Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОДУКЦИЯ / GLOBALIZATION / COMPETITION / COMPETITIVENESS / PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цомартова А.Ф.

В данной статье исследуется глобализация как процесс объективного развития современных производственных отношений, проявляющихся в различных институциональных формах интеграции национальных экономик и транснациональных корпораций, а также анализируется изменение характера конкуренции в условиях глобализации мирового хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ENSURING COMPETITIVENESS OF PRODUCTION IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION

This article explores globalization as a process of objective development of modern production relations, manifested in various institutional forms of integration of national economies and transnational corporations, and analyzes the changing nature of competition in the context of globalization of the world economy.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

УДК 339.137.21

Цомартова А. Ф. студент магистратуры 2 курса факультет «Экономики и управления» научныйруковоитель: Ситохова Т.Е., к.э.н.

доцент

Северо-Осетинский университет К. Л. Хетагурова

Россия, г. Владикавказ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Аннотация: В данной статье исследуется глобализация как процесс объективного развития современных производственных отношений, проявляющихся в различных институциональных формах интеграции национальных экономик и транснациональных корпораций, а также анализируется изменение характера конкуренции в условиях глобализации мирового хозяйства.

Ключевые слова: глобализация, конкуренция, конкурентоспособность, продукция.

Tsomartova A.F. undergraduate

2nd year, Faculty of Economics and Management North Ossetian University KL Khetagurov

Russia, Vladikavkaz

Scientific director: Ph.D., associate professor Sitokhova T. Ye.

North Ossetian University KL Khetagurov

Russia, Vladikavkaz PROBLEMS OF ENSURING COMPETITIVENESS OF PRODUCTION IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION Annotation: This article explores globalization as a process of objective development of modern production relations, manifested in various institutional forms of integration of national economies and transnational corporations, and analyzes the changing nature of competition in the context of globalization of the world economy.

Keywords: globalization, competition, competitiveness, products.

Одним из императивов развития в современном мире является прогрессирующий быстрыми темпами процесс глобализации, который касается различных аспектов жизни общества - идеологии, политики, экономики, демографии, культуры, экологии, безопасности и т.д. С экономической точки зрения ускорение глобализации выражается в многократно возросших за последние десятилетия межстрановых и межотраслевых (межсекторальных) потоках товаров (услуг), труда, капитала и информации, а также в интернационализации финансовых и производственных процессов, включая международное разделение отдельных

организационных и технологических функций (работ, стадий, операций).

Как было отмечено выше глобализацию можно охарактеризовать как интенсификацию взаимозависимости экономик различных государств и регионов, расширение транснационального взаимодействия и коммуникаций, усиление взаимовлияния и интегрирования разнообразных сфер, секторов, институтов и процессов во всемирном хозяйстве. В результате глобализации происходит формирование экономических систем открытого типа, притом сама концепция открытой экономики изменяется по мере налаживания и укрепления мирохозяйственных связей.

Вместе с тем глобализация способствует обострению международной конкуренции. Подчас утверждается, что глобализация ведет к совершенной конкуренции. На деле речь скорее идет о новых конкурентных сферах и о более жестком соперничестве на традиционных рынках, которое становится не под силу отдельному государству или корпорации. Ведь к внутренним конкурентам присоединяются неограниченные в действиях сильные внешние конкуренты. Увеличение объема неконтролируемой власти в руках небольшого количества действующих в мировых масштабах экономических гигантов в лице транснациональных корпораций тоже внушает опасения. Формирование единых общемировых рынков и постепенная интеграция глобальных рынков в единый мировой рынок ставят на повестку дня вопрос о возникновении глобальных монополий. Это позволяет сделать вывод о том, что процессы глобализации в том виде, которые они сейчас принимают, несут угрозу национальным интересам российского государства.

Несмотря на определенную позитивную тенденцию влияния глобализации, перед экономикой страны встают новые вызовы, обусловленные современным состоянием мировой экономики, в т. ч. финансовым кризисом, необходимостью перехода к новой экономике, основанной на знаниях, инновациях и информационных технологиях. По мнению ведущих российских экономистов, кризис поразил Россию сильнее других государств. Причины этого: внешняя задолженность крупных отечественных предприятий, превышающая международные резервы государства; зависимость государственных финансов от мировых цен на нефть; сжатие денежной массы; раздутые бюджетные расходы, слабо связанные с реальным трудом и добавленной стоимостью; низкие адаптационные возможности большинства отраслей российской экономики, не способные стимулировать внутренний спрос.

