ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ
DOI: http: // dx. doi. org/10.21686/2413-2829-2020-3-97-109
БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1
М. С. Гордиенко, О. В. Литвишко
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,
Москва, Россия
В статье рассматривается комплекс вопросов, связанных с развитием сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации на современном этапе. Авторами исследовано несколько моделей развития спорта, сформированных на основе международного опыта. Первая модель характерна для государств с социалистическим укладом, где ставка делается на бюджетные источники поддержки развития спорта. Вторая модель связана с использованием средств благотворителей и спонсоров. Третья модель представляет собой комбинацию двух первых подходов. При использовании четвертой модели упор делается на собственную коммерческую деятельность при незначительной доле прочих источников. Процесс развития профессионального спорта в России сопровождается переходом от первого пути ко второму и третьему при возрастающей роли четвертого. В статье также представлено нормативно-правовое поле финансирования сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации, проанализированы прямые бюджетные меры поддержки (кассовые расходы в совокупности и в разрезе основных статей за 2011-2019 гг.), а также косвенные налоговые и неналоговые меры поддержки отрасли физической культуры и спорта. Рассмотрена международная практика поддержки спортивной индустрии как социально значимой сферы общественных отношений. Авторами отмечены наиболее перспективные направления стимулирования развития, которые могут принести наибольший экономический эффект как для профессионального (коммерческого), так и для массового (любительского) спорта, а также спорта высших достижений, что будет способствовать укреплению человеческого потенциала России.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, бюджет, налоги, неналоговые платежи, финансирование, финансовые механизмы.
BUDGET-TAX AND NON-TAX MECHANISMS IN SPORT INDUSTRY DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION
Mikhail S. Gordienko, Oleg V. Litvishko
Plekhanov Russian University of Economics,
Moscow, Russia
The article studies a number of issues connected with the development of physical culture and sport in the Russian Federation on today's stage. The authors investigated several models of sport development formed on the basis of international experience. The first model is typical of countries with social structure, where everything is based on budget sources of sport support. The second model is connected with using resources of philanthropists and sponsors. The third model is a combination of first two approaches. When the fourth model is used the focus is made on their own commercial activity with a small share of other sources. The process of professional sport development in Russia moves from the first model to the second and the third one, while the role of the fourth one is growing. The article also provides the normative and legal field of financing physical culture and sport in the Russian Federation, analyzes direct budget steps of support (cash expenses in totality and in section of key articles for 2011-2019) and indirect tax and non-tax steps of support of physical culture and sport. The international practice of supporting sport industry as a socially important field of public relations was shown. The authors underline the
1 Статья подготовлена по результатам исследования, проведенного при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-310-20008.
most promising lines in motivating the development that could bring the highest economic effect both for professional (commercial) and for mass (amateur) sport, as well as for sport of high achievements, which can foster strengthening the human potential of Russia.
Keywords: physical culture, sport, budget, taxes, non-tax payments, financing, finance mechanisms.
В условиях перехода к цифровой экономике руководством страны все большее внимание уделяется информационно-телекоммуникационным технологиям, внедряемым в процесс государственного управления. Однако создаются и администрируются эти технологии, как и популярный ныне искусственный интеллект, исключительно человеком. Именно поэтому большинство высокотехнологичных компаний уделяют значительное внимание развитию собственного человеческого (кадрового) потенциала, что основывается на его непрерывном духовном и физическом совершенствовании. Вторая составляющая процесса связана с физиологическим становлением, дальнейшим физическим развитием и укреплением индивида. Эти факторы способствуют наиболее полному формированию организма, укреплению его иммунных механизмов, разностороннему развитию в целом. Все это в совокупности при масштабировании на российское общество направлено на социальное и экономическое развитие социума, на качественное накопление человеческого потенциала (применительно к частному сектору экономики чаще применяется термин «человеческий капитал» конкретной компании), а также на минимизацию издержек государства, связанных с компенсацией и решением проблем нездорового образа жизни и асоциального поведения. Огромную роль в достижении данных целей играет отрасль физической культуры и спорта, развитие которой является одним из приоритетных направлений государственной политики.
Мировая практика управления спортивной отраслью свидетельствует о наличии трех моделей развития:
1. Интервенционалистская модель. Предполагает полное вмешательство в сектор и
его регулирование, что характерно для административно-командных форм экономического регулирования (например, в Китае) [6; 12].
