Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №12/2021
Научная статья Original article УДК 796
К ВОПРОСУ ОБ ИНФОРМАЦИОННЫХ МЕТОДАХ КОНТРОЛЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
TO THE QUESTION ABOUT INFORMATION CONTROL METHODS FOR PHYSICAL EDUCATION IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Бакешин Константин Петрович, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физической подготовки, доцент, Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии (190000 Россия, г. Санкт-Петербург, Софийская ул., 52), e-mail: [email protected] Габдулхаков Марсель Фанильевич, студент 4 курса юридического факультета, Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии (190000 Россия, г. Санкт-Петербург, Софийская ул., 52), тел. 8 (965) 05850-22, e-mail: fgabdulkhakova03 @mail .ru
Bakeshin Konstantin Petrovich, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of the Department of Physical Training, Associate Professor, St. Petersburg named after V.B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy (190000 Russia, St. Petersburg, Sofiyskaya st., 52), e-mail: [email protected]
Gabdulkhakov Marsel Fanilevich, 4th year student of the Faculty of Law, St. Petersburg named after V.B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy (190000 Russia, St. Petersburg, Sofiyskaya st., 52), tel. 8 (965) 058-50-22, e-mail: fgabdulkhakova03 @mail .ru
Аннотация. в статье рассматриваются современные информационные методы контроля по физической культуре, а также их влияние на достижение высоких результатов в спорте.
Abstract. the article examines modern informational methods of control in physical culture, as well as their influence on the achievement of high results in sports.
Ключевые слова: педагогический контроль, информационные методы контроля, физическая культура.
Key words: pedagogical control, informational control methods, physical culture.
Физическая культура, как часть общей культуры общества, направлена на укрепление и повышение уровня здоровья, всестороннее развитие физических способностей народа и использование их в общественной практике и повседневной жизни каждого человека (В. И. Ильинич). Следует подчеркнуть, что физическая культура — это особая и самостоятельная область культуры. Она возникла и развивалась одновременно с общей культурой человека. Для нормальной жизнедеятельности индивиду необходимы здоровье, развитие физических качеств, активная двигательная деятельность, развитие двигательных навыков и умений, физиологических и психологических функций организма [4].
Информационные методы контроля в обучении стали неотъемлемой частью современного мира благодаря научно-техническому прогрессу. Абсолютно все области образования компьютеризируются и переходят в информационную среду, что позволяет совершенствовать и модернизировать методики контроля. Уже в наше время существует большое количество электронных обучающих систем и сервисов, позволяющих удалённо осваивать обучающую программу студентам и планировать занятия преподавателям.
Многие исследователи утверждают, что на данный момент не существует точного определения понятий «оценка», «контроль», «проверка» знаний. Основным понятием из вышеперечисленных является контроль, который на всех этапах помогает контролировать процесс усвоения материала, а также
корректировать процесс обучения. Основой для оценивания успеваемости студентов являются результаты предполагаемого контроля.
Критериями оценки качества обучения и усвоения материала в педагогике являются:
- Полнота изложения;
- Глубина изложения;
- Оперативность мышления;
- Гибкость;
- Осознанность того, что делаешь.
Контроль за обучением каждого студента является необходимым на всех этапах обучения в вузе ввиду того, что только полноценное понимание, а также усвоение учебного материала позволит получить знания структурированно, а также закрепить их в памяти.
Таким образом, педагогический контроль - это система, которая создана как для корректировки, так и для наблюдения за образовательным процессом, для успешного усвоения материала студентами и для формирования учебных планов, которые соответствуют необходимому уровню нагрузки [2].
По поводу занятий физической культурой необходимо отметить, что в данном случае системный педагогический контроль является важным аспектом так как помогает правильно рассчитать необходимый уровень нагрузки для каждого студента, отследить его прогресс, а также мотивировать на дальнейшее развитие достижений.
Основная задача контроля в прикладной физической культуре состоит в том, чтобы выявить связи между факторами воздействия и динамикой изменений, которые происходят в физическом и психологическом состоянии студента [1].
Современное программное обеспечение позволяет существенно модифицировать учебный процесс в рамках занятий физической культуры. Индивидуальные отслеживающие устройства позволяют в режиме реального времени отслеживать все изменения, происходящие в организме каждого студента, и скорректировать занятие по необходимости.
