Научная статья на тему 'ФРАНЦУЗСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ'

ФРАНЦУЗСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
80
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
французская школа / функционализм / структурализм / символический интеракционизм / социальные факты / теория социальной солидарности / теория социальной регуляции / french school / functionalism / structuralism / symbolic interactionism / social facts / theory of social solidarity / theory of social regulation

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гостенина Валентина Ивановна, Косякова Валерия Павловна, Подъячева Ольга Сергеевна

В статье авторы рассматривают актуальные проблемы исторического экскурса в эпоху становления социологического знания. Анализируются взгляды представителей французской социологической школы, что оказало существенное влияние на развитие социологического знания. Авторами раскрываются основные положения таких направлений, как функционализм, структурализм, символический интеракционизм и другие. Указано на значимость взглядов Эмиля Дюркгейма, Марселя Мосса, Габриеля Тарда, Гюстава Лебона, положивших начало многим современным направлениям социологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRENCH SCHOOL IN SOCIOLOGY

In the article, the authors consider the actual problems of historical excursion in the era of the formation of sociological knowledge. The views of representatives of the French sociological school are analyzed, which had a significant impact on the development of sociological knowledge. The authors reveal the main provisions of such directions as functionalism, structuralism, symbolic interactionism and others. The significance of the views of Emile Durkheim, Marcel Moss, Gabriel Tarde, Gustave Lebon, which laid the foundation for many modern areas of sociology, is pointed out.

Текст научной работы на тему «ФРАНЦУЗСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ»

DO,

УДК 316

ФРАНЦУЗСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ

Гостенина В.И., Косякова В.П., Подъячева О.С.

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск

В статье авторы рассматривают актуальные проблемы исторического экскурса в эпоху становления социологического знания. Анализируются взгляды представителей французской социологической школы, что оказало существенное влияние на развитие социологического знания. Авторами раскрываются основные положения таких направлений, как функционализм, структурализм, символический интеракционизм и другие. Указано на значимость взглядов Эмиля Дюркгейма, Марселя Мосса, Габриеля Тарда, Гюстава Лебона, положивших начало многим современным направлениям социологии.

Ключевые слова: французская школа, функционализм, структурализм, символический интеракционизм, социальные факты, теория социальной солидарности, теория социальной регуляции.

10.22281/2542-169 7-2023-02-04-27-34

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что новое научное знание [15; 18; 2] формируется на базе ранее существовавших воззрений учёных, изысканий исследователей. Невозможно изобрести что-то, если не опираться на предшествующий опыт множества поколений тех, кто кропотливым трудом создавал широчайшую и разнообразнейшую сферу науки.

Поэтому обращение к первоистокам, к генезису того или иного направления в научной области правомерно, это помогает осмыслить современные достижения, чётче очертить границы того, что важно для современного человека в его познании окружающего мира. Большую роль при этом играет культура [21; 25], в том числе управленческая [6; 7; 10], что важно в эпоху цифровизации [1; 9; 22] и информатизации [12; 13; 17] многих сфер жизнедеятельности общества, в том числе образования [3; 4; 5] и науки [16; 24].

В данной статье мы обратились к историческому экскурсу в области социологии, а именно к представителям французской школы. Взгляды ученых данного направления стали основой важных социологических парадигм, которые востребованы сегодня как никогда, например, взгляды Гюстав Лебон на психологию толпы, Эмиля Дюркгейма - на социальное действие и тому подобное.

Французская школа социологии является одним из важнейших течений в области социологической мысли, оказывающим значительное влияние на развитие этой науки. Данная школа стала известна своими уникальными теоретическими и методологическими подходами к анализу общества.

Французская школа социологии возникла в конце XIX - начале XX века в стремлении исследователей разобраться в сложных проблемах современного общества Франции. Весьма важным этапом в формировании школы стало появление таких выдающихся мыслителей, как Эмиль Дюркгейм, Марсель Мосс, Пьер Бурдье и другие. Они предложили новые теоретические подходы, призванные объяснить особенности социальных явлений и процессов.

Актуальность изучения Французской школы социологии обусловлена не только ее историческим значением, но и активным влиянием на современную социологию. Многие теории и идеи, разработанные французскими социологами, до сих пор актуальны и служат основой для современных исследований в области социальных наук. Их работы вызывают интерес и международное признание и сегодня, исследователи социологии активно применяют инструменты и подходы, предложенные Французской школой социологии.

