы содержат лекции по предмету, практические задания,

интерактивные тесты, итоговые задания и т.д. Ознакомившись с материалами, обучающийся планомерно изучает материалы курса, выполняет задания, заходит на форум своей учебной группы, вступает во взаимодействие с сетевыми преподавателями, получает консультации и прочее.

В системе дистанционного обучения осуществляется синхронный и асинхронный способы передачи знаний от преподавателя студенту.

Особенностью синхронного дистанционного обучения является возможность получения студентом знаний в онлайн-режиме, когда преподаватель и обучающийся используют Интернет в качестве средства связи.

Асинхронный способ передачи знаний состоит в самостоятельном выполнении студентами заданий и изучении материала, предоставленного на печатном носителе, в виде аудио-и видео материалов на web-страницах. Такой способ передачи знаний наиболее подходит для дистанционного обучения [5, с. 170-171].

Одной из форм синхронного способа передачи знаний являются видеоконференции. В 2020-2021 гг. платформа zoom стала одной из популярных площадок для их реализации.

Данный сервис особо актуален, поскольку дает возможность применять метод не только рассказа, но и метод демонстрации упражнений, отдельных приемов, способствующих физическому развитию, сохранению физической формы в сложных условиях, а также обеспечивает непосредственный зрительный контакт обучающегося с преподавателем. Необходимо отметить, что данный метод дает преподавателю возможность контролировать работу всех обучающихся, делать корректировку исполнения физических упражнений, замечания, исправлять ошибки, поощрять за хорошую работу, что позволяется максимально приближать дистанционный образовательный процесс к очному обучению. Кроме того, студентам вуза предоставляется возможность контактировать с так называемым третьим лицом, находясь в условиях карантина на протяжении долгого времени. Плюс ко всему такое общение сопровождается двигательной активностью, что не реализуется на остальных занятиях [6, с. 156].

Еще одним вариантом дистанционного обучения являются видеохостинги. Этот формат скорее следует отнести к системе дополнительного образования. Следует отметить, что на таких платформах, как YouTube, RuTube, Netflix и других студенты могут найти огромное количество полезной информации для изучения дисциплины «физическая культуры и спорт» и других дисциплин. Аналогами данных площадок (во избежание просмотра студентами нежелательного контента) являются Инфоурок и InternetUrok. Благодаря большому разнообразию различных методов преподавания, обучающийся способен более глубоко изучить определенные темы, а также разобраться в сложном

материале самостоятельно [7, с. 106].

В период пандемии плюсы видеохостинго-вых платформ очевидны, и по большей части они заключаются в объеме информации. Однако в связи с ограниченным содержанием программы, поскольку имеет место карантин в период пандемии, обучающиеся, в данном случае студенты-таможенники, не всегда могут освоить весь объем интересующих их упражнений, не говоря уже о видах спорта. Благодаря же просмотру видеоконтента по тематике, студент с легкостью находит интересующую информацию, что, безусловно, способствует дополнительной двигательной активности.

Безусловно, проведение занятий по физической культуре подразумевает под собой соблюдение параметров основной образовательной программы, а отсутствие инвентаря и помещения для проведения занятий этому препятствуют. Также среди минусов подобного обучения можно назвать отсутствие необходимого взаимодействия с однокурсниками, способствующего развитию соревновательных навыков, а также формированию взаимопомощи и командного духа. Однако в реалиях пандемии всем участникам образовательного процесса остается соблюдать условия карантина во избежание распространения и заражения инфекцией [8, с. 670].

Одна из целей дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» в вузах - формирование профессиональных компетенций обучающимися теоретических знаний, практических умений и навыков, вырабатывание способностей к самообучению и самоконтролю, самоподготовке и самоадаптации.

Применение технологий дистанционного обучения при преподавании физической культуры должно происходить по двум направлениям:

- усвоение теоретического раздела учебной программы по дисциплине (лекции, тестирование) с использованием как традиционных средств обучения, так и средств информационных и коммуникационных технологий;

- усвоение практического раздела (проведение практических занятий) с применением традиционной структуры учебно-тренировочного занятия, традиционных средств физического воспитания и инновационной структуры учебно-тренировочного занятия [9, с. 33].

Характерными чертами дистанционного обучения являются:

1. Гибкость - студенты не посещают регулярных занятий, а осваивают учебную программу в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе.

2. Модульность - в основу программ дистанционного обучения положен модульный принцип. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенном разделе физической культуры. Это позволяет из набора независимых 46 курсов-модулей формировать полноценную обучающую программу, отвечающую индивидуальным

или групповым принципам.

