Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ'

МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
975
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / АНКЕТИРОВАНИЕ / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / СТУДЕНТЫ / БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г. ПЕТРОВСКОГО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кирпиченко А.М.

В статье рассматриваются актуальные вопросы механизмов социального управления. Представлены различные трактовки основных понятий, связанных с тематическим полем управления. Автором проведено социологическое исследование, результаты которого рассмотрены в данной статье. Проанализирован механизм студенческого самоуправления Брянского государственного университета им. ак. И.Г.Петровского. Автором изучено, насколько информированы студенты о системе студенческого самоуправления в БГУ; выявлена эффективность социального механизма управления в студенческой среде; определена степень вовлечённости студентов в систему студенческого самоуправления; рассмотрено отношение студентов к работе старосты группы; рассмотрено отношение студентов к работе профорга группы. Даны рекомендации по увеличению эффективности механизма социального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF SOCIAL MANAGEMENT

The article deals with topical issues of social management mechanisms. Various interpretations of the basic concepts related to the thematic field of management are presented. The author conducted a sociological study, the results of which are considered in this article. The mechanism of student self-government of the Bryansk State University named after ak. I. G. Petrovsky is analyzed. The author has studied how well students are informed about the system of student self-government at BSU; the effectiveness of the social management mechanism in the student environment has been revealed; the degree of students ' involvement in the system of student self-government has been determined; the attitude of students to the work of the head of the group has been considered; the attitude of students to the work of the professional teacher of the group has been considered. Recommendations are given to increase the effectiveness of the social management mechanism.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

УДК 316.47

МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кирпиченко А.М.

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск

В статье рассматриваются актуальные вопросы механизмов социального управления. Представлены различные трактовки основных понятий, связанных с тематическим полем управления. Автором проведено социологическое исследование, результаты которого рассмотрены в данной статье. Проанализирован механизм студенческого самоуправления Брянского государственного университета им. ак. И.Г.Петровского. Автором изучено, насколько информированы студенты о системе студенческого самоуправления в БГУ; выявлена эффективность социального механизма управления в студенческой среде; определена степень вовлечённости студентов в систему студенческого самоуправления; рассмотрено отношение студентов к работе старосты группы; рассмотрено отношение студентов к работе профорга группы. Даны рекомендации по увеличению эффективности механизма социального управления.

Ключевые слова: социологическое исследование, управление, самоуправление,, анкетирование, механизм управления, студенты, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

Обращение к механизмам социального управления является актуальной темой социологического исследования в связи с тем, что стремительно меняется общественная жизнь под воздействием наступления цифровизации [14; 29], проникновения информационных технологий буквально во все сферы жизнедеятельности социума [26; 15; 1].

Рассмотрим важное для нашей статьи понятие организации. Вслед за исследователями организационных систем мы будем понимать под организацией «внутреннюю упорядоченность, согласованность взаимодействия отдельных элементов или частей системы в соответствии со структурой целого» [6]. Независимо от происхождения организации, она «обладает способностью выявлять различные проблемы с помощью средств, которые создает сама или при использовании уже имеющихся механизмов. Эта уникальная способность организации требует универсального социального механизма, с помощью которого реализуются сложные управленческие и производственные функции» [18].

Еще одно важное для нашего исследования понятие - «социальный механизм». Этот термин прочно вошёл в социологию. Так, в одном из источников социальный механизм определяется как «взаимодействие социальных структур, норм, институтов, образцов поведения и т.д., посредством которого обеспечивается функционирование социальной системы» [20].

Рассмотрим соотношение вышеназванных понятий. В таких небольших естественных организациях, как «семьи, неформальные группы, эгалитарные общества, а также в искусственных организациях социальный механизм совпадает с самой организацией» [17]. Однако «в больших естественных и естественно-искусственных организациях такого совпадения не наблюдается, и социальный механизм является частью организации. Правда, не всегда легко бывает «увидеть» этот механизм, так как часто он имеет латентный характер» [17].

Своевременное выявление и изучение механизма социального управления позволит оперативно решать проблемы в организации [19], так как от такого механизма зависит качество функционирования организации и психологический климат в коллективе [11].

Из всего вышеобозначенного проистекает цель исследования: изучение механизма социального управления как явления в социологии. При этом необходимо рассмотреть истоки социального управления; изучить теоретические аспекты механизма социального управления; выявить цели и функции механизма управления.

Мы решили рассмотреть процесс управления организацией на примере БГУ им. Петровского и исследовать механизм социального управления на примере студенческого совета БГУ им. И.Г. Петровского, а также предложить рекомендации по улучшению механизма социального управления.

Объектом нашего исследования является социальное управление.

Предметом исследования является механизм социального управления.

В качестве теоретических источников по теме исследования нами использованы труды В.И. Гостениной [12; 13; 32], А.К. Мамедова [24; 25; 33], А.А. Гавриченко [8] и другие.

В настоящее время нет единого подхода к определению понятия «механизм управления».

Термин «механизм» может применяться в техническом толковании при описании внутреннего устройства машины. В экономике понятие «механизм» напрямую ассоциируется с управлением. В менеджменте под механизмом управления понимают «совокупность средств и методов управления».

Данная проблема рассматривается многими учёными. Например, существует следующее определение механизма социального управления: «совокупность правил, процедур и методик принятия решений» [30]. Также существует точка зрения, что механизм управления — это «составная часть системы управления, обеспечивающая воздействие на факторы, от состояния которых зависит результат деятельности управляемого объекта» [23]. Механизм управления как процесс, то есть преобразование «входа» в «выход» рассмотрен в работе Ю.Г. Учителя. Информация, которая необходима для принятия управленческих решений в организации поступает на «вход». Выработанные управленческие решения поступают на «выход». Они определяют целенаправленность развития организации.

Механизм социального управления - это составная часть системы управления организацией. Результатом его реализации является управленческое решение, формирующее управленческое воздействие, объединяя, таким образом, субъект и объект управления [21].

Методы нашего исследования: анализ, сравнительно-исторический метод, опрос в форме анкетирования.

Управление в широком смысле - неотъемлемый атрибут любой системы - технической, биологической, социальной, который обеспечивает ее сохранение, упорядочение структуры, развитие, достижение целей. Уже в конце XIX - начале XX в. началось формирование специфической отрасли научных знаний о процессе управления. «Для того, чтобы она выделилась в самостоятельную отрасль знаний, на протяжении нескольких тысячелетий человечество накапливало опыт организации совместного труда, обмена продуктами как духовной, так и материальной деятельности. Без управленческих действий, пусть самых простых и примитивных это было бы невозможно» [9].

Социальный институт управления прошел в своем историческом развитии несколько этапов, на которых претерпевали качественные изменения его принципы, место в обществе и социальные практики управления. В результате по мере эволюции социального института управления происходила смена типов управления. В науке переход на качественно новый этап развития управления принято обозначать термином управленческая революция.

Революционно-коммерческая революция произошла около 5 тысяч лет назад. Обозначилась она в период формирования рабовладельческого государства на Древнем Востоке (Шумер, Египет, Аккада). В этот период появилось управление как особый вид деятельности, побочный результат которого - появление письменности и проникновение её в народные массы.

Примерно 3 -4 тысячи лет назад произошла светско-административная управленческая революция. Она была связана с именем Вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Для данной эпохи характерны следующие черты: переход управления от религиозных деятелей к светским правителям, зарождение основ лидерского стиля и методов мотивации поведения, а также возникновение формальной системы организации и регуляции социального поведения людей.

Производственно-строительная революция, относится ко времени правления вавилонского царя Навуходоносора (605-562 гг. до н.э.) и представляет собой соединение производственной деятельности с государственно плановыми методами регулирования. В этот период впервые были применены методы управления государством в строительстве и производстве

(висячие сады Семирамиды и Вавилонская башня).

