Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА: ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ'

ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА: ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исследование / эмпирическая социология / метод социологического исследования / социальные проблемы / качественные методы / количественные методы / research / empirical sociology / sociological research method / social problems / qualitative methods / quantitative methods

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гостенина Валентина Ивановна, Подъячева Ольга Сергеевна

Статья посвящена изучению проблем общества с помощью эмпирических социологических методов. В ней представлен исторический обзор становления эмпирической социологии, прослеживаются ключевые этапы развития этой дисциплины. Статья подчеркивает важность получения объективных данных о различных социальных явлениях и процессах в социологии, Авторы рассматривают основные виды методов, используемых в эмпирических исследованиях, подразделяя их на качественные и количественные. В статье также обсуждаются преимущества и недостатки каждого метода, а также их применение для анализа различных социальных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SOCIETY: RESEARCH USING SOCIOLOGICAL METHODS

The article is devoted to the study of social problems using empirical sociological methods. It provides a historical overview of the formation of empirical sociology and traces the key stages in the development of this discipline. The article emphasizes the importance of empirical methods in sociology, which allow obtaining objective data about social phenomena and processes. The authors consider the main types of methods used in empirical research, dividing them into qualitative and quantitative. The article also discusses the advantages and disadvantages of each method, as well as their application to the analysis of various social problems.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА: ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ»

УДК 316

ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА: ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИМИ

МЕТОДАМИ

Гостенина В.И., Подъячева О.С. Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск

Статья посвящена изучению проблем общества с помощью эмпирических социологических методов. В ней представлен исторический обзор становления эмпирической социологии, прослеживаются ключевые этапы развития этой дисциплины. Статья подчеркивает важность получения объективных данных о различных социальных явлениях и процессах в социологии, Авторы рассматривают основные виды методов, используемых в эмпирических исследованиях, подразделяя их на качественные и количественные. В статье также обсуждаются преимущества и недостатки каждого метода, а также их применение для анализа различных социальных проблем.

Ключевые слова: исследование, эмпирическая социология, метод социологического исследования, социальные проблемы, качественные методы, количественные методы.

10.22281/2542-169 7-2024-03-03-86-95

Научное исследование общества с использованием социологических методов имеет большую актуальность в современном мире. Социология является важной наукой, которая изучает общественные явления, процессы и отношения. Понимание социологических методов и их применение позволяют исследователям получать объективные данные о социальной действительности, выявлять закономерности и тенденции в обществе.

С помощью социологических методов можно изучать различные аспекты общественной жизни, такие как социальные группы, институты, культуру, структуру общества, социальные нормы и ценности. Эти исследования помогают лучше понять причины и последствия социальных явлений, предсказывать возможные изменения и развитие общества.

Социологические методы также играют важную роль в разработке политики, планировании социальных программ, управлении ресурсами и принятии решений на уровне государства, организаций и сообществ. Исследования, проводимые с использованием социологических методов, помогают обнаруживать проблемы и выявлять возможности для улучшения социальной сферы.

История возникновения и развития социальной науки неразрывно связана с практическими исследованиями - источниками нового знания, необходимого для разработки теорий и контроля социальных процессов. Социологическое исследование, известное как эмпирическое исследование, набрало популярность в конце Х1Х-начале ХХ века, заменив индивидуальные методики накопления социальной информации [1, с. 44-46]. Они основаны на практике социального наблюдения и социального обследования. Идею исследования заимствовала социология из различных сфер, например, естествознания, экономики, этнографии и правоведения, в которых ранее были установлены методики эмпирического и экспериментального исследования.

Социологическое исследование имеет богатую историю в мировой науке. В 17 веке возникла необходимость проведения переписей населения, сбора данных о жизни людей. Первая перепись населения была проведена во Франции в конце 17 века [4, с. 114]. Именно переписи населения стали предшественниками эмпирической социологии. Затем появились и исследования таких проблема, как численность населения, рождаемость и смертность, уровень жизни людей [9, с. 204].