Основным представителем французской школы социологии является Эмиль Дюркгейм (1858-1917), французский социолог, философ и психолог. Он считается одним из основоположников социологии как науки. Вклад Дюркгейма в развитие социологии был значительным. Он проводил исследования в области социальных явлений, стремился выявить закономерности и причинно-следственные связи, изучая общественные институты, нормы и ценности.

Одним из ключевых понятий в социологии Дюркгейма является социальный факт, который представляет собой объективную реальность, существующую независимо от индивидуальных представлений и воли людей. Социальные факты, такие как нормы, ценности, институты и другие социальные явления, оказывают влияние на мышление и поведение людей. Эти факты являются основой социальной интеграции и регуляции в обществе.

Интересно, что социальные факты возникают в результате социальных взаимодействий и общественных процессов. Наиболее яркими примерами социальных фактов могут служить правила поведения, законы, язык, религия, экономические отношения и многое другое.

Значение понятия социального факта в социологии Дюркгейма заключается в том, что их изучение позволяет понять, как функционирует общество, какие нормы и ценности существуют, и какие институты и организации формируются. Что в свою очередь помогает выявить закономерности и тенденции в общественной жизни и разработать методы и подходы к исследованию общества.

Социальные факты также играют важную роль в понимании социальной интеграции и регуляции. Они способствуют формированию общественного сознания и коллективных представлений, которые объединяют людей и обеспечивают стабильность и порядок в обществе. Социальные факты помогают поддерживать социальные нормы и ценности, регулируют поведение и устанавливают правила взаимодействия.

В социологической теории Дюркгейма особое внимание уделяется также значению общественного сознания и коллективных представлений в формировании и функционировании общества. Общественное сознание представляет собой множество идей, верований, ценностей и знаний, которые существуют внутри общества и воздействуют на действия и мышление его членов.

Дюркгейм утверждал, что общественное сознание является независимым от индивидуального сознания и находится вне отдельных людей. Оно формируется и развивается в процессе социализации, когда индивидуумы принимают общественные нормы, ценности и представления. Общественное сознание оказывает влияние на поведение людей, определяет их цели и мотивы, а также формирует общественные институты и организации.

Коллективные представления, по Дюркгейму, лежат в основе общественного сознания. Они представляют собой общие представления и идеи, которые существуют внутри общества и принимаются его членами. Коллективные представления включают моральные нормы, религиозные верования, политические идеи, научные теории и другие общепринятые идеи и убеждения.

Еще одной ключевой идеей социологии Эмиля Дюркгейма является теория социальной солидарности и регуляции. Эмиль Дюркгейм считал, что социальная солидарность - это процесс объединения индивидов в общество и формирования у них чувства принадлежности и взаимозависимости.

Согласно Дюркгейму, социальная солидарность осуществляется через общие ценности, нормы и правила, которые регулируют поведение людей и обеспечивают согласованность и стабильность общества. Он считал, что общество нуждается в определенном уровне социальной солидарности, чтобы функционировать эффективно и предотвращать социальные конфликты и дезорганизацию.

Дюркгейм выделял две формы социальной солидарности: механическую и органическую. Механическая солидарность основана на сходстве и однородности индивидов

в обществе. В таком обществе люди разделяют общие ценности, нормы и традиции, и их поведение и мышление схожи. Органическая солидарность, наоборот, основывается на взаимозависимости и разделении труда. В таком обществе люди выполняют различные функции и роли, и их взаимодействие базируется на взаимной зависимости.

Для поддержания социальной солидарности Дюркгейм также выделял понятие социальной регуляции. Социальная регуляция - это система норм, правил и институтов, которые контролируют и ограничивают поведение людей в обществе. Она обеспечивает соблюдение социальных норм и предотвращает девиантное поведение и аномию - состояние, когда отсутствуют ясные нормы и ценности, что может привести к социальной дезорганизации.

Таким образом, теория социальной солидарности и теория социальной регуляции в социологии Дюркгейма подчеркивает важность общих ценностей, норм и правил для поддержания стабильности и интеграции общества. Она показывает, что социальная солидарность и регуляция являются неотъемлемыми условиями для эффективного функционирования общества и предотвращения социальных конфликтов и дезорганизации.

Еще одним представителем этого направления является Марсель Мосс - французский социолог, знаменитый своими идеями и вкладом в развитие Французской школы социологии. Он родился в 1925 году и умер в 2003 году. Мосс стал одним из известных пионеров постиндустриальной социологии, и его работы имели значительное влияние на развитие этого направления науки. Его исследования были посвящены социальным изменениям, происходящим в постиндустриальном обществе.

