Научная статья на тему 'Влияние глобализации на конкурентоспособность российской экономики'

Влияние глобализации на конкурентоспособность российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1790
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / НИОКР / COMPETITIVENESS / GLOBALIZATION / UPGRADE / INNOVATIONS / RESEARCH AND ADVANCED DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лемза Олеся Александровна

В статье рассмотрена необходимость повышения конкурентоспособности национальной экономики под влиянием глобализации: увеличение финансирования НИОКР, переход экономики на инновационное развитие, реконструкция и модернизация производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLOBALIZATION INFLUENCE ON COMPETITIVENESS OF RUSSIAN ECONOMICS

The article discusses the necessity of rise of competitiveness of national economics under the influence of globalization: increase of financing of research and advanced development, transition of economics on an innovative development, reconstruction and modernization of production.

Текст научной работы на тему «Влияние глобализации на конкурентоспособность российской экономики»

ЭКОНОМИКА

УДК 338.24.01:001.895

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

© Олеся Александровна Лемза

Саратовский государственный социально-экономический университет, аспирант кафедры общей экономической теории, e-mail: [email protected]

В статье рассмотрена необходимость повышения конкурентоспособности национальной экономики под влиянием глобализации: увеличение финансирования НИОКР, переход экономики на инновационное развитие, реконструкция и модернизация производства.

Ключевые слова: конкурентоспособность; глобализация; модернизация; инновации; НИОКР.

Преимущества глобализации определяются теми экономическими выгодами, которые получаются от использования передового научно-технического, технологического и квалификационного уровня ведущих в соответствующих областях зарубежных стран в других странах, в этих случаях внедрение новых решений происходит в краткие сроки и при относительно меньших затратах.

Глобализация, усиливая конкуренцию, стимулирует дальнейшее развитие новых технологий и распространение их среди стран. В ее условиях темпы роста прямых инвестиций намного превосходят темпы роста мировой торговли, что является важнейшим фактором в трансферте промышленных технологий, образовании транснациональных компаний и оказывает непосредственное воздействие на национальные экономики. Глобализация может привести и приводит к повышению производительности труда в результате рационализации производства на глобальном уровне и распространения передовых технологий, а также конкурентного давления в пользу непрерывного внедрения инноваций в мировом масштабе. Наряду с этим, глобализация дает странам возможность мобилизовать более значительный объем финансовых ресурсов, поскольку инвесторы могут использовать более широкий финансовый инструментарий на возросшем количестве рынков.

Вместе с тем глобализация способствует обострению международной конкуренции. Подчас утверждается, что глобализация ведет к совершенной конкуренции. На деле речь скорее идет о новых конкурентных сферах и о более жестком соперничестве на традиционных рынках, которое становится не под силу отдельному государству или корпорации. Ведь к внутренним конкурентам присоединяются неограниченные в действиях сильные внешние конкуренты.

Увеличение объема неконтролируемой власти в руках небольшого количества действующих в мировых масштабах экономических гигантов в лице транснациональных корпораций тоже внушает опасения. Формирование единых общемировых рынков и постепенная интеграция глобальных рынков в единый мировой рынок ставят на повестку дня вопрос о возникновении глобальных монополий. Это позволяет сделать вывод о том, что процессы глобализации в том виде, который они сейчас принимают, несут угрозу национальным интересам российского государства.

Несмотря на определенную позитивную тенденцию влияния глобализации, перед экономикой страны встают новые вызовы, обусловленные современным состоянием мировой экономики, в т. ч. финансовым кризисом, необходимостью перехода к новой экономике, основанной на знаниях, инновациях и информационных технологиях. По

мнению ведущих российских экономистов, кризис поразил Россию сильнее других государств. Причины этого: внешняя задолженность крупных отечественных предприятий, превышающая международные резервы государства; зависимость государственных финансов от мировых цен на нефть; сжатие денежной массы; раздутые бюджетные расходы, слабо связанные с реальным трудом и добавленной стоимостью; низкие адаптационные возможности большинства отраслей российской экономики, не способные стимулировать внутренний спрос.