Однако родоначальником исследований конкретных социальных явлений можно считать английского демографа Джона Граунта. В 1662 году он выпустил книгу «Естественные и политические наблюдения о данных смертности». Граунт самостоятельно

DOAJ

собирал демографическую информацию и на её основе выявлял закономерности процессов демографического развития, связанных с естественным и социальным фактором. [11].

Исследователь тщательно провел анализ статистических данных, изучив отчеты о смертности за 33 года, и выделил для детального рассмотрения 299250 записей о причинах смерти, отбирая только те, у которых не было сомнений в истинности причины. Граунт пришел к выводу, что некоторые факторы, влияющие на смертность, остаются неизменными, и что уровень смертности городского населения превышает сельский, что среди мужчин он выше, чем среди женщин, и что он особенно высок среди детей в раннем возрасте. Исследователь также оценил численность населения Лондона, что отражало существующую социальную картину, и его выводы свидетельствовали о необходимости введения определенных изменений, требующих эффективного управленческого вмешательства.

Исследователь Джон Граунт анализировал документы о количестве смертей и предпринял попытку разработать систему предупреждения возникновения и распространения бубонной чумы. Модель так и не была создана, но его исследования являются первыми в данной области, основанными на методах анализа статистики населения Лондона. Анализируя противоречивую информацию, Граунт первым обнаружил закономерности в статистике здоровья населения и доказал неверность некоторых установившихся мнений. Особенно важной стала таблица смертности Граунта, где он представил понятия средней продолжительности жизни и вероятности смерти в определенный срок. Граунт стал первым, кто создал математическую модель таблицы смертности. Она показывает, как с возрастом увеличивается вероятность смерти. Сегодня эта модель — важный инструмент для изучения структуры населения. С её помощью анализируют смертность, рождаемость и бракоспособность, прогнозируют численность и возрастную структуру населения.

Последователем Граунта был Уильям Пэтти, который в 1672 г. создал книгу «Политическая анатомия Ирландии». Он смог изучить раскол ирландской общественности по индивидуальной методике. В своих исследованиях Джон Граунт использовал количественные показатели для оценки благосостояния населения. Одним из таких показателей он считал было количество дымовых труб в доме (чем больше труб, тем выше благосостояние владельца) [9, с. 201].

Граунт анализировал различные социально-экономические данные Ирландии с показателями других стран, что позволило ему определять тенденции развития совершенно разных обществ.

Таким образом, эмпирические исследования в области социологии 17-18 веков с сыграли ключевую роль в развитии социологии XIX века и заложили основы для возникновения эмпирической социологии.

Социология в XX веке была направлена на эмпирическое исследование, которое обусловлено быстрой динамикой общества, растущими социальными проблемами и улучшением методов исследований. В этот период возникло оживление эмпирической социологии, и университет Чикаго, чикагская «Школа жизни», стал центром развития этого процесса [3]. В результате исследований были собраны самые данные об обычной жизни человека, его взаимодействиях, социокультурной практике и традициях. Чикагская «Школа жизни» обратила внимание на социальную среду, которая влияет на поведение человека, а также на взаимосвязи людей в этой среде [7].

Новый этап в социологии: от теоретических основ к эмпирическим исследованиям. XX век ознаменовался значительными изменениями в области социологии, переходом от абстрактных концепций к конкретным исследованиям. Одним из ключевых моментов этого перехода стала работа Питирима Сорокина, который в 1930-х годах возглавил отделение социологии в Гарвардском университете [2, 6].

Сорокин, будучи сторонником позитивистской методологии, считал, что социология должна опираться на эмпирические данные и строгие методы анализа. Его работа, включающая в себя исследования социальных изменений, социальной мобильности и

DIRECTORY OF OPEN ACCESS JOURNALS

культурных феноменов, стала основой для развития новой волны социологических исследований.

