УДК: 769
экономическое состояние и меры государственной поддержки спорта в россии
Дудус Александр Николаевич
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры физической подготовки, канд. пед. наук, доцент, e-mail: dudus2015@ya.ru
В статье проводится оценка экономического состояния и мер государственной поддержки спорта в Российской Федерации. Автором рассматриваются основные национальные проекты, оказывающие поддержку развитию физической культуры и спорта. Приводятся примеры основных способов государственного финансирования спорта. Анализируется влияние пандемии коронавирусной инфекции на спортивную жизнь страны
Ключевые слова: физическая культура; спорт; государственная поддержка; пандемия COVID-19; финансирование
economic situation and measures of state support of sports in russia
Dudus Alexander N.
Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of the Department of Physical Training, Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, e-mail: dudus2015@ya.ru
The article assesses the economic state and measures of state support for sports in the Russian Federation. The author considers the main national projects supporting the development of physical culture and sports. Examples of the main ways of state financing of sports are given. The impact of the corona-virus pandemic on the sports life of the country is analyzed
Keywords: physical culture; sports; government support; COVID-19 pandemic; funding
Для цитирования: Дудус А.Н. Экономическое состояние и меры государственной поддержки спорта в России // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2021. № 4 (80). С. 47-52.
Физкультура и спорт интенсивно воздействуют на экономическую сферу жизни государства и общества: на качество рабочей силы, структуру потребления и спроса, поведение потре-бителей, внешнеэкономические связи, туризм. Систематические занятия физическими упражнениями и спортом, повышая работоспособность человека, благоприятно отражаются на умственной деятельности. Это связано с влиянием физической деятельности на повышение выносливости, укрепление здоровья, совершенствование волевых и моральных качеств. Регулярные занятия физкультурой и спортом увеличивают продолжительность жизни человека, а в современных условиях, когда во многих странах наблюдается тенденция старения населения, снижается рождаемость в развитых странах, проблемы продления трудоспособного возраста имеют первостепенное значение [1, с. 85]. Данные факторы обосновывают актуальность темы исследования. Поскольку спорт выполняет ряд социальных и политических функций, в большинстве стран осуществляется государственный контроль реализации государственных программ и финансирования его развития [2, с. 59].
В целях развития физической культуры и спорта в 2019 г. мероприятия, направленные на развитие физической культуры и спорта, были включены в национальные проекты по направлениям «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда» и «Наука». По данным государственной статистики, в 2019 г. население
страны включало 31,4 млн детей и молодежи (21,4 % от общей численности населения). Данные статистики обосновывают важность взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в области образования и спорта [3, с. 426].
Российский спорт в 2020 г. преодолел сложный период. Из-за пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 не получилось провести ряд соревнований, учебно-тренировочных сборов, не был полностью реализован план по строительству спортивных объектов. Сложным этапом стало решение Спортивного арбитражного суда (CAS) о санкциях в отношении Российского антидопингового агентства (Русада) и ряда российских спортсменов. Величина индекса цифровизации российского спорта составила 15,7 %, что означает низкий уровень проникновения цифровых технологий в данную сферу.
Однако министр спорта России О.В. Матыцин объявил, что Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. выполнена, утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, которая определяет приоритеты развития в сфере физической культуры и спорта по 11 основным направлениям, главные из которых: увеличить долю граждан, занимающихся спортом регулярно, до 70 %, показатель обеспеченности населения России спортивными объектами должен составить 74 %, поэтапно перейти от системы государственного финансирования
профессионального спорта к финансированию из бюджета компаний государственно-частного партнерства (ГЧП) [4].
Запланированные мероприятия особенно важны именно сейчас, когда наблюдается отток частного капитала из профессионального спорта. Например, доля частных доходов в футбольных клубах Российской премьер-лиги составляет лишь 30 %, в хоккейных командах - 34 %, в баскетболе - 14 %. В ближайшее время в России должны пройти крупные турниры: Чемпионат мира по волейболу (2022 г.), Чемпионат мира по хоккею с шайбой (2023 г.), Всемирная летняя универсиада (2023 г.), организация и проведение которых также требует привлечение частных инвесторов [4].