Его основной идеей было утверждение, что существуют так называемые «национальные модели» развития, которые оказывают влияние на политические, экономические и социальные системы стран. Он считал, что эти модели определяют формы социальной организации конкретной страны и влияют на ее социальную динамику. Мосс также разработал понятие «расширенного связного образования», которое описывает процесс социальной мобильности и изменений внутри одного поколения (что нашло отражение, например, в развитии инновационных средств образования [20]). Он утверждал, что достижение образования становится все более важным для социального преуспевания и перехода от одного класса к другому. Еще одной важной идеей Мосса было его понимание социальной дифференциации. Он считал, что различные культурные и социальные группы в обществе имеют разные интересы и ценности, и исследовал способы, которыми эти различия влияют на социальные конфликты и неравенство.

Кроме заметного вклада в область постиндустриальной социологии, Марсель Мосс также оказал существенное влияние на развитие социологии знания и понимания национализма. Его работы продолжают влиять на современные социологические исследования и дебаты.

Не малую роль в развитии французской школы социологии сыграл французский социолог Габриель Тард. Его основной вклад в социологию состоит в разработке концепции подражания и социальной инновации.

Концепция подражания Габриэля Тарда основывается на предположении, что социальные явления и процессы могут быть объяснены как результат подражания. Он считал, что люди склонны к подражанию другим, и это подражание формирует социальное поведение и социальные структуры. Тард также учил, что подражание может быть источником социального прогресса и развития. Новые идеи и инновации распространяются через подражание, что приводит к изменению и развитию общества.

Идеи Тарда часто ставят в противоположность идеям Эмиля Дюркгейма. В то время, как Дюркгейм считал, что социальные факты объясняются коллективным сознанием и силой социальных норм, Тард акцентировал внимание на роли индивидуальных действий и взаимодействий.

Концепция подражания Габриэля Тарда оказала значительное влияние на социологию и другие области наук, такие как психология и маркетинг. Его работы продолжают быть

актуальными и востребованными среди исследователей в сфере социальных наук.

Гюстав Лебон (1841-1931) был французским социологом, психологом и антропологом, который также сыграл важную роль в развитии социологии и психологии масс.

Одной из основных идей Лебона была его теория психологии масс. Он утверждал, что в массовом сознании люди становятся менее разумными и более подверженными эмоциям, что позволяет лидерам манипулировать ими. Лебон отмечал, что массы обладают коллективной психологией, отличающейся от психологии отдельного индивида. Лебон также исследовал влияние пессимизма и оптимизма на социальное поведение людей. Он полагал, что представления о будущем играют решающую роль в формировании поведения и настроений людей.

Кроме того, Лебон занимался анализом политической силы и роли лидеров в обществе. Он изучал процессы мобилизации и манипуляции массами, а также влияние этих процессов на политическую сферу. Эти идеи востребованы и сейчас [11; 14; 19].

В общем, Лебон являлся важным представителем французской социологии и его идеи имели значительное влияние на развитие социологической и психологической мысли.

Французская школа социологии оказала значительное влияние на развитие социологии во всем мире. Ее теоретические основы продолжают быть актуальными до сегодняшнего дня и используются в современных социологических исследованиях. Идеи представителей французской школы социологии подчинялись нескольким основным направлениям.

Функционализм - это социологическая теория, которая предлагает объяснение социальной реальности через изучение функций и ролей различных институтов и структур в обществе. Наиболее яркими представителями этой теории являются Толкотт Парсонс и Энтони Гидденс.

Основная идея функционализма состоит в том, что общество функционирует как организм, где все его части имеют определенные функции и взаимодействуют между собой для поддержания стабильности и равновесия.

Роль функционализма в анализе социальной реальности заключается в том, чтобы исследовать, как различные социальные институты и структуры выполняют свои функции и взаимодействуют друг с другом. Функционалистский подход помогает понять, как общество организовано и функционирует, а также какие процессы происходят в нем.

Структурализм - философско-методологическое направление, которое зародилось в середине XX века и оказало большое влияние на социологическую мысль. Оно развивалось как в рамках философии и лингвистики, так и в социологии. Основными фигурами в истории направления считаются Фердинанд де Соссюр и Клод Леви-Стросс.