Один из студентов Питирима Сорокина, Роберт Мертон, внёс значительный вклад в развитие социологии. Он развивал идеи своего учителя и проводил исследования, которые стали важным этапом в развитии науки. Мертон разработал теорию среднего уровня и концепцию «непреднамеренных последствий» социальных действий. Его работы отличались строгим анализом и опорой на эмпирические данные, что сделало их значимыми для американской социологии. Колумбийский университет в США сыграл ключевую роль в становлении эмпирической социологии, и работы Роберта Мертона стали важной частью этого процесса. [9, с. 213].

Важную роль в развитии эмпирической социологии также сыграл Колумбийский университет. В 40-50-х годах XX века в его стенах работали выдающиеся социологи, такие как Пол Лазарсфельд, Роберт Парк, Герберт Блумер и другие. Они развивали идеи "эмпирической социологии", проводя исследования в области массовых коммуникаций, социальных сетей и межгрупповых отношений [9, с. 215].

Параллельно с Колумбийским университетом в развитии эмпирической социологии активное участие принимал Гарвардский университет. [9, с. 216]. Его исследования были направлены на изучение влияния условий труда на производительность рабочих. Исследователи заметили, что производительность рабочих повышалась не только за счет изменений в условиях труда, но и за счет того, что рабочие чувствовали себя более мотивированными и включенными в рабочий процесс. Эти открытия привели к разработке концепции "человеческих отношений", которая отмечала важность социальных факторов в управлении и организации труда [4, с. 244].

Таким образом, труды Сорокина, Мертона и других выдающихся социологов XX века привели к новому этапу в развитии социологии. Эмпирические исследования стали ключевым инструментом понимания социальных феноменов, а развитие индустриальной социологии и социологии управления привело к более глубокому пониманию взаимосвязи между социальными и экономическими процессами.

Социология, как наука о обществе, с самого своего возникновения стремилась не только описать, но и объяснить социальные явления. Именно стремление к объективному анализу и поиску закономерностей в функционировании общества привело к появлению эмпирических исследований.

В ранней социологии, в основном, применялись описательные методы, фокусирующиеся на наблюдении и сборе данных о социальных явлениях. Однако, со временем, необходимость в более систематизированном и объективном анализе данных привела к появлению двух основных подходов в социологии: количественного и качественного [14, с. 381].

Количественные методы, опирающиеся на статистический анализ и математические модели, позволяют проводить обширные исследования больших групп людей, выявить закономерности и тенденции в обществе. К ним относятся анкетирование, статистический анализ, эксперименты и другие методы, которые позволяют получить числовые данные.

Качественные методы фокусируются на глубоком анализе отдельных случаев и индивидуальных опытов. Они позволяют понять мотивы поведения людей, их ценности и отношения. К ним относятся глубинные интервью, наблюдение, анализ текстов и другие методы, которые дают качественные данные, например, описания, истории, интерпретации.

Количественные методы исследований представляют собой группу методов, применяемых в области социологии для сбора данных. Основная цель количественных исследований заключается в анализе количественных и объективных характеристик поведения человека или групп людей. Обычно такие исследования проводятся на уровне макросоциологии [2, с. 47].

Количественные методы обычно формализованы, стандартизированы и одинаковы для всех исследователей.

Подготовка исследований начинается задолго до начала работы на месте, исследования могут быть повторены, при этом не зависят от внешних изменений и факторов. Только значительные общественные и социальные изменения могут привести к тому, что количественные методы в конечном итоге изменятся, появятся новые социальные требования для их использования в исследовательской практике.

Методы и инструменты количественного анализа имеют свои особенности, которые существенно отличаются от качественных методов, основными количественными методами, используемыми социологами, являются опрос, эксперимент и анализ документов (рис. 1).

Опрос

Рисунок 1 - Основные количественные методы, применяемые в социологии

Метод опроса - один из самых распространенных методов сбора социологической информации. Он заключается в получении информации от респондентов с помощью заранее подготовленных вопросов.

Существуют два основных вида опросов: анкетный (осуществляется с помощью письменного анкетного листа) и интервью (проводится в устной форме). Опросы могут быть проведены лично, по телефону, по почте, по интернету или с помощью мобильных устройств. Выбор способа проведения зависит от целей исследования, доступных ресурсов, а также от характеристик целевой аудитории [5].