3. Новое значение роли преподавателя. В период пандемии на преподавателя возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподавательского курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана занятий.

4. Специализированный контроль качества: в качестве форм контроля может применяться дистанционно организованная сдача контрольных нормативов, собеседование, отчет в письменной форме о проделанной работе.

Подводя итоги, следует отметить преимущества дистанционного обучения, охарактеризовав следующие:

1. Технология дистанционного обучения - это совокупность методов, форм и средств взаимодействия преподавателя с обучающимся в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения студентом необходимого массива знаний.

2. Новые технологии дистанционного обучения позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, что делает дистанционное обучение полноценным и увлекательным.

3. Возможность получать образование, осваивать в данном случае физическую культуру, находясь дома. Это позволяет студенту вуза заниматься физическими упражнениями в удобное для него время, индивидуально подходить к выбору нагрузки.

К недостаткам дистанционного обучения следует отнести:

1. Отсутствие живого общения между студентом и преподавателем, между студентами.

2. Не всегда имеется возможность исправить ошибки, возникающие в процессе выполнения физических упражнений.

3. Каждому обучающемуся необходимо иметь гаджеты с доступом к Интернету, т.е. к источникам информации.

4. Высокие требования к формулированию задач на обучение, сложность мотивации студентов.

5. Самодисциплина (результат дистанционного обучения напрямую зависит от самостоятельности обучающегося).

6. Отсутствие постоянного контроля преподавателем студентов во время занятий.

7. Значительная трудоемкость разработки методических материалов для дистанционного обучения (пути решения этой проблемы - использование учебных фильмов, аудиофайлов, использование метода постепенного усложнения дистанционных курсов [10, с. 47]).

В заключение следует отметить, что формы проведения занятий по физической культуре и спорту достаточно разнообразны, причем, несмотря на сложные условия обучения, без непосредственного контакта с преподавателем возможность их проведения вполне реальна и способна приносить большую пользу. Более того, при снижении

внимания в обстановке разобщенности в период карантина смена деятельности и двигательная активность способствуют концентрации и улучшению результатов студентов, в том числе студентов Санкт-Петербургского филиала таможенной академии, и по другим дисциплинам.

Библиографический список:

1. Зайцева Н.В., Кульчицкая Ю.В. Пути реализации дисциплины «Физическая культура» в период самоизоляции студентов вуза // Развитие науки, национальной инновационной системы и технологий: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13.05.2021. Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 125-129.

2. Лапшова А.В., Сундеева М.О., Татаренко М.А. Дистанционные технологии обучения как ресурс повышения качества образования // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 6. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17821

3. Шепеленко С.А. Дистанционное обучение студентов факультета физической культуры по дисциплине «гимнастика» (из опыта работы) // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30215

4. Кошелев В.Ф., Малозёмов О.Ю., Бердникова Ю.Г., Минаев А.В., Филимонова С.И. Физическое воспитание студентов в техническом вузе: учебное пособие / Под ред. О.Ю. Малоземова. Екатеринбург: УГЛТУ; Изд-во АМБ, 2015. 464 с.

5. Лубышев Е.А. Особенности организации преподавания спортивных дисциплин в ВУЗе в условиях пандемии COVID-19 // Вопросы профессионального

развития персонала. Материалы XIII научно-практической конференции института профессионального развития персонала. 2019. С. 169-175.

6. Лубышева Г.С., Красильников А.А., Чубанова Г.Р. Определяющие изменения образовательной среды в контексте внедрения информационно-компьютерных технологий // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 1 (41). С. 150-159.

7. Пушкина В.Н., Гернет И.Н., Федорова Е.Ю., Оляшев Н.В. Трансформация подходов к занятиям физической культурой в современной образовательной среде // Трансформация подходов к физическому воспитанию в образовательных организациях: сборник статей по материалам Межрегиональной научно-практической конференции института естествознания и спортивных технологий. 2021. С. 102-107.

8. Кошеливская Е.Е. Современные подходы к организации элективных курсов по физической культуре в вузах северных регионов России // Innovation Science: сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции. Смоленск: Наукосфера, 2020. С. 22-28.

9. Красильников А.А., Федорова Е.Ю. Информационно-компьютерные технологии как определяющий фактор трансформации образовательного пространства организации // Приоритетные направления развития спорта, туризма, образования и науки: сборник материалов международной научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2021. С. 665-674.

10. Закиров Ф.Х. Современные направления развития отечественной отрасли физической культуры и спорта // Вопросы профессионального развития: материалы III международной научно-практической конференции. 2021. С. 50-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.