СОЦИОЛОГИЯ
УДК 316.776
ЦИФРОВЫЕ ПОЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ МЕГАПОЛИСА
Ефимочкина Н.Б.1, Мамедов А.К.2
Российский государственный университет нефти и газа имени И.М.Губкина, г. Москва 2Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва
Одним из ключевых факторов, характеризующих современный этап цивилизационного развития, является стремительный рост наукоемких технологий. Начиная со второй половины ХХ века, отрасли высоких технологий выходят за рамки узкоспециализированных производств и становятся объектами массового использования, постепенно входя как неотъемлемый атрибут в обыденную жизнь общества. Развитие многофункциональных инновационных процессов, обеспечивающих массовое использование научных достижений, определяется доминирующим характером информационно-телекоммуникационных технологий, детерминирующих кардинальные трансформации традиционных форм общественного устройства и всей жизнедеятельности людей в целом. Наиболее активно креативная фаза развития проявляется в условиях функционирования современного города.
Ключевые слова: гражданская активность, информационно-коммуникационные технологии, концепция «Умный город», информатизационный тип познания, наукоемкие технологии, система ПвТ, цифровое управление
Несомненный интерес для современных социологических исследований представляет актуальная проблема становления цифровых полей в процессе социальных трансформаций мегаполиса [4; 6; 8].
Современный город стал актором всех процессов, определяющих развитие современной цивилизации [2; 13; 12]. И дело не только количественных аспектах -невиданных темпах и масштабах урбанизации, но и, прежде всего, в системном воздействии урбанизации на трансформацию общества, которые предопределили «городскую революцию» второй половины ХХ века и обусловили вектор и новую «ткань» глобальных трансформаций. Структурные сдвиги в городском социуме, индустриальная доминанта и резкое наращивание научного [5] и социально-культурного потенциала [14; 18; 27], концентрация наукоемких производств инициировали трансляцию «городских ценностей» в систему функционирования социальных институтов, институтов власти и управления повлекли за собой кардинальные изменениями в системе общественно-государственных отношений.
Сциентизация быта и интеграция информационных технологий в среду обитания человека [20; 19], в бизнес-процессы [1; 7], в систему государственных институтов переформатировали режим коммуникаций, переведя их формат виртуальных взаимодействий и удаленного управления [16]. Ключевыми тенденциями функционирования виртуальных общественно-государственных коммуникаций выступают три взаимосвязанные концепции: концепция информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), концепция «Интернет вещей» (1оТ) и концепция «Умный город» (БтаЛ-Бку). Можно утверждать, что данные концепции представляют собой и алгоритм развития интеллектуальной коммуникационной системы (ИКС) городского управления и структурообразующие элементы данной системы.
Концепция ИКТ рассматривает совокупность изменений техногенного, социогенного, культурогенного и гносеогенного характера, обуславливаемых научно-техническим прогрессом. Техногенный аспект развития ИКТ представляет собой последовательный процесс совершенствования технических средств, методов и операций, обеспечивающих полный цикл работы с информацией с целью получения качественно нового информационного продукта и/или осуществления коммуникационного процесса. Если рассматривать информационно-коммуникационные технологии в историческом контексте,
то мы говорим о расширении сферы информационного взаимодействия за счет НТП, постоянной интеграции производств в сегменты единого информационно-индустриального комплекса, ускорение и упрощение коммуникационного взаимодействия при расширении информационно-коммуникативного пространства (Интернет), которые привели к структурным изменениям параметров общемировой и национальных хозяйственных систем [15; 25; 23]. Социогенный характер развития ИКТ подразумевает радикальные изменения социального характера, которые лежат в плоскости:
-во-первых, стратификационной дифференциации общества, определяемой характером современных производственных отношений. Принципиальным отличием современного этапа развития ИКТ является доминантный характер сферы интеллектуального труда, что выводит на первый план производителя информации и собственника ИКТ. И если вначале информационные технологии выступали как средства фиксации информации, не затрагивая процесса ее смысловой трансформации, и, следовательно, позиционировали интеллектуальный труд как «придаток» к материальному производству, то в современную эпоху интеллектуальная деятельность становится непременным условием развития, а носители интеллекта и знания стали базовым ресурсом экономики (человеческий капитал) и новой социальной стратой, сформировав устойчивые образования личностных свойств, комплексы которых регулируют объем и меру активности их социальных контактов;
- во-вторых, новыми формами правовых отношений. ИКТ сегодня представляет собой систему определенных имущественных отношений, в которые вступают участники информационно-коммуникационных взаимодействий. Эти отношения регулируются как правом собственности на ИКТ, так и возможностями вступать в те или иные сделки, заключать те или иные контракты, проводить интернет-аукционы, использовать ту или иную информацию и т.п. Участники интернет-отношений из поля анонимности и саморегулирования вступают в правовой режим и становятся субъектами правоотношений. Правовая регламентация отношений в виртуальной среде как на национальном, так и на международном уровне выступает как новый социальный механизм, закрепляющий право собственности на информационно-коммуникационные ресурсы и, соответственно, инициирует появление нового класса собственников и новых форм правовых и субправовых норм;
- в-третьих, возможностями доступа к информационным ресурсам и продуктам. Массовое использование ИКТ обусловили их доступность, универсальность и включенность в повседневные практики, но, с другой стороны, рассматривается как отражение существующего социального расслоения. Объективные факторы социально-экономического развития обуславливали социальную неоднородность общества [22], что в условиях современного развития практически поляризовали общество на людей, имеющих доступ к технологическим инновациям для ежедневной жизни и работы, и людей, доступ которых и инновационным технологиям ограничен и/или невозможен. Возможность доступа к информационным ресурсам и продуктам уже на раннем этапе социализации дает социальный лифт или ставит пределы его включенности в коммуникационные процессы, что, по сути, лимитирует его возможности и как участника информационно-коммуникационных процессов и как члена социума [21]. Социальная структура общества, обеспечивающая свое воспроизводство посредством социальных лифтов и новыми ролями индивидуумов, трансформируется в зависимости от соотношения возможностей доступа к технологическим инновациям.