Ключевыми преимуществами метода опроса являются доступность, широкий охват и стандартизация.

Таким образом, опросы являются важным и эффективным инструментом количественного исследования общества, позволяющим получить информацию о различных социальных явлениях и процессах в обществе [13]. Однако для достижения точных результатов необходимо тщательно планировать проведение опроса и анализировать полученные данные, учитывая все особенности этого метода исследования.

Помимо опроса в социологическом исследовании может использоваться эксперимент. Социологический эксперимент представляет собой метод исследования, который позволяет изучить изменения в деятельности социального объекта в результате воздействия на него новых или измененных факторов, введенных экспериментатором. Этот метод включает в себя вмешательство экспериментатора в естественные процессы путем создания определенных контролируемых условий, которые приводят к формированию новой ситуации. Таким образом, можно оценить соответствие поведения объекта измененным условиям и проверить гипотезу.

Поэтому в ходе эксперимента основной задачей является проверка гипотез о наличии или отсутствии причинных связей между изучаемыми явлениями, процессами и событиями. Проведение социального эксперимента становится необходимым в случаях, когда требуется решить задачи, связанные с определением реакции различных социальных (профессиональных, демографических и прочих) групп или областей на воздействие определенных факторов, способных вызвать изменения в их обычной ситуации. В рамках прикладного социологического исследования такими факторами могут быть рекомендации, выработанные в результате проведенного прикладного исследования. Их внедрение связано

с проведением эксперимента [7].

Не менее интересным является и метод анализа документов - это не просто чтение, а целая система методических приемов и процедур, позволяющая извлекать из документальных источников ценную социологическую информацию. Он служит незаменимым инструментом для изучения социальных процессов и явлений, помогая решать разнообразные исследовательские задачи. Анализ документов позволяет заглянуть в прошлое, изучая события, которые уже невозможно наблюдать непосредственно. Изучение документальных свидетельств, охватывающих долгие годы, позволяет выявить тенденции и динамику изменений в обществе.

Существует два основных метода анализа документов, каждый из которых подходит для решения определенных исследовательских задач.

Традиционный анализ - это классический подход, основанный на логических построениях, позволяющих раскрыть основное содержание изучаемого материала. Он акцентирует внимание на индивидуальной истории автора и идеально подходит для анализа уникальных личных документов, таких как письма, дневники, мемуары [8, с. 422].

Контент-анализ - это более формализованный подход, который предполагает перевод массовой текстовой информации в количественные показатели. Он опирается на статистические закономерности частотного распределения смысловых единиц в тексте. Этот метод особенно эффективен при анализе больших объемов данных, таких как статьи, новости, рекламные материалы, и позволяет выявить скрытые закономерности и тренды.

Таким образом, количественные методы исследования общества играют важную роль в поиске объективной информации о социальных процессах и явлениях, что позволяет принимать обоснованные решения и разрабатывать эффективные стратегии развития общества.

Качественные исследования в социологии сосредоточены на частных явлениях, что позволяет получить полную картину функционирования общества. Среди представителей качественного подхода в социологии можно выделить таких учёных, как Г. Зиммель, Юрген Хабермас, Дж. Герберт Мид, М. Вебер и Альфред Шюц. Каждый из них разработал свою теоретическую концепцию, опираясь на собственный субъективный взгляд на социальную жизнь. Они считают, что изучение конкретного человека, его переживаний и повседневных действий является ключевым аспектом социологических исследований. [6].

Качественные методы в социологии направлены не на поверхностное описание явлений, а на глубокое понимание их сути. Здесь количество респондентов не играет такой ключевой роли, как качество и глубина получаемых ответов. Применение качественных методов требует высокого профессионализма и мастерства исследователя.

