Научная статья на тему 'ДИСКУРС ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИИ: РОССИЙСКИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА ПИТИРИМА СОРОКИНА'

ДИСКУРС ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИИ: РОССИЙСКИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА ПИТИРИМА СОРОКИНА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
550
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД / П. СОРОКИН / РОССИЙСКИЙ ПЕРИОД / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / «СИСТЕМА СОЦИОЛОГИИ»

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сычева Е.Ю., Богомолова А.И., Евлаш С.Ю.

В статье проанализирована биография и творческий путь социолога Питирима Александровича Сорокина. Это русско-американский социолог XX века, работы которого значительно повлияли на направления развития социологии в России. Ценность работ российского периода П.А. Сорокина трудно переоценить. Идеи, сформулированные и развитые им в своих работах 1910-1920 годов, оказали большое влияние как на российскую, так и на мировую социологию всего ХХ века. Питирим Александрович Сорокин поспособствовал развитию социологического образования в России. Одним из достижений российского периода является создание учебных программ по социологии в образовательных учреждениях различного уровня. Сорокин стоял у самых истоков социологического образования в России. В статье приведены результаты контент-анализа произведения Питирима Александровича Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали» (1914). Благодаря количественному анализу работы изучено значение и основные идеи преступлений и подвигов как основных форм общественной морали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DISCOURSE OF THE HISTORY OF SOCIOLOGY: THE RUSSIAN PERIOD OF PITIRIM SOROKIN'S CREATIVITY

The article analyzes the biography and creative path of sociologist Pitirim Alexandrovich Sorokin. This is a Russian-American sociologist of the XX century, whose work significantly influenced the development of sociology in Russia. The value of the works of the Russian period of P.A. Sorokin is difficult to overestimate. The ideas formulated and developed by him in his works of 1910-1920 had a great influence on both Russian and world sociology throughout the twentieth century. Pitirim Alexandrovich Sorokin contributed to the development of sociological education in Russia. One of the achievements of the Russian period is the creation of educational programs in sociology in educational institutions of various levels. Sorokin stood at the very origins of sociological education in Russia. The article presents the results of content analysis of the work of Pitirim Alexandrovich Sorokin «Crime and Punishment, feat and reward. A sociological study on the basic forms of social behavior and morality» (1914). Thanks to the quantitative analysis of the work, the significance and basic ideas of crimes and exploits as the main forms of public morality are studied.

Текст научной работы на тему «ДИСКУРС ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИИ: РОССИЙСКИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА ПИТИРИМА СОРОКИНА»

IDA Р"»

LJvJrA-J JOURI

УДК 316.258

ДИСКУРС ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИИ: РОССИЙСКИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА

ПИТИРИМА СОРОКИНА

В статье проанализирована биография и творческий путь социолога Питирима Александровича Сорокина. Это русско-американский социолог XX века, работы которого значительно повлияли на направления развития социологии в России. Ценность работ российского периода П.А. Сорокина трудно переоценить. Идеи, сформулированные и развитые им в своих работах 1910-1920 годов, оказали большое влияние как на российскую, так и на мировую социологию всего ХХ века. Питирим Александрович Сорокин поспособствовал развитию социологического образования в России. Одним из достижений российского периода является создание учебных программ по социологии в образовательных учреждениях различного уровня. Сорокин стоял у самых истоков социологического образования в России. В статье приведены результаты контент-анализа произведения Питирима Александровича Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали» (1914). Благодаря количественному анализу работы изучено значение и основные идеи преступлений и подвигов как основных форм общественной морали. Ключевые слова: дискурс, биографический метод, П. Сорокин, российский период, контент-анализ, «Система социологии»

10.22281/2542-1697-2022-01-01-55-67

Актуальность нашего исследования проистекает из того, что российская общественная наука представлена многочисленными талантливыми учёными, труды которых до сих пор изучаются и применяются в исследованиях современного общества [3; 23; 4]. Существуют как труды по отдельным персоналиям [2; 6], так и обобщенно-аналитические работы [24; 25; 5]. Востребованность социологического знания как в синхронии [1; 7; 21], так и в диахронии [35; 36; 26] обусловлена социальными противоречиями в различных областях современного социума [16; 15; 17; 20], что проистекает из глобализации [22; 13; 11] и цифрови-зации [12; 27; 18; 19] - тех тенденций, которые стремительно развиваются сейчас [9; 37]. Обращение к трудам классиков позволяет увидеть закономерности развития общества, благодаря чему можно наметить те или иные перспективы для социальных процессов [8; 10; 14].

Каждый из социологов прошлого размышлял о судьбе России, предлагал и анализировал уникальные пути её развития. Интересно с этой точки зрения рассмотреть, в какой мере были точны эти прогнозы.

Одним из этих выдающихся деятелей, который уделял большое внимание проблемам в России, является Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968) - известный русско-американский социолог и ученый 20 века, который известен как первооснователь кафедры социологии в Петроградском университете.

В истории социологической науки Сорокин является разносторонней, противоречивой и одной из наиболее ярких личностей. Но как бы то ни было удивительным, она была недостаточно оценена в Америке и России. Это заставляет нас обратить еще больше внимания на его творчество, концепции и идеи.

На сегодняшний день его творческий путь делят на два периода - русский и американский. Данная статья посвящена русскому периоду творчества Сорокина.

Виднейший социолог XX века П.А. Сорокин все свое время учёный посвятил социологии, пытаясь развить ее как отдельную отрасль образования.

Проведём анализ роли П. Сорокина в развитии социологии в России. Для этого мы воспользуемся биографическим методом исследования. В качестве биографического материла выступают автобиографическая работа Питирима Сорокина «Долгий путь» [28], которая была переведена с английского и редактирована А.В. Липским в 1992 году, публикация Сорокина «Историческая необходимость» из журнала СОЦИС, доклад «К вопросу об эволюции

Сычева Е.Ю., Богомолова А.И., Евлаш С.Ю.