Культурогенный аспект развития ИКТ выступает показателем и значимым результатом внедрения современных ИКТ во все механизмы современных социальных модификаций в области образования, воспитания и обучения, то есть оказывают качественное влияние на формирование личности, ее образ жизни и социализацию, систему межличностных отношений и определяет радикальное изменение всей системы духовно-практической деятельности и культурного творчества [28]. Коммуникационные сети, обеспечивающие непрерывную возможность получать/передавать любую информацию из
любого места создают качественно новое коммуникационное пространство [17], в котором согласованность действий индивидов приобретает мобильный характер и широкий диапазон возможностей для онлайн-функционирования. Универсальность виртуального коммуникационного пространства, объединяющая большие и рассредоточенные аудитории, позволяет создавать и продуцировать новые культурные модусы, которые приобретают наднациональные формы и формируют для всех участников виртуального взаимодействия единые социокультурные матрицы техногенной цивилизации.
Гносеогенный характер ИКТ обуславливается трансформацией понимания концептуальной сущности информации и научного знания как доминирующего ресурса и фундаментальной основы современного общества. В парадигме информационного общества, выдвинутой Д.Беллом обоснована приоритетная роль научного знания и прямая зависимость социального развития от организации науки и техники. Развитие ИКТ в последующие десятилетия внесло значительные коррективы в концепцию информационного общества. Вся совокупность информационно-коммуникационных ресурсов, программных продуктов, сформировало принципиально новые формы получения знаний, включив в гносеологические процессы познания мира наукоемкие технологии искусственного интеллекта.
Традиционный алгоритм получения информации и преобразование ее в знания, в котором человек был центральным ядром творческой деятельности, заменяется (частично или полностью) функционалом информационных систем, актуализирующих информационные данные в базы знаний. Сегодня информационные системы способны решать задачи зачастую без ключевого посредника - человека, современные технологии работают с информацией и «выдают» наиболее оптимальные модели знаний, схемы решений, кардинально меняется система «человек - информация». На заре эпохи информатизации функционировала система «пользователь-программист-данные», в которой ключевым звеном выступали программисты, выступавшие посредниками между пользователями и информацией (данными). Это создавало ряд проблем и сложностей, как организационного и целеполагательного, так и гносеологического характера (эффект «испорченного телефона»).
Сегодня пользователи напрямую получают, обрабатывают и используют необходимую информацию (базы знаний), а роль программистов ориентирована на создание программных решений. Изменения алгоритма получения информации и преобразования ее в знания принципиально важны. И дело не только в том, что между информацией и пользователем нивелируется посредник (программист). Главное в том, что создается система когнитивного моделирования, позволяющая значительно расширять познавательные возможности пользователя. Сегодня лучшими информационными технологиями являются не те, которые моделируют работу человеческого мозга, а те, чей функционал позволяет человеку оперировать большими информационными объемами высокого качества.
Как результат - происходит изменение сознания человека и формирование качественно новой формы познания - информатизационного. В отличие от традиционных форм познания, знаниевая информация, которая воспроизводилась от поколения к поколению (линейность), информатизационная форма познания усваивается и формируется с гораздо большей степенью свободы и гораздо в большей степени дифференцируется личностным взглядами и представлениями, порожденными участием индивида в информационной деятельности, тем объемом коммуникационных взаимодействий, в которые он вступает (сингулярность познания).
По сути, информатизационный тип познания на сегодняшний день представляет некую форму противоречий между возможностями получать большой объем информации и неготовностью сознания (даже с учетом применения информационных технологий) оперативно формировать и/или использовать знания. При этом противоречии, использование ИКТ как познавательного инструмента зачастую сводится к игровым формам.
Естественно, применение ИКТ в науке, бизнес-процессах, производственных операциях и т.п., представляет собой комплексный и целеполагательный процесс познания, и
стремительное развитие наукоемких технологий выступает его закономерным результатом, изменяющим социальную реальность. Но в то же время, в общепринятом понимании использование ИКТ, став повседневной практикой, еще не трансформировалось в ту форму общественного сознания, которая формирует содержательный контент мышления, и нередко ускоренная скорость «инноваций» ведет к неконтролируемости процессов их применения.
