наглядно-образное моделирование как метод обучения студентов двигательным спортивным навыкам
УДК/UDC 796.011.3
Поступила в редакцию 06.04.2020 г.
Кандидат педагогических наук, доцент К.П. Бакешин1
1 Санкт-Петербургский им. В.Б. Бобкова филиал государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Российская таможенная академия», Санкт-Петербург
vISUAL-FIGURAL MODELING AS STUDENTS' SPORTS MOTOR SKILLS BUILDING
METHOD
PhD, Associate Professor K.P. Bakeshin1
1 Bobkov Saint Petersburg Branch of the State Treasury Educational Institution of Higher Education "Russian Customs Academy", St. Petersburg
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Цель исследования - разработка и оценка эффективности методики обучения двигательным спортивным навыкам студентов-строителей через наглядно-образную модель.
Методика и организация исследования. Экспериментальное исследование осуществлялось на протяжении двух лет в течение 2018-2019 гг. В нем приняли участие две равноценные группы студентов первого курса строительного факультета: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), по 20 человек в каждой. Обучение студентов ЭГ проводилось по авторской методике. При рассмотрении наглядно-образного моделирования (НОМ) разучиваемых двигательных навыков как фазовый процесс формирования умственных действий и теоретическое обоснование педагогического эксперимента по обучению студентов-строителей через НОМ были определены частные взаимосвязанные задачи, способы и средства педагогического воздействия в каждой фазе становления НОМ.
Результаты исследования и выводы. В ходе экспериментальной работы раскрыт метод обучения спортивным двигательным навыкам через наглядно-образное представление на основе упорядочения деятельности зрительного и двигательного анализаторов при регулирующей роли второй сигнальной системы. Определены условия применения наглядно-образной модели как метода обучения двигательным навыкам в учебно-тренировочном процессе: создание оптимального представления способа выполнения двигательного навыка с «мысленным проговариванием» его структурно-описательной системы, включая двигательно-мышечные ощущения в комплексе с двигательной деятельностью, отражающей НОМ; соблюдение синхронности между образно представляемым ритмом звеньев двигательного навыка и его объективно воспроизводимым ритмом в период двигательной деятельности; кора больших полушарий головного мозга должна быть свободной от деятельности, которая не соответствует обучению данному двигательному навыку; создание положительного эмоционального состояния обучаемых, заинтересованности в овладении разучиваемым двигательным навыком. Анализ полученных результатов выявил достоверное улучшение в ЭГ показателей общей физической подготовленности и положительную динамику технико-тактической подготовки студентов-строителей.
Ключевые слова: наглядно-образная модель, обучение, студент-строитель, двигательный навык, бокс.
Annotation
Objective of the study was to develop the sports motor skills building methodology for civil engineering university students using visual-figural modeling and evaluate its effectiveness.
Methods and structure of the study. The pilot study was carried out from 2018 through 2019. It involved two equivalent groups of civil engineering university first-year students: Control Group and Experimental Group, 20 subjects each. The Experimental Group students were trained by the author's methodology. When considering the visual-figural modeling of built motor skills as a phased process of formation of mental actions and theoretical substantiation of the educational experiment designed to train civil engineering university students through visualfigural modeling, we identified individual related missions, means and methods of pedagogical intervention at each stage of development of the visual-figural model.
Results and conclusions. In the course of the experiment, the authors reveal the motor skills training method through visual-figural modeling based on the regulation of the activity of the visual and motor analyzers with the predominant regulatory role of the second signal system. We determined the visual-figural model application conditions as a method of motor skills training: optimal representation of the method of execution of motor actions, conception of its structural-descriptive system, including motor muscle sensations in combination with motor activities characterizing the visual-figural model; maintaining synchronicity between the figurative rhythm of the motor units and its objectively reproducible rhythm during motor activity; the large cerebral cortex should be free from activities that do not correspond to the training technique in this particular motor skill; ensuring a positive emotional state of the trainees and motivating them for mastering the specified motor skills. The analysis of the data obtained revealed a significant improvement in the overall physical fitness rates in the Experimental Group and positive dynamics in the technical and tactical training of civil engineering university students.
Keywords: visual-figural model, training, civil engineering university student, motor skills, boxing.