Конкурентная «плавучесть» страны обусловливается еще и побочным эффектом высокотехнологичных отраслей, которые отличаются высоким уровнем дифференциации производимых изделий: десятки разновидностей одного и того же товара, сотни, а порой и тысячи, узлов и деталей, поступающих в международный оборот, из которых в конечном счете собирается то или иное сложное изделие. Это создает широкий веер диверсифицированных рыночных связей со многими странами и придает большую конкурентную устойчивость фирмам, производящим

высокотехнологичные товары и услуги. И чем больше в стране таких фирм, чем выше их технологический уровень, тем конкурентоспособнее страна в целом. Поэтому повышение технологической конкурентоспособности для России - первоочередная задача. В стране существует значительный потенциал для создания конкурентоспособной экспортной продукции, включая услуги, в оптоэлектронике, производстве телекоммуникационного оборудования, в разработке новых материалов, ядерных технологий. Но пока российские промышленники, особенно в обрабатывающих отраслях, практически не готовы к конкурентной борьбе.

Следует также отметить, что в стране не созданы благоприятные финансово-кредитные и налоговые условия для модернизации общественного производства на новой технологической основе, привлечения инвестиций в инновационную деятельность, без чего повысить конкурентную способность национальной экономики невозможно. Вследствие этих причин ни потенциальные потребители инноваций, ни инвесторы не заинтересованы в научно-технической или инновационной деятельности. Финансовые потоки находят пути к менее рискованным, но более прибыльным видам бизнеса: в сфере торговли, на финансовом рынке, операций с недвижимостью и др. В такой ситуации научные исследования и разработки экономически невыгодны. Поэтому реальные поступления денежных средств на развитие отечественной науки не обеспечивают даже простого воспроизводства. Государственный заказ на разработку высоких технологий уменьшился в десятки раз. Отсутствие оплаченного спроса на отечественную высокотехнологическую продукцию на внутреннем рынке фактически разорило ряд производств. Новых владельцев предприятий интересовало не развитие и обновление товарного ряда, а максимальное получение прибыли, в т. ч. путем передачи в аренду и продажи основных фондов в ущерб основному производству. Выживали в основном предприятия, ориентированные на внешний рынок или имеющие уникальные производства востребованных товаров.

Исследование, подготовка и адаптация к постоянно происходящим изменениям, связанным с всемирной экономической интеграцией, имеют первостепенное значение для Российской Федерации, чья социально -хозяйственная система длительное время (с начала 1990-х гг.) находится в нестабильном состоянии ввиду становления новой модели развития.

Положение стран в международном хозяйстве определяется в первую очередь конкурентоспособностью их продукции (работ, услуг). В силу заметного отставания РФ от стран-лидеров, задача существенного повышения уровня конкурентоспособности ее продукции является одной из первоочередных.

Социально-экономический рост, сохранение и расширение доли участия отечественных производителей на внутреннем и мировом рынках окажутся под угрозой, если российская продукция по своим ценам (тарифам), качеству, функциональности и иным характеристикам по-прежнему будет

уступать зарубежным товарам (работам, услугам).

Относительно низкая конкурентоспособность российской экономики объясняется тем, что на рубеже веков она оказалась в очень неблагоприятной и невыгодной начальной позиции. Вследствие продолжительного финансово-экономического и политического кризиса 90-х годов страна оказалась отброшенной на много лет назад по масштабам производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, эффективности систем управления и, как следствие, уровню благосостояния и качеству жизни граждан. В результате в настоящий момент целый ряд организаций (предприятий) изготавливает продукцию (выполняет работы, оказывает услуги), которая не способна успешно соперничать с товарами ведущих стран мира. Так, в рейтинге Всемирного экономического форума (The World Economic Forum) Российская Федерация находится на 43 месте в списке самых конкурентоспособных стран. Она набрала 65,6 балла из ста, и «прыгнула» сразу на две строчки вверх в сравнении с 2017 годом. Перспективы роста российской экономики составляют в нынешнем году 1,7% и это наивысший показатель за пять лет (см. рис. 1).

Улучшение показателей России эксперты ВЭФ объясняют стабилизацией условий макроэкономического развития, благоприятными обстоятельствами для инновационного развития и внедрением новых информационных технологий в повседневную жизнь граждан страны. А слабыми сторонами РФ являются финансовый и потребительский рынки, а также здравоохранение. По уровню развитости они находятся на 86, 83 и 100 местах соответственно. По одной из 12 ключевых «опор» - а именно институтам - Россия набрала всего 52,7 балла, оказавшись на 72-е месте списка.