Глобальные и многовекторные парадигмальные вызовы, которые актуализировалась с развитием ИКТ, нашли отражение в концепции «Интернет вещей» (IoT), которую можно обозначить как практическое воплощение наукоемких технологий в практиках современного человека. Как научная теория концепция «интернет вещей» появилась недавно, в 1999 г. К. Эштоном была представлена система алгоритма логистики компании «Procter & Gamble», позволяющая перевести управление логистическими цепочками в автоматический режим, исключив из части операций участие человека.
В 2000-х годах прикладные решения, предложенные Эштоном, выходят за рамки бизнес-процессов и становятся объектами повседневного применения. Варианты IoT с уровня автоматизации бизнес-процессов и домашней автоматизации (бытовые приборы, домашние системы, датчики и т.п.) перешли в область качественно новых проектных решений и, прежде всего, объединения объектов IoT в единую сеть огромного количества взаимодействующих географически распределённых устройств, обслуживаемую интернет-протоколами и создание системы автоматической идентификации (штрих-коды, QR-коды, идентификаторы месторасположения объектов и т.п.). Эти решения переориентировали вектор развития ИКТ и, по сути, произвели революционный поворот.
Массовое и активное использование объектов и систем IoT позволило аналитикам Римского клуба включить систему IoT в число доминантных «подрывных технологий», которые ускоряют и внедряют новые продукты и услуги, меняют процессы, сотрясают рынки и в конечном счете меняют нашу жизнь, вызывая преобразования, которые считаются «разрушительными» - используя положительное значение этого термина [11]. Корпорации Cisco еще на начальном этапе развития IoT позиционировала тенденцию преобразования «интернета людей» в «Интернет вещей». По их оценкам в 2008-2009 годах (считается годом «настоящего рождения» IoT) количество устройств, подключённых к глобальной сети, превысило численность населения Земли [26]. Система IoT в настоящее время представляет собой комплексные программные решения с удалённым управлением и онлайн-функциями (1оТ-устройства). Ее отличительная черта - экспоненциальный рост, что, с одной стороны, позволяет как количественно, так и качественно перестроить все области человеческой практики и решить современные глобальные проблемы (Р. Курцвейл, П. Диамандис), но, с другой стороны, создать не менее (а может быть и более) серьезные проблемы. В число таких проблем аналитики включают глобальное потепление, истощение ресурсов и потери биоразнообразия (П. Диамандис и С. Котлер «Изобилие»), монополизацию, в том числе коррупционную, цифрового пространства (Д. Эггерс «Сфера»), ликвидацию рабочих мест (К. Б. Фрей и М. Осборн), цифровую поляризацию мирового экономического пространства (Всемирный экономический Форум 2016 г.), сингулярность познания и неконтролируемость результатов инноваций, в том числе «искусственного интеллекта».
Вместе с тем, и ИКТ и система IoT не только сциентизировали быт, но и перешли на иной этап, став сегментом функционирования социальных институтов и институтов государственной власти и управления [9; 10]. Ключевым показателем институционализации ИКТ и системы IoT является реализуемая сегодня концепция «Smart-sity» («Умный город»). Smart-sity представляет собой интеграцию ИКТ и системы IoT в границах города (как правило, мегаполиса) и включенных в систему городского и муниципального управления.
Развитие концепции Smart-sity представляет собой стратегическое решение проблем урбанизации и индустриализации и, прежде всего, в области управления качеством жизни граждан и устойчивости городских ресурсов:
- взаимодействиями с гражданами;
- транспортной инфраструктурой;
- использованием ресурсов;
- экологической сферой;
- энергетической инфраструктурой.
Как указано в исследовании, «реализация проектов по развитию современной городской инфраструктуры направлена на применении широкого спектра информационно-коммуникационных технологий с целью создания единой инфраструктуры, которая позволит обеспечивать эффективное осуществление услуг, сотрудничество между основными заинтересованными сторонами (граждане, университеты, правительство, промышленность), интеграцию различных областей (окружающая среда, мобильность, управление, сообщество, промышленность, услуги), инвестиции в социальный капитал» [3].
Структурообразующими сегментами, обеспечивающими функционал Smart-sity, можно назвать инновационную экономику, городскую инфраструктуру и государственное управление (табл. 1).
Таблица 1
Функциональная структура Smart-sity
Сегмент Smart-sity Функциональные компоненты
Innovative Economy (инновационная экономика) Инновации в промышленности, сфере услуг, районах города, кластерах, научно-инновационных центрах и т.п.
Smart Government (государственное управление) Административные услуги широкому кругу лиц, система «обратной связи», представительная и прямая демократия, услуги для жителей: качество жизни, оптимизация работы государственных учреждений и департаментов.
Urban Public Infrastructure (городская коммунальная инфраструктура) Коммунальные услуги, оказываемые муниципальными и городскими учреждениями и организациями, безопасность и т.п.