Экономический кризис выявил определенную уязвимость российской экономики. По расчетам экономистов, борьба с кризисом (перечисление средств банкам и компаниям), а также снижение налогового бремени обошлось государству в 10 трлн руб. (15 % ВВП 2007 г.). Но до непосредственных получателей дошло на конец 2008 г. 13 % государственной помощи [1].

В современном мире надеяться на «невидимую руку» рынка, которая все расставит на свои места, вряд ли возможно. Как показал мировой опыт, в экстремальной ситуации государство оказывает помощь рынкам, а также отдельным хозяйствующим субъектам, подвергшимся ударам кризиса, но играющим важную стратегическую роль в экономике и финансах той или иной страны. В условиях глобализации требуется усиление роли государства в области международной конкуренции и позиционирования страны в мире. Задача эффективного государства - обеспечить условия для функционирования бизнеса. Роль эффективного бизнеса - увеличение ВВП, создание рабочих мест и участие вместе с государством в развитии образования, науки, НТП и инфраструктуры хозяйства через рентабельные инвестиции.

Пока меры, предпринимаемые правительством, не дают ответов на важные вопросы. Кому следует помогать в первую очередь - банкам или реальному сектору? Кто вправе претендовать на помощь государства? В плане антикризисных мер Россия отличается тем, что правительство осуществляет выборочную помощь отдельным секторам и отраслям. И, хотя главными приоритетами являются сельское хозяйство и ВВП, основные деньги получили банки.

В октябре 2008 г., до принятия антикризисных мер, государство предоставило на спасение банковской системы субординированный кредит в 1 трлн руб. сроком на 10 лет. Однако первые 319 млрд руб. государственных средств, предоставленных российским банкам, оказались в зарубежных структурах в счет уплаты частных долгов.

Принятый в ноябре 2008 г. пакет антикризисных мер направлен в основном на гашение кризисных ситуаций в отдельных отраслях, кратковременных, локальных шоков. Он не предусматривает конкретных расходов бюджетных средств. Часть поручений носит рекомендательный характер. К сожалению, кризис не используется для освобождения российской экономики от неэффективных предприятий и банков, для повышения конкурентоспособности перспективных в техническом и технологическом отношениях фирм и отраслей. Не отлажен механизм контроля над эффективным использованием государственных средств. Определенный негатив вызывает быстрый рост потребительских цен. Данная тенденция противоположна рыночной, когда в условиях кризиса идет снижение цен.

Кроме того, возникает вопрос: почему российская экономика не способна реанимироваться со стороны внутреннего спроса? Ответы лежат на поверхности. В России нет мелкого и среднего бизнеса, базирующегося на частной собственности, как основы экономического роста. В результате Центральный банк повышает ставки рефинансирования, тогда как во всем мире их снижают. Следовательно, можно утверждать, что нынешний кризис для России - это повод для ускорения реформирования реальной экономики, перераспределения денежных и других ресурсных потоков в национальную экономику. Конечно, все в комплексе - усилия государства в центре и на местах, инициатива экспортно-ориентированных компаний, целенаправленные государственные субсидии, изменение антимонопольного законодательства, привлечение в страну крупных транснациональных корпораций и прочие проин-вестиционные и проинновационные меры -способствовало бы ускорению движения наших производителей к лучшим международным образцам.

Конкурентная «плавучесть» страны обусловливается еще и побочным эффектом высокотехнологичных отраслей, которые отличаются высоким уровнем дифференциации производимых изделий: десятки разновидностей одного и того же товара, сотни, а порой и тысячи, узлов и деталей, поступающих в международный оборот, из которых в конечном счете собирается то или иное сложное изделие. Это создает широкий веер диверсифицированных рыночных связей со многими странами и придает большую конкурентную устойчивость фирмам, производящим высокотехнологичные товары и услуги. И чем больше в стране таких фирм, чем выше их технологический уровень, тем конкурентоспособнее страна в целом. Поэтому повышение технологической конкурентоспособности для России - первоочередная задача. В стране существует значительный потенциал для создания конкурентоспособной экспортной продукции, включая услуги, в оптоэлектронике, производстве телекоммуникационного оборудования, в разработке новых материалов, ядерных технологий. Но пока российские промышленники, особенно в обрабатывающих отраслях, практически не готовы к конкурентной борьбе.