2. Либеральная модель. Предполагает полную децентрализацию и невмешательство, характеризуется практически полным отсутствием финансирования спорта из бюджета (например, в США). При этом лукавство подхода невмешательства проявляется в наличии мер поддержки с применением методов налогового стимулирования и выделения средств из внебюджетных фондов, что, безусловно, относится к компетенциям, возможностям и интересам государства, а не свободного рынка.
3. Смешанная, или европейская, модель. Предполагает тесное сотрудничество регулятора - профильного министерства с субъектами спортивной деятельности (характерна для стран ЕС и России). На наиболее приоритетные направления открыто выделяются финансовые ресурсы государства. При этом обособленным хозяйствующим субъектам предоставляется возможность получения доходов, а также проведения самостоятельной финансовой политики для наиболее качественной реализации собственных целей (не всегда исключительно спортивных).
На сегодняшний день реализация физической культуры и спорта в Российской Федерации имеет серьезные ограничения, связанные, с одной стороны, с несовершенством механизмов финансирования и стимулирования данной сферы, а с другой -со снижением покупательной способности населения как приобретателя услуг. Первое направление финансирования формируется на основе финансовых ресурсов государства (элемент патерналистской экономики, когда главенствующая роль регулирования реализуется государственными органами власти), второе - на основе
личных финансов домохозяйств (элемент либеральной рыночной экономики, когда регулирование происходит стихийно либо на основе дуального отношения спроса и предложения на рынке, либо благодаря «невидимой руке рынка», контролируемой, как правило, структурами монополи-
стического или олигополистического характера).
Нормативно-правовое поле, регулирующее сферу физической культуры и спорта Российской Федерации в целом и вопросы ее финансирования в частности, представлено на рис. 1.
Рис. 1. Нормативно-правовое поле, регулирующее сферу финансирования физической культуры и спорта России
Как видим, существующая система регулирования процесса финансирования формируется на основе правовых источников различного управленческого уровня и представляет собой систему принципов, отношений субъектов, осуществляющих свою деятельность для реализации конституционных прав граждан Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта.
Рассмотрим два существующих подхода к финансированию физической культуры и спорта в России.
Прямое финансирование связано с выделением конкретных финансовых ресурсов по статьям расходов одного из уровней или всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также из внебюджетных фондов. Отметим, что внебюджет-
ное финансирование является одним из наиболее сложных с позиции внешнего финансового контроля, так как применяются разные источники и на разных условиях (например, доходы от собственной деятельности, трансферты из внебюджетных спортивных фондов в целях финансовой поддержки, перечисления спонсоров и
др.) [4].
Ресурсы федерального бюджета, как правило, используются для финансирования спорта высоких достижений, профессионального спорта (например, олимпийское движение, спортивный резерв), специализированных организаций государственного или государственно-частного типа хозяйствования (рис. 2). Данный подход наиболее эффективен для достижения высоких результатов в спортивных дисци-
плинах участников международных соревнований, представляющих Российскую Федерацию. Помимо спортивной он содержит в себе и имиджевую составляющую. Отрицательной стороной подхода
является его зауженность с позиции количества конечных получателей, поскольку массовый спорт финансируется преимущественно через региональные бюджеты.
Федеральный бюджет
Центр спортивной подготовки
V
Общероссийские спортивные федерации
Развитие инфраструктуры
Региональные бюджеты
Спорт высших достижений
Спортивные
сборные Российской Федерации
Ы.
Массовый спорт
Фонд поддержки олимпийцев
Рис. 2. Финансирование физической культуры и спорта в Российской Федерации [3]
Подобная практика наблюдается и за рубежом, например, в США, Канаде, Франции, Италии, Финляндии и ряде других стран, где детско-юношеский спорт, оздоровительное движение в значительной мере финансируются из местных бюджетов. Существенная разница между отечественной и зарубежной практикой заключается в том, что в России субфедеральный уровень более ограничен в своих расходных возможностях, чем федеральный, а за рубежом ситуация чаще противоположная.
Абсолютные финансовые показатели свидетельствуют о том, что в Российской Федерации совокупный объем чистых кассовых расходов, направляемых в сферу физической культуры и спорта, за период с 2011 по 2018 г. возрос со 162 млрд до 331 млрд рублей. Уменьшение объема расходов в 2019 г. связано с тем, что данные представлены на 1 октября 2019 г., поэтому показатель будет скорректирован после принятия отчета об исполнении бюджетов по итогам 2019 финансового года (рис. 3).