Введение. В тренировочном процессе создание представлений о двигательной структуре изучаемых спортивных
упражнений - необходимое условие формирования двигательного навыка (ДН). Результаты проведенных исследо-
№ 12 • 2020 Декабрь | December
http://www.teoriya.ru
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
а
■
с
га
^
О (и .с Н
ваний в нейрофизиологии [1, 2] показали, что реализация двигательного действия, направленного на определенную цель, осуществляется с помощью механизма опережающего отражения - до начала двигательного акта в моторной области коры головного мозга создается конкретный функциональный прототип грядущего двигательного акта. Эта наглядно-образная модель (НОМ) содержит информацию о мышцах, участвующих в процессе движения, интенсивности мышечных напряжений, амплитуде, направлении и быстроте движений. Физиологически процесс формирования НОМ и является результатом образования систем временных связей в зрительном и двигательном анализаторах при регулирующей деятельности второй сигнальной системы. Данный процесс происходит в условиях определенного педагогического воздействия и направляется определенным образом. Отмеченные теоретические положения позволят повышать эффективность тренировочного процесса за счет стимулирования самостоятельной познавательной деятельности занимающихся и формирования у них абстрактно-образного мышления.
Цель исследования - разработка и оценка эффективности методики обучения двигательным спортивным навыкам студентов-строителей через наглядно-образную модель.
Методика и организация исследования. Экспериментальное исследование осуществлялось на протяжении двух лет в течение 2018-2019 гг. В нем приняли участие две равноценные группы студентов первого курса строительного факультета: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), по 20 человек в каждой. Занятия в группах были одинаковыми по всем разделам учебной дисциплины «Физическая культура и спорт» и проводились два раза в неделю. В процессе исследования выявлялись показатели физической и функциональной подготовки занимающихся по общепринятым методикам [3]. Обучение студентов ЭГ проводилось по авторской методике, основанной на использовании средств бокса. Формирование представления о движениях, составляющих основу НОМ, разучиваемых спортивных двигательных навыков, - фазовый процесс, в котором выделяют фазу создания и фазу уточнения двигательных представлений [4]. При рассмотрении наглядно-образного моделирования разучиваемых двигательных навыков как фазовый процесс формирования умственных действий [5] и теоретическое обоснование педагогического эксперимента по обучению студентов-строителей через НОМ были определены частные взаимосвязанные задачи, способы и средства педагогического воздействия на каждой стадии становления НОМ. В первой фазе решались такие частные задачи, как формирование правильного представления о ДН и создание его зрительно-двигательного образа. Реализация указанных задач достигалась применением алгоритма взаимодействия учителя и ученика [6, 7]. В процессе обучения занимающихся двигательному навыку при многократном повторении с последующим словесным его описанием и запоминанием на основе понимания представление о том, как совершить двигательный навык, уточняется и кодируется в моторной области коры головного мозга в качестве условного эталона [1, 2, 8].
Во второй фазе решались задачи, связанные с усилением отчетливости и устойчивости двигательных ощущений и специализированных восприятий, выражающихся в дифференцировке амплитуды движений, их направления, быстроты и интенсивности мышечных напряжений. Принималось во внимание то, что в боксе в основе «чувства удара» спортсмена лежат мышечно-двигательные восприятия. Точность восприятия находится в прямой зависимости от квалификации спортсмена и особенностей выполняемых
движений. Боксеры точнее различают мышечные напряжения при разгибании рук и подскоках [9]. Наглядно-образное представление способа выполнения двигательного навыка с «мысленным проговариванием» его исполнения и параллельной двигательной деятельностью способствовало усилению отчетливости и устойчивости мышечно-двигательных восприятий занимающихся [4, 8]. Структура движений при ударе различается в зависимости от установок, связанных с реальной боевой ситуацией. Жесткость кинематической цепи в соответствии с законом Гука влияет на силу удара при любой установке. В кинематической цепи «рука» при ударе необходимо создать максимальную жесткость, блокировав движения в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах, что успешно достигалось при выполнении студентами упражнений на снарядах. При этом важная роль отводилась внутренней речи обучаемых (самоинструкции, самоприказы), которая осуществляла самонастройку межмышечной коррекции разучиваемого двигательного навыка. Занимающиеся учились самостоятельно анализировать и сравнивать движения, руководствуясь двигательными ощущениями. Внимание обучаемых акцентировалось на развитии динамической силы с учетом наличия переноса между показателями динамической силы и быстроты ударов в сходных по структуре движениях [10]. В связи с этим подбирались упражнения с проявлением большей силы в быстрых движениях. Для формирования чувства ударной дистанции обучающимся предлагались упражнения, основу которых составляли принципы развития пространственно-различительной деятельности человека: самооценка и срочная информация, частичное выключение зрительного контроля и постепенная дифферен-цировка пространственных раздражителей [4]. Точность удара зависит от скорости и длительности ударного движения: чем выше скорость и короче ударное движение, тем труднее управлять точностью движения. Усилению отчетливости и устойчивости специализированных восприятий, таких как чувство удара и дистанции, быстроты и точности ударных движений, способствовали упражнения на боксерских снарядах с нанесением специальной разметки. В упражнениях на боксерских лапах с тренером-преподавателем совершенствовалась техника разучиваемого двигательного навыка, его отдельных звеньев, моделировались различные возможные ситуации поединка боксера с решением отдельных тактических задач. В процессе овладения занимающимися двигательным навыком взаимосвязь и взаимообусловленность его звеньев и мышечно-двигательные ощущения корректируются, межмышечная координация становится оптимальной, ДН автоматизируется, а его наглядно-образная модель в сознании обучаемых становится эталоном.