Существует множество различных качественных методов в социологии, но наиболее распространёнными являются неформализованное интервью, фокус-группа, биографический метод, а также case-study. Каждый из этих методов имеет свои особенности и применяется для решения определённых исследовательских задач. (рис. 2).

Рисунок 2 - Основные качественные методы, используемые в социологии

DOAJ

Одним из методов, заслуживающих особого внимания, является фокусированное групповое интервью, которое в социологических кругах также известно как фокус-группа.

Фокус-группа представляет собой особый вид интервью, проводимого одновременно с группой людей, объединённых общими социальными характеристиками. Благодаря эффекту группового взаимодействия при обсуждении определённой темы этот метод «группового» интервью приобретает новые качественные свойства и возможности. [10, с. 260].

В фокус-группе, состоящей из экспертов в определённой области, происходит «мозговой штурм» — совместная генерация идей для решения актуальных проблем.

Термин «фокус-группа» обычно применяют к группе обычных людей. Здесь исследователя интересует объяснение определённого поведения (социального, политического, потребительского и т. д.) или отношения конкретной социальной группы к различным процессам и явлениям. [10, с. 261].

Проведение фокус-группы сводится к интервью в форме обсуждения проблемы по гайду с небольшой группой участников. Важным методическим принципом является социальная однородность группы, где участники находятся в примерно одинаковом социальном положении.

Главным в проведении фокусированного группового интервью является модератор. Он задает вопросы в соответствии с гайдом, уточняет ответы респондентов, старается стимулировать участников к обсуждению.

Таким образом, фокус-группа является эффективным инструментом для изучения мнений и предпочтений целевой аудитории о продукте или услуге. Участники фокус-группы могут предоставить ценные отзывы и рекомендации, которые помогут улучшить товар или услугу до его запуска на рынок.

Важно правильно организовать фокус-группу, чтобы получить объективные данные и максимальную пользу от проведенного исследования.

Следующим качественным методом исследования является еще одна разновидность интервью- нестандартизированное.

Нестандартизированное интервью отличается отсутствием строгих правил поведения у интервьюера. Этот метод опроса применяется в начальной стадии определения исследовательской задачи. В отличие от формализованных интервью, здесь не стараются собрать одинаковые ответы у всех опрошенных, и каждый участник не рассматривается как статистическая единица. Содержание беседы может варьироваться в зависимости от конкретного опрошенного: каждый участник делится теми данными или мнениями, которые он считает наиболее важными или информативными. Таким образом, применение заранее составленного и длинного списка вопросов может оказаться бесполезным [11].

Данный метод проведения интервью позволяет лучше понять вопрос или проблему на уровне интуиции, а также выявить неожиданные аспекты исследования. Свободное интервью может быть полезным для объяснения неожиданных результатов количественных исследований. Например, с его помощью можно проанализировать расхождения между результатами голосования и предварительными прогнозами. Также этот метод применим для изучения новых проблем, возникающих в процессе исследования.

Другим способом качественного изучения общества является биографический метод. Биографический подход в социологии представляет собой комплексный метод исследования, который фокусируется на анализе личного жизненного пути человека, его внутренних взглядов на собственную жизнь и окружающую реальность, которые выражены через личное повествование. В качестве источников информации часто используются личные записи (мемуары, дневники и прочее) или же материалы, собранные в ходе интервью и бесед.

Важность биографических исследований обусловлена тем, что современная наука еще не полностью понимает человека как объект исследования, не может точно классифицировать его характеристики и не знает, как корректно связать его с историческими, социальными и культурными событиями.

DIRECTORY OF OPEN ACCESS JOURNALS

Следует отметить, что биографический метод является единственным способом научного изучения личности в процессе ее развития, так как он позволяет отследить изменения в жизненном пути. Также очевидно, что биографии служат культурными образцами в любом обществе и способствуют культурной и социальной интеграции.

И, наконец, не менее интересным качественным методом является сase-study. Цель данного метода - тщательный анализ одного или нескольких случаев для глубокого раскрытия процессов, происходящих в обществе. Кейс-стади — это метод социологического исследования, основанный на глубоком и всестороннем изучении конкретного случая (кейса).