Эксперты Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова провели исследования, согласно которому сейчас систематически
Данные, представленные на рис. 1, демонстрируют, что в 2015 г. по объемам финансирования физической культуры и спорта лидировал Сибирский федеральный округ (СФО), в 2019 г.- Северо-Западный федеральный округ (СЗФО), а в 2020 г. - СевероКавказский федеральный округ (СКФО). В СФО снижение финансирования физической культуры и спорта произошло из-за уменьшения объемов финансирования в Новосибирской области, в Республики Тыва и из-за перехода Забайкальского края в состав Дальневосточный федеральный округ (ДФО). В СЗФО многократное увеличение финансирования произошло в республике Коми, Ненецком автономном округе, Вологодской области [7, с. 264].
В целом по России в 2020 г. по сравнению с 2015 г. доля населения, систематически занимающегося спортом, возросла на 13,5 %. Самый низкий процент зарегистрирован в ДФО, что отражено на рис. 2 [7, с. 265].
занимаются физической культурой и спортом около 45,4 % граждан (66,62 млн человек). В советские времена доля вовлеченных в массовый спорт и занятия физкультурой достигала 70-80 %. Несмотря на снижение показателей по сравнению с советским периодом, популярность спорта растет: в 2008 г. регулярно занимающихся россиян было почти в 3 раза меньше, около 22 млн. человек [5].
Один из целевых показателей национального проекта «Демография» - к 2024 г. увеличить долю регулярно занимающихся спортом до 55 %. Эксперты Российского экономического университета определили основные причины слабого распространения среди граждан России активного образа жизни: неудовлетворительные условия для занятий, высокая стоимость спортивных услуг при тенденции к сокращению доходов населения, неоцененность пользы спорта для улучшения здоровья человека [5].
Поддержка спорта в России остается преимущественно государственной: в 2021 г. на данные цели было выделено около 65 млрд руб. из бюджета. Однако Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года предполагает поэтапную замену бюджетных средств доходами от самого спорта. В мире наиболее распространены две модели финансирования спорта - американская, для которой характерно отсутствие прямой поддержки из бюджета страны и наличие большого количества налоговых льгот для частного сектора, инвестирующего в физкультурно-спортивное движение, и европейская, отличающаяся смешанной системой финансирования с преобладанием средств госбюджета. Некоторые эксперты выделяют еще и азиатскую модель, в которой «преобладает государственное участие при финансировании массового и профессионального спорта», и именно к ней
Рис. 1. Динамика финансирования физической культуры и спорта в федеральных округах РФ
в 2015-2020 гг., млрд руб. [6]
Рис. 2. Доля населения, систематически занимающегося спортом, в федеральных округах РФ
в 2015-2020 гг., % [6]
эксперты относят нашу страну [8].
К моделям финансирования спорта, применяемым в международной практике, относятся:
- грантовая поддержка;
- эндаумент-капитал;
- краундфандинг;
- финансирование на основе показателей эффективности;
- спортивные лотереи [9, с. 78].
Рассмотрим данные модели подробнее.
Гранты - это денежные выплаты, которые совершаются в пользу физических или юридических лиц для финансирования их текущей деятельности или конкретного проекта. Гранты могут предоставляться государством или через негосударственные организации, обычно-некоммерческие фонды. В сфере поддержки физической культуры их получателями являются спортсмены, тренеры, клубы и организаторы мероприятий. В современной экономике грантовая поддержка является главным источником финансирования при подготовке спортсменов профессионального уровня [10, с. 67]. В развитых странах гранты пользуются популярностью. Например, в Австралии фонд поддержки спортсменов выделяет 12 млн австр. долл. в год для участников Олимпийских и Паралимпийских игр [10, с. 68]. В России грантовая поддержка - очень популярный способ финансирования спорта. Основные проекты реализуются Министерством спорта РФ. Рассмотрим некоторые примеры гранто-вой поддержки.