В ходе эксперимента, используя НОМ как метод обучения, обучающиеся получили возможность совершенствовать технику разучиваемого двигательного навыка, его отдельных звеньев, вычленяя их абстрактно из движения в момент двигательной деятельности. Это существенно расширило круг проявлений самостоятельности занимающихся в учебно-тренировочном процессе [11] и позволило обучающимся самоанализировать «прослушиваемые» мышечно-двигательные ощущения отдельных звеньев двигательного навыка по отношению к другим звеньям.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ полученных результатов выявил достоверное улучшение в ЭГ показателей общей физической подготовленности и положительную динамику технико-тактической подготовки студентов-боксеров (табл. 1).
Показатели, характеризующие интеллектуальную работоспособность студентов ЭГ, также отличаются достоверной положительной динамикой (табл. 2).
50
http://www.teoriya.ru
№ 12 • 2020 Декабрь | December
Таблица 1. Изменение показателей общей физической подготовленности и технико-тактической подготовки студентов обеих групп за экспериментальный период, КГ (п=20), ЭГ (п=20)
№ п/п Наименование упражнений Группы Исходные показатели Показатели в конце эксперимента р
1 Бег на 1000 м, мин, с КГ 4,81±0,02 4,73±0,02 <0,05
ЭГ 4,82±0,03 4,37±0,01 >0,01
2 Подтягивание на перекладине, кол-во раз КГ 7,2±0,04 8,1±0,03 >0,01
ЭГ 7,6±0,05 10,0±0,04 >0,01
3 Бег на 100 м, с КГ 14,5±0,04 14,0±0,03 <0,05
ЭГ 14,2±0,05 13,3±0,02 >0,01
4 Бокс (ПТТМ), баллы КГ 3,6±0,01 4,0±0,04 >0,01
ЭГ 3,8±0,04 4,8±0,01 >0,01
Таблица 2. Изменение показателей интеллектуальной трудоспособности и успеваемости студентов за экспериментальный период КГ (п=20), ЭГ(п=20)
№ п/п Изучаемый показатель Группы Исходные показатели Показатели в конце эксперимента Прирост р
1 Переключение и распределение внимания ЭГ 4,6±0,04 7,4±0,08 2,8 <0,05
КГ 4,8±0,03 5,6±0,04 0,8 -
2 Оперативное мышление ЭГ 6,0±0,02 7,6±0,03 1,6 <0,05
КГ 6,3±0,04 6,8±0,04 0,5 -
3 Показатели успеваемости ЭГ 4,0±0,05 4,8±0,07 0,8 -
КГ 4,1±0,04 4,3±0,03 0,2 -
К концу педагогического эксперимента в ЭГ 12 студентов выполнили норматив II разряда и 8 чел. - III разряда. В КГ за тот же период 6 чел. выполнили норматив II разряда и 10 чел. - III разряда.
Вывод. Педагогический эксперимент подтвердил эффективность разработанной методики обучения студентов-строителей спортивным двигательным навыкам через наглядно-образную модель.
Литература
1.
Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. - М.: Медицина, 1975. - 447 с. Бакешин К.П. Поэтапное формирование познавательной самостоятельности у студентов строительного профиля в процессе обучения технико-тактическим действиям (на примере бокса) / К.П. Бакешин // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 9.
