Научная статья на тему 'НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ'

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
парадигма / социальные факты / социальная дефиниция / социальное действие / индивид / интеракционизм / социальная роль / социальная реальность / paradigm / social facts / social definition / social action / individual / interactionism / social role / social reality

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гостенина Валентина Ивановна, Кузнецова Юлия Александровна

В изучении социальных явлений существует множество теоретических подходов, которые помогают ученым глубоко понять разнообразие общественных процессов. Некоторые из этих парадигм стали ключевыми для социологической науки и формируют основу для дальнейших исследований. Методы исследования: научно-теоретический мониторинг научно-теоретических источников; вторичный анализ эмпирических данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE SOCIOLOGICAL APPROACH TO THE STUDY OF SOCIAL REALITY

In the study of social phenomena, there are many theoretical approaches that help scientists to deeply understand the diversity of social processes. Some of these paradigms have become key to sociological science and form the basis for further research. Research methods: scientific and theoretical monitoring of scientific and theoretical sources; secondary analysis of empirical data.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

УДК 316

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Гостенина В.И., Кузнецова Ю.А. Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск

В изучении социальных явлений существует множество теоретических подходов, которые помогают ученым глубоко понять разнообразие общественных процессов. Некоторые из этих парадигм стали ключевыми для социологической науки и формируют основу для дальнейших исследований. Методы исследования: научно-теоретический мониторинг научно-теоретических источников; вторичный анализ эмпирических данных.

Ключевые слова: парадигма, социальные факты, социальная дефиниция, социальное действие, индивид, интеракционизм, социальная роль, социальная реальность.

10.22281/2542-169 7-2024-03-03-77-85

Исследование современной социальной реальности связано с научными социологическими трендами, которые в науке принято определять дефиницией «парадигма» Т. Куна. Однако ситуация современной социологической науки находится в состоянии дискурса, зачастую происходящего из противоположных точек зрения. В данной работе мы сфокусируемся на трех основных парадигмах, которые влияют на понимании и исследовании социальной реальности: парадигме «социальных фактов», парадигме «социальных дефиниций» и парадигме «социального действия».

Существующие социологические дилеммы Э. Гидденс связывает с четырьмя острыми проблемами социологии:

«1. Структура и деятельность;

2. Консенсус и конфликт;

3. Введение в социологическое понятие «гендер», ввиду различного положения полов;

4. Разница в подходах к объяснению закономерностей социального мир» [1, с. 538 -

545].

В связи с этим возникает потребность в определении понятия «научная парадигма», которое ввёл Томас Кун. Он рассматривал научную парадигму не только в качестве признанной «модели» постановки и решения проблем; он выделял в ней некую «метафизическую» составляющую, «систему онтологических постулатов, конституирующих научную картину мира» [11, с. 31].

Представленные выше три основных парадигмы не являются единственной классификацией подходов к исследованию социума. К современной классификации парадигм отнесем исследование других авторов - основателей школ: структурный функционализм; неофункционализм и теории конфликта; неомарксистская теория; системная теория; символический интеракционизм; этнометодология; теория обмена; сети или теория рационального выбора; современные феминистские теории [12, с. 255].

Из общего множества парадигм, существующих в современной социологии, можно выделить чаще всего применяемые в социологических исследованиях: парадигма «социальных фактов»; парадигма «социальных дефиниций»; парадигма «социального действия».

Рассмотрим парадигму «социальных фактов», которая подчеркивает объективную реальность социальных явлений, независимо от индивидуального восприятия. Далее важно обратить внимание на парадигму «социальных дефиниций», которая акцентирует внимание на том, как люди интерпретируют и определяют общественные явления посредством трансакций и символических значений. Наконец, мы затронем парадигму «социального действия», которая выделяет активное участие индивидов в общественных процессах и представляет анализ социальной реальности.

DIRECTORY OF OPEN ACCESS JOURNALS

Изучение парадигм позволит глубоко погрузиться в разнообразие теорий и методов анализа социальных явлений, обогатив современное социологическое знание пониманием функционирования общества.

Мы применяем в исследовании взгляд на проблему академика Г.Н. Осипова на парадигму как методологический принцип решения и разработки, организации исследования. [10, с. 39].

