Караваева Н. М. Направления и перспективы развития налоговой политики Российской Федерации // Вестник Прикамского социального института. 2018. № 2 (80). C. 89-95.
Karavaeva N. M. Directions and prospects of development of the tax policy of the Russian Federation. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2018. No. 2 (80). Pp. 89-95. (In Russ.).
УДК 336.025
Н. М. Караваева
Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия
НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Караваева Наталья Михайловна - старший преподаватель кафедры предпринимательства и экономической безопасности.
E-mail: natalibu@rambler. ru
Составной частью финансовой политики является налоговая политика государства, представляющая собой комплекс мероприятий в области налогового регулирования, направленных на достижение оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных макроэкономических задач. В данной статье рассмотрены основные меры налоговой политики, которые будут приниматься государством с целью стабилизации экономики России с 2018 г.
Ключевые слова: налоги, налоговая политика, налоговая система, изменения, налоговая нагрузка.
N. M. Karavaeva
Perm State University, Perm, Russia
DIRECTIONS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE TAX POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Karavaeva Natalia M. - Senior Lecturer of the Department of Entrepreneurship and Economic Security.
E-mail: natalibu@rambler. ru
Part of the financial policy is the tax policy of the state, which is a set of measures in the field of tax regulation aimed at achieving the optimal level of tax burden, depending on the nature of the macroeconomic tasks. This article examines the main measures of the tax policy that will be adopted by the state with the aim of stabilizing the Russian economy for the period from 2018.
Key words: taxes, tax policy, tax system, changes, tax burden.
С 2015 г. государственная экономическая политика (и налоговая политика как ее неотъемлемая составляющая) ориентировалась на преодоление последствий мощнейшего за последние полвека внешнего шока. Основными ее целями в период подстройки к такому существенному структурному изменению внешних условий были:
© Караваева Н. М., 2018
1) обеспечение скорейшего перехода в равновесное состояние с новой структурой экономики;
2) минимизация потерь при таком переходе.
Непосредственно адаптационные процессы завершились уже ко второму полугодию 2016 г., когда соотношение цен в торгуемых и неторгуемых секторах вернулось к уровню 2005 г. и в целом стало соответствовать новому структурному уровню цен на нефть. Эффективная стабилизационная экономическая политика при этом позволила обеспечить1:
• быстрое исправление макроэкономических дисбалансов. Сейчас, при низких ценах на нефть, отечественная экономика характеризуется: 1) крепким платежным балансом с минимальной зависимостью от внешнего финансирования и ограниченной уязвимостью к изменчивости настроений на мировых рынках; 2) контролируемым уровнем бюджетного дефицита с понятной траекторией выхода на сбалансированность бюджета; 3) контролируемой инфляционной динамикой на уровне целевых ориентиров и снижающимися инфляционными ожиданиями;
• снижение зависимости от цен на нефть. Цена на нефть, обеспечивающая сбалансированность текущего счета платежного баланса снизилась с уровня свыше 100 долл. США за баррель в 2013 г. до 35-45 долл. США за баррель. Более того, в 2017 г. цена на нефть, балансирующая федеральный бюджет на первичном уровне (т. е. до исполнения обязательств по обслуживанию государственного долга), составила 60-65 долл. США за баррель, а на трехлетнем горизонте она снизится до 40-45 долл. США за баррель, в то время как еще в 2013-2014 гг. для балансировки федерального бюджета на первичном уровне требовалась цена в районе 95-105 долл. США за баррель;
• оздоровление структуры экономики. За последние два года существенно выросла доля прибыли в структуре национального дохода (плюс 41,7 % в 2016 г., плюс 2,8 процентных пункта с 2014 г.), таким образом, формируется внутренний, естественный источник для финансирования инвестиций. Сопровождавший подстройку к внешним шокам рост конкурентоспособности и рентабельности отечественных отраслей торгуемого сектора привел к увеличению доли ненефтегазовой промышленности в структуре валового внутреннего продукта (с 9,3 % в 2014 г. до 10,6 % в 2016 г.). За последние годы существенно снизилась долговая нагрузка нефинансового сектора и оздоровилась структура финансового сегмента, свидетельствуя о том, что сейчас экономика в лучшей степени подготовлена к трансформации сбережений в здоровые (эффективные) инвестиции.
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу формулируются в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию. Послание президента обозначило конкретные меры, призванные обеспечить динамичное развитие страны во всех сферах, в том числе в сфере налогообложения [6, с. 240].
Тенденции развития бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 г. и плановый период 2019 и 2020 гг. разработаны на основании базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 г. и плановый период 2019 и 2020 гг. Основные параметры базового прогноза социально-экономического развития России представлены в таблице 1.
