Научная статья на тему 'Особенности налогообложения в области физической культуры и спорта в Российской Федерации'

Особенности налогообложения в области физической культуры и спорта в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3410
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / СПОРТ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / TAXATION / SPORT / FINANCING / TAX BENEFITS / TAX POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернобровкина Екатерина Борисовна

Анализ отечественного опыта правового регулирования физической культуры и спорта, в том числе мер налоговой поддержки, позволяет сделать вывод, что в их основе лежат приоритеты социальной политики, в том числе в сфере физической культуры и спорта, здравоохранения, социального обеспечения, образования, занятости. При этом учитывается реализуемая государством бюджетная и налоговая политики. Существенную роль играют при этом стратегические ориентиры социально-экономического развития и инструменты достижения поставленных задач, закрепленные в национальных программных документах в области физической культуры и спорта, бюджетной и налоговой сферах, социальная политика государства. В статье исследуются возможности и перспективы активизации государственной налоговой политики в сфере физической культуры и спорта и выдвигаются предложения по совершенствованию налогового законодательства в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE TAXATION IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Analysis of the domestic experience of the physical education and sport legal regulation, including tax support measures, leads to the conclusion that they are based on the priorities of social policy, including in the physical education and sport, healthcare, social security, education, employment. The budget and tax policy implemented by the state is taken into account. The strategic guidelines of social and economic development and the instruments of achievement of the set tasks fixed in the national program documents in the field of physical culture and sport, budgetary and tax spheres, social policy of the state play a significant role. The article examines the possibilities and prospects of the state tax policy activation in the sphere of physical culture and sports and proposes the improvement of the tax legislation in this direction.

Текст научной работы на тему «Особенности налогообложения в области физической культуры и спорта в Российской Федерации»

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

Екатерина Борисовна ЧЕРНОБРОВКИНА,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

kchernobrovkina@yandex.ru

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Анализ отечественного опыта правового регулирования физической культуры и спорта, в том числе мер налоговой поддержки, позволяет сделать вывод, что в их основе лежат приоритеты социальной политики, в том числе в сфере физической культуры и спорта, здравоохранения, социального обеспечения, образования, занятости. При этом учитывается реализуемая государством бюджетная и налоговая политики.

Существенную роль играют при этом стратегические ориентиры социально-экономического развития и инструменты достижения поставленных задач, закрепленные в национальных программных документах в области физической культуры и спорта, бюджетной и налоговой сферах, социальная политика государства. В статье исследуются возможности и перспективы активизации государственной налоговой политики в сфере физической культуры и спорта и выдвигаются предложения по совершенствованию налогового законодательства в данном направлении. Ключевые слова: налогообложение, спорт, финансирование, налоговые льготы, налоговая политика.

DOI: 10.17803/2311-5998.2018.49.9.132-140

© Е. Б. Чернобровкина, 2018

E. B. CHERNOBROVKINA, PhD in law, associate Professor, associate Professor, chair of Financial Law of Kutafin Moscow State Law University (MSAL) kchernobrovkina@yandex.ru 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9 FEATURES OF THE TAXATION IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE RUSSIAN FEDERATION Abstract. Analysis of the domestic experience of the physical education and sport legal regulation, including tax support measures, leads to the conclusion that they are based on the priorities of social policy, including in the physical education and sport, healthcare, social security, education, employment. The budget and tax policy implemented by the state is taken into account. The strategic guidelines of social and economic development and the instruments of achievement of the set tasks fixed in the national program documents in the field of physical culture and sport, budgetary and tax spheres, social policy of the state play a significant role.

"Ш©Т[п][М][Ж Чернобровкина Е. Б.

УНИВЕРСИТЕТА Особенности налогообложения в области

имени o.e. кугафина(мгюА) физической культуры и спорта в Российской Федерации

The article examines the possibilities and prospects of the state tax policy activation in the sphere of physical culture and sports and proposes the improvement of the tax legislation in this direction. Keywords: taxation, sport, financing, tax benefits, tax policy.

Меры налогового стимулирования для развития физической культуры и спорта являются одним из эффективных способов вовлечения населения в рассматриваемые виды деятельности и привлечения в этой сферу частных организаций. Интенсивность и масштабность данного направления государственной политики в сфере физической культуры и спорта может быть различной и зависит от общих условий функционирования налоговой системы того или иного государства, состояния физкультурно-спортивной системы.

В соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р1, финансовое обеспечение ее реализации предусматривается за счет средств из нескольких источников: федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных фондов. К формам государственной поддержки в числе прочего отнесены: субсидии, предоставляемые общероссийским спортивным федерациям на поддержку и развитие видов спорта (прежде всего с низкой самоокупаемостью); субсидии бюджетам субъектов РФ на строительство и реконструкцию региональных и муниципальных спортивных объектов; предоставление субсидий общероссийским общественным объединениям, осуществляющим содействие развитию физической культуры и спорта, в том числе среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Финансирование мероприятий по реализации Стратегии осуществляется в пределах средств, предусмотренных на реализацию государственной политики в сфере физической культуры и спорта федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Доля расходов на физическую культуру и спорт (ФКС) в общем объеме расходов консолидированного бюджета РФ располагалась в диапазоне от 12 до 9 % в 2005—2014 гг.2, сокращение расходов наблюдалось в период с 2007 по 2014 г Следует отметить, что рывок расходов на физкультуру и спорт в 2011 г. в основном объясняется изменением бюджетного классификатора (выделением этих расходов в отдельный раздел).

Дополнительным фактором стал рост расходов на спорт высших достижений, их доля в 2011 г. превысила 30 % всех расходов на физическую культуру и спорт, в последующие годы стала еще больше : в 2012 г — 38 %, в 2013 — 35 %, в 2014 г. — 39 %3. Следствием этого было не всегда достаточное финансирование массового и детского спорта.

СЗ РФ. 2009. № 33. Ст. 4110. А

Соответственно, 12 % (в 2005, 2007 гг.), 11 % (в 2006, 2008 гг.), 10 % (в 2009—2012 гг., 9 % °

(в 2013, 2014 гг.). См.: Социальные расходы в России : федеральный и региональные О

бюджеты. М. : НИУ ВШЭ, 2015. С. 7—8. Ш

См.: Социальные расходы в России : федеральный и региональные бюджеты. М. : НИУ Е

ВШЭ, 2015. С. 18—19. ПРАВО

>

3

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

Часть 5 ст. 38 Федерального закона от 04.12.2007 № 329 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»4 допускает осуществление финансирования физической культуры и спорта из иных, непубличных, т.е. частных, не запрещенных законодательством РФ источников. Доля поступлений из частных источников во многом зависит от проводимой государством налоговой политики, а также действующего регулирования, в том числе положений международных договоров в сфере налогообложения.

Исходя из признания значимости человеческого капитала, здоровья нации для современного государства, обеспечения его безопасности и целостности, конкурентоспособности национальной экономической и социальной систем, по итогам заседания Совета по развитию физической культуры и спорта, состоявшегося 09.10.2014, Президентом РФ было дано поручение Правительству РФ5 рассмотреть возможность внесения в законодательство РФ изменений, направленных на привлечение бизнеса в сферу физической культуры и массового спорта путем предоставления организациям, осуществляющим деятельность в указанной сфере, льгот по налогу на прибыль организаций. Однако новое регулирование до настоящего момента не введено.

Представляется, что решение указанной задачи, как и совершенстование всей системы налогового стимулирования физической культуры и спорта, должны осуществляться в тесной взаимосвязи с национальной налоговой политикой. Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ6).

В Российской Федерации существует специальный программный документ с горизонтом на три года, который отражает основные ориентиры государственной политики в указанной сфере. Основные направления налоговой политики на очередной год и на плановый период играют значимую роль в процессе подготовки проектов бюджетов. Пункт 2 ст. 172 БК РФ относит его к документам, лежащим в основе составления проектов бюджетов наряду с положениями послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, определяющими бюджетную политику (требования к бюджетной политике) в Российской Федерации, основными направлениями налоговой политики, основными направлениями таможенно-тарифной политики РФ, прогнозом социально-экономического развития, бюджетным прогнозом (проектом бюджетного прогноза, проектом изменений бюджетного прогноза) на долгосрочный период, государственными (муниципальными) программами (проектами государственных (муниципальных) программ, проектами изменений указанных программ).

Основные направления налоговой политики представляются одновременно с проектом закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган. Соответственно, и проект федерального закона о федеральном бюджете

4 СЗ РФ. 2007. № 50. Ст. 6242.

5 См.: п. 4 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета по развитию физической культуры и спорта при Президенте Российской Федерации от 9 октября 2014 г. Пр-2508.

6 Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

'Ш©ТТ[л][И][К Чернобровкина Е. Б.

УНИВЕРСИТЕТА Особенности налогообложения в области

имени o.e. кугафина(мгюА) физической культуры и спорта в Российской Федерации

на очередной финансовый год и плановый период вносится в Государственную Думу одновременно с основными направлениями налоговой политики РФ на очередной финансовый год и плановый период (п. 4 ст. 192 БК РФ).