Smart Energy (система управления городской энергосистемой) Управление сферой энергопоставок, распределения и расхода энергии, энергосбережением. Стратегический анализ и управление спросом, энергоэффективностью и интеграцией возобновляемых источников энергии.
Smart Water (система управления инфраструктурой водоснабжения) Управление водными ресурсами: модернизация водных систем, мониторинг потребления, системы экологической безопасности и управление наводнениями.
Smart Buildings (система управления жилищным хозяйством) Централизованная система управления и контроля за работой всех инженерных систем (отопление, вентиляция, кондиционирование, освещение и т.п.), качеством зданий, их использованием и безопасностью.
Smart Transportation (система транспортной и логичстической инфраструктурой) Единая система транспортных и логистических услуг, управление которой включает оказание инновационных услуг, связанных с различными видами транспорта и управлением дорожным движением, а также позволяет пользователям быть лучше информированными и делать более безопасное, скоординированное и «умное» использование транспортных сетей (интеллектуальная парковка, интегрированное управление светофором, мониторинг и управление трафиком, оплата дорожных сборов, реагирование на чрезвычайные ситуации и т.п.). Построение и управление системой интеллектуальной логистикой.
Необходимо отметить, что важнейшей частью Smart-sity выступает экологический сегмент, который «встроен» во все структурообразующие компоненты Smart-sity. Как видно из таблицы, базовой составляющей функционала инфраструктуры Smart-sity выступают инновационные наукоемкие технологии (ИНТ). Их включенность в практику функционирования и управления городской инфраструктурой обеспечивается за счет тесного взаимодействия городской системы управления, бизнеса с научным сообществом и прежде всего, с университетами. Университеты представляют собой синтез образовательной и научно-инновационной деятельности, ибо сосредотачивают в себе воспроизводство знаний и
производство инноваций с одной стороны, и подготовку профессиональных кадров, с высокой степенью конкурентоспособности, с другой стороны.
Интеграция университетского сообщества в функционирование Smart-sity обеспечивает решение многих проблем: создание, реализацию и сопровождение инновационных проектов, организацию и «заполняемость» рабочих мест нового формата и т.п. Кроме того, университеты являются универсальной экспериментальной площадкой для апробации и продвижения инноваций. Таким образом, Умный кампус выступает своеобразной лабораторией города, где создаются и апробируются различные технологии. В Умном кампусе не только исследователи создают инновации, но и студенты, преподаватели, жители близлежащих районов, городские власти, бизнес сообщество и предприятия включаются в экспериментирование с технологиями, с целью сделать повседневную жизнь более удобной, приятной и устойчивой. Так университет становится открытым пространством для горожан, для творчества и для всего нового [24].
Примечательно, анализ развития Smart-sity показывает, что, как правило, это города, в которых расположены университеты (табл. 2).
Таблица 2
ТОП-5 Smart-sity мира_
Smart-sity Университет
Сан-Франциско (штат Калифорния, США) Сан-Францисский университет - один из 10 кампусов Калифорнийской университетской системы. Специализация - биомедицинские исследования. Медицинский центр, кампус Ежегодный выпуск - 30 000 студентов. 2-й работодатель в городе. Хастингский юридический колледж, Сан-Францисский институт искусств, частная Академия искусств, Консерватория, Калифорнийская кулинарная академия.
Амстердам (Нидерланды) Амстердамский университет - 7 факультетов, 25 000 студентов Свободный университет - 10 факультетов, 11 НИИ, более 23 000 студентов
Токио (Япония) Токийский университет - 5 кампусов, 10 факультетов, 30 000 студентов. Токийский (Объединённый) Столичный Университет - 9 факультетов, Университет Хитоцубаси - 5 факультетов, Институт экономики, Центр инноваций, Центр социологической классики и др.; 8 000 студентов. Токийский технологический институт - 6 школ, в которых более 40 факультетов и исследовательских центров; 15 000 студентов. Университет Васэда - 13 школ бакалавриата, 23 школы магистратуры. Более 50 000 студентов, 8 кампусов, 21 исследовательский институт. Университет Кэйо - 10 факультетов, 14 высших школ, 6 Центров информационных технологий, 11 кампусов, больница и реабилитационный центр, более 33 000 студентов
Синьцзян, Китай Синьцзянский университет - 23 институтов, аспирантуры, независимого института, отделения по проведению образовательных исследований, 4 образовательных центра, 8 исследовательских центров, а также Международный центр по поддержке и устойчивому развитию регионов с засушливыми почвами; более 30 000 студентов. Университет Шихэцзы - 20 институтов и факультетов, кампус, участник «Проекта 211» более 30 000 студентов
Сиэтл, штат Вашингтон, США Вашингтонский университет - мультикампусный университет, с центрами в Сиэтле, Такоме и Ботелле, 16 колледжей и школ, лаборатории и исследовательские центры (кампус Сиэтла); более 140 направлений обучения; более 54 000 студентов. Частные университеты: Городской университет Сиэтла - 5 Высших школ, Академия; более 7 000 студентов; Университет Антиоха - 4 кампуса, онлайн-подразделение (онлайн-университет) и Высшая школа лидерства и изменений, более 4 000 студентов; Университет Сиэтла - 8 факультетов; более 7 500 студентов; Тихоокеанский университет Сиэтла - 1 колледж, 5 высших школ, более 170 направлений обучения, кампус; более 4 000 студентов. Колледжи: Колледж северного Сиэтла, Центральный колледж Сиэтла, и Колледж южного Сиэтла, Колледж искусств Корниш, Центр изящных искусств Пратта, и Институт искусств Сиэтла.