350 000 000 000,00 300 000 000 000,00 250 000 000 000,00 200 000 000 000,00 150 000 000 000,00 100 000 000 000,00 50 000 000 000,00 0,00
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Физическая культура и спорт
Линия тренда
Рис. 3. Совокупный объем чистых кассовых расходов, направляемых в сферу физической культуры и спорта в Российской Федерации в 2011-2019 гг. (в руб.)
Рис. 3 и 4 составлены по данным конструктора данных портала «Электронный бюджет» Минфина России.
Анализ динамики чистых кассовых расходов на физическую культуру и спорт в России в разрезе основных статей затрат показал приоритетность спорта высших достижений, объем финансирования которого в 2011-2018 гг. возрос с 60 млрд до 166 млрд рублей (рис. 4). Вторую и третью строчки делят между собой соответственно расходы на физическую культуру и массовый спорт, объем которых был практически одинаков до 2015 г. и составлял около 45-50 млрд рублей ежегодно. С 2016 г. фи-
200 000 000 000,00 -
150 000 000 000,00 -
100 000 000 000,00 *
50 000 000 000,
0,
Рост финансирования спорта высших достижений, очевидно, связан с проведением масштабных мероприятий типа Олимпийских игр в Сочи, чемпионата мира по футболу, но не весь объем финансирования учтен на приведенном графике. К финансированию привлекались и внебюджетные средства. Слабая тенденция возрастания объемов финансирования физической культуры и массового спорта в условиях сжатия Минфином России бюджетных расходов может не подтвердиться в среднесрочной перспективе.
Косвенное финансирование основывается на механизмах налогового и неналогового стимулирования физических и юридических лиц. Привлечение частных организаций, а также вовлечение населения в сферу спортивных услуг может быть достигнуто прежде всего при помощи мер нало-
зическая культура получила больший финансовый импульс, который в 2018 г. оценивался в 86,5 млрд рублей. Массовый спорт в том же году был профинансирован на рекордные за рассматриваемый период наблюдений 57 млрд рублей. Статьи расходов «Другие вопросы в области физической культуры и спорта» и «Прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта» замыкают рейтинг.
-х
2019
гового стимулирования. Они могут проводиться разными способами и в разных формах, выбор которых зависит от современных условий социально-экономического развития страны, функционирования налоговой системы, состояния физкуль-турно-спортивной системы, параметров системы государственного управления в сфере финансов, физической культуры и спорта, в частности от формы государственного устройства; статуса отдельных территориальных образований, входящих в состав государства; характера распределения полномочий в сфере физической культуры и спорта; финансового регулирования, бюджета и налогообложения; особенностей институционального устройства государственного и местного управления; национальных правовых, бюджетных и налоговых систем; факта
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 Физическая культура — — — Массовый спорт
^ Спорт высших достижений
И Прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта )( Другие вопросы в области физической культуры и спорта
Рис. 4. Динамика расходов в Российской Федерации на спорт в разрезе основных статей (в руб.)
участия или отсутствия такового в наднациональных интеграционных образованиях; обязательств, которые приняло на себя государство как публичный субъект [11].
Ретроспективный анализ изменений в федеральном налоговом законодательстве Российской Федерации представлен на рис. 5.
--2000 г. -
•Освобождение от выплат НДФ/1 профсоюзными комитетами членам профсоюзов за счет членских взносов, а также выплат, производимых молодежными и детскими организациями своим членам за счет членских взносов на покрытие расходов, связанных с проведением культурно-массовых, физкультурных и спортивных мероприятий
2004 г.
• Перечень доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, был дополнен указанием на три вида международных спортивных соревнований, призы за участие в которых также не подлежали налогообложению: Паралимпийские и Сурдлимпийские игры, Всемирные шахматные олимпиады
2007 Г.
• К сан физиче ния доходов
аторно-курортным и оздоровительным организациям в целях налогообложе :ских лиц отнесли оздоровительные и спортивные детские лагеря
2009 г.
• На спортивных судей стало распространяться освобождение от налогообложения доходов физических лиц в виде оплаты стоимости питания, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых ранее только спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях
2010 г.
•Отмечалась необходимость принятия решения о расширении перечня видов деятельности, гранты на поддержку которых не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, с включением в этот перечень программ в области охраны здоровья населения, физической культуры и массового спорта.