Кроме того, проект основных направлений налоговой политики подлежит обсуждению в рамках осуществления предварительного парламентского контроля (ст. 11 Федерального закона от 07.05.2013 № 77-ФЗ «О парламентском контроле»7). В связи с этим Министерство финансов РФ одновременно с внесением проекта основных направлений бюджетной политики РФ и проекта основных направлений налоговой политики РФ на рассмотрение в Правительство РФ представляет указанные проекты в Государственную Думу для рассмотрения Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам.

Проект основных направлений налоговой политики РФ, представленный в Государственную Думу, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления указанного проекта в Государственную Думу, направляется Советом Государственной Думы или в период между сессиями Государственной Думы Председателем Государственной Думы в Совет Федерации.

Многие из осуществленных в сфере налогового регулирования физической культуры и спорта изменений за последнее время предварительно анонсировались в документах, определявших налоговую политику Российской Федерации на очередной год и плановый период.

Так, в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов8 отмечалась необходимость принятия решения о расширении перечня видов деятельности, гранты на поддержку которых не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, с включением в этот перечень программ в области охраны здоровья населения, физической культуры и массового спорта (за исключением профессионального спорта). При этом предполагалось установить ограничения, позволяющие обеспечить эффективное администрирование целевого характера указанных средств.

Необходимость уточнения порядка освобождения от НДС услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки спортивно-зрелищных мероприятий, проводимых организациями физической культуры и спорта, была упомянута в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов9. Соответствующий акт был принят, поэтому принятый спустя два года документ Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов10, упоминал данное мероприятие уже как реализованное: «В целях упрощения администрирования НДС был уточнен порядок освобождения от налогообложения услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений

9

10

СЗ РФ. 2013. № 19. Ст. 2304. А

Одобрены Правительством РФ 25.05.2009 // СПС «КонсультантПлюс». Документ опу- О

бликован не был. Г

Одобрены Правительством РФ 20.05.2010 // СПС «КонсультантПлюс». Документ опу- В

бликован не был. Е

СПС «КонсультантПлюс». Документ опубликован не был. ПРАВО

>

/ J )Л L--У 1

УНИВЕРСИТЕТА

O.E. Кугафина (МПОА)

и установлено освобождение в отношении не только проведения спортивно-зрелищных мероприятий, но и их подготовки».

В связи с предполагавшимся повышением ставок транспортного налога в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов отмечалось, что взимание повышенного налога не предполагается в отношении спортивных автомобилей и мотоциклов, используемых исключительно для участия в спортивных соревнованиях. Однако соответствующих изменений в федеральном законодательстве не произошло.

В Основных направлениях налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов11, равно как и в Основных направлениях налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, можно встретить упоминание о спорте и физической культуре только в связи с налоговыми расходами бюджетной системы РФ, соответствующие данные приводятся в документах за 2010—2012, 2010—2013 гг. Например, в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов также приведены расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации с 2017 по 2020 год: в суммах — 94, 59, 37 и 39 млрд руб., что свидетельствует о сокращении расходов на физическую культуру и спорт.

В Российской Федерации на уровне федерального законодательства существует несколько специальных видов налоговых льгот и преференций, направленных на реализацию мер по поддержке и развитию физической культуры и спорта, которые условно можно разделить на следующие группы:

1) общего характера, которые не связаны с проведением конкретного спортивного мероприятия;

2) «событийные», т.е. связанные с подготовкой и проведением на территории Российской Федерации крупного спортивного события.

Последняя группа в зависимости от конкретного события распадается на две подгруппы в зависимости от события:

а) XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры 2014 г. в городе Сочи;

б) чемпионат мира по футболу FIFA 2018 г., Кубок конфедераций FIFA 2017 г.

В силу особенностей действующей системы налогового регулирования в Российской Федерации, в частности наличия нескольких видов налогов и сборов (федеральные, региональные, местные) с распределением полномочий по их установлению и введению между различными публичными субъектами (Федерация, ее субъекты, муниципальные образования), а также существованием наряду с общим специальных налоговых режимов, с правом самостоятельного выбора режима налогоплательщиком, существует достаточно значительное количество норм в законодательстве РФ, ее субъектах и муниципальных актах о налогах и сборах, направленных на стимулирование организаций осуществлять финансирование физической культуры и спорта.

11 Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов (одобрены Правительством РФ 01.07.2014) // СПС «КонсультантПлюс». Документ опубликован не был.

73

L-—^ Ii

•Ш©Т[л][Ш[К Чернобровкина Е. Б.