Исследования показывают, что присутствие, а точнее, деятельностная актуализация
университета как инновационного сегмента городской инфраструктуры оказывает прямое влияние на экономическое благополучие и развитие города. В качестве примера можно привести сравнение двух американских городов - Детройта и Бостона, проведенное аналитиками Северо-Центральной Ассоциации колледжей и школ (NCA). Оба города имеют практически одинаковое население (Дейтройт - 681 090, агломерация - 4,3 млн. человек; Бостон - 636, агломерация - 5,8 млн. человек). Дейтройт - «автомобильная столица мира» в ХХ веке, сегодня в округе - местонахождение правлений автомобильных компаний Большой тройки «Дженерал моторс» «Форд» и «Крайслер» (Детройт, Дирборн и Оберн-Хилс, соответственно) и 9 университетов (ни один из них не входит в ТОП-200 международных рейтингов). Убыль населения за последние 20 лет составляет более 50%, а в 2013 году власти Детройта официально заявили о банкротстве города. Для выхода из кризиса ориентир был сделан на развитие игорного бизнеса. Сегодня Детройт практически в упадке - средний годовой доход на одного жителя - менее 20 тыс. долл. (средний доход по стране - более 30 000 тыс. долл.), а город представляют многочисленные гетто и кварталы иммигрантов.
В то же время в Бостоне экономика ориентирована не только на имеющиеся здесь индустрии (финансовую, технологическую, медицинскую, страховую и др.), а поддерживается именно образованием и наукой, которые сосредоточены в более 100 университетах и колледжах, некоторые входят в мировой Т0П-200. Результаты партнерства городских властей, бизнеса и университетов сказываются и на показателях развития города. Средний доход жителей составляет около 60 тыс. долл, а прирост населения за последние 20 лет составил около 20% и есть тенденция к росту [29].
Этот пример показывает изменения, которые произошли в системе коммуникационных взаимодействий между государством, бизнес-сообществом и университетами (система «власть-бизнес-образование»). Развитие ИКТ, по сути, перераспределило и роли участников этих взаимодействий, и сам алгоритм коммуникаций, и организационные реализации ИКТ в повседневные практики, актуализировав роль университетов. Традиционные функции университетов - образование и научные исследования - активно включены в развитие экономики. Генерация знаний и их трансфер в экономическую и социальные сферы (что ранее было прерогативой бизнеса) обусловило появление в университетских кампусах научно-исследовательских компаний, ориентированных на коммерциализацию знаний. С другой стороны, бизнес-сообщество также формирует корпоративные образовательные структуры, которые частично выполняют аналоговые университетские функции, оказывая образовательные услуги и совершенствуя корпоративную научно-исследовательскую сферу.
Итак, мы представили первую часть нашего исследования. Вторая часть в следующей нашей статье.
Список литературы
1. Андреева В.А. Роль экспорта топливно-энергетических товаров в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации / В.А. Андреева, Р.А. Бандурин // В сборнике: Таможенное администрирование и экономическая безопасность в цифровой экономике. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Брянск, 2019. С. 21-24.
2. Бабосова Е.С. Город как коммуникативное пространство: социокультурный анализ / Е.С. Бабосова, Э.Д. Коркия, А.К. Мамедов // Белая Вежа. 2015. № 4. С. 108.
3. Бегич Я.Э. Концепция Smart City как стратегия управления городской инфраструктурой [электронный ресурс] / Я.Э. Бегич, П.А. Шерстобитова // Режим доступа: https://unistroy.spbstu.ru/userfiles/files/ 2017/8(59)/2 Begich 59. pdf
4. Вершинина И.А. Развивающийся мегаполис: современный адаптационные механизмы (на примере города Москвы) / И.А. Вершинина, Т.В. Кашкабаш, Э.Д. Коркия, А.К. Мамедов, О.А. Обрывалина, Н.А. Панич. М., 2015. 208 с.
5. Волнистая М.Г. Научные коммуникации в системе воспроизводства знаний / М.Г.
Волнистая, А.К. Мамедов // Вышэйшая школа: навукова-метадычны i публщыстычны часотс. 2018. № 3 (125). С. 43-48.
6. Волнистая М.Г. Социальный капитал коммуникативного поля научного сообщества / М.Г. Волнистая, А.К. Мамедов //Журнал Белорусского государственного университета. Социология. - 2018. - № 3. С. 89-95.
7. Гавриченко А.А. Таможенное администрирование в сфере цифровой экономики / А.А. Гавриченко, Р.А. Бандурин // В сборнике: Таможенное администрирование и экономическая безопасность в цифровой экономике. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Брянск, 2019. С. 50-53.