Основной методологический принцип кейс-стади заключается в использовании качественных методов сбора и анализа эмпирических данных. Это позволяет социологам погрузиться в повседневную жизнь организаций и изучить аспекты их существования, которые трудно или невозможно охватить традиционными опросами.

Анализ случая — это метод исследования, который характеризуется ограниченным использованием количественных методов. Здесь чаще всего имеют дело не с общими статистическими данными, а с небольшими группами людей, такими как контактные и полуконтактные. В этом случае нет необходимости в анкетировании или формализации документов исследования. [3].

В методе «анализ случая» нет строгой структуры проведения интервью. Исследователь напрямую общается с участниками исследования, ведёт с ними диалог, наблюдает за их поведением и даже может участвовать в некоторых событиях в качестве наблюдателя.

Этот метод особенно ценен тем, что предоставляет разнообразную информацию. Кроме того, он доступен для социологов-практиков. Благодаря своим диагностическим и инновационным возможностям, этот метод позволяет исследователю выступать в роли консультанта и разрабатывать конкретные рекомендации для решения выявленных проблем, учитывая особенности конкретного объекта исследования.

В заключение хотелось бы отметить, что проблемы общества - это сложная и многогранная тема, требующая комплексного подхода. Социологические методы позволяют нам глубже погрузиться в изучение этих проблем, анализируя их причины, последствия и возможные решения. Исследования, проведенные с помощью качественных и количественных методов, выявляют тенденции, закономерности и взаимосвязи, формирующие социальную реальность.

Однако, важно отметить, что социология не предлагает готовых ответов на все вопросы. Она лишь предоставляет нам инструменты для анализа и понимания сложных социальных процессов. Для эффективного решения проблем необходима совместная работа социологов, политиков, представителей различных социальных групп и всех заинтересованных сторон.

1. Абрамова, С. Б. Методология и методы социологического изучения социаль- ных изменений : учебно-методическое пособие / Уральский федеральный университет. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2020. — 112 с - Текст: непосредственный

2. Анурин В.Ф. Эмпирическая социология. - М.: Академ. Проект, 2003 - Текст: непосредственный

3. Чураков, А.Н. Информационное общество и эмпирическая социология, 1998 г. -Режим доступа: свободный. - URL: https://sociology-internet.narod.ru/info/churakov.pdf (дата обращения: 16.06.2024) - Текст: электронный

4. Батыгин, Г.С. История социологии. Учебник / Г.С. Батыгин, Д.Г. Подвойский. - М.: Издательский Дом "Высшее Образование и Наука", 2007. - 444 с. - Текст: непосредственный

5. Гостенина В. И. и др. Методологические особенности социологии управления в меняющемся научном дискурсе современности. Эмпирическое значение // Ежегодник НИИ

Список использованных источников

фундаментальных и прикладных исследований за 2010 год. — Брянск: РИО Брянского государственного университета, 2010. - Режим доступа: свободный. - URL: https://litmir.club/br/?b=605845&p=2 (дата обращения: 16.06.2024) - Текст: электронный

6. Гостенина В.И., Косякова В.П., Подъячева О.С. Французская школа в социологии. Экономика. Социология. Право. №4(32) (2023). Брянск: БГУ, 2023. - Точка доступа: http://profitbrgu.ru Размещено на официальном сайте журнала: 26.12.2023 г. - Режим доступа: свободный. - URL: http://profit-brgu.ru/wp-content/numbers/2023-N4/ESP-2023-N4-03.pdf (дата обращения: 16.06.2024) - Текст: электронный

7. Гостенина, В. И. Социология управления [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся в бакалавриате по направлению 040100 "Социология" : [для бакалавров и специалистов : допущено учебно-методическим объединением] / В. И. Гостенина. - Москва [и др.] : Питер ; Минск [и др.] : Питер, 2013. - 335 с. : табл.; 22 см. - (Учебное пособие) (Стандарт третьего поколения).; - Режим доступа: свободный. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01009596112 (дата обращения: 16.06.2024) -Текст: электронный