Среди управленческих нововведений Древнего Рима можно отметить административную иерархию Римской католической церкви и систему территориального управления Диоклетиана (243-316 гг.).

Труды Аристотеля «Политика» и Платона «Государство» являются вершиной управленческой мысли того времени.

В средневековье управление воспринималось как воплощение Божественной воли (Аврелий Августин, Фома Аквинский).

Управленческие идеи Нового времени связаны, в первую очередь, с ранним утопическим социализмом («Город Солнца» Т. Кампанеллы, «Утопия» Т. Мора). Авторы социальных утопий XIV-XV веков создавали проекты государств, базировавшихся на идеях справедливого социального управления в обществе, осуществляемого меньшинством в интересах большинства.

В работах Н. Макиавелли «Государь», «Искусство войны» провозглашалась идея развития общества благодаря управленческому искусству, а не по воле Бога. Также ставился вопрос о необходимости сильной централизованной государственной власти. Он создал образ идеального правителя и политическую технологию удержания власти. Н. Макиавелли впервые вывел государственно-политические вопросы из-под сферы влияния морали и религии.

Как пишут исследователи, «началом четвёртой - индустриальной революции явилась буржуазная революция. Она связана с зарождением капитализма и началом индустриального развития европейских стран» [35].

«Основой развития государства и управления в обществе французские и английские философы XVII-XVШ веков (Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье) считали идеи единственного права. Они были продолжены теорией общественного договора (государственная власть - результат соглашения между людьми, заинтересованными в управлении)» [35].

«Данный период развития управления характеризуется отделением управления от собственности, появлением акционерных обществ (демократизация капитала), а также зарождением профессионального управления» [35].

Бюрократическая революция была обозначена со второй половины XIX века. Она характеризуется превращением менеджеров сначала в профессиональную страту, а затем в социальный класс, отдельный от капиталистов.

Данная революция связана с концепцией рациональной бюрократии, предложенной немецким социологом Максом Вебером концепцией. Согласно данной концепции вся деятельность организации расчленяется на простейшие, элементарные операции, что в свою очередь предполагает строгое формальное определение задач каждого из звеньев организации. Управленческая деятельность в данном случае строится на принципах иерархии, т.е. каждый нижестоящий управляющий подчиняется вышестоящему.

В это время впервые появляется менеджмент как наука.

Интерес к управлению достиг своего апогея в середине 50-х годов ХХ века (П. Сорокин, Д. Белл, Р. Дарендорф, Дж. Гэлбрейт, П. Друкер).

Многие отечественные и зарубежные социологи считают, что современное общество ещё не перешло к шестой управленческой революции и находится только на этапе пятой. Это связано с приоритетом человеческого капитала перед материальными и финансовыми ресурсами в развитых странах Запада и Японии. Основной фигурой в системе управления остаётся менеджер [2; 4; 5].

Таким образом, процесс становления социального института управления начался около 5 тысяч лет назад. Он прошёл пять этапов (управленческих революций), каждый из которых характеризуется важными событиями. Несмотря на это процесс управления всё ещё продолжает меняться.

Управление - целенаправленный, планируемый, координируемый и сознательно организованный процесс, способствующий достижению максимального эффекта при мини-

мальных затратах ресурсов, усилий и времени [10].

Можно представить социальное управление как «сложную систему взаимоотношений людей, выполняющих конкретные функции, для решения определенных задач» [7].

Его наиболее активной, составной частью является механизм социального управления. Он обеспечивает воздействие на факторы, от состояния которых зависит результат деятельности управляемого объекта. Механизм управления создаётся и целенаправленно изменяется путём регламентации всей совокупности методов, стимулов, функций и форм социального управления для осуществления целей социального развития, выполнения определенной социально-экономической политики, а также для наибольшей эффективности социального управления.

Механизм управления можно представить, как совокупность процедур принятия управленческих решений в организациях. Наличие механизмов управления отличает организацию от коллектива (группа лиц, объединённых общей работой) и группы (совокупность людей, объединённых общностью интересов, деятельности, профессии и т.д.).

Наличие в организации совокупности механизмов управления привлекательно как с точки зрения управляемых субъектов (делает предсказуемым поведения управляющего органа), так и с точки зрения управляющего органа (позволяет предсказать поведение управляемых субъектов). В данном случае механизм управления можно рассматривать как синоним метода управления, так как они определяют, как осуществляется управление.

Под механизмом управления понимается «фундаментальная категория, позволяющая выявить органическую взаимосвязь его элементов, устойчивые отношения (связи) в процессах и структуре как объекта, так и субъекта менеджмента, проследить его влияние на развитие отраслей народного хозяйства, т.е. рассмотреть управленческую деятельность в динамике» [16].

Уровень подготовки управленческих кадров и их умение выявлять и объективно оценить основные элементы, взаимосвязи и тенденции механизма напрямую влияют на качество механизма социального управления.

Механизм управления включает в себя такие элементы, как цели и функции.

Существует три аспекта механизма социального управления в соответствии со сферами жизнедеятельности общества: экономический, организационный и социокультурный. Для первого аспекта характерна реализация экономической политики (финансовой, ценовой, кредитной, капиталовложений, платы труда, размещения производственных сил и т.д.). Организационный аспект представляет собой осуществление политического руководства страной административно-государственным аппаратом. Социокультурный аспект состоит в осуществлении социальной политики, направленной на удовлетворение индивидуальных, групповых и общественных интересов и обеспечение гармоничного социального развития.

Таким образом, механизм социального управления позволяет эффективно развиваться всему обществу, так как является активной составляющей социального управления.

Рассмотрим цели и функции социального механизма управления.

Цель - это ключевое понятие, которое определяет эффективность деятельности любой организации. Это конкретный результат, достижение которого видится желаемым для хозяйствующего субъекта.

Необходимость выявления целей как сущностного компонента социального управления понималась издревле. Аристотель говорил о том, что «благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: правильного установления конечной цели всякого рода деятельности и отыскания соответствующих средств, ведущих к конечной цели» [7].

В каждой деятельности цель выступает как управляющая сила, которая и определяет характер действий. Любое управленческое воздействие сводится к установлению целей. Определение целей должно быть научно обоснованным, так как цели обусловливают формирование определенного механизма социального управления, стиль управленческой деятельности, содержание, выбор средств, методов и приемов управления, подбор и расстановку управленческих кадров и др.

Принято выделять социальные, маркетинговые, экономические, инвестиционные, инновационные и иные цели [31].

Современными учёными был выделен ряд характеристик эффективности целей механизма социального управления.

Одной из них является конкретность и измеримость. Она достигается за счёт фиксирования временных сроков целей и предполагает наличие возможности их представления в количественном виде.

Следующая характеристика - это достижимость целевых установок, то есть наличие ресурсной базы для их достижения. Мотивация работника к повышению производительности своего труда снизится, если перед ним поставить изначально недостижимую цель. Постановка слишком лёгких целей будет иметь тот же эффект.

При возникновении непредсказуемых средовых трансформаций существует возможность их коррекции, то есть гибкость целей.

Следующая характеристика эффективности целей механизма социального управления - взаимосвязанность целей. Она подразумевает их непротиворечивость друг другу. Это необходимо для того, чтобы действия, которые необходимы для достижения одной цели, не помешали достижению других.

Учёт интересов сторон, влияющих на работу организации (собственников, исполнителей, руководителей, общества и потребителей и др.) обеспечивает приемлемость целей.

Переход от сущности управления к его содержанию (от цели к функциям), означает систематизацию и дифференциацию целей. Таким образом функции выступают элементами социального механизма управления.

К общепризнанным функциям управления можно отнести организацию производства и управления, планирование, стимулирование, координирование, учет, контроль.