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск

DOAJ

и прогрессе» [29], прочитанный П.А. Сорокиным в Психоневрологическом институте на социологическом семинарии профессора Е.В. де Роберти, «Общедоступный учебник по социологии» Сорокина [31], Сорокин П.А. «О русской общественной мысли» под редакцией И.А. Голосенко [32], а также «Преступление и кара, подвиг и награда: социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали» труд П. А. Сорокина, со вступительной статьей и примечаниями В.В. Сапова [33].

Нужно сказать, что интерес к социологии у Сорокина появился еще в юности. В 1909 году учёный решает стать одним из первых студентов в недавно открывшемся Психоневрологическом институте с единственной в России кафедрой социологии. Как отмечал в автобиографии Сорокин, причин для поступления именно в этот институт было несколько, первое, как отметил социолог — это то, что «из всех областей науки более всего... интересовали химия и социология», второе то, что именно в психоневрологическом университете предоставляли возможность заслушать лекции по социологии двух выдающихся учёных «с мировой известностью — М.М. Ковалевского и Е.В. де Роберти». Именно поэтому «окончательное решение было отдано в пользу кафедры социологии» [28, с. 54].

Из воспоминаний самого автора мы узнаем, что он был активным студентом, практически всегда присутствовал на семинарах Е.В. де Роберти, а однажды на одном он смог зачитать свой доклад «К вопросу об эволюции и прогрессе». А чуть позднее по рекомендации М.М. Ковалевского этот доклад был издан отдельной брошюрой [29, с. 34].

Как отмечает сам социолог, именно благодаря своему упорству, огромному интерес к социологии он «. добился репутации выдающегося студента и многообещающего молодого ученого, был избран председателем на семинарах этих профессоров, меня приглашали публиковать некоторые из моих работ в научных журналах. Я даже получил должность ассистента и секретаря М.М. Ковалевского, будучи еще студентом; и, наконец, в первый же год подготовки к профессорству стал сам читать лекции по социологии в Психоневрологическом институте и институте Лесгафта» [29]. Так и начинается путь Сорокина как выдающегося социолога, которой сделает огромный вклад в социологию России.

Сорокин считал, что распространение социологии в России необходимо. В 1912 году он пишет статью «К основанию социологической секции Исторического общества при Санкт-Петербургском университете» в поддержку М.М. Ковалевского при открытии социологической секции в Санкт-Петербургском университете.

В 1914 году Питирим Сорокин закончил университет, но продолжил научную деятельность. После окончания учебы социолог решает получить профессорское звание. В это же время Е.В. де Роберти приглашает его стать своим ассистентов в Психоневрологическом университете, а также и соредактором публикаций «Новые идеи в социологии» [28, с. 60].

В 1916 году учёный становится официальным преподавателем института. Ознакомиться с его лекциями мы можем благодаря рукописям Сорокина «Социология № 1» и «Программа преподавания социологии», а также «Общедоступному учебнику социологии» (1920 г.). В учебнике по социологии Сорокин отмечал: «Читая курсы социологии в целом ряде учебных заведений, начиная с Психоневрологического института, я убедился, что гораздо целесообразнее дать систематическое изложение социологии» [31, с. 3].

В 1916 году Сорокин сделал неоценимый вклад для социологии в России. 26 марта учёный организовал первую в России социологическую лабораторию «Рефлексология социальных групп». Также социолог был одним из участников первого Отечественного социологического общества, где он являлся секретарем.

Если мы снова обратимся к автобиографии Сорокина, то мы узнаем, что в 1917 году А.Ф. Керенский (российский государственный и политический деятель) сделал Сорокина секретарем по проблемам науки. Благодаря своему положению социолог настоял на введении социологии как предмета изучения в русских учебных заведениях обязательным курсом. Как отметил сам Сорокин в своей работе: «... социология вошла в число изучаемых дисциплин при временном правительстве Керенского в 1917 году» [30, с. 75].

В начале ноября 1917 года власть в России признает статус социологической науки и

социология будет введена как учебная дисциплина в учебных заведениях. Как отметил сам социолог: «С начала революции социология была одним из покровительствуемых предметов и введена была не только во всех высших, но и в средних школах» [31, с. 418].

В 1917 году Сорокин выпустит свой труд: «Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали» [33].

В этом же году он напишет более восьмидесяти статей, в которые также будут входить и статьи из серии под названием «Заметки социолога».

В 1918 году Сорокин был одним с активных участников курсов при Петроградском университете, где он зачитывал лекции для населения известными университетскими преподавателями в период с мая по июль.

В этом же году Сорокин занимался изданием преподавательских программ по социологии, которые публиковались в журнале «Социобиблиологический вестник» в Психоневрологическом институте. Также он стал сотрудником института и зачитывал лекции по социологии для специалистов и проводил эмпирические исследования социальной структуры России.

Если мы обратимся к книге П.А. Сорокина «К основанию социологической секции Исторического Общества при СПб. Университете», то отметим следующие положения, в 1920 году Сорокин стал руководителем кафедры общей социологии на факультете общественных наук Петроградского университета. Как говорил сам учёный, его лекции были наиболее посещаемые, потому что «социология теперь стала таким жизненно важным предметом» [28, с. 144].

В этом же году П.А. Сорокин участвовал в комиссии по проведению социологических исследований. Там он изучал социально-экономическое состояние население Петрограда. Результаты своих исследований он изложил в работах: «Голод как фактор» (1921), «Влияние голода на социально-экономическую организацию» (Экономист. 1922. № 2); «Влияние войны на состав населения, его свойства и общественную мысль» (Экономист. 1922. № 1).

Работа Сорокина: «О значении воинствующего материализма», опубликованной в марте 1922 г. в журнале «Под знаменем марксизма», была не принята В.И. Лениным, и в 1922 году он принял решение выслать Сорокина из страны.