8. Добреньков В. И. Методы социологического исследования (классический университетский учебник) / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - Москва: ИНФРА-М, 2008. -768 с. - Текст: непосредственный

9. История социологии: В 3 кн.: Учебник / Под ред. проф. В.И. Добренькова. - Кн. 1: История социологии (XIX- первая половина ХХ в.). - М.: ИНФРА-М, 2004. - 592 с. - Текст: непосредственный

10. Кравченко, А. И. Методология и методы социологических исследований / А.И. Кравченко. - М.: Юрайт, 2014. - 832 с. Текст: непосредственный

11. Методология и методы социологического исследования: учебник / под ред. В. И. Дудиной, Е. Э. Смирновой — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2014. — 388 с. - Режим доступа: свободный. - URL: http://lib.ysu.am/disciplines_bk/b8dfe000fed35e7949c6287d8f6736b6.pdf (дата обращения: 17.06.2024) - Текст: электронный

12. Осипов, Г.В. История социологии: Уч. для вузов / Г.В. Осипов, В.П. Култыгин.

- М.: Норма, 2017. - 256 c. - Режим доступа: свободный. - URL: http://library.lgaki.info:404/2017/Осипов_История_социологии.pdf (дата обращения: 17.06.2024) - Текст: электронный

13. Подъячева О.С. Социальная мобильность и ее факторы. Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых учёных. Материалы Национальной научно-практической студенческой конференции, Том 1, Брянск, 13-14 декабря 2023 года / отв. ред. Е.Д. Селифонова, Т.А. Степченко, О.В. Тишина - Брянск: РИСО БГУ, 2023. - 750 с. - Режим доступа: свободный. - URL: https://brgu.ru/science/publikatsii/sborniki-tmdov/Том%201%20Сборник%20Национальная%20конференция.pdf (дата обращения: 17.06.2024) - Текст: электронный

14. Тощенко Ж.Т. Социология: Учебник /Ж.Т. Тощенко. 4 - е изд., перераб. и доп.

- М.: Юнити - Дана, 2017. - 608 с. - Текст: непосредственный

Сведения об авторах

Гостенина Валентина Ивановна - доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии и социальной работы ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»; e-mail: v.gostenina@yandex.ru; Адрес: 241036, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14; Телефон рабочий: +74832580520 (1231)

Подъячева Ольга Сергеевна - студент направления подготовки 39.03.01 «Социология», факультет педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»; e-mail: pp0_25@mail.ru; Адрес: 241036, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14

UDС 316

PROBLEMS OF SOCIETY: RESEARCH USING SOCIOLOGICAL METHODS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gostenina V.I., Podyacheva O.S.

Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, Bryansk

The article is devoted to the study of social problems using empirical sociological methods. It provides a historical overview of the formation of empirical sociology and traces the key stages in the development of this discipline. The article emphasizes the importance of empirical methods in sociology, which allow obtaining objective data about social phenomena and processes. The authors consider the main types of methods used in empirical research, dividing them into qualitative and quantitative. The article also discusses the advantages and disadvantages of each method, as well as their application to the analysis of various social problems.

Key words: research, empirical sociology, sociological research method, social problems, qualitative methods, quantitative methods.

References

1. Abramova, S. B. Methodology and methods of sociological study of social changes: educational manual / S. B. Abramova, N. L. Antonova, A. V. Merenkov; under general ed. A. V. Merenkova; Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Ural Federal University. - Ekaterinburg: Ural Publishing House. un-ta, 2020. — 112 p. — Text: direct

2. Anurin V.F. Empirical sociology. - M.: Academician. Project, 2003 - Text: direct

3. Churakov A.N. Information society and empirical sociology, 1998 - Access mode: free. -URL: https://sociology-internet.narod.ru/info/churakov.pdf (access date: 06.16.2024) - Text: electronic