Базовый прогноз среднесрочного экономического развития на 2018-2020 гг., положенный в основу параметров бюджета, построен на сценарных условиях, предполагающих постепенное замедление мирового экономического роста с 3,1 % в 2016 г. до 2,8 %
1 Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов: [проект] // Министерство финансов Российской Федерации: офиц. сайт. 2017. 3 окт. URL: https://www. mmfm.ru/ru/document/?id_4=119695 (дата обращения: 26.04.2018).
к 2020 г., обусловленное ожиданием замедления темпов экономического роста как в развитых, так и в развивающихся странах. Вызванное этим замедление роста спроса на энергоносители, а также наращивание добычи американской сланцевой нефти и завершение действия соглашения о заморозке добычи нефти странами ОПЕК будет способствовать снижению нефтяных котировок нефти марки Urals и выходу на траекторию на уровне 40 долл. США за баррель (в ценах 2017 г.) уже к концу 2018 г. Кроме того, прогноз базируется на гипотезе о сохранении финансово-экономических санкций до конца прогнозного периода.
Таблица 1
Основные параметры базового прогноза социально-экономического развития России1
Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Цена на нефть марки Urals, долл. США за баррель 49,9 43,8 41,6 42,4
Курс рубля к доллару США среднегодовой, руб. за долл. США 59,4 64,7 66,9 68,0
Темп роста ВВП, процент к предыдущему году 2,1 2,1 2,2 2,3
Номинальный ВВП, млрд руб. 92 224,0 97 462,0 103 228,0 110 237,0
Индекс потребительских цен (в среднем за год) 3,9 3,7 4,0 4,0
Экспорт товаров, млрд долл. США 336,9 324,9 324,2 332,4
Импорт товаров, млрд долл. США 227,8 234,8 238,0 241,0
В рамках базового сценария прогнозируется постепенное увеличение темпов роста российской экономики с 2,1 % в 2017 г. до 2,3 % к 2020 г.
Предполагается устойчивое развитие без существенных провалов при цене на отечественную нефть на уровне 40-50 долл. США за баррель, однако уже сейчас динамика изменения цен на российскую нефть на мировом рынке показывает существенный рост, превышающий заложенный показатель почти в два раза. Цена на нефть марки Urals с февраля 2018 г. стабильно идет вверх и на текущий момент находится на уровне 75-78 долл. США за баррель [2].
Чиновники считают, что переход на новое бюджетное правило позволит снизить цикличность отечественной экономики. Сверхдоходы от экспорта нефти будут направляться на пополнение резервов. В результате расходы бюджета будут планироваться исходя из стоимости нефти на уровне 40 долл. США за баррель, что позволит повысить устойчивость российской экономики.
Высокая зависимость государственного бюджета от нефтегазовой отрасли порождает необходимость постоянного пересмотра налоговой политики в зависимости от стоимости углеводородов. К тому же в последние годы все большее влияние на формирование налоговых условий оказывают внешнеполитические условия.
В Правительстве РФ подготовлены основные направления налоговой политики на 2018-2020 гг., которые Государственная дума должна будет учесть в своей работе. Намечено решить следующие задачи:
1) сокращение теневого сектора бизнеса;
2) дальнейшая минимизация административной нагрузки;
3) стимулирование инвестиционной активности;
4) неповышение налогов для добросовестных налогоплательщиков;
1 Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики.
5) пресечение различных злоупотреблений при применении налоговых льгот и специальных налоговых режимов.
Упомянутый выше документ под названием «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» Министерство финансов РФ составило впервые. Ранее три проекта представлялись по отдельности, но в марте этого года под нажимом Государственной думы, которая захотела видеть полную картину министерских планов, в Бюджетный кодекс РФ была внесена поправка о едином документе. Проект «Основных направлений...» депутаты обсудят на слушаниях 18 июля. Ранее свои планы Министерство финансов представляло в мае -в начале верстки бюджета. В этом году ситуация иная: бюджетные проектировки 20182020 гг. уже утверждены правительством, а обсуждение «Основных направлений.» еще не началось [1]. Поэтому многие эксперты оценивают данный документ как более основательный, полный, академичный. Он представляет собой не просто проект развития на ближайшие три года, он дает оценку текущего состояния экономики России с выделением наиболее значимых проблем, на которые нужно обратить внимание.
В ближайшие три года государство планирует придерживаться принципа фискальной нейтральности и предсказуемости (в частности, не повышать налоги для легального бизнеса). Но в целях создания стимула для обеления серых зарплат рассматривается возможность изменения структуры налоговой нагрузки, а именно: могут быть снижены ставки прямых налогов на труд (страховых взносов) и повышены ставки косвенных налогов (НДС). Власти хотят повысить также собираемость налогов и неналоговых платежей, поэтому совершенствуют их администрирование.