В последний год перед высылкой Сорокин хотел издать в России работу «Влияние голода на человеческое поведение, социальную жизнь и организацию общества». Однако при подготовке к выпуску многие страницы были убраны из-за цензуры, и из 560 страниц оставили только 280. Учёный забрал их все с собой при высылке.

Нужно сказать, что Сорокин отмечал, что русские социологи были одаренными и даже шагнули в ряде идей дальше западных учёных. По его мнению, «русская социология была независимым и оригинальным продуктом отечественной мысли, вклад которой в мировую социологию был значителен» [32, с. 38].

Одной из знаменитых работ русского периода творчества Питирима Александровича Сорокина является «Система социологии», которая посвящена памяти М. Ковалевского и Е. де Роберти, в знак признательности автора своим учителям. В этой работе социолог сформулировал основные элементы подхода к обществу и дал определения структурного анализа в социологии.

Весь труд «Система социологии» является обширной работой, который состоит из 8-ми томов, однако в 1922 году были опубликованы только два первых тома. Данный и 2-ой том содержат в себе описание только первой части социологии, а именно «Социальную аналитику», которая занимается изучением социальных групп и народонаселением.

Мы будем рассматривать первый том. Во введении Сорокин дает общее понятие о социологии и ее отделах. По его мнению, социология - это такая наука, которая «... изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, с другой» [34, с. 10].

В главе 2 Сорокин представляет архитектонику социологии (строение). Социолог делит социологию на теоретическую и практическую. С позиции автора, социология теорети-

ческая «...изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего» [34, с. 26]. В то время как практическая социология «.исследует эти явления с точки зрения должного»

Начиная с 3-ей главы и по 6-ую Сорокин анализирует понятие взаимодействия, его элементов, и дает классификацию форм взаимодействия. Именно эти главы мы разберем более детально.

Социолог отмечает, что взаимодействие индивидов выступает исходным элементом общества и группы. Рассмотрим третью главу «Системы социологии». С самого начала автор вводит понятие взаимодействие. По мнению Сорокина, определение «взаимодействия» таково: «.когда изменения психических переживаний или внешних актов одного индивида вызывается переживаниями или внешними актами другого, когда между теми и другими существует функциональная связь.» [34, с. 30].

В каждом социальном взаимодействии есть несколько элементов: индивиды, действия («акты») и символы («проводники») действия.

Под «актами» Сорокин понимает, с одной стороны, внутреннюю реализацию психологической жизни индивидов, а с другой стороны, внешний раздражитель, вызывающий реакцию. Вся жизнь есть действие реакций и акций. Общественная среда есть «... «вечный двигатель», непрерывно испускающий волны раздражения и непрерывно заставляющий нас реагировать на эти импульсы» [34, с. 40].

Рассмотрим следующий элемент взаимодействия - символы «проводники». По мнению Сорокина, они имеют особое значение в понимании социальной жизни индивидов. Проводники выступают передатчиком реакций между индивидами (язык, письмо, деньги, различные виды искусства).

Данный элемент позволяет узнать в количественном соотношении степень интенсивности взаимодействия между индивидами.

П.А. Сорокин выделяет два вида «проводников»: физические, которые выступают в качестве материальных свойств, также символические, которые выступают со значениями, приписанными им. Так в социальной жизни они выступают в качестве символов патриотизма, атрибутов власти.

По мнению Сорокина, «проводники» постепенно, слой за слоем «оседают», «кристаллизуются» и создают в итоге новую, неприродную сферу - «социально-техническую, культурную как застывший результат прошлых взаимодействий, органически включенных в настоящие взаимодействия» [34, с. 56].

Мы можем с уверенностью сказать, что базовой категорией социологического анализа Сорокина выступает «взаимодействие», так как «общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двоих или большего числа индивидов; и обратно, комбинируя различные процессы взаимодействия, мы может получить любой сложнейший из сложнейших общественных процессов, любое социальное событие, начиная от увлечения танго и футуризмом и кончая мировой войной и революциями... Процессы взаимодействий являются теми нитями, из совокупности которых создается ткань человеческой истории... На отношения взаимодействия распадаются все социальные отношения, начиная с отношений производственных и экономических и кончая отношениями религиозными, правовыми и научными» [34, с. 65].

Завершающая 7-ая глава книги представляет из себя большой интерес. В ней представлен очерк «организованных» форм поведения. Как утверждает социолог, где взаимодействия индивидов постоянны и длительны, там происходит их стандартизация и организованность. В основе этих взаимодействий лежат социальные реакции, такие как «... симпатия, стадность, самозащита, внушение, верование.» [34, с. 140]. В результате реакций на данные стимулы, по мнению учёного, вырабатывается привычка, которая сначала неосознанно социализируется в обычай, а потом осознанно в закон. Осознанные формы поведения в конкретной сфере приводят к появлению социальных институтов (семьи, власти, собственности). В неорганизованных формах не вырабатывается данная привычка, что приводит к неор-

[34, с. 26].

ганизованности и временности связей.

В своей работе «Система социологии» П.А. Сорокин неоднократно отмечает, что исследование такого поведения индивидов необходимо сочетать с непосредственным анализом структуры общества, где закладываются все элементы поведения, системы личности и символы. Однако данное требование носит декларативный характер, так как заключает в себе формулу «стимул-реакция» как главный объясняющий принцип.

В 1924 году Сорокин пишет произведение «Преступление и кара, подвиг и награда», которое принесло ему большую славу и которое по достоинству оценила научная общественность.

Направление своего произведения Сорокин отметил как этюд об основных формах общественного поведения.

Проведем количественное исследование проблемы «подвигов» и «преступлений» данной работы.

Для анализа произведения мы воспользуемся таким социологическим методом, как контент-анализ. С помощью этого метода мы сможем дать анализ взглядам социолога на отношения подвигов и преступлений на психическое поведение человека.