Важнейшей основой социологического метода, по мнению Дюркгейма [10, с. 50], является социальный факт как объект исследования. Это означает, что социальные факты существуют вне индивидуальных сознаний людей, обнаруживаются в конкретных проявлениях общественной жизни. [7, с. 34].

Социальные факты существуют благодаря взаимодействию и взаимозависимости различных компонентов общества. Эти связи позволяют обнаружить закономерности и определить ключевые принципы функционирования социальных структур. Они выступают в роли основных элементов законов, которые описывают тенденции и закономерности поведения как социальных групп, так и индивидуумов.

Правилом социологии признается отсутствие доминирования какой-либо идеологии, приверженность личным пристрастиям и предрассудкам.

Вторым правилом признаем приоритет целого над составляющими его частями. Однако это также означает, что источник социальных фактов находится в обществе, чем в мышлении и поведении индивида. Общество существует как автономная система, управляемая своими законами, независимыми от сознания или действий каждого индивида. Важно помнить, что истинная суть социологии заключается в умении описывать и объяснять общественную жизнь без пристрастия и предвзятости.

Э. Дюркгейм как основоположник обоснования значения социального факта в социологических исследованиях дал их классификацию, представив характеристику в качестве морфологических и духовных. Первые представляют субстракт материи, характеризующий демографические данные населения, характер поселений и т.д. [7, с. 39-

Духовные аспекты, в свою очередь, относятся к нематериальному и включают в себя "коллективные представления", которые формируют общее или коллективное сознание. Дюркгейм сосредоточил свое внимание на исследовании коллективного сознания и его различных проявлений, таких как религиозные убеждения, моральные нормы и правовые системы. Он считал этот аспект ключевым для понимания процессов, происходящих в обществе.

Социальные факты не могут быть спутаны с другими фактами (органическими, психическими и др.) т.к. обладают особыми характеристиками. Одна из главных задач Дюркгейма - дать точное определение социальным фактам. Обратимся к работе Дюркгейма: «...разряд фактов, отличающихся специфическими свойствами, составляют образы мыслей, действий и чувствований, находящиеся вне индивида и одаренные принудительной силой, вследствие которой он вынуждается к ним» [8, с. 256].

Ярким примером следования дюркгеймовской концепции социальных фактов является исследование коллективных представлений о нравственных правилах взаимодействия и мотивационных установках трудоустройства молодежи, которое было проведено научно - исследовательской лабораторией социологии и социальных технологий в Брянском государственном университете (научный руководитель профессор Гостенина В.И,) в 2023 году. Цель исследования: выявить мотивационные предпочтения молодёжи при выборе профессии и определить влияние ценностных мотивов на дальнейшее трудоустройство. Респондентская база составила - 191 чел. [5, с. 34].

В качестве основного метода исследования выступил социологический опрос в форме анкетирования, мониторинг и контент - анализ научно - теоретических источников, посвященных проблеме. Научно - концептуальный подход к теоретической части данного исследования опирается на классические социологические теории мотивов поступков и

50].

I DIRECTORY OF OPEN ACCESS J JOURNALS

ценностного выбора индивидов в поле взаимодействия социальных групп. Определение их способности к самостоятельному, сознательному выбору индивидуальных действий человека в рамках общественных установок. (Э. Дюркгейм). Человек, группы, общности - активные субъекта социальной действительности.

Таблица 1 - Распределение выборочной совокупности респондентов по образовательным учреждениям Брянской области и г. Белгород1_

№ п/п Наименование образовательного учреждения Количество опрашиваемых человек

1 Брянский государственный технический университет 21

2 Белгородский университет 26

3 Фокинская СОШ №3 56

4 СОШ №71 36

5 Фокинский индустриальный техникум 52

Итого 191

Дюркгеймовскую парадигму социального факта дополнил подход исследования с позиций социального, когда человек предстает активным исполнителем различных действий. Социальная среда внушает человеку определенные мысли и действия, а значит, что выбор индивида является результатом влияния социальной среды. А. Шюц как представитель в рамках концепции «социального факта» также исходит из того, что индивид сам совершает выбор в условиях интенсивности общения между людьми. П. Бергера и Т. Лукмана определяют выбор человека в поле социальной реальности в соответствии с ролью, которую ему приходится принять, и следовать определенным нормам и установкам. Концептуальный подход к исследованию по выбору места трудоустройства для молодежи, по выражению Дюркгейма, проанализированы как «морфологические факты», выражающие «коллективные представления» [13, с. 25].