По характеру социальный механизм управления выполняет следующие функции:

- хозяйственно-управленческая - формирование основных условий хозяйствования, реализуется через организацию, планирование, материально-техническое снабжение, решение проблем стимулирования, социально-экономическое нововведение;

- кадровая - решение кадровых вопросов, формирование трудовых коллективов, комплектование и обоснование состава сотрудников организации;

- организационно-политическая - конкретизация политики органов власти и трансляция её на нижестоящие уровни управления (субъекты социального механизма могут преследовать как государственные, так и групповые, личные цели и интересы);

- организационная -обеспечение высокого качества труда;

- технологическая - обеспечение хода производства со стороны его совершенствования и культуры;

- инновационная - совершенствование различных звеньев производства;

- стимулирующая - определение разработки и применения действующих стимулов, которые способны обеспечить активность сотрудников организации.

Для механизма социального управления характерно наличие целей и функций. Именно они определяют эффективность деятельности организации.

Таким образом, процесс управления необходим в каждой организации. Социальный институт управления в процессе своего развития прошёл несколько этапов: революционно-коммерческая, светско-административная, производственно-строительная, буржуазная и бюрократическая революции. Человечество на протяжении нескольких тысячелетий накапливало опыт организации совместного труда, что позволило начать формироваться специфической отрасли знаний о процессе управления.

Наиболее активной частью управления является механизм социального управления, т.е. совокупность процедур принятия управленческих решений в организациях. Для механизма социального управления характерно наличие трёх аспектов: экономический, социокультурный [3; 22] и организационный.

Он включает в себя цели и функции. Для каждой деятельности необходима цель. Она

направляет действия, является управляющей силой. В механизме управления выделяют социальные, экономические, маркетинговые и другие цели. Их эффективность определяют следующие характеристики: конкретность и измеримость, достижимость целевых установок, гибкость, взаимосвязанность, приемлемость, систематизация и дифференциация.

Существует несколько классификаций функций социального механизма. К общепризнанным относят организацию производства и управления, планирование, стимулирование, координирование, учёт и контроль.

Функции социального механизма по характеру бывают: хозяйственно-управленческая, кадровая, организационно-политическая, организационная, технологическая, инновационная и стимулирующая.

ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» является самый крупный вузом региона. С 2006 года он входит в ассоциацию классических университетов России, которую возглавляет Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова. Сейчас в БГУ им. ак. И.Г.Петровского обучается более 7 тысяч студентов [34].

Брянский государственный университет не уступает ведущим вузам России по качеству образования. В Х ежегодном Национальном рейтинге университетов, который предоставила Международная информационная Группа «Интерфакс», БГУ входит в топ-30 лучших университетов из 327 вузов России.

По результатам независимой оценки качества образовательной деятельности государственных вузов МИА «Россия сегодня» университет входит в список из 67 лучших университетов страны (из 503 российских вузов, которые участвовали в исследовании).

Брянский государственный университет вошёл в топ-10 лучших вузов РФ, по качеству бюджетного приема на педагогическое образование.

Результаты рейтингов свидетельствуют об эффективной деятельности, которую проводит университет.

В 2020 году вуз прошёл аккредитацию и получил лицензию Министерства образования и науки Российской Федерации на осуществление образовательной деятельности по 58 специальностям высшего образования, 53 направлениям бакалавриата, 28 направлениям магистратуры, которые входят в состав 12 укрупненных групп специальностей.

БГУ им. ак. И.Г. Петровского ориентирован на диверсификацию (расширение количества) образовательных программ и на системное формирование кадрового потенциала и рынка труда.

Как указано на сайте вуза, «в последнее время в университете было увеличено количество программ дополнительного и послевузовского образования. Произошло обновление качества образовательного процесса, что проявилось в реализации новой концепции многоуровневого образования. С каждым годом открываются новые специальности, востребованные на рынке труда» [34].

Брянский государственный университет тесно взаимодействует с российскими и зарубежными научными школами: Институт русского языка РАН, Санкт-Петербургский институт Эйлера, Московское и Санкт-Петербургское отделения Института Математики РАН, Йельский университет штата Массачусетс (США), Институты математики АН Украины, Беларуси, Армении, а также ряд научных центров Норвегии, Польши и Швеции.

Управление в Брянском государственном университете осуществляется линейно «сверху-вниз», посредством вертикальных связей. Возглавляет университет ректор Антюхов Андрей Викторович. При этом в университете существуют подразделения с набором функций для различных видов деятельности (например, бухгалтерия). В каждом подразделении формируется иерархия служб [34].

Ректорат в университете - высший источник власти. Механизм социального управления осуществляется Учёным советом, первым проректором (отдел кадров, отдел охраны и безопасности, медиацентр, библиотека и др.), первым проректором по учебной работе, проректором по научно-исследовательской работе и международным связям (отдел организации

научных исследований, отдел международных связей и сотрудничества, отдел аспирантуры и докторантуры и др.), проректором по инновационной работе, проректором по социальным вопросам, внеучебной и воспитательной работе (отдел социально-культурной политики и воспитательной работы, профсоюзная организация студентов, санаторий-профилакторий и др.). Для университета характерно наличие институтов. В БГУ им. И.Г.Петровского 5 институтов: педагогики и психологии, естественно-научный, экономики и права, филологии, истории и международных отношений, научно-исследовательский институт фундаментальных и прикладных исследований. Институты состоят из 11 факультетов, 40 кафедр. В БГУ им. И.Г. Петровского есть филиал в г. Новозыбкове Брянской области [34].

Для университета характерно наличие студенческого совета. Объединенный совет обучающихся ФБГОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского» «является коллегиальным представительным и координирующим органом студентов, магистрантов, аспирантов и студенческих объединений образовательной организации» [34]. Он был создан по инициативе обучающихся в 2012 году. На момент исследования возглавлял студенческий совет Артюхов Андрей Игоревич.

Целями деятельности Совета является формирование активной гражданской позиции обучающихся, гражданской культуры, содействие развитию их социальной зрелости, самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию; обеспечение реализации прав на участие обучающихся в управлении образовательной организацией, оценке качества образовательного процесса, формирование у обучающихся умений и навыков самоуправления, подготовка их к компетентному и ответственному участию в жизни общества.

Все важные решения Объединённого совета обучающихся БГУ принимаются Конференцией - высшим органом управления. Среди таких решений можно отметить выборы Председателя Объединенного совета обучающихся БГУ. Совет - рабочий орган. В его состав входят председатель Совета, его заместитель, руководители студенческих объединений.

В Объединённый совет обучающихся входят следующие подразделения: Совет молодых ученых, студенческое исследовательское бюро; первичная профсоюзная организация студентов; совет студентов и аспирантов; Аналитическое общество «Международник; Студенческий центр правовой помощи»; Студенческое объединение КВН; Ассоциация волонтеров БГУ и другие.

На уровне студенческой группы управление осуществляется старостой и профоргом. Староста - формальный лидер групп. Он является связующим звеном между администрацией вуза и одногрупниками. В обязанности старосты входит информирование студентов группы о правилах внутреннего распорядка института, распоряжениях декана, решения студенческих собраний и заседаний профбюро, следит за их выполнением и другое. Работа профорга осуществляется в непосредственном контакте с профбюро студентов института. Среди функций профорга решение вопросов обеспечения студентов санаторно-курортными, оздоровительными и другими путевками, контроль за соблюдением прав и обязанностей студентов в учебном и учебно-производственном процессе, учет социально-бытовых условий и материального состояния студентов группы и т.д.

Таким образом, деятельность университета осуществляется достаточно эффективно. Брянский государственный университет является конкурентоспособным и взаимодействует с различными российскими и зарубежными научными школами. Процесс управления в университете осуществляется на различных уровнях, что позволяет эффективнее выполнять те или иные задачи. Важное место в системе управления университета занимает студенческое самоуправление.