8. Гостенина В.И. Коммуникативные основания управления мегаполисом (на материале управленческого дискурса). Учебно-методическое пособие по спецкурсу для магистратуры по направлению подготовки «Коммуникативное пространство современного мегаполиса» / В.И. Гостенина, А.К. Мамедов, С.А. Шилина. Москва, 2016. 192 с.
9. Гостенина В.И. Управление вербальным социолингвистическим кодом субъекта власти в коммуникативном процессе/ В.И. Гостенина, С.А. Шилина. Москва, 2008. 208 с.
10. Гостенина В.И. Управленческие факторы формирования статуса региона (на примере Брянской области) / В.И. Гостенина, А.Г. Киселёв, С.А. Шилина // Власть. 2013. № 2. С. 082-085.
11. Доклад Римского клуба 2018, Глава 1.11: «Подрывные технологии и цифровая революция» [электронный ресурс] / Режим доступа: https:// habr. com/ ru/company/philtech/blog/425401/
12. Епремян Т.В. Дискурс социального пространства города в условиях цифровизации / Т.В. Епремян, С.А. Шилина // В сборнике: Дискурс социальных проблем в социокультурном, образовательном, языковом пространстве в период пандемии коронавируса. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Брянск, 2021. С. 25-31.
13. Епремян Т.В. Рекламный дискурс в аспекте виртуализации социального пространства в период пандемии 2020 года / Т.В. Епремян, А.В. Траханов // В сборнике: Влияние качества жизни на формирование ценностной структуры населения России. Всероссийская научная конференция с международным участием : сборник материалов. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Москва, 2020. С. 96-97.
14. Ефимочкина Н.Б. Роскошь в культурных контекстах: вариативность развития / Н.Б. Ефимочкина, Э.Д. Коркия, А.К.О. Мамедов. Москва, 2020. 330 с.
15. Зелепугин А.Д. Экономический потенциал межотраслевого обмена в АПК региона / А.Д. Зелепугин, С.А. Рыбакова, Р.А. Бандурин, Г.Н. Русинова. Воронеж, 2008. 247 с.
16. Карпутина А.Ю. Организация взаимодействия нескольких манипуляторов с использованием механизмов удаленного управления / А.Ю. Карпутина, Р.А. Бандурин // Ученые записки Брянского государственного университета. 2017. № 4 (8). С. 7-13.
17. Лупенкова Е.Ю. Динамика ценностных ориентаций субъектов российского электорального процесса // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2013. № 2. С. 89-96.
18. Лупенкова Е.Ю. Управление мотивацией электорального выбора в системе социального взаимодействия субъектов // Среднерусский вестник общественных наук. 2011. № 4. С. 37-43.
19. Мамедов А.К. Виртуальная личность: социальный эскапизм или новое поле креативности / А.К. Мамедов // Экономика. Социология. Право. 2019. № 1 (13). С. 68-75.
20. Мамедов А.К. Личность в информационной матрице: незавершенный проект / А.К. Мамедов // В сборнике: Трансформация коммуникации в цифровую эпоху. Материалы научной онлайн-конференции с международным участием, посвященной всемирному дню почты. Ред. А.К. Мамедов, И.Н. Чудновская. 2020. С. 76-96.
21. Мамедов А.К. Методологический дискурс: предметное поле коммуникативного
капитала / А.К. Мамедов, М.Г. Волнистая // В сборнике: Коммуникативный капитал цифровой эпохи. Материалы научной онлайн-конференции с международным участием. Москва, 2021. С. 7-28.
22. Мамедов А.К. Социальное неравенство: новая онтология и вариативность в информационную эпоху / А.К. Мамедов // В сборнике: Философия и социальные науки в современном мире. Материалы Международной научной конференции к 30-летию факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета. 2019. С. 11-15.
23. Синица Н.В. Комбинирование различных источников информации на уроках технологии при работе в ИКТ-насыщенной среде / Н.В. Синица, Р.А. Бандурин // В сборнике: Социальное партнерство как эффективный механизм формирования образовательного пространства. Материалы международной научно-практической конференции. 2017. С. 3742.
24. Умный город - концепция и технологические решения /Будущее сегодня. 2018. №
9. С. 3.
25. Bandurin R. About the equivalence of an interbranch exchange [text] / R. Bandurin // Economic Indicators. 2007. № 10. С. 84.
26. Dave Evans. The Internet of Things. How the Next Evolution of the Internet Is Changing Everything. 2011 [электронный ресурс] / Режим доступа: https://w ww.cisco.com/c/dam/en us/about/ac79/docs/innov/IoT IBSG 0411FINAL. pdf
27. Gostenina V.I. Discursive and visual management technologies in urban sociology / V.I. Gostenina, R.K. Karneev, G.V. Makarova, S.L. Melnikov // Opcion. 2019. Т. 35. № Special Edition 24. С. 122-135.
