Научная статья на тему 'О ПЕРСПЕКТИВАХ И ИСТОЧНИКАХ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СПОРТА В РОССИИ'

О ПЕРСПЕКТИВАХ И ИСТОЧНИКАХ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СПОРТА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ / БЮДЖЕТ / ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларионов В. А.

В статье рассмотрены современное состояние, проблемы и перспективы мер государственной и негосударственной поддержки развития сферы физической культуры и спорта в России. Отражены ключевые изменения в деятельности органов публичного управления по расширению источников финансирования спортивной индустрии и популяризации физкультурных мероприятий с учетом современных изменений в российском законодательстве, направленном на развитие данной предметной области. По результатам исследования определены проблемы реализации приоритетных направлений органов власти по развитию индустрии спорта, определены альтернативные источники финансового обеспечения развития спорта, при условии сокращения бюджетного финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON PROSPECTS AND SOURCES OF FINANCING OF SPORT DEVELOPMENT IN RUSSIA

The article considers the current state, problems and prospects of measures of state and non-state support for the development of the sphere of physical culture and sports in Russia. The key changes in the activities of public authorities to expand the sources of funding for the sports industry and popularize sports events are reflected, taking into account current changes in Russian legislation aimed at developing this subject area. Based on the results of the study, the problems of implementing the priority directions of the authorities for the development of the sports industry were identified, alternative sources of financial support for the development of sports were identified, subject to a reduction in budget funding.

Текст научной работы на тему «О ПЕРСПЕКТИВАХ И ИСТОЧНИКАХ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СПОРТА В РОССИИ»

1S9

О ПЕРСПЕКТИВАХ И ИСТОЧНИКАХ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ

СПОРТА В РОССИИ

В.А. Ларионов, заместитель декана факультета мировой экономики и права Сибирский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Новосибирск)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-3-1-189-191

Аннотация. В статье рассмотрены современное состояние, проблемы и перспективы мер государственной и негосударственной поддержки развития сферы физической культуры и спорта в России. Отражены ключевые изменения в деятельности органов публичного управления по расширению источников финансирования спортивной индустрии и популяризации физкультурных мероприятий с учетом современных изменений в российском законодательстве, направленном на развитие данной предметной области. По результатам исследования определены проблемы реализации приоритетных направлений органов власти по развитию индустрии спорта, определены альтернативные источники финансового обеспечения развития спорта, при условии сокращения бюджетного финансирования.

Ключевые слова: государственная политика, физкультура и спорт, бюджет, внебюджетные источники.

Уровень развития физической культуры и спорта (ФКС) в России является результатом реализации государственной политики. В ноябре 2020 года Правительство Российской Федерации одобрило Стратегию развития физической культуры и спорта до 2030 года, ориентированную на достижение национальной цели по сохранению здоровья и благополучия людей. В документе выделены 11 приоритетных направлений по развитию инфраструктуры, формированию спортивного резерва, внедрению инновационных технологий в подготовку спортсменов, международному сотрудничеству, а также развитию внебюджетного финансирования [1].

Растет численность населения, систематически занимающегося ФКС (62 млн. человек). Ежегодно проводятся более 13 000 всероссийских мероприятий, таких как спартакиада между субъектами Федерации, соревнования школьников и иные массовые мероприятия. Активно набирает обороты Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), создана сеть спортивных клубов, растет объем рынка фитнес-услуг. Действует 335 000 спортивных объектов.

Каждый год в нашей стране проводятся около сотни международных мероприятий

уровня чемпионатов мира и Европы. Принимаемые меры со стороны органов публичного управления дают свои результаты - распространяется позитивное отношение граждан нашей страны к ведению здорового образа жизни. По итогам 2020 года уровень удовлетворенности условиями для занятий ФКС составил 54%.

За последнее десятилетие наблюдается рост показателей, характеризующих развитие данной социальной сферы [2].

Однако стоит подчеркнуть, что, несмотря на действия Правительства РФ, сохраняются проблемы, требующие их решения: среди граждан, систематически занимающихся ФКС, преобладает молодежь в возрасте до 29 лет, проживающие в городских населенных пунктах. Отмечается недостаточный уровень вовлеченности граждан более старшего возраста.

Важными причинами для активного содействия органов государственной власти развитию сферы ФКС являются: увеличение численности населения, нуждающегося в оздоровлении средствами ФКС, в результате перенесенных заболеваний, вызванных COVID-19; рост требований к физической подготовке молодежи призывного возраста; региональные диспропорции; ресурсная обеспеченность сферы ФКС;

экономия на занятиях ФКС в связи с сокращением доходов населения. Приобщение к здоровому образу жизни не менее 70% населения страны, положительным образом отразится на качестве жизни граждан, на повышении конкурентоспособности российского спорта.