Перейдем к программе исследования.

Студенческое самоуправление можно определить, как партнёрство между студентами и администрацией университета. Это возможность студенческих групп свободно действовать при улучшении процесса обучения, помощи студентам, высказывания позиций студентов по возможным вопросам. Деятельность студенческих советов идёт от самих студентов, т.е. инициатива снизу. Это не беспрекословное подчинение администрации университета. Студенты

сами определяют главные области своей работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целями деятельности Объединённого совета обучающихся БГУ им. И.Г.Петровского является формирование активной гражданской позиции обучающихся, содействие развитию их социальной зрелости, способности к самоорганизации и саморазвитию; обеспечение реализации прав на участие обучающихся в управлении образовательной организацией, формирование у обучающихся умений и навыков самоуправления, подготовка их к компетентному и ответственному участию в жизни общества и др [36].

Каждый год в университете Объединённым советом обучающихся БГУ проводятся различные мероприятия такие, как конкурс «Первокурсник», «День знаний», фестиваль команд КВН «Великолепная пятёрка плюс» и многое другое. Такие мероприятия помогаю формировать самостоятельность студентов, их вовлечённость в общественную жизнь и способность работы в команде.

Важно изучать деятельность студенческих объединений в университете. Это поможет найти их слабые стороны и при необходимости их исправить.

Цель исследования: проанализировать механизм управления студенческого самоуправления Брянского государственного университета им. ак. И.Г.Петровского.

Задачи: изучить, насколько информированы студенты о системе студенческого самоуправления в БГУ; выявить эффективность социального механизма управления в студенческой среде; определить степень вовлечённости студентов в систему студенческого самоуправления; рассмотреть отношение студентов к работе старосты группы; рассмотреть отношение студентов к работе профорга группы.

Объект исследования: студенты БГУ им. И.Г. Петровского.

Предмет исследования: механизм социального управления в студенческой среде БГУ им. И.Г.Петровского.

Теоретическая интерпретация понятий:

Самоуправление - способ организации коллективной жизни.

Студенческий совет (студсовет) - орган студенческого самоуправления, одна из форм проявления студенческой общественной деятельности, направленной на решение актуальных для студентов вопросов.

Староста — это студент, который является формальной главой студенческой группы, занимается административной работой и выполняет роль связующего звена между студентами и администрацией учебного заведения.

Студенческие профессиональные союзы - это социальные организации, призванные защищать права конкретной группы трудящихся, а именно студентов конкретного вуза.

Профорг (профсоюзный организатор) — студент, выбранный собранием группы и представляющий интересы студентов группы в профсоюзной организации и администрации вуза.

Нами предполагалось, что механизм социального управления в студенческой среде БГУ им. И.Г. Петровского работает эффективно.

В качестве основного метода сбора информации используется социологическое анкетирование, эффективность данного метода зарекомендовала себя во многих исследованиях [27; 28]. Анкета разработана в соответствии с целью, задачами, гипотезой исследования и на основе проведённой эмпирической интерпретации основных понятий.

Для изучения состояния механизма социального управления студенчества было проведено анкетирование среди студентов БГУ им. И.Г. Петровского. Анкетирование проводилось в период с 15.04.2021 по 30.04.2021. В опросе принимало участие 50 человек. Анкетирование обучающихся проводилось анонимно, исключительно при соблюдении принципа добровольности. Среди опрошенных 40 девушек (80%) и 10 юношей (20%) (рис. 1).

Распределение респондентов по тендерному признаку мужской;

80%

Рисунок 1 - Распределение респондентов по гендерному признаку

56% респондентов младше 20 лет, 24% опрошенных в возрасте 20-22 лет и 20% старше 20% (рис. 2).

Рисунок 2 - Распределение респондентов по возрасту

Распределение ответов на вопрос: «Вы когда-нибудь взаимодействовали с органами студенческого самоуправления?» показал, что половина опрошенных респондентов взаимодействовала с органами студенческого самоуправления, ещё 30% ответили, что сами участвуют в студенческом самоуправлении, 14% затруднились ответить, а 6% не взаимодействовали (рис. 3).

затрудняюсь ответить

нет, я не взаимодействовал(ла)

да, я взаимодействовал(а) по некоторым вопросам с органами студенческого...

да, я сам(а) участвую в студенческом самоуправлении

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%

Рисунок 3 - Результаты ответов на вопрос «Вы когда-нибудь сталкивались со студенческим

самоуправлением?»

На вопрос «Знаете ли Вы кто является председателем студенческого совета в БГУ им. И.Г. Петровского?» 84% респондента дали утвердительный ответ и 4% отрицательный. Ос-

тальные 12% затруднились ответить. Т.е. большинство опрошенных респондентов проинформированы о системе студенческого самоуправления и о том, кто его возглавляет (рис. 4).

затрудняюсь ответить

нет, не знаю

да, знаю

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90%

Рисунок 4 - Результаты ответов на вопрос «Знаете ли Вы, кто является председателем студенческого совета БГУ им. И.Г.Петровского?»

На вопрос: «На Ваш взгляд, для чего создан такой орган студенческого самоуправления, как Студенческий совет?» было предложено выбрать несколько вариантов ответов. Мнения респондентов распределились следующим образом реализация общественной деятельности 64%, реализация культурной деятельности 50%, реализация спортивной деятельности 20%, реализация научной деятельности 30%, социальная поддержка студенчества 40%, на моем факультете нет такого органа 2%, другое 12% (рис. 5).

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Рисунок 5 - Результаты ответов на вопрос «На Ваш взгляд, для чего создан такой орган студенческого самоуправления, как студенческий совет?»

Также был задан вопрос «На Ваш взгляд, для чего создан такой орган студенческого самоуправления, как Профсоюзная организация?». Ответы респондентов распределились следующим образом: реализация общественной деятельности 58%, реализация культурной деятельности 24%, реализация спортивной и научной деятельностей по 14%, социальная поддержка студенчества 66%, 20% опрошенных респондентов считают, что на их факультете нет такого органа, 6% ответили другое (рис. 6).

I

ализация Реализация Реализация Реализация Социальная На моем Другое

[ественной культурной спортивной научной поддержка факультете нет тельности деятельности деятельности деятельности студенчества такого органа

70% 60%

58%

66%

50% 40% 30% 20% 10% 0%

24%

20%

14%

14%

Реализация Реализация общественной культурной

Реализация спортивной

Реализация научной

Социальная На моем поддержка факультете нет

6%

Другое

деятельности деятельности деятельности деятельности студенчества такого органа

Рисунок 6 - Результаты ответов на вопрос «На Ваш взгляд, для чего создан такой орган студенческого самоуправления, как Профсоюзная организация?»

Среди опрошенных респондентов 84% знают для чего необходим староста в их группе, 14% затруднились ответить, а остальные 2% не знают (рис. 7).

2

да, знаю

нет, не знаю

затрудняюсь ответить

Рисунок 7 - Результаты ответов на вопрос «Знаете ли Вы, для чего необходим староста в вашей группе?»

При этом только 44% опрошенных считают, что староста группы справляется со своими обязанностями, 34% отметили вариант ответа «в чём-то справляется, в чём-то нет», 12% респондентов думает, что староста не справляется со своими обязанностями, а остальные 6% респондентов затруднились ответить (рис. 8).

50% 45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

44%

38%

12%

6%

Да, справляется В чём-то Нет, не справляется

справляется, в чём-то нет

Затрудняюсь ответить

Рисунок 8 - Результаты ответов на вопрос «Как Вы считаете, староста вашей группы справляется со своими обязанностями?»

Респондентам также был предложен вопрос: «Знаете ли Вы, для чего необходим профорг в вашей группе?». 86% дали утвердительный ответ, 6% - отрицательный, 8% затруднились ответить (рис. 9).