Всевозможные приложения позволят в динамике рассматривать процессы набора мышечной массы, изменения сердечного ритма, сжигания жира и многое другое. Всё это позволит не только улучшить контроль за каждым студентом, но и добавить в занятия соревновательный, мотивирующий элемент, который станет отличным подспорьем для усердного труда на занятиях.
Кроме того, подобные меры и методы практически полностью исключат вероятность несчастных случаев во время занятия, так, например, при приближении частоты пульса к критической отметке устройство отправит преподавателю сигнал, и будут приняты оперативные меры.
Введение подобных устройств и технологий в образовательный процесс является неотвратимым фактом, который, несомненно, требует обширной материальной базы, но, тем не менее, является необходимым шагом для усовершенствования процесса обучения и физической подготовки студента.
Современные технологии также позволяют подготавливать к использованию спортивные объекты. Так, например, при подготовке олимпиады в Сочи были использованы электронные методы по контролю и отладке спортивных объектов всего олимпийского комплекса, что исключило их несоответствие стандартам или же непредвиденную поломку. Методы технического контроля используются при
анатомическом анализе спортивных тренажёров, для того чтобы правильно распределить нагрузку на целевые мышцы.
Таким образом, цифровые технологии являются не только средством контроля, но и методом подготовки спортивных снарядов, что существенно расширяет спектр возможных областей использования. Необходимо уделять пристальное внимание обучению студентов и профессорско-преподавательского состава работе на современном ПК и цифровом оборудовании, подготавливая их к постепенному систематическому введению технологий в образовательный процесс
[3].
Программное обеспечение для занятий прикладной физической культурой должно включать в себя как практическую, так и теоретическую части со всевозможными тестами, задачами, а также методиками занятий физической
культурой. Всё это должно проходить под чётким контролем преподавательского состава и контролирующих датчиков.
Информация будет обособляться в единые архивы и анализироваться программным обеспечением, позволяя составлять действительно правильный план учебной нагрузки в зависимости от индивидуальных способностей каждого отдельно взятого студента.
Возможно введение группового рейтинга, который позволит каждому студенту увидеть свою позицию в рейтинге и предпринять необходимые действия для её улучшения.
Также необходимо отметить, что на данный момент доступно большое количество тщательно проработанных материалов для самостоятельных тренировок. Существует больщое количество площадок для проведения прямых трансляций тренировок по физической культуре, например YouTube, Skype, Zoom и др. У данных примеров есть большое количество преимуществ и общим для всех является то, что доступ к данным платформам бесплатный. Говоря об облачной платформе Zoom, следует отметить, что существенным недостатком является ограничение по времени (40 минут для групповых конференций).
В заключение хотелось бы отметить, что приход технологий в образовательный процесс позволит улучшить процесс усвоения знаний и навыков студентами, а также мотивировать студентов на занятия спортом, саморазвитие и получение высоких результатов.
Литература
1. Бакешин К.П. Наглядно-образное моделирование как метод обучения студентов двигательным спортивным навыкам // ТиПФК. 2020. №12.
2. Конеева Е.В. Физическая культура : учебное пособие для вузов / Е. В. Конеева [и др.] ; под редакцией Е. В. Конеевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 599 с.
3. Левицкая С. В. Современные информационные методы контроля по физической культуре в вузах // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2021. №2 (106).
4. Письменский И. А. Физическая культура : учебник для вузов / И. А. Письменский, Ю. Н. Аллянов. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 450 с.
References
1. Bakeshin K.P. Visual-figurative modeling as a method of teaching students motor sports skills // TyPFK. 2020. No. 12.
2. Koneeva E.V. Physical culture: textbook for universities / E. V. Koneeva [and others]; edited by E. V. Koneeva. - 2nd ed., Rev. and add. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2021. — 599 p.
3. Levitskaya SV Modern informational methods of physical culture control in universities // Bulletin of the Khabarovsk State University of Economics and Law. 2021. No. 2 (106).
4. Pismensky I. A. Physical culture: textbook for universities / I. A. Pismensky, Yu. N. Allianov. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2021. — 450 p.
© Бакешин К.П., Габдулхаков М.Ф., 2021 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №12/2021.
Для цитирования: Бакешин К.П., Габдулхаков М.Ф. К ВОПРОСУ ОБ ИНФОРМАЦИОННЫХ МЕТОДАХ КОНТРОЛЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ// Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «БШёКеЪ» №12/2021.