• Предполагалось установить ограничения, позволяющие обеспечить эффективное администрирование целевого характера указанных средств
2011 г. -
•Освобождается от налогообложения реализация на территории Российской Федерации услуг населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, т. е. в отношении этих услуг предусмотрено освобождение от НДС. • Налогоплательщик обладает правом получить социальный вычет в сумме доходов, перечисляемых им в виде пожертвований некоммерческим организациям ФКС (за исключением профессионального спорта). Этот социальный вычет ограничен размером 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению
—— 2012 г.
• Уа 'анн.г.: льгота стала применяться в отношении любого тренировочного процесса, ранее ее применение было ограничено только учебно-тренировочным процессом__
--2013 г. -
• Принимаются пакеты льгот для проведения XXII Олимпийских зимних игр в Сочи и XI Паралимпийских зимних игр в Сочи, Кубка конфедераций FIFA 2017, чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. в России.
•Освобождены от НДФЛ доходы в натуральной форме в виде форменной одежды и вещевого имущества, полученные добровольцами, волонтерами в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг
Рис. 5. Изменения в федеральном налоговом законодательстве Российской Федерации в части налогового стимулирования физической культуры и спорта [2; 10]
Совокупность уже реализованных на федеральном уровне мер состоит из двух частей: меры общего характера, влияющие на всю систему в целом и закладывающие долгосрочные тенденции, а также конкретные меры, реализуемые под проведение какого-либо масштабного спортивного мероприятия.
При этом в рассматриваемой сфере проводится крайне мало налоговых преференций, в частности на региональном и местном уровнях власти, что связано с концентрацией финансовых ресурсов в центре, невозможностью покрытия выпадающих доходов бюджетов на нижестоящих уровнях системы.
Подавляющая часть стимулирующих финансирование анализируемой сферы норм представлена в Налоговом кодексе Российской Федерации, регулирующем элементную структуру отдельных видов налогов.
Перспективные параметры налогового стимулирования представлены в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации. Анализ данного документа за 2017-2022 гг. свидетельствует о том, что в направлениях на 2017-2018 гг. сфера физической культуры и спорта не упоминалась, за исключением параметров расходов бюджетов бюджетной системы по разделам функциональной классификации. В 2019 г. документ обозначил необходимость освобождения от налогообложения операций по реализации товаров, работ, услуг, а также имущества и земельных участков, используемых для достижения физкультурно-спортивных целей хозяйствующими субъектами, единственными собственниками имущества которых являются общественные или общероссийские организации инвалидов, созданные для достижения физкультурно-спортивных целей. Кроме того, предполагалось освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) при реализации входных билетов и абонементов на спортивно-зрелищные мероприятия, а также
при оказании услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки и проведения мероприятий.
Были установлены также пониженные тарифы страховых взносов во внебюджетные фонды Российской Федерации для некоммерческих организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области массового спорта (за исключением профессионального) на переходный период до 2025 г.
Таким образом, сфера физической культуры и спорта представлена исключительно в части перспективных параметров расходов бюджетов бюджетной системы по разделам функциональной классификации до 2022 гг. Как видно из рис. 6, на рассматриваемую сферу в 2020-2022 гг. планируется направлять наименьший объем средств - от 370 млрд до 410 млрд рублей, что составляет только 0,3% ВВП страны. Данный факт подчеркивает необходимость и актуальность применения дополнительных мер стимулирования развития отрасли на основе налоговых и неналоговых механизмов.
Зарубежный опыт налогового стимулирования основывается на льготировании приоритетных направлений услуг. Наибольшее количество стран проводит политику поддержки физической культуры и спорта на основе освобождения от уплаты налогов юридических лиц, созданных в форме некоммерческих организаций.