Особенности налогообложения в области

УНИВЕРСИТЕТА „

имени o.e. кугафина(мгюА) физической культуры и спорта в Российской Федерации

Кроме того, имеет место и дифференциация налогообложения в зависимости от организационно-правовой формы, а также формы собственности, характера деятельности (коммерческая/некоммерческая), особенностей правового статуса как самого субъекта, так и используемого им имущества. Например, нормы, стимулирующие ведение здорового образа жизни, поощряющие деятельность некоммерческих организаций, организаций социальной сферы и т.д., также могут оказывать влияние на финансирование организациями ФКС.

Большинство специальных положений НК РФ, касающихся физической культуры и спорта, существуют достаточно давно (закреплены с момента его принятия) и не претерпели существенных изменений. В то же время появляются и некоторые новые положения, которые связаны с закреплением в НК РФ новых институтов и режимов. Так, появление особого регулирования региональных инвестиционных проектов повлекло за собой необходимость установления ограничений в части учета затрат на создание (приобретение) амортизируемого имущества при определении объема капитальных вложений. В связи с этим в затратах на осуществление проектно-изыскательских работ, новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных средств, реконструкцию зданий, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря не учитываются не только затраты на приобретение легковых автомобилей, мотоциклов, туристских и прогулочных судов, но и спортивных судов (п. 3 ст. 25.8 НК РФ).

Основная часть норм, направленных на стимулирование финансирования физической культуры и спорта, закреплена в части второй НК РФ, регулирующей отдельные виды налогов. Данный акт подвергался более частым изменениям, которые затрагивали налоговое регулирование сферы физической культуры и спорта. Многие из них были вызваны изменениями в регулировании других отраслей и образующих их институтов, например реформой бюджетных учреждений, изменениями в регулировании благотворительных организаций и НКО.

Федеральный закон от 29.12.2000 № 166-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»12 изменил редакцию действовавшей ранее нормы п. 31 ст. 217 НК РФ, предусматривавшей освобождение от НДФЛ выплат, производимых профсоюзными комитетами (в том числе материальной помощи) членам профсоюзов за счет членских взносов, а также выплат, производимых молодежными и детскими организациями своим членам за счет членских взносов на покрытие расходов, связанных с проведением культурно-массовых, физкультурных и спортивных мероприятий. Были ограничены источники финансирования выплат, производимых членам профсоюзов в части выплат за счет вознаграждений и иных выплат за выполнение трудовых обязанностей.

В 2004 г существовавший ранее перечень доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, был дополнен указанием на еще три вида международных спортивных соревнований, призы за участие в которых также не подлежали налогообложению: Паралимпийские и Сурдлимпийские игры, Всемирные шахматные олимпиады (Федеральный закон от 30.06.2004 № 62-ФЗ «О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»13) (п. 20

12 СЗ РФ. 2001. № 1 (ч. II). Ст. 18.

13 СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2715.

ПРАВО

>

У )л ш--У 1

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

ст. 217 НК РФ). Кроме того, было прямо указано, что действие льготы распространяется также и на спортсменов-инвалидов.

Федеральный закон от 24.07.2007 № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»14 конкретизировал, что к санаторно-курортным и оздоровительным организациям в целях налогообложения доходов физических лиц относятся также оздоровительные и спортивные детские лагеря.

Введенные в действие изменения позволили распространить действие освобождения по НДФЛ на суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам и иным указанным в НК РФ категориям лиц стоимости приобретаемых путевок в оздоровительные и спортивные детские лагеря, находящиеся на территории РФ, а также суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок в такие лагеря, находящиеся на территории РФ, предоставляемые за счет средств организаций (индивидуальных предпринимателей). Обязательным условием было, чтобы расходы по такой компенсации (оплате) в соответствии с НК РФ не были отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций; за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ; за счет средств, получаемых от деятельности, в отношении которой организации (индивидуальные предприниматели) применяют специальные налоговые режимы. Таким образом, конкретизация нормы позволила снять существовавшие ранее споры по ее толкованию и применению.

В 2009 г. действие освобождения от НДФЛ доходов в виде оплаты стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, было распространено также на спортивных судей15 (абз. 5 п. 3 ст. 217 НК РФ). Принятый впоследствие Федеральный закон от 29.02.2012 № 16-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»16 расширил возможности применения указанной льготы, позволив предоставлять перечисленные выше услуги и имущество не только для учебно-тренировочного процесса, но в целом для любого тренировочного процесса.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 235-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности»17 закрепил норму, освободившую от НДС оказание на территории РФ услуг населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий (пп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ). Кроме того, данным Законом были закреплены дополнительные налоговые сти-

14 СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4013.

15 Федеральный закон от 25.11.2009 № 276-ФЗ «О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. № 48. Ст. 5726.