Следует также отметить, что в стране не созданы благоприятные финансово-кредитные и налоговые условия для модернизации общественного производства на новой технологической основе, привлечения инвестиций в инновационную деятельность, без чего повысить конкурентную способность национальной экономики невозможно. Вследствие этих причин ни потенциальные потребители инноваций, ни инвесторы не заинтересованы в научно-технической или инновационной деятельности. Финансовые потоки находят пути к менее рискованным, но более прибыльным видам бизнеса: в сфере торговли, на финансовом рынке, операций с недвижимостью и др. В такой ситуации научные исследования и разработки экономически невыгодны. Поэтому реальные поступления денежных средств на развитие отечественной науки не обеспечивают даже простого воспроизводства. Государственный заказ на разработку высоких технологий уменьшился в десятки раз. Отсутствие оплаченного спроса на отечественную высокотехнологическую продукцию на внутреннем рынке фактически

разорило ряд производств. Новых владельцев предприятий интересовало не развитие и обновление товарного ряда, а максимальное получение прибыли, в т. ч. путем передачи в аренду и продажи основных фондов в ущерб основному производству. Выживали в основном предприятия, ориентированные на внешний рынок или имеющие уникальные производства востребованных товаров.

В России, в отличие от индустриальноразвитых стран, характерной чертой является индифферентность предпринимательского сектора экономики в части финансирования НИОКР. Поэтому основным источником финансирования науки по-прежнему является федеральный бюджет. Выделяемых государством денежных средств на проведение НИОКР по приоритетным инновационным проектам недостаточно. Кроме того, в 2005 г. практически была приостановлена федерально-региональная инновационная научнотехническая деятельность. Так как поправки, внесенные в законодательство ФЗ от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, фактически лишили субъекты Федерации и федеральные ведомства возможности финансировать совместные исследования и разработки в интересах инновационного развития регионов, создания инновационной инфраструктуры.

Как известно, в частном секторе находится более 90 % предприятий. Но предпринимательское сообщество не достигло должной научно-инновационной культуры и не считает задачу вложения денежных ресурсов в НИОКР своей важной функцией. В 2008 г. доля бюджетного финансирования науки в целом составила около 70 %. При этом надо учесть, что по масштабу ежегодных вложений в науку Россия отстает от основных развитых стран. Например, США ежегодно вкладывает в НИОКР свыше 280 млрд долл., страны ЕС -около 190 млрд долл., Япония - более 100, Китай - 60, Германия - 54, Россия - 6. В развитых странах доля предпринимательского сектора экономики в финансировании НИОКР составляет 65-80 %. В США на долю корпораций приходится 70 %, в ЕС - 56, в Японии - 72 [2].

Затягивание решения о разработке экономических стимулов не позволяет сформировать в экономике России среду, экономически заинтересованную в потреблении результатов интеллектуальной деятельности и

создании инновационной продукции. Россия все-таки имеет шанс, поскольку все еще обладает необходимыми для этого ресурсами, прежде всего квалифицированными научными кадрами, образованной рабочей силой, научным и технологическим потенциалом (в настоящее время: 17 из 100 научных направлений России находится на мировом уровне или выше). Главное в решении трех задач состоит: в правильном использовании ресурсного потенциала (от экспорта сырьевых ресурсов в одночасье отказаться невозможно); в переходе к операционной (технологической) конкурентоспособности, что сопровождается поиском новых технологических ниш, т. е. в создании нововведений, по которым Россия сможет стать технологическим лидером; в выстраивании собственной конкурентной стратегии, охватывающей весь спектр социокультурных геополитических проблем, оказывающих влияние на внутреннее состояние экономики страны и на ее положение в мире.