Германия льготирует налогообложение финансового результата спортивных клубов от хозяйственной и коммерческой деятельности. Продажа спортивных товаров различного предназначения не облагается налогом на прибыль, если объем прибыли не превышает определенный показатель. Помимо этого, налоговое поощрение имеют клубы, привлекающие к своей деятельности волонтеров, участвующих не только в мероприятиях клуба, но и в различных социально значимых общественных мероприятиях. При этом клубы, ориентиро-
ванные исключительно на коммерцию, может выделять дополнительные финан-
льгот не получают. Англия облагает нало- совые ресурсы для проведения мероприя-
гом дотации и субсидии спортивных орга- тий и развития клубов. низаций, но в исключительных случаях
Обслуживание государственного и муниципального долга
Средства массовой информации
Физическая культура и спорт
Общегосударственные вопросы 16 000
14 000
12 000
10 000
8 000
6 000
4 000
2 000
Национальная оборона
Социальная политика
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
Национальная экономика
Жилищно-коммунальное хозяйство
Здравоохранение
Охрана окружающей среды
Культура, кинематография
Образование
• 2019
2020
2021
2022
Рис. 6. Расходы бюджетов бюджетной системы по разделам функциональной классификации в 2019-2022 гг. в РФ (в млрд руб.)
В Бразилии спортивные мероприятия и организации финансируются спонсорскими компаниями, которые получают от государства разного рода налоговые послабления, например, налоговые вычеты на величину суммы перечислений в организации сферы физической культуры и спорта, аккредитованные Министерством спорта. Спортивные организации находятся в ведении отраслевого регулятора, который контролирует эксплуатацию объектов спортивной инфраструктуры. Такая схема сформировалась по итогам проведения Олимпийских игр 2016 г. и чемпионата мира по футболу 2014 г. Она достаточно близка и для нашей страны.
Бразильский опыт финансирования с применением децентрализации тяготеет к
модели США, когда создаются налоговые стимулы, а преимущественный поток финансирования приходит от частных инвесторов. Однако главенствующая и регулирующая роль все-таки сохраняется за государственными органами, которые в случае необходимости могут увеличить поток государственных финансовых ресурсов.
Китай, демонстрирующий значительные достижения в сфере спорта, в 2014 г. снизил налог на прибыль юридических лиц - спонсоров с 25 до 15%. Помимо этого, юридические лица - резиденты особых экономических зон освобождаются от уплаты большинства налогов страны.
В Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), состоящем из стран с развивающейся экономикой, остро стоит проблема
выбора оптимальной модели финансирования спорта, привлечения интереса частных инвесторов. На стадии создания различных масштабных объектов (стадионов, прилегающей инфраструктуры) активно внедряется государственно-частное партнерство. Бесплатные функции государства переводятся в разряд платных государственных услуг, что не всегда оправдано с позиции минимизации социальной напряженности общества. Вопрос платности и бесплатности становится наиболее дискуссионным, стимулирующим власть к поиску источников покрытия подобного рода расходов.
В Российской Федерации, несмотря на уже принятые меры и полученный опыт проведения масштабных международных мероприятий, вопросы налогового стимулирования организаций спорта более чем актуальны. Создание, содержание и дальнейшее развитие масштабной инфраструктуры требуют привлечения коммерческих источников, что в свою очередь зависит от стимулирующих мер регулятора. Данное направление только начинает развиваться, бизнес-сообщество не спешит вкладывать финансовые ресурсы в спортивную отрасль.
Рассмотрим наиболее эффективные, на наш взгляд, методы фискального стимулирования экономического развития сферы физической культуры и спорта:
1. Регистрация в особых экономических зонах (ОЭЗ). ОЭЗ - территория с особым юридическим статусом, зарегистрировавшись на которой юридическое лицо получает выгоды: применение специального повышающего коэффициента амортизации к основной норме, освобождение от уплаты налога на имущество на срок от 5 до 10 лет и земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ, сроком на пять лет. Применение этого метода позволяет сохранить действующее налоговое законодательство от дополнительных изменений. Метод применялся при создании мощной
спортивной инфраструктуры при подготовке и проведении универсиады в 2013 г.
2. Снижение ставок по налогу на прибыль организаций в части региональной составляющей (17% в 2017-2020 гг.). Метод применяется по отношению к организациям, финансирующим спортивные клубы (например, в Нижегородской области в форме регионального закона1). На основании данного закона ставка налога на прибыль организаций, установленная для зачисления указанного налога в бюджет Нижегородской области, снижается для организаций, оказавших финансовое пожертвование на проведение спортивных мероприятий Нижегородской области или спортивным клубам, спортивным командам Нижегородской области, на процент, равный соотношению суммы оказанного финансового пожертвования к сумме налоговой базы для исчисления указанного налога, но не более чем на 4,5%. Важным условием является то, что сумма снижения налога на прибыль организаций не должна быть больше суммы пожертвования. Налоговая ставка налога на прибыль организаций, установленная для зачисления в бюджет Нижегородской области, не может быть ниже 12,5%. Бизнес-сообщество может заинтересовать подобный механизм в связи с рекламой своей деятельности в рамках различных спортивных соревнований, а также для повышения репутации в глазах населения с позиции социальной ориентированности. Данная мера может создать условия для роста интереса к спорту со стороны бизнес-сообщества, а также позволить отечественным клубам соответствовать международным стандартам и требованиям (она, однако, ограничена спонсорскими финансовыми ресурсами конкретного региона).