да, знаю

ЧО

нет, не знаю

00

затрудняюсь ответить

Рисунок 9 - Результаты ответов на вопрос «Знаете ли Вы, для чего необходим профорг в вашей группе?»

При этом 40% респондентов отметили, что профорг группы справляется со своими обязанностями, 30% - «в чём-то справляется, в чём-то нет», 24% считает, что профорг не справляется со своими обязанностями и оставшиеся 6% затруднились ответить (рис. 10).

45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

40%

30%

24%

6%

Да, справляется

В чём-то справляется, Нет, не справляется Затрудняюсь в чём-то нет ответить

Рисунок 10 - Результаты ответов на вопрос «Как Вы считаете, профорг Вашей группы

справляется со своими обязанностями?»

На вопрос «Существуют ли, по Вашему мнению, различия в функциях старосты и профорга?» 76% дали положительный ответ, 6% отрицательный и 18% затруднились ответить (рис. 11).

Рисунок 11 - Результаты ответов на вопрос «Существуют ли, по Вашему мнению, различия в

функциях старосты и профорга?»

С целью изучить эффективность работы студенческого совета в университете был задан вопрос: «По Вашему мнению, вся ли необходимая информация от студенческого совета доходит до студентов?». 50% опрошенных студентов считают, что вся информация доходит до студентов, 38% - «что-то доходит, что-то нет», 4% выбрали ответ «информация не доходит», остальные 8% затруднились ответить (рис. 12).

г?

о т

Ш

Да, вся Что-то доходит, что-то Информация не доходит Затрудняюсь ответить

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нет

Рисунок 12 - Результаты ответов на вопрос «По Вашему мнению, вся ли необходимая информация от студенческого совета доходит до студентов?»

К вопросу «Какие функции, На Ваш взгляд, выполняет студенческий совет БГУ им. И.Г. Петровского?» были предложены следующие варианты ответов:организация культурно-массовых мероприятий, отдыха и досуга 2%;проведение спортивно-оздоровительной работы 4%;вовлечение студентов в волонтерскую деятельность 2%;социальная защита студентов 6%;жилищно-бытовая работа 4%;организационно-информационная работа 2%;обучение студенческого актива 2%;все вышеперечисленные 74%;ничего из вышеперечисленного; затрудняюсь ответить 4% (рис. 13).

затрудняюсь ответить. Ш

ничего из вышеперечисленного;

все вышеперечисленные;

обучение студенческого актива; 2

организационно-информационная работа; 2

жилищно-бытовая работа; □

социальная защита студентов; ЕЖ

вовлечение студентов в волонтерскую.. 2

проведение спортивно-оздоровительной. К

организация культурно-массовых.. а

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%

Рисунок 13 - Результаты ответов на вопрос «Какие функции, на Ваш взгляд, выполня-

ет студенческий совет БГУ им. И.Г. Петровского?»

«Как вы считаете органы студенческого самоуправления на вашем факультете эффективны?» 74% эффективны, 6% не эффективны, 20% затруднились ответить. Таким образом, большинство опрошенных респондентов считает, что студенческий совет БГУ им. И.Г. Петровского справляется со своими задачами и работает эффективно (рис. 14).

Затрудняюсь ответить

Нет, не эффективны

Да, эффективны

0% 10% Да, эффективны

20%

74%

20% 30% 40% 50% 60% 70% Нет, не эффективны ■ Затрудняюсь ответить

80%

Рисунок 14 - Результаты ответов на вопрос «Как вы считаете органы студенческого самоуправления на вашем факультете эффективны?»

Таким образом, проведённое исследование показывает, что в целом механизм социального управления в БГУ им. И.Г. Петровского работает достаточно эффективно. Студенты проинформированы о работе студенческого совета и при необходимости могут обратиться за помощью в органы студенческого самоуправления.

Студенческий совет является одной из форм студенческого самоуправления, которая направлена на решение важных вопросов жизнедеятельности студентов университета.

Большинство опрошенных респондентов взаимодействовали с органами студенческого самоуправления БГУ им. И.Г. Петровского и информированы о его деятельности. Студенты (74%) считают, что органы студенческого самоуправления на факультетах работают эффективно. Основная проблема студенческого самоуправления в БГУ им. И.Г. Петровского заключается в плохо организованной работе старост и профоргов на уровне студенческих групп. Большинство опрошенных респондентов считает, что старосты и профорги групп либо справляются со своими обязанностями частично, либо совсем не справляются. В целях совершенствования механизма студенческого социального управления в БГУ им. И.Г. Петровского нами предлагается:

Проведение «Круглого стола» как для старост, так и для профоргов, в ходе которого они смогут делиться своим опытом и знаниями.

Проведение конкурса старост, который поможет выявить их сильные и слабые стороны. Старосты смогут набраться опыта и эффективнее выполнять свои обязанности.

Проведение опросов в каждой отдельной группе, с целью выявления эффективности работы старосты и профорга. По результатам анкетирования проводить беседы с не справляющимися.

Формирование традиций образовательного учреждения (Первокурсник, День знаний, День студента), разработка ритуалов (вручение студенческого билета,диплома, посвящение в первокурсники,награждение победителей по итогам конкурсных программ), организация творческих конкурсных и спортивных мероприятий - это поможет заинтересовать студентов, привлечь их к деятельности студенческого совета университета.

Для того чтобы студенты смогли узнать куда и по каким вопросам они могут обращаться необходимо проводить собрания, посвящённые информированию студентов о деятельности студенческого совета БГУ им. И.Г. Петровского.

Необходимо проводить работу (объявления на сайтах, в социальных сетях) по выявлению активных студентов, которые заинтересованы в участии в общественной работе. Это поможет внести новые идеи в работу студенческого самоуправления, разработать стратегию его дальнейшего развития.

Организация и проведение социологических опросов и исследований среди студенческой молодежи позволит изучать состояние системы социального управления как в целом,

так и на отдельных его ступенях

Разработанные рекомендации позволят улучшить систему студенческого самоуправления в университете, при этом способствуя дальнейшему развитию механизма социального управления.

Таким образом, механизм социального управления Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского является эффективным. По качеству предоставляемого образования университет не уступает ведущим вузам России. Ориентированность на диверсификацию образовательных программ позволяет университету расширять рамки своё деятельности. При этом важное место в управлении университетом занимает студенческое самоуправление. Оно даёт возможность студентам проявить себя, развить свои творческие и управленческие качества.

Проведённое на основе БГУ им. И.Г. Петровского социологическое исследование показало высокую эффективность механизма социального управления в студенческой среде. Респондентам предлагалось заполнить анкету и ответить на такие вопросы, как «сталкивались ли Вы со студенческим самоуправлением?», «для чего создан студенческий совет/Профсоюзная организация?», «знаете ли Вы для чего необходим староста/профорг в вашей группе?» и другие. Основная проблема, как показали результаты исследования, заключается в недостаточно качественной работе старост и профоргов групп.

С целью совершенствования механизма социального управления в БГУ им. И.Г. Петровского были предложены следующие рекомендации:

- проведение «Круглых столов» для старост и профоргов;

- проведение конкурса старост;

- проведение опросов на уровне студенческих групп, с целью выявления эффективности работы старост и профоргов;

- формирование традиций образовательного учреждения, разработка ритуалов, организация конкурсных и спортивных мероприятий;

- проведение собраний, посвящённых информированию студентов о деятельности студенческого совета;

- проведение работы по выявлению активных студентов;

- организация и проведение социологических опросов и исследований.

В социологии всё чаще используется понятие «социальный механизм». С его помощью обеспечивается функционирование социальной системы.