2018 Global Competitiveness Index 4.0

□¡stance to the Competitiveness Frontier; Top 10 and BRIC

'Global Rank

1. United Stales

Scot» 10-100)

856 33.5

2. Singapore

3. Germany B2.8

4. Switzerland 82.6

5. Japan 82.5

6. Netherlands 82.4

7. Hong Kong SAR 82.3 S. United Kingdom 82.0

9. Sweden 81.7

10. Denmark 80.6 28. China 72.6 43. Russian Federation 65.6 58. India 62.0 67. South Africa 60.3 72, Brazil 59.6

OhttaiH» bo Frontior 114.4

16,5

17.2

17.4

17.5

17.6

17.7 18.0

18.3

19.4 27.4 34.4 38.0 39.2

Рис 1. Место России в рейтинге глобальной конкурентоспособности стран мира

Понимание важности и необходимости повышения конкурентоспособности национальной экономики произошло вслед за тем, как общество удостоверилось в ужесточении и неизбежности конкурентной борьбы на современном этапе развития рыночных отношений, в серьезных ограничениях и рисках стратегии, ориентированной преимущественно на возможности экспортно-сырьевого сектора. Продвижение готовых изделий и услуг на международные рынки вызвало необходимость серьезных структурных сдвигов и широкой диверсификации экономики, освоения фундаментальных инновационных и научно -технических факторов конкурентоспособности. Новейший период экономического развития РФ, формирование цивилизованного рынка и глобализация хозяйственных отношений стремительно актуализировали проблему обеспечения высокого уровня конкурентоспособности на различных иерархических уровнях экономической системы: предприятия, деловой сети, кластера, иного объединения, сектора, региона (локалитета) и страны в целом.

Необходимо отметить, что вопрос о значимости повышения конкурентоспособности неоднократно и достаточно давно обсуждался на общегосударственном уровне. Одним из ключевых тезисов Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 16 мая 2003 года стало утверждение о том, что «быстрый и устойчивый рост может быть только тогда, когда производится конкурентоспособная

продукция. Конкурентоспособным должно быть у нас все - товары и услуги, технологии и идеи, бизнес и само государство, частные компании и государственные институты, предприниматели и государственные служащие, студенты, профессора, наука и культура».

Учитывая сложившуюся ситуацию, выход на траекторию динамичного и качественного роста, повышение конкурентоспособности российской экономики и улучшение благосостояния населения, по мнению экспертов: «возможны исключительно на основе сосредоточения имеющихся ресурсов на прогрессивных направлениях развития нового технологического уклада, обеспечения условий для функционирования продуктивной конкурентной среды, упразднение влияния монопольной и криминальной составляющих, совершенствования государственного управления, многократного подъема инновационной и инвестиционной активности, стимулирования трудовой, предпринимательской и творческой деятельности членов общества.

В сегодняшних реалиях центральным условием увеличения эффективности российской экономики становится интенсивное и масштабное участие в системе международного разделения труда (МРТ). В свою очередь, данное обстоятельство определяет необходимость значительного наращивания конкурентоспособности продукции, главным образом высокотехнологичной и наукоемкой. Значимо, что укрепление конкурентных позиций возможно на базе оптимального сочетания и применения рыночных и административных методов, которые должны составлять основу высокоэффективной системы управления конкурентоспособностью как отдельно взятых организаций или регионов, так и страны в целом. По причине вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО), заметно возрастает актуальность задачи повышения конкурентоспособности на разных звеньях.

В новое столетие Россия вошла в роли сырьевого поставщика для промышленно развитых стран, что ощутимо снижает ее национальную производительность и инновационность, замедляет темпы экономического и социального развития, повышает степень неопределенности и риски. Последствия присоединения нашей страны к ВТО напрямую обуславливаются теми товарами, с которыми она выходит на мировой рынок. В настоящее время такими предметами торговли являются нефтегазовые ресурсы, металлы, древесина и ряд других сырьевых материалов. Внушительная часть отечественных машин и оборудования (исключая некоторые виды военной и гражданской промышленной продукции) не может успешно конкурировать с изделиями, созданными в ведущих постиндустриальных государствах. Нередко случается так, что российская продукция пользуется спросом только за счет невысоких цен, которые образованы в результате низких затрат на оплату труда персонала. Однако в случае с сельскохозяйственной продукцией дело обстоит с точностью до наоборот, и именно высокая цена российских продукции по сравнению с импортной является фактором снижения ее конкурентоспособности.