3. Снижение налогооблагаемой базы за счет включения расходов на организацию, про-
1 Закон Нижегородской области от 1 ноября 2017 г.
№ 145-З «О снижении налоговой ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков в 2018-2022 годах» (ред. от
3 октября 2018 г.).
ведение и участие в физкультурных и спортивных мероприятиях в состав внереализационных расходов. Мера актуальна, поскольку коммерческие организации могут самостоятельно и свободно распоряжаться исключительно чистой прибылью. С одной стороны, объем чистой прибыли невелик, а с другой - количество прибыльных организаций ограничено. Мера может способствовать привлечению финансовых ресурсов в сферу физической культуры и спорта и справедливому стимулированию экономической активности юридических лиц.
4. Освобождение спонсорских взносов от НДС. Поскольку доходная часть бюджета отечественных клубов более чем на половину состоит из спонсорских финансовых ресурсов - взносов, облагаемых НДС, это существенно удорожает данную форму поддержки с учетом фактора незначительной зрительской аудитории в ходе большинства спортивных мероприятий в нашей стране.
5. Снижение имущественных налогов -налога на имущество организации и земельного налога. Данные налоги взимаются независимо от того, каков финансовый результат спортивной организации. В случае владения масштабным имущественно-инфраструктурным комплексом, например, стадионом и прилегающими объектами инфраструктуры, при существующей кадастровой системе расчета налога, которая должна быть близка к рыночной, суммы налогов становятся огромными. По мнению И. В. Солнцева и Е. А. Чучиной, «...в сложившейся ситуации спортивные стадионы часто числятся на балансе органа местного самоуправления или субъекта Федерации, который сдает его в операционный или финансовый лизинг за скромную плату или иногда передает здание в безвозмездное пользование. В этом случае возникает довольно абсурдная ситуация: местный бюджет выделяет деньги на содержание арены, но этих средств не хватает даже на уплату имущественных налогов» [8]. Несмотря на то что на уровне
субъектов Российской Федерации и местных органов власти налоговых льгот для отдельных категорий субъектов отрасли спорта довольно мало, имеются и благоприятные примеры. Так, в Республике Алтай применяется пониженная ставка по налогу на имущество, равная 0,2%, в Ярославской области спортивные организации, имеющие на балансе искусственный лед и отвечающие требованиям проведения международных соревнований, освобождаются от уплаты налога на имущество, в Свердловской области под льготные категории подпадают объекты инфраструктуры спорта с вместимостью более пяти тысяч человек. Показателен опыт таких стран, как США и Германия, где регулирование льготного режима относится к компетенции региональных властей и осуществляется в случае использования объекта налогообложения для целей занятия физической культурой и спортом. В случае использования объекта в иных целях величина налога рассчитывается исходя из длительности периода реализации коммерческой и спортивной активности.
6. Установление пороговой величины освобождения от налогообложения. В Великобритании определен предельный показатель выручки, при превышении которого организация должна платить налог по результатам деятельности. Данный подход применяется в Приморском крае, где реализуется снижение ставки налога на имущество до 0,1% для организаций, финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и/или местного бюджета, использующих данное имущество для целей физической культуры и спорта. В остальных случаях ставка налога составляет 2,2%, включая случаи, когда основным родом деятельности организации является спорт, но при этом она использует свое имущество не только в спортивных целях1.
7. Введение налогового вычета на спортивные услуги по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). Данная мера была
1 См.: Закон Приморского края от 28 ноября 2003 г. № 82-КЗ «О налоге на имущество организаций».