В ходе реализации поставленных задач были достигнуты следующие результаты:

Рассмотрены истоки социального управления. Социальное управление - сложный, многогранный процесс. Он постоянно развивается и изменяется. В своём историческом развитии социальное управление прошло несколько этапов (управленческих революций): революционно-коммерческая, советско-административная, производственно-строительная, индустриальная и бюрократическая революции. Каждый этап приносил в социологию управления новые идеи, трансформировал её и улучшал.

Изучены теоретические аспекты механизма социального управления. Механизм социального управления является наиболее активной частью социального управления. Это «фундаментальная категория, позволяющая выявить органическую взаимосвязь его элементов, устойчивые отношения (связи) в процессах и структуре как объекта, так и субъекта менеджмента, проследить его влияние на развитие отраслей народного хозяйства, т.е. рассмотреть управленческую деятельность в динамике» [35]. Для механизма социального управления характерно наличие трёх аспектов: социокультурный, экономический и организационный.

Выявлены цели и функции механизма социального управления. Выделяют следующие цели: социальные, маркетинговые, экономические, инвестиционные, инновационные и иные цели. Для них характерно наличия критериев эффективности: конкретность и измеримость, достижимость целевых установок, взаимосвязанность, приемлемость, систематизация и дифференциация целей. Среди функций механизма социального управления можно выделить хозяйственно-управленческая, кадровая, организационно-политическая, технологиче-

ская, инновационная и стимулирующая.

Рассмотрен процесс управления организации на примере БГУ им. И.Г.Петровского. Управление в университете осуществляется ректором и идёт «сверху-вниз», до институтов, кафедр и филиала в г. Новозыбков. Важное место в социальном управлении занимает студенческое самоуправление. Его целями является формирование активной гражданской позиции обучающихся, формирование у обучающихся умений и навыков самоуправления и многие другие.

Проанализировано состояние студенческой системы управления в БГУ им. И.Г. Петровского. По результатам анкетирования можно судить о высокой эффективности механизма социального управления в студенческой среде. Однако была выявлена основная проблема системе студенческого самоуправления: слабая подготовленность старост и профоргов на уровне студенческих групп.

Выработаны рекомендации по улучшению механизма студенческого самоуправления в БГУ им. И.Г. Петровского:

- проведение «Круглых столов» для старост и профоргов;

- проведение конкурса старост;

- проведение опросов на уровне студенческих групп, с целью выявления эффективности работы старост и профоргов;

- формирование традиций образовательного учреждения, разработка ритуалов, организация конкурсных и спортивных мероприятий;

- проведение собраний, посвящённых информированию студентов о деятельности студенческого совета;

- проведение работы по выявлению активных студентов;

- организация и проведение социологических опросов и исследований.

Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты.

Список литературы

1. Алямкина Е.А. Власть-народ: контакт в электронном модуле / Е.А. Алямкина, П.Н. Киричек // Актуальные проблемы современного общества. 2015. № 3. С. 203-207.

2. Андреева В.А. Роль экспорта топливно-энергетических товаров в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации / В.А. Андреева, Р.А. Бандурин // В сборнике: Таможенное администрирование и экономическая безопасность в цифровой экономике. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Брянск, 2019. С. 21-24.

3. Антюхов А.В. Мемуарно-автобиографическое начало и жанровый код помянника в «Истории о Великом князе Московском» / А.В. Антюхов, А.Н. Волга // Ученые записки Орловского государственного университета. 2019. № 4 (85). С. 95-98.

4. Бандурин Р.А. Обоснование методологии оценки финансовых потерь сельского хозяйства в результате неэквивалентного межотраслевого обмена в АПК / Р.А. Бандурин // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2008. № 2. С. 52-56.

5. Бандурин Р.А. Особенности производства товароведческой экспертизы обувных товаров в таможенном деле / Р.А. Бандурин // Экономика. Социология. Право. 2017. № 1 (5). С. 9-14.

6. Бандурин Р.А. Роль экспертных организаций в антимонопольном регулировании потребительского рынка и контроле качества товаров / Р.А. Бандурин // В сборнике: Современная антимонопольная политика России: правоприменительная практика в Брянской области. Сборник научных работ Всероссийской научно практической конференции. 2019. С. 15-19.

7. Васильев А.В. Культура коммуникаций в условиях информационной глобализации / А.В. Васильев, Э.Д. Коркия, А.К. Мамедов. Москва, 2019. 160 с.

8. Гавриченко А.А. Таможенное администрирование в сфере цифровой экономики / А.А. Гавриченко, Р.А. Бандурин // В сборнике: Таможенное администрирование и экономическая безопасность в цифровой экономике. Материалы всероссийской научно-практической

конференции. Брянск, 2019. С. 50-53.

9. Гостенина В.И. Коммуникативные основания управления мегаполисом (на материале управленческого дискурса). Учебно-методическое пособие по спецкурсу для магистратуры по направлению подготовки «Коммуникативное пространство современного мегаполиса» / В.И. Гостенина, А.К. Мамедов, С.А. Шилина. Москва, 2016. 192 с.

10. Гостенина В.И. Социокультурные, экономические и управленческие факторы формирования статуса региона (на примере Брянской области) / В.И. Гостенина, А.П. Корю-кин, Е.Ю. Лупенкова и др. // Ежегодник НИИ фундаментальных и прикладных исследований. 2012. № 3 (3). С. 117-128.

11. Гостенина В.И. Управление вербальным социолингвистическим кодом субъекта власти в коммуникативном процессе/ В.И. Гостенина, С.А. Шилина. Москва, 2008. 208 с.

12. Гостенина В.И. Управленческие факторы формирования статуса региона (на примере Брянской области) / В.И. Гостенина, А.Г. Киселёв, С.А. Шилина // Власть. 2013. № 2. С. 082-085.

13. Гостенина В.И. Управленческий дискурс как технология социального взаимодействия субъекта власти и социума / В.И. Гостенина, А.Ю. Качалков, С.А. Шилина // Власть. 2015. № 8. С. 128-133.

14. Епремян Т.В. Дискурс социального пространства города в условиях цифрови-зации / Т.В. Епремян, С.А. Шилина // В сборнике: Дискурс социальных проблем в социокультурном, образовательном, языковом пространстве в период пандемии коронавируса. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Брянск, 2021. С. 25-31.

15. Епремян Т.В. Рекламный дискурс в аспекте виртуализации социального пространства в период пандемии 2020 года / Т.В. Епремян, А.В. Траханов // В сборнике: Влияние качества жизни на формирование ценностной структуры населения России. Всероссийская научная конференция с международным участием : сборник материалов. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Москва, 2020. С. 96-97.

16. Епремян Т.В. Управленческие технологии дискурса социальной рекламы / Т.В. Епремян, С.А. Шилина // В сборнике: Журналютыка - 2020: стан, праблемы i перспектывы. Матэрыялы 22 -й Мiжнароднай навукова- практычнай канферэнцьп. Мшск, 2020. С. 383-386.

17. Зелепугин А. Экономическая оценка практики ценообразования в АПК Брянской области // А. Зелепугин, Р. Бандурин // АПК: Экономика, управление. 2007. № 11. С. 5355.

18. Зелепугин А.Д. Совершенствование организационно-экономических отношений между субъектами АПК как основа развития бизнеса / А.Д. Зелепугин, Р.А. Бандурин // Никоновские чтения. 2006. № 11. С. 307-310.

19. Зелепугин А.Д. Экономический потенциал межотраслевого обмена в АПК региона / А.Д. Зелепугин, С.А. Рыбакова, Р.А. Бандурин, Г.Н. Русинова. Воронеж, 2008. 247 с.

20. Карпутина А.Ю. Организация взаимодействия нескольких манипуляторов с использованием механизмов удаленного управления / А.Ю. Карпутина, Р.А. Бандурин // Ученые записки Брянского государственного университета. 2017. № 4 (8). С. 7-13.