Системное решение перспективных задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. Это обусловлено тем, что с существующей отраслевой структурой, в которой преобладают добыча сырья и топлива и первичная их обработка, экономика нашей страны не вписывается в экономику ХХ1 в. -экономику знаний. К сожалению, подавляющее большинство производств у нас относится к технологиям 30-60 гг. прошлого века, т. е. к третьему и четвертому укладу. Лишь немногие российские предприятия опираются на технологии пятого уклада (электронику, телекоммуникации, лазерные устройства и биотехнологии). Поэтому вклад передовых технологий в прирост российского ВВП, по экспертным оценкам, не превышает 10 %. Страна ежегодно теряет 12-14 млрд долл. потенциального национального дохода [3]. Вместе с тем многие страны переходят к шестому технологическому укладу, основанному на широком использовании микро- и наноэлектроники, генной инженерии, нетрадиционной энергетики и информационных сетей. В этих странах от 75-90 % прироста ВВП обеспечивается за счет научнотехнической сферы и интеллектуализации производства товаров и услуг. В то же время, по экспертным оценкам, удельный вес нау-

коемкого сектора российской промышленности за годы реформ сократился с 12 до 6 %, а по уровню развития высоких технологий Россия откатилась назад на 10-25 лет. Несмотря на сохранившийся высокий уровень технологий в оборонном комплексе и успешное развитие экспорта оружия, доля высокотехнологических изделий в экспорте изделий обрабатывающей промышленности составила в 2007 г. 5,6 % [4]. Преобладают в отечественном экспорте низкотехнологичные товары (по данным Федеральной таможенной службы, в 2008 г. 60,6 % приходится на нефть, нефтепродукты и природный газ и 13,9 % на металлы и металлоизделия).

В итоге международная конкурентоспособность России снижается. Так, в рейтинге 133 стран по глобальной конкурентоспособности на 2009-2010 гг. по оценке ВЭФ Россия опустилась с 51-го на 63-е место [5, 6]. Позиционирование России (из 133 стран) в международном рейтинге конкурентоспособности проводилось по базовым факторам (качество институтов, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здоровье и начальное образование); по факторам эффективности (высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, развитость финансового рынка, технологический уровень, размер внутреннего рынка); инновационным факторам (конкурентоспособность компаний, инновационный потенциал).

В условиях мирового финансово-экономического кризиса особенно проявились факты низкой конкурентоспособности российских товаропроизводителей. В основном из-за того, что промышленные предприятия, составляющие основу экономики, лишены притока инноваций и научной поддержки. Кроме того, на этих предприятиях преобладают в основном морально и физически изношенные машины и оборудование, что не позволяет внедрять технические достижения. Вследствие этого увеличивается технологическое отставание от зарубежных конкурентов. Консервация нынешней технологической структуры экономики неизбежно приведет к дальнейшему падению конкурентоспособности страны. Обоснованный выбор приоритетных макротехнологий и соответствующая финансовая поддержка позволят

Таблица 1

Рейтинг России по факторам глобальной конкурентоспособности по оценке ВЭФ [5]

Факторы Место в рейтинге в 2008-2009 гг. Место в рейтинге в 2009-2010 гг. Прирост/ падение

Базовые факторы 56 64 -8

Качество институтов 110 114 -4

Инфраструктура 59 71 -12

Макроэкономическая стабильность 29 36 -7

Здоровье и начальное образование 59 51 8

Факторы эффективности 50 52 -2

Высшее образование и профессиональная подготовка 46 51 -5

Эффективность рынка товаров и услуг 99 108 -9

Эффективность рынка труда 27 43 -16

Развитость финансового рынка 112 119 -7

Технологический уровень 67 74 -7

Размер внутреннего рынка 8 7 1

Инновационные факторы 73 73 0

Конкурентоспособность компаний 91 95 -4

Инновационный потенциал 48 51 -3

России в ближайшие 5-10 лет претендовать на 3-4 % мирового рынка наукоемкой продукции и обеспечат значительный экспорт наукоемкой продукции, при условии если в отраслях, имеющих национальное стратегическое значение, будет соответствующая требованиям государственная поддержка. Особо следует подчеркнуть необходимость кардинального изменения экономической инфраструктуры, в первую очередь, по трем главным направлениям, влияющим на конкурентоспособность страны в мировом экономическом пространстве: во-первых, со