В связи с этим респондентам предложено провести рейтинг показателей имиджа предприятия, прочесть 7 составляющих имиджа и дать каждому из них оценку по пятибалльной шкале, где 5 - очень важный критерий имиджа, а 1 - совсем не важен. Ответы респондентов по каждому из критериев отображены в таблице 3, которая представлена ниже

Таблица 2 - Оценка важности составляющих имиджа о рганизации

Составляющие / Оценка 1 2 3 4 5

Организационная культура 2% 3% 14% 22% 59%

Экологическая безопасность 5% 3% 15% 27% 50%

Качество, конкурентоспособность товаров и услуг 4% 2% 14% 33% 47%

Финансовые возможности организации 3% 1% 8% 25% 63%

Имидж руководителя организации 6% 5% 19% 30% 40%

Фигурирование названия организации в СМИ 8% 6% 28% 26% 31%

Возможность работать удаленно 10% 5% 20% 18% 46%

Проанализировав данные, можно сделать следующие выводы: морфологические факты двух категорий материальные и духовные оцениваются респондентами однозначно. Однако финансовые возможности организации (средняя оценка - 4,4) и организационная

1 Госконтракт № 39/23 от 09.10.23г. «Исследование мотивационного пакета профориентационных ценностей и трудоустройства молодежи».

0®@

79

DIRECTORY OF OPEN ACCESS JOURNALS

культура (средняя оценка - 4,3) представляются респондентам самыми важными.

Заключительный вопрос анкеты так же предполагал оценку. Респондентом предлагалось оценить привлекательность предприятия по пятибалльной шкале, где 5 - очень важно, а 1 - совсем не важно. Ответы респондентов по каждому из параметров отражены в таблице 3.

Таблица 3 - Оценка степени важности па

раметров предприятия

Параметр/ Оценка 1 2 3 4 5

Наставничество и обучение 4% 2% 8% 21% 65%

Наличие программ активного отдыха 5% 6% 19% 27% 43%

Количество и качество отпусков 3% 5% 9% 31% 53%

Наличие сайта предприятия в Интернете 9% 7% 17% 21% 46%

Исходя из результатов ответов респондентов, отраженных в таблице 3, составим рейтинг параметров предприятия (критерий - средняя оценка):

1. Наставничество и обучение - 4,4.

2. Количество и качество отпусков - 4,3.

3. Наличие программ активного отдыха - 4,0.

4. Наличие сайта предприятия в Интернете - 3,9.

Таким образом, социальные факты - это объективно существующие вне индивида явления, имеющие в качестве своей основы правила жизни, обладающие принудительной силой, с их помощью индивид руководствуется моральными установками, формирует мировоззрение, модели поведения и т.д. Совокупность социальных фактов представляет собой особую реальность, которую и призвана изучать социология.

Подводя итог, можно заключить, что парадигма социального факта направлена на исследование социальной реальности на основе двух основных групп социальных фактов: матераильных и духовных. Эмиль Дюркгейм считал, что каждый индивид вступает в социальный мир, где существует определенная система взаимоотношений, сложившаяся независимо от личных предпочтений субъекта деятельности. В то же время нам предстоит исполнять определенные социальные обязанности - роли. Даже если данные роли полностью соответствуют нашим интересам и потребностям, они могут быть рассмотрены как объективные, так как они олицетворяют систему социализации индивидов, внедрившуюся в наше сознание и поведение.

Как указывалось ранее, парадигмам соответствуют социологические концепции и теории. «Социальная дефиниция» характерна для теорий феменологической, этнометодологической социологии и в трудах Т. Парсонса в духе теории структурного функционализма.

Символический интеракционизм (взаимодействие) фокусируется на анализе социальных взаимодействий главным образом в их символическом значении, особенно с точки зрения языка. Основателем данного социологического направления является Дж. Г. Мид.

Языковым значением обладает все, чем оперирует человек, т.е. смысловой мир человека. Выражение отношения человека к объектам социальной реальности, которые дают характеристику понятия ценностей, традиций, норм, в целом аксиологии.

Важную роль в концепции символического интеракционизма играют представления людей о социальной реальности, формирующиеся в результате социальных взаимодействий. Люди создают различные представления о социальных явлениях и событиях и эти представления меняются, когда социальный мир претерпевает изменения. Таким образом, на протяжении истории развития цивилизации, представления о социальных функциях семьи значительно изменились.