21. Киричек П.Н. Информационная культура в арсенале управленца / Киричёк П.Н. // В сборнике: Инновационные технологии в управлении. сборник научных статей. Москва, 2016. С. 4-10.

22. Киричёк П.Н. Культурно-речевой компонент публичной сферы общества / П.Н. Киричёк // Поливановские чтения. 2019. № 13. С. 98-104.

23. Киселёв А.Г. Информация в периметре управления: алгоритмы реконструкции / А.Г. Киселёв, П.Н. Киричёк // Социологическая наука и социальная практика. 2016. № 1 (13). С. 35-47.

24. Мамедов А.К. Информационное общество: эволюция неравенства / А.К. Маме-дов, Э.Д. Коркия // В сборнике: Актуальные проблемы информационного общества в науковедении, культуре, образовании, экономике. Сборник научных докладов XV Международной

научно-практической конференции. 2018. С. 375-285.

25. Мамедов А.К. Методологический дискурс: предметное поле коммуникативного капитала / А.К. Мамедов, М.Г. Волнистая // В сборнике: Коммуникативный капитал цифровой эпохи. Материалы научной онлайн-конференции с международным участием. Москва, 2021. С. 7-28.

26. Мамедов А.К. Социальное неравенство: новая онтология и вариативность в информационную эпоху / А.К. Мамедов // В сборнике: Философия и социальные науки в современном мире. Материалы Международной научной конференции к 30-летию факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета. 2019. С. 11-15.

27. Новикова М.Г. Социологическое исследование установок социальных работников по проблеме «Этнический имидж россиянина» (часть I) / М.Г. Новикова, А.А. Пима-хова, Е.Ю. Сычева // Научный журнал Дискурс. 2018. № 1 (15). С. 149-164.

28. Новикова М.Г. Социологическое исследование этнических установок социальных работников (часть II) / М.Г. Новикова, А.А. Пимахова, Е.Ю. Сычева // Научный журнал Дискурс. 2018. № 1 (15). С. 165-179.

29. Синица Н.В. Комбинирование различных источников информации на уроках технологии при работе в ИКТ-насыщенной среде / Н.В. Синица, Р.А. Бандурин // В сборнике: Социальное партнерство как эффективный механизм формирования образовательного пространства. Материалы международной научно-практической конференции. 2017. С. 37-42.

30. Шилина С.А. Управленческий дискурс как социальная технология коммуникации в системе отношений социума и власти / С.А. Шилина // Научно-методический журнал Концепт. 2015. Т. 13. С. 1821-1825.

31. Bandurin R. About the equivalence of an interbranch exchange [text] / R. Bandurin // Economic Indicators. 2007. № 10. С. 84.

32. Gostenina V.I. Discursive and visual management technologies in urban sociology / V.I. Gostenina, R.K. Karneev, G.V. Makarova, S.L. Melnikov // Opcion. 2019. Т. 35. № Special Edition 24. С. 122-135.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. Mamedov A.K. Sociological discourse of culture: experience in interpretation / A.K. Mamedov, E.D. Korkiya, M.G. Volnistaya // Bulletin of Polessky State University. Series in Social Sciences and Humanities. 2020. № 2. С. 75-83.Официальный сайт Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского [Электронный ресурс]. URL: https://brgu.ru/ (Дата обращения: 10.04.2021).

34. Подлесных В.И. Методология и логика построения механизма социального управления // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2007. №36. [электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-i- logika-postro eniya -mehanizma-sotsialnogo-upravleniya.

Сведения об авторах

Кирпиченко Анастасия Михайловна - бакалавр по направлению подготовки «Социология» ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского». e-mail: anastaciakirpichenko@yandex.ru. Адрес: 241036, Россия, г. Брянск, ул. Бежиц-кая, 14.

Научный руководитель: доцент Е.Ю. Сычева UDK 316.776

THE MECHANISM OF SOCIAL MANAGEMENT

Kirpichenko A.M.

Bryansk State University named after Academician I. G. Petrovsky, Bryansk The article deals with topical issues of social management mechanisms. Various interpretations of the basic concepts

related to the thematic field of management are presented. The author conducted a sociological study, the results of which are considered in this article. The mechanism of student self-government of the Bryansk State University named after ak. I. G. Petrovsky is analyzed. The author has studied how well students are informed about the system of student self-government at BSU; the effectiveness of the social management mechanism in the student environment has been revealed; the degree of students ' involvement in the system of student self-government has been determined; the attitude of students to the work of the head of the group has been considered; the attitude of students to the work of the professional teacher of the group has been considered. Recommendations are given to increase the effectiveness of the social management mechanism.

Keywords: sociological research, management, self-government,, questionnaire, management mechanism, students, Bryansk

References

1. Alyamkina E.A. Vlast'-narod: kontakt v elektronnom module / E.A. Alyamkina, P.N. Kirichek // Aktual'nye problemy sovremennogo obshchestva. 2015. № 3. S. 203-207.

2. Andreeva V.A. Rol' eksporta toplivno-energeticheskih tovarov v obespechenii ekonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii / V.A. Andreeva, R.A. Bandurin // V sbornike: Tamozhennoe administrirovanie i ekonomicheskaya bezopasnost' v cifrovoj ekonomike. Materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Bryansk, 2019. S. 21-24.

3. Antyuhov A.V. Memuarno-avtobiograficheskoe nachalo i zhanrovyj kod pomyannika v «Istorii o Velikom knyaze Moskovskom» / A.V. Antyuhov, A.N. Volga // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. № 4 (85). S. 95-98.

4. Bandurin R.A. Obosnovanie metodologii ocenki finansovyh poter' sel'skogo hozyajstva v rezul'tate neekvivalentnogo mezhotraslevogo obmena v APK / R.A. Bandurin // Vestnik Bryanskoj gosudarstvennoj sel'skohozyajstvennoj akademii. 2008. № 2. S. 52-56.

5. Bandurin R.A. Osobennosti proizvodstva tovarovedcheskoj ekspertizy obuvnyh tovarov v tamozhennom dele / R.A. Bandurin // Ekonomika. Sociologiya. Pravo. 2017. № 1 (5). S. 9-14.

6. Bandurin R.A. Rol' ekspertnyh organizacij v antimonopol'nom regulirovanii potrebitel'skogo rynka i kontrole kachestva tovarov / R.A. Bandurin // V sbornike: Sovremennaya antimonopol'naya politika Rossii: pravoprimenitel'naya praktika v Bryanskoj oblasti. Sbornik nauchnyh rabot Vserossijskoj nauchno prakticheskoj konferencii. 2019. S. 15-19.

7. Vasil'ev A.V. Kul'tura kommunikacij v usloviyah informacionnoj globalizacii / A.V. Vasil'ev, E.D. Korkiya, A.K. Mamedov. Moskva, 2019. 160 s.

8. Gavrichenko A.A. Tamozhennoe administrirovanie v sfere cifrovoj ekonomiki / A.A. Gavrichenko, R.A. Bandurin // V sbornike: Tamozhennoe administrirovanie i ekonomicheskaya bezopasnost' v cifrovoj ekonomike. Materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Bryansk, 2019. S. 50-53.

9. Gostenina V.I. Kommunikativnye osnovaniya upravleniya megapolisom (na materiale upravlencheskogo diskursa). Uchebno-metodicheskoe posobie po speckursu dlya magistratury po napravleniyu podgotovki «Kommunikativnoe prostranstvo sovremennogo megapolisa» / V.I. Gostenina, A.K. Mamedov, S.A. SHilina. Moskva, 2016. 192 s.