Базой данных у нас будет выступать переизданная в 2004 г. книга П.А. Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда: Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали», со вступительной статьей и примечаниями В.В. Сапонова.

Целью исследования является проведение анализа взаимосвязи преступлений и подвигов в книге П.А. Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда».

Задача контент-анализа - дать количественную характеристику «преступлений» и «подвигов» в работе П.А. Сорокина.

Предметом исследования являются основополагающие аспекты изучения «преступлений» и «подвигов», рассматриваемые в работе.

За единицу анализа принимаем конкретные слова, которые представлены ниже в виде таблицы (табл. 1).

Таблица 1 - Классификатор контент-анализа

Единицы анализа Единицы счета

Конкретное слово «преступление»; «подвиг», «награда»,«психический процесс», «наказание»; «кара»; «возмездие»; «страдания»; «лишения»; «ответственность», «запрещенный», «переживание», «отталкивающий», «противоречие», «должный», «положительный», «добродетельность», «сверх нормальности».

При подсчете данных слов мы можем проанализировать каждый аспект изучения «преступлений» и «подвигов», что позволит заострить внимание и выявить общее и отличия между преступлением и подвигом. В качестве единиц счета используем количество слов, т.е. частоту их проявления.

Труд П.А. Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда» издан под редакцией В.В. Сапонова в 2004 году, основан на рукописи трех книг Сорокина и содержит 625 страниц. Книга начинается с Предисловия профессора М.М. Ковалевского и Введения. Первая книга «Систематика актов поведения» состоит из четырех глав «Социальное явление», «Классификация актов поведения», «Преступление и подвиг», «Наказание и награда», каждая из глав включает в себя три параграфа. Книга вторая «Функция кар и наград» состоит из двух глав «Влияние кар и наград на поведение человека», «Социальная роль кар и наград», каждая из которых состоит из трех параграфов. Книга третья «Генезис и эволюция основных форм поведения» включает в себя четыре главы «Как возникает и изменяется организация группы», «Эволюционные тенденции кар и наград», первые две главы состоят из четырех параграфов, главы «Закон колебаний кар и наград», «Прогресс человеческого поведения» включают в себя по одному параграфу. Завершается книга Приложениями, а также Указателем имен и литературы.

Контент-анализу и социологическому анализу была подвергнута третья глава 1 -ой книги. Социологический анализ содержания главы позволил выявить отдельные самостоятельные категории анализа, представляющие собой два основных аспекта изучения «преступлений» и «подвигов»: положительный и отрицательный.

Большое внимание Сорокин уделял рассмотрению «преступлений» с отрицательной точки зрения. Описанию этого аспекта было посвящено 270 единиц счета текста третьей главы первой книги, которые показывают проблему психических процессов, качеств «преступлений», а также результаты проявления каждого из них. Определяющими словами являются «психический процесс», «наказание», «кара», «возмездие», «страдание», «запрещенный», «отталкивание», «ответственность». Особую значимость социолог придавал таким психологическим процессам, как «страдание» (36 единицы счета), ответственность (5 единицы счета), отталкивающее (16 единиц света). В то же время такие качества «преступлений», как наказание (174 единицы счета), запрещенный (10 единиц счета) занимают у автора отдельное место. В соответствии с приведенными данными результаты можно представить в виде столбчатой диаграммы, которая изображена ниже (рис. 1).

запрещеныи

наказание

отталкивающее

ответственность

страдание

20 40 60 80 100 120 140 160 Рисунок 1 - Характеристика «преступлений»

180

200

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: «преступление», по мнению П.А. Сорокина, неразрывно связано с человеческой психикой и не существует вне ее. «Преступным» будет являться акт тогда, когда в психическом переживании кого-нибудь он квалифицируется как запрещенный, отталкивающий, преступный. Противоположным явлением преступлению у Сорокина выступает подвиг. Представления о «подвиге» рассматривались российским социологом в позитивном контексте, 172 единицы счета. Данный акт представлен следующими характеризующими его терминами: должный (8 единиц счета), положительный (4 единицы счета). При этом ключевыми понятиями, отражающими данный акт, являются, по Сорокину П.А., добродетельность (10 единиц счета), сверхнормальность (20 единиц счета), награда (100 единиц счета). В соответствии с приведенными данными результаты можно представить в виде круговой диаграммы, которая изображена ниже (рис. 2).

Смотря на диаграмму, мы можем сделать следующий вывод: влияние подвигов на психическое здоровье «личности» несомненно велико, они благотворно влияют на эмоциональное состояние человека. Если в пункте 3.1 книги «Систематика актов поведения» П.А. Сорокина дается характеристика «преступления» с его негативной точки зрения, то в пункте

0

3.2 социолог показывает нравственно-этическую «сторону подвига», его положительного влияния на психику человека.

6%

55%

позитивныи акт

должный

положительный

добродетельность

сверх нормальность

награда

3%

Рисунок 2 - Характеристика «подвигов»

Результаты исследования по материалу третьей главы первой книги П.А. Сорокина представлены в следующей сравнительной таблице (табл. 2), в которой сопоставлены единицы счета (количество слов) по двум параграфам третьей главы книги «Систематика актов поведения», с основными аспектами изучения «подвига» и «преступления».

Таблица 2 - Сравнительная таблица

Единицы счета (количество слов)

Аспекты изучения «кар и наград» Глава 3.1 книги 1 произведения П.А. Глава 3.2 книги 1 произведения П.А.

Сорокина «Преступление и кара, под- Сорокина «Преступление и кара, под-

виг и награда» виг и награда»

Отрицательный 270 0

Положительный 0 189

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, «преступление» и «подвиг» для Сорокина неразрывно связаны с психикой человека, и каждый из этих актов будет называться преступлением или подвигом только тогда, когда этот акт кем-нибудь психически переживается как преступный, запрещений или сверхнормальный, добродетельный.