В таблице 2 представлены основные направления изменений в налоговой политике России на 2018-2020 гг. [4].
Таблица 2
Предложения, направленные на изменение налоговой системы РФ
Сфера изменений Планируемые меры
Налоговое администрирование • Расширить возможности налоговых органов самостоятельно уточнять налоговые платежи во избежание пеней; • упростить процедуру получения отсрочки (рассрочки) по уплате налогов. На нее смогут рассчитывать стратегические предприятия и организации, оказывающие особо важные услуги населению или выполняющие особо важные заказы для развития региона. Рассрочкой можно будет воспользоваться в отношении налогов, доначисленных по результатам проверки; • с 2018 г. установить мораторий на новые льготы по региональным и местным налогам; • запустить с 1 февраля 2018 г. пилотный проект по внедрению на территории Евразийского экономического союза механизма прослеживаемости ввезенного товара от границы до розничного звена. Для этого каждому товару присвоят уникальный идентификационный номер; • постепенно распространить такие системы прослеживаемости, как ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) и маркировка, на другие товарные группы; • объединить базы данных внебюджетных фондов и Федеральной налоговой службы; • сформировать единый реестр записей актов гражданского состояния и создать федеральный регистр сведений о населении; • объединить различные информационные базы в одну и автоматизировать ее анализ в целях упрощения взаимодействия с налогоплательщиками и пресечения теневых схем
Сфера изменений Планируемые меры
Налог на прибыль • Разрешить включать в состав безнадежных долгов задолженность гражданина, признанного банкротом; • предусмотреть альтернативу амортизационной премии - инвестиционный вычет, т. е. право уменьшать исчисленный налог на сумму расходов на приобретение (создание) или модернизацию (реконструкцию) объектов основных средств. Вычет будет полагаться по решению субъекта РФ в отношении имущества 3-7-й амортизационных групп в размере 50 % от стоимости объекта (5 % - за счет федеральной части налога, 45 % - за счет региональной); • предусмотреть пониженные ставки для предприятий, реализующих инвестиционные проекты в Дальневосточном регионе и создающих для этого объекты внешней инфраструктуры; • уточнить срок применения пониженных ставок участниками региональных инвестиционных проектов в Дальневосточном регионе в зависимости от срока окупаемости проекта: или десять лет, или пока сумма капвложений в проект не сравняется с суммой экономии на налоге в связи с применением льготной ставки; • усовершенствовать порядок налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК), в частности: упростить показатели налоговой отчетности, уточнить правила переноса на будущие периоды убытков, полученных до появления положений о КИК
Налог на добавленную стоимость (НДС) • Отменить льготу об освобождении от НДС реализации лома и отходов черных и цветных металлов <1> и признать покупателей такой продукции налоговыми агентами по НДС; • сократить число случаев, когда при оказании иностранными компаниями гражданам электронных услуг через интернет посредники, участвующие в расчетах, являются налоговыми агентами по НДС. Соответственно, иностранные компании, состоящие на налоговом учете в РФ, станут самостоятельно платить НДС чаще
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) • Разрешить налоговым агентам сообщать физическим лицам о невозможности удержать с них НДФЛ с помощью электронных сервисов; • предоставлять стандартный НДФЛ-вычет на учащегося ребенка-инвалида I или II группы независимо от его возраста (сейчас - только до достижения им возраста двадцати четырех лет <2>); • уточнить порядок признания расходов при продаже доли в обществе с ограниченной ответственностью, при выходе из состава его участников и при получении доходов в результате ликвидации ООО; • прописать для доходов по договору доверительного управления имуществом те же особенности налогообложения, что установлены при доверительном управлении ценными бумагами; • определить стоимость имущества и прав, внесенных в иностранную структуру без образования юрлица, в пределах которой не должны облагаться полученные от такой структуры доходы (сейчас эти доходы не облагаются в пределах стоимости активов, ранее внесенных в структуру <3>)
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) • Признать плательщиков ЕСХН с выручкой более 150 млн руб. плательщиками НДС. При этом, несмотря на то что расходы они признают после оплаты, НДС-вычеты они будут применять до оплаты; • ограничить льготу по освобождению от налогообложения имущества, используемого в предпринимательской деятельности <4>. Под льготу будет подпадать только то имущество, которое используется для целей ЕСХН
Сфера изменений Планируемые меры