10. Gostenina V.I. Sociokul'turnye, ekonomicheskie i upravlencheskie faktory formirovaniya statusa regiona (na primere Bryanskoj oblasti) / V.I. Gostenina, A.P. Koryukin, E.YU. Lupenkova i dr. // Ezhegodnik NII fundamental'nyh i prikladnyh issledovanij. 2012. № 3 (3). S. 117-128.

11. Gostenina V.I. Upravlenie verbal'nym sociolingvisticheskim kodom sub"ekta vlasti v kommunikativnom processe/ V.I. Gostenina, S.A. SHilina. Moskva, 2008. 208 s.

12. Gostenina V.I. Upravlencheskie faktory formirovaniya statusa regiona (na primere Bryanskoj oblasti) / V.I. Gostenina, A G. Kiselyov, S.A. SHilina // Vlast'. 2013. № 2. S. 082-085.

13. Gostenina V.I. Upravlencheskij diskurs kak tekhnologiya social'nogo vzaimodejstviya sub"ekta vlasti i sociuma / V.I. Gostenina, A.YU. Kachalkov, S.A. SHilina // Vlast'. 2015. № 8. S. 128-133.

14. Epremyan T.V. Diskurs social'nogo prostranstva goroda v usloviyah cifrovizacii / T.V. Epremyan, S.A. SHilina // V sbornike: Diskurs social'nyh problem v sociokul'turnom,

obrazovatel'nom, yazykovom prostranstve v period pandemii koronavirusa. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Bryansk, 2021. S. 25-31.

15. Epremyan T.V. Reklamnyj diskurs v aspekte virtualizacii social'nogo prostranstva v period pandemii 2020 goda / T.V. Epremyan, A.V. Trahanov // V sbornike: Vliyanie kachestva zhizni na formirovanie cennostnoj struktury naseleniya Rossii. Vserossijskaya nauchnaya konferenciya s mezhdunarodnym uchastiem : sbornik materialov. Moskovskij gosudarstvennyj universitet im. M.V. Lomonosova. Moskva, 2020. S. 96-97.

16. Epremyan T.V. Upravlencheskie tekhnologii diskursa social'noj reklamy / T.V. Epremyan, S.A. SHilina // V sbornike: ZHurnalistyka - 2020: stan, prablemy i perspektyvy. Materyyaly 22 -j Mizhnarodnaj navukova- praktychnaj kanferencyi. Minsk, 2020. S. 383-386.

17. Zelepugin A. Ekonomicheskaya ocenka praktiki cenoobrazovaniya v APK Bryanskoj oblasti // A. Zelepugin, R. Bandurin // APK: Ekonomika, upravlenie. 2007. № 11. S. 53-55.

18. Zelepugin A.D. Sovershenstvovanie organizacionno-ekonomicheskih otnoshenij mezhdu sub"ektami APK kak osnova razvitiya biznesa / A.D. Zelepugin, R.A. Bandurin // Nikonovskie chteniya. 2006. № 11. S. 307-310.

19. Zelepugin A.D. Ekonomicheskij potencial mezhotraslevogo obmena v APK regiona / A.D. Zelepugin, S.A. Rybakova, R.A. Bandurin, G.N. Rusinova. Voronezh, 2008. 247 s.

20. Karputina A.YU. Organizaciya vzaimodejstviya neskol'kih manipulyatorov s ispol'zovaniem mekhanizmov udalennogo upravleniya / A.YU. Karputina, R.A. Bandurin // Uchenye zapiski Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017. № 4 (8). S. 7-13.

21. Kirichek P.N. Informacionnaya kul'tura v arsenale upravlenca / Kirichyok P.N. // V sbornike: Innovacionnye tekhnologii v upravlenii. sbornik nauchnyh statej. Moskva, 2016. S. 4-10.

22. Kirichyok P.N. Kul'turno-rechevoj komponent publichnoj sfery obshchestva / P.N. Kirichyok // Polivanovskie chteniya. 2019. № 13. S. 98-104.

23. Kiselyov A.G. Informaciya v perimetre upravleniya: algoritmy rekonstrukcii / A.G. Kiselyov, P.N. Kirichyok // Sociologicheskaya nauka i social'naya praktika. 2016. № 1 (13). S. 3547.

24. Mamedov A.K. Informacionnoe obshchestvo: evolyuciya neravenstva / A.K. Mamedov, E.D. Korkiya // V sbornike: Aktual'nye problemy informacionnogo obshchestva v naukovedenii, kul'ture, obrazovanii, ekonomike. Sbornik nauchnyh dokladov XV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018. S. 375-285.

25. Mamedov A.K. Metodologicheskij diskurs: predmetnoe pole kommunikativnogo kapitala / A.K. Mamedov, M.G. Volnistaya // V sbornike: Kommunikativnyj kapital cifrovoj epohi. Materialy nauchnoj onlajn-konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Moskva, 2021. S. 7-28.

26. Mamedov A.K. Social'noe neravenstvo: novaya ontologiya i variativnost' v informacionnuyu epohu / A.K. Mamedov // V sbornike: Filosofiya i social'nye nauki v sovremennom mire. Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii k 30-letiyu fakul'teta filosofii i social'nyh nauk Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. S. 11-15.

27. Novikova M.G. Sociologicheskoe issledovanie ustanovok social'nyh rabotnikov po probleme «Etnicheskij imidzh rossiyanina» (chast' I) / M.G. Novikova, A.A. Pimahova, E.YU. Sycheva // Nauchnyj zhurnal Diskurs. 2018. № 1 (15). S. 149-164.

28. Novikova M.G. Sociologicheskoe issledovanie etnicheskih ustanovok social'nyh rabotnikov (chast' II) / M.G. Novikova, A.A. Pimahova, E.YU. Sycheva // Nauchnyj zhurnal Diskurs. 2018. № 1 (15). S. 165-179.

29. Sinica N.V. Kombinirovanie razlichnyh istochnikov informacii na urokah tekhnologii pri rabote v IKT-nasyshchennoj srede / N.V. Sinica, R.A. Bandurin // V sbornike: Social'noe partnerstvo kak effektivnyj mekhanizm formirovaniya obrazovatel'nogo prostranstva. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017. S. 37-42.

30. SHilina S.A. Upravlencheskij diskurs kak social'naya tekhnologiya kommunikacii v sisteme otnoshenij sociuma i vlasti / S.A. SHilina // Nauchno-metodicheskij zhurnal Koncept. 2015. T. 13. S.1821-1825.

31. Bandurin R. About the equivalence of an interbranch exchange [text] / R. Bandurin //

Economic Indicators. 2007. № 10. С. 84.

32. Gostenina V.I. Discursive and visual management technologies in urban sociology / V.I. Gostenina, R.K. Karneev, G.V. Makarova, S.L. Melnikov // Opcion. 2019. Т. 35. № Special Edition 24. С. 122-135.

33. Mamedov A.K. Sociological discourse of culture: experience in interpretation / A.K. Mamedov, E.D. Korkiya, M.G. Volnistaya // Bulletin of Polessky State University. Series in Social Sciences and Humanities. 2020. № 2. С. 75-83.

34. Oficial'nyj sajt Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta imeni akademika I.G. Petrovskogo [Elektronnyj resurs]. URL: https://brgu.ru/ (Data obrashcheniya: 10.04.2021).

35. Podlesnyh V.I. Metodologiya i logika postroeniya mekhanizma social'nogo upravleniya // Nauchno-tekhnicheskij vestnik informacionnyh tekhnologij, mekhaniki i optiki. 2007. №36. [elektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-i-logika-postroeniya-mehanizma- sotsial nogo-upravleniya.

Author's information

Kirpichenko Anastasia Mikhailovna - bachelor's degree in the field of «Sociology» of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrov. e-mail: anastaciakirpichenko@yandex.ru . Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241036, Russia. Scientific supervisor: Associate Professor E.Y. Sycheva

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.