Реализация проекта «Студенческие лиги -спорт без границ!» способствует развитию спорта среди студентов России через создание национальных студенческих спортивных лиг. Всероссийская благотворительная программа «Олимпийские легенды - детям, молодежи и детскому спорту России», которая осуществляется в 43 регионах РФ,
помогла вовлечь в регулярные занятия спортом более 2,5 тысяч человек. Общественная организация «Российское физкультурно-спортивное общество «Локомотив» создала проект, который помогает развивать физкультурно-спортивные клубы в следующих регионах: Хабаровский край, Амурская область, Забайкальский край, Приморский край и Пермский край. Проект #РСОСПОРТ направлен на вовлечение более 28 000 чел. среди детей и молодежи из 50 регионов России в систематические занятия физической культурой и спортом. Проект «ГТО - путь к успеху», который реализуется в 43 регионах страны, помогает приобщить детей к здоровому образу жизни с помощью подготовки к сдаче норм ГТО (Готов к труду и обороне) [11].
В рамках действия федерального проекта «Спорт - норма жизни» при реализации национального проекта «Демография» в 2021 г. более 20 некоммерческих организаций получили гранты. В 2019 г. было выделено 185 млн руб. данного типа поддержки спорта РФ [11]. Можно предположить, что грантовое финансирование физической культуры продолжит развиваться.
Эндаумент-фонды (фонды целевого капитала) -источники финансирования образования, науки, культуры, здравоохранения со стороны частных институциональных инвесторов [10, с. 70]. После получения финансовой поддержки от эндаумент-фонда спортивная организация направляет ее на развитие популярного вида спорта, поддержку тренеров или спортсменов. Данная система финансирования получила широкое распространение в США, схема ее реализации представлена на рис. 3 [9, с. 78].
Эндаумент-фонды, в отличие от благотворительных фондов, основаны на выдаче доходов от размещения целевого капитала, собранного из добровольных пожертвований. Решения
Рис. 3. Схема финансирования спорта через эндаумент-фонд [9, с. 78]
по использованию капитала принимаются управляющей компанией - некоммерческой организацией, которая обладает лицензией на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами или лицензией на управление инвестиционными или негосударственными пенсионными фондами. Доход может использоваться только на заранее определенные цели [10, с. 70].
Эндаументы в Российской Федерации были регламентированы в правовом плане только в 2007 г. Практика использования целевых капиталов в России отстает от развитых стран. Например, в вузах в США создано в четыре раза больше эндаумент-фондов, чем используется всеми российскими некоммерческими организациями. При этом практика использования данного способа финансирования в России растет: в 2007 г. в России было всего 19 эндаумент-фондов, в 2020 г. - уже более 230. По данным российского рейтингового агентства «Эксперт», эндаумент-фонды располагают 32,6 млрд руб., которые активнее всего используются в сфере образования (62 % от общего числа всех российских эндаументов). При этом отсутствие налоговых льгот (кроме финансирования сферы культуры), сокращает количество пожертвований [12].
В 2020 г. группа банка ВТБ создала эндаумент для развития футбольной академии «Динамо» им. Л.И. Яшина, который обеспечит стабильное долгосрочное финансирование спорта и позволит увеличить финансирование юношеского футбола в России. Запланированный целевой размер фонда - 5 млрд руб. На первом этапе группа ВТБ предоставила 2 млрд руб., а для привлечения остальных средств будут реализовывать программу крауд-фандинга, в том числе с участием основных спонсоров и болельщиков клуба [13].
Краундфандинг - сотрудничество людей, добровольно оказывающих финансовую поддержку какому-либо проекту или организации.