28. Mamedov A.K. Sociological discourse of culture: experience in interpretation / A.K. Mamedov, E.D. Korkiya, M.G. Volnistaya // Bulletin of Polessky State University. Series in Social Sciences and Humanities. 2020. № 2. С. 75-83.
29. NeighborhoodScout.com. The Higher Learning Commission of the North Central Association.
Сведения об авторах
Ефимочкина Наталья Борисовна - кандидат социологических наук, доцент Российского государственного университета нефти и газа имени И.М.Губкина; e-mail: [email protected]
Мамедов Агамали Куламович - доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии коммуникативных систем социологического факультета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»; e-mail: [email protected]. Телефон рабочий: +7 (495) 9394698
UDK 316.776
DIGITAL FIELDS OF SOCIAL TRANSFORMATIONS OF THE MEGALOPOLIS
Efimochkina N.B.1, Mamedov A.K.2
1I.M. Gubkin Russian State University of Oil and Gas, Moscow 2Lomonosov Moscow State University, Moscow
One of the key factors that characterize the current stage of civilizational development is the rapid growth of high-tech technologies. Since the second half of the twentieth century, scientific and technological progress, high-tech industries go beyond highly specialized industries and become objects of mass use, gradually entering as an integral attribute in the everyday life of society. The development of multifunctional innovative processes that ensure the mass use of scientific achievements is determined by the dominant nature of information and telecommunications technologies, which determine the cardinal transformations of traditional forms of social structure and the entire life of people as a
whole. The most active creative phase of development is manifested in the conditions of functioning of a modern city.
Keywords: Information and communication technologies, the IoT system, the concept of «Smart City», the informatization type of knowledge science-intensive technologies, civic activity, digital management
References
1. Andreeva V.A. Rol' eksporta toplivno-energeticheskih tovarov v obespechenii ekonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii / V.A. Andreeva, R.A. Bandurin // V sbornike: Tamozhennoe administrirovanie i ekonomicheskaya bezopasnost' v cifrovoj ekonomike. Materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Bryansk, 2019. S. 21-24.
2. Babosova E.S. Gorod kak kommunikativnoe prostranstvo: sociokul'turnyj analiz / E.S. Babosova, E.D. Korkiya, A.K. Mamedov // Belaya Vezha. 2015. № 4. S. 108.
3. Begich YA.E. Koncepciya Smart City kak strategiya upravleniya gorodskoj infrastrukturoj [elektronnyj resurs] / YA.E. Begich, P.A. SHerstobitova // Rezhim dostupa: https://unistroy.spbstu.ru/userfiles/files/ 2017/8(59)/2 _Begich _59. pdf
4. Vershinina I.A. Razvivayushchijsya megapolis: sovremennyj adaptacionnye mekhanizmy (na primere goroda Moskvy) / I.A. Vershinina, T.V. Kashkabash, E.D. Korkiya, A.K. Mamedov, O.A. Obryvalina, N.A. Panich. M., 2015. 208 s.
5. Volnistaya M.G. Nauchnye kommunikacii v sisteme vosproizvodstva znanij / M.G. Volnistaya, A.K. Mamedov // Vyshejshaya shkola: navukova-metadychny i publicystychny chasopis. 2018. № 3 (125). S. 43-48.
6. Volnistaya M.G. Social'nyj kapital kommunikativnogo polya nauchnogo soobshchestva / M.G. Volnistaya, A.K. Mamedov //ZHurnal Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Sociologiya. - 2018. - № 3. S. 89-95.
7. Gavrichenko A.A. Tamozhennoe administrirovanie v sfere cifrovoj ekonomiki / A.A. Gavrichenko, R.A. Bandurin // V sbornike: Tamozhennoe administrirovanie i ekonomicheskaya bezopasnost' v cifrovoj ekonomike. Materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Bryansk, 2019. S. 50-53.
8. Gostenina V.I. Kommunikativnye osnovaniya upravleniya megapolisom (na materiale upravlencheskogo diskursa). Uchebno-metodicheskoe posobie po speckursu dlya magistratury po napravleniyu podgotovki «Kommunikativnoe prostranstvo sovremennogo megapolisa» / V.I. Gostenina, A.K. Mamedov, S.A. SHilina. Moskva, 2016. 192 s.
9. Gostenina V.I. Upravlenie verbal'nym sociolingvisticheskim kodom sub"ekta vlasti v kommunikativnom processe/ V.I. Gostenina, S.A. SHilina. Moskva, 2008. 208 s.
10. Gostenina V.I. Upravlencheskie faktory formirovaniya statusa regiona (na primere Bryanskoj oblasti) / V.I. Gostenina, A G. Kiselyov, S.A. SHilina // Vlast'. 2013. № 2. S. 082-085.
11. Doklad Rimskogo kluba 2018, Glava 1.11: «Podryvnye tekhnologii i cifrovaya revolyuciya» [elektronnyj resurs] / Rezhim dostupa: https:// habr. com/ ru/company/philtech/blog/425401/
12. Epremyan T.V. Diskurs social'nogo prostranstva goroda v usloviyah cifrovizacii / T.V. Epremyan, S.A. SHilina // V sbornike: Diskurs social'nyh problem v sociokul'turnom, obrazovatel'nom, yazykovom prostranstve v period pandemii koronavirusa. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Bryansk, 2021. S. 25-31.