В соответствии с данными приведенными МОТ (Международная Организация Труда) самое высокое значение по средней заработной плате приходится на Швейцарию, в которой она составляет 5426,27 долларов. Следует отметить, что Россия в этом же рейтинге в 2018 году занимала 67 -ую позицию, а средняя ЗП в ней составила 637,7 долларов.

Учитывая новые тенденции и проблемы качественных преобразований, для нашей страны в настоящее время имеется только одно решение: стремительно повышать конкурентоспособность товаров обрабатывающей промышленности благодаря улучшению их потребительских свойств, снижению потребления ресурсов, и таким образом расширить спрос на них как на отечественном, так и мировом рынках. В этой связи экономическая сущность повышения и усиления конкурентных позиций производства заключается в том, чтобы непрерывно совершенствовать полезные характеристики выпускаемой продукции, снижать ее капиталоемкость и себестоимость. Вместе с тем, чем больше разница между верхним и нижним пределами цены товара (с условием сохранения высоких потребительских качеств), тем больше возможностей для того, чтобы успешно маневрировать на рынке и, следовательно, выше конкурентоспособность товара и его производителя.

Поэтому исключительное место в совокупности факторов конкурентоспособности занимают научно-технический уровень и качество продукции как результаты активной инновационной деятельности, выступающей в роли стратегического средства сокращения издержек производства и проникновения на новые рынки сбыта. Чрезвычайно актуальным для экономики России, значительно отстающей от экономик ведущих стран по уровню конкурентоспособности продукции, является радикальное повышение качества товаров с целью увеличения и изменения структуры экспорта, упрочнения конкурентных позиций.

На сегодняшней ступени развития национальной экономики, находящейся под влиянием процесса глобализации, особо остро встает задача повышения конкурентоспособности не только производимой продукции, но и самих субъектов хозяйствования, регионов и, в конечном счете, государства. В последнее время наибольшую актуальность приобретает проблема обеспечения прироста конкурентоспособности отдельных регионов, что проявляется, в частности, в составлении различных рейтинговых систем оценки территорий по разнообразным параметрам.

При этом основополагающее значение имеет научно -методическое обеспечение процесса стратегического управления и прогнозирования в сфере конкурентоспособности на региональном уровне, в том числе выявление факторов, обеспечивающих повышение конкурентоспособности, а также причин ее снижающих.

Несомненно, что комплекс стратегических факторов для каждой конкретной административно-территориальной единицы будет отражать ее характерные особенности, но среди них существуют общие (универсальные),

к которым необходимо отнести:

• нормативно-правовая база, качество институтов власти и общества;

• инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат региона;

• инновационная активность хозяйствующих субъектов, включая и малое среднее предпринимательство;

• удельный вес конкурентоспособной продукции, производимой предприятиями региона, на внутреннем и международном рынках;

• общее состояние основных фондов и инфраструктуры территории;

• кадровый потенциал;

• сбалансированность экономики и эффективность использования факторов производства;

• состояние окружающей среды и действенность системы природопользования.

Принимая во внимание вышеуказанный, далеко не полный, перечень факторов, можно подвести итог, что проблема увеличения темпов роста конкурентоспособности региональной экономики в условиях глобализации требует системного решения множества задач и, прежде всего, поиска новых подходов и методов их реализации. Мировой опыт свидетельствует о том, что в современных рыночных условиях повышение конкурентных позиций продукции предприятий региона связано с переводом его экономики на инновационный путь развития. В экономике нового типа инноваторство выступает как наиважнейший инструмент конкурентной борьбы, формирует положительный имидж и улучшает инвестиционную привлекательность товаропроизводителей и регионов. В настоящий момент времени без инновационной деятельности практически невозможно создать высококонкурентоспособную и качественную продукцию. Лишь инновационно-ориентированные региональные предприятия, которые основывают свое функционирование на реализации последних научно -технологических достижений, смогут создавать качественные товары с высокой добавленной стоимостью, пользующиеся спросом у потребителей.

Использованные источники:

1. Абдулгамидов Н. Глобализация, трактовка и действительность// Экономист. 2001, №9.

2. Акопова Е.С. Новый подход к анализу влияния международного разделения труда на экономическую систему национального хозяйства// Социально-гуманитарные знания. 2001, №6.

3. Амоша А., Дубнина М. Регионы Украины: оценка конкурентоспособности// Экономист. 2005, №12.

4. Андрианов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике// Мировая экономика и международные отношения. 2000, №3.

5. Андрианов В. Россия в мировой экономике: сравнительная конкурентоспособность// Международная жизнь. 2000, №8/9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.