Контент-анализ книги П.А. Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда» показывает, что «подвиг» и «преступление» - это «независимые переменные». Они различаются окраской психических переживании при преступлении и подвиге, с одной стороны, наказании и награде - с другой.

В завершение нашего исследования, посвященного анализу российского периода научно-исследовательской деятельности П. Сорокина, мы подытожим все вышенаписанное. Питирим Александрович Сорокин стоял у самых истоков социологического образования в России. Вся его деятельность была направлена на распространение социологического образования как на западе, так и на родине. Первые работы социолога были посвящены разбору социологии как науке, а также социально - культурным отношениям, чего нельзя сказать о работе «Преступление и кара, подвиг и награда». Данную работу можно рассматривать с точки зрения права, в которой учёный пытался дать объяснение преступлениям и различным видам конфликтов. Несмотря на то, что этот труд написан почти более 100 лет назад, он продолжает оставаться актуальным и небезынтересным для изучения и в наши дни, особенно если есть желание разобраться в причинах многочисленных межэтнических и религиозных

сс ) (0(0

61

DOAJ

конфликтов.

Мы изучили истоки социологических идей П.А. Сорокина. Во-первых, на научную деятельность социолога немало повлияла обстановка в России, а именно русская революция 1905-1907 годов. На эту тему социолог создал различные теории в попытке дать объяснение всему происходящему. Свои идеи П. Сорокин продолжил развивать и после высылки из родной страны, за границей.

Сам Питирим Сорокин отмечал, что на его идейные установки, помимо обстановки на Родине, повлияла разновидность синтеза социологии эволюционного развития Конта-Спенсера, исправленная и дополненная теориями таких русских ученых, как Михайловский, Лавров, де Роберти, Петражицкий, Ковалевский, Павлов, Толстой, Достоевский, и теориями Дюркгейма, Зиммеля, Вебера, Парето, Маркса и других западных ученых.

Российский период можно охарактеризовать следующим образом: это этап становления Сорокина как учёного социолога и революционера. Именно в России социолог начал заниматься изучением и развитием социологии, а также делать наброски для своих будущих работ. Сорокин был патриотом своей Родины, глубоко переживал за русский народ, хотел изменить свою страну, поэтому вел активную политическую деятельность.

Однако более плодотворным и мирным этапом жизни для Сорокина стал «американский период». Именно здесь он стал глубже изучать социологию, проводить исследовательские работы и издавать книги.

Рассмотрев анализ роли Питирима Сорокина в развитии социологии, мы пришли к выводу, что идеи, сформулированные и развитые им в своих работах 1910-1920 годов, оказали большое влияние как на российскую, так и на мировую социологию всего ХХ века. Пити-рим Александрович Сорокин поспособствовал развитию социологического образования в России. Одним из достижений российского периода является создание учебных программ по социологии в образовательных учреждениях различного уровня. Сорокин стоял у самых истоков социологического образования в России. Преподавал на первой кафедре социологии, был автором первых учебников по социологии (1919 - «Общедоступный учебник по социологии»).

При участии Сорокина основано первое в России специальное социологическое научное издание - сборник «Новые идеи в социологии». Также он занимался организацией русского социологического общества имени М.М. Ковалевского.

Нами был проведен анализ работы П.А. Сорокина «Система социологии. Т.1. Социальная аналитика».

Книга раскрывает базовые принципы, на основании которых должна существовать социология. В своей работе Сорокин раскрывает структуру социологической науки, выделяет ее направления, а также задачи каждого из них. Он провел конкретные исследования социальных взаимодействий между индивидами, их основных условий и принципов работы.

Контент-анализ произведения Питирима Александровича Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали» (1914) продемонстрировал, как П. Сорокин понимал значение и основные идеи преступлений и подвигов в качестве основных форм общественной морали. В ходе работы проанализировали книгу первую «Систематика актов поведения» главу третью «Преступление и подвиг». Это позволило нам дать основную характеристику преступлений и подвигов, а также проследить общее и различное между двумя актами, в ходе чего мы смогли выявить взаимосвязь между ними.

Список использованных источников

1. Анисимова С.Г. Введение в теорию аномии: категориально-позитивный анализ / С.Г. Анисимова, А.К. Мамедов // Евразийский фонд социальных исслед. Москва, 2010. 226 с.

2. Бабосов Е.М. Теоретическое наследие классиков социальной мысли: Карл Густав Юнг / Е М. Бабосов, А.К. Мамедов. Москва, 2019. 160 с.

3. Бабосова Е.С. Развитие неопарсианства на рубеже ХХ-ХХ1 в. / Е.С. Бабосова, Ма-

медов А.К., Н.А. Панич // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2015. № 3. С. 5-23.

4. Волнистая М.Г. Социальный капитал коммуникативного поля научного сообщества / М.Г. Волнистая, А.К. Мамедов // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2018. № 3. С. 89-95.

5. Воронов К.А. Дискурс войны и мира в истории социологической мысли: социокультурный аспект / К.А. Воронов, С.А. Шилина // Псковский военно-исторический вестник. 2018. № 4. С. 338-341.

6. Воронов К.А. Теоретический экскурс: политическое поле и определение омнибус-ного факта в социологической концепции Пьера Бурдье / К.А. Воронов, Е.Ю. Лупенкова // В книге: Практический дискурс высшей школы. Сборник докладов Международной научно -практической конференции. 2016. С. 7-10.

7. Гостенина В.И. Социальные тренды управления и технологии критического дискурса в условиях российской реальности / В.И. Гостенина, С.А. Шилина, Е.Ю. Лупенкова, Т.Е. Лифанова // Ежегодник НИИ фундаментальных и прикладных исследований. 2015. Т. 2. № 1. С. 147-158.