- с. 42-44.
Бакешин К.П. Особенности формирования и проявления самостоятельности у студентов строительного профиля в учебно-тренировочном процессе (на примере бокса) / К.П. Бакешин // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 11. - С. 36-38. Бакешин К.П. Развитие самостоятельной познавательной деятельности студентов строительного профиля в процессе овладения навыками решения тактических задач (на примере бокса) / К.П. Бакешин // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 11.
- С. 51-53.
Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. - М.: Медицина, 1966. - 166 с. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. - М.: Медицина, 1966. - 166 с. Гальперин П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. - 1957.
- № 6. - С. 58-69.
Никишкин В.А. Совершенствование системы физического воспитания в вузе / В.А. Никишкин // Физкультура и спорт. - 2012.
- Вып. 5. - 314 с.
Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта / А.Ц. Пуни // Физкультура и спорт. - 1959. - 307 с.
10. Сологуб Е.Б. Корковая регуляция движений человека / Е.Б. Сологуб. - Л.: Медицина, 1981. - 183 с.
11. Филимонов В.И. Бокс. Спортивно-техническая и физическая подготовка: монография / В.И. Филимонов. - М.: ИСАН, 2000. -432 с.
12. Ширяев А.Г. Исследование и реализация в педагогическом процессе взаимосвязи физической подготовленности и техническо-
2.
3.
4.
5.
6.
7.
9.
го мастерства боксеров высших разрядов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Г. Ширяев. - Л., 1974. - 18 с.
References
1. Anokhin P.K. Ocherki po fiziologii funktsionalnykh sistem [Essays on physiology of functional systems]. Moscow: Meditsina publ., 1975. 447 p.
2. Bernstein N.A. Ocherki po fiziologii dvizheniy i fiziologii aktivnosti [Essays on movements physiology and activity physiology]. Moscow: Meditsina publ., 1996, 166 p.
3. Nikishkin V.A. Sovershenstvovanie sistemy fizicheskogo vospitaniya v vuze [Improvement of academic physical education system]. Fizkul-tura i sport publ., 2012, no. 5, 314 p.
4. Puni A.Ts. Ocherki psikhologii sporta [Essays on sports psychology]. Fizkultura i sport publ.. 1959. 307 p.
5. Galperin P.Ya. Umstvennoe deystvie kak osnova formirovaniya mysli i obraza [Mental action as basis for thought and image formation]. Vo-prosy psikhologii. 1957. No. 6. pp. 58-69.
6. Bakeshin K.P. Poetapnoe formirovanie poznavatelnoy samostoy-atelnosti u studentov stroitelnogo profilya v protsesse obucheniya tehniko-takticheskim deystviyam (na primere boksa) [Self-reliant cognitive ability phased building model applied in academic boxing course at civil engineering university]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. No. 9. pp. 42-44.
7. Bakeshin K.P. Razvitie samostoyatelnoy poznavatelnoy deyatelnosti studentov stroitelnogo profilya v protsesse ovladeniya navykami resheniya takticheskikh zadach (na primere boksa) [Cognitive qualities mobilizing boxing tactics mastering model for civil engineering university students]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 11. pp. 51-53.
8. Sologub E.B. Korkovaya regulyatsiya dvizheniy cheloveka [Cortical regulation of human movements]. Leningrad: Meditsina publ., 1981. 183 p.
9. Filimonov V.I. Boks. Sportivno-tekhnicheskaya i fizicheskaya podgo-tovka [Boxing. Sports technical and physical training]. Moscow: ISAN publ., 2000. 432 p.
10. Shiryaev A.G. Issledovanie i realizatsiya v pedagogicheskom protsesse vzaimosvyazi fizicheskoy podgotovlennosti i tekhnicheskogo master-stva bokserov vysshikh razryadov [Research and realization in educational process of relationship of physical fitness and technical skills of elite boxers]. PhD diss. abstr.. Leningrad, 1974. 18 p.
11. Bakeshin K.P. Osobennosti formirovaniya i proyavleniya samostoy-atelnosti u studentov stroitelnogo profilya v uchebno-trenirovochnom protsesse (na primere boksa) [Self-reliant education and training style formation and manifestations: case study of boxing groups at Civil Engineering University]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2017, no. 11, pp. 36-38.
№ 12 • 2020 Декабрь | December
http://www.teoriya.ru