DIRECTORY OF OPEN ACCESS JOURNALS

Однако, в парадигме социальных дефиниций, концепция социального действия занимает особое место принадлежит подходу фукнционально -структурному Т. Парсонса.

Подчеркнуть важность и роль социальных взаимодействий можно, например, упомянув, что процесс развития социальных представлений исходит из конкретных ситуаций, в которых люди участвуют. Также стоит отметить, как взаимодействия влияют на конструирование символов и значений, которые затем влияют на поведение и сознание.

Важно обратить внимание на теорию Парсонса, в которой автор утверждает, что обширное разнообразие человеческих действий и активностей можно обобщить и представить в виде четырех основных систем: культурной, социальной, личностной и поведенческой. Обсудим, как каждая из систем взаимодействует и влияет на другие аспекты жизни человека.

Понятия основных систем, предложенные Парсонсом, обладают огромным потенциалом для анализа сложных социокультурных явлений. Культурная система, например, формирует ценности, убеждения и нормы, которые определяют поведение индивида в обществе. Эти взаимосвязи между различными системами могут быть ключом к пониманию многих аспектов человеческого бытия.

Глубокое понимание теории Парсонса поможет нам увидеть, что равновесие и стабильность в обществе достигаются благодаря взаимодействию и согласованию между культурной, социальной, личностной и поведенческими системами. Этнометодология, связанная с социальными объяснениями с позиций знания и следования человека нормам и требованиям общества, результатирующих человеческие суждения.

Следовательно, черты рациональности должны проявляться в самом поведении. Основоположником этнометодологии был американский социолог феноменологической ориентации Г. Гарфинкель.

В процессе коммуникаций возникает множество неповторимых ситуаций, которые этнометодологи рассматривают как социокультурную реальность. Уникальность этих ситуаций преодолевается через использование языковых выражений, которые помогают классифицировать их на основе опыта и знаний человека.

Однако важно отметить, что этнометодология является одним из малоизученных направлений в социальных науках. Ее особенность заключается в изучении феноменов, которым раньше уделялось мало внимания. Преодолевая границы традиционных теоретических концепций, этнометодологи стремятся создать общую и абстрактную теорию на основе верифицируемых исследовательских данных.

Одной из сложностей этнометодологии является интерпретация человеческих взаимодействий. Всеобщая природа этих взаимодействий требует особого подхода к построению теории, чтобы учесть разнообразие их интерпретаций и значений.

Таким образом, этнометодология является важным инструментом для изучения социокультурной реальности и позволяет расширить наши знания и понимание о различных феноменах, которые происходят в ходе коммуникаций. Дальнейшие исследования в этой области могут дать еще больше углубленной информации и новые виды анализа этих уникальных ситуаций.

Следует добавить, что парадигма социальных дефиниций предлагает ценный взгляд на то, как мы создаем и поддерживаем социальную реальность. Она подчеркивает, что наше понимание мира не объективно, а обусловлено нашими интерпретациями и определениями, которые формируются в процессе социальных взаимодействий.

Определение действий в форме агрессии, по мысли М.Вебера, раскрывает внутрисубъективный мир индивида и предполагает наличие субъективного смысла.

Социальным действие становится в случае соответствия ожиданиям индивида, которое заканчивается взаимодействием [4, с. 13].

Придача смысла, осознанность действий и их осмысление - вот на что ставит акцент Макс Вебер в своей теории социального действия. Однако, что именно подразумевается под понятием "придать действиям смысл"? "Придать смысл" означает осознание своего

существования и взаимосвязи с миром [6, с. 133]. В процессе наделения смыслом, человек устанавливает связь между конкретным объектом - будь то материальный или идеальный, одушевленный или неодушевленный - и своим внутренним миром. Однако, с другой стороны, имеет смысл только то, что вызывает эмоциональную реакцию и влияет на нашу жизнь. Вещи и события, которые не соответствуют нашим потребностям и интересам, остаются незначимыми и не привлекают наше внимание. Отсюда следует, что придание смысла является одновременно и приданием ценности. Именно эта ценность определяет наше отношение к объекту и наше взаимодействие с ним.