8. Гостенина В.И. Социокультурные, экономические и управленческие факторы формирования статуса региона (на примере Брянской области) / В.И. Гостенина, А.П. Корюкин, Е.Ю. Лупенкова и др. // Ежегодник НИИ фундаментальных и прикладных исследований. 2012. № 3 (3). С. 117-128.

9. Гостенина В.И. Управление вербальным социолингвистическим кодом субъекта власти в коммуникативном процессе/ В.И. Гостенина, С.А. Шилина. Москва, 2008. 208 с.

10. Гостенина В.И. Управленческие факторы формирования статуса региона (на примере Брянской области) / В.И. Гостенина, А.Г. Киселёв, С.А. Шилина // Власть. 2013. № 2. С. 082-085.

11. Гостенина В.И. Управленческий дискурс как технология социального взаимодействия субъекта власти и социума / В.И. Гостенина, А.Ю. Качалков, С.А. Шилина // Власть. 2015. № 8. С. 128-133.

12. Епремян Т.В. Дискурс социального пространства города в условиях цифрови-зации / Т.В. Епремян, С.А. Шилина // В сборнике: Дискурс социальных проблем в социокультурном, образовательном, языковом пространстве в период пандемии коронавируса. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Брянск, 2021. С. 25-31.

13. Епремян Т.В. Отношение читателя печатных СМИ к дискурсу рекламного ме-диатекста: социологическое исследование / Т.В. Епремян // В сборнике: Текст в языковом, историческом, философском пространстве. Сборник научных трудов. Отв. ред. В.В. Никуль-цева; Московский финансово-юридический университет МФЮА. 2019. С. 234-247.

14. Епремян Т.В. Управленческие технологии дискурса социальной рекламы / Т.В. Епремян, С.А. Шилина // В сборнике: Журналютыка - 2020: стан, праблемы i перспектывы. Матэрыялы 22 -й Мiжнароднай навукова- практычнай канферэнцьп. Мшск, 2020. С. 383-386.

15. Казорина Ж.А. Социальная проблема легализации самозанятых / Ж.А. Казори-на, С.А. Моисеенко // Новые контуры социальной реальности : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Ставрополь, 14 ноября 2018 года. Ставрополь: СевероКавказский федеральный университет, 2018. С. 150-151.

16. Казорина Ж.А. Социологическое дискурсивное исследование электоральных предпочтений в среде молодёжи (часть II) / Ж.А. Казорина, Н.А. Моисеенко, С.А. Моисеенко // Научный журнал Дискурс. 2018. № 3(17). С. 205-220.

17. Казорина Ж.А. Социологическое исследование дискурса электоральных предпочтений молодежи (часть III) / Ж.А. Казорина, Н.А. Моисеенко, С.А. Моисеенко // Научный журнал Дискурс. 2018. № 3(17). С. 221-235.

18. Киричёк П.Н. Журналистика в универсуме культуры: конфликт традиций и новаций / П.Н. Киричёк // В сборнике: IV Моисеевский чтения. Доклады и материалы Обще-

российской (национальной) научной конференции. 2021. С. 282-287.

19. Киричек П.Н. Информационная культура в арсенале управленца / Киричёк П.Н. // В сборнике: Инновационные технологии в управлении. сборник научных статей. Москва, 2016. С. 4-10.

20. Киричек П.Н. Культура и социальные противоречия / П.Н. Киричек // Духовная сфера общества. 2012. № 9. С. 17-22.

21. Киричёк П.Н. Память о войне в контексте современности / П.Н. Киричёк // Псковский военно-исторический вестник. 2019. № 5. С. 67-70.

22. Мамедов А.К. Ближний Восток: цивилизационный разрыв в контексте социокультурного диссенсуса / А.К. Мамедов // В сборнике: Диалог культур и вызовы современной эпохи. Материалы Бакинского форума, посвященного памяти Гейдара Алиева. 2019. С. 199-206.

23. Мамедов А.К. Логика социального познания (Поппер VS Маркс) / А.К. Мамедов // Социология. 2016. № 3. С. 8-19.

24. Мамедов А.К. Научное знание: классическое наследие и мода / А.К. Мамедов // Экономика. Социология. Право. 2018. № 1 (9). С. 91-100.

25. Мамедов А.К. Проблема оснований социального знания (полемические заметки) / А.К. Мамедов // Экономика. Социология. Право. 2016. № 3 (3). С. 68-80.

26. Мамедов А.К. Реальность будущего или кризис социальных теорий? / А.К. Мамедов А.К. // Социология образования. 2011. № 2. С. 17-25.

27. Мамедов А.К. Социальное неравенство: новая онтология и вариативность в информационную эпоху / А.К. Мамедов // В сборнике: Философия и социальные науки в современном мире. Материалы международной научной конференции к 30-летию факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета. 2019. С. 11-15.

28. Сорокин П.А. Долгий путь: Автобиограф. роман / пер. с англ. П. П. Кротова, А. В. Липского. Сыктывкар: СЖ Коми ССР: «Шыпас», 1991. 304 с.

29. Сорокин П.А. К вопросу об эволюции и прогрессе. Доклад, прочитанный в Психоневрологическом институте в социологическом семинарии профессора Е.В. де Роберти // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1911. Т. 7. Вып. 3. С. 6793.

30. Сорокин П.А. К основанию социологической секции Исторического общества при Санкт-Петербургском университете // Запросы жизни. 1912. № 48. С. 2768-2770.

31. Сорокин П.А. О русской общественной мысли / П.А. Сорокин; Отв. ред. И.А. Голосенко. Санкт-Петербург.: Алетейя, 2000. 221 с.

32. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Ярославль: Изд-во Ярославский кредит, 1920. 291 с.

33. Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда: социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали / П. А. Сорокин: вступ. статья, сост. и примеч. В.В. Сапова. Москва.: Астрель, 2006. 618 с.

34. Сорокин П.А. Система социологии. Т. 1. Социальная аналитика. Ч. 1. Учение о строении простейшего (родового) социального явления: П.А. Сорокин. Петроград.: издательское товарищество «КОЛОС», 1920. 360 с.