представлена в виде законопроекта Минфина России, который осенью 2019 г. поступил в правительство Российской Федерации [9]. По идее инициаторов законопроекта граждане России получают право компенсации расходов до 15 600 рублей на фитнес-услуги через уже давно применяемый механизм налогового вычета по НДФЛ. Максимальная сумма, с которой можно будет получить вычет, составляет 120 тыс. рублей, однако эта величина серьезно критикуется в экспертном сообществе, поскольку за время установления этого норматива за счет инфляционного фактора социальные вычеты обесценятся приблизительно в 2,5 раза, т. е. максимальный размер должен составлять около 300 тыс. рублей. Отрицательной стороной реализуемой меры является риск повышения цен на фитнес-услуги в связи с введением вычета, поскольку для конечного потребителя он означает скидку 13%, а значит, именно в этом диапазоне могут вырасти цены. Очевидно также, что назрела необходимость правового регулирования и всей сферы фитнес-индустрии, так как на данный момент она не регулируется ни одним законом и понятие фитнеса в законотворчестве отсутствует.
8. Введение специального профильного неналогового платежа в целях аккумулирования финансовых ресурсов для решения задач развития физической культуры и спорта. Метод в достаточной степени спорный, поскольку сфера неналоговых платежей слабо проработана с позиции
финансового контроля, а следовательно, и конечный финансовый результат будет неоднозначен. К этому стоит добавить увеличение налоговой нагрузки на плательщиков, что в условиях стагнирующей экономики является не лучшим решением.
Таким образом, существует достаточно большое количество бюджетных, налоговых и неналоговых механизмов развития сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации, однако это не снимает проблемы выбора оптимальных характеристик и методов стимулирования. Исходя из выбора направлений наиболее приоритетен массовый спорт (детский, юношеский, лечебный), доступный малообеспеченным слоям населения, который мог бы служить для социализации граждан и снижения социального напряжения в обществе.
Участие в финансировании и организации спортивных мероприятий и развитии физической культуры должно учитываться в качестве важнейшего критерия при предоставлении преференций фискального стимулирования хозяйствующим субъектам.
На сегодняшний день методы фискального стимулирования применяются в значительной степени фрагментарно, локально. На наш взгляд, перед отраслью стоит серьезная задача переориентации с государственных на государственно-частные, а в перспективе - полностью на частные источники финансирования.
Список литературы
1. Гордиенко М. С. Бюджетно-налоговая политика России: генезис, оценка качества : монография. - М. : Русайанс, 2016.
2. Жуков М. А., Рыбина В. Д. Налоговое стимулирование в области физической культуры и спорта / / Инновационные научные исследования в современном мире : сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2019. -С. 13-21.
3. Корнеева Е. Н., Полежай К. Проблемы финансирования российского спорта // NOVAINFO.RU. - 2016. - № 41-1. - С. 74-79. - URL: https://novainfo.ru/article/4316
4. Косова Ю. А. Организационно-экономические основы развития материально-технической базы физической культуры и спорта : дис. ... канд. экон. наук. - М., 2012.
5. Литвишко О. В. Правовые основы финансирования профессионального спорта в России // Наука и практика Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2015. - № 2 (18). - С. 36-40.
6. Понкина А. И. Государственное управление и автономная институализация в области спорта / Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России; Национальное объединение спортивных юристов Российской Федерации. - М., 2013.
7. Сибатулина Н. В., Шувалова Е. Б. Налоговая политика Российской Федерации в ракурсе ресурсосбережения // Плехановский научный бюллетень. - 2018. - № 1 (13). -С. 86-90.
8. Солнцев И. В., Чучина Е. А. Меры налогового стимулирования развития спорта в России // Налоги-журнал. - 2014. - № 4. - С. 20-24.
9. Фитнес-сбор: налоговый вычет на занятия спортом готовят к лету 2020-го. - URL: https:// iz.ru/938844/evgeniia-pertceva/fitnes-sbor-nalogovyi-vychet-na-zaniatiia-sportom-gotoviat-k-letu-2020-go
10. Чернобровкина Е. Б. Особенности налогообложения в области физической культуры и спорта в Российской Федерации // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). - 2018. - № 9. - С. 132-140.
11. Чернобровкина Е. Б. Особенности финансирования физической культуры и спорта в России и за рубежом / / Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). - 2019. -№ 7. - С. 62-70.
12. Chaker A.-N. Bonne gouvernance dans le sport. Une etude europeenne. - Strasbourg : Editions du Conseil de l'Europe, 2004. - P. 10-11.
References
1. Gordienko M. S. Byudzhetno-nalogovaya politika Rossii: genezis, otsenka kachestva, monografiya [Fiscal Policy of Russia: Genesis, Quality Assessment, monograph]. Moscow, Rusayans, 2016. (In Russ.).