Ценность, по Веберу, несет в себе глубокие формы человеческого мышления и способы умозаключений. Она представляет собой соотношение человека с миром вещей, людей и духовных явлений, не связанное напрямую с утилитарным назначением этих вещей и событий, практической пользой. Значимость и ценность могут быть сведены к последней, однако они также могут быть осознаны внутренним принятием или отталкиванием, что делает их особенно значимыми для личности. Носителем ценностей является личность, постигающая их в опыте внутреннего отталкивания или принятия.

Ценность, или значимость, существует вне категорий

«положительная/отрицательная», «объективное/субъективное», и не поддается прямому описанию в этих терминах. Она развивает связь человека и мира, освещая его значимость в опыте внутреннего принятия или отталкивания. Это открывает новые горизонты для понимания самих ценностей и их роли в нашей жизни.

Способ умозаключений, который представляет собой ценность по Веберу, обладает несомненной сложностью и многогранностью. Она раскрывает свои формы и способы проникновения в сознание, а также носит в себе глубокие корни в личностном опыте.

Глубокая потребность человека в определении ценностей является ключевым фактором для понимания его поведения. Эти ценности — это не просто цели или интересы, они представляют собой основные мотивы, которые управляют действиями человека. Можно сказать, что ценности выступают в качестве того фундамента, на котором строится вся жизненная позиция индивида. Именно в этом контексте Вебер высказывал мнение о важности выявления тех ценностей, на которые направлены действия человека, чтобы по -настоящему понять его поступки. Следовательно, понимание ценностей помогает не только определить цели, но и раскрывает суть самого человеческого поведения.

Этика ответственности и этика убеждения - два неразрывно связанных понятия, которые в целом определяют наше социальное поведение. Какими бы мы ни были, рано или поздно мы сталкиваемся с этим коренным противоречием между желанием быть ответственными за последствия наших действий и неотступной защитой своих убеждений независимо от их последствий.

Некоторые люди, руководствуясь этикой ответственности, готовы использовать любые средства для достижения общей цели, даже если при этом ставят под угрозу свою собственную душу. В то время как другие, придерживаясь этики убеждения, стоят на защите своей идеологии, независимо от того, какие могут быть последствия.

Однако, согласно мысли Макса Вебера, эти две этики не являются абсолютными противоположностями, а, на самом деле, взаимодополняют друг друга [9, с. 56]. Они представляют собой разные подходы к социальному действию, и выбор между ними зависит только от нашей совести и ценностей.

Одно из ключевых достоинств науки, по мнению Вебера, заключается в том, что она помогает нам осознать и понять это противоречие между этикой ответственности и этикой убеждения. Путем самостоятельного изучения и анализа научных данных мы можем прийти к осознанному решению, сделать выбор, и быть последовательными в своих убеждениях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Краткий экскурс в содержательную часть социологических парадигм позволил нам провести их классификацию (табл. 4).

Таблица 4 - Классификация основных социологических парадигм

Название парадигмы Авторы Краткое описание

Парадигма «социального действия» Макс Вебер Чтобы понять социальную реальность, необходимо учитывать не только внешние социальные факторы, но и внутренние мотивы и цели индивидов. В рамках парадигмы «социального действия» внимание уделяется мотивации и целям индивидов, их субъективным ожиданиям и интерпретациям социальной ситуации.

Парадигма «социальных фактов» Эмиль Дюркгейм Парадигма социального факта направлена на классификацию социальной реальности на основе двух основных групп социальных фактов - социальных структур и социальных институтов. Она фокусируется на их природе и взаимоде йствии.

Парадигма «социальных дефиниций» Толкотт Парсонс; Макс Вебер В рамках данной парадигмы акцент делается на значении, которое люди придают социальным явлениям, и на том, как эти значения влияют на их поведение. Важно понимать, что социальные явления имеют смысл для людей, только когда они придают им определенный смысл и соотносят с ними свои действия.

Итак, этика ответственности и этика убеждения - две стороны одной медали, которые определяют наше социальное поведение. Путем взаимодополнения этих подходов и осознания противоречия между ними, мы можем найти баланс и принять свой собственный выбор, руководствуясь совестью и нашими ценностями.