Развитие спорта в России основано преимущественно на государственном финансировании. По оценкам экспертов по итогам 2021 года на строительство новых спортивных объектов, на проведение соревнований, на организацию различных физкультурных мероприятий из бюджета Правительства РФ выделено порядка 65 млрд руб. Но, как отмечается в вышеуказанной Стратегии, деятельность федеральных властей направлена на сокращение бюджетных ассигнований и предполагает постепенное замещение бюджетного финансирования на увеличение доли внебюджетных источников от деятельности спортивных организаций, а также прогнозируется увеличение поступлений от лотерейной деятельности.

В последние годы наиболее актуальным является программно-целевой метод финансирования государственных расходов [3]. С 1 января 2022 года в России начнёт действовать новая государственная программа «Развитие физической культуры и спорта». Все мероприятия Программы подразделяются по направлениям, соответствующим ее задачам [4]. В предыдущей версии государственной программы по развитию спорта акцент был сделан на повышение мотивации населения к регулярным занятиям ФКС, ведению здорового образа жизни; обеспечение успешного выступления спортсменов на международных соревнованиях, совершенствование их подготовки; на развитие спортивной инфраструктуры, в том числе для инвалидов; приобщение граждан к занятиям хоккеем и футболом.

В отличие от ранее действующего программного документа (до 2022 года), в качестве ключевых задач ныне действующей госпрограммы (до 2030 года) определены более амбициозные направления: должна вырасти до 70% доля спортсменов, систематически занимающихся физической культурой и спортом и до 50% доля

спортсменов, вошедших в восьмерку лучших спортсменов на чемпионатах мира и чемпионатах Европы в тех дисциплинах, которые включены в программу Олимпийских игр, в общем количестве российских спортсменов, принимающих участие в чемпионатах мира и Европы.

Несмотря на амбиционные планы, действие Программы также направлено в целом на вовлечение населения к занятиям физкультурой и спортом; на повышение доступности спортивных объектов не только для спортсменов [5].

В стратегическом спортивном документе разработана «Новая экономическая модель», в соответствии с которой появится возможность «осуществлять коммерческую деятельность на объектах спорта», будут разработаны предложения по совершенствованию налоговых льгот для частных инвесторов, в том числе спонсоров спортивных клубов. В перспективе планируется сокращение бюджетного финансирования и достижение самоокупаемости организаций ФКС. В Стратегии отмечается необходимость «поэтапного сокращения финансирования профессионального спорта из бюджетной системы и бюджетов компаний с государственным участием».

Перспективным направлением частного финансирования спортивных мероприятий и объектов ФКС автор видит развитие лотерей, организованных Минспортом РФ. В конце первого полугодия 2021 года общий объем отчислений в бюджеты РФ от лотерейной деятельности превысил 33,4 млрд руб. Спортивные лотереи не новое направление софинансирования реализации мер государственной политики, они проводятся с 1969 года, когда власти СССР для проведения в Москве Олимпийских игр организовали «Спортлото», которое финансово обеспечило почти 25% от общего бюджета Олимпиады 1980 года (г. Москва). Доходы от лотерейного бизнеса активно используются в финансировании спортивной инфраструктуры Австрии, Греции, Италии, Дании, Канаде, Португалии и Финляндии. Следует принять положительный опыт зарубежных стран в привлечении внебюджетных источников финансирования развития ФКС.

Библиографический список

1. Стратегия 2030. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minsport.gov.ru/activities/proekt-strategii-2030 (дата обращения 02.02.2022).

2. Алгоритм реализации финансирования проектов в сфере спорта. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://apni.ru/article/1097-algoritm-realizatsii-finansirovaniya-proektov (дата обращения 03.02.2022).

3. Ларионов, В. А. Эффективность целевых программ развития физической культуры и спорта // Современные финансовые отношения: проблемы и перспективы развития. Материалы V Международной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2019. -С. 136-140.

4. Соколов В.Г. Интерактивная модель оценки надежности реализации долгосрочной целевой программы / В.Г. Соколов, Е.Б. Дуплинская, К.С. Селиванов // Сибирская финансовая школа. - 2016. - №1 (114). - С. 50-53.

5. Кабмин утвердил госпрограмму по развитию физической культуры и спорта. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pnp.ru/politics/kabmm-utverdil-gosprogrammu-razvitie-fizicheskoy-kultury-isporta.html (дата обращения 03.02.2022).

ON PROSPECTS AND SOURCES OF FINANCING OF SPORT DEVELOPMENT IN

RUSSIA

V.A. Larionov, Deputy Dean of the Faculty of World Economy and Law Siberian State University of Railway Transport (Russia, Novosibirsk)

Abstract. The article considers the current state, problems and prospects of measures of state and non-state support for the development of the sphere ofphysical culture and sports in Russia. The key changes in the activities of public authorities to expand the sources offunding for the sports industry and popularize sports events are reflected, taking into account current changes in Russian legislation aimed at developing this subject area. Based on the results of the study, the problems of implementing the priority directions of the authorities for the development of the sports industry were identified, alternative sources of financial support for the development of sports were identified, subject to a reduction in budget funding.

Keywords: state policy, physical culture and sports, budget, non-budgetary sources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.