2. Zhukov M. A., Rybina V. D. Nalogovoe stimulirovanie v oblasti fizicheskoy kultury i sporta [Tax Incentives in the Field of Physical Education and Sports]. Innovatsionnye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire, sbornik statey po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Innovative Scientific Research in the Modern World. Compilation of articles from the International Scientific and Practical Conference]. Ufa, 2019, pp. 13-21. (In Russ.).
3. Korneeva E. N., Polezhay K. Problemy finansirovaniya rossiyskogo sporta [Problems of Financing of Russian Sports]. NOVAINFO.RU, 2016, No. 41-1, pp. 74-79. (In Russ.). Available at: https://novainfo.ru/ article/4316
4. Kosova Yu. A. Organizatsionno-ekonomicheskie osnovy razvitiya materialno-tekhnicheskoy bazy fizicheskoy kultury i sporta. Diss. kand. ekon. nauk [Organizational and Economic Basis for the Development of the Material and Technical Base of Physical Culture and Sports. PhD econ. sci. diss.]. Moscow, 2012. (In Russ.).
5. Litvishko O. V. Pravovye osnovy finansirovaniya professionalnogo sporta v Rossii [Legal Framework for the Financing of Professional Sports in Russia]. Nauka i praktika Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Science and Practice of the Plekhanov Russian University of Economics], 2015, No. 2 (18), pp. 36-40. (In Russ.).
6. Ponkina A. I. Gosudarstvennoe upravlenie i avtonomnaya institualizatsiya v oblasti sporta [Public Administration and Autonomous Institutionalization in the Field of Sports]. Commission on Sports Law of the Russian Bar Association; National Association of Sports Lawyers of the Russian Federation. Moscow, 2013. (In Russ.).
7. Sibatulina N. V., Shuvalova E. B. Nalogovaya politika Rossiyskoy Federatsii v rakurse resursosberezheniya [The Tax Policy of the Russian Federation from the Perspective of Resource Conservation]. Plekhanovskiy nauchnyy byulleten [Plekhanovsky Scientific Bulletin], 2018, No. 1 (13), pp. 86-90. (In Russ.).
8. Solntsev I. V., Chuchina E. A. Mery nalogovogo stimulirovaniya razvitiya sporta v Rossii [Tax Incentive Measures for the Development of Sports in Russia]. Nalogi-zhurnal [Journal of Taxes], 2014, No. 4, pp. 20-24. (In Russ.).
9. Fitnes-sbor: nalogovyy vychet na zanyatiya sportom gotovyat k letu 2020-go [Fitness Fee: Tax Deduction for Sports Activities is Prepared for Summer 2020]. (In Russ.). Available at: https://iz.ru/938844/evgeniia-pertceva/fitnes-sbor-nalogovyi-vychet-na-zaniatiia-sportom-gotoviat-k-letu-2020-go
10. Chernobrovkina E. B. Osobennosti nalogooblozheniya v oblasti fizicheskoy kultury i sporta v Rossiyskoy Federatsii [Features of Taxation in the Field of Physical Education and Sports in the Russian Federation]. Vestnik Universiteta imeni O. E. Kutafi-na (MGYUA) [Bulletin of the University named after O. E. Kutafina (Moscow State Law Academy)], 2018, No. 9, pp. 132-140. (In Russ.).
11. Chernobrovkina E. B. Osobennosti finansirovaniya fizicheskoy kultury i sporta v Rossii i za rubezhom [Features of Financing Physical Education and Sports in Russia and Abroad]. Vestnik Universiteta imeni O. E. Kutafina (MGYUA) [Bulletin of the University named after O. E. Kutafina (Moscow State Law Academy)], 2019, No. 7, pp. 62-70. (In Russ.).
12. Chaker A.-N. Bonne gouvernance dans le sport. Une etude europeenne. Strasbourg, Editions du Conseil de l'Europe, 2004, pp. 10-11.
Сведения об авторах
Михаил Сергеевич Гордиенко
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г. В. Плеханова, Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
Олег Валерьевич Литвишко
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г. В. Плеханова Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
Information about the authors
Mikhail S. Gordienko
PhD, Assistant Professor of the Department for Financial Management of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Oleg V. Litvishko
PhD, Assistant Professor of the Department for Financial Management of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]