Список использованных источников

1. Giddens A. 2001. Sociology. Cambridge: Polity Press.P 538-545. Текст: непосредственный.

2. Ritzer G. Goodman D. J. Modern Sociological Theory. Boston, MA: McGraw Hill. Текст: непосредственный.

3. Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых учёных. Материалы Национальной научно-практической студенческой конференции, Том 1, Брянск, 13-14 декабря 2023 года / отв. ред. Е.Д. Селифонова, Т.А. Степченко, О.В. Тишина - Брянск: РИСО БГУ, 2023. - 750 с.

4. Вебер М. Основные социологические понятия / Пер. с нем. М.И. Левиной // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. Текст: непосредственный.

5. Гостенина В.И. Социальные тренды управления в условиях современной российской реальности. / Васильчикова А.О., Вертай С.П., Коркия Э.Д. Костюкевич.Н.П., Лифанова Т.Е., Лупенкова Е. Ю.,Мамедов А.К. Мельников С.Л. Мискевич Е. В., Новикова Н.В., Пантюхова Т.Л., Разгонова А.В.,Рогозянский М.Э., Хандожко В.Н., Шибанов С.А., Щербин В.Е.,Ядвиршис А.Е., Якубенко Е. Н.,/ под ред. Гостениной В.И.. // Монография «Динамика социальной реальности: российские и зарубежные тренды». Брянск. 2015. с. 634.

6. Грицанов А. А. Социальная реальность: осмысление основных парадигм // Вопросы социальной теории. 2008. Т. 2. С. 133-147. URL: https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/vst/2008/gritsanov.pdf (дата обращения:17.05.2024). Режим доступа: свободный.

7. Губин О. И. Собирательно-имиджевая модель социологической парадигмы: критический анализ многопарадигматичной социологии Джоржа Ритцера // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2011. № 3. С. 37-55. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sobiratelno-imidzhevaya-model-sotsiologicheskoy-paradigmy-kriticheskiy-analiz-mnogoparadigmatichnoy-sotsiologii-dzhorzha-rittsera (дата обращения: 25.04.2024). Режим доступа: свободный.

8. Дюркгейм Э. МЕТОД СОЦИОЛОГИИ //Западно-европейская социология XIX-

начала ХХ веков. - М., 1996. - С. 256-309. URL: https://socioline.ru/pages/e-dyurkgejm-metod-sotsiologii (дата обращения: 02.05.2024). Режим доступа: свободный.

9. Здравомыслов А. Г., Цуциев А. А. Этничность в постсоветском пространстве: соперничество теоретических парадигм // Вестник института цивилизации. 2001. № 4. С. 125-154. Текст: непосредственный.

10. Копосов Н.Е. Дюркгейм и кризис социальных наук // Социологический журнал. 1988. № 1-2. С. 55-65. Текст: непосредственный.

11. Полипарадигмальное пространство современной Социологии. Учебник для вузов.С.А. Ильиных, С.А. Филатов, Л.Ю. Руди. Новосибирский Государственный Университет Экономики И Управления «Нинх». URL: https://cyberleninka.rU/article/n/poliparadigmalnoe-prostranstvo-sovremennoy-sotsiologii (дата обращения: 15.04.2024). Режим доступа: свободный.

12. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов /С69 Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов, действительный член РАЕН Л. Н. Москвичев. — М.: Норма, 2003. - 882 с. URL: https://studfile.net/preview/989698/ (дата обращения: 15.04.2024). Режим доступа: свободный.

13. Шубрт И., Подвойский Д. Современные социологические теории. Как не заблудиться в концептуальном лабиринте? Москва: ВЦИОМ. 2024. 379с. - С. 25.

Сведения об авторах

Гостенина Валентина Ивановна - доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии и социальной работы ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»; e-mail: v.gostenina@yandex.ru; Адрес: 241036, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14; Телефон рабочий: +74832580520 (1231).

Кузнецова Юлия Александровна - студент направления подготовки 39.03.01 «Социология», факультет педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»; e-mail: yuliya.aleksandrovna.08@list.ru; Адрес: 241036, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14.

UDK 314+316.74

SCIENTIFIC AND THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE SOCIOLOGICAL APPROACH TO THE STUDY OF SOCIAL REALITY

Gostenina V.I., Kuznetsova Y.A.

Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, Bryansk

In the study of social phenomena, there are many theoretical approaches that help scientists to deeply understand the diversity of social processes. Some of these paradigms have become key to sociological science and form the basis for further research. Research methods: scientific and theoretical monitoring of scientific and theoretical sources; secondary analysis of empirical data.