13. Epremyan T.V. Reklamnyj diskurs v aspekte virtualizacii social'nogo prostranstva v period pandemii 2020 goda / T.V. Epremyan, A.V. Trahanov // V sbornike: Vliyanie kachestva zhizni na formirovanie cennostnoj struktury naseleniya Rossii. Vserossijskaya nauchnaya konferenciya s mezhdunarodnym uchastiem : sbornik materialov. Moskovskij gosudarstvennyj universitet im. M.V. Lomonosova. Moskva, 2020. S. 96-97.
14. Efimochkina N.B. Roskosh' v kul'turnyh kontekstah: variativnost' razvitiya / N.B. Efimochkina, E.D. Korkiya, A.K.O. Mamedov. Moskva, 2020. 330 s.
15. Zelepugin A.D. Ekonomicheskij potencial mezhotraslevogo obmena v APK regiona / A.D. Zelepugin, S.A. Rybakova, R.A. Bandurin, G.N. Rusinova. Voronezh, 2008. 247 s.
16. Karputina A.YU. Organizaciya vzaimodejstviya neskol'kih manipulyatorov s ispol'zovaniem mekhanizmov udalennogo upravleniya / A.YU. Karputina, R.A. Bandurin //
Uchenye zapiski Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017. № 4 (8). S. 7-13.
17. Lupenkova E.YU. Dinamika cennostnyh orientacij sub"ektov rossijskogo elektoral'nogo processa // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sociologiya. 2013. № 2. S. 89-96.
18. Lupenkova E.YU. Upravlenie motivaciej elektoral'nogo vybora v sisteme social'nogo vzaimodejstviya sub"ektov // Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. 2011. № 4. S. 37-43.
19. Mamedov A.K. Virtual'naya lichnost': social'nyj eskapizm ili novoe pole kreativnosti / A.K. Mamedov // Ekonomika. Sociologiya. Pravo. 2019. № 1 (13). S. 68-75.
20. Mamedov A.K. Lichnost' v informacionnoj matrice: nezavershennyj proekt / A.K. Mamedov // V sbornike: Transformaciya kommunikacii v cifrovuyu epohu. Materialy nauchnoj onlajn-konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashchennoj vsemirnomu dnyu pochty. Red. A.K. Mamedov, I.N. CHudnovskaya. 2020. S. 76-96.
21. Mamedov A.K. Metodologicheskij diskurs: predmetnoe pole kommunikativnogo kapitala / A.K. Mamedov, M.G. Volnistaya // V sbornike: Kommunikativnyj kapital cifrovoj epohi. Materialy nauchnoj onlajn-konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Moskva, 2021. S. 7-28.
22. Mamedov A.K. Social'noe neravenstvo: novaya ontologiya i variativnost' v informacionnuyu epohu / A.K. Mamedov // V sbornike: Filosofiya i social'nye nauki v sovremennom mire. Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii k 30-letiyu fakul'teta filosofii i social'nyh nauk Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. S. 11-15.
23. Sinica N.V. Kombinirovanie razlichnyh istochnikov informacii na urokah tekhnologii pri rabote v IKT-nasyshchennoj srede / N.V. Sinica, R.A. Bandurin // V sbornike: Social'noe partnerstvo kak effektivnyj mekhanizm formirovaniya obrazovatel'nogo prostranstva. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017. S. 37-42.
24. Umnyj gorod - koncepciya i tekhnologicheskie resheniya /Budushchee segodnya. 2018. № 9. S. 3.
25. Bandurin R. About the equivalence of an interbranch exchange [text] / R. Bandurin // Economic Indicators. 2007. № 10. С. 84.
26. Dave Evans. The Internet of Things. How the Next Evolution of the Internet Is Changing Everything. 2011 [электронный ресурс] / Режим доступа: https://w ww.cisco.com/c/dam/en_us/about/ac79/docs/innov/IoT_IBSG_0411FINAL. Pdf
27. Gostenina V.I. Discursive and visual management technologies in urban sociology / V.I. Gostenina, R.K. Karneev, G.V. Makarova, S.L. Melnikov // Opcion. 2019. Т. 35. № Special Edition 24. С. 122-135.
28. Mamedov A.K. Sociological discourse of culture: experience in interpretation / A.K. Mamedov, E.D. Korkiya, M.G. Volnistaya // Bulletin of Polessky State University. Series in Social Sciences and Humanities. 2020. № 2. С. 75-83.
29. NeighborhoodScout.com. The Higher Learning Commission of the North Central Association.
Author's information
Efimochkina Natalia Borisovna - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the I.M. Gubkin Russian State University of Oil and Gas; e-mail: [email protected]
Mamedov Agamali Kulamovich - Doctor of Sociological Sciences, Professor, Head of the Department of Sociology of Communicative Systems of the Faculty of Sociology of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Lomonosov Moscow State University» e-mail: [email protected]. Telephone: +7 (495) 939-46-98