16 СЗ РФ. 2012. № 10. Ст. 1164.

17 СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. I). Ст. 4583.

73 i—i

'Ш©ТТ[л][И][К Чернобровкина Е. Б.

УНИВЕРСИТЕТА Особенности налогообложения в области

имени o.e. кугафина(мгюА) физической культуры и спорта в Российской Федерации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мулы для осуществления физическими лицами финансирования организаций физической культуры и спорта (пп.1 п. 1 ст. 219 НК РФ).

С момента принятия НК РФ существует социальный вычет по НДФЛ, позволяющий освобождать от налогообложения пожертвования физических лиц в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи, в том числе физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, Вычет имеет ограничения по размеру — не более 25 % суммы дохода, полученного в налоговом периоде налогоплательщиком.

В 2011 г. положениями Федерального закона № 235-ФЗ структура нормы была изменена, были более четко определены правовой статус получателей пожертвований, а также цели пожертвований для отдельных категорий получателей. Исключена возможность освобождения от НДФЛ сумм пожертвований некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области профессионального спорта. Тем самым законодатель фактически закрепил приоритетность для государства поддержки массового спорта, который нуждается в дополнительном финансировании.

Так, в настоящее время от налогообложения освобождаются суммы пожертвований, в том числе следующим субъектам: 1) благотворительным организациям; 2) социально ориентированным некоммерческим организациям на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством РФ о некоммерческих организациях; 3) НКО, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта). Сохраняются ограничения по максимальному размеру вычета.

Кроме того, Федеральный закон № 235-ФЗ закрепил налоговые стимулы для предоставления и получения грантов на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, НКО, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ18, на осуществление конкретных программ, в том числе в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта). Доходы в виде указанных грантов не включаются в подлежащие налогообложению налогу на прибыль доходы при выполнении предусмотренных НК РФ условий: 1) предоставление на условиях, определяемых грантодателем; 2) обязательное предоставление грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

Федеральным законом от 02.07.2013 № 152-ФЗ «О внесении изменений в главы 23 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»19 с 3 июля 2013 г. освобождены от НДФЛ доходы в натуральной форме в виде форменной одежды и вещевого имущества, полученные добровольцами, волонтерами в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от

18 Соответствующий перечень был утвержден Правительством РФ (см.: постановление Правительства РФ от 28.06.2008 № 485 «О перечне Международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций — получателей грантов» // СЗ РФ. 2008. № 27. Ст. 3287).

19 СЗ РФ. 2013. № 27. Ст. 3444.

ПРАВО

>

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» и Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (п 3.2 ст. 217 НК РФ).

Следует отметить, что существенные изменения были внесены в налоговое регулирование ФКС в связи с подготовкой и проведением таких спортивных событий, как XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры 2014 г. в городе Сочи20 , а также чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г., Кубка конфедераций FIFA 2017 г.21

Сохраняющееся широкое использование налоговых стимулов не снимает проблемы выбора их оптимальных характеристик (время действия, круг субъектов, индикаторы эффективности и др.) и их правового закрепления22.

По направлениям ФКС приоритетными для стимулирования должны стать массовый, а также детский и юношеский спорт, спорт пожилых и малообеспеченных граждан, спорт как средство реабилитации и социализации граждан. Участие хозяйствующих субъектов в подготовке, проведении, финансировании и организации соответствующих мероприятий в указанных видах и направлениях развития физической культуры и спорта может рассматриваться в качестве критериев для предоставления соответствующих льгот и преференций в отношении как федеральных, так и муниципальных и региональных налогов и сборов, а также специальных налоговых режимов.

Анализ отечественного применения мер налогового стимулирования организаций в целях совершенствования возможностей финансирования ими физической культуры и спорта позволяет сделать вывод, что налоговое стимулирование организаций для финансирования ими физической культуры и спорта может реализовываться государством различными способами и в различной форме.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Журавлева О. О., Исмаилова Л. Ю. Проблемы гармонизации принципов налогового стимулирования в условиях кризиса // Финансовое право. — 2009. — № 6. — С. 23—27.

2. Социальные расходы в России: федеральный и региональные бюджеты. — М. : НИУ ВШЭ, 2015.

20 См., например: Федеральный закон от 30.07.2010 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта» // СЗ РФ. 2010. № 32. Ст. 4298.

21 См., например: Федеральный закон от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 23. Ст. 2866.

22 См.: Журавлева О. О., Исмаилова Л. Ю. Проблемы гармонизации принципов налогового стимулирования в условиях кризиса // Финансовое право. 2009. № 6. С. 23—27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.