4. Batygin, G.S. History of sociology. Textbook / G.S. Batygin, D.G. Podvoisky. - M.: Publishing House "Higher Education and Science", 2007. - 444 p. - Text: immediate

5. Gostenina V.I. et al. Methodological features of the sociology of management in the changing scientific discourse of our time. Empirical significance // Yearbook of the Research Institute of Fundamental and Applied Research for 2010. - Bryansk: RIO Bryansk State University, 2010. - Access mode: free. - URL: https://litmir.club/br/?b=605845&p=2 (date of access: 06/16/2024) - Text: electronic

6. Gostenina V.I., Kosyakova V.P., Podyacheva O.S. French school in sociology. Economy. Sociology. Right. No. 4(32) (2023). Bryansk: BSU, 2023. - Access point: http://profitbrgu.ru Posted on the official website of the magazine: 12.26.2023 - Access mode: free. - URL: http://profit-brgu.ru/wp-content/numbers/2023-N4/ESP-2023-N4-03.pdf(access date: 06.16.2024) - Text: electronic

7. Gostenina, V. I. Sociology of management [Text]: textbook for students of higher educational institutions studying in undergraduate studies in the direction 040100 "Sociology": [for bachelors and specialists: approved by the educational and methodological association] / V. I. Gostenina . - Moscow [etc.]: St. Petersburg; Minsk [etc.]: Peter, 2013. - 335 p. : table; 22 cm -(Tutorial) (Third generation standard).; - Access mode: free. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01009596112 (access date: 06.16.2024) - Text: electronic

8. Dobrenkov V.I. Methods of sociological research (classical university textbook) / V.I. Dobrenkov, A.I. Kravchenko. - Moscow: INFRA-M, 2008. - 768 p. - Text: immediate

9. History of sociology: In 3 books: Textbook / Ed. prof. IN AND. Dobrenkova. - Book 1: History of sociology (XIX - first half of the XX century). - M.: INFRA-M, 2004. - 592 p. - Text: immediate

10. Kravchenko, A.I. Methodology and methods of sociological research / A.I. Kravchenko. - M.: Yurayt, 2014. - 832 p. Text: direct

11. Methodology and methods of sociological research: textbook / ed. V. I. Dudina, E. E. Smirnova - St. Petersburg: St. Petersburg State University Publishing House, 2014. - 388 p. -Access mode: free. - URL:

http://lib.ysu.am/disciplines bkb8dfe000fed35e7949c6287d8f6736b6.pdf (access date: 06/17/2024) - Text: electronic

12. Osipov, G.V. History of sociology: Textbook. for universities / G.V. Osipov, V.P. Kultygin. - M.: Norma, 2017. - 256 p. - Access mode: free. - URL: http://library.lgaki.info:404/2017/Qsipov History sociology.pdf (access date: 06/17/2024) - Text: electronic

13. Podyacheva O.S. Social mobility and its factors. Current problems of modern science: the view of young scientists. Materials of the National Scientific and Practical Student Conference, Volume 1, Bryansk, December 13-14, 2023 / rep. ed. E.D. Selifonova, T.A. Stepchenko, O.V. Silence - Bryansk: RISO BSU, 2023. - 750 p. - Access mode: free. - URL: https://brgu.ru/science/publikatsii/sborniki-

trudov/Volume%201%20Collection%20National%20conference.pdf (date of access: 06/17/2024) -Text: electronic

14. Toshchenko Zh.T. Sociology: Textbook /Zh.T. Toshchenko. 4th ed., revised. and additional - M.: Unity - Dana, 2017. - 608 p. - Text: immediate

Author's information

Gostenina Valentina Ivanovna - Doctor of Sociology, Professor, Professor of the Department of Sociology and Social Work of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky; e-mail: v.gostenina@yandex.ru. Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241036, Russia. Phone work: +74832580520 (1231)

Podyacheva Olga Sergeevna - student of the direction of training 39.03.01 «Sociology», Faculty of Pedagogy and Psychology of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky; e-mail: pp0_25@mail.ru. Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241036, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.