Финансирование через данные механизмы осуществляется через платформы, которые представляют цифровые площадки, используемые дляразмещенияипродвиженияпроектоввинтернете [9, с. 79].
Сейчас в мире распространены краудфан-динг-платформы в сети Интернет, где каждый желающий может создать проект, на поддержку которого требуется финансирование, и описать перечень преимуществ, которые будут обеспечены дарителям. Данная модель получила широкое распространение в США и европейских государствах. В Лондоне в 2016 г. была создана онлайн-платформа для финансовой поддержки для спортивных организаций «Funding Research Tool [10, с. 70]. Схема деятельности краудфандинга представлена на рис. 4 [9, с. 79].
В 2014 г. в России был создан первый краудфан-динговый проект для поддержки российского спорта «Fund4Start». При этом законность деятельности данных платформ в РФ была обеспечена только в 2020 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 02.08.2019 № №259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», когда у создателей стартапов появилась возможность публичного предоставления информации о своей деятельности и идеях для привлечения инвесторов. Одной из известных российских краудфандинговых платформ является проект ПАО Сбербанк «СберКредо» [14, с. 29].
При этом самые крупные российские крауд-фандинговые площадки по объемам привлеченного финансирования значительно уступают большинству зарубежных. Основными причинами низкого уровня краудфандинга в России по являются: сложный процесс привлечения инвестиций, трудности внедрения данного механизма до изменений
Регистрация Описание компании к Установка сроков и
юридического .ища установление су мм и сбор средств
* г 1 1
Краундцандинговая Описание компании н Комиссия 1Ш1 форме
платформа установление суммы
Финансирование
Отсутствие финансирования, возврат комиссии
Рис. 4. Схема финансирования спорта через краундфандинг [9, с. 79]
в законодательстве, языковой барьер при привлечении зарубежных инвестиций, проблемы конвертации валюты, низкая привлекательность российских стартапов, неосведомленность российских изобретателей о данном способе продвижения проектов [14, с. 30]. Данных о реализации крупных проектов в сфере краудфандингового финансирования спорта в России на сегодняшних день при исследовании не обнаружено.
Спортивные лотереи используются для финансирования спорта через продажу лотерейных билетов. В Австралии поступления от продажи билетов спортивных лотерей направляются на финансирование национальных спортивных федераций, развитие массового спорта. В Китае существует государственный оператор спортивных лотерей. В 2020 г. (с января по ноябрь включительно) выручка от продажи спортивных лотерейных билетов составила 168,22 млн юаней, или 25,96 млн долл. США. Недостатками данного способа финансирования являются проблемы, связанные с пропагандой азартных игр, а также возможности манипулировать результатами лотереи и недобросовестной конкурентной борьбой [9, с. 79].
По данным Минэкономразвития, доходы от лотерейного бизнеса активно используются в странах, выбравших европейскую модель финансирования спорта. Согласно данным «Столото», по итогам 2020 г. в РФ лишь около 30 % взрослого населения участвовало в гослотереях, тогда как в СССР эта доля составляла 70 %. По данным Всемирной лотерейной ассоциации (WLA), в США в лотереях в 2019 г. участвовало 57 % взрослого населения, в Финляндии и Великобритании - 70 %, в Испании -75 %. По данным агентства TechNavio, в 2021-2025 гг.
мировой лотерейный рынок должен ежегодно расти на 9 %, достигнув отметки 194 млрд долл. [8].
Финансирование на основе показателей эффективности определяется нормативными показателями, широко распространен данный метод в европейских странах. Основной инструмент реализации государственной политики в области физкультуры и спорта в РФ - федеральные целевые программы (ФЦП). В 2015-2016 гг. в России на развитие физкультуры и спорта по ФЦП было потрачено 145,4 млрд руб., в 2016-2020 гг. -64,4 млрд руб. Государственные инвестиции в спорт нередко пересматриваются: в 2021 г. общие ассигнования были увеличены увеличить на 1,7 млрд руб. связи с проведением матчей чемпионата Европы по футболу в Санкт-Петербурге в 2021 г. и подготовкой в Казани зимних игр Специальной Олимпиады 2022 г. За период 2011-2020 гг. на развитие профессионального спорта по разделу «спорт высших достижений» Плана мероприятий по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года затрачено 413,3 млрд руб. бюджетных средств [8]. Однако необходимо заметить, в российских регионах отсутствует единая система распределения финансирования среди общественных организаций, действующих в сфере физической культуры и спорта [9, с. 79].