стороны государства требуется значительное усиление действенности антимонопольного законодательства с целью создания равных условий конкуренции; во-вторых, со стороны субъектов рынка необходимы новые импульсы к более интенсивной конкуренции на внутреннем рынке, что является главным условием выхода на внешние, в т. ч. развитые, рынки; в-третьих, конкуренция в современных условиях невозможна без применения на всех уровнях хозяйствования быстродействующих новейших средств телекоммуникаций (мобильной, кабельной, спутниковой, факсимильной связи, видеосвязи, Интернета и т. п.), с тем чтобы иметь достаточную информацию о ежедневно меняющейся ситуации на рынках товаров и услуг, что пока является одной из слабых сторон российской экономики.

В современных условиях конкурентоспособность определяется тщательно проду-

манной стратегией оптимизации отраслевой структуры национальной экономики и учетом долгосрочных геоэкономических перспектив. Будучи органической частью все более целостного мирового хозяйства, национальная экономика может оставаться конкурентоспособной лишь в том случае, если ее структурные параметры созвучны состоянию и вектору развития отраслевой структуры этого глобального хозяйства, удачно вписываются в него и позволяют стране постоянно наращивать свой экономический и технический потенциал. В наше время конкурентоспособность страны - результирующий показатель того, насколько эффективно по сравнению с другими странами она производит, распределяет и продает создаваемые в ней товары и насколько разумно она использует свои экспортные преимущества для неуклонного повышения собственного экономического потенциала в самом широком смысле этого понятия.

Важнейшими приоритетами государственной политики с целью повышения конкурентоспособности российской экономики должны стать: концентрация усилий государственной поддержки на соответствующих приоритетных направлениях; развитие потребительского и инвестиционного кредитования; формирование эффективной инновационно-восприимчивой структуры промышленного производства; коррекция накопленных структурных перекосов путем реструктуризации отраслей; перераспределение по-

лученных в сырьевых отраслях доходов в обрабатывающие отрасли промышленности и переориентация на непосредственное решение задач ускорения научно-технического прогресса, реконструкции и модернизации производства; формирование экономически эффективных высокотехнологичных производств по выпуску конкурентоспособной на внешнем и внутреннем рынках продукции.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наша страна располагает возможностями для восстановления нормального воспроизводственного процесса и развития экономики. Тем самым будет обеспечено сочетание интересов сообщества как основа реализации всех форм собственности. Проблема заключается в желании и способности государственных органов осуществить комплекс мер в рамках новой политики модернизации, которые позволят мобилизовать ресурсы общества для решения социальных задач. Следовательно, не шоковая терапия, а строго социально ориентированная на всех россиян траектория реформирования экономики

страны способна открыть новые крупные резервы выхода из кризиса, а также социально-экономического подъема России, обеспечить ее надежное вхождение в цивилизацию XXI в.

1. Мировой кризис: угрозы для России // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 5. С. 25.

2. Кучуков Р. Модернизация экономики: проблемы, задачи // Экономист. 2010. № 1. С. 23.

3. Промышленная политика. Создание экономики инновационного типа. Программный документ партии «Единая Россия». 02.12.2006. иКЬ: ШрУ/о^е&пгоБ.т. Загл. с экрана.

4. Шишков Ю. Россия на развилке стратегических дорог // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 12. С. 25.

5. иКЬ: www.weforum.org/en/index.htm.

6. Тодосийчук А. Условия перехода к инновационной экономике // Экономист. 2010. № 2. С. 25.

Поступила в редакцию 20.03.2010 г.

UDC 338.24.01:001.895

GLOBALIZATION INFLUENCE ON COMPETITIVENESS OF RUSSIAN ECONOMICS

Olesia Aleksandrovna Lemza, Saratov State Social and Economic University, Post-graduate Student of General Economic Theory Department, e-mail: [email protected]

The article discusses the necessity of rise of competitiveness of national economics under the influence of globalization: increase of financing of research and advanced development, transition of economics on an innovative development, reconstruction and modernization of production.

Key words: competitiveness; globalization; upgrade; innovations; research and advanced development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.