В центре структурализма находится идея, что общество и его элементы определяются структурами, которые являются основными и неизменными. Структура - это совокупность взаимосвязей и взаимозависимостей между элементами системы. Эти структуры оказывают существенное влияние на поведение и действия людей. Структурализм в социологии подчеркивает важность изучения общественных структур и их взаимосвязей, а также воздействия этих структур на поведение и убеждения людей. Он помогает понять, что не только личные качества и мотивы человека формируют его действия, но и внешние факторы, такие как социальные нормы и роли.

Символический интеракционизм - это теоретический подход к изучению социальных взаимодействий, который уделяет особое внимание символическим аспектам смысла и взаимодействия между людьми. Основными представителями подхода выступают Ч.Кули и Дж.Г. Мид.

Символический интеракционизм утверждает, что смысл и значения вещей и событий возникают в процессе взаимодействия между людьми. Мы придаем значения определенным символам и действиям на основе социальных общих представлений.

Символический интеракционизм предлагает изучать социальные взаимодействия в их конкретных контекстах, обращая внимание на символы, смыслы, язык и социальные роли,

которые формируют и влияют на поведение и взаимодействия людей.

Постмодернизм - это философско-культурное направление, которое возникло во второй половине XX века и ставит под сомнение принципы и предпосылки классических социологических теорий. Он отрицает идею общего развития и исторического прогресса, считает, что все знания и истины являются относительными и строятся на основе социального конструирования. Это культурное направление представляют М. Фуко и Дж. Ваттимо.

Постмодернизм и его критика классических социологических теорий имеют важное значение для развития социологии и позволяют подойти к социальным явлениям с другой перспективы. Они вызывают критическое мышление и способствуют расширению наших представлений о социальном мире.

Французская школа современной социологической мысли имеет огромное значение для развития этой области. Она была важным центром интеллектуальной активности, где формировались и разрабатывались новые концепции, теории и методы социологического исследования.

Таким образом, французская школа имеет неоспоримое значение для развития современной социологической мысли. Она имеет долгую и богатую историю, начиная с работы классиков, таких как Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер и Пьер Бурдье. Однако эта школа постоянно развивается и адаптируется к современным социальным и политическим изменениям. Одной из перспектив дальнейших исследований в области Французской школы социологии является анализ новых форм социальной организации и протестного движения.

Ее концепции, теории и методы исследования оказывают существенное влияние на весь социологический дискурс (в том числе на дискурс социальных проблем [8], коммуникацию между властью и социумом [23]) и помогают лучше понять и анализировать современные социальные явления и процессы.

1. Алямкина Е.А. Власть - народ: контакт в электронном модуле // Актуальные проблемы современного общества. 2015. № 3. С. 203-207.

2. Антюхов А. В. Аксиологические ориентиры как гарант стабильности современного образования // Ценности современного образования: новые исследования. Брянск, 2023. С. 11-21.

3. Антюхов А. В. Брянский государственный университет: концептуальные основы и стратегические приоритеты развития // Вестник Брянского государственного университета. 2010. № 1. С. 32-35.

4. Антюхов А. В. Подготовка современного учителя в высшей школе: инновационный подход // Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования. Брянск: РИСО БГУ; ООО «Аверс», 2022. С. 14-22.

5. Голенкова О.В. Формирование в вузе профессиональной готовности бакалавра по направлению подготовки «Социальная работа» к сопровождению детей, оставшихся без попечения родителей : специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Голенкова Ольга Валерьевна, 2015. 252 с.

6. Гончарова И.А. «Сбережение народа» как задача государственного и муниципального управления // Добровольчество и наставничество: путь к «сбережению народа». Брянск, 2023. С. 13-17.

7. Гостенина В. И. Коммуникативные основания управления мегаполисом (на материале управленческого дискурса). Москва : ООО «МАКС Пресс», 2016. 192 с.

8. Дискурс социальных проблем в образовательном пространстве в период пандемии коронавируса: опыт учащихся общеобразовательных школ / С.Л. Мельников [и др.] // Дискурс социальных проблем в социокультурном, образовательном, языковом пространстве

Список использованных источников

в период пандемии коронавируса. Брянск, 2021. С. 391-399.

9. Епремян Т.В. Дискурс социального пространства города в условиях цифровизации // Дискурс социальных проблем в социокультурном, образовательном, языковом пространстве в период пандемии коронавируса. Брянск, 2021. С. 25-31.

10. Киричек П. Н. Витальный кодекс управленца // Инновационные технологии в управлении. Москва : ООО «МАКС Пресс», 2016. С. 243-248.

11. Киричек П. Н. Номинальность и реальность системы управления // Практический дискурс высшей школы. Брянск: Брянский государственный университет имени академика И Г. Петровского, 2016. С. 117-121.