Keywords: paradigm, social facts, social definition, social action, individual, interactionism, social role, social reality.

References

1. Giddens A. 2001. Sociology. Cambridge: Polity Press.P 538-545. Text: direct.

2. Ritzer G. Goodman D. J. Modern Sociological Theory. Boston, MA: McGraw Hill. Text: direct.

3. Actual problems of modern science: the view of young scientists. Materials of the National Scientific and Practical Student Conference, Volume 1, Bryansk, December 13-14, 2023 / ed. by E D. Selifonov, T.A. Stepchenko, O.V. Tishina - Bryansk: RISO BSU, 2023. - 750 p.

4. Weber M. Basic sociological concepts / Translated from German by M.I. Levina // Weber M. Selected works. M.: Progress, 1990. Text: direct.

5. Gostenina V.I. Social management trends in the conditions of modern Russian reality. / Vasilchikova A.O., Vertai S.P., Korkia E.D. Kostyukevich.N.P., Lifanova T.E., Lupenkova E. Yu., Mamedov A.K. Melnikov S.L. Miskevich E. V., Novikova N.V., Pantyukhova T.L., Razgonova A.V., Rogozyansky M.E., Khandozhko V.N., Shibanov S.A., Shcherbin V.E., Yadvirshis A.E., Yakubenko E. N.,/ ed. Gostenina V.I. // Monograph "Dynamics of social reality: Russian and foreign trends". Bryansk. 2015. pp. 6-34.

6. Gritsanov A. A. Social reality: understanding the basic paradigms // Questions of social theory. 2008. Vol. 2. pp. 133-147. URL: https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/vst/2008/gritsanov.pdf (date of application:17.05.2024). Access mode: free.

7. Gubin O. I. Collective image model of the sociological paradigm: a critical analysis of George Ritzer's multiparadigmatic sociology // Bulletin of the Moscow University. Series 18. Sociology and Political Science. 2011. No. 3. pp. 37-55. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sobiratelno-imidzhevaya-model-sotsiologicheskoy-paradigmy-kriticheskiy-analiz-mnogoparadigmatichnoy-sotsiologii-dzhorzha-rittsera (date of application: 04/25/2024). Access mode: free.

8. Durkheim E. THE METHOD OF SOCIOLOGY //Western European sociology of the XIX-early XX centuries. - M., 1996. - pp. 256-309. URL: https://socioline.ru/pages/e-dyurkgejm-metod-sotsiologii (date of application: 05/02/2024). Access mode: free.

9. Zdravomyslov A. G., Tsutsiev A. A. Ethnicity in the post-Soviet space: the rivalry of theoretical paradigms // Bulletin of the Institute of Civilization. 2001. No. 4. pp. 125-154. Text: direct.

10. Koposov N.E. Durkheim and the crisis of social sciences // Sociological Journal. 1988. No. 1-2. pp. 55-65. Text: direct.

11. The polyparadigmatic space of modern Sociology. Textbook for universities.S.A. Ilyinykh, S.A. Filatov, L.Y. Rudy. Novosibirsk State University Of Economics And Management "Ninh". URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poliparadigmalnoe-prostranstvo-sovremennoy-sotsiologii (date of application: 04/15/2024). Access mode: free.

12. Sociology. Fundamentals of general theory: Textbook for universities /C69 Ed. Academician of the Russian Academy of Sciences G. V. Osipov, full member of the Russian Academy of Sciences L. N. Moskvichev. — M.: Norma, 2003. - 882 p. URL: https://studfile.net/preview/989698 / (date of access: 04/15/2024). Access mode: free.

13. Shubrt I., Podvoisky D. Modern sociological theories. How not to get lost in the conceptual maze? Moscow: VTsIOM. 2024. 379s. - p. 25.

Author's information

Gostenina Valentina Ivanovna - Doctor of Sociology, Professor, Professor of the Department of Sociology and Social Work of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky; e-mail: v.gostenina@yandex.ru. Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241036, Russia. Phone work: +74832580520 (1231)

Kuznetsova Yulia Alexandrovna - student of the direction of training 39.03.01 «Sociology», Faculty of Pedagogy and Psychology of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky; e-mail: yuliya.aleksandrovna.08@list.ru. Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241036, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.