Таким образом, физическая культура и спорт являются важной частью социальной жизни государства. Особенностью российской экономической модели управления спортом является преобладание системы государственного финансирования, в частности, в профессиональной сфере. В России развитое законодательство в данной области:
реализуется Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, отдельные мероприятия внедряются в национальные программы, охватывающие смежные сферы. Для дальнейшей популяризации спорта среди населения необходимо найти способ повысить качество предоставляемых спортивных услуг, снизив при этом их стоимость. Этого можно добиться путем привлечения частных инвестиций в структуру финансирования физической культуры и спорта, в том числе, при использовании рассмотренных в статье инструментов.
Библиографический список:
1. Левченко Г.Н., Зайцев О.С., Гарцев А.В. Влияние физической культуры и спорта на экономическую сферу жизни государства и общества // Актуальные исследования. 2020. № 19. С. 84-88.
2. Ерошкина С.Б. Физическая культура и спорт в современной России: статистические факты и тенденции // Вестник спортивной науки. 2019. № 4. С.59-66.
3. Таймазов В.А., Таймазов А.В., Никитин С.А., Корольков Е.П. Физическая культура как основа формирования человеческого капитала в Российской Федерации и объект системы управления // Ученые записки университета Лесгафта. 2020. № 5. С.424-430.
4. Олег Матыцин: сложности 2020 г. объединили всю спортивную отрасль России // Информационное агентство «ТАСС». URL: https://tass-ru.turbopages. org/tass.ru/s/interviews/10392953
5. Нацпроект «Демография»: что мешает развитию массовой физкультуры // Российское общественно-политическое интернет-издание «Газета.ш». URL: https://m.gazeta.ru/business/2020/08/04/13177747
6. Статистическая информация // Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации. URL: https://minsport.gov.ru/sport/physical-culture/ statisticheskaya-inf/
7. Перькова Е.Ю. О финансировании массового спорта в федеральных округах России // АНИ: экономика и управление. 2020. № 4. С. 264-266.
8. Спорт высоких капвложений // Новостное интернет-издание «РБК». URL: https://plus.rbc.ru/specials/sport-vysokih-kapvlozhenij
9. Пьянкова С.Г., Аркалов Д.П. Сравнительный анализ экономических моделей управления спортом в международной практике // РППЭ. 2021. № 1. С. 74-84.
10. Солнцев И.В., Осокин Н.А. Власов А.В. Финансирование спорта: зарубежная практика // Мировая экономика и международные отношения. 2019. № 1. С. 67-74.
11. Грантовые проекты // Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации. URL: http:// minsport.gov.ru/activities/grantovaya-programma-min isterstva-sporta-rossiyskoy-federatsii/dokumenty/ 36539/
12. Что такое эндаумент: как целевые капиталы работают в России // Российское информационное агентство «РБК». URL: https://trends.rbc.ru/trends/ social/607d50e39a7947afafcb8a4d
13. Группа ВТБ создала эндаумент для развития футбольной академии «Динамо» // Официальный сайт банка «ВТБ». URL: https://www.vtb.ru/o-banke/press-centr/novosti-i-press-relizy/2020/12/2020-12-03-grup pa-vtb-sozdala-endaument-dlya-razvitiya-futbolnoy-akademii-dinamo/
14. Чулков А.А. Обзор краудфандинговых платформ в России // Наука, образование и культура. 2020. № 3. С. 28-33.