35. Шилина С.А. Коммуникативные технологии в системе отношений государства и общества // Власть. 2013 № 2 С. 043-046.

36. Шилина С.А. Политический дискурс как разновидность управленческого дискурса: подходы к определению и интерпретации / С.А. Шилина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2017 17 (1). С. 116-123.

37. Gostenina V.I. Discursive and visual management technologies in urban sociology / V I. Gostenina, R.K. Karneev, G.V. Makarova, S.L. Melnikov // Opcion. 2019. Т. 35. № Special Edition 24. С. 122-135.

Сведения об авторах

Сычева Екатерина Юрьевна - кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»; e-mail: lupenkova@yandex.ru. Адрес: 241036, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14. рабочий: 58-05-20 доб. 1231

Богомолова Алёна Игоревна - студент направления подготовки «Социология» ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»; email: alena.bogomolova2001@yandex.ru. Адрес: 241036, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14. рабочий:58-05-20 доб. 1231

Евлаш Светлана Юрьевна - студент направления подготовки «Социология» ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»; e-mail: Svetlanaevlas02@gmail.com. Адрес: 241036, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14, тел. рабочий: 58-05-20 доб. 1231

UDK 316.258

THE DISCOURSE OF THE HISTORY OF SOCIOLOGY: THE RUSSIAN PERIOD OF PITIRIM SOROKIN'S CREATIVITY

Sycheva E.Yu., Bogomolova A.I., Evlash S.Yu.

Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky, Bryansk

The article analyzes the biography and creative path of sociologist Pitirim Alexandrovich Sorokin. This is a Russian-American sociologist of the XX century, whose work significantly influenced the development of sociology in Russia. The value of the works of the Russian period of P.A. Sorokin is difficult to overestimate. The ideas formulated and developed by him in his works of 1910-1920 had a great influence on both Russian and world sociology throughout the twentieth century. Pitirim Alexandrovich Sorokin contributed to the development of sociological education in Russia. One of the achievements of the Russian period is the creation of educational programs in sociology in educational institutions of various levels. Sorokin stood at the very origins of sociological education in Russia. The article presents the results of content analysis of the work of Pitirim Alexandrovich Sorokin «Crime and Punishment, feat and reward. A sociological study on the basic forms of social behavior and morality» (1914). Thanks to the quantitative analysis of the work, the significance and basic ideas of crimes and exploits as the main forms of public morality are studied. Keywords: discourse, biographical method, P. Sorokin, Russian period, content analysis, «System of sociology»

References

1. Anisimova S.G. Introduction to the theory of anomie: categorically positive analysis / S.G. Anisimova, A.K. Mammadov // Eurasian Fund for Social Research. Moscow, 2010. 226 p.

2. Babosov E.M. The theoretical legacy of the classics of social thought: Carl Gustav Jung / E.M. Babosov, A.K. Mammadov. Moscow, 2019. 160 p.

3. Babosova E.S. The development of neoparsianism at the turn of the 20th-21st centuries. / E.S. Babosova, Mamedov A.K., N.A. Panich // Bulletin of Moscow University. Series 18. Sociology and political science. 2015. No. 3. S. 5-23.

4. Volnnaya M.G. Social capital of the communicative field of the scientific community / M.G. Wavy, A.K. Mamedov // Journal of the Belarusian State University. Sociology. 2018. No. 3. S. 89-95.

5. Voronov K.A. Discourse of war and peace in the history of sociological thought: a socio-cultural aspect / K.A. Voronov, S.A. Shilin // Pskov military-historical bulletin. 2018. No. 4. S. 338341.

6. Voronov K.A. Theoretical digression: the political field and the definition of the omnibus fact in the sociological concept of Pierre Bourdieu / K.A. Voronov, E.Yu. Lupenkova // In the book: Practical discourse of higher education. Collection of reports of the International scientific-practical conference. 2016. S. 7-10.

7. Gostenina V.I. Social trends of management and technology of critical discourse in the conditions of Russian reality / V.I. Gostenina, S.A. Shilina, E.Yu. Lupenkova, T.E. Lifanova // Yearbook of the Research Institute for Fundamental and Applied Research. 2015. V. 2. No. 1. S.

DOAJ

147-158.

8. Gostenina V.I. Sociocultural, economic and managerial factors in the formation of the status of the region (on the example of the Bryansk region) / V.I. Gostenina, A.P. Koryukin, E.Yu. Lupenkova and others // Yearbook of the Research Institute of Fundamental and Applied Research. 2012. No. 3 (3). pp. 117-128.

9. Gostenina V.I. Management of the verbal sociolinguistic code of the subject of power in the communicative process / V.I. Gostenina, S.A. Shilin. Moscow, 2008. 208 p.

10. Gostenina V.I. Management factors in the formation of the status of the region (on the example of the Bryansk region) / V.I. Gostenina, A.G. Kiselev, S.A. Shilin // Power. 2013. No. 2. S. 082-085.

11. Gostenina V.I. Management discourse as a technology of social interaction between the subject of power and society / V.I. Gostenina, A.Yu. Kachalkov, S.A. Shilin // Power. 2015. No. 8. P. 128-133.

12. Yepremyan T.V. Discourse of the social space of the city in the context of digitalization / T.V. Yepremyan, S.A. Shilina // In the collection: Discourse of social problems in the sociocultural, educational, linguistic space during the coronavirus pandemic. Materials of the All-Russian scientific-practical conference with international participation. Bryansk, 2021. S. 25-31.

13. Yepremyan T.V. The attitude of the print media reader to the discourse of the advertising media text: a sociological study / T.V. Yepremyan // In the collection: Text in linguistic, historical, philosophical space. Collection of scientific papers. Rep. ed. V.V. Nikultsev; Moscow Finance and Law University MFYuA. 2019. S. 234-247.