12. Киричёк П.Н. Человек в периметре информации: импульсы прогресса и регресса // Дискурс социальных проблем в социокультурном, образовательном, языковом пространстве в период пандемии коронавируса. Брянск, 2021. С. 32-47.

13. Киселев А. Г. Информация в периметре управления: алгоритмы реконструкции // Социологическая наука и социальная практика. 2016. № 1(13). С. 35-47.

14. Киселев А. Г. Периметр государственного управления: проблема основного звена // Власть. 2015. № 12. С. 5-11.

15. Липай Т. П. Общество знания: парадоксы развития // Социология. 2011. № 3. С.

65-72.

16. Мамедов А. К. Теоретические подходы к пониманию идентичности в современной социологической науке // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2015. № 1. С. 43-59.

17. Мамедов А. К. Университет в информационном обществе: новые вызовы и реалии // Университет в глобальном мире: новый статус и миссия. Москва: ООО «МАКС Пресс»,

2017. С. 169-171.

18. Мамедов А. К. Этические параметры развития современной науки (опыт институционального анализа) // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2011. № 1. С. 53-64.

19. Методологические особенности социологии управления в меняющемся научном дискурсе современности. Эмпирическое значение / В. И. Гостенина [и др.] // Ежегодник НИИ фундаментальных и прикладных исследований. 2011. № 1(2). С. 131-139.

20. Разработка методик и апробации технических решений по обеспечению удаленного доступа к лицензионному программному обеспечению для учреждений образования / А. И. Грищенков [и др.]. Брянск : Ладомир, 2009. 309 с.

21. Социология культуры / А. К. Мамедов [и др.]. Москва : ООО «МАКС Пресс»,

2018. 146 с.

22. Шилина С. А. Коммуникативная личность в эпоху цифровизации // Искусственный интеллект и общественное развитие: новые возможности и преграды. Москва, 2022. С. 338-341.

23. Шилина С. А. Коммуникативные технологии в системе отношений государства и общества // Власть. 2013. № 2. С. 043-046.

24. Шилина С.А. Научные публикации как наставничество в научном дискурсе // Добровольчество и наставничество: путь к «сбережению народа». Брянск, 2023. С. 62-66.

25. Conspicuous consumption as an attribute of socio-cultural decadence in Russia / A. V. Vasilyev [et al.] // Man in India. 2017. Vol. 97, No. 10. P. 399-414.

Сведения об авторах

Гостенина Валентина Ивановна - доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии и социальной работы ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»; e-mail: v.gostenina@yandex.ru; Адрес: 241036, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14; Телефон рабочий: +74832580520 (1231)

Косякова Валерия Павловна - студент направления подготовки 39.03.01

0®@

32

«Социология», факультет педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»; e-mail: kvalerap4@gmail.com; Адрес: 241036, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14.

Подъячева Ольга Сергеевна - студент направления подготовки 39.03.01 «Социология», факультет педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»; e-mail: pp0 25@mail.ru; Адрес: 241036, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14.

In the article, the authors consider the actual problems of historical excursion in the era of the formation of sociological knowledge. The views of representatives of the French sociological school are analyzed, which had a significant impact on the development of sociological knowledge. The authors reveal the main provisions of such directions as functionalism, structuralism, symbolic interactionism and others. The significance of the views of Emile Durkheim, Marcel Moss, Gabriel Tarde, Gustave Lebon, which laid the foundation for many modern areas of sociology, is pointed out.

Keywords: french school, functionalism, structuralism, symbolic interactionism, social facts, theory of social solidarity, theory of social regulation.

1. Alyamkina E.A. Power - people: contact in the electronic module / E. A. Alyamkina, P. N. Kirichek // Actual problems of modern society. 2015. No. 3. pp. 203-207.

2. Antyukhov A.V. Axiological guidelines as a guarantor of the stability of modern education // Values of modern education: new research. Bryansk, 2023. pp. 11-21.

3. Antyukhov A.V. Bryansk State University: conceptual foundations and strategic development priorities // Bulletin of the Bryansk State University. 2010. No. 1. pp. 32-35.

4. Antyukhov A.V. Training of a modern teacher in higher school: an innovative approach // Strategy and tactics of training a modern teacher in the conditions of the dialog space of education. Bryansk: RISO BSU; LLC «Avers», 2022. pp. 14-22.