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) • Предоставить налоговый вычет в сумме расходов на покупку контрольно-кассовой техники (ККТ) (не более 18 тыс. руб. за один аппарат) (см. журнал «Главная книга», 2016, № 23, с. 94); • уточнить виды деятельности, подпадающие под этот режим, в связи с введением в действие ОКВЭД2 (Общероссийского классификатора видов экономической деятельности)
Патентная система налогообложения (ПСН) • Предоставить налоговый вычет в сумме расходов на покупку ККТ (не более 18 тыс. руб. за один аппарат); • разрешить уменьшать стоимость патента на сумму страховых взносов; • ограничить общее количество объектов недвижимости (их общую площадь), используемых в деятельности по сдаче в аренду (наем) в рамках ПСН <5> (сейчас лимита нет); • уточнить виды деятельности, подпадающие под этот режим, в связи с введением в действие ОКВЭД2
Страховые взносы • Облагать взносами выплаты по договорам об отчуждении исключительных прав и по лицензионным договорам в отношении любых результатов интеллектуальной деятельности (сейчас же, например, выплаты по лицензионным договорам о передаче прав использования произведений науки, литературы и искусства облагаются взносами, а в случае передачи иных прав -не облагаются <6>); • уточнить виды деятельности упрощенцев, дающие право на применение пониженных тарифов страховых взносов, в связи с введением в действие ОКВЭД2
Госпошлина • Дифференцировать размер госпошлины за выдачу лицензии на торговлю алкоголем в зависимости от количества точек продаж. Сейчас ее размер (65 тыс. руб. в год <7>) универсален как для крупной торговой сети, так и для отдельных сельских магазинов; • разрешить физлицам уплачивать налоги и госпошлины через многофункциональные центры
Неналоговые платежи • Завершить в 2017 г. работу по систематизации единых правил установления и взимания неналоговых платежей (принять так называемый кодекс неналоговых платежей); • предусмотреть возможность передачи отдельных видов неналоговых платежей на местный уровень; • по возможности сократить число неналоговых платежей и упростить процедуры их администрирования
<1> Подпункт 25 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации1 (НК РФ). <2> Подпункт 4 п. 1 ст. 218 НК РФ. <3> Пункт 60 ст. 217 НК РФ. <4> Пункт 3 ст. 346.1 НК РФ. <5> Подпункт 19 п. 2 ст. 346.43 НК РФ. <6> Подпункт 3 п. 1, п. 4 ст. 420 НК РФ. <7> Подпункт 94 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
Проект «Основных направлений.», с одной стороны, направлен на поддержку предпринимательства и малого бизнеса, вывод его из тени, с другой стороны, отдельным группам налогоплательщиков обещает ужесточение режима, в частности это касается пресечения злоупотреблений. Будут ли эти меры реализованы, зависит от того, утвердит ли данный проект Правительство РФ или же все предложения так и останутся на бумаге.
1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 авг. 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 23 апр. 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 32. Ст. 3340.
Основные меры по настройке налоговой системы планируется закрепить в 2018 г., зафиксировав их на долгосрочный период, чтобы начать применять новые стабильные правила уже с 1 января 2019 г.
Развитие российской экономики сохраняет зависимость от динамики нефтяного рынка, что остается основным фактором риска. Новое снижение цен на нефть может стать причиной очередного экономического кризиса, преодолеть который будет значительно сложнее.
Помимо налоговой реформы, правительству необходимо запустить пенсионную реформу, которая позволит снизить нагрузку на федеральный бюджет. При этом правительство может снизить общую налоговую нагрузку на зарплаты, используя другие компенсаторы [5].
Библиографический список
1. Вислогузов В. Направления налоговой политики 2018-2020 // Налоги и право: [сайт]. 2017. 11 июля URL: http://lawedication.com/blog/2017/07/11/napravleniya-nalogovoj-politiki-2018-2020/ (дата обращения: 26.04.2018).
2. Годовой график цен на нефть Urals онлайн. URL: https://nefturals.ru/ (дата обращения: 26.04.2018).
3. Гюльмагомедова Г. А., Османова С. Г. Тенденция и развитие налоговой политики в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Наука среди нас. 2018. № 1 (5). С. 271-277. URL: http://nauka-sn.ru/filestore/1(5)2018/GulmagomedovaGA.pdf (дата обращения: 26.04.2018).
4. Мацепуро Н. А. В 2018-2020 гг. - курс на вывод бизнеса из тени (комментарий к проекту основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов) // Предпринимательство и право: информ.-аналит. портал. 2017. 25 авг. URL: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=8759 (дата обращения: 26.04.2018).
5. Налоговая политика государства на 2018-2020 годы // Налог-налог.ру: [сайт]. 2018. 24 апр. URL: http://nalog-nalog.ru/nalogovaya_sistema_rf/nalogovaya_politika_gosudarstva/#Налоговая политика государства на 2018-2020 годы (дата обращения: 26.04.2018).
6. Ульяненко Д. И. Оценка состояния и проблем действующей современной системы налогообложения России // Ростовский научный журнал. 2017. № 6. С. 239-248.