14. Yepremyan T.V. Management technologies of social advertising discourse / T.V. Yepremyan, S.A. Shilin // In the collection: Journalism - 2020: camp, problems and prospects. Materials of the 22nd International Science and Practical Conference. Minsk, 2020. S. 383-386.

15. Kazorina Zh.A. Social problem of legalization of self-employed / Zh.A. Kazorina, S.A. Moiseenko // New contours of social reality: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Stavropol, November 14, 2018. Stavropol: North Caucasian Federal University, 2018. P. 150-151.

16. Kazorina Zh.A. Sociological discursive study of electoral preferences among youth (part II) / Zh.A. Kazorina, N.A. Moiseenko, S.A. Moiseenko // Scientific journal Discourse. 2018. No. 3(17). pp. 205-220.

17. Kazorina Zh.A. Sociological study of the discourse of electoral preferences of young people (part III) / Zh.A. Kazorina, N.A. Moiseenko, S.A. Moiseenko // Scientific journal Discourse. 2018. No. 3(17). pp. 221-235.

18. Kirichek P.N. Journalism in the universe of culture: the conflict of traditions and innovations / P.N. Kirichek // In the collection: IV Moiseevsky reading. Reports and materials of the All-Russian (national) scientific conference. 2021. S. 282-287.

19. Kirichek P.N. Information culture in the arsenal of a manager / Kirichek P.N. // In the collection: Innovative technologies in management. collection of scientific articles. Moscow, 2016. S. 4-10.

20. Kirichek P.N. Culture and social contradictions / P.N. Kirichek // Spiritual sphere of society. 2012. No. 9. S. 17-22.

21. Kirichek P.N. Memory of the war in the context of modernity / P.N. Kirichek // Pskov military-historical bulletin. 2019. No. 5. S. 67-70.

22. Mamedov A.K. Middle East: civilization gap in the context of socio-cultural dissensus / A.K. Mammadov // In the collection: Dialogue of cultures and challenges of the modern era. Materials of the Baku forum dedicated to the memory of Heydar Aliyev. 2019. S. 199-206.

23. Mamedov A.K. The logic of social cognition (Popper VS Marx) / A.K. Mammadov // Sociology. 2016. No. 3. S. 8-19.

24. Mamedov A.K. Scientific knowledge: classical heritage and fashion / A.K. Mammadov // Economics. Sociology. Right. 2018. No. 1 (9). pp. 91-100.

25. Mamedov A.K. The problem of the foundations of social knowledge (polemical notes) /

A.K. Mammadov // Economics. Sociology. Right. 2016. No. 3 (3). pp. 68-80.

26. Mamedov A.K. The reality of the future or the crisis of social theories? / A.K. Mamedov A.K. // Sociology of education. 2011. No. 2. S. 17-25.

27. Mamedov A.K. Social inequality: new ontology and variability in the information age / A.K. Mammadov // In the collection: Philosophy and social sciences in the modern world. Materials of the international scientific conference dedicated to the 30th anniversary of the Faculty of Philosophy and Social Sciences of the Belarusian State University. 2019. S. 11-15.

28. Sorokin P.A. Long Way: An Autobiographer. novel / trans. from English. P. P. Krotov, A. V. Lipsky. Syktyvkar: SZh Komi SSR: "Shypas", 1991. 304 p.

29. Sorokin P.A. On the issue of evolution and progress. The report read at the Psychoneurological Institute in the sociological seminary of Professor E.V. de Roberti // Bulletin of Psychology, Criminal Anthropology and Hypnotism. 1911. T. 7. Issue. 3. S. 67-93.

30. Sorokin P.A. To the foundation of the sociological section of the Historical Society at St. Petersburg University // Requests of Life. 1912. No. 48. S. 2768-2770.

31. Sorokin P.A. On Russian social thought / P.A. Sorokin; Rep. ed. I.A. Golosenko. St. Petersburg.: Aleteyya, 2000. 221 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Sorokin P.A. Public textbook of sociology. Yaroslavl: Izd-vo Yaroslavskiy kredit, 1920.

291 p.

33. Sorokin P.A. Crime and punishment, feat and reward: a sociological study on the main forms of social behavior and morality / P. A. Sorokin: introduction. article, comp. and note. V.V. Sapova. Moscow: Astrel, 2006. 618 p.

34. Sorokin P.A. system of sociology. T. 1. Social analytics. Part 1. The doctrine of the structure of the simplest (generic) social phenomenon: P.A. Sorokin. Petrograd: Publishing Association "KOLOS", 1920. 360 p.

35. Shilina S.A. Communication technologies in the system of relations between the state and society // Power. 2013 No. 2 S. 043-046.

36. Shilina S.A. Political discourse as a kind of managerial discourse: approaches to definition and interpretation / S.A. Shilin // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Sociology. 2017 17(1). pp. 116-123.

37. Gostenina V.I. Discursive and visual management technologies in urban sociology / V.I. Gostenina, R.K. Karneev, G.V. Makarova, S.L. Melnikov // Option. 2019. V. 35. No. Special Edition 24. P. 122-135.

Author's information

Sycheva Ekaterina Yuryevna. - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Sociology and Social Work of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky; e-mail: lupenkova@yandex.ru. Address: 241036, Russia, Bryansk, Bezhitskaya str., 14. Phone work: 58-05-20 ext. 1231.

Bogomolova Alena Igorevna - student of the field of study «Sociology» of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky; e-mail: alena.bogomolova2001@yandex.ru. Address: 241036, Russia, Bryansk, Bezhitskaya str., 14. Phone work: 58-05-20 ext. 1231.

Evlash Svetlana Yurievna - student of the field of study «Sociology» of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky; e-mail: Svetlanaevlas02@gmail.com. Address: 241036, Russia, Bryansk, Bezhitskaya str., 14. Phone work: 58-05-20 ext. 1231.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.