5. Golenkova O.V. Formation of bachelor's professional readiness at the university in the direction of training «Social work» to accompany children left without parental care : specialty 13.00.08 «Theory and methodology of vocational education» : dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences / Golenkova Olga Valeryevna, 2015. 252 p.

6. Goncharova I.A. «Saving the people» as a task of state and municipal administration // Volunteering and mentoring: the way to «saving the people». Bryansk, 2023. pp. 13-17.

7. Gostenina V. I. Communicative foundations of megapolis management (based on the material of managerial discourse). Moscow : LLC "MAX Press", 2016. 192 p .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Discourse of social problems in the educational space during the coronavirus pandemic: the experience of secondary school students / S.L. Melnikov [et al.] // Discourse of social problems in the socio-cultural, educational, linguistic space during the coronavirus pandemic. Bryansk, 2021. pp. 391-399.

9. Yepremyan T.V. The discourse of the social space of the city in the conditions of digitalization // The discourse of social problems in the socio-cultural, educational, linguistic space during the coronavirus pandemic. Bryansk, 2021. pp. 25-31.

10. Kirichek P. N. Vital code of a manager // Innovative technologies in management. Moscow : LLC «MAX Press», 2016. pp. 243-248.

11. Kirichek P. N. The rating and reality of the management system // Practical discourse of higher education. Bryansk: Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky,

ШС 316

FRENCH SCHOOL IN SOCIOLOGY

Gostenina V.I., Kosyakova V.P., Podyacheva O.S.

Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, Bryansk

References

2016. pp. 117-121.

12. Kirichek P.N. Man in the perimeter of information: impulses of progress and regression // The discourse of social problems in the socio-cultural, educational, linguistic space during the coronavirus pandemic. Bryansk, 2021. pp. 32-47.

13. Kiselev A. G. Information in the perimeter of management: algorithms of reconstruction // Sociological science and social practice. 2016. No. 1(13). pp. 35-47.

14. Kiselev A. G. The perimeter of public administration: the problem of the main link // Power. 2015. No. 12. pp. 5-11.

15. Lipai T. P. Society of knowledge: paradoxes of development // Sociology. 2011. No. 3. pp. 65-72.

16. Mamedov A. K. Theoretical approaches to understanding identity in modern sociological science // Bulletin of the Moscow University. Series 18. Sociology and Political Science. 2015. No. 1. pp. 43-59.

17. Mamedov A. K. University in the information society: new challenges and realities // University in the global world: new status and mission. Moscow: MAX Press LLC, 2017. pp. 169171.

18. Mamedov A. K. Ethical parameters of the development of modern science (experience of institutional analysis) // Bulletin of the Moscow University. Series 18. Sociology and Political Science. 2011. No. 1. pp. 53-64.

19. Methodological features of the sociology of management in the changing scientific discourse of modernity. Empirical significance / V. I. Gostenina [et al.] // Yearbook of the Research Institute of Fundamental and Applied Research. 2011. No. 1(2). pp. 131-139.

20. Development of methods and testing of technical solutions for providing remote access to licensed software for educational institutions / A. I. Grishchenkov [et al.]. Bryansk: Ladomir, 2009. 309 p.

21. Sociology of culture / A. K. Mamedov [et al.]. Moscow : LLC «MAX Press», 2018. 146

p.

22. Shilina S. A. Communicative personality in the era of digitalization // Artificial intelligence and social development: new opportunities and obstacles. Moscow, 2022. pp. 338-341.

23. Shilina S. A. Communicative technologies in the system of relations between the state and society // Power. 2013. No. 2. pp. 043-046.

24. Shilina S.A. Scientific publications as mentoring in scientific discourse // Volunteerism and mentoring: the way to «saving the people». Bryansk, 2023. pp. 62-66

25. Conspicuous consumption as an attribute of socio-cultural decadence in Russia / A. V. Vasilyev [et al.] // Man in India. 2017. Vol. 97, No. 10. P. 399-414.

Author's information

Gostenina Valentina Ivanovna - Doctor of Sociology, Professor, Professor of the Department of Sociology and Social Work of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky; e-mail: v.gostenina@yandex.ru. Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241036, Russia. Phone work: +74832580520 (1231)

Kosyakova Valeria Pavlovna - student of the direction of training 39.03.01 «Sociology», Faculty of Pedagogy and Psychology of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky; e-mail: kvalerap4@gmail.com. Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241036, Russia.

Podyacheva Olga Sergeevna - student of the direction of training 39.03.01 «Sociology», Faculty of Pedagogy and Psychology of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky; e-mail: pp0_25